Открытый урок по окружающему миру на тему: «Наш край»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Прищепа Марина Павловна

Учебный предмет: Окружающий мир

Класс: 4

УМК « Школа России». Авторы учебника: А.А. Плешаков, Е.А.Крючкова

Тема урока: « Наш край»

Цели урока: познакомить с особенностями природы, разнообразием растительного и животного мира своего края, раскрыть их значение в природе и жизни человека.

Формируемые УУД: познавательные – осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника; коммуникативные – с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; личностные – устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Формы организации учебно-познавательной деятельности:
фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран; административная карта России;  карта Чеховского района, презентация «Твой родной край».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_nash_kray.docx65.08 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дата проведения урока: 26 .11.2019 года

Учебный предмет: Окружающий мир

Класс: 4

Учитель: Прищепа Марина Павловна

УМК « Школа России». Авторы учебника: А.А. Плешаков, Е.А.Крючкова

Тема урока: « Наш край»

Цели урока: познакомить с особенностями природы, разнообразием растительного и животного мира своего края, раскрыть их значение в природе и жизни человека.

Формируемые УУД: познавательные – осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника; коммуникативные – с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; личностные – устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Формы организации учебно-познавательной деятельности:
фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран; административная карта России;  карта Чеховского района, презентация «Твой родной край».

                                                                                   Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

УУД

I.Орг. момент

Цель этапа: настрой учащихся на урок, установка на сотрудничество (работу в группах)

Здравствуйте, ребята. Поприветствуйте, пожалуйста, присутствующих на уроке гостей .

 Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

Руки? – НА МЕСТЕ

             Ноги? – НА МЕСТЕ

             Локти? – У   КРАЯ

             Спина? – ПРЯМАЯ.

Ребята, меня зовут…

Мне приятно с вами познакомиться. Надеюсь на плодотворную работу.

Поворачиваются к гостям, делают кивок головой.

Коммуникативные умения :

 адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога;

Регулятивные умения: осуществлять самоконтроль

II.Актуализация знаний

Цель этапа: воздействие на эмоциональную сферу детей, вспомнить материал, изученный ранее.

- Я думаю, что вы очень много знаете о  природных зонах России, сумеете назвать каждую из основных зон и показать её местоположение на карте.

- Давайте  проверим, так ли это.

1.  До самого горизонта расстилалась холмистая равнина, покрытая снегом. На ней не было видно ни деревца, ни кустика. Тишина и безлюдье кругом. Лишь вдали виднелось стадо оленей, да и снег скрипел под полозьями нарт. (Тундра)( слайд)

2.  С приближением лета с каждым днём становится жарче. Лучи горячего солнца выпивают последнюю влагу из почвы и растений. Вот проносится горячий суховей. И нет уже цветов, нет яркой травы – пожелтела, выгорела, будто огонь спалил её: остались только травы с узкими листьями. (Степь)(слайд)

3.  Солнце печёт немилосердно. С вершины бархана, на котором мы стоим, во все стороны видны только одни сыпучие пески. Кажется, что нас окружают высокие волны внезапно застывшего моря. Правда, вдалеке у горизонта, очертания барханов расплываются в горячем воздухе. (Пустыня) (слайд)

4.  Снег и лёд покрывают территорию на протяжении всего года. Зимой  здесь солнце совсем не показывается над горизонтом. В это время наблюдается  интереснейшее явление . По небу то проносятся огромные волны красного, зелёного цветов, то появляются пылающие длинные ленты уходят  в небесную бездну. Здесь люди постоянно не живут. Имеются метеостанции, где работают научные экспедиции. (Арктическая пустыня) (слайд)

5.  Солнце здесь стоит высоко над горизонтом и тепла достаточно круглый год. Зима очень тёплая и мягкая. Бывает, что выпадает снег, но он быстро тает.  Солнце, тепло, море, лечебные грязи и целебные минеральные воды привлекают сюда людей на отдых и лечение. (Черноморское побережье Кавказа) (слайд)

6.  В этой зоне хорошо выражены четыре времени года. Здесь много водоёмов: ручьёв, рек, озёр. Она занимает большую часть территории России. В природе этой зоны немало красивейших уголков, которые доставляют нам эмоциональное наслаждение. Во все времена люди восхищались этой красотой, воспевали в песнях, стихах, живописи. (Лесная зона) (слайд)

- Молодцы! Хорошо справились с заданием.

