"О молниях, змеях, собаках и прочем"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Интегрированный урок в 3 классе (окружающий мир + ОБЖ). В предлагаемом конспекте интегрированного урока ОБЖ и окружающего мира используются активные методы обучения: работа в группах, защита рефератов, решение проблемных ситуаций. К конспекту    прилагается презентация, которая оживляет урок, делает его более интересным и наглядным.                  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2._konspekt_uroka.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок  окружающего мира и ОБЖ

в 3 классе  с использованием ИКТ

Учитель: Золотарева О.В.

Школа: МБОУ СОШ № 9

Тема:  О молниях, змеях, собаках и прочем.

Предварительная подготовка: дать учащимся задание подготовить рефераты об ядовитых растениях  и ядовитых грибах.

Цели:

Образовательные: 

  1. Учащиеся узнают правила безопасности при общении с природой и домашними животными.
  1. Сформировать логические универсальные учебные действия: выявлять главное-существенное, анализировать, систематизировать, отбирать критерии для изучения материала.

Развивающие:

  1. Учащиеся учатся распознавать опасные ситуации, которые могут возникнуть вне дома; правильно действовать в таких ситуациях и как их избежать.
  2. Развивать познавательную активность детей, внимание, речь, коммуникативные качества, логическое мышление и воображение.
  3. Умение использовать полученные знания.

Воспитательные:

  1. Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье и жизнь.
  2. Воспитание качеств ситуационного лидера, умения работать в команде.

Оздоровительные:

  1. Учить соблюдать правила поведения в природе, обосновывать их необходимость.

Прогнозируемые результаты: третьеклассники узнают основные правила безопасного поведения в природе;  будут учиться предвидеть опасную ситуацию и не допускать ее.

Оборудование:

  1. Книга «Зелёные страницы»;
  2. Книга А.М. Носова «Лекарственные растения»;
  3. Набор иллюстраций с ядовитыми растениями;
  1. Компьютер
  2. Проектор
  3. Мультимедийная презентация  составлена на основе презентации, взятой с сайта www.kollegi. переработана и дополнена в соответствии с задачами урока.
  4. Рефераты
  5. «Судовой журнал»
  6. Тесты по окружающему миру. Тихомирова.
  7. Жетоны
  8. Атлас-определитель «От земли до неба»;
  9. Рефераты учащихся.
  10. Детская энциклопедия «Я познаю мир»;

Ход урока.

I.Организационный момент.

Микроцель: обеспечение мотивации и организация внимания учащихся.

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Много нового узнать.        

                                                                                                                                                 

II.Актуализация знаний учащихся. Целеполагание.

Микроцель: постановка цели урока.

- Какой раздел предмета мы изучаем? («Наша безопасность»)

- На слайде вы видите предметы (молния, змея, собака, кошка, клещ). Назовите их и сформулируйте тему нашего урока. (слайд 1).

- Тема сегодняшнего урока «О молниях, змеях, собаках  и прочем» (слайд 2).

- Как вы думаете. Для чего мы будем изучать эту тему? Обоснуйте свое мнение.

- Где нам пригодятся знания по этой теме?

- Девиз нашего урока: «Корень учения горек, но плод его сладок». Объясните смысл. (слайд 3).

III. Проверка домашнего задания.

- И так, мы начинаем. Сегодня мы отправляемся в путешествие на парусном корабле.

- Для того, чтобы нас взяли на корабль нам нужно пройти небольшую проверку, ответить на вопросы, которые вы должны хорошо знать. И заодно проверить вашу наблюдательность. До отправления корабля остается совсем мало времени, нужно отвечать быстро. Работа в тетрадях «Проверь себя» с. 7, №1. (Самопроверка)

IV. Формирование новых знаний.

Микроцель: формировать умения применять полученные знания на практике.

