1 Класс Окружающий мир
методическая разработка по окружающему миру (1 класс)
Технологическая карта урока
урок «открытия» нового знания
Цель урока: создание условий для формирования представления о свойствах снега и льда, о погодных явлениях, происходящих в природе зимой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_kl._okr._mir.docx | 247.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учитель: Балашова Т.С.
Предмет: окружающий мир. 1 класс.
Тема: «Откуда берутся снег и лёд?»
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель урока: создание условий для формирования представления о свойствах снега и льда, о погодных явлениях, происходящих в природе зимой.
Задачи:
Обучающие
-путем практического исследования и моделирования природных явлений вывести свойства снега и льда;
-в процессе коллективного обсуждения и тестирования выявить уровень понимания и запоминания изученного материала;
-подвести к необходимости в самостоятельном поиске информации.
Развивающие
-развивать творческие способности и познавательный интерес к учебной деятельности на основе наблюдения, сравнения, анализа, обобщения;
-развивать умение работать в группе.
Воспитательные
-воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любовь к природе, формировать экологическую культуру.
Предметный результат
-практическая работа в группе: проводить опыты по исследованию свойств снега и льда в соответствии с инструкциями, формулировать выводы из опытов ( какие бывают снежинки и как выглядят льдинки);
-наблюдать форму снежинок, выявлять основные свойства снега (белый, непрозрачный, рыхлый) и льда (бесцветный, прозрачный, хрупкий) и отображать её в рисунках;
-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;
-выявлять уровень понимания и запоминания их свойств.
УУД
1.Познавательные УУД:
-закрепить умение представлять информацию в виде алгоритма;
-сформировать умение сравнивать, обобщать информацию и делать выводы.
2.Регулятивные УУД:
-сформировать умение концентрировать внимание;
-закрепить умение контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять предложенное задание.
3.Коммуникативные УУД:
-сформировать умение работать в паре;
-сформировать умение представлять результат своей деятельности и результат деятельности пары.
4.Личностные УУД:
-сформировать положительную мотивацию к обучению;
-создать позитивное эмоциональное отношение учеников к предмету.
ХОД УРОКА
Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | Оценивание/формы контроля | ||
Цель:включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | |||||
- Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать! Я желаю всем сегодня подняться еще на одну ступеньку выше в познании окружающего мира | - настраиваются на предстоящую работу в классе; | ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД - систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках; КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД - выстраивать осознанное речевое высказывание в устной форме по теме; - договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД - прогнозировать предстоящую работу; - формировать умение настраивать себя на продуктивную работу; ЛИЧНОСТНЫЕ УУД - включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне; - обеспечить познавательную мотивацию учащихся к обучению; - прививать интерес к познавательной деятельности; - содействовать развитию этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, (зачем?); - формировать интерес к изучению предмета (темы); | Самооценка готовности к уроку. Оценка эмоционального состояния. | ||
Цель: осознание потребности в выполнении элементарных интересных заданий, делать самостоятельные открытия, потребности к расширению своих знаний об окружающем мире. | |||||
- Какие реки ты знаешь? Назови. - А как река образуется? - Чем различаются река и море? - Можно ли искупаться в море, не выходя из дома? - Можно ли сейчас увидеть, как течет река? (нет, зимой река покрыта льдом) | - Отвечают на вопросы учителя, используя знания, полученные на прошлом уроке, - проверяют выполнение домашнего задания, (сделать морскую воду). - высказывают предположения и доказывают свою точку зрения. | ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД - систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках; - анализировать результаты работы, сравнивать с правильным ответом, делать выводы; КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД - обосновывать свои суждения; - формулировать свои затруднения, которые возникли при выполнении задания; РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; - определять границу «знания-незнания»; ЛИЧНОСТНЫЕ УУД - понимать причины успешного выполнения задания; - проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; - создавать позитивное эмоциональное отношение учащихся к уроку и предмету; | Фронтальный опрос. | ||
