Урок по окружающему миру "Огонь ошибок не прощает"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Кривченко Людмила Назаровна

Урок по окружающему миру для учащихся 3-х классов. Цель данного урока пополнить знания детей о правилах пожарной безопасности и сформировать у них навыки правильного поведения при пожаре. К уроку разработана презентация "Огонь ошибок не прощает".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_ogon_oshibok_ne_proshchaet.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок - презентация по пожарной безопасности.

Подготовила Кривченко Л. Н.

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 2 муниципального образования Тимашевский р-н Краснодарского края

Предмет: Окружающий мир.

Класс: 3

Тема: Огонь ошибок не прощает.

Цель: пополнить знания учащихся о правилах пожарной безопасности.

Задачи:

  1. Закрепить знания о причинах возникновения пожара.
  2. Формировать навыки правильного поведения в чрезвычайной ситуации при пожаре.
  3. Воспитывать в детях уверенность в своих силах во время спасательных действий на пожаре или при его тушении.

Оборудование:

-  выставка книг С. Я. Маршака «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»; Л, Н. Толстого «Пожар», «Пожарные собаки»,; Б. Житкова «Пожар в море»;

- выставка рисунков на тему «Осторожно, огонь!»;

- план эвакуации;

- презентация.

    Заранее объявить конкурс на лучшее сочинение «Огонь – друг и враг человека».                

Накануне провести экскурсию в пожарную  часть.

Ход урока.

  1. Объявление темы урока.

Учитель. Отгадайте загадку: Без хвоста, без рук, без ног

                                                  Этот рыженький зверёк.

                                                  Согревает, кормит, светит,

                                                  Взрослым людям – первый друг!

                                                  Если с ним играют дети –

                                                  Тут же вырвется из рук,

                                                  Расшипится, растрещится –

                                                  Уничтожит всё вокруг.           (Огонь).

- Дети, подумайте, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? Постарайтесь сформулировать тему урока.

(Дети предлагают свои варианты).

     Учитель. Тема нашего урока: «Огонь ошибок не прощает». О чём заставляют нас задуматься эти слова?

  1. Огонь бывает разным.

-  Ребята, слово «огонь» известно человеку с давних времён. А кто скажет, огонь -  друг или враг человеку?

    Дети высказывают свои мнения.

    Учитель. Чтобы сделать правильные выводы, подумайте над следующими вопросами.

    - Когда огонь может быть полезен людям, а когда может быть опасен?

    - Люди каких профессий используют полезные свойства огня в своей работе? (Сталевары, электросварщики, кочегары, кузнецы, гончары, пекари и т. д.)

    - Почему очень часто огонь из верного друга превращается в беспощадного врага?

    Дети читают выводы в стихотворной форме:

Огонь - друг                                          Огонь – враг

Нам без доброго огня                          Посмотрите, ребята, вокруг:

Обойтись нельзя и дня.                       Нам огонь – повседневный друг!

Он надёжно дружит с нами.               Но когда мы небрежны с огнём,

Гонит холод. Гонит мрак,                   Он становится нашим врагом.

Он приветливое пламя

Поднимает, будто флаг.

Всем огонь хороший нужен,

И за то ему почёт,                                      

Что ребятам греет ужин,

Режет сталь и хлеб печёт.

    Учитель. Послушаем лучшие сочинения – рассуждения на эту тему.

    Дети читают свои сочинения.

      Учитель. Огонь! Миллионы лет назад люди научились добывать его. Он играл исключительно важную роль – согревал в холод, помогал добывать и готовить пищу, защищал от диких зверей. Первобытный человек сначала научился сохранять огонь, потом добывать его и управлять им. Без огня люди не только бы не выжили, но и не стали бы людьми в подлинном смысле слова.

     Однако часто огонь становился страшным врагом, разрушал буквально всё на своём пути, наносил огромный ущерб, уничтожал людей. Это происходило тогда, когда огонь вырывался из-под контроля и повиновения человека, превращался в пожар. Большая часть пожаров происходит по вине самих людей из-за их беспечности.

  1. Осторожно, огонь!

   Учитель. Проведём разминку. Я буду задавать вопросы, а вы, если согласны со мной,

должны хором отвечать: «Это – я, это – я, это – все мои друзья», если не согласны молчите.

   

Кто задорный и весёлый,

Верность правилам храня,

Бережёт родную школу от огня?

(Это – я, это – я, это – все мои друзья.)

Кто поджёг траву у дома,

Подпалил ненужный сор,

А сгорел гараж знакомых

И строительный забор?

(Молчат.)