- Вот нас разместили на корабле по командам. В каждой команде – командир, или капитан, который дает задания, распределяет обязанности, следит за дисциплиной, ведет сам или поручает кому-либо из команды вести судовой журнал (слайд 4). В него вы будете записывать все трудности, которые встретятся вам на пути и то, как эти трудности преодолевать.

- На корабле тишина и порядок. Мы отправляемся в путешествие. Сели удобно, дышим ровно. (На экране появляется изображение парусника) (слайд 5). 

- На море штиль. Что такое штиль? Найдите объяснение в словаре.

 Светит солнце, все довольны. Становится еще жарче от палящих лучей, потом душно. Вот уже видна земля…

- Но вдруг все вокруг затихло и потемнело… Что это стало происходить в природе? (На экран выводится изображение молнии  и звук грозы) (слайд 6).

- Что происходит в природе? (Ответы детей)

- Гроза! А чем опасна гроза? (Молнией) (слайд 7).

- Обоснуйте свой ответ.

- Куда нам спрятаться? (Ответы детей)

 В кустарник, в пещеру, в сухое место (канава).

- Лучше сидеть дома, отключив электроприборы, отойти от окна.

- Запишите в «Судовой журнал», с какой опасностью вы повстречались.

Предмет опасности

Чем опасен

Как уберечься

Гроза

Молния

В сухое убежище

                                                               

- Мы сошли с корабля и идем по лесу, а вокруг растут разные грибы. А все ли грибы можно собирать? Можно ли утверждать, что все грибы ядовитые?

- Обоснуйте свой ответ.

4.1. Сообщение детей об ядовитых грибах.

- Нам ребята  приготовили сообщение о грибах. (Выступление детей с сообщениями)  (слайд 8).

Бледная поганка –  очень красивый гриб и один их самых ядовитых. Его можно перепутать с шампиньоном, но в молодом возрасте. У шампиньонов пластинки темные. У бледной поганки в любом возрасте они белые. Гриб предпочитает лиственные или смешанные леса. Встречается с июля до поздней осени.

Ложноопёнок кирпично-красный  и –  ложноопёнок серно-желтый –

распространены по всей лесной зоне. Растут обычно группами на гнилой древесине, пнях, около них. Встречаются с апреля по октябрь. Грибы несъедобны е, а по некоторым данным ядовитые, вызывают отравления. 

Ложнодождевик встречается часто обычно группами в лесах, на опушках, вдоль дорог. Несъедобный гриб, но его употребляют в малых дозах как пряность, в больших дозах вызывает отравление. Плодоносит с августа по октябрь.

Мухоморы – ядовитые грибы. Встречаются в лесной зоне с июля по октябрь. Этот гриб раньше использовали для истребления мух, отчего он и получил название «мухомор».

Свинушка – растёт в лиственных и хвойных лесах. Встречается на влажной почве часто и обильно группами, реже одиночно. Плодоносит с июня по октябрь.

Шляпка 12—15 см в , мясистая, сначала слабовыпуклая, затем плоская, с сильно завернутым бархатистым краем. Мякоть желтоватая, мягкая, рыхлая, без особого запаха и вкуса, на разрезе изменяет цвет — буреет. Гриб ядовит.

Микровывод: запись в «Судовом журнале»:

Предмет опасности

Чем опасен

Как уберечься

Грибы

Можно отравиться

Не собирать!

                                     

- Идем дальше. Какие красивые растения, как в нашем лесу! Сейчас попробую ягодку! А можно ли?

- А вот почему нельзя, сейчас узнаем.

4.2. Сообщение детей об ядовитых растениях.

- Вторая группа  расскажет, что за опасность может таиться в растениях?

Ученики рассказывают об ядовитых растениях (слайд 9).

Волчье лыко – красивые душистые цветки и красные аппетитные ягоды очень привлекательны. Но не спеши собирать букет и пробовать на вкус его плоды. Это растение насквозь пропитано смертельным ядом. Если ты случайно прикоснулся к нему, хорошо вымой руки с мылом. Даже животные обходят стороной волчье лыко.

