О молниях, змеях, собаках и прочем…
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Черных Ольга Николаевна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока27.22 КБ

Предварительный просмотр:

                                     

Предметная область. Урок окружающего мира.

                                        Программа "Школа России".

Название раздела. Наша безопасность.

Тип урока. Изучение нового материала.

Тема. О молниях, змеях, собаках и прочем… (урок- путешествие)

Цели урока:

  •  научить защищаться от природы, на практических примерах показать отрицательное влияние  на жизнь человека;
  •  развивать  логическое мышление, воображение, речь, обогатить словарный запас;
  • изучить правила безопасности, которые необходимо соблюдать при общении с природой;
  •  воспитывать находчивость, сообразительность, смелость.

Оборудование: презентация, рисунки, компьютер, проектор.

Ход урока.

I. Организационный момент (слайд 2)

         Заливистый школьный звонок

       Позвал нас на новый урок!

II. Проверка домашнего задания  (работа в парах)     (слайд 3)

Игра «Внимание, опасно!»

Объясните своему соседу, какую опасность содержит слово.

Утюг, батарея, обогреватель, микроволновка, чайник, балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, парк, лес, ледяная горка, крыша, подвал, качели, река, дорога, люк, чердак.

-Почему надо  помнить об этих опасностях?

III. Актуализация знаний (слайд 4)

- Сегодня у нас необычный урок, мы отправляемся на необитаемый остров к Робинзону  Крузо, чтобы узнать, как  защитить себя от опасностей, которые могут нас подстерегать в путешествии.

- Что вы знаете об этом человеке?

Робинзон Крузо попал на необитаемый остров и прóжил там 28лет 2месяца и 19дней. А вы бы смогли?

IV. Работа по теме.

- Итак, мы на корабле. В путь!

1. Опасное солнце (слайд 5)

- Во время путешествия нас могут подстерегать разные опасности. Как вы думаете, какие?

- Почему летом надо  опасаться солнца?

- Что является признаками солнечного ожога?

Признаки солнечного ожога:

1. Покраснение кожи.

2. Высокая температура.

3. Рвота.

4. Головная боль.

Лечение: положить на обожжённый участок холодный компресс, постоянно меняя его. (слайд 6)

- Как защитить себя от солнечного ожога, теплового  удара?

(Надо надевать панамы, кепки, платочки.)

2. Ядовитые растения и грибы.

- А что вы знаете о ядовитых растениях и грибах?

- Какие правила необходимо помнить при сборе грибов и ягод?

(Не собирать грибы и ягоды, которые не знаешь; постоянно пополнять свои знания о грибах и ягодах.)

Рассказы (доклады) детей о ядовитых грибах: (слайд7)

1. Бледная поганка.

2. Ложноопёнок серно-желтый и кирпично-красный.

3. Желчный гриб или ложный белый.

Рассказы (доклады) детей о ядовитых растениях: (слайд 8)

1. Волчье лыко.

2. Дурман.

3. Белена.

- Почему необходимо знать о ядовитых растениях и грибах?

3. Как уберечь себя от укуса пчелы или осы? (слайд 9)

- Чем опасны укусы насекомых для людей?

Пчела оставляет в ранке свое жало, к которому прикреплён мешочек с ядом. Это жало надо как можно быстрее удалить. Но так, чтобы мешочек с ядом не разорвался. Поэтому не стоит выдавливать жало или пытаться вытащить его пальцами. Лучше осторожно поскрести по месту укуса тупой стороной ножа или ногтём, тогда и жало, и мешочек выйдут наружу. После этого надо промыть ранку водой с мылом. От боли и зуда может помочь измельченный лист подорожника или любой дезодорант от пота. В нём, оказывается, есть вещества, которые уменьшают действие пчелиного яда.

- Какие признаки аллергии появляются после укуса?

Признаки аллергии:

1. Большой отёк.

2. Ощущение удушья.

3. Спазмы в животе.

4. Тошнота.

Лечение: срочно обратиться к врачу.  

- Почему опасны укусы пчел, ос?

4. Если укусила змея… (слайд 10)

- Как надо вести себя при виде змеи?

(Остановиться и не трогать её.)

- Любая змея пуглива. Встретившись с человеком или крупным животным, она предпочитает уползти, ускользнуть в укрытие. Но, если преградить ей дорогу, нападает.

Рассказы (доклады) детей о гадюке и кобре.

- Чтобы реже встречаться со змеями, надо знать их любимые места и привычки. Они любят греться на солнце возле своих нор. Эти норы могут быть и под старым пнем, и в гнилом стволе упавшего дерева. Около таких мест надо быть осторожнее. Не надо совать руки в дупла деревьев, там может оказаться змея. Также они любят прятаться в поленницах дров.

- Почему укус змеи опасен для человека?

Признаки отравления:

1. Место укуса быстро отекает. Опухоль может охватить всю конечность и перейти на туловище.

