Конспект урока окружающего мира во 2 классе по теме "Красная книга"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира во 2 классе «А» МАОУ СОШ №4
г. Черняховска
Учитель: Якушкина Ирина Александровна
УМК «Школа России»
Тема: «Красная книга»
Курс «Окружающий мир»
Раздел «Природа»
Цель урока:
- Познакомить учащихся с «Красной книгой».
- Наглядно показать животных и растения из «Красной книги»
Задачи урока:
- Расширить и углубить знания детей о животных и растениях;
- Воспитывать бережное отношение к природе;
- Учить работать с дополнительными материалами.
Планируемые результаты:
- Обучающиеся осознают ответственность за сохранение природы
- Научатся выявлять причины исчезновения изучаемых животных и растений
- Научатся использовать полученную информацию для создания проекта, защищать проект.
Оборудование:
«Красная книга», карточки с фотографиями и описанием животных «Красной книги», цветные листы для проектной работы, листы самооценки, мультимедиа.
Ход урока
I. Организационный момент
Каждый день-всегда и везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
II. Сообщение темы урока.
- В ящике лежит предмет, который вы назовете, отгадав загадку:
Говорит она беззвучно,
но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней,
станешь вчетверо умней (книга).
- Что это? Вы правильно сказали, это книга (показ).
- Какого цвета обложка?
- Предположите, какова тема нашего урока. (Красная книга)(слайд 1)
- Какие учебные задачи мы поставим перед собой сегодня?(ответы детей)
- Прочитайте задачи урока в учебнике.(Узнаем, что такое «Красная книга», какие растения и животные в нее внесены, почему они попали в «Красную книгу», как их охранять).(слайд 2)
III. Введение в тему урока.
На интерактивной доске появляется стихотворение Я. Акима и картины природы.(слайд3)
Стихотворение читает выразительно вслух заранее подготовленный ученик.
Есть одна планета сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь.
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!
Беседа.
- О какой планете мы прочитали? Почему говорится, что она одна7
- Чем наша планета отличается от других?
Показ слайдов
- Молодцы! Посмотрите на доску. (слайд 4)Все эти животные и растения занесены в Красную книгу и всем им угрожает опасность исчезновения с лица Земли. Каждый из вас слышал о Красной книге, но не все знают её историю.
Сообщение «Из истории создания Красной книги»( ученик)
Учёные мира создали Международный союз охраны природы, которые стали изучать, каким растениям и животным надо помочь в первую очередь. Составили списки растений, которые исчезли или находятся под угрозой, издали в виде книги и назвали …?
(Красная книга)
Красная книга предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда!» В нашей стране «Красная книга» появилась в 1978 году. Она называлась «Красная книга СССР». Сначала все сведения о редких и исчезающих видах животных и растений уместились в одном томе. Позже выяснилось, что в защите нуждается гораздо большее число видов растений и животных. В 1984 году второе издание «Красной книги СССР» вышло в двух томах. В них о каждом животном и растении кратко сказано все: насколько бедственно его положение, где встречается, по каким причинам исчезает. Главное- надо уберечь их от вымирания.
Ответьте, почему так называется книга? (обсуждение в парах)
Учащийся.
Красный цвет — это цвет опасности, означает «стоп», «не губи».
- Действительно. Эта книга называется так потому, что красный цвет — действительно означает сигнал опасности. Он заставляет своей яркостью всех обратить внимание на указанную опасность , в данном случае предостерегает людей о возможных тяжёлых- последствиях, которые произойдут с гибелью целых видов растений и животных. В этой книге перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть. И, если мы не защитим растения и животных, попавших в «Красную книгу», они погибнут. Спасение их невозможно без специальных мер: запрета охоты, охраны в заповедниках, забота об из размножении.
Знакомство с животными и растениями «Красной книги».
