Тундра
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Предварительный просмотр:
Приложение 1
2 этап
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФРАГМЕНТА УРОКА
Тема урока «Тундра» Класс 4
Цель фрагмента урока: сформировать представление о природной зоне тундры.
Задачи фрагмента урока:
Дидактические: познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром, деятельностью человека;
Развивающие: развивать познавательный интерес, умение работать с предоставляемой информацией и раздаточным материалом.
Воспитательные: прививать навыки учебного труда;
Планируемые результаты:
Предметные: находить и показывать на карте зону тундры ; приводить примеры живых организмов тундры; узнавать их на рисунках (фотографиях); выявлять экологические связи в зоне тундры ; оценивать деятельность людей в зоне тундры и раскрывать возникшие экологические проблемы; формулировать экологические проблемы тундры; давать характеристику зоны тундры по предложенному плану.
Метапредметные: понимать, самостоятельно формулировать и сохранять целевые установки урока; использовать текст и иллюстрации для получения информации по теме урока; устанавливать причинно-следственные связи между явлениями природы, между деятельностью человека и состоянием окружающей среды; взаимодействовать в группе при выполнении учебных заданий; формулировать выводы из изученного материала; осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке.
Личностные: осознавать уникальность природы тундры, ответственность человека за её состояние.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап фрагмента урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование (интерактивная доска, карточки…) |
Организационно-мотивационный | настрой учащихся на урок, установка на сотрудничество. | Словесный | Я рада этой новой встрече, Меня зовут Ольга Александровна и я сегодня проведу у вас урок окружающего мира. | Эмоциональный настрой на урок. | Ф | |
Постановка учебной задачи | мотивировать учащихся на изучение темы, определить тему и задачи урока. | Словесный Наглядный | - А в руках у меня конверт с информацией о природной зоне. О какой, вам поможет догадаться отрывок мультфильма (включить видео). -Работа над вопросами: Что характерно для этой природной зоны? Что добывают олени из-под снега? Где, скажите, повсеместно Тундра – в переводе с финского языка – «бесплодная», «враждебная». Как вы думаете какая тема нашего урока? Какова цель? Итак, тема сегодняшнего урока – природная зона тундры. Внимание, на экран. | Просмотр видеофрагмента мультфильма «Храбрый олененок». Отвечают на вопросы. Отгадывание загадки. Просмотр презентации. | Ф | Интерактивная доска |
Открытие нового знания | обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. | Словесный Практический Частично-поисковый Репродуктивный Наглдяный | Обратимся к карте природных зон России (демонстрация карты с подробным описанием изучаемой зоны). Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь. И сегодня я предлагаю вам поработать сотрудниками исследовательской лаборатории. Я – руководитель лаборатории (надеть реквизит), а вы – научные сотрудники. Прикрепите бейджики к одежде: отдел метеорологов, отдел ботаников, зоологи и экологи. Цель исследования – изучить природную зону тундры (слайд). Результатом нашей работы будет учебно-наглядное пособие – «Тундра» (прикрепляет титульный лист пособия). Итак, каждая группа выполняет свое задание, пользуясь инструкционной карточкой и предложенной информацией (слайд). Время выполнения – 5 минут (демонстрация песочных часов-пятиминуток. Организует проверку выполнения заданий по группам). Завершаем работу. К доске приглашается отдел метеорологов с вашими сообщениями и мини-проектами. Спасибо! Следующая пара – ботаники. Третья пара – зоологи. Последняя пара– экологи. Физминутка Ты по тундре стал шагать (шагаем) Далеко кругом видать (присели, повороты вправо, влево, взгляд из-под руки) Перешагивай деревья (шаг с высоким подниманием бедра) Их, смотри, не растопчи (прыжок) Если летом оказался, гнус скорее отгони (машем руками) А зимою – не дрожи (похлопывают себя) Сядем в нарты, и опять Дальше тундру изучать (сели на место). | Просмотр карты и слушание объяснения учителя. Прикрепляют реквизиты к одежде. Знакомятся с раздаточным материалом. Работают в группах, находят нужную информацию, анализируют её, готовят сообщение и мини-проект. Выступление учащихся с сообщениями. Прикрепляют мини-проект на доску. Слушание выступлений групп. Класс выполняет физические упражнения | Ф П | Карточки, интерактивная доска |
Самостоятельная работа с самопроверкой (взаимопроверкой) | обеспечение усвоения новых знаний и способов действий. | Словесный Наглядный Практический | Молодцы! У нас получилось отличное коллективное наглядно-учебное пособие «Тундра» (демонстрация). А перед вами – заключительная страница нашего пособия – синквейн. Тундра. Безлесая, холодная. Приспосабливаются, выживают, развиваются. Условия для жизни ограничены. Природная зона. На этом работа в лаборатории завершается, пришло время обобщить полученные знания. Поработаем в группах на смарт и панель доске. Составьте цепи питания в тундре. Установите последовательность (для каждой группы своя цепь питания) Но прежде чем начать, вспомним правила работы в группе и правила работы с оборудованием. комар — стрекоза — кулик — волк. голубика — лемминг — полярная сова — песец — белый медведь; поработаем самостоятельно.
а) травы; б) кустарники; в) лишайники. Ягель, морошка, камнеломка, карликовая береза, куропаточья трава, голубика, пушица.
которые не живут в тундре: волк, песец, белка, белая сова, бурый медведь, северный олень, лемминг, крот, заяц-беляк, тундряная куропатка. Поменяйтесь карточками и проверьте друг друга по эталону | Просмотр пособия. Чтение синквейна. Каждая группа составляет цепь питания. | Ф Г И | Интерактивная доска, карточки |
Итог урока. Рефлексия | подведение итогов совместной деятельности. | Словесный | - С какой природной зоной познакомились на уроке? - Вернемся к той цели, которую мы поставили в начале урока. Достигли ли мы этой цели (слайд)? Ребята, закрасьте ту часть круга, которая соответствует вашему впечатлению от урока:
Учитель раздает каждому карточку. Всем спасибо за урок! | Отвечают на вопросы. Получают карточки. Закрашивают. | Ф И | Карточки |
Студент допущен к проведению фрагмента урока в соответствии с настоящей технологической картой.
Руководитель практики (наставник) _____________________ /________________________/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жизнь коренного населения тундры
Презентация к уроку окружающего мира ...
Тесты по ОМ (тундра)
Дополнительный материал на уроке ОМ...
Природные зоны. Тундра
Урок по окружающему миру в 4 классе. Тема "Тундра"...
Конспект и анализ урока окружающего мира в технологии деятельностного метода с учетом формирования универсальных учебных действий по теме «Природные зоны. Тундра ».
Конспект урока окружающего мира посвящен природной зоне тундра. Урок разработан на основе ТДМ. Также представлен анализ урока с учетом формирования УУД....
Конспект открытого урока по окружающему миру: "Тундра. Природа тундры. Экологические проблемы тундры"
Конспект урока по окружающему миру. 4 класс. УМК "Школа России"...
Проект урока: «Тундра. Природа тундры»
Цель: продолжить развитие основных естественно-научных представлений о зависимости между географическим положением природной зоны и её особенностями на примере темы...
Урок географии в 7 классе по теме "Природа тундры. Растительный и животный мир тундры."
Природа тундры. Растительный и животный мир тундры....