«Жизнь животных зимой».
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Кобелева Валентина Анатольевна

Урок закрепления по теме "Животные зимой" разработан в форме игры. На уроке использованы различные виды дидактических игр. Использование дидактических игр на уроке позволяет в простой доступной, интересной форме закрепить полученные знания, умения, навыки, лучше понять изучаемый материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchitel_goda_zhizn_zhivotnyh_zimoy.docx323.62 КБ

Предварительный просмотр:

МБС(к)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

                                     школа – интернат»

 

Урок по развитию устной речи

 на основе изучения предметов окружающей  действительности

3 класс

Тема:

 «Жизнь  животных зимой».

                                                                         

Кобелева Валентина Анатольевна

                                                                            учитель начальных классов

г. Оса

Урок по развитию устной речи

на основе изучения предметов окружающей действительности

3 класс

Тема: «Жизнь  животных зимой».

Цель: Систематизирование  знаний детей о жизни диких животных зимой.

Задачи:                                                                                                                                                                                              Коррекционно – образовательная:                                                                                                                       Устанавливать связь между сезонными изменениями в природе и жизнью животных;                                                                                     Коррекционно – развивающая:                                                                                                                                         Работать над формированием связной речи, обогащать словарный запас;                                                                                                                                          Коррекционно – воспитательная:                                                                                                                                                              Воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование: ноутбук, презентация,  конверты со словами,  картинка – пазл – 2 шт., рефераты про животных,   тесты,  раскраски, учебник.

План урока:

1. Организационный момент – 1 мин.

2. Речевая зарядка – 2 мин.

3. Актуализация знаний – 5 мин.

4. Тема, цель – 3 мин.

5. Знакомство с темой и материалом урока – 15 мин.

6. Физкультминутка – 2 мин.

7. Закрепление  и обобщение материала – 5 мин.

8. Тест – 5 мин.

9. Итог урока – 4 мин.

10. Домашнее задание – 1 мн.

11. Рефлексия – 2 мин.

                                                                                Ход урока:

  1. Организационный момент (Слайд 1)

      Игра-приветствие «Здравствуй!»

(Обучающиеся поочередно касаются пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят)

-Желаю (большой)

-успеха (указательный)

-большого (средний)

-во всем (безымянный)

-и везде (мизинец)

-удачи тебе на уроке! (рукопожатие)

- И я желаю вам всем удачи на уроке, уверена, у вас все получится, и урок у нас получится непременно увлекательным и интересным.

Давайте повторим правила работы на уроке:

  • Не отвлекаться.
  • Отвечать полным ответом.
  • Быть вежливыми.
  • Не мешать друг другу.
  • Быть внимательными друг к другу.

  1. Речевая зарядка (фонетико-фонематическая физкультминутка).
  • Гласные звуки «А, У, И, О, Э, Ы» (Слайд 2)

 А – ротик шире детвора ААААА                       руки вверх

У – губки хоботком тяну УУУУУ                       руки вперед

И – губки к ушкам растяни ИИИИИ                   руки в стороны

О – губки колесо ООООО                                    руки кольцом перед собой

Э – повторяем дружно ЭЭЭЭЭ                           руки овалом сзади

Ы – тянем мы на все лады ЫЫЫЫЫ                    руки овалом спереди

  • Хорошо говори звук «С».    (Слайд 3)

    са – се – сы                   запа́сы

    све – сво – сви              свои́

    ска – ско – ски             оты́скивает

    - Ребята, кто зимой отыскивает свои запасы?

Бе́лка оты́скивает свои́ запа́сы.

Давайте повторим все вместе это предложение.    

  1. Актуализация знаний

- Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение.

Под  голубыми небесами    (Слайд 4)                                                                                                                               Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

- О каком времени года говориться в стихотворении?  (В стихотворении говорится о зиме)

- По каким признакам вы узнали, что это зима? (снег лежит, иней на деревьях, на речке лёд).      (Слайд 5)

- Назовите зимние месяцы (декабрь, январь, февраль)

К нам на урок пришёл Знайка.    (Слайд 6)                                                                                                                            Он принёс для вас интересные задания.

На прошлом уроке мы говорили об  изменениях, которые  происходят в неживой природе с наступлением зимы.

1 задание - работа с карточками.