Вороний глаз – вороний глаз – опасное растение. Его единственная ягода сизовато-черного цвета похожа на глаз вороны. Это растение ядовито. Никогда не срывай и не бери в рот. Просто пройди мимо. Вороний глаз не любит солнечного света, а если окажется на солнце, то долго не выдержит и погибнет. Научись отличать вороний глаз от других ягод, чтобы ненароком не съесть его ядовитый плод. Животные вороний глаз обходят стороной. А вот птицы его склевывают. Наверное, лечатся.

Дурман –  дурман растет на пустырях, свалках, в замусоренных оврагах, придорожных канавах. Он содержит едкое, неприятное ядовитое вещество, делающее его несъедобным. Колючки этого растения действуют механически, нанося раны.

Белена –  белена встречается по оврагам, пустырям, у жилищ, вдоль дорог. При отравлении ею появляется головная боль, дыхание затрудняется, сердце бьется учащенно, появляется сильное психическое расстройство и нервное возбуждение. Это растение не едят животные.

Ландыш –  гуляя по лесу, мы видим темно-зеленые листья ландыша. А вот прекрасных белоснежных цветков-колокольчиков на тонкой цветочной стрелке не видно нигде. Ландыш первый раз цветёт в возрасте 7 лет. И за свою долгую жизнь растение цветет всего 2 – 3 раза. Цветки ландыша опыляют пчелы и шмели. Плод – крупная оранжево-красная ягода. Все растение ландыша ядовито, но препараты из его листьев, цветков, семян – лекарственные средства, которые укрепляют и улучшают работу сердца.

Микровывод:  запись в «Судовом журнале»:

Предмет опасности

Чем опасен

Как уберечься

Ядовитые растения

Отравления

Не собирать!

                       

V. Физ. минутка (слайд 10). 

По реке плывет кораблик.

(Выполняют волнообразные движения руками.)

Он плывет издалека.

(Тянуться прямыми руками то влево, то вправо.)

На кораблике четыре

Очень храбрых моряка.

(Выполняют круговые движения туловищем.)

У них ушки на макушке,

(Показывают ушки.)

 У них длинные хвосты,

(Выполняют наклоны, стараясь достать до пяток.)

И страшны им только кошки,

Только кошки да коты!

(Выполняют бег на месте.)

 

4.3. Применение формируемых знаний. Работа с учебником с. 26.

( Команды работают по учебнику)

План работы с текстом:

а) Прочитать текст по «цепочке».

б) Капитан распределяет поочередность, кто за кем пересказывает.

в) Подготовить пересказ текста.

1 команда – Змеи с. 26 до слов «человек…»  (слайд 11).

2 команда – Клещи работает с энциклопедической литературой  «БЭС» (слайд 12).

3 команда – Домашние животные с. 26 – 27 (слайд 13).

4.4. Пересказ и запись в «Судовой журнал» (микровывод).

От каждой команды выступает или капитан команды или другой ученик по изученному материалу.

Предмет опасности

Чем опасен

Как уберечься

Клещ

Сосет кровь

Внимательно себя осматривать

Змеи

Укус ядовит

Ходить в лес в обуви

Домашние животные

Могут заразить или укусит

Не убегать! Не дразнить!

                               

4.5. Дискуссия «Чем опасны собаки» (слайд 14 – 15).

– Ребята, поднимите руку, у кого есть домашние животные? Человек может пострадать не только от диких, но и от домашних животных. Поэтому, даже общаясь с любимыми нашими кошками и собаками, нужно соблюдать правила безопасности.

- Почему возникает проблема содержания собак и кошек? Обоснуйте свой ответ.

- Какие опасности подстерегают при обращении с собаками и кошками?

- Эти собаки агрессивны, малочувствительны к боли. Во многих странах Европы и США желающие завести таких собак получают специальное разрешение, такое же, как на покупку оружия. У нас таких законов нет, поэтому бойцовых собак на улицах достаточно много.

Запомните следующие правила: (слайд 16). Читают цепочкой.

