Урок окружающего мира "Круговорот воды в природе"
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс)

Методическая разработка урока окружающего мира на тему "Круговорот воды в природе" по УМК "Начальная школа XXI века". 2 класс.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

«Круговорот воды в природе» или «Путешествие Капельки»

Слайд 3

Жидкое Дождь Твёрдое Лед Град Газообразное Туман Пар

Слайд 4

Свойства воды Цвет Вкус Запах Бесцветная Безвкусная Не имеет запаха Прозрачность Текучесть Растворитель

Слайд 5

Почему не заканчивается вода?

Слайд 7

«Путешествие Капельки»

Слайд 8

Что вы узнали? Чему научились? Что не получилось? Что хотели бы узнать?



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

УМК «Начальная школа XXI века»

Потапова Марина Викторовна

Учитель начальных классов

Учебный предмет

Окружающий мир

Класс

2

Тип урока

Открытие новых знаний

Тема урока

«Круговорот воды в природе»

Цель урока

Создание условий для формирования представлений о круговороте воды в природе.

Задачи

Образовательные:

  • повторить знания о свойствах воды;
  • повторить знания об агрегатном состояние воды;
  • познакомить с понятием «Круговорот воды в природе»;
  • расширять словарный запас учащихся;
  • учить самостоятельно «открывать» новые знания через проблемный метод обучения.

Развивающие:

  • развивать мыслительные операции: анализ, синтез, классификацию, обобщение, сравнение, внимание, память;
  • развивать умение работать в группах/парах;
  • развивать навык работы в сети Интернет и на интерактивной доске;
  • развивать адекватную самооценку своей деятельности;
  • развивать мышление, речь.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к занятиям окружающего мира;
  • воспитывать любовь учащихся к природе;
  • воспитывать в детях любознательность.

Планируемый результат

Предметный

Учебно-языковые умения:

  • расширить представления об окружающем мире;
  • актуализировать знания об агрегатных состояниях воды;
  • сформировать представление о круговороте воды в природе;
  • выявить свойства воды опытным путём;

Речевые умения:

  • улучшение речи и письма;
  • выражение собственных мыслей;

Личностный

Личностные:

  • развитие любознательность и интереса к приобретению новых знаний и умений;
  • расширять словарный запас учащихся;
  • сотрудничество с учителем и одноклассниками;

Метопредметные:

  • учиться работать в микрогруппах;
  • учиться самостоятельно «открывать» новые знания через проблемный метод обучения.

Организация пространства

Форма работы

Ресурсы

  • Фронтальная,
  • Парная,
  • Групповая.
  • Интерактивная доска;
  • Рабочая доска;
  • Презентация;
  • Карточки с заданиями.

                                             


Технология обучения

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Орг. момент

Эмоциональный настрой

(Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создает позитивный настрой)

- Добрый день, ребята!

- Садитесь на свои места.

- Обратите внимание, все ли вы приготовили для работы на данном уроке.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Интересное узнать.

- Сегодня все задания будут оцениваться плюсиками (+), ставьте их на листочках.  В конце урока, на основании этих +, вы сможете оценить свою работу.

-Ребята, отгадайте загадку:

Я и туча, и туман, 
И ручей, и океан, 
И летаю, и бегу, 
И стеклянной быть могу! 

(Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются)

-Вода

Личностные:

Выражение положительного отношения к процессу познания, желание узнать новое.

Регулятивные:

Нацеливание на успешную деятельность. 

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничество, позитивного настроя на совместную деятельность.  

2. Актуализация знаний

- Молодцы! Ребята, а что вы знаете о воде? Я предлагаю вам в парах заполнить схему «Состояния воды» и написать примеры этих состояний.

(Организует взаимопроверку учащихся)

- Сверьтесь с ответами на слайде и за каждый правильный ответ поставьте себе по плюсу.

- Сейчас я раздам каждому стакан с водой и прошу заполнить таблицу.

- Организует взаимопроверку.

- Поставьте по плюсу за каждую колонку.

- Какие ещё свойства воды вы знаете?

- За каждый правильный ответ вы получите один плюс. Кто хочет ответить, поднимите руки.

- Мы узнали, что вода – уникальное вещество.

- Она может быть в трех агрегатных состояниях. Вода обладает уникальными свойствами и без воды мы жить не можем.

- А может так случиться, что вода исчезнет с Земли? - Ведь она испаряется…

(В парах заполняют схему «Состояния воды».)

(Самопроверка по эталону.

Первые заполнившие озвучивают получившеюся схему, остальной класс проверяет).

(Работают со стаканом воды и в парах заполняют таблицу «Свойства воды». Заполнившие первыми, озвучивают заполненную таблицу, после проверяют по эталону на доске)

(Ведут обсуждение данного вопроса)

(Создание проблемной ситуации для учащихся)

Познавательные:

Структурирование знаний;

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные:

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

3. Постановка учебной задачи

(Направляет на постановку учебных вопросов, темы урока)

- Кажется, наши мнения разошлись, и у нас возникла проблема.

- Предлагаю обратиться к доске.

- Итак, посмотрите на доску. Что изображено?

- Ребята, а каких цветов больше на глобусе?

- А что изображается на глобусе голубыми и синими цветами?