Кто соседской детворе

Объясняет во дворе,

Что игра с огнём недаром

Завершается пожаром?

(Это – я, это – я, это- все мои друзья.)

Кто украдкой в уголке

Жёг свечу на чердаке?

Загорелся старый стол,

Еле сам живой ушёл.

(Молчат.)

Кто пожарным помогает,

Правила не нарушает,

Кто пример для всех ребят?

(Это – я, это – я, это – все мои друзья.)

   Учитель. Я вижу, вы знаете, что с огнём шутить опасно. Многие люди тоже об этом знают, но не всегда верно используют свои знания. Обратимся к статистике.

   Дети читают информацию с экрана.

  • Россия входит в первую пятерку стран мира по абсолютному числу пожаров и при этом, как это не прискорбно, наша страна остается рекордсменом по числу погибших на пожарах. В современных условиях пожары являются наиболее распространенными причинами возникновения чрезвычайных ситуаций. В особой мере это касается общеобразовательных учреждений. Руководители, учителя, воспитатели, преподаватели, обслуживающий персонал, а также учащиеся обязаны знать и строго выполнять правила пожарной безопасности, а в случае возникновения пожара принимать все зависящие от них меры к эвакуации людей и тушению пожара.
  • Вывод читаем хором.

            Ребята, помните о том,

Что нельзя шутить с огнём.

Кто с огнём неосторожен,

У того пожар возможен.

    4.  Причины возникновения пожара и основные правила пожарной безопасности.

     Учитель. Пожар – это неконтролируемый процесс горения определённых материалов, сопровождаемый выделением тепла и дыма. В состав дыма входит углекислый газ, который понижает содержание кислорода в воздухе, без которого человек не может дышать. При горении выделяется так же другие вещества, оказывающие отравляющее действие на организм человека. Поэтому многие люди во время пожара гибнут от отравления продуктами горения. Чтобы не случались пожары, необходимо знать причины их возникновения.

       Дети читают с экрана:  Легче, чем пожар тушить,

                                               Нам его ……………

                                               Предупредить.

     Учитель. Дети, подумайте, что может стать причиной пожара?

      Дети высказывают свои предположения.

     Учитель. Проверим свои предположения. Внимание на экран.

  1. Не играй, дружок, со спичкой!

Помни, ты она – мала.

Но от спички – невелички

Может дом сгореть дотла.

Учитель. Рассмотри рисунок и выбери самый безопасный предмет для освещения.

              ( Фонарь.)

  1.   Учитель. Часто пожары возникают по вине школьников. Очень большую опасность представляют собой костры, которые разводят ребята вблизи строений или строительных площадок. Прочтите предупреждение.

             Возле дома и сарая

Разжигать огонь не смей!

Может быть беда большая

Для построек и людей.

  1.    Учитель. Рассмотрите внимательно комнату, назовите предметы, которые могут стать причиной пожара. ( Компьютер, утюг, телевизор, настольная лампа, музыкальный центр.)

  Включен утюг, хозяев нет,

  На простыне дымится след.

  Ребята! Меры принимайте,

  Утюг горячий выключайте.

  Вывод читаем с экрана.

   Нельзя перегружать электросеть. Уходя из дома, гасите свет и выключайте все электроприборы.

  1.    Учитель. Рассмотрите рисунок и расскажите, какие правила пожарной безопасности нарушены.

       Дети высказывают свои предположения.

Читаем вывод с экрана.

Если имущество хочешь сберечь,

Не уходи, когда топится печь.

Не суши бельё над газом –

Всё сгорит единым разом!

  1. Учитель. Рассмотрите рисунки и скажите, какие жидкости огнеопасны.

Дети называют: клей, лак, бензин.

             Вывод:   Быть нельзя огню вблизи

                            Там, где краска, газ, бензин.

                            Ведь о них нам не напрасно

                            Говорят: «Огнеопасно!»

                 Учитель. Ребята, подумайте, что может стать причиной пожара в лесу и в поле?

                  Дети высказывают свои предположения.

                  Учитель. О причинах пожаров в лесу и в поле говорят следующие стихотворения. Прочитайте их.

Летом солнце светит ярко,                                  Летом лес сухой как порох,

Летом солнце греет жарко.                                  Под ногами листьев шорох.

Воздух сух, трава сухая.                                      Дуб шумит над головой,

Может быть беда большая                                   Шепчет вянущей листвой.

Там, где плещутся хлеба,                                     Торф обуглен, почернел.

Где стоят уже стога,                                             Дёрн уже кругом затлел.

У сараев, у домов                                                  Я в тревоге: как же так?

Никогда не жги костров.                                      Торф горячий – не пустяк.