Цель: создание проблемной ситуации. | |||||
- Как вы думаете, откуда берутся снег и лед? - Раз снег и лёд – это замерзшая вода, значит, они они одинаковые? - Чем различаются снег и лед? - Сегодня мы, как настоящие ученые, будем выдвигать гипотезы ,т.е. предположения, доказывать или опровергать их. Проводить опыты и делать выводы. Благодаря этой работе, мы узнаем много нового и интересного. | - делают предположения, опираясь на свой жизненный опыт; - проговаривают проблему, - определяют и осмысливают цели урока, участвуют в их обсуждении, анализируют; - определяют тему урока. - ставят учебные задачи при помощи учителя. | ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД - выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их; - поиск и выделение необходимой информации; - анализировать проблему, находить способы решения и выхода из проблемной ситуации; КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД - высказывать предположения на основе наблюдений, формулировать вопрос (проблему) урока, формулировать задачи урока; - определять границу «знания-незнания»; ЛИЧНОСТНЫЕ УУД - определять и высказывать самые простые, общие правила; - понимают значение новых знаний для человека и принимают его; - проявлять интерес к новому содержанию; - ценностное отношение к умению самостоятельно определять и формировать задачу; | Самооценка умений определять и формулировать проблему, цель урока | ||
Цель: создание условий для выявления свойств снега и льда. | |||||
- создает условия для запоминания научного материала через интересную статью и сказочную историю, загадки. Чтение сказочной истории. Выявление признаков зимы. На столах у детей по два прозрачных стакана. В одном снег, в другом кусочек льда. - Начинаем исследование Свойства льда: НАБЛЮДЕНИЕ 1. Рассмотрите лед. Какого он цвета? НАБЛЮДЕНИЕ 2 . Приставьте цветной карандаш к стаканчику со льдом. О каком свойстве идет речь? НАБЛЮДЕНИЕ 3. При ударе молотком по куску льда, лёд может разбиться. Значит, лед ….. Чтение и отгадывание загадки. Работа с текстом «Тайна снежинок». Тайна снежинок. Раньше думали, что снег- это замерзшие капельки воды. Только недавно была разгадана тайна снежинок. Снег никогда не родится из капелек воды. Водяные пары поднимаются высоко-высоко в небо, где очень холодно и здесь сразу же, из водяных паров, образуются крошечные льдинки-кристаллики. Но это ещё не снежинки. Кристаллик постоянно растёт, развивается, и, наконец, превращается в удивительно красивую звёздочку, у которой шесть хрупких, нежных лучиков. Нет ни одной снежинки, которая была бы похожа одна на другую. Эти снежинки собираются вместе в одну дружную семью-тучку, медленно-медленно опускаются и падают на землю. Свойства снега НАБЛЮДЕНИЕ 1. В стакане –снег. Какого он цвета? НАБЛЮДЕНИЕ 2. Посмотрите сквозь стакан со снегом. О каком свойстве снега это говорит? НАБЛЮДЕНИЕ 3. Потрогайте палочкой снег. Какой он? О каком свойстве это говорит? НАБЛЮДЕНИЕ 4. Откуда в стакане появляется вода? Какой можно сделать вывод? | -отвечают на вопросы учителя, воспринимают информацию, читают сказку, статью, загадку; -отгадывают загадку. Бесцветный Прозрачный Хрупкий Белый Непрозрачный Рыхлый В тепле превращается в воду. | ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД - выделять существенную информацию из текста; - владеть приёмами отбора и систематизации материала; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД - аргументировать свою позицию, координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; - выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; - планировать и согласовывать свои действия в группе в соответствии с общей задачей; ЛИЧНОСТНЫЕ УУД - развивать познавательную активность учащихся; - развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; | Оценка постановки учебной задачи, планировать действия по её решению. | ||
Физкультминутка. | |||||
- организовывает проведение физкультминутки; - создает условия для снятия переутомления учащихся, смены вида деятельности, переключения внимания. Солнце небо греет слабо. По ночам трещит мороз. Во дворе у снежной бабы Побелел морковный нос. В речке стала вдруг вода Неподвижна и тверда. Зимой на улице холодно, морозно. Чтобы согреться, люди на остановках приплясывают. Давайте и мы с вами п о т а н ц у е м! | - выполняют комплекс упражнений для глаз; - выполняют физкультминутку; - повторяют упражнения за учителем. | ||||