- Как вы cчитаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?

- Да, вы правы, речь пойдет о воде. А если точнее, то тема нашего урока – «Круговорот воды в природе» или «Путешествие Капельки»

- Что мы сегодня будем вспоминать и изучать на уроке?

- Какие вопросы поставим перед собой?

Таблички с вопросами:

1.Что такое круговорот воды в природе?

2. Повторить, какое бывает агрегатное состояние воды?

3. Повторить, какие свойства имеет вода?

4. Выяснить, откуда взялось и для чего второе название темы?

(Ведут диалог с преподавателем. Формулируют тему урока. Формируют учебные задачи в виде вопросов)

- На доске изображение глобуса.

- Больше голубых и синих цветов.

- Ими изображается ВОДА.

(Различные варианты ответов, связанных с водой)

(Различные варианты ответов. Выбираем более подходящие)

Познавательные:

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Структурирование знаний;

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные:

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Коммуникативные: 

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

4. Физминутка

https://www.youtube.com/watch?v=abd1NWTWfEs

5. Решение учебной задачи

- Теперь давайте обратимся к учебнику.

- Откройте страницу 35-36 в учебнике и прочитайте, почему не исчезает вода.

- Попробуйте, рассказать, что такое круговорот воды, опираясь на картинку в учебнике.

- Молодцы, ребята!

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратится, то в лед,

Растает, и снова в поход!

Вода совершает круговорот.

- Я тоже попробовала составить рассказ, послушайте и скажите, правильно ли у меня получилось?

(Объясняет круговорот воды, в природе опираясь на изображение на доске)

Солнце нагревает своими лучами поверхность океана и Земли. Из-за этого вода с поверхности испаряется, и в виде пара, поднимается вверх. Наверху она собирается в облака, которые потом, выпадают на Землю дождём или снегом. Часть воды попадает обратно в океан, а другая часть, которая попадает на землю, просачивается сквозь неё и в виде подземных вод впадает в океан. И потом всё снова повторяется. Поэтому, люди и назвали эти превращения – «Круговоротом воды в природе».

- Скажите, дети, теперь то, мы можем ответить на вопрос: почему вода на Земле не заканчивается?

(Самостоятельное изучение в учебнике о круговороте воды в природе)

(2-3 ученика рассказывают собственные получившиеся рассказы о круговороте воды в природе. Остальные дополняют и дают оценку)

(Зрительно изучают материал на доске и внимательно слушают рассказ учителя. Затем, анализируют)

(Ответы детей)

Личностные: Сформирование представление о круговороте воды в природе.

Познавательные:

Структурирование знаний;

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

6. Гимнастика для глаз

https://www.youtube.com/watch?v=jluO0dOhpFs

7. Закрепление знаний

Подведение итогов

Групповая работа

- Ребята, а сейчас, вы узнаете почему второе название нашего урока «Путешествие Капельки».

- Я предлагаю вам, поработать самостоятельно, в группах.

- А точнее, написать рассказ «Путешествие Капельки».

- Объединяйтесь в 3 группы (по рядам).

- Пусть в этом мини-рассказе, от лица Капельки, вы расскажете остальным, как она путешествует по круговороту воды в природе.

- А сейчас, по 1-му человеку от группы вы представите свои рассказы. А за тем мы их обсудим. Кто готов?

(Формулируют и записывают самостоятельно мини-рассказ «Путешествие Капельки»)

(1 желающий от группы читает получившийся рассказ одноклассникам. Остальные оценивают рассказ плюсом, и еще одним за представление) 

Познавательные:

Структурирование знаний;

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

8. Домашнее задание

(Определяет и объясняет задачи по Д/з

(Запись Д/з и обсуждения возникших вопросов)

9. Рефлексия.

- Ребята, а сейчас, оцените свою работу на уроке:

9 и больше плюсов, то это оценка «5»

5-8 плюсов оценка «4»

3-5 плюсов оценка «3»

- Поднимите руки, те, у кого «5»

- Поднимите руки, те, у кого «4»

- Поднимите руки, те, у кого «3»

- Все молодцы! Всем спасибо! Можете быть свободны.

(Выполняют самооценку)

Личностные:

Проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные:

Рефлексия своих действий, как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий.


Таблица

Цвет

Вкус

Запах

Цвет

Вкус

Запах

Схема

Снимок.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира: "Вода в природе. Туман, облака, осадки"

Мультимедийный урок по окружающему миру в 3 классе УМК "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока окружающего мира «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды»

Конспект урока окружающего мира 3 класс УМК "Перспектива"...

Урок окружающего мира "Вода в природе. Свойства воды".

Урок окружающего мира по  учебнику А.А.Плешакова с описанием опытов, проведённых для объяснения свойств воды....

Урок окружающего мира "Вода в природе и жизни человека", 3 класс

Конспект  урока  -  проекта  окружающего  мира  УМК  " Планета знаний " . Проводился  по  окончанию  изучения  темы  " Вода " .  Н...

Урок окружающего мира "Вода в природе".

Конспект урока окружающего мира "Вода в природе"....

Урок окружающего мира "Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды" 3 класс

Урок окружающего мира в 3 классе "Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды" по программе "Начальная школа XXI века"...