Технологическая карта урока по окружающему миру 1 класс "Дикие и домашние животные"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Жердецкая Наталья Дмитриевна

Технологическая карта урока по окружающему миру 1 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по  предмету " Окружающий мир "  1 класс

Тема урока «Дикие и домашние животные»    (УМК " Перспективная начальная школа ")

   Автор :  Жердецкая Наталья Дмитриевна, учитель начальных классов,  МБОУ СОШ №7, г.Калуга                  

УМК: «Перспективная начальная школа»

Класс: 1 класс

Предмет: Окружающий мир

Тема урока:  Дикие и домашние животные.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цель: Знакомство с животными  как представителями животного мира.

Задачи:

Образовательные: сформировать у детей представление о животных как о части животного мира; учить выявлять признаки данной группы  животных.

Развивающие: формировать умение извлекать  информацию из иллюстраций, текста, таблиц; использовать жизненный опыт для решения практических задач; работать с дополнительной литературой; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать  выводы;  развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь); формировать коммуникативные функции (умение работать в  парах, вести учебный диалог); учить оценивать свою работу и  работу пары; формирование уверенности в себе.

Воспитательные: воспитывать у детей бережное отношение  и любви к природе, учить сопереживать братьям нашим меньшим; воспитывать культуру делового общения.

Планируемые результаты:

  • Личностные: выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; позитивно настраиваться на работу на уроке, проявлять к собеседнику внимание, терпение; использовать вежливые слова в общении; проявлять ценностное отношение к окружающему  миру.
  • Метапредметные: умение ставить цель и задачи познавательной деятельности, определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; преобразовывать практическую задачу  в познавательную; высказывать свою точку зрения; умение работать по плану; сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям; стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение  при работе в паре; проверять и оценивать соседа при работе в парах, совершать внутреннюю рефлексивную самооценку деятельности.
  • Предметные:  научиться определять животных, знать отличительные признаки,  умение делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи, добывать информацию из разных источников, умение работать с интерактивной доской, по таблицам, схемам и иллюстрациям,  умение применять знания из жизненного опыта.

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы: ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), АМО (активные методы обучения); системно-деятельностный подход; технология работы в паре; работа с дополнительными источниками информации; здоровьесберегающие технологии, самооценивание.

Продолжительность   урока: 45 мин.

Учебник и учебные пособия: О. Н. Федотова, Г.В. Трафимова « Окружающий мир», учебник 1 класс

Оборудование урока: мультимедийное оборудование (ноутбук, проектор, экран, колонки); интерактивная презентация «Дикие и домашние животные»; карточки для выполнения практической работы в парах.

Этапы урока

задача – результат

каждого этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности

Цель – проверка готовности

к уроку, установление

эмоционального

 контакта в группе.

Учитель

- Ребята, прочитайте девиз нашего урока.

"Тот, кто хочет много знать,

Должен САМ всё достигать!"

-Как вы думает, какое главное слово в этом изречении?      (сам)

-А можно ли заставить кого - то учиться? (нет, он должен сам)

-Я уверена, что вы хотите учиться. Желаю вам на этом уроке  самим многому научиться.

Проверяют свою готовность к уроку, анализируют стихотворные строки.

Познавательные УУД:

- выделять существенную информацию из текста;

Коммуникативные УУД:

- слушать собеседника и понимать речь других;

- вступать в беседу на уроке

Регулятивные УУД:

- уметь организовывать свою деятельность, быстро включаться в работу.

Личностные УУД:

- оценивать одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

II. Этап повторения изученного.

Цель – выявить предметные знания детей  о животных.

- Отгадайте загадки.

На дороге увидим их очень много,

Коль умеешь ты считать,

Их всегда легко узнать.

Если только лапок шесть

Насчитал ты ровно,

Будь тогда уверен –

Это……………… !

(Цензор О.В.)

-Кто это? (Насекомые)

-Как догадались?

(6 ног, тело поделено на 3 части, на голове усы, на теле есть насечки)

В океанах и морях,

В реках горных и прудах,

В глубине на мелководье,

Они там живут, бесспорно.

Много плавают, играют,

Пропитанье добывают,

Дышат жабрами, ныряют,

Коль опасно, уплывают!

-Кто это? (Рыбы)

-Почему?

(Тело покрыто чешуей и слизью, дышат жабрами)

- Рассмотрите силуэты на доске.

- Кто изображен?

- Что объединяет всех изображенных на доске? Как назвать их одним словом?

Всюду животные нас окружают: прыгают, плавают, в небе летают, в земле притаились, снуют под ногами…

 Сколько всего их  живет рядом с нами?

