Конспект урока окружающего мира во 2 классе по теме "Красная книга"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Шустик Ирина Александровна

Урок окружающего мира во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока54 КБ

Предварительный просмотр:

  Урок окружающего мира во 2 классе «А» МАОУ СОШ №4

г. Черняховска

Учитель: Якушкина Ирина Александровна

УМК «Школа России»

Тема: «Красная книга»

Курс «Окружающий мир»

Раздел «Природа»

Цель урока:

  • Познакомить учащихся с «Красной книгой».
  • Наглядно показать животных и растения из «Красной книги»

Задачи урока:

  • Расширить и углубить знания детей о животных и растениях;
  • Воспитывать бережное отношение к природе;
  • Учить работать с дополнительными материалами.

Планируемые результаты:

  • Обучающиеся осознают ответственность за сохранение природы
  • Научатся выявлять причины исчезновения изучаемых животных и растений
  • Научатся использовать полученную информацию для создания проекта, защищать проект.           

Оборудование:

«Красная книга», карточки с фотографиями и описанием животных «Красной книги», цветные листы для проектной работы, листы самооценки, мультимедиа.

Ход урока

I. Организационный момент

Каждый день-всегда и везде,

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

II. Сообщение темы урока.

- В ящике лежит предмет, который вы назовете, отгадав загадку:

Говорит она беззвучно,

но понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней,

станешь вчетверо умней (книга).

  • Что это? Вы правильно сказали, это книга (показ).
  • Какого цвета обложка?
  • Предположите, какова тема нашего урока. (Красная книга)(слайд 1)
  • Какие учебные задачи мы поставим перед собой сегодня?(ответы детей)
  • Прочитайте задачи урока в учебнике.(Узнаем, что такое «Красная книга», какие растения и животные в нее внесены, почему они попали в «Красную книгу», как их охранять).(слайд 2)

III. Введение в тему урока.

На интерактивной доске появляется стихотворение Я. Акима и картины природы.(слайд3)

Стихотворение читает выразительно вслух заранее подготовленный ученик.

Есть одна планета сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных.

Лишь на ней одной увидишь.

Ландыши в траве зеленой.

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!

Беседа.

  • О какой планете мы прочитали? Почему говорится, что она одна7
  • Чем наша планета отличается от других?

 Показ слайдов

  • Молодцы! Посмотрите на доску. (слайд 4)Все эти животные и растения занесены в Красную книгу и всем им угрожает опасность исчезновения с лица Земли. Каждый из вас слышал о Красной книге, но не все знают её историю.

Сообщение «Из истории создания Красной книги»( ученик)

Учёные мира создали Международный союз охраны природы, которые стали изучать, каким растениям и животным надо помочь в первую очередь. Составили списки растений, которые исчезли или находятся под угрозой, издали в виде книги и назвали …?

(Красная книга)

     Красная книга предупреждает: «Осторожно! Может случиться        беда!» В нашей стране «Красная книга» появилась в 1978 году. Она называлась «Красная книга СССР». Сначала все сведения о редких и исчезающих видах животных и растений уместились в одном томе. Позже выяснилось, что в защите нуждается гораздо большее число видов растений и животных. В 1984 году второе издание «Красной книги СССР» вышло в двух томах. В них о каждом животном и растении кратко сказано все: насколько бедственно его положение, где встречается, по каким причинам исчезает. Главное- надо уберечь их от вымирания.

Ответьте, почему так называется книга? (обсуждение в парах)

Учащийся.

Красный цвет — это цвет опасности, означает «стоп», «не губи».

- Действительно. Эта книга называется так потому, что красный цвет — действительно означает сигнал опасности. Он заставляет своей яркостью всех обратить внимание на указанную опасность , в данном случае предостерегает людей о возможных тяжёлых- последствиях, которые произойдут с гибелью целых видов растений и животных. В этой книге перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть. И, если мы не защитим растения и животных, попавших в «Красную книгу», они погибнут. Спасение их невозможно без специальных мер: запрета охоты, охраны в заповедниках, забота об из размножении.

           Знакомство с животными и растениями «Красной книги».

