Рабочая программа Окружающий мир 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_okruzhayushchiy_mir_4_klass.doc953 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

            Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для четвертого класса разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатах начального общего образования и авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы». (УМК «Школа России».)

            Программа адресована обучающимся 4 класса МБОУ «Новозаганская средняя общеобразовательная школа».

            Учебный предмет «Окружающий мир» входит в предметную область «Обществознание и естествознание».

            Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на

основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России

в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

            Основными задачами реализации содержания курса являются:

            1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону,

в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

            2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

            3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни

и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

            4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Общая характеристика учебного предмета

            Курс «Окружающий мир» в равной мере интегрирует природоведческие, обществоведческие, исторические знания, представляет младшим школьникам естественнонаучный и социально-гуманитарный материал, необходимый для формирования целостного  и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.  

В рамках предмета, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решаются задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России.

            В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, в музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

            Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

  • идея многообразия мира;
  • идея целостности мира;
  • идея уважения к миру.

            В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

            1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

            2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

            3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

       

            Виды и типы уроков:

  • комбинированный урок;
  • открытие новых знаний;
  • обобщающий урок;
  • урок закрепления;
  • нетрадиционные формы уроков: интегрированный, урок-экскурсия, практическое

занятие, урок-проект, заочная экскурсия, устный журнал;

  • работа с учебным и научно-популярным текстом, с дидактическим рисунком или

иллюстрациями, с условными обозначениями, таблицами и схемами;

  • проведение  наблюдений;
  • выполнение практических работ;
  • моделирование объектов и процессов;
  • дидактические игры;
  • уроки на улицах села;
  • предметные экскурсии.

            Формы организации урока:

  • коллективная;
  • фронтальная;
  • групповая;
  • индивидуальная работа;
  • работа в парах.

Место учебного предмета в учебном плане

    На изучение курса «Окружающий мир» в 4 классе начальной школы отводится  

2 часа в неделю – 68 часов в год  (34 учебные недели).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и

общества.

  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём

многообразии её форм.

  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине,

к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

  • Человечество как многообразие народов, культур, религий.
  • Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся

в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

  • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог

преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения

к поколению и жизнеспособности российского общества.

  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой

личности.

  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое,  

психическое, духовно и социально-нравственное.

  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе,

историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

            В рабочей программе предусмотрено 10 часов на национально-региональный

компонент (НРК).

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»

           

            Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости

за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и

национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального

российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных

ориентации;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его

органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре

других народов;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и

 развивающемся мире;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной

 деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том

числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной

отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных

социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие

мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

           

            Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной

деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия

в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и

способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • использование знаково-символических средств представления информации для

создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и

практических задач;

  • активное использование речевых средств и средств информационных и

коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных

задач;

  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом

учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,

организации, передачи и интерпретации информации в соответствии

с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета

«Окружающий мир»;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,

классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-

следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать

возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о

распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный

контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,

       процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.), в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего

образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного

предмета «Окружающий мир».

           

            Предметные результаты:

  • понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за

национальные свершения, открытия, победы;

  • сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей

семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

  • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической

грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

  • освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись,

измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в

окружающем мире.

Содержание тем учебного предмета «Окружающий мир» по разделам

№ п/п

Раздел

учебного курса

Кол-во часов

Содержание раздела по темам

1

Земля и

человечество

9

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо –  великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды –  задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.

2

Природа России

11

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

3

Родной край –

часть большой страны

14

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.

Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.

4

Страницы Всемирной истории

6

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем

рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

5

Страницы истории России

20

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII–XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII–XV вв.

Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI–XVII вв.

Россия в XVIII в. Петр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20–30-е гг. Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.

Наша страна в 1945–1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).

Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

6

Современная Россия

9

Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

ВСЕГО

68

Тематическое планирование учебного материала

(68 часов в год, 2 часа в неделю)

урока

Тема урока

Дата

Земля и человечество (9 часов)

1

Мир глазами астронома

2

Планеты Солнечной системы

3

Звездное небо – Великая книга природы

4

Мир глазами географа

5

Мир глазами историка

6

Когда и где?

