Игры с природными материалами
консультация по окружающему миру (1 класс)

Смолкина Любовь Викторовна

Огранизация игр с песком и водой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_peskom_i_vodoy.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация игр с природными материалами для детей с ОВЗ»

   Игры с песком, водой, снегом и другими материалами относятся к любимым играм детей. Они учат ребенка ориентироваться  в окружающей действительности, способствуют познанию свойств и качеств материалов, развитию изобразительного творчества.

  В основу этих игр должно быть положено стремление ребенка активно действовать исследовать природный материал. Вместе с тем, чтобы игра ребенка приобрела познавательный смысл и не носила
характер однообразной и разрушительной деятельности,  взрослые должен постоянно заботиться об обогащении представлений детей о разнообразных качествах и свойствах природных материалов.

 Педагогами  определен круг сведений   и  представление, которые  должны   получить дети. Особую категорию составляют дети с особыми образовательными потребностями.   Так, ребята не знают, что песок сыпучий, что он бывает и  сухой и сырой; что вода может течь, бывает, теплая и холодная; в воде одни предметы плавают, другие тонут; что снег холодный, тает, из снега можно лепить; что каждый из этих материалов в определенных условиях может превращаться из одного состояния в другое, например, вода может быть: жидкой, твердой   (лед)   и парообразной, она может переливаться, журчать, бурлить, может быть мутной и прозрачной; что песок бывает сухим, рассыпчатым и сырым, тяжелым и т.д.

    Предоставление детям  возможности строить из песка, купать  любимые   игрушки   в   воде   создает, благоприятные   условия сенсорного воспитания, для совершенствования ощущений и восприятии,  являющихся  первыми  ступенями  в познании  окружающего мира, формирует и развивает эмоциональноблагопрятный фон. Даже простейшие игровые действия ребенка с природными материалами могут принимать осмысленный характер и быть воспитательно-ценными    при    умелом    руководстве    со    стороны  взрослых.

Конечно, и без руководства взрослых дети  могут приобрести некоторый опыт. Например, играя с песком, ребенок  на ощупь различает его влажность и сухость, по цвету определяет, из какого песка можно делать пирожки и возводить постройки, и т. д. Но на конкретный вопрос «Каким песком ты играешь?» дети, как правило, отвечают: «Хорошим», «Крепеньким», «Красненьким»,«Без камешков» и т. д.        Из ответов детей  видно, что опыт, приобретенный стихийно, не отражает состояние материала, его существенные признаки. В лексике играющих почти нет определений таких качеств, как сухой, влажный, мокрый, тяжелый. Ведь взрослый не, фиксировал на них внимание ребенка.

   Без направляющей роли взрослого дети, особенно дети, в развитии которых наблюдается отставание,  не могут выполнять задуманные игровые действия. У многих детей вообще не сформированы предметные действия. Дети любят формовать пирожки, но большинство из них не умеет это делать: набирают не полные, формочки, не знают, как опрокинув формочку, нужно по ней по ней постучать; забывают, что, прежде чем опрокинуть формочку с песком, надо аккуратно похлопать по песку, чтобы он плотно прилегал к форме; опрокидывают формочку, растопырив пальцы, поэтому песок высыпается.

   Не получая желаемого результата, дети отвлекаются,  бросаются песком друг в друга, отбирают друг у друга игрушки или вообще теряют интерес к этой деятельности. Даже при организации индивидуальной работы с ребенком могут возникнуть такие трудности.

    Игры с песком и  водой обычно продолжительны по времени, но однообразны: формовка пирожков, мороженого; купание кукол. При этом движения, которые ребёнок выполняет руками, часто бывают не координированные - ему трудно держать одной рукой предмет, а другой производить какие-либо действия. Порою, ребенок не может установить, в какой последовательности нужно выполнять действия: с чего начать, чем закончить. Большое значение для упорядочения действий ребенка с природным материалом имеет развитие его зрительного и зрительно-моторного восприятия. Поэтому на первом этапе работы с детьми взрослые должны решить такие задачи: научить ребенка сенсорным путем определять свойства материалов, довести до сознания детей возможность их использования.

Организуя игры с природным материалом, необходимо создать соответствующие условия, отвечающие как гигиеническим, так и педагогическим требованиям, условиям безопасности.

