«Жизнь животных зимой».
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Урок закрепления по теме "Животные зимой" разработан в форме игры. На уроке использованы различные виды дидактических игр. Использование дидактических игр на уроке позволяет в простой доступной, интересной форме закрепить полученные знания, умения, навыки, лучше понять изучаемый материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchitel_goda_zhizn_zhivotnyh_zimoy.docx | 323.62 КБ |
Предварительный просмотр:
МБС(к)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа – интернат»
Урок по развитию устной речи
на основе изучения предметов окружающей действительности
3 класс
Тема:
«Жизнь животных зимой».
Кобелева Валентина Анатольевна
учитель начальных классов
г. Оса
Урок по развитию устной речи
на основе изучения предметов окружающей действительности
3 класс
Тема: «Жизнь животных зимой».
Цель: Систематизирование знаний детей о жизни диких животных зимой.
Задачи: Коррекционно – образовательная: Устанавливать связь между сезонными изменениями в природе и жизнью животных; Коррекционно – развивающая: Работать над формированием связной речи, обогащать словарный запас; Коррекционно – воспитательная: Воспитывать бережное отношение к животным.
Оборудование: ноутбук, презентация, конверты со словами, картинка – пазл – 2 шт., рефераты про животных, тесты, раскраски, учебник.
План урока:
1. Организационный момент – 1 мин.
2. Речевая зарядка – 2 мин.
3. Актуализация знаний – 5 мин.
4. Тема, цель – 3 мин.
5. Знакомство с темой и материалом урока – 15 мин.
6. Физкультминутка – 2 мин.
7. Закрепление и обобщение материала – 5 мин.
8. Тест – 5 мин.
9. Итог урока – 4 мин.
10. Домашнее задание – 1 мн.
11. Рефлексия – 2 мин.
Ход урока:
- Организационный момент (Слайд 1)
Игра-приветствие «Здравствуй!»
(Обучающиеся поочередно касаются пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят)
-Желаю (большой)
-успеха (указательный)
-большого (средний)
-во всем (безымянный)
-и везде (мизинец)
-удачи тебе на уроке! (рукопожатие)
- И я желаю вам всем удачи на уроке, уверена, у вас все получится, и урок у нас получится непременно увлекательным и интересным.
Давайте повторим правила работы на уроке:
- Не отвлекаться.
- Отвечать полным ответом.
- Быть вежливыми.
- Не мешать друг другу.
- Быть внимательными друг к другу.
- Речевая зарядка (фонетико-фонематическая физкультминутка).
- Гласные звуки «А, У, И, О, Э, Ы» (Слайд 2)
А – ротик шире детвора ААААА руки вверх
У – губки хоботком тяну УУУУУ руки вперед
И – губки к ушкам растяни ИИИИИ руки в стороны
О – губки колесо ООООО руки кольцом перед собой
Э – повторяем дружно ЭЭЭЭЭ руки овалом сзади
Ы – тянем мы на все лады ЫЫЫЫЫ руки овалом спереди
- Хорошо говори звук «С». (Слайд 3)
са – се – сы запа́сы
све – сво – сви свои́
ска – ско – ски оты́скивает
- Ребята, кто зимой отыскивает свои запасы?
Бе́лка оты́скивает свои́ запа́сы.
Давайте повторим все вместе это предложение.
- Актуализация знаний
- Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение.
Под голубыми небесами (Слайд 4) Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
- О каком времени года говориться в стихотворении? (В стихотворении говорится о зиме)
- По каким признакам вы узнали, что это зима? (снег лежит, иней на деревьях, на речке лёд). (Слайд 5)
- Назовите зимние месяцы (декабрь, январь, февраль)
К нам на урок пришёл Знайка. (Слайд 6) Он принёс для вас интересные задания.
На прошлом уроке мы говорили об изменениях, которые происходят в неживой природе с наступлением зимы.
1 задание - работа с карточками.
- Ребята, у вас на столе лежат конверты со словами. Вам нужно из этих слов составить предложения.