Вывод: Мы с вами продолжаем знакомиться с животным миром. 

Отвечают на вопросы учителя.

Выделяют  группы животных и их отличительные признаки.

.Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- устанавливать закономерности, строить рассуждения;

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления;

- структурировать, систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках;

Коммуникативные УУД:

- воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя;

- слушать и понимать речь других;

- формулировать свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи;

- оформлять свои мысли в устной форме;

- высказывать свое предположение;

- сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение

 - договариваться о совместной деятельности в паре, умение находить общее решение;

Регулятивные УУД:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Предметные УУД:

 -знать группы животных и их отличительные признаки.

III. Этап актуализации знаний.

 Цель – выявить первоначальные знания детей по теме «Животные»; подготовить к восприятию новой темы.

 Отгадайте загадки:

Гребешок аленький,

Кафтанчик рябенький,

Двойная бородка,  

Важная походка.

Раньше всех встает  

Голосисто поет.  

                (Петух.)        

Клохчет, квохчет,

Детей созывает,

Всех под крыло собирает.

                        (Курица.)

Явился в желтой шубке:

Прощайте, две скорлупки!

                        (Цыпленок.)

- Что объединяет этих животных?

- Как называется эта семья?

- Почему их так называют?

- Рассмотрите рисунок на с.12.

Работа по учебнику с.13.

- Расскажите, как появляется на свет и растет цыпленок. Он похож на свою маму?

По ходу беседы составляется схема.

- Назовите отличительные признаки животного мира.

- Молодцы!

Ответы детей

Это птицы одной семьи.

Домашние птицы

Они живут рядом с человеком и человек о них заботится.

Животные рождаются, дышат, питаются, оставляют потомство.

Познавательные УУД:

- осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- определять и формулировать проблему;

-определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; 

- осуществлять синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- строить понятные для собеседника высказывания;

- высказывать свое мнение (точку зрения);

- анализировать и делать выводы;

- строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;

- дополнять, уточнять высказанные мнения;

- отвечать на вопросы учителя.

Регулятивные УУД:

- применять установленные правила в планировании способа действия;

- выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их.

IV. Этап изучения новых знаний.

Цель – сравнение признаков животных, выявление признаков, присущих только животным, самостоятельное формулирование выводов и оценка правильности полученных результатов;

- Отгадайте кто это?

Бурый сладкоежка

По лесу идет.

– Где моя малина?

Где тут сладкий мед?

                        (Медведь.)

Мальчик по лесу бродил:

– Ой, смотрите, крокодил!

Что за чудо? Что за шутка?

Крокодил совсем малютка!

Как тот мальчик ни старался,

Крокодила не поймал.

Только хвост в руке остался…

Крокодил в траву удрал!

                        (Ящерица.)

Удивительный портной, –

Нет катушки ни одной,

И машинки швейной нет,

И утюг не разогрет…

Но зато иголки есть,

Сколько их? Не перечесть!

                        (Еж.)

Певчих птиц не перечесть,

Но одна такая есть:

Не сверкает опереньем,

Неприметная на вид,

А чудесным звонким пеньем

Всех на свете удивит.

Можно слушать без конца

Знаменитого певца.

                        (Соловей.)

А кого в лесу недаром

Называют санитаром?

                        (Дятел.)

Вывод: Животные делятся на 2 группы:

Домашние

Дикие

- Где живут дикие животные?

-Кто о них заботится?

Вывод: Дикие животные живут в природе, заботятся сами о себе.

Учащиеся отгадывают загадки и доказывают, что отгаданное слово обозначает животное.

Раскрывают особенности внешнего вида и жизни животных;

Высказывают суждения по результатам сравнения и выделения существенных признаков группы животных.

Познавательные УУД:

- формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности;

- извлекать необходимую информацию из иллюстрации;

- сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения;

- структурировать учебный материал, выделять в нем главное;

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления.

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- находить и использовать информацию для решения учебных ситуаций;

- анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения;

- анализировать и действовать с позиции содержания предмета;

- самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной деятельности;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- выделять главное, критически оценивать достоверность информации;

- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию;

- осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника и словаря

Коммуникативные УУД:

- строить и диалогическую речь; ;

- слушать и понимать речь других;

- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- выполнять различные роли в  паре, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

- сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

- высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

- сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

- оценивать свои учебные достижения, поведение;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

- определять способы для достижения поставленной цели;

- организовать выполнение заданий учителя;

- делать выводы по результатам работы;

- действовать по алгоритму, правилу;

V.Физкультминутка

Цель – реализация

двигательной активности

Сейчас я предлагаю вам творческое задание. Вы будете «превращаться» в разных животных. Постарайтесь с помощью движения передать их. Птица-взмах руками, рыба- руками показываем плавательные движения, звери-шагаем.