- Давайте познакомимся с некоторыми редкими животными, которые занесены в «Красную книгу».(работа в парах по учебнику)(стр. 89)
Каждая пара собирает разрезанные картинки- пазлы, определяет и называет представителей «Красной книги»(слайд 5)
Лотос-священный цветок древних египтян, символ красоты, чистоты, стремления к солнцу, свету. Корень лотоса погружен в илистую почву, стебель тянется сквозь воду. Цветок лотоса не смачивается водой. Занесен в красную книгу.( слай 6)
Дровосек реликтовый- самый крупный жук фауны России. Тело черное или черно-коричневое. В России встречается в Амурской области, в Хабаровском крае. Населяет смешанные леса. Его численность сокращается из-за вырубки лесов. Занесен в «Красную книгу»( слайд 7)
Белый журавль(стерх)- удивительно красивая и очень редкая птица. Обитает в тундре, лесотундре Якутии. Зимует в Индии, Китае. Занесен в «Красную книгу».( слай 8)
Зубр-крупный зверь с массой тела до 1000 кг. Этот неуклюжий великан способен развивать огромную скорость, с легкостью преодолевает препятствия до 2 м. На территории России зубры живут в Центральном зубровом питомнике, недалеко от Москвы. Занесен в «Красную книгу». (слайд9)
Амурский тигр — сохранился только в густой дальневосточной тайге, где охотится на кабанов и оленей. Очень редко встречается в природе, в зоопарках живет большее число особей, чем на воле. Занесен в «Красную книгу».(Слайд 10)
Люди думали, что природа неисчерпаема, сколько бы не брать у неё, всё снова само собой восстановится. И просчитались. Некоторых животных совсем истребили, а некоторые находятся под угрозой исчезновения. Гибнут не только животные, но и растения.
Это означает, что их мало, они тоже могут погибнуть, если их не охранять, не помогать им.
«Красная книга «имеет страницы разных цветов. Предположите , зачем это нужно.(ответы детей). (слайды 11,12)
Физкультминутка.
1. Работа над проектом (работа в группах)(слайд13)
Сегодня я предлагаю вам принять участие в создании страниц «Красной книги».
Напомните правила работы в группе.
Каждая группа имеет на своем столе страницу определенного цвета. На столе-помощнике есть фотографии и описание животных с разных страниц «Красной книги». Вам нужно выбрать животное с вашей страницы, подобрать описание, придумать знак(эмблему) для вашей страницы и оформить ее. Подготовить защиту вашей работы.
Защита работ (слайд 14)
Вы видите животных и растения, которые занесены в «Красную книгу».
- Итоги урока.
Чтение стихотворения Т.Собакина «Если я сорву цветок…» (ученик)
( слайд 15)
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты,
И не будет доброты.
Если только я и ты-
Если мы сорвем цветы!
Какой вывод вы сделали для себя?
Помните, что беречь нужно и тех животных, которые не внесены в «Красную книгу». Их жизнь часто зависит от всех и вашего поведения в природе!
- Рефлексия.
Подумайте, почему все эти растения и животные занесены в «Красную книгу»? Что надо сделать, чтобы уберечь от вымирания растения и животных?
А мы с вами можем стать природе другом? Как?
Используйте листы самооценки для оценки своего вклада в работ на уроке. Оцениваем каждый пункт по пятибалльной шкале. В графах «Мне понравилось», «Было трудно» запишите коротко, что запомнилось, что вызвало затруднения в работе.
ФИ | Участие в обсуждении | Работа в паре | Работа в группе | Защита проекта | Мне понравилось… | Было трудно… |
- Домашнее задание.
Нарисуйте экологические значки для детской организации «Друзья природы». Выполните задания в рабочей тетради на стр.60-61.
Список литературы
Атлас – определитель «От земли до неба»
Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир», издательство «Экзамен», Москва, 2012
Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник в 2 частях, Москва, Просвещение, 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...
Конспект по окружающему миру 2 класс. Тема: "Красная книга"
"Красная книга"...
План-конспект урока окружающего мира 2 класс УМК «Перспектива». Учебник «Окружающий мир» Авторы: А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая. Тема: «Старинная женская работа»
Тема урока: «Старинная женская работа» ...
Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема урока: «Какие бывают растения?»
План-конспект окружающего мира по теме "Какие бывают растения?"...
Конспект урока окружающего мира 4 класс А.А. Плешаков УМК "Перспектива" по теме: "Красная книга"
Дети знакомятся с историей красной книги...
Конспект урока окружающего мира 3 класс, «По знаменитым местам мира», УМК «Школа России»
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: «По знаменитым местам мира»Цели деятельности учителя: знакомство с культурой мира, с его достопримечательностями, формирование умения находить и ориент...
Конспект урока окