Урок окружающего мира "Золотое кольцо России"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Урок окружающего мира на тему "Золотое кольцо России" 3 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_om_3_klass.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Тема урока: «Путешествие по Золотому кольцу России»
Цели урока:
- Познакомить с интересными городами России и некоторыми ее достопримечательностями.
- Развивать память, воображение, мышление, речь.
Оборудование:
- Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Целоусова Т.Ю., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. Компьютер;
- Видеопроектор;
- Презентация (Power Point).
Ход урока.
- Организационный момент.
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постараюсь все понять,
Многое хочу узнать.
- Сообщение темы и целей урока.
Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Побываем в нескольких древних русских городах. Познакомимся с их достопримечательностями.
По дороге в школу я случайно услышал такой разговор трех мальчиков:
1 ученик: Я не боюсь отправиться в путешествие, потому что я хорошо знаю русский язык.
2 ученик: А я давно не боюсь путешествовать. Я, кроме русского, знаю еще иностранный язык.
На чем мы будем путешествовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Что за чудо - синий дом!
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином!
(автобус)
Автобус поможет нам побывать в нескольких древних русских городах, которые расположены на «Золотом кольце»
Почему кольцо?
Почему Золотое?
(Выслушиваются предположение детей).
В конце урока вы сможете ответить на эти вопросы
- Введение в тему.
Работа по карте.
- Покажите по карте столицу нашей Родины?
- А вы знаете, кто основал Москву?
( Юрий Долгорукий)
- Кто из вас был в Москве?
- Какие впечатления от увиденного? Что особенно запомнилось?
В путешествие по Золотому кольцу отправляемся из Москвы. (Показать маршрут следования на карте).
Едем на северо-восток. И вот мы прибываем в город Сергиев Посад. Этот город назван в честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь. Этот монастырь называется Троице-Сергиева лавра. («лавра» - главный, самый важный монастырь). Экономическая жизнь города находилась в зависимости от нужд монастыря. Здесь развито производство крестов, подсвечников икон т.д. Но наибольшую популярность завоевала Сергиевская игрушка. Недаром Сергиев Посад называли «столицей потешного царства». Купить игрушку у стен Лавры – значит совершить богоугодное дело. Ведь сам Сергий вырезал игрушки на потеху ребятишкам. Сегодня Лавра – действующий мужской монастырь.
Близ старинного подмосковного города Сергиева Посада, на высокой горе среди лесов и полей раскинулось село Богородское.
По народному преданию, давным-давно в селе жила семья. Задумала мать позабавить малых детей. Вырезала она из чурбачка фигурку "ауку". Дети порадовались, поиграли и забросили "ауку" за печь. Раз муж стал собираться на базар и говорит: "Возьму-ка я "ауку" да и покажу на базаре торгашам". "Ауку" купили и еще заказали. С тех пор и повелась резьба игрушки в Богородском. В умелых руках резчиков осиновые, липовые или березовые чурки превращаются в чудесные фигурки.
В 1980 г. в историческом центре Сергиева Посада был открыт уникальный и своеобразный музей, имеющий славные и яркие художественные традиции. Это было радостным событием не только для детей, которым он приоткрыл завесу времени над приметами детства многих стран и народов, но и для взрослых - их родителей и бабушек.
Сергиев Посад – родина русской матрешки. В этом городе мастера славились не только резьбой по дереву, но и резьбой по кости. Это один из самых старинных видов русского народного искусства.
Физминутка.
Из Сергиева Посада мы едем в Переславль-Залеский – город, который был основан, как и Москва, Юрием Долгоруким.
Само название города переводится с древнерусского как «перенявший славу». При въезде в город со стороны Москвы стоит Федоровский монастырь. Согласно легенде, монастырь возник уже в 14 веке, но известность приобрел после того, как в 1557г. У Ивана грозного родился сын Федор, названный так в честь святого, которому посвящен монастырь.
Спасо-Преображенский собор (1157). Храм предельно прост и скромен, но сколько в нем силы и мощи! Он поражает своей суровостью и неприступностью.
Горицкий Успенский монастырь находится на возвышенности у южного берега Плещеева озера. Благодаря своему местонахождению он виден отовсюду.
Недалеко от Горицкого монастыря расположен другой монастырь, Троицкий Данилов. Главное здание монастыря – Троицкий собор. Особенно интересно изображение Христа в куполе.
Затем наш путь лежит в Ростов. Ростов – один из древних городов в Золотом кольце. Самая замечательная часть города – Ростовский кремль. В Ростове нас восхищает не только архитектурный ансамбль Ростовского кремля, но и знаменитая звонница Успенского собора. Колокола ростовских церквей славятся своим мелодичным звоном. Всего на звоннице 15 колоколов. Среди них самый большой – Сысой, весом 32 тонны. Этот город славен памятниками зодчества, собранием икон, медного литья, деревянной скульптуры, финифти.
Финифть – в переводе с греческого « блестящий камень». Это очень красивые эмалевые украшения: броши, серьги, кулоны.