2. В первые 20-40 минут пострадавший испытывает шоковое состояние: бледность, головокружение, тошнота, рвота, слабый пульс, падение артериального давления, потеря сознания.

Ваши действия:

1. Обеспечить полный покой.

2. Продезинфицировать ранку йодом или спиртом.

3. В первые же минуты начать отсасывать яд, регулярно сплевывая его. Делать это 15 минут. Яд не глотать!

4. Дать пострадавшему теплое питье и доставить в больницу.

Если сразу не оказать помощь, человек может сразу умереть.

5. Работа в рабочей тетради (слайд 11)

- Откройте с. 14, № 2.

- Прочитайте задание. Какие ядовитые растения вы знаете?

- Чем опасны эти растения?

с.15, № 3

- Прочитайте. Назовите ядовитые грибы. Соедините названия грибов с рисунками. (Самопроверка)

С.15, №4.

- Прочитайте задание. Рассмотрите рисунок. Подпишите названия змей.

V. Физкультминутка (слайд 12)

Покачайтесь, покачайтесь,

Покружитесь, покружитесь,

Потянитесь, потянитесь,

Распрямитесь, распрямитесь,         

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку, на носок, на пятку,

Поскачите-ка в присядку,

Глубоко теперь вдохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Всё в порядок приведите

Вновь трудиться все начните.

VI. Работа по теме (продолжение). Явления природы.

1. Путешествие на остров Робинзона Крузо (слайд 13)

- Наш корабль плывет к острову. Чёрная туча нависла над кораблем.

Отгадайте загадку.

Меня никто не видит,

Но всякий слышит,

А верную спутницу мою

Всякий может видеть,

Но никто не слышит!

- О каких явлениях идёт речь? Ответ появляется (слайд 14)

(О громе и молнии.)

-  А знаете ли вы, что такое гроза?

Грозой называют разряды атмосферного электричества в форме молний, сопровождаемые громом. Во время грозы мы видим молнию и слышим гром. Гром как ударит – страшно становится. Не то, что молнии – это красиво.

В глубокой древности грозы боялись все – от мала до велика. Люди считали, что это бог грозы Перун ездит по небу в грохочущей колеснице и в гневе кидает на землю камни и огненные стрелы. Но боялись они не столько огненных стрел, сколько грома. Ещё бы: как загремит – земля дрожит, а что гремит – непонятно.

- Гром ударит, кажется, земля раскололась (объясните выражение).

- А как вы считаете, что страшнее гром или молния?

От грома - никакого вреда. Опасаться надо молнии, которая его породила.

Молния – это огромная электрическая искра. Температура внутри молнии 30.000оС. В считанные секунды она пролетает по небу несколько километров. Воздух от этого накаляется и происходит самый настоящий взрыв. Звук от него мы и называем громом. Но почему же гром гремит так долго? Звук многократно отражается от других туч и от земли. Это то же самое, что эхо. Поэтому нам кажется, что гром гремит так долго.

От удара молнии вспыхивают здания и деревья, даже вековые деревья раскалывает пополам, прямое попадание в человека (животное) чаще всего заканчивается трагически.

А знаете ли вы…(слайд 15)

Что ежегодно на Земле гибнет от молний около 3000 человек.

 Ежесекундно на Земле возникает 100 молний.

Что на земном шаре в год происходит 16 миллионов гроз, т.е. в час около 1800.

- Почему возникают грозы?

Они происходят от того, что в одном месте воздух очень сильно нагрелся, а в другом, наоборот сильно остыл. Там, где встретился влажный и теплый воздух с сухим и холодным, образовалась грозовая туча.

Обычно можно заранее понять, что собирается гроза: когда солнце печёт, а в воздухе накапливается влага; затем начинает по-особенному меняться небо и даже чувствуется особый предгрозовой свет.

2. Работа с книгой. (с.23) (работа в группах). (слайд16)

- Откройте учебник на с. 23, прочитайте текст и скажите, как вести себя во время грозы.

Правила поведения во время грозы: (слайд 17)

1. Нельзя прятаться под высокие деревья, особенно отдельно стоящие.

2. Нельзя находиться возле металлических предметов.

3. Нельзя прикрываться от дождя металлическими предметами.

4. Нельзя купаться во время грозы.

- Итак, гроза закончилась, выглянуло солнышко, и мы идём по острову, покрытому растениями. Нас встречает весёлая обезьянка и жалуется на появление клещей. Она интересуется, почему опасны клещи и как от них защититься?

3. Вопрос от Робинзона Крузо

-Каких животных  люди считают опасными, а на самом деле они безобидны?

-Почему домашние животные могут навредить здоровью человека?

Правила безопасного общения с собаками (работа с книгой, в группах).

(слайд 18)

- Желание любого ребёнка, когда он видит собаку, погладить её. Но это не всегда безопасно. Почему?

- Что же  делать,  если на вас напала собака?

Ваши действия.

1.  Остановитесь и постарайтесь понять, чем недовольна собака.

2. Твёрдым голосом дайте несколько команд («Фу!»,  «Нельзя!»,  «Сидеть!»,  «Лежать!»)