Цель: применение нового знания в типовых заданиях. | |||||
- Рассмотрите снежинки. Сколько лучей имеет каждая из них? Какую форму имеет снежинка? Все ли снежинки одинаковые? - О какой тайне снежинок мы сегодня узнали? Проверка по эталону. Что можете рассказать про снег и лед? (Опора на слайд) Продолжаем работу в парах: по карточкам «Сравниваем! Делаем вывод!» | - выполняют задание в группе, рассматривают снежинки в стакане, готовят ответы на поставленные вопросы, - представляют результат. | ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД - анализировать результаты работы, сравнивать с правильным ответом, делать выводы; - определять последовательность действий (алгоритм) для решения предметной задачи; КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД - развивать умение слушать собеседника, задавать конструктивные вопросы; - слушать других, быть готовым изменить свою точку зрения; - уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД - закреплять умение осуществлять взаимный контроль; - самостоятельно решать предложенные учебные задачи; - самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; ЛИЧНОСТНЫЕ УУД - иметь ценностное отношение к умению самостоятельно анализировать свои действия, оценивать и делать выводы; | Работа в паре, взаимооценка, самоконтроль, самооценка. | ||
Цель: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях. | |||||
Раздает полоски бумаги для ответа на вопросы теста. Читает вопросы теста. Вопросы теста: 1. Снег при таянии превращается в воду____ 2. Если вода замерзает, она превращается в лед____ 3. Снег бесцветный_____________________ 4. Лед прозрачный____________________________ 5. Лед хрупкий_________________________ 6. Снег рыхлый_______________________________ 7. У снежинки 5 лучей________________________________ 8. Снег прозрачный___________________________ 9. Все снежинки одинаковые___________________________ 10. Снег белый________________________________ Эталон (слайд) | - выполняют задания, используя приобретенные знания, в практической деятельности - исправляют ошибки и сверяют решение с эталоном; - оценивают свою работу согласно критериям; - заполняют оценочные листы; Отвечают на полоске бумаги. Если согласны ставят «+», не согласны «0». | ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД - извлекать необходимую информацию, - совершенствовать технику смыслового чтения; - анализировать результаты работы, сравнивать с правильным ответом, делать выводы; - делать выводы в результате совместной деятельности класса, группы или пары; КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД - строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию; - уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; - закреплять умение самостоятельно контролировать время при выполнении задания; - контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; - формировать умение самостоятельно выполнять задание и контролировать себя; ЛИЧНОСТНЫЕ УУД - самостоятельно выполнять работу, понимая личную ответственность за результат; - формировать ценностное отношение к новому учебному материалу; - ценностное отношение к умению применять новые знания, работать по алгоритму; - формировать адекватную самооценку. | Самопроверка по эталону. Коррекция допущенных ошибок. Самоконтроль, самооценка. | ||
Цель: включение нового знания в систему знаний, решение задач на повторение и закрепление изученного ранее. | |||||
1. Предлагает дома рассказать родителям о свойствах снега и льда. 2. Предлагает во время прогулки рассмотреть снежинки, нарисовать в альбоме 5 различных снежинок. (- побуждает к поиску новых знаний вне урока, с учетом собственных возможностей и личными интересами учащихся). | - воспринимают информацию, - выбирают домашнее задание на основе оценки своих способностей, интересов; | ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД - находить, перерабатывать, использовать информацию для решения учебных задач; - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять схему, алгоритм, таблицу, план); - творческое применение знаний и умений; КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД - формулировать вопросы и задания к пройденному на уроках материалу; - формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания; РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД - осуществлять самоконтроль, коррекцию своих ошибок; - осуществлять самооценку своей деятельности; - соотносить полученное домашнее задание с изученным учебным материалом; ЛИЧНОСТНЫЕ УУД - способность к организации самостоятельной учебной деятельности, к самооценке | |||
Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. | |||||
- создает ситуацию для анализа своей работы на уроке; Предлагаю ответить на вопросы, прочитав на слайде Самооценка своей деятельности на уроке: Предлагаю взять веер – светофор и показать цвет, соответствующий вашей деятельности на уроке. | - осуществляют самооценку своей учебной деятельности, соотносят цель и результат; - оценивают достижение поставленных целей; Учащиеся высказывают свое мнение. Красный сигнал – мне было трудно Желтый сигнал – мне было трудно иногда Зеленый сигнал – мне было легко. Сравнивают свои оценки, высказывают мнения. | ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД - анализировать результаты работы, сравнивать с правильным ответом, делать выводы; - анализировать, сравнивать разные виды решения задания; - на основе анализа объектов делать выводы; - определять последовательность действий (алгоритм) для решения предметной задачи; - формировать умение проводить сравнение, обобщать; КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД - включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - развивать монологическую и диалоговую речь; - развивать умение слушать и понимать речь других; - строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию; - формировать умение адекватно оценивать работу других учеников; РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; - осуществлять познавательную и личностную рефлексию; - соотносить цели и результаты своей деятельности; - формировать умение оценивать свою работу на уроке на разных этапах; ЛИЧНОСТНЫЕ УУД - выказывать своё отношение, выражать свои эмоции; - осознают свои возможности в учении; - оценивать результат своей работы; - понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач; - представление о себе и своих возможностях, умение объяснить себе, что получилось, а что нет; - успешное формирование у учащихся навыков контроля и самооценки; - формировать положительную мотивацию к учению, через создание ситуации успеха каждого ученика; - формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности и к полученным результатам; | Рефлексия с использованием приёма «Светофор» Оценка эмоционального состояния. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Окна в окружающий мир"(строение глаза) презентация к уроку 4 класс окружающий мир
К уроку Окружающего мира по учебнику Вахрушева А.А. презентация по теме "Окна в окружающий мир" поможет детям лучше усвоить строение глаза человека....
Монопроект 1 класс. Окружающий мир, ИЗО Тема: Где зимуют птицы? Учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А., 2011
http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/viewlink/65503.html...
Проверочная работа по окружающему миру на тему «Карта – наш экскурсовод», 4 класс, окружающий мир, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»)
Проверочная работа по окружающему миру на тему "Карта-наш экскурсовод", 4 класс, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой ("Перспектива")...
Проверочная работа по окружающему миру на тему «По равнинам и горам», 4 класс, окружающий мир, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»)
Проверочная работа по окружающему миру на тему «По равнинам и горам», 4 класс, окружающий мир, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»)...
Проверочная работа по окружающему миру на тему «В поисках подземных кладовых», 4 класс, окружающий мир, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»)
Проверочная работа по окружающему миру на тему «В поисках подземных кладовых», 4 класс, окружающий мир, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»)...
Тест по окружающему миру на тему «Зона лесов», 4 класс, окружающий мир, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»)
Тест по окружающему миру на тему «Зона лесов», 4 класс, окружающий мир, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»)...
Урок окружающего мира и изобразительного искусства Малокомплектная школа: 1 класс - ИЗО,3 класс – окружающий мир Тема урока: “Бабочки” (однотемный разнопредметный урок)
Урок окружающего мира и изобразительного искусстваМалокомплектная школа: 1класс - ИЗО,3 класс – окружающий мирТема урока: “Бабочки”(однотемный разнопредметный урок)...