Конспект урока на тему "Куликовская битва".
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Конспект урока для по окружающему миру на тему "Куликовская битва" для учеников 4 класса, обучающихся по УМК "Школа России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.docx | 39.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру
Тема: Куликовская битва
Класс: 4
УМК: Школа России
Учебник: А.А. Плешаков “Окружающий мир”
Цель урока: узнать о событиях Куликовской битвы
Задачи:
О:
- разобраться в ходе битвы
- выяснить причины, приведшие к битве
- рассказать о военачальниках
- сравнить обмундирование войск
- выяснить значение битвы для дальнейшего хода истории
Р:
- развитие аналитического мышления
- развитие умения сопоставлять факты и делать выводы
- развитие умения работать с картой (на примере рассказа о сражении по плане-карте)
В:
- воспитание патриотизма
- воспитание интереса к истории.
Оборудование:
- проектор
- презентация
- доска
- учебник
- рабочая тетрадь 4 класс 2 часть (А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова “Окружающий мир”)
- тетрадь “Проверим себя” (А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова “Окружающий мир”)
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Примечание |
1. Орг. момент | Здравствуйте, дети! Проверим свою готовность к уроку. Все готовы? Тихо сели. | ||
2. Проверка домашнего задания | Какие изменения произошли дальше? Почему это произошло? Какие города входили в северо-восточную Русь? Назовите и покажите на карте. А кто княжил в Москве? А почему он получил такое прозвище? Правильно. Он присоединял новые земли. Объединял их с Московским княжеством. И что стало с Московским княжеством? Так и как повлияло усиление влияния Москвы, умение войти в доверие Ивана Калиты на взаимоотношения московского княжества с ордой? Московское княжество было единственным, кому это было дозволено. Вот смотрите: все начиналось с того, что русские платили огромную дань Орде (те сами приезжали и забирали дань, попутно забирая в плен людей), потом у Московского княжества получилось договориться с Ордой о том, чтобы князь самостоятельно собирал с своих земель дань и отвозил в Орду, каким мог оказаться следующий шаг? Чем бы это обернулось для Руси? Легко было ли каждому княжеству в отдельности противостоять столь сильному противнику? Что можно было сделать? И какое княжество стало бы центром объединения? И почему? | усилилась роль северо-восточной Руси потому что эти земли находились далеко от орды, князья были заботливыми хозяевами. Они ставили новые города и крепости. Москва, Тверь, Ярославль. Иван Калита Он был бережливым, но все равно давал деньги нуждающимся; немало прикупил новых владений, расширял свое княжество оно стало усиливать свое влияние Московскому князю разрешили самому собирать дань для орды. вообще отказаться платить дань набегами монголо-татарцев можно было объединиться и противостоять вместе Московское, потому что оно сильное, и с Ордой договорились | |
3. Актуализация знаний | А после чего возникла необходимость объединения русских земель? Подумайте, почему именно в этот момент потребовалось объединение всех русских княжеств возле московского? Хорошие условия жизни были у русских людей тогда? Помня силу и мощь монголо-татаров, скажите могла ли Русь дать отпор? Значит, как она могла себя повести, когда нет сил и возможностей сопротивляться? Стало ли от этого легче жить? Значит, что нужно было сделать разрозненным княжествам? Скажите, русский народ долго еще мог терпеть гнет ига? А каким образом выступить против? Логично. А что, как вы думаете, могло послужить причиной к битве? А кто мог принять решение, не платить дань? А кто княжил в то время в московском княжестве? А такой вызов понравился бы Золотой Орде? Правильно. Это битва и произошла на Куликовом поле, отчего и получила название… Дмитрий Ивановича еще называли Донским. А почему он получил такое прозвище, мы с вами узнаем сегодня на уроке. Тема нашего урока Куликовская битва. Давайте теперь вместе составим план нашего урока. Что вы хотите узнать об этой битве? Замечательно. Итак, давайте вспомним, какой век был в то время на дворе? А когда Русь попала под влияние Золотой Орды? И что она не сразу не давала отпор? Активное это было сопротивление? В отличие от своего деда Ивана