4.6. Работа в тетради с. 16 № 5

- Молодцы ребята! Вы выполнили все задания. А жители острова не все знают об опасностях в природе. Мы для них придумаем и нарисуем условные знаки к правилам безопасности. (Капитаны выбирают лучшие рисунки из своей команды).

VI. Итог урока.

- Наше путешествие подходит к завершению, подведем итог.

- С какими опасностями мы встречались? (Ответы детей).

- Перечислите их (слайд 17).

- Какой сделаем вывод? (В природе все взаимосвязано. В природе нет ненужных растений и животных.)

- Поднимите руку, кто сделал для себя открытия?

– Пригодятся ли эти знания нам в повседневной жизни?

- Покажите сигнальные карточки (круги с символами), которые помогут мне увидеть, как вы усвоили материал. ? – есть вопросы, ! – все понятно.

VII. Рефлексия учебной деятельности

Микроцель: дать оценку работе класса и отдельных учеников, контроль и самоконтроль.

- Возьмите листочки, отметьте те утверждения, которые соответствует вашей работе. Вместе с капитаном обсудите и выставите себе оценки.

  1. Мне было легко с ребятами работать в группе.
  2. Мне было трудно работать в группе.
  3. У меня отличное настроение.
  4. У меня хорошее настроение.
  5. Настроение так себе. Не очень.
  6. Доволен(а) своей работой.
  7. Могу работать лучше.
  8. Не испытывал(а) никаких затруднений.
  9. Испытывал(а) затруднения при работе.
  10. Испытывал(а) большие затруднения при работе.

VIII. Домашнее задание:

- Откройте дневники, запишите домашнее задание (слайд 18).                                                                                                                      Учебник с.23 – 28; тетрадь с. 17 № 7 (по желанию с.14 – 15  №2, №3, №4).

(Слайд 19)

Литература.

  1. Асмолова А.Г. Как проектировать УУД в начальной школе: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2009.
  2. Жиренко О.Е, Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Интегрированные уроки.
  3. Козлова С.А. Фундаментальное ядро.
  4. Плешаков А.А. Окружающий мир: Учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы. – М.: Просвещение, 2012.
  5. Плешаков А.А. Окружающий мир: Рабочая тетрадь к учебнику 3 класса четырехлетней начальной школы. – М.: Просвещение, 2012.
  6. Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас – определитель для начальной школы. – М.: Просвещение.
  7. Плешаков А.А. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение.
  8. Тихомирова Е.М. Тесты по предмету «Окружающий мир». – М.: Экзамен, 2012.
  9. Шевченко. ОБЖ. 1 – 4 кл. Поурочные планы.
  10. http://www.proshkolu.ru
  11. http://fotostrana.ru
  12. www.prosv.ru 

www.zavuch.info 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "О молниях, змеях, собаках и прочем..."

Презентация по окружающему миру в 3 классе "О молниях, змеях, собаках и прочем...", УМК "Школа России"...

ОТКРЫТЫЙ УРОК в 3 классе по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ по теме «О молниях, змеях, собаках и прочем…»

Данный урок знакомит учащихся с правилами безопасного поведения в природе. Развивает  логическое  мышление,  воображение,  умение  рассуждать.Воспитывает чувство бережно...

О молниях, змеях, собаках и прочем

Урок по курсу "Окружающиий мир" проводится в виде конференции. На этом уроке предусмотрены различные виды деятельности: сообщения по заданной теме, работа с учебником, работа в группах, игра...

Презентация по Окружающему миру "О молниях, змеях, собаках и прочем"

Презентация по Окружающему миру в 3 классе на тему "О молниях, змеях, собаках и прочем..."...

презентация по окружающему миру "О молниях, змеях, собаках и прочем"

Презентация по окружающему миру в 3 класе (УМК "Школа России")...

Презентация к уроку "О молниях, змеях, собаках и прочем"

Презентация к уроку "О молниях, змеях, собаках и прочем"....