Урок – практикум «ОГОНЬ ОШИБОК НЕ ПРОЩАЕТ»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Кожина Елена Анатольевна

Урок с применением коуч-технологии (метод "Мировое кафе"), межпредметная интеграция

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx26.45 КБ

Предварительный просмотр:

Кожина Елена Анатольевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

 

Урок – практикум «ОГОНЬ ОШИБОК НЕ ПРОЩАЕТ»

Тип урока – урок отработки умений и рефлексии.

Форма урока – занятие

Используемые технологии: коуч-технология (метод «Мировое кафе»), игровые методы, межпредметная интеграция.

Цель: закрепление знаний учащихся о пожарной безопасности посредством игры.
Задачи:
- Закрепить знания о правилах пожарной безопасности; 
- Развивать чувство коллективизма, взаимовыручки; 
- Организация досуговой деятельности детей. 
Подготовительная работа: 

- учащиеся разбиваются на команды; к каждой команде прикреплён волонтёр

Ход мероприятия:

  1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ (5 мин)

        Сегодня мы поговорим о том, как правильно вести себя и действовать при пожаре и какие меры безопасности необходимо соблюдать, чтобы не стать жертвой огня. Статистика показывает, что обычно от 15 до 20 % общего количества пожаров происходит от шалости детей с огнем или нагревательными приборами. По данным гос.пож.надзора за 2018 год в г.Балаково зарегистрировано42 случая возгорания, с ожогами в госпиталь доставлено 9 человек, погибло 4 человека.

Анализ результатов, проведённого мною опроса учащихся начальных классов свидетельствует:
- чётко представляют свои действия при пожаре – 44% 
- могут чётко  и грамотно вызвать спасателей – 36%
- могут рассказать о средствах пожаротушения – 72%
- знают правила пожарной безопасности – 88%

Кроме того, опрос родителей показал следующее:
- знакомят своих детей с правилами пожарной безопасности – 64%
- показывают своему ребёнку как покинуть помещение – 36%
- соблюдают сами правила пожарной безопасности – 96%. 

Вступительное слово волонтёрам:

1 : Огонь издавна был другом человека. Сила у огня большая-пребольшая. Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать страшным, коварным врагом. Он уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица Земли и большие города, и маленькие деревни.

2 : Сегодня на нашей планете возникает около пяти с половиной миллионов пожаров в год. Каждые пять секунд – новый пожар. Горят предприятия и больницы, поезда и самолёты, леса, поля и дома. А в результате – колоссальные убытки.

3 : И самое главное–десятки тысяч человеческих жертв, среди них и дети. Дети гораздо чаще взрослых становятся пациентами ожогового центра и токсикологических отделений больниц, получая на пожарах серьёзные травмы.

4 : Жертвами огня дети становятся в основном из-за своего опасного любопытства, отсутствия навыков обращения с огнём и незнания элементарных правил поведения при пожаре.

 5 : Поэтому так важно научить детей не допускать возгораний, предупреждать пожары, а если беда всё-таки случится – грамотно, без потерь преодолеть её.

1 : Наше занятие мы проведём с использованием коуч-технологии «Мировое кафе» 

2 : Нам предстоит разобрать следующие темы:

  • Причины пожара;
  • Что делать в случае пожара;
  • Средства тушения пожара;
  • Огонь – друг, огонь – враг.

3 : Напоминаем правила работы в группах:

  • Быть здесь и сейчас;
  • Слушать и  слышать других;
  • Активно делиться своими идеями;
  • Развивать и соединять идеи;
  • Получать удовольствие от процесса общения.

4 : На обсуждение вам даётся 3 минуты. После сигнала обсуждение завершается и группы переходят по часовой стрелке к следующему столу.

5 : после обсуждения всех тем вы приступаете к дизайну и вёрстке буклета.

  1. СБОР ИНФОРМАЦИИ (15 мин)

                                    (самостоятельная работа в группах)

ЗВУЧИТ СИГНАЛ

(дети работают по 3 минуты за каждым столом, учитель проходит и наблюдает за работой))

1 тема обсуждения «Причины пожара» 

- Ребята, подумайте,  какие предметы относятся к пожароопасным? Почему?

