конспект урока по окружающему миру по теме "Полезные ископаемые", 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Яншина Лариса Васильевна

конспект урока может быть использован по окружающему миру по теме "Полезные ископаемые", 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Окружающий мир, 3 класс

Технологическая карта урока

Тема: «Полезные ископаемые»

Цели:

- познакомить детей с полезными ископаемыми, их свойствами и применением. 

Планируемые результаты:

предметные:

- разовьют представлений о форме, размерах, цвете предметов;

- научатся различать образцы полезных ископаемых;  

- сформируют понятие «полезные ископаемые», освоят знания о свойствах полезных ископаемых, их применении и способах добычи.

 личностные: 

- умеют сотрудничать с учителем и сверстниками;

- нравственно оценивают усвоенное содержание занятия.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: Окр. мир 3 кл.ч2. А.А Плешаков. Издательство «Просвещение»

Этап, методы и приёмы

Содержание урока

Планируемые результаты

(УУД)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Орг.момент

Словесн.: слово учит

готовность к уроку: учебник, раб. тетрадь, линейка, карандаш, ручка.

Приветствовать;

Настраиваться на урок;

Л: формировать положительное отношение к урокам;

2.

Постановка учебных задач и её решение

Словесн.: ответы на вопросы;

Практический:

формулирование темы и цели урока;

-Отгадайте загадки:

.Этот мастер белый-белый   В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,          Оставляет белый след. (Мел)

Он очень нужен детворе    Он на дорожках во дворе, 

Он и на стройке, и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

На кухне у мамы  Помощник отличный.

Он синим цветком   Расцветает от спички. (Газ)

Без неё не побежит  Ни такси, ни мотоцикл, 

Не поднимется ракета  Отгадайте, что же это? (Нефть)

Если встретишь на дороге,  То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу- Она понадобится сразу. (Глина)

-Как назвать все эти отгадки? (полез. ископаемые)

-  тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые»

- Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока. (Что такое « Полезные ископаемые»? Какие полезные ископаемые бывают? Как люди используют в своей жизни? Как добывают? Как надо охранять полезные ископаемые?)

- Какова цель нашего урока? (Изучить полезные ископаемые)

Отвечать на вопросы;

Определять тему урока;

Ставить цели урока;

Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

3.

Решение частных задач

Словесный:

учебный диалог;

Словесный:

ответы на вопросы;

Практический: 

Практическая работа в группах;

Практический: защита работ;

-  из чего строят дома, школы, заводы?

- А из чего делают автомобили, самолёты?

-  Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них?

- Да, им нужно горючее, которое получают из нефти.

 Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми.

- А почему они полезные?

- Полезные ископаемые – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.  

- Все полезные ископаемые делятся на три группы:  горючиерудные (металлические) и нерудные (строительные).

будем знакомиться с полезн ископаемыми, и делить их на группы.

- какие полезные ископаемые используют в качестве топлива?

- К горючим ископаемым относятся уголь, торф, нефть, природный газ. Всё это разные виды ископаемого топлива.

- А какое значение имеет топливо?

- При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи.

- Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа.

- Поговорим о рудных полезных ископаемых. Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды. Из железной руды - чугун, сталь, из медной – медь.

- Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов?

-Перейдём к третьей группе.

- Как вы думаете, почему они называются строительными?

- Назовите полезные ископаемые, относящиеся к этой группе (песок, глина, известняк, торф, уголь).

- практическая работа в группах. (Изучение свойств песка, угля)

В вашу лабораторию принесли образцы полезных ископаемых  для исследования. Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства. Все исследования вам надо записать в тетрадь  и сделать вывод о возможном применении этого полезного ископаемого.

Инструкция:

1. Название полезного ископаемого.

2. Твёрдое или жидкое ископаемое?

3. Прочное или хрупкое?

4. Определить цвет, прозрачность.

5. Где можно использовать, применить.

Высказывать свои предположения;

Отвечать на вопросы

Анализировать;

Высказывать свои предположения;

Выполнять практическую работу в группах

К: участвуют в учебном диалоге;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

К:аргументация своего мнения и позиции;

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

П: извлечение необходимой информации;

К: высказывать своё предположение;

 

П: поиск и выделение необходимой информации;

Р:учиться высказы вать 

своё предположение;

П: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Дин.пауза

Динамическая пауза. Видеоролик.

Выполнять физ.упр.

Практический: 

тестирование;

- Как вы считаете, какой из полезных ископаемых самый важный? Почему? -  (Полезные ископаемые нужны все. Это природное богатство, которое нужно беречь, расходовать экономно, бережно.)

-  ответьте на вопросы теста.

Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?

а) песок, глину   б) гранит, торф    в) уголь, соль

Какие из полезных ископаемых служат топливом?

а) нефть, руда   б) уголь, торф    в) известняк, газ

Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

 а) гранит, песок   б) уголь, руда     в) нефть, газ

Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?

а) строители   б) геологи    в) шахтёры

Большинство полезных ископаемых:

а) жидкие   б) твердые   в) газообразные

Нефть и газ добывают

а) на суше  б) на море     в) и на суше, и на море

Что не является горючим полезным ископаемым?

а)каменный уголь    б)гранит  в)торф

Какое полезное ископаемое является жидким?

а)нефть  б)глина   в)газ

- Обменяйтесь работами и проверьте тест по ключу на слайде.

Выполнять тестирование

П: поиск и выделение необходимой информации;

4.

Итог урока.

Рефлексия.

Словесн.: ответы на вопросы;

Д.З: чит.  «Полезные ископаемые», или подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых.

Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?

Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.

- Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

- Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.

Какие задачи ставили в начале урока?

-  справились ли мы на уроке с поставленной задачей? - Что помогло нам в работе? - Какие открытия для себя сделали?

Записывать д.з

Отвечать на вопросы;

Подводить итог урока;

Р: осуществлять итоговый контроль

Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Условия горения", 2 класс

Данный урок по окружающему миру был разработан по программе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова....

Конспект урока по окружающему миру "О дружбе". 2 класс

  Тема проекта: Когда мои друзья со мной!    Время: 3 часа     Цель проекта:Изменить себя в лучшую сторону, помочь измениться товарищу Задачи проекта:-сформировать умение кратко формулировать задачу п...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Тундра", 4 класс.

Урок по окружающему миру , 4 класс, тема "Тундра"...

Конспект урока по окружающему миру в 4 «А» классе по теме: "Пустыни"

Тема урока: "Пустыни"Форма урока: Урок-исследование.Тип урока: Комбинированный.Технологии: деятельностного метода. Цели:1.  сформировать у учащихся понятие «пустыня», умение наход...

Конспект урока по окружающему миру Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемые

Предмет: окружающий мирКласс: 3-7Тема урока: Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемыеЦель урока: Закрепить знания учащихся, о полезных ископаемых;Планируемые результаты:ü П...