- Какие же предложения у вас получились, зачитайте.
Наступила холодная и снежная зима.
Зимой солнце светит мало.
Дни стали короткими, а ночи длинными.
Вся земля покрыта снегом.
На улице стало холодно.
Реки замерзли и покрылись льдом.
- О каком времени года вы составили предложения? (О зиме)
Вы назвали признаки зимы. Сегодня мы продолжим разговор о зиме.
- Тема, цель
1. Постановка проблемного вопроса (Слайд 7)
- Ребята, послушайте, пожалуйста, музыку. (Звучит аудиозапись музыкальной заставки к передаче «В мире животных»).
- Как вы думаете, почему я предложила вашему вниманию эти музыку?
- О ком сегодня будем вести разговор? (О животных)
2. Работа в группах. Для того чтобы продолжить работу необходимо собрать картинку- пазл.
- Какое время года изображено на картинке? (Зима)
- Кто изображён на картинке? (Волк, лиса, заяц, белка)
- Как мы назовём этих животных? (Дикие животные)
- Кто скажет тему сегодняшнего урока? (Дикие животные зимой)
-Тема урока «Жизнь животных зимой» (Слайд 8)
Урок у нас сегодня необычный. Мы совершим путешествие в зимний сказочный лес.
- Ребята, я предлагаю, каждому из вас, поставить перед собой задачу на сегодняшний урок. Чтобы вы хотели узнать сегодня на уроке? Пожалуйста, назовите ваши задачи… (Больше узнать о жизни диких животных, отвечать на вопросы полным ответом, получить хорошую оценку…)
Моя задача: Я хочу, чтобы вы с желанием работали на уроке, правильно и полным ответом отвечали на поставленный вопрос и получили хорошие оценки.
- Знакомство с темой урока.
Вот и пришла зима. В лесу стало холодно и голодно, тишина, деревья стоят голые. Только на снегу много-много чьих-то следов: это следы зверей. (Слайд 9)
А как же они выживают зимой в лесу в такую стужу? Боятся ли звери морозов?
Загадки
Знайка прислал для вас загадки о животных, ваша задача отгадать загадки и рассказать ему о жизни зверей в зимнем лесу.
1. Угадайте что за шапка, ( Слайд 10) Меха целая охапка, Шапка бегает в бору, У стволов грызёт кору. (Заяц).
Кто нам расскажет, что же делает заяц зимой ?
(Сообщения обучающихся дифференцированные)
Заяц – дикое животное, живёт в лесу. Дома у зайца нет. Лёжку заяц устраивает под поваленным деревом, пнём, кустиком. Врагов у зайца много. Его выручают нос, уши, быстрые ноги и неприметная шубка: зимой – белая, а летом – серая. Кормится он по ночам ветками и корой деревьев. Хорошо умеет путать следы. На бегу ставит задние ноги впереди передних. Хотя снег в лесу глубокий, заяц легко передвигается. Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не дают ему проваливаться в снег. В сильно холодные зимы он может переселяться поближе к жилищу людей, питаясь сеном или остатками животного корма.
2. За деревьями, кустами (Слайд 11)
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)
- Как зиму переносит лиса?
Лиса к зиме тоже меняет шубку на более тёплую и пушистую, неё у появляется подшёрсток. Она не приспособлена делать запасы на зиму. У Лисы зоркие глаза, острый слух и хорошее чутьё. По запаху она находит под снегом мышей, выслеживает их по следам, быстро роет лапками снег и хватает добычу. Охотится за птицами, зайцами, иногда таскает кур из жилища людей. Во время сильных метелей или непогоды ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.
3. Серовато, зубовато, (Слайд 12)
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк).
- Как зимует волк?
Волк – сильный, умный хищник. К зиме шубка становится теплее, цвет шерсти не меняется. Запасов на зиму не делает. Его добычей становятся не только зайцы, но и крупные звери - кабан, лось. Обычно волки охотятся небольшими стаями. Могут нападать на домашний скот. Специального дома у волка нет. Он может жить в ращелине скалы или в зарослях кустарника. Холодно ему зимой и голодно, поэтому он так и воет ночью. Голодная стая волков очень опасна.