- Ребята, у вас на столе лежат конверты со словами. Вам нужно из этих слов составить предложения.

- Какие же предложения у вас получились, зачитайте.

Наступила холодная и снежная зима.

Зимой солнце светит мало.

Дни стали короткими, а ночи длинными.

Вся земля покрыта снегом.

На улице стало  холодно.

Реки замерзли  и покрылись  льдом.

- О каком времени года вы составили предложения? (О зиме)

Вы назвали  признаки зимы. Сегодня мы продолжим разговор о зиме.

  1. Тема, цель

1. Постановка проблемного вопроса     (Слайд 7)

- Ребята, послушайте, пожалуйста, музыку. (Звучит  аудиозапись музыкальной заставки к передаче «В мире животных»).

- Как вы думаете, почему я предложила вашему вниманию эти музыку?

- О ком сегодня будем вести разговор? (О животных)

2. Работа в группах. Для того чтобы продолжить работу необходимо собрать картинку-  пазл.

- Какое время года изображено на картинке? (Зима)

- Кто изображён на картинке?  (Волк, лиса, заяц, белка)

- Как мы назовём этих животных?  (Дикие животные)

- Кто скажет тему сегодняшнего  урока?   (Дикие животные зимой)

-Тема урока «Жизнь животных зимой»                 (Слайд 8)

     Урок у нас сегодня необычный. Мы совершим  путешествие  в зимний сказочный лес.

- Ребята,  я предлагаю, каждому  из вас, поставить перед собой задачу на сегодняшний урок. Чтобы вы хотели узнать сегодня на уроке? Пожалуйста, назовите ваши задачи…           (Больше узнать о жизни диких животных, отвечать на вопросы полным ответом, получить хорошую оценку…)

   Моя задача: Я хочу, чтобы вы с желанием работали на уроке, правильно и полным ответом отвечали на поставленный вопрос и получили хорошие оценки.

  1. Знакомство с   темой  урока.

      Вот и пришла зима. В лесу стало холодно и голодно, тишина, деревья стоят голые. Только на снегу много-много чьих-то следов: это следы зверей.     (Слайд  9)

 А как же они выживают зимой в лесу в такую стужу?  Боятся ли звери морозов?

Загадки

    Знайка прислал для вас загадки  о животных, ваша задача отгадать загадки и рассказать ему о жизни зверей в зимнем лесу.

1. Угадайте что за шапка,                ( Слайд 10)                                                                                                                            Меха целая охапка,                                                                                                                                                            Шапка бегает в бору,                                                                                                                                   У стволов грызёт кору.                        (Заяц).

Кто нам расскажет, что же делает заяц  зимой ?

 (Сообщения обучающихся дифференцированные)

    Заяц – дикое животное,  живёт в лесу. Дома у зайца нет. Лёжку заяц устраивает под поваленным деревом, пнём, кустиком. Врагов у зайца много. Его выручают нос, уши,  быстрые ноги и неприметная шубка: зимой – белая, а летом – серая. Кормится он  по ночам ветками и корой деревьев. Хорошо умеет путать следы. На бегу ставит задние ноги впереди передних.  Хотя снег в лесу глубокий, заяц легко передвигается. Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не дают ему проваливаться в снег. В сильно холодные зимы он может переселяться поближе к жилищу людей, питаясь сеном или остатками животного корма.

2. За деревьями, кустами                    (Слайд 11)
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара.                     (Лиса)

- Как зиму переносит лиса?  

     Лиса к зиме тоже меняет шубку на более тёплую и пушистую,  неё у появляется подшёрсток. Она не приспособлена делать запасы на зиму. У Лисы зоркие глаза, острый слух и хорошее  чутьё. По запаху она находит под снегом мышей, выслеживает их по следам, быстро роет лапками снег и хватает добычу. Охотится за птицами, зайцами, иногда таскает кур из жилища людей. Во время сильных метелей или непогоды  ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.

3. Серовато, зубовато,                           (Слайд 12)

 По полю рыщет,

 Телят, ягнят ищет.                                 (Волк).

- Как зимует волк?

Волк – сильный, умный хищник. К зиме шубка становится теплее,  цвет шерсти не меняется. Запасов на зиму не делает.  Его добычей становятся не только зайцы, но и крупные звери - кабан, лось. Обычно волки охотятся небольшими  стаями. Могут нападать на домашний скот. Специального дома у волка нет. Он может жить в ращелине скалы или в зарослях кустарника. Холодно ему зимой и голодно, поэтому он так и воет ночью.  Голодная стая волков очень опасна.