3.  Не делая резких движений, позовите хозяина.

4.  Если помочь некому, медленно уходите от собаки, не ускоряя шага.

5.  Не кричите, не машите руками или палкой, не кидайте что-либо в собаку,  не топайте ногами; не смотрите ей в глаза – это может спровоцировать животное на действия.

VII. Рефлексия (слайд 19)

 Игра «Да – нет».

Вы должны отвечать на вопросы «да» - или «нет»  -

Вопросы:

1)  Можно ли от молнии укрыться под железным забором?

2)  А под деревом?

3)  А в сухой яме?

4)  Все ли грибы съедобные?

5)   Если не уверен в ягодке, можно ее попробовать?

6)   Есть ли не ядовитые змеи?

7)   Если тебя укусила змея, всегда ли надо обращаться в больницу?

8)   Может ли человек пострадать от домашних животных?

9)   Можно ли убегать от собаки?

10) Когда кошечка кормит котят, можно ли взять и погладить котенка?

Итог урока (слайд 20)

-Робинзон Крузо благодарит вас за урок и надеется, что вы узнали много нового и интересного для себя.

-А теперь давайте попробуем ответить на вопрос.

-Вы бы смогли  прожить на необитаемом острове?

VIII. Домашнее задание. Оценки (слайд 21)

с.23-28, РТ с.14, №1, №2, с. 16, № 5

Источники

Необитаемый остров [Электронный ресурс]-http://images.yandex.ru

Клещи [Электронный ресурс]-http://images.yandex.ru/

Домашние животные [Электронный ресурс]-http://images.yandex.ru

Оса пчела [Электронный ресурс]-http://images.yandex.ru

Цветок анимация [Электронный ресурс]-http://images.yandex.ru/

Палящее солнце [Электронный ресурс]-http://images.yandex.ru

Ядовитые грибы [Электронный ресурс]-http://images.yandex.ru

Остров с пальмой, звонок, карандашик, первобытный человек анимация

[Электронный ресурс]- http://images.yandex.ru

Ядовитые растения, ядовитые змеи, обезьяна, молния, гроза,

обложка рабочей тетради, учебника по окружающему миру 3 класс,

молния анимация, корабль анимация [Электронный ресурс]-

http://images.yandex.ru/

Рисунки детей «Как защитить себя от солнечного ожога, теплового удара».

Литература

1) Плешаков А.А. Окружающий мир, в 2 ч.3кл. [Текст]/А.А.Плешаков / Под ред. З.Д.Назаровой- М.: Просвещение, 2010.  

2) Плешаков А.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» [Текст]/О.И.Дмитриева,  Т.В.Максимова - М.: «ВАКО», 2010.

3) Плешаков А.А. Окружающий мир, Рабочая тетрадь в 2 ч.3кл. [Текст]/А.А.Плешаков / Под ред.  З.Д.Назаровой- М.: Просвещение, 2010.  

4) Школьник Ю.К. Растения. Полная энциклопедия, [Текст]/ Под ред. Ю.К.Виноградовой, Л.Н.Кондрашовой - М.: «Эксмо», 2010.  

5) Школьник Ю.К. Грибы. Полная энциклопедия, [Текст]/ Под ред. А.Г.Воробьёва, Л.Н.Кондрашовой - М.: «Эксмо», 2011.  

6) Школьник Ю.К. Животные. Полная энциклопедия, [Текст]/ Под ред. И.А.Сербиновой, Л.Н.Кондрашовой - М.: «Эксмо», 2011.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "О молниях, змеях, собаках и прочем..."

Презентация по окружающему миру в 3 классе "О молниях, змеях, собаках и прочем...", УМК "Школа России"...

ОТКРЫТЫЙ УРОК в 3 классе по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ по теме «О молниях, змеях, собаках и прочем…»

Данный урок знакомит учащихся с правилами безопасного поведения в природе. Развивает  логическое  мышление,  воображение,  умение  рассуждать.Воспитывает чувство бережно...

О молниях, змеях, собаках и прочем

Урок по курсу "Окружающиий мир" проводится в виде конференции. На этом уроке предусмотрены различные виды деятельности: сообщения по заданной теме, работа с учебником, работа в группах, игра...

Презентация по Окружающему миру "О молниях, змеях, собаках и прочем"

Презентация по Окружающему миру в 3 классе на тему "О молниях, змеях, собаках и прочем..."...

"О молниях, змеях, собаках и прочем"

Интегрированный урок в 3 классе (окружающий мир + ОБЖ). В предлагаемом конспекте интегрированного урока ОБЖ и окружающего мира используются активные методы обучения: работа в группах, защита рефератов...

презентация по окружающему миру "О молниях, змеях, собаках и прочем"

Презентация по окружающему миру в 3 класе (УМК "Школа России")...

Презентация к уроку "О молниях, змеях, собаках и прочем"

Презентация к уроку "О молниях, змеях, собаках и прочем"....