Налетит вдруг ветерок                                          Рядом лес, за ним хлеба.

И, играя с вами,                                                     Загорится – и беда!

Он подхватит огонёк                                            Тут помчался я домой,

И раздует пламя.                                                   Захватил друзей с собой.

                                                                                Взяли мы лопаты, вёдра

                                                                                И с огнём боролись твёрдо.

                                                                                А когда огонь исчез

                                                                                Нам сказал спасибо лес.

         Учитель. Пожар в лесу  – это большая беда. Жертвами огня становятся растения, животные, люди. На выжженной земле много лет ничего не будет расти. Чаще всего безответственное поведение людей приводит к возникновению пожара в лесу. Это оставленный без присмотра костёр, спички, забытая стеклянная посуда. С огнём в лесу бороться очень трудно. Чаще всего на помощь людям приходит техника: бульдозеры, самолёты и вертолёты.

  1. Контрольная страница.

          Учитель. Выберите верные правила.

         Дети делают выбор. Проверка.

  1. Учитель. Предлагаю поиграть в игру «Доскажи словечко».

Раз, два, три. Четыре –

У кого пожар …….(в квартире)?

Дыма столб поднялся вдруг.

Кто не выключил…..( утюг)?

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил бельё над……(газом)?

Столб огня чердак объял.

Кто там спички…….(зажигал)?

Побежал пожар во двор.

Это кто там жёг ….(костёр)?

Пламя прыгнуло в листву.

Кто у дома жёг….(траву)?

Кто бросал в огонь при этом

Незнакомые……( предметы)?

Дым увидел – не зевай

И пожарных …(вызывай)!

  1. Как действовать при возникновении пожара.

     Учитель. Пожар – это опасность для здоровья и жизни человека, это чрезвычайная ситуация. Познакомимся с тем, как надо действовать в чрезвычайной ситуации при пожаре.

     Дети читают правила .

  1. Помни! Если огонь маленький, накрой его плотной тканью, одеялом или залей водой.

- Рассмотрите рисунок и перечислите предметы, которые при возгорании нельзя заливать водой. Назовите эти предметы одним словом (электроприборы).

      2) Помни!   При возникновении пожара нельзя прятаться! Если в квартире есть телефон, то набирай 01. Если телефона нет – убегай из квартиры к соседям. Если огонь не даёт выйти – кричи из окна. Зови на помощь.

            Читаем хором:

Пусть помнит каждый гражданин

Пожарный номер 01.

3) Учитель. Никогда не паникуйте при возникновении пожара.

Если в комнате у вас                            «Ноль - один» суметь набрать

Слёзы катятся из глаз,                           И назвать ещё потом

Так как дым клубами вьётся                 Город, улицу и дом,

И огонь жуёт палас.                               И квартиру, где живёте,

Нужно мужество найти,                        И с каким она замком.

К телефону подойти,                              И ещё сказать: «Даю

Постараться вспомнить цифры             Вам фамилию свою;

От нуля до девяти;                                  Также номер телефона,

Смело трубку в руки взять                    У которого стою».

4)   Помни! Если помещение заполнилось дымом, смочите водой любую тряпку и, прикрыв ею рот и нос, покиньте помещение.

5)   Помни! Не спускайтесь из горящего здания на лифте; если есть пожарная лестница, воспользуйся ею.

6)   Знай!  При возникновении пожара в школе, необходимо  эвакуироваться, то есть выйти из опасной зоны, строго следуя указаниям учителя. На такой случай есть план эвакуации.

          Давайте рассмотрим наш план эвакуации ( на плане необходимо найти: класс, в котором учимся, основной и запасный выходы, направление движения).

  1. Средства пожаротушения.

    Учитель. Дети, какие средства для тушения пожара вы знаете? Давайте их рассмотрим.

  1. Щиты пожарные (открытые и закрытые).

Комплектация пожарного щита (рассмотреть иллюстрацию).

  1. Огнетушители.

 - Вспомни, где находятся пожарные щиты и огнетушители в твоей школе.

       7.    Знаки пожарной безопасности.

                Учитель. Если во время пожара, ты оказался в незнакомом помещении, ориентируйся по знакам. Давайте познакомимся с ними.

       8.    Викторина «Самый эрудированный».

- По какому номеру телефона нужно сообщить о пожаре? (01)

-  Можно ли бить стёкла в комнате во время пожара? (Нельзя, через разбитые стёкла в помещение будет поступать свежий воздух, что способствует ускорению горения.)

- Если в квартире произошла утечка газа, Можно ли включить свет? (Нельзя, может произойти взрыв газа, если при включении будет высечена искра.)