7

Мир глазами эколога

8

Сокровища Земли под охраной человечества

9

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество»

Природа России (11 часов)

10

Равнины и горы России

11

Моря, озера и реки России

12

Природные зоны России

13

Зона арктических пустынь

14

Тундра

15

Леса России

16

Лес и человек

17

Зона степей (НРК)

18

Пустыни

19

У Черного моря

20

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России»

Родной край – часть большой страны (14 часов)

21

Наш край (НРК)

22

Поверхность нашего края

23

Поверхность нашего края (экскурсия) (НРК)

24

Водные богатства нашего края (НРК)

25

Наши подземные богатства (НРК)

26

Земля-кормилица (НРК)

27

Экскурсия в лес и на луг

28

Жизнь леса (НРК)

29

Жизнь луга (НРК)

30

Жизнь в пресных водах

31

Экскурсия к водоему

32

Растениеводство в нашем крае (НРК)

33

Животноводство в нашем крае (НРК)

34

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родной край – часть большой страны». Презентация проектов «По родному краю»

Страницы всемирной истории (6 часов)

35

Начало истории человечества

36

Мир древности: далекий и близкий

37

Средние века: время рыцарей и замков

38

Новое время: встреча Европы и Америки

39

Новейшее время: история продолжается сегодня

40

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу

«Страницы всемирной истории»

Страницы истории России (20 часов)

41

Жизнь древних славян

42

Во времена Древней Руси

43

Страна городов

44

Из книжной сокровищницы Древней Руси

45

Трудные времена на Русской земле

46

Русь расправляет крылья

47

Куликовская битва

48

Иван Третий

49

Мастера печатных дел

50

Патриоты России

51

Петр Великий

52

Михаил Васильевич Ломоносов

53

Отечественная война 1812 года

54

Страницы истории XIX века

55

Россия вступает в XX век

56

Страницы истории 1920-1930 годов

57

Великая Отечественная война и Великая Победа

58

Великая Отечественная война и Великая Победа

59

Страна, открывшая путь в космос

60

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России»

Современная Россия (8 часов)

61

Основной закон России и права человека

62

Мы – граждане России

63

Славные символы России

64

Такие разные праздники

65

Путешествие по России

66

Путешествие по России

67

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Современная Россия»

68

Презентация проектов

Контроль предметных результатов

         Основная цель контроля по окружающему миру – проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

         Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность третьеклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.

        В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предмету. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

         Итоговая оценка выводится на основе результатов итоговых комплексных работ –

 системы заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.

         В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения итоговой работы по окружающему миру и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.

         Текущий контроль по окружающему миру осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме тестов и практических работ. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.

         Тематический контроль по окружающему миру проводится в устной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы.

          Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, тестовых и практических работ, итоговой диагностической работы.

          Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

          Ошибки:

  •    неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
  •    нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
  •    неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
  •    ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
  •    незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
  •    отсутствие умения выполнять рисунок, схему; неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
  •    ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
  •    неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

          Недочёты:

  •  преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
  •  неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющие отрицатель-: на

результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

  •  отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта не

приводящие к неправильному результату;

  • неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляема»

после наводящих вопросов;

  • неточности при нахождении объекта на карте.

                                 

Характеристика цифровой оценки (отметки)

          «5» («отлично») – уровень выполнения требований высокий: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу: не более одного недочёта; логичность и полнота изложения.

          «4» («хорошо»)  уровень выполнения требований повышенный: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; caмостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочётов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочётов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приёмов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

         «3» («удовлетворительно»)  достаточный базовый уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочётов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочётов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполного раскрытия вопроса.

         «2» («неудовлетворительно»)  уровень выполнения требований ниже базового: наличие более 6 ошибок или 10 недочётов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочётов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, не раскрыт обсуждаемый вопрос, отсутствие аргументации, либо ошибочность её основных положений.

Учебно-тематический план

Учебная четверть

Количество                часов

Диагностический и практический материал

1 четверть

18

Практическая работа – 6; проверка знаний – 1

2 четверть

14

Практическая работа – 4; проект – 1; проверка знаний – 2

3 четверть

20

Практическая работа – 1;  проверка знаний – 2

4 четверть

16

Практическая работа – 1; проект – 1; проверка знаний – 1

Всего

68

Практическая работа – 12; проект – 2; проверка знаний – 6

Контроль предметных результатов

Учебная четверть

Тема раздела

Кол-во часов

Проекты

Практические работы

Проверочные работы по разделу

I

18 часов

Земля и  

человечество

9

Знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.