Учащиеся отвечают на вопросы

Личностные умения:

— проявлять интерес к многообразию природных зон России;

— проявлять бережное отношение к природе.

Познавательные умения: 

— раскрывать значение понятий «природная зона», «климат», «погода», «почва», «растительный мир», «животный мир», «сообщество», использовать их в активном словаре;

— определять природные зоны России и обосновывать своё мнение;

— определять особенности чередования природных зон России с севера на юг и обосновывать своё мнение;

— определять природные зоны высотной поясности России и обосновывать своё мнение;

III.Самоопределение к деятельности, определение темы урока

Цель этапа: изучение родного края

Работа со словарём

Мотивация к уроку

Целеполагание

Метод «Ступеньки интеллекта»

Задачи урока

Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй, всякого спроси —
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси.

Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.

С. Есенин                           

Наш урок начался со стихотворения С. Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая…»

О чём это стихотворение?

-  Да, совершенно верно.  С.Есенин всей душой любил родину, посвятил ей много стихотворений.

Как думаете, на какую тему пойдёт речь на уроке?

 (На доске записывается тема урока: «Наш край».)

Край- слова многозначное. Посмотрим его значение в словаре Владимира Даля:

1. Конечная линия, предел чего-либо

2. Страна, область

3. В России - крупная административно-территориальная единица.

- Какие определения для нас подходят?

-Давайте познакомимся с административной картой России

Синонимы к понятию «Наш край», опираясь на выбранное значение.

  • родной край
  • родная земля
  • родина
  • родная страна
  • отчизна
  • Отечество

Ребята, вспомните пословицы, поговорки, крылатые фразы, стихотворения, песни о родном крае.

Мы начинаем изучение нового раздела «Родной край – часть большой страны». Прочитаем, чему будем учиться, изучая этот раздел (с. 135)

- Что вы хотели бы узнать о родном крае? Объявляю конкурс на лучший вопрос. Время на то, чтобы обдумать 1 мин.

- Какие задачи могут быть поставлены в связи с темой?

Задачи:

1. познакомиться с  политико-административной картой России  и  административной территорией города Чехова

2. познакомиться с особенностями природы родного края

3. изучить географические особенности малой родины

4. раскрыть исторические и экономические аспекты административной территории города Чехова

- Что мы будем делать для достижения этих задач? (работать с картой, работать с информацией)

(Потому что говорить мы сегодня будем о родном крае)

Читают название раздела, высказывают предположения.

(Узнать больше о родном крае)

- Какой он наш край? Как живут и чем занимаются  люди? Что окружает нас?

О родном крае, о родине.

Наш край

Второе и третье

Тот герой, кто за родину горой.

Своя земля и в горести мила.

Своя сторона не бывает холодна.

Родина — мать, умей за нее постоять.

Чужбина — калина, родина — малина.

Михаил Пришвин

Охранять природу - значит охранять Родину.

Песня «С чего начинается Родина», песня Вениамина Баснера на слова Михаила Матусовского

(Вопросы детей)

Регулятивные умения:

 понимать учебную задачу  и стремиться ее выполнить;

— выполнять учебное задание в соответствии с планом.

Коммуникативные умения:

 адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Цели:

- формирование навыков сложных мыслительных операций;

- развитие умения продуктивно анализировать специальную информацию.

Сущность: после прохождения определенного учебного материала или этапа урока учитель предлагает ученикам составить вопросы по теме. Можно объявить конкурс на лучший вопрос. Количество времени на составление вопросов регламентируется учителем.

Результат:

- закрепление и систематизация знаний;

- создание ситуации успеха.

IV.Учебно-познавательная деятельность

Цель – формирование у учащихся представлений о  родном крае

Цель: уметь  работать с картой находить свой край.

1. Работа с картой.

2. Работа в тетради.

 

Наш край

Работа в контурной карте МО

Взаимопроверка

Работа  по карте ЧР

Технология «6 шляп мышления»

(учебник с.136-137). Внимательно посмотрите на эту карту и изучите условные обозначения. Что нам расскажет карта?