Песок, которым пользуются дети, периодически очищают, меняют, поливают, хорошо перемешивают (особенно о чистоте песка приходится заботиться в тот период, когда дети знакомятся с таким его свойством, как сыпучесть). Наиболее удобны для игры с песком песочные дворики и столы «песок-вода». Дети играют, стоя  или сидя за столами. В жаркое время года над песочницей желательно иметь навес или устанавливать солнцезащитные зонтики. В настоящее время можно прибрести готовый песок и играть дома.

Во время игры нужно следить за состоянием их одежды. Температура воды может быть  от +18 до +20; длительность игры не должна превышать 5—7 мин.

Ознакомление детей со свойствами материалов посредством простейших игровых действий облегчается удачным подбором игрушек. Для действий, связанных с формовкой пирожков, пересыпанием песка, лучше использовать различные пластмассовые формочки, воронки, сита, ведерки, лопатки, фигурки животных, куклы, машины. Для многих детей неприемлемы металлические формочки: об острые края они могут порезаться. Не следует давать детям сразу много формочек. Если на каждого ребенка имеется по 2—3 формочки и по совку и ведерку, игры детей будут достаточно разнообразными и интересными.        

Для игр с водой также нужны разнообразные и выполненные из различных материалов игрушки. Это могут быть легкие, плавающие игрушки из пластмассы (куколки, рыбки, лодочки) и резины (куколки, уточки, рыбки). Хороши игрушки из коры дерева. Используются также баночки, полиэтиленовые пузырьки, воронки, лейки, камешки, ракушки и др. Набор игрушек нужно постоянно пополнять и обновлять.

 Выполняя определенные действия, описанные выше, ребенок знакомится с материалом, познает его свойства и в то же время увлекательно играет. Взрослые побуждают детей к игровым действиям, активизируют их умственную деятельность. Слово взрослого организует чувственный опыт ребенка, не подменяя его. Это способствует освоению детьми обобщенных понятий, активизации словаря. Полученные знания ребята применяют в последующих играх.

Интересно развиваются игры с водой. Сначала нужно приучить ребенка к воде: предложить опустить в нее руки, ощутить, какая она приятная. В процессе, игры взрослый предлагает ребенку посмотреть на свои ладошки в воде. Многократно вынимая руки из воды и вновь их опуская, дети замечают, что водичка теплая.

Затем педагог переливает воду из одной баночки в другую, а дети наблюдают за его действиями и слушают, как она шумит. Далее воспитатель учит малышей купать кукол. Следует обращать внимание детей на соблюдение некоторых правил: перед игрой надевать фартуки, завертывать рукава; после игры вытирать насухо руки; использовать игрушки по назначению и т. д.

Этот период первоначального ознакомления ребенка со свойствами природных материалов следует рассматривать как важный этап в процессе сенсорного воспитания. Целенаправленным подбором игрушек и предметов взрослый создаёт условия для разнообразных действий детей, для накопления чувственных представлений. Однако этого еще недостаточно для формирования у ребенка осознанного отношения к материалам.

Дальнейшая задача педагогического руководства  является    воспитание у детей умения правильно и последовательно действовать с игрушками.  Эффективные  результаты  здесь дает  совместная  игра  взрослого с детьми. По ходу игры он называет состояние материалов и их свойства, показывает последовательность действий с разными игрушками.      

 Взрослый подходит к ребенку, берет формочки, лопатку и спрашивает: «Хотите делать пирожки?». Дети отвечают положительно, некоторые тут же пытаются действовать, но у них ничего не получается. Взрослый говорит, что песок сухой, его можно набирать в стаканчики, в формочки, пересыпать, сыпать через воронку, ситечко, а вот пирожок не сделаешь. Родитель берет лейку с водой и на глазах у ребят поливает и перемешивает песок, затем предлагает детям попробовать пересыпать его. Малыши пробуют пересыпать песок из стаканчиков в другую ёмкость (через воронку), но их попытки оканчиваются неудачей.

 Совместная игра с взрослым, попутные его замечания и разъяснения постепенно сказываются на детском развитии. Чувственные восприятия ребенка закрепляются. Эта находит отражение в его высказываниях: «Водичка блестит, переливается и журчит»; «Она светлая, прозрачная»; «Она живая, ее в руке не удержишь»; «В ней видно шарик, слоников»; «В ней можно купать куколку»; «Куколка не тонет — она легкая»; «Этот шарик утонет — он тяжелый» и т. д. Совершенствуется координация движений; действия малыша становятся упорядоченными; обогащается содержание игры.