«Земля и  

Человечество»

Природа России

11

Поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

«Природа России»

II

14 часов

Родной край – часть большой страны

14

«Красная книга России»,

«Заповедники и национальные парки России», «Международная Красная книга», «Красная книга нашего края» и др. (по выбору).

Знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.

«Родной край – часть большой страны»

III

20 часов

Страницы Всемирной истории

6

«Страницы Всемирной истории»

Страницы истории России

20

Найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

«Страницы истории России»

IV

16 часов

Современная Россия

8

«Путешествие по городам мира», «Имя на глобусе», «Когда и как появилась профессия …», «Открытие берестяных грамот», «В дворянской усадьбе», «В крестьянской избе» (по выбору).

«Современная Россия»

Всего:

6

68

2

15

6

                                Учебно-тематическое планирование (2 часа в неделю, 68 часов в год)

 

№ урока

Тема урока/

Тип урока

Предметные умения

Формируемые УУД

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Земля и человечество (9 часов)

1

Мир глазами астронома.

 Урок изучения

 новых знаний.

Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли.

Оценивать жизненные ситуации.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Определять причины явлений, событий.

Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

2

Планеты Солнечной системы.

Урок изучения

 новых знаний.

Планеты Солнечной системы, представление о них; представления о том, отчего на Земле сменяются день и ночь, времена года.

Осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе

к её  природе.

Оценивать жизненные ситуации.

Выявление существенных признаков объектов.

Делать выводы на основе обобщённых знаний.

3

Звёздное небо – Великая книга Природы.

Урок изучения

 новых знаний.

Представление о звёздах, находить созвездия на звёздной карте и в ночном небе.

Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Высказывать свою точку зрения, пытаться её обосновать.

4

Мир глазами географа.

Комбинированный урок.

Глобус как модель Земли. Элементарные приёмы чтения плана, карты. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

5

Мир глазами историка.

Урок изучения

 новых знаний.

Представление об окружающем нас мире с точки зрения историков. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена.

Осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  культуре, истории, народам и желание участвовать в ее делах и событиях.

Задавать вопросы.

6

Когда и где?

 Урок изучения

 новых знаний.

Обозначение дат исторических событий, понятия «век», «тысячелетие», «летоисчисление».

Принимать и сохранять учебную задачу

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

7

Мир глазами эколога.

Урок изучения

 новых знаний.

Человек – часть природы.

Зависимость жизни и природы человека от природы и её состояния.

Осознание  и принятие базовых общечеловеческих ценностей.

Установка на безопасный здоровый образ жизни.

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Формировать собственное мнение и позицию.

8

Сокровища Земли под охраной человечества.

Урок изучения

 новых знаний.

Объекты Всемирного наследия, правила поведения в природе.

Преобразовывать практическую задачу

в познавательную.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Использовать речь для регуляции своего действия.

Использовать речь для регуляции своего действия.

9

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу.

Урок контроля

и коррекции

 знаний.

Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения.

Выполнять работу

Самостоятельно.

                                                                                 

Природа России (11 часов)

 10

Равнины и горы

России.

Урок изучения

 новых знаний.

Представление о равнинах и горах; равнины и горы на территории России.

Осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  природе.

 

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Адекватно использовать речевые средства.

  11

Моря, озёра и реки России.

Урок изучения

 новых знаний.

Водоёмы, их разнообразие, использование человеком.

Принимать и сохранять учебную задачу,

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

12

Природные зоны России.

Урок изучения

новых знаний.

Представление о природной зоне арктических пустынь; особенности природы, значение природы данной зоны для человека, её использование.

Осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  природе, её  культуре, народам и желание участвовать в ее делах и событиях.

Оценивать жизненные ситуации.

Осознание  и принятие базовых общечеловеческих ценностей.

Принимать и сохранять учебную задачу,

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

13

Зона арктических пустынь.

Урок изучения

новых знаний.

14

Тундра.

Урок изучения

новых знаний.

Представление о природной зоне тундры; географическое положение этой природной зоны, климатические  условия, растительный и животный мир, деятельность человека.

15

Леса России.

Урок изучения

новых знаний.

Представление о лесной зоне; географическое положение зоны лесов, растительный и животный мир.

Преобразовывать практическую задачу

в познавательную.

16

Лес и человек.

Урок изучения

новых знаний.

Представление  о роли леса в жизни человека и природы; экологические  проблемами леса, которые возникли по вине человека, бережное отношение человека к растениям и животным.

Различать способ и результат действия.

Делать выводы на основе обобщения знаний.