( На ней показаны границы краев и областей. Границы выделены с помощью линии, состоящей из чередующих точек и тире. Территории субъектов Российской Федерации закрашены определенным цветом, и указаны их названия. Можно увидеть их центры и столицы.)

Посмотрите, сколько республик, краёв, автономных округов и областей нашей страны. Найдите самые крупные из них (Якутия, Хабароаский край, Краснодарский край и т.д.)

Вспомните физическую карту России. На каких равнинах расположены края, округа, области? (Западно-Сибирская, Среднесибирское плоскогорье)

Что скажете о Восточно-Европейской равнине? ( На ней много небольших по площади областей)

Эта равнина густо населена. Здесь много населённых пунктов. Бывают маленькие субъекты, настолько, что не возможно вписать их название на карте. В таком случае ставят цифру, внизу к ней даётся расшифровка.

Найдите республику Адыгею. Назовите её столицу (Майкоп).

 Найдите на карте территорию, где мы живем

Увеличим масштаб и рассмотрим карту  Моск обл . более подробно. (слайд)

Возьмите изображение карты МО раскрасьте жёлтым цветом и подпишите территорию города Чехова (Чеховский район)

Поменяйтесь картами и проверьте, правильно ли ваш товарищ отметил территорию ЧР

Увеличим масштаб ещё и рассмотрим карту  Чеховского района более подробно. (слайд)

Какой город является главным на нашей территории? Перечислите населённые пункты нашего края, глядя на карту.

Вы видите политико-административную карту ЧР.

Подробнее узнать  родной край вам поможет работая в шести творческих группах.

( Образно применение техники шести шляп можно представить как рисунок разноцветными карандашами. Красочная картина получается лишь когда используешь всю гамму цветов.)

Белая шляпа. Примеряя этот головной убор, мы сосредотачиваемся на имеющихся в распоряжении данных. Пытаемся понять, какой информации недостаёт, где её найти, как использовать уже известные факты и выводы для решения проблемы.

Красная шляпа. Надевая её, мы включаем интуицию и чувства. Что подсказывает вам внутренний голос? Интуитивные догадки и ощущения

Чёрная шляпа. В ней вы должны быть пессимистом, но со здоровой долей критицизма. 

Жёлтая шляпа. Она является противоположностью чёрной и подразумевает оптимистический, позитивный взгляд на проблему.

Зелёная шляпа отвечает за творчество, поиск необычных идей и неординарных взглядов.

Синяя шляпа не связана непосредственно с выработкой решения. Её надевает руководитель – тот, кто ставит цели в начале и подводит итог работы в конце. 

Картинки по запросу шесть шляп мышления

Сегодня на уроке вы прослушаете учителей предметников: географии, биологии, истории.

Слушать вы должны в соответствие с правилами, заданные шляпой.

 

Политико-административная карта

Ученик с помощью учителя показывает на настенной карте, а остальные находят в учебнике

Дети, читая вопрос, записывают ответ.

Дети слушают и дополняют

Предметные: уметь находить на карте свой регион;

- характеризовать свой край по плану;

Метапредметные:работать в паре с картой, определять свой край, составлять рассказ по плану.

Личностные: проявлять целостный взгляд на мир в единстве его народов, культур и религий.

Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками.

Регулятивные: учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.

VI.Физкультминутка

Сохранить здоровье детей путём оптимального учебного труда и активного отдыха ТИМ ЧИР – «кричалка, девиз». (сингапурская технология)

1.Стряхнули с себя лень и усталость.

2. Потянулись к звездным далям.

3. Спрятались (присели) от бед и опасностей.

4. Улыбнулись одноклассникам

5. Без шума, тихо приземлились за своими рабочими столами.

Выполняют упражнения

ТИМ ЧИР – это короткое, веселое упражнение для поднятия духа аудитории, поощрения или выражения благодарности.

V.Первичное закрепление.

Технология интеграции

Применение технологии критического мышления

Напоминаю, вы прослушаете учителей предметников: географии, биологии, истории.

Слушать вы должны в соответствие с правилами, заданные шляпой.

(прослушивают сообщения учителей)

Учителя предметники кратко рассказывают по предмету на тему урока. (Презентация)

Начнём с команды в белой шляпе. Какие факты вы услышали?