Калиты Дмитрий Иванович вел политику открытого сопротивления Золотой Орде. Этому способствовала обстановка и в самой Орде. Как вы думаете: легко ли противостоять вражескому войску, если в своих рядах идет ожесточенная борьба? За все время внутриусобной борьбы в Золотой Орде побывало 25 правителей. Но в итоге власть захватил Мамай. Он и решил наказать Русь за неповиновение. До этого времени дважды были походы на Русь, но результаты не принесли. И в 1380 году Мамай организовал новый поход. В его рядах оказались, помимо подвластных орде, и другие союзники, в том числе и рязанское княжество, хотя являлось русским. Но несмотря на это Дмитрию Ивановичу удалось собрать хорошее боевое войско. Как вы думаете, кто мог входить в это войско? Только умелые дружинники? Да. Как вы думаете, имел ли Дмитрий Иванович право на ошибку и почему? Правильно. Битва решающая судьбу целого народа. А как вы думаете силы и возможности равные у двух сторон? Кто лучше подготовлен? Зачем Дмитрий Иванович вместе с войском идет на эту битву? Он был верующим человеком. Как вы думаете, к кому он мог обратиться за помощью перед таким серьезным, решающим сражением? Верно. Он отправился в Троице-Сергиевский монастырь к его основателю - Сергию Радонежскому. Существует предание, что сама Сергий Радонежский предрек Дмитрию победу. И отправил ему в помощь двух богатырей - Пересвета и Ослябью. Вот князь Дмитрий Иванович в полной готовности двинулся на встречу Мамаю. Но Мамай перед битвой должен был еще встретиться со своими союзниками. Значит, первостепенной задачей Дмитрия Ивановича была … Правильно. А как он мог это сделать? Молодцы! Вот Дмитрий Иванович и дал его на Куликовом поле 8 сентября 1380 году. Так отчего пошло прозвище Дмитрия Ивановича - Донской? Правильно. Русские войска начали выстраивать еще утром. Великий князь так поставил свои полки, что их нельзя было обойти ни с одной стороны. В центр чуть впереди всех был поставлен полк лучших пехотинцев, по бокам – конница, а слева и в засаде ещё один отряд. Перед началом битвы великий князь отдал своего коня и великокняжеский плащ боярам, а сам сел на другого коня, прикрыл доспехи простым плащом и встал в первые ряды. Все его отговаривали, но он сказал: «Если я вам глава, то впереди всех и битву хочу начать. Я должен всем служить примером» Как эти слова характеризуют великого князя? Посмотрите на иллюстрацию и сравните обмундирование русского и монгольского война. Подумайте, для какого боя были снаряжены русские войны. а для какого монгольские? Могли ли русские поразить своего противника на дальнем расстоянии? У кого была выгоднее позиция? Верно. А как вы думаете, с чего могло начаться сражение? С чьего поединка? Перед началом битвы сражались богатыри: русский Пересвет и татарский Челубей. Как вы думаете, кто из них победил, если существовало поверие: чей богатырь победит, та сторона и одержит победу в битве? Посмотрите на иллюстрацию и сравните обмундирование войнов. Но на самом деле, копьё мастера конных поединков Челубея было на метр длиннее обычного. Вступая с ним в бой на копьях, противник не мог даже нанести удар, как уже оказывался побеждённым и выпадал из седла. Пересвет пошёл вопреки логике поединка — сняв с себя доспехи, он остался лишь в одной Великой Схиме (монашеская накидка с изображением креста, надевается поверх монашеской одежды). Сделал он это для того, чтобы копьё противника, пройдя сквозь мягкие ткани тела на большой скорости, не успело вышибить его из седла и тогда он смог бы нанести удар сам, что и произошло в бою. Получив смертельную рану, он продолжал оставаться в седле, смог сам доехать до строя и только там умер. Тем самым, дав надежду на победу русских войск. Первым дал бой Мамай из своей ставки на красном холме. Они в результате выпада, углубились в строй основных сил русского войска. Но главный прорыв образовался на левом фланге, где русские войска не выдержали сопротивления. Подошедший резерв русских войск лишь временно смог сдержать наступление, но поражения не было. Как вы думаете почему? Правильно. Из дубравы лесов в этот момент вышел засадный полк, после чего татары обратились в бегство. победа была за нами! Это была очень кровопролитная битва, и погибло много воинов. Как вы думаете, что еще могла значить эта победа для русского народа?