4. Летом в лесу гуляет, (Слайд 13) Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)
- Кто расскажет о медведе?
Медведь живёт в лесу. Перед зимней спячкой медведи линяют, меняют шубу на зимнюю, теплую, густую, длинную и пушистую. Только шуба у медведей и летняя, и зимняя одного и того же цвета, тёмно – коричневого. Зимой медведю трудно найти пищу, поэтому он спит в берлоге, выкопанной под корнями деревьев, которую выстилает травой ещё до первого снега. Прежде, чем лечь в берлогу, медведь путает свои следы. Зимой медведь пищи не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира. Говорят, что медведь сосёт лапу.
- Ребята, на самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Если медведя разбудить, то он выходит голодный и в это время очень опасен. Его называют медведь – шатун.
5.Он как ёлка, весь в иголках. (Слайд 14)
Ловит смело страшных змей,
И хотя он очень колкий,
Обижать его не смей! (Ёж)
- А что же делает зимой ёж?
К зиме ёж делает на земле в ямке небольшое гнездо из травы, сухой листвы и мха. В нём он залегает в спячку до весны. Спит еж, свернувшись плотным клубком, прижимая лапы к брюшку, а хвост к голове, таким образом, он защищается от мороза.
6. Зверёк спрятался в дупло, (Слайд 15)
В нем и сухо и тепло.
Запас себе грибов и ягод,
Столько, что не съесть и за год. (Белка)
- Как же к зиме готовится белка?
На дереве у белки домик – дупло. К зиме она выстилает его мхом и сухими листьями, вход закрывает мхом, поэтому там тепло. На зиму заготавливает орехи, желуди, шишки, грибы. Летом белка - рыжая, к зиме линяет, становится серебристо - серая.
-Ребята, у белки несколько домов – один для сна, другой для зимовки и для выведения бельчат. В отдельном месте лежат припасы, очень часто ими кормятся и другие лесные звери. Бывает, в сильные морозы несколько белок спят в одном гнезде, согревают друг друга. Гнездо называется гайно.
- Ребята, белочка хочет порезвиться с вами.
- Физкультминутка
«Белочка»
Физзарядкой ей не лень заниматься каждый день руки в стороны, вверх, в
стороны, вниз;
С одной ветки, прыгнув влево на сучок она присела руки на поясе, прыжок
влево, присесть;
Вправо прыгнула потом, встать, руки на поясе
прыжок вправо;
Покружилась над дуплом . покружиться на месте .
Гимнастика для глаз «Зима в лесу» (Слайд 16)
- Закрепление пройденного материала.
Вопросы и задания.
- Ребята, вспомните, пожалуйста, как готовятся и зимуют дикие животные?
а) Белка и заяц.
- Что общего в подготовке к зиме у этих животных? (Меняют окраску меха). Ещё какие животные меняют окраску зимой? (горностай, песец, ласка)
- В чём разница у этих животных?
(Белка делает запасы, а заяц нет. У белки есть дупло, где она скрывается от морозов, а у зайца нет.) Ещё какие животные делают запасы на зиму? (Кроты, мыши, бурундуки)
б) Волк и лиса.
- Готовятся ли эти животные к зиме? Почему?
- Чем они питаются зимой?
в) Медведь и ёж.
- Как готовятся к зиме эти животные?
(Усиленно питаются, устраивают место для проведения зимы.)
- Как они проводят зиму?
Ребята, знаете ли вы других диких животных, которые тоже спят? (Барсук)
- А какому животному трудно зимовать без помощи человека?
Отгадайте загадку и вы сумеете ответить на поставленный вопрос.
Трав копытами касаясь, (Слайд 17 )
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога, раскинув широко. (Лось).
- Почему трудно лосю зимой?
8. Тест (Слайд18)
- Ребята, Знайка для вас приготовил тест «
Вам нужно поставить плюс в той клеточке, где правильный ответ.