Послушаем оптимистичный взгляд от команды в жёлтой шляпе.

Критический отзыв от комады в чёрной шляпе.

Чувства, ощущения, эмоции от красной шляпы.

Творческий подход к вопросу от зелёной шляпы.

И вывод по услышанному от синей шляпы.

 Итак, мы рассмотрели вопрос  с разных сторон, благодаря применённой технологии.

Предметные умения:

— рассказывать о природе родного края и определять его местоположение на карте;

— рассказывать о природных условиях, растительном и животном мире;

— рассказывать о приспособленности растений и животных к условиям жизни;

— рассказывать об экологических проблемах;

— составлять цепи питания, характерные для нашего края;

Пропедевтика

Подготовка, начальная адаптация к среднему звену

VII.Работа по новой теме.

1.Сообщения учащихся ( работа в группах) 

Метод «Репортаж»

Цель:

- формирование навыков работы с дополнительными источниками информации;

- развитие поисковой активности учащихся.

Метод «Ступеньки интеллекта»

Итак, работа в группах продолжается.

Используя полученные знания на уроке, составьте и оформите  репортаж в форме: альбома, информационного листа, газеты, путевых заметок, статьи и прочего. Карандаши и клей вам в помощь

Используйте  информационные источники, в виде нарезок, находящихся на вашем столе.

Обязательный компонент - ученические комментарии.

Теперь проведём небольшое интервью с вопросами и ответами по теме, обобщив услышанное, задавая любой вопрос, не зависимо от шляпы.

Объявляю конкурс на лучший вопрос и ответ по теме.

Дети рассказывают о растительном мире края.

Сообщение о животном мире

Составляют рассказ.

Результат:

- учащиеся приобретают умения классифицировать и ранжировать материал;

- повышается общая эрудиция учащихся.

Личностные: желание приобретать новые знания и умения;

Коммуникативные: правильно формулировать собственные мысли

VIII . Подведение итогов

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом

Задачи:

1. познакомиться с  политико-административной картой России  и  административной территорией города Чехова

2. познакомиться с особенностями природы родного края

3. изучить географические особенности малой родины

4. раскрыть исторические и экономические аспекты административной территории города Чехова

Выводы

Высказывания детей.

IX. Рефлексия

Выявить степень заинтересованности темой урока

 

Сингапурская технология

«Corners” –

«Углы».

 Прочитайте высказывания известных людей. Обсудите их в группах.

«Невозможно все знать».
Гораций

«Я знаю немного, но то, что знаю, — знаю хорошо».
Абу-лъ-Фарадж

«Как приятно знать, что ты что-то узнал!»
Мольер

«Я знаю, что ничего не знаю».
Сократ

Поднимите листок того цвета, на котором находится выбранная вышей группой цитата.

В 4 угла класса размещается определенный материал. Ученики должны сделать

выбор и подойти к тому углу, с какой информацией они согласны. Например, это

будут изречения в конце урока, цитаты великих людей, пословицы. Ученики должны

выбрать, подойти, обдумать и прокомментировать.

Коммуникативные УУД:

Формировать ответы на вопросы

Личностные УУД:

Формирование ценностного отношения к полученным знаниям

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру 4класс"Животноводство нашего края."

Открытый урок по окружающему миру 4класс"Животноводство нашего края."...

Открытый урок по окружающему миру 4класс"Животноводство нашего края."

Открытый урок по окружающему миру 4класс"Животноводство нашего края."...

Сценарий открытого урока по окружающему миру на тему "Наш край"

Урок в 4 классе с использованием элементов музейной педагогики....

Сценарий открытого урока по окружающему миру на тему "Наш край"

Урок в 4 классе с использованием элементов музейной педагогики....

Открытый урок по окружающему миру"Полезные ископаемые твоего края" 4 класс

Открытый урок по окружающему миру"Полезные ископаемые твоего края" 4 класс...

открытый урок по окружающему миру 4 класс " Наш край"

В уроке показаны  природные богатства  и достопримечательности родного края....

Открытый урок по окружающему миру "Водные богатства нашего края"

https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/10/20/vodnye_bogatstva_nashego_kraya.docx...