- Почему нельзя бросать в огонь незнакомые предметы и аэрозольные упаковки? (Аэрозольные упаковки  взрывоопасны. Можно получить травму.)

- Как потушить горящую на человеке одежду? (Остановиться, упасть и катиться, сбивая пламя.)

- Можно ли потушить водой горящую электропроводку? (Нельзя. Вода – проводник электрического тока. Это опасно для жизни.)

- Где можно спрятаться от дыма? ( Нужно закрыть рот и нос мокрой тканью. Когда в доме есть дым – держитесь ближе к полу, там всегда есть воздух. По возможности старайтесь покинуть помещение.)

- Можно ли тушить пожар огнём? (Можно, встречным огнём тушат лесные пожары.)

      9.    Учитель. Кто всегда спешит на помощь при возникновении пожара? (Пожарные).

Объясните значение слов пожарный, пожарник. Воспользуйтесь словарём. (Пожарный – тот, кто тушит. Пожарник – погорелец,)

      А теперь обратимся к истории возникновения пожарной охраны в России.

     Своеобразным началом организованной борьбы с пожарами были первые государственные указы. Они появились в XV веке во времена царствования Василия Тёмного. Это были указы о том, как обращаться с огнём и при каких условиях им пользоваться: не топить летом изб, бань без крайней необходимости; не держать в доме огня. Нарушение указов каралось смертной казнью.

      В 1493 году после пожара в Кремле началась каменная застройка Москвы. Иван III приказал в радиусе ста десяти саженей от кремлёвских стен снести все деревянные строения.

       В 1560 году Иван Грозный повелел иметь во дворах на случай пожара бочки и чаны с водой.

       В 1803 году царь Александр I издал указ о формировании пожарной команды. На вооружении команды находились ручные пожарные насосы. Единственным видом пожарной связи между пожарными частями служили каланчи, с которых можно было обнаружить пожар по зареву.

      Сейчас пожарные части оснащены современными средствами связи и пожарной техникой.

Рассмотрим, как менялись пожарные машины.

10. Контрольная страница.

     Учитель. Выбери верные правила поведения во время пожара.

11. Предотвратим беду вместе.

      Учитель. Ребята, вспомните, какие произведения о пожаре написали для вас детские писатели. Обратимся к нашей выставке.

      - Почему так много произведений написано для детей на эту тему?

      Дети высказывают свои предположения.

       Учитель. Немалый ущерб нашему государству и населению приносят пожары. Пожар – явление крайне опасное, жестокое, враждебное всему живому. Сегодня во всём мире пожары уносят тысячи жизней, уничтожаются ценности, исчисляемые миллиардами рублей. Большая часть пожаров происходит по вине людей. А примерно каждый девятый пожар происходит по вине детей. Если каждый из нас будет соблюдать правила пожарной безопасности, то пожаров будет меньше. Предотвратим беду вместе!

12. Итог урока. Просмотр фотографий, которые были сделаны во время экскурсии в пожарную часть станицы Медведовской.

Литература

Рабочая тетрадь по пожарной безопасности 3 класс. /Мальцева Е. А./ ООО Издательский дом «Калан» 2008 год.

http://umm4.com/stories_tales_poems/stixi-dlya-detej-pravila-pozharnoj-bezopasnosti.htm - стихи

http://www.myshared.ru/slide/322127/ - игра «Доскажи словечко»

     

 

 

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Огонь ошибок не прощает"

О правилах пожарной безопасности...

огонь ошибок не прощает

огонь ошибок не прощает...

Огонь ошибок не прощает

следующие задачи:систематическое изучение наиболее вероятных причин возникновения пожаров;формирование у детей представлений об опасных и вредных факторах, возникающих во время пожара;воспитание...

Урок по теме "Огонь ошибок не прощает"

Урок-практикум,  закрепление знаний о последовательности правильных действий в случае возникновения пожара и приемах самоспасения....

урок -презентация по основам пожарной безопасности "Огонь ошибок не прощает!"

В начальных классах необходимо формировать знания по правилам пожарной безопасности.Важно познакомить детей с причинами пожара  и их последствиями, со средствами пожаротушения, дать представление...

Презентация к уроку по окружающему миру "Огонь ошибок не прощает"

Презентация к уроку по окружающему миру "Огонь ошибок не прощает" для учащихся 3-х классов отражает все этапы урока....

Урок – практикум «ОГОНЬ ОШИБОК НЕ ПРОЩАЕТ»

Урок с применением коуч-технологии (метод "Мировое кафе"), межпредметная интеграция...