Следующая остановка – город Углич.
Углич – древнейший русский город на Волге. В Угличе много памятников старины.
Церковь царевича Димитрия “на крови” (1692 г.) воздвигнута на месте гибели восьмилетнего царевича. Красный цвет стен напоминает о происшедшем здесь событии угличских событий 15 мая 1591 года. Здесь же представлен ссыльный колокол, возвестивший горожанам о гибели царевича, и отбывший трехсотлетнюю ссылку в Сибирь.
Кремль – историческое и градостроительное ядро древнего города.
Из Углича отправляемся в Ярославль.
Ярославль – крупнейший промышленный и культурный центр России. Над городом проносились войны, пылали пожары, менялся облик улиц и площадей Ярославля. Но неизменным остается значение города как сокровищницы русской культуры.
В центре города стоит памятник Федору Григорьевичу Волкову. Этот человек создал в Ярославле первый в России общедоступный театр. Ярославль называют родиной русского театра.
В давние времена Ярославль стоял посреди дремучих лесов и в город часто забредали их дикие обитатели. Говорят, однажды Ярослав Мудрый встретился на улице с медведем. В схватке победил князь, а медведь попал на герб города. В Ярославле множество церквей.
Собор Спасо-Преображенского монастыря – старейшее из сохранившихся зданий Ярославля.
Следующий город, в котором мы остановимся – Кострома. Свое название город получил по имени славянской богини весны и плодородия. Это один из самых интересных городов, входящих в маршрут «Золотое кольцо России». Улицы Костромы расположены в виде веера. Есть легенда, которая это объясняет. Когда императрица Екатерина 2 приказала перестроить город, ее спросили, какой она хочет видеть Кострому. В этот момент императрица развернула веер. Вот город сделали таким необычным.
Этот город считают родиной Снегурочки. Когда Дед Мороз из Великого Устюга отправляется в путешествие по России, он заезжает за внучкой в Кострому.
Самым главным туристическим объектом считается Ипатьевский монастырь. Рядом уникальный музей деревянного зодчества под открытым небом. Сюда свозят из сел и деревень Костромской области деревянные церкви, старинные избы, амбары, ветряные мельницы.
Посетим еще один прекрасный город на Волге – Плес. Свое название город получил от речного плеса, т. е широкой части реки между двумя изгибами.
Плес – это город художников. Их привлекает необычная красота города и его окрестностей. Художники приезжали сюда и в прошлом. Особенно любил Плес русский художник Исаак Ильич Левитан. Сейчас здесь открыт музей И.И. Левитана.
Далее наше путешествие продолжается в Суздаль – всемирно известный город-музей. Здесь 33 церкви, 5 монастырей, 17 часовен. Этот город похож на кружево, сплетенное из шатров церквей и колоколен. Старейший памятник Суздаля Рождественский собор кремля, построенный в 13 в. Покровский монастырь – женский. В этот монастырь ссылали представительниц знатных родов и царских фамилий.
От Суздаля совсем недалеко до Владимира. Этот горд был основан Владимиром Мономахом. Один из замечательных памятников старины – Золотые ворота.
Успенский собор долгое время был главным собором Руси. По его образцу построили Успенский собор в Московском Кремле.
Дмитриевский собор. На его стенах несколько сотен удивительных резных изображений.
Из Владимира мы возвращаемся в Москву. Путешествие наше по Золотому кольцу России закончилось.
4. Проверка усвоения нового материала.
- Кроссворд
- Тест
5. Итог урока.
- Перечислите города Золотого кольца.
- Объясните название Золотое кольцо.
6. Домашнее задание.
- Прочитать текст учебника (стр. 88-97);
- Ответить на вопросы (стр.98).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Леса России" в 4 классе, УМК "Школа России"
Красочная презентация по теме урока делает изучение темы "Леса России" из раздела "Природные зоны" интересным и занимательным. Материал может быть использован для проведения внеклассного м...
Урок - путешествие "Золотое кольцо России"
Знакомство детей с интересными городами нашей Родины и некоторыми их достопримечательностями с помощью презентации, выступлений учащихся по разным городам....
Конспект урока окружающего мира - "Патриоты России". 4 класс. Школа России
Цели урока: воспитывать у учащихся чувство патриотизма, воспитывать уважение к героическим и историческим личностям Отечества, расширить кругозор о подвигах героев....
Конспект урока окружающего мира «Города России. Проект» (УМК «Школа России», 2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умения выполнять проект; расширение знаний о городах России; воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну.Планируемые результаты:Предметные: знать: п...
Конспект урока окружающего мира «Города России» (УМК "Школа России" 2 класс)
Тема: «Города России» Цели деятельности учителя: формирование о достопримечательностях Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода.Задача урока (в рамках выпускной квалификационной ра...
Конспект урока окружающего мира "Город России. Проект", УМК "Школа России", 2 класс
Цели деятельности учителя: формирование умения выполнять проект; расширение знаний о городах России; воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну.Планируемые результаты:Предметные:знат...