Самопроверка (Слайд 19 )
- Проверьте, пожалуйста, ответы теста и поставьте себе оценку. Если у вас всё правильно – ставите «5», от 1 до 3 ошибок – «4», больше 3 –«3».
9. Итог урока
- Ребята, о ком мы сегодня говорили?
-Что нового и интересного вы узнали на уроке?
- Как меняется жизнь диких животных с приходом холодов?
(Делают запасы, впадают в спячку, меняют летнюю шубку на зимнюю, более тёплую, меняют окраску) (Слайд 20)
- Ребята, зимой многим зверям голодно и холодно в зимнем лесу. Как можно помочь животным? (Делать кормушки и класть корм). (Слайд 21)
Но самое главное, нужно оберегать животных от браконьеров.
Ради ценного меха браконьеры идут на всё!
Кто же в лесу оберегает животных? (Лесник, егерь) (Слайд 22)
Если каждый человек задумается над этой проблемой, то вместе мы сможем защитить наших меньших братьев!
Вы сегодня хорошо потрудились, и за хорошую работу на уроке Знайка вам дарит раскраску с изображением животных. Это раскраска с заданием: нужно найти животных и раскрасить.
10. Домашнее задание (Слайд 23)
1) Прочитать с. 21 – 22.
2)Нарисовать следы диких животных и подписать их.
11. Рефлексия
Вспомните, какие задачи вы ставили в начале урока и достигли ли вы результата?
Закончите предложение: (Слайд 24)
- Теперь я знаю, что….
Сегодня вы хорошо потрудились на уроке. Мне очень понравилось, как вы отвечали, старались говорить полным ответом, работали с желанием. Молодцы! Выставление отметок.
Литература:
- Н.Б. Матвеева «Живой мир» 3 класс, Москва «Просвещение» 2013 г.
- О.В. Казакова «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», Москва «Вако», 205 г.
- Интернет ресурсы
http://900igr.net/prezentatsii/okruzhajuschij-mir/Ptitsy-zimoj/005-Kak-raznye-zhivotnye-zimujut.html
http://prezentacii.com/detskie/8830-zhizn-zhivotnyh-zimoy.html
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2012/12/18/tema-uroka-zveri-zimoy
http://pedsovet.su/load/337-1-0-44618
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образы зимы и весны в стихотворении Ф. Тютчева « Зима недаром злится...»
Конспект урока по литературному чтению3 класс (1-4) Учебник под редакцией О.В. КубасовойТема:Образы зимы и весны в стихотворении Ф. Тютчева « Зима недаром злится...»Цель:знакомство учащихся со с...
Зима. Зимующие птицы. Конспект логопедического занятия.
Конспект логопедического занятия ( с приложением) из моего методического пособия "Зимующие птицы. Развитие лексико-грамматических категорий и связной устной речи на занятиях в специальной (корре...
Уроки по немецкому языку по теме "Зима. Погода зимой"
В методической разработке по теме "Зима. Погода зимой" размещен материал 2 уроков (сценарий урока и мультимедийная презентация к нему). Разработка каждого урока представлена по плану: тема; задачи уче...
В гости к зиме. Птицы зимой.
Данная презентация создана на весь урок. Некоторые слайды соединены в 1 слайд с целью уменьшения объема. Для использования придется просто раскидать все по местам....
"В гости к зиме. Птицы зимой"
Данная работа поможет раскидать слайды к презентации "В гости к зиме. Птицы зимой", которая была сжата и сокращена с целью уменьшения объема....
Обобщающий урок к разделу "Люблю природу русскую. Зима". Тема: "И вот сама идет волшебница зима. Стихотворения о зиме". 2 класс
Цель урока:- повтоить и обобщить знания обучающихся;- создать образное представление о зиме на основе восприятия поэтических, живописных и музыкальных произведений искусства;- привить интерес к чтению...
Как зимой помочь птицам? Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой.
Урок окружающего мира в 1 классе (январь). Практическая работа №13: Изготовление кормушки из бумажного пакета....