| после нападения Золотой Орды (монголо-татарское нашествие) потому что были часто набеги со стороны золотой орды и в одиночку справляться было очень трудно нет сдаться нет объединиться вместе нет. Силы были на исходе,… должна быть битва отказ русских платить дань князь Дмитрий Иванович нет. Случилось бы сражение Куликовская 1.где произошла 2. когда 3.кто сражался 4. во что были одеты войны 5. как происходило сражение 6.чем закончилась 14 в 13 давала, но терпела поражения нет нет, потому что силы идут не на то. нет. любой человек. нет, потому что битва серьезная Золотая Орда чтобы изгнать иго, защитить свой народ к Богу . не дать им встретиться дать внезапное сражение работа с картой. Анализ размещения поля от названия реки он был очень смелым, поднимал своим пример дух русского войска У русского война есть щит, копье,.. У монгольского - копье, луки со стрелами… нет. только вблизи у монгольского война варианты ответов Пересвет был запасной полк У них появилась надежда, что постепенно они смогут скинуть власть Золотой Орды, смогут от нее освободиться. | слайд 3 Ход событий сдаться Ход событий сдаться дать бой Летопись отмечает, что… (слайд 4) (слайд 5) (слайд 6) на доску план слайд с изображением Мамая (слайд 7) изображение Сергия Радонежского (слайд 8) (слайд 9) (слайд 10) (слайд 11) (слайд 12) (слайд 13) (слайд 14) (слайд 15) (слайд 16) (слайд 17) (слайд 17,18) (слайд 19) (слайд 20) |
Физминутка | А теперь мы с вами немножко разомнемся. Итак, если мое высказывание будет верным - хлопайте в ладоши, если ложным - ногами. Готовы? 1. Русским богатырем, начинавшим сражения был Добрыня Никитич 2. Решающая битва произошла на Куликовом поле 3.Русскими войсками командовал Дмитрий Донской 4. Мамай был законным наследником Золотой Орды 5. Куликовская битва произошла в 1381 году 6. Перед началом битвы Дмитрий Иванович получил благословение у Сергия Радонежского 7. Русские войска превосходили в силе монголо-татарские 8. Русские войска первыми двинулись в бой 9. Куликовская битва не окончилась победой ни одной из сторон | л пр пр л л пр л л л | |
Рефлексия | А теперь, чтобы проверить, как мы усвоили материал, откроем свои рабочие тетради на стр. 26 и разгадаем кроссворд. | Разгадывают кроссворд | |
Подведение итогов | Ребята, как вы думаете, возможно ли было избежать битву, наладив при этом свою жизнь? То есть, битва была необходима? | нет, потому что если бы сдались, остались бы под властью золотой Орды на долгие годы. И продолжали бы платить дань, выпрашивать разрешение на княжение, … Тем самым истощая запасы козны, теряя невинных людей да | |
Дом. задание | Составить рассказ, начиная с предложения «Если бы я был бы участником Куликовской битвы… По учебнику стр. 70 - 72 (пересказ). И на 74 странице - задание 1. Урок окончен. Спасибо. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока окружающего мира. 3 класс. Тема: Куликовская битва
Урок составлен по учебнику "Окружающий мир. 3 класс" Дмитриевой Н.Я., Казаковой А.Н., форма работы - работа в группе, ссылка в плане - на презентацию....
Конспект занятия по теме "Куликовская битва».
Конспект занятия по теме "Куликовская битва»....
Окружающий мир. Конспект урока. Тема:Куликовская битва 4 класс
Конспект урока. Окружающий мир. Куликовская битва....
Конспект урока на тему: "Куликовская битва" 4 класс
Конспект урока на тему: "Куликовская битва" 4 класс (конспект + презентация)...
Конспект урока на тему: "Куликовская битва" 4 класс
Конспект урока на тему: "Куликовская битва" 4 класс...
Конспект урока окружающий мир «Куликовская битва» (УМК "Перспектива"4 класс)
Цель урока: формирование представления у учащихся о Куликовской битве, о подвигах защитников Руси;Тип урока: Комбинированный.Планируемые результаты: Предметные: развивать умение учащихся работать с ис...