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

17

Зона степей.

Урок изучения

новых знаний.

Представление о природной зоне степей; географическое положение зоны степей, её особенности, животный и растительный мир, охрана природы.

Преобразовывать практическую задачу

в познавательную.

Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

18

Пустыни.

Урок изучения

 новых знаний.

Представление о природной зоне пустыни; географическое положение зоны пустынь,  её особенности, животный и растительный мир

Осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  природе, её  культуре, народам и желание участвовать в ее делах и событиях.

19

У Чёрного моря

Урок изучения

новых знаний.

Представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа; географическое положение субтропической зоны России, растительный и животный мир, деятельность людей.

Преобразовывать практическую задачу

в познавательную.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.

20

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу.

Урок контроля

и коррекции

 знаний.

Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения.

Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Выполнять работу

самостоятельно.

Родной край – часть большой страны (14 часов)

21

Наш край.

Урок изучения

новых знаний.

Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город: название, основные достопримечательности.

Осознание себя членом общества и государства,

 чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  природе, её  культуре, народам и желание участвовать в ее делах и событиях.

Осознание  и принятие базовых общечеловеческих ценностей.

Преобразовывать практическую задачу

в познавательную.

Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.

Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного.

22-23

Поверхность нашего края.

Урок изучения

новых знаний.

Экскурсия.

Представление о поверхности родного края; работа с картой.

24

Водные богатства нашего края.

Урок изучения

новых знаний.

 

Представление о водоёмах нашего края; естественные и искусственные водоёмы, значение водоёмов и их охрана.

25

Наши подземные богатства.

Урок изучения

новых знаний.

Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения.

Преобразовывать практическую задачу

в познавательную.

Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

26

Земля-кормилица.

Урок изучения

новых знаний.

Различные виды почв и их состав.

Умение наблюдать, выделять характерные особенности природных объектов.

27-28

Жизнь леса.

Урок изучения

новых знаний.

Экскурсия.

Разнообразие лесных обитателей, ярусы леса, лесная подстилка и микроорганизмы, роль грибов.

Осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  природе.

Преобразовывать практическую задачу

в познавательную.

Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний.

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Адекватно использовать речевые средства.

29

Жизнь луга.

Урок изучения

новых знаний.

Представления о луге, как природном сообществе.

30-31

Жизнь в пресных водах.

Урок изучения

новых знаний.

Экскурсия.

Проверить знания учащихся по теме «Родной край – часть большой страны»; представление о жизни пресного водоёма.

32

Растениеводство в нашем крае.

Урок изучения

новых знаний.

 

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

33

Животноводство

в нашем крае.

Комбинированный.

Преобразовывать практическую задачу

в познавательную.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.

Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного.

Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

34

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу.

Урок контроля

и коррекции

 знаний.

Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения.

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль.

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Выполнять работу

самостоятельно.

Страницы всемирной истории (6 часов)

35

Начало истории человечества.

Урок изучения

новых знаний.

Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира.

Осознание себя членом общества и государства,

 чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  культуре, истории, народам и желание участвовать в ее делах и событиях.

Оценивать жизненные ситуации.

  • Принимать и сохранять учебную задачу,
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.

Оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций.

36

Мир древности: далёкий и близкий.

Комбинированный.

 

Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира.

37

Средние века: время рыцарей и замков.

Урок изучения

новых знаний.

Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Формировать собственное мнение и позицию.

  • Использовать речь для регуляции своего действия.

38

Новое время: встреча  Европы и Америки.

Урок изучения

новых знаний.

Выдающиеся люди Нового времени, их изобретения, географические открытия.

39

Новейшее время: история продолжается сегодня.

Урок изучения

новых знаний.

Выдающиеся люди разных эпох.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.

40

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу.

Урок контроля

и коррекции

 знаний.

Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения.

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор.

Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.

Делать выводы на основе обобщения знаний.

Выполнять работу

самостоятельно.

Страницы истории России (20часов)

41

Во времена Древней  Руси.

Урок изучения

новых знаний.

Представление о Древней

Руси, русских князьях

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор.

Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.

Делать выводы на основе обобщения знаний.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

42

Представление о городах

10-11 века Киеве

и Новгороде.

Осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  культуре, истории, народам

и желание участвовать в ее делах и событиях.

Оценивать жизненные ситуации.

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

Осознание себя членом общества и государства,

 чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  культуре, истории, народам

 и желание участвовать в ее делах и событиях.

Основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности, гордости за свою Родину, народ и историю.

Осознание своей этнической принадлежности.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного.

Принимать и сохранять учебную задачу,

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.

Страна городов.

Урок изучения

новых знаний.

43

Из книжной

сокровищницы Древней Руси.

Урок изучения

новых знаний..

Представление о возникновении славянской азбуки, появлении письменности на Руси.

44

Трудные времена на русской земле.

Урок изучения

новых знаний.

Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории культуры.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного.

Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного.

45

Русь расправляет крылья.

Урок изучения

новых знаний.

 

Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории культуры.

46

Куликовская

битва.

Урок изучения

новых знаний.

Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории культуры.

47

Иван III.

Урок изучения

новых знаний.

 

Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох.

48

Мастера печатных дел.

Урок изучения

новых знаний.

Выдающиеся люди разных эпох.

Работать с различными источниками.

49

Патриоты России.

Урок изучения

новых знаний. 

Выдающиеся люди разных эпох.

Преобразовывать практическую задачу

в познавательную.

Делать выводы на основе обобщения знаний.

50

Пётр Великий.

Урок изучения

новых знаний

Времена правления Петра 1, его реформах.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

в сотрудничестве с учителем.

51

Михаил Васильевич Ломоносов.

Урок изучения

новых знаний.

Выдающиеся люди разных эпох.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты; определять причины, событий.

  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в том числе контролируемом пространстве Интернета.

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

52

Екатерина Великая.

Урок изучения

новых знаний.

Россия во времена правления Екатерины 2.

Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

53

Отечественная война 1812 года.

Урок изучения

новых знаний.

Представление о войне 1812 года.

Проявлять познавательную инициативу

в учебном сотрудничестве.

54

Страницы истории XIХ века.

Урок изучения

новых знаний. 

Представление о жизни в 19 веке, о технических изобретениях того времени.

55

Россия вступает в ХХ век.

Урок изучения

новых знаний.

Важнейшие события в России в начале 20 века.

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

56

Страницы истории 20-30 гг.

Урок изучения

новых знаний.

Жизнь страны в 20-30 годы; умение анализировать, делать выводы.

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной

речи.

57-58

Великая война и Великая победа.

Урок изучения

новых знаний.

Великая Отечественная война и её герои.

59

Страна, открывшая путь в космос.

Комбинированный.

Выдающиеся люди разных эпох. Государственные праздники.

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

60

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу.  

Урок контроля

и коррекции

 знаний.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Осуществлять запись выборочной информации.

Выполнять работу

самостоятельно.

Современная Россия (8 часов)

61

Основной закон России и права человека.

Комбинированный.

Человек – член общества. Россия – наша Родина. Государственные праздники.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях и энциклопедиях.

Оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций.

62

Мы – граждане России.

Урок изучения

новых знаний.

 

Всенародные праздники, отмечаемые в России (День защиты детей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного.

Извлекать информацию, представленную в разных форматах.

63

Славные символы России.

Урок изучения

новых знаний.

 

 

Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна.

Основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности, гордости за свою Родину, народ и историю.

Осознание своей этнической принадлежности.

Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях и энциклопедиях.

64

Такие разные праздники.

Урок изучения

новых знаний.

Праздники России, их различие и особенности.

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации.

Оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций.

65-66

Путешествие

по России.

Комбинированный.

Города России. Москва – столица России. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Россия на карте. Охрана памятников истории и культуры.

Составлять план решения учебной задачи.

67

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Современная Россия».

Урок контроля

и коррекции

 знаний.

Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения.

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор.

Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Строить сообщения в устной и письменной форме.

Делать выводы на основе обобщённых знаний.

68

Презентация проектов.

Презентация проектов.

Адекватно использовать речевые средства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" Окружающий мир Кавылина Надежда Васильевна

Степень обучения: начальная школа 2 класс.Количество часов: 68 часов в год по 2 часа в неделю.Уровень базовый. Срок реализации 2013-2014 учебный год.Учитель: Кавылина Надежда ВасильевнаПрограмма ...

Рабочая программа окружающий мир1 класс УМК Школа 21 века

Рабочая программа окружающий мир1 класс УМК Школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Окружающий мир» А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая Окружающий мир 3 класс. Учебник в 2 частях. М. Просвещение,2018

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации ...

Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)

Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...

Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа Окружающий мир 2 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 2 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа Окружающий мир 3 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 3 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....