Детям предлагается подойти к оборудованному столику и выбрать предметы, относящиеся к пожароопасным. (Петарды, свечи, зажигалки, спички, вилки, электро - розетки, лупы, дезодоранты среди обычных вещей.)

ПЛАНШЕТ

- Посмотрите на картинки и  сформулируйте правило пожарной безопасности ( от каждой команды достаточно 1-2 правила записать на стикере и повесить на флипчарт )
Вот примерный перечень правил:

  1. Не играйте со спичками. Спички должны храниться в местах, недоступных для малышей. Не играй с огнём!
  2. Не нагревайте незнакомые предметы, упаковки из-под порошков и красок, особенно аэрозольные баллоны.
  3. Не оставляйте электронагревательные приборы без присмотра. Не вставляй в одну розетку несколько электроприборов. Уходя из дома, отключите электроприборы от сети. Не вставляй в розетку посторонние предметы.
  4. Не оставляйте незатушенных костров – это может привести к пожару.
  5. Не поджигайте сами и не позволяйте младшим поджигать тополиный пух и сухую траву; огонь не только убивает насекомых, которые живут в ней, но и приводит к пожару.
  6. Не украшайте ёлку легковоспламеняемыми предметами, не зажигайте  около ёлки бенгальские огни и свечи.

Помните, ребята, главный способ защититься  от пожара – самому не стать его причиной.

2 тема обсуждения «Умей действовать при пожаре»

– По какому номеру надо звонить и как объяснить, что произошло?

Описание. Учащийся «звонит» по телефону в пожарную часть, докладывает диспетчеру пожарной части (службы спасения), что случилось: называет адрес; где горит; свой номер телефона; свою фамилию; на каком этаже горит; как лучше подъехать к дому; сколько подъездов в доме. Все сведения ученик должен сообщить четко, быстро, без запинок.

ПЛАНШЕТ:

-  Чего нельзя делать при пожаре?   А что необходимо делать при пожаре? ( на одном стикере записать ПРИ ПОЖАРЕ НЕЛЬЗЯ …, а на другом ПРИ ПОЖАРЕ НЕОБХОДИМО…)

Вот варианты ответов:

 ПРИ ПОЖАРЕ НЕЛЬЗЯ:

  • паниковать
  • бороться с огнем в одиночку
  • прыгать из окна, если высоко
  • прятаться

НЕОБХОДИМО:

  • вызвать пожарных
  • принять меры для спасения
  • покинуть помещение
  • делать все очень четко и быстро

3 тема обсуждения «Средства тушения пожара» 

- Пожарных мы уже вызвали, но бездействовать сами мы не можем. Что же делать дальше?
- Чем можно потушить пожар?

(На одном стикере записать первичные средства , а на другом подручные ср-ва)

                              ПЕРВИЧНЫЕ                                             ПОДРУЧНЫЕ

                              пожарный щит                                       стиральный порошок

                              огнетушители                                                     сода

                               пожарный кран                                        мыльный раствор

                    противопожарное полотно                                       покрывало

                             ящик с песком                                      земля из горшка с цветами

 

ПЛАНШЕТ:

- Назовите первичные и подручные средства тушения. Что можно тушить подручными средствами?

Ваша задача - продолжить правила поведения при пожаре.

1. Если огонь небольшой, … (можно попробовать сразу же затушить его, набросив, например, на него плотную ткань, одеяло или вылив кастрюлю воды.)

2 . Если огонь сразу не погас, … (немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого звони в пожарную охрану по телефону «О 1» или попроси об этом соседей.)

3.Если не можешь убежать из горящей квартиры, … (сразу же позвони по телефону «01» и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого из окна зови на помощь соседей и прохожих.)

4. Если чувствуешь, что задыхаешься от дыма,… (опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу меньше дыма.)

5. При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт…. (Он может отключиться, и ты задохнешься.)

6. Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и … (не выпрыгивай из окна. Тебя обязательно спасут.)