4. Летом в лесу гуляет,                            (Слайд 13)                                                                                                                               Зимой в берлоге отдыхает.             (Медведь)

- Кто расскажет о медведе?

       Медведь живёт в лесу. Перед зимней спячкой медведи линяют, меняют шубу на зимнюю, теплую, густую, длинную и пушистую. Только шуба у медведей и летняя, и зимняя одного и того же цвета, тёмно – коричневого. Зимой медведю трудно найти пищу, поэтому он спит в берлоге, выкопанной под корнями деревьев, которую выстилает травой ещё до первого снега. Прежде, чем лечь в берлогу, медведь путает свои следы.  Зимой медведь пищи не употребляет,  а живёт за счёт накопленного жира. Говорят, что медведь сосёт лапу.

- Ребята,  на самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Если медведя разбудить, то он выходит голодный и в это время очень опасен. Его называют медведь – шатун.

5.Он как ёлка, весь в иголках.                 (Слайд 14)
Ловит смело страшных змей,
И хотя он очень колкий,
Обижать его не смей!                       (Ёж)

- А что же делает зимой ёж?

       К зиме ёж  делает на  земле в ямке небольшое гнездо из травы,  сухой листвы и мха. В нём он залегает в спячку до весны. Спит еж, свернувшись плотным клубком, прижимая лапы к брюшку, а хвост к голове, таким образом, он защищается от мороза.

6. Зверёк спрятался в дупло,                (Слайд 15)
В нем и сухо и тепло.
Запас себе грибов и ягод,
Столько, что не съесть и за год.     (Белка)

- Как же к зиме готовится белка?

На дереве у белки  домик – дупло. К зиме она выстилает его мхом и сухими листьями, вход закрывает мхом, поэтому  там тепло. На зиму заготавливает орехи, желуди, шишки, грибы. Летом белка - рыжая, к зиме линяет, становится серебристо - серая.

-Ребята, у белки несколько домов – один для сна, другой для зимовки и для выведения бельчат.  В отдельном месте лежат припасы, очень часто ими кормятся и другие лесные звери. Бывает, в сильные морозы несколько белок спят в одном гнезде, согревают друг друга. Гнездо называется гайно.

- Ребята, белочка хочет порезвиться с вами.

  1. Физкультминутка

 «Белочка»

 Физзарядкой ей не лень заниматься каждый день        руки в стороны, вверх, в

                                                                                              стороны, вниз;

С одной ветки, прыгнув влево на сучок она присела     руки на поясе, прыжок

                                                                                              влево, присесть;

Вправо прыгнула потом,                                                   встать, руки на поясе

                                                                                                  прыжок вправо;

Покружилась над дуплом .                                                покружиться на месте .                                    

Гимнастика для глаз  «Зима в лесу»                (Слайд 16)

  1. Закрепление пройденного материала.

 Вопросы и задания.

-  Ребята, вспомните, пожалуйста, как готовятся и зимуют дикие животные?

а) Белка и заяц.

- Что общего в подготовке к зиме у этих животных? (Меняют окраску меха).                                         Ещё какие животные меняют окраску зимой? (горностай, песец, ласка)

 - В чём разница у этих животных?

(Белка делает запасы, а заяц нет.  У белки есть дупло, где она скрывается от морозов, а у зайца нет.)  Ещё какие животные делают запасы на зиму? (Кроты, мыши, бурундуки)

б) Волк и лиса.

- Готовятся ли эти животные к зиме? Почему?

- Чем они питаются зимой?

в) Медведь и ёж.

- Как готовятся к зиме эти животные?

(Усиленно питаются, устраивают место для проведения зимы.)

- Как они проводят зиму?

Ребята, знаете ли вы других диких животных, которые тоже спят? (Барсук)

- А какому животному трудно зимовать без помощи человека?

Отгадайте загадку и вы сумеете ответить на поставленный вопрос.

Трав копытами касаясь,                                  (Слайд 17 )

 Ходит по лесу красавец,

 Ходит смело и легко,

 Рога, раскинув широко. (Лось).                                  