ЩУКА, НАЛИМ, ДЯТЕЛ, ЕЖ, СЛОН, ЧАЙКА,СКВОРЕЦ,КАРАСЬ, КАБАН, ЛОСЬ,СНЕГИРЬ,КОТ

Дети  с помощью жестов показывают различных животных.

Умение передавать свои мысли с помощью движений.

Развитие творческого потенциала.

VI. Этап применения  изученного. Практическая работа учащихся.

Цель –  умение работать в группе, вести учебный диалог,  расширение кругозора учащихся, умение добывать информацию из иллюстраций, текста, использовать жизненный опыт, развитие речи, умение выражать свои мысли слушать и дополнять ответ товарища.

Работа с таблицей и раздаточным материалом.

– Какие животные здесь изображены? Что вы знаете об их жизни?

– Помогите животным заселиться в свои домики.

– По какому признаку вы раздавали «входные билеты»?

– Назовите признаки птиц, млекопитающих.

Применение полученных знаний при заполнении таблицы

Выполнение практической работы.

Самостоятельно проверяют правильность выполнения практической работы

Поиск ответов на проблемный вопрос.

Работа с учебником.

Заполнение таблицы.

Личностные УУД:

-формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей;

- умение  нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивнвные УУД:

-работать по указанному плану;

-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

-формировать способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока;

– работать с информационными источниками;

- сравнение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отличий от эталона.

Познавательные УУД:

-извлечение необходимой информации из прочитанных текстов;

-определение основной и второстепенной информации;

 -обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целой группы  единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

 Коммуникативные УУД:

 – сотрудничать с учителем и сверстниками при выполнении заданий;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- сопереживание  в связи с успехом или неудачей товарищей.

VII. Этап подведения итогов занятия.

Цель – подведение итогов, формулирование вывода, заполнение части таблицы

Учитель -Подведём итог нашей работе. В начале урока перед нами стояли задачи. Посмотрим решили мы их .

1.Что отличает диких животных от домашних животных? 2.Чем питаются домашние животные?

Чем питаются дикие животные?

3.Зачем нужны животные ?

– Докажите, что животные – часть живой природы. 

Дети отвечают на вопросы учителя по пройденному материалу

Ответы учащихся.

Осознание качества и уровня усвоения нового материала.

VIII. Этап рефлексии.

Цель – вспомнить, проанализировать и оценить  свою работу на уроке.

. Учитель:

-Оцените свою работу на уроке, и отметьте, понравился ли вам урок.

Если вам на уроке было интересно, то поднимите сову зеленого цвета, а если было немного непонятно, то можно поднять желтого цвета.

. Самоанализ и самооценка учебной деятельности на уроке

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока по окружающему миру "класс "Дикие и домашние животные"

« Дикие и домашние животные» Данный урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные» разработан для 2-ых классов  по учебнику А.А.Плешакова (УМК «Школа России»). Тип урока -  изучен...

технологическая карта урока по окружающему миру для 2 класса по теме "Дикие и домашние животные"

Технологическая карта урока по окружающему миру составлена в соответствии с современными требованиями к уроку по ФГОС с использованием ИКТ...

Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс "Дикие и домашние животные"

Урок разработан с использованием ИКТ. В уроке использованы коллективные способы обучения,технология сотрудничества.объяснительно-иллюстративный,деятельнстный методы обучения.Тип урока-открытие нового ...

Технологическая карта урока по окружающему миру «Размножение и развитие животных» (3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий по формированию представлений о размножении и развитии животных: насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и зверей....

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Разнообразие животных" (УМК "Школа России", 3 класс, Плешаков)

Цель урока: Формирование знаний о классификации животных и их групповых признаках.Задачи урока Дидактические:Углубить знания о животном мире, и о их существенных отличительных признаках;Учить отг...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Домашние и дикие животные"

Технологическая карта коррекционного занятия по актуализации и закрепления знаний о диких и домашних животныхдля детей с ЗПР (1 класс)...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Дикие и домашние животные. Профессии людей, которые заботятся о животных" для обучающихся 1 класса 1 года обучения с ЗПР

Технологическая карта урока по окружающему миру "Дикие и домашние животные. Профессии людей, которые заботятся о животных" для обучающихся 1 класса 1 года обучения с ЗПР...