Осознание детьми свойств природных материалов, овладение навыками действия с ними требует разного количества упражнений. Для установления таких качеств воды, как теплая, холодная, чистая, любому ребенку достаточно одной игры с теплой и холодной водой (игра «Купание кукол»). Различение плавающих и тонущих игрушек требует большого количества повторений, причем, понятиями «плавает — легкий» дети овладевают легче, чем понятиями  «тонет- тяжёлый».

Значительно быстрее дети начинают ориентироваться в различении качеств песка и овладевают соответствующим словарем. Организуя и направляя игры, взрослый должен учитывать индивидуальные возможности детей. Ребятам, плохо владеющим лопаткой, взрослый помогает усвоить разнообразные действия с этой игрушкой: показывает, как насыпать песок в форму, как правильно ее заполнять и т. д. Детям, освоившим эти операции, он предлагает простые сюжеты для игры с песком: печение хлебцев, пирожков, булочек, изготовление конфет, мороженого для кукол. Затем взрослый вместе с ребятами может построить дворик для курочки с цыплятами, садик для кукол и т. д. Для таких игр очень удобны выпиленные из фанеры силуэты домашних животных (на подставках).

    В начале, дети не владеют умением выполнения объемных построек и играют на небольшом пространстве. Пока что они овладевают умениями сгребать песок и сооружать из него валы, утрамбовывать песок, рыть ямки, копать канавки и т. д. Такие игры подводят ребят к более сложным строительно-сюжетным постройкам (сооружению домиков для кукол, гаражей для машин и т. д.).  Однако, задача организатора заключается не столько в том, чтобы научить детей выполнять сложные постройки, сколько в том, чтобы привить им навыки совместной игры. Например, так же как и в играх со строительным материалом, дети, играя рядом, сооружают каждый для себя домик для кукол. Построенные в одну линию, домики образуют улицу. Это дает возможность поиграть  с игрушками. По  ходу  игры  нужно  показать детям,  как следует сгребать влажный   песок   в   ровные  кучки,   утрамбовывать,   выбирать  его изнутри, чтобы домики не обвалялись; как сделать окна, дверь.
        

Таким образом, при условии систематического педагогического руководства  дети могут играть в содержательные игры с природным материалом. Игры доставляют детям большую радость, развивают простейшие конструктивные навыки и активизируют познавательную деятельность. Речь детей обогащается различными частями речи, формируются грамматические понятия, закрепляется произношение звуков, развиваются навыки слухового восприятия речевыми и  неречевыми звучаниями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторский урок технологии по теме: Работа с природным материалом «Чудесный мир живых красок»(2 класс)

Авторский урок технологии по теме: Работа с природным материалом  «Чудесный мир живых красок»(2 класс)  ...

Организация кружка «Всестороннее развитие детей младшего школьного возраста в процессе работы с природным материалом»

p { margin-bottom: 0.21cm; } Данный творческий проект предусматривает работу с обучающимися по развитию изобразительных способностей, художественного вкуса, нестандартного мышления, творческо...

консультация для родителей "Игры с природным материалом"

рекомендации об организации простых игр с природным материалом...

Технологическая карта урока технологии (3 класс). Тема: Городской парк. Конструирование из природных материалов. Изделие: Макет парка из природных материалов. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умения работать по плану; создание композиции из природных материалов.Образовательные: изучить выполнение создания макета парка.Воспитательные: воспи...

Буклет "Игры и упражнения с природным материалом для детей с ОВЗ"

В буклете есть игры и упражнения с природным материалом с детьми ОВЗ...

Консультация на тему «Игры с природным материалом»

Наверняка, по осени многие запаслись шишками, каштанами и желудями. Чаще всего их используют для поделок, но ведь это прекрасный материал для игр! Итак, с желудями, каштанами и шишками можно прид...

«Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ в коррекционно-развивающих играх с природным материалом»

У детей с отклонениями в развитии очень бедный опыт практической деятельности с предметами, бедный запас знаний об окружающем мире, нарушено сенсорное восприятие, пространственные представления. Очень...