- Почему трудно лосю зимой?

8. Тест           (Слайд18)

- Ребята, Знайка для вас приготовил тест «    

Вам нужно поставить плюс в той клеточке, где правильный ответ.

Самопроверка                                        (Слайд  19 )

- Проверьте, пожалуйста, ответы теста и поставьте себе оценку. Если у вас всё правильно – ставите «5», от 1 до 3 ошибок – «4», больше 3 –«3».

9. Итог урока      

       - Ребята, о ком мы  сегодня  говорили?                                  

 -Что нового и интересного  вы узнали на уроке?

- Как меняется жизнь диких животных с приходом холодов?

(Делают  запасы, впадают в спячку, меняют летнюю шубку на зимнюю, более тёплую, меняют окраску)    (Слайд 20)

- Ребята, зимой многим зверям голодно и холодно в зимнем лесу. Как можно помочь животным? (Делать кормушки и класть  корм).    (Слайд 21)

     Но самое главное, нужно оберегать животных от браконьеров.

Ради ценного меха браконьеры идут на всё!

Кто же в лесу оберегает животных? (Лесник, егерь)    (Слайд 22)

    Если каждый человек задумается над этой проблемой, то вместе мы сможем защитить наших меньших братьев!

     Вы сегодня хорошо потрудились,  и  за хорошую работу на уроке Знайка вам дарит  раскраску с изображением  животных.  Это раскраска с заданием: нужно найти животных и раскрасить.

 10. Домашнее задание               (Слайд 23)

1) Прочитать с. 21 – 22.    

2)Нарисовать следы диких животных и подписать их.

 11. Рефлексия

Вспомните, какие задачи вы ставили в начале урока и достигли ли вы результата?
Закончите предложение:      (Слайд 24)

- Теперь я знаю, что….

Сегодня вы хорошо потрудились на уроке. Мне очень понравилось, как вы отвечали, старались говорить полным ответом, работали с желанием. Молодцы! Выставление отметок.

Литература:

  1. Н.Б. Матвеева «Живой мир» 3 класс, Москва «Просвещение» 2013 г.
  2. О.В. Казакова «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», Москва «Вако», 205 г.
  3. Интернет ресурсы

http://900igr.net/prezentatsii/okruzhajuschij-mir/Ptitsy-zimoj/005-Kak-raznye-zhivotnye-zimujut.html

http://prezentacii.com/detskie/8830-zhizn-zhivotnyh-zimoy.html

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2012/12/18/tema-uroka-zveri-zimoy

http://pedsovet.su/load/337-1-0-44618


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образы зимы и весны в стихотворении Ф. Тютчева « Зима недаром злится...»

Конспект  урока по литературному чтению3 класс (1-4) Учебник под редакцией О.В. КубасовойТема:Образы зимы и весны в стихотворении Ф. Тютчева « Зима недаром злится...»Цель:знакомство учащихся со с...

Зима. Зимующие птицы. Конспект логопедического занятия.

Конспект логопедического занятия ( с приложением) из моего методического пособия "Зимующие птицы. Развитие лексико-грамматических категорий и связной устной речи на занятиях в специальной  (корре...

Уроки по немецкому языку по теме "Зима. Погода зимой"

В методической разработке по теме "Зима. Погода зимой" размещен материал 2 уроков (сценарий урока и мультимедийная презентация к нему). Разработка каждого урока представлена по плану: тема; задачи уче...

В гости к зиме. Птицы зимой.

Данная презентация создана на весь урок. Некоторые слайды соединены в 1 слайд с целью уменьшения объема. Для использования придется просто раскидать все по местам....

"В гости к зиме. Птицы зимой"

Данная работа поможет раскидать слайды к презентации "В гости к зиме. Птицы зимой", которая была сжата и сокращена с целью уменьшения объема....

Обобщающий урок к разделу "Люблю природу русскую. Зима". Тема: "И вот сама идет волшебница зима. Стихотворения о зиме". 2 класс

Цель урока:- повтоить и обобщить знания обучающихся;- создать образное представление о зиме на основе восприятия поэтических, живописных и музыкальных произведений искусства;- привить интерес к чтению...

Как зимой помочь птицам? Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой.

Урок окружающего мира в 1 классе (январь). Практическая работа №13:  Изготовление кормушки из бумажного пакета....