- Давайте познакомимся с некоторыми редкими животными, которые занесены в «Красную книгу».(работа в парах по учебнику)(стр. 89)

Каждая пара собирает  разрезанные картинки- пазлы, определяет и называет представителей «Красной книги»(слайд 5)

Лотос-священный цветок древних египтян, символ красоты, чистоты, стремления к солнцу, свету. Корень лотоса погружен в илистую почву, стебель тянется сквозь воду. Цветок лотоса не смачивается водой. Занесен в красную книгу.( слай 6)

Дровосек реликтовый- самый крупный жук фауны России. Тело черное или черно-коричневое. В России встречается в Амурской области, в Хабаровском крае. Населяет смешанные леса. Его численность сокращается из-за вырубки лесов. Занесен в «Красную книгу»( слайд 7)

Белый журавль(стерх)- удивительно красивая и очень редкая птица. Обитает в тундре, лесотундре Якутии. Зимует в Индии, Китае. Занесен в «Красную книгу».( слай 8)

Зубр-крупный зверь с массой тела до 1000 кг. Этот неуклюжий великан способен развивать огромную скорость, с легкостью преодолевает препятствия до 2 м. На территории России зубры живут в Центральном зубровом питомнике, недалеко от Москвы. Занесен в «Красную книгу». (слайд9)

Амурский тигр — сохранился только в густой дальневосточной тайге, где охотится на кабанов и оленей. Очень редко встречается в природе, в зоопарках живет большее число особей, чем на воле. Занесен в «Красную книгу».(Слайд 10)

    Люди думали, что природа неисчерпаема, сколько бы не брать у неё, всё снова само собой восстановится. И просчитались. Некоторых животных совсем истребили, а некоторые находятся под угрозой исчезновения. Гибнут не только животные, но и растения.

Это означает, что их мало, они тоже могут погибнуть, если их не охранять, не помогать им.

«Красная книга «имеет страницы разных цветов. Предположите , зачем это нужно.(ответы детей). (слайды 11,12)

   Физкультминутка.

1. Работа над проектом (работа в группах)(слайд13)

Сегодня я предлагаю вам принять участие в создании страниц «Красной книги».

Напомните правила работы в группе.

Каждая группа имеет на своем столе страницу определенного цвета. На столе-помощнике есть фотографии и описание животных с разных страниц «Красной книги». Вам нужно выбрать животное с вашей страницы, подобрать описание, придумать знак(эмблему) для вашей страницы и оформить ее. Подготовить защиту вашей работы.

Защита работ (слайд 14)

Вы видите животных и растения, которые занесены в «Красную книгу».

  1. Итоги урока.

Чтение стихотворения Т.Собакина «Если я сорву цветок…» (ученик)

( слайд 15)

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты…

И не будет красоты,

И не будет доброты.

Если только я и ты-

Если мы сорвем цветы!

Какой вывод вы сделали для себя?

Помните, что беречь нужно и тех животных, которые не внесены в «Красную книгу». Их жизнь часто зависит от всех и вашего поведения в природе!

  1. Рефлексия.

Подумайте, почему все эти растения и животные занесены в «Красную книгу»? Что надо сделать, чтобы уберечь от вымирания растения и животных?

А мы с вами можем стать природе другом? Как?

Используйте листы самооценки для оценки своего вклада в работ на уроке. Оцениваем каждый пункт по пятибалльной шкале. В графах «Мне понравилось», «Было трудно» запишите коротко, что запомнилось, что вызвало затруднения в работе.

ФИ

Участие в обсуждении

Работа в паре

Работа в группе

Защита проекта

Мне понравилось…

Было трудно…

  1. Домашнее задание.

Нарисуйте экологические значки для детской организации «Друзья природы». Выполните задания в рабочей тетради на стр.60-61.

 

 

Список литературы

 

Атлас – определитель «От земли до неба»
Тихомирова Е.М. Поурочные  разработки  по предмету «Окружающий мир», издательство «Экзамен», Москва, 2012
Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник в 2 частях, Москва, Просвещение, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема урока: «Какие бывают растения?»

План-конспект окружающего мира по теме "Какие бывают растения?"...

Конспект урока окружающего мира 3 класс, «По знаменитым местам мира», УМК «Школа России»

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: «По знаменитым местам мира»Цели деятельности учителя: знакомство с культурой мира, с его достопримечательностями, формирование умения находить и ориент...

Конспект урока окружающего мира 1 класс "Красная книга",УМК Перспектива

Тема: Красная книгаЦели деятельности учителя:  ознакомление с Красной книгой и мерами по сохранению и увеличению численности редких растений  и животных; углубление знаний о редких животных ...