4 тема обсуждения «Огонь – друг или огонь – враг»

- Подумайте, когда огонь бывает добрым и полезным? (на одном стикере записать  ОГОНЬ – ДРУГ: Люди спасаются от холода;  в лесу можно погреться у костра, приготовить еду, русская печь обогревает весь дом, свеча украшает праздничный стол, в кузне огонь расплавляет металл, огонь плавит руду, огонь приводит в движение ракеты на космодроме, «Вечный огонь» символизирует память, огонь Олимпийских игр)

- Когда огонь нам враг? ( на другом стикере написать ОГОНЬ – ВРАГ: горят предприятия и больницы, поезда и самолёты, машины, и дома  Горят леса, поля, там погибает много животных. В пожаре погибают люди)

 - Если вы затрудняетесь,  давайте рассмотрим ПРЕЗЕНТАЦИЮ

3. ОБЪЕДИНЕНИЕ ИДЕЙ    (5-7 минут)

-Время обсуждения закончено. На флипчате собрана вся информация. Предлагаю обсудить дизайн буклета и приступить к вёрсте.

(дети отбирают необходимый материал для буклета и оформляют)

4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ  (5 – 7 минут)

- Каждая группа презентует  результаты своей работы.

(дети рассказывают основные тезисы из буклетов)

Ученик: Знают все: человек без огня,
Не живет ни единого дня.
При огне как при солнце светло!
При огне и зимою тепло!
Посмотрите, ребята, вокруг:
Нам огонь - повседневный друг!
Но когда мы небрежны с огнем,
Он становится нашим врагом.

5. РЕФЛЕКСИЯ

- Помните, ребята, главный способ защититься  от пожара – самому не стать его причиной.

Волонтёры предлагают позитивные утверждения: (дети повторяют хором)

Я верю в себя!

Я смогу!

Я сделаю!

РЕЗЕРВ:

Викторина.

  1. Что нужно делать, если возник пожар в квартире? (позвонить по телефону 01 или с сотового 010, 112 и сообщить адрес пожара, свою фамилию, что и где горит)
  2. Можно ли играть со спичками и зажигалками? (нельзя. Спички – одна из причин пожара)
  3. Чем можно тушить пожар? (одеялом, пальто, водой, песком, огнетушителем)
  4. Можно ли самостоятельно пользоваться розеткой? (нельзя. Нужно просить взрослых включить или выключить электроприборы)
  5. Назови номер пожарной службы? (01 или с сотового телефона 010, 112)
  6. Главное правило при любой опасности? (не поддаваться панике, не терять самообладания)
  7. Можно ли без взрослых пользоваться свечами, бенгальскими огнями у елки? (нет, нельзя, может возникнуть пожар)
  8. Можно ли дотрагиваться до включенных электроприборов мокрыми руками? (нельзя! Вода пропускает ток через себя. Это опасно для жизни.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Огонь ошибок не прощает"

О правилах пожарной безопасности...

огонь ошибок не прощает

огонь ошибок не прощает...

Огонь ошибок не прощает

следующие задачи:систематическое изучение наиболее вероятных причин возникновения пожаров;формирование у детей представлений об опасных и вредных факторах, возникающих во время пожара;воспитание...

Урок по теме "Огонь ошибок не прощает"

Урок-практикум,  закрепление знаний о последовательности правильных действий в случае возникновения пожара и приемах самоспасения....

урок -презентация по основам пожарной безопасности "Огонь ошибок не прощает!"

В начальных классах необходимо формировать знания по правилам пожарной безопасности.Важно познакомить детей с причинами пожара  и их последствиями, со средствами пожаротушения, дать представление...

Урок по окружающему миру "Огонь ошибок не прощает"

Урок по окружающему миру для учащихся 3-х классов. Цель данного урока пополнить знания детей о правилах пожарной безопасности и сформировать у них навыки правильного поведения при пожаре. К уроку...

Презентация к уроку по окружающему миру "Огонь ошибок не прощает"

Презентация к уроку по окружающему миру "Огонь ошибок не прощает" для учащихся 3-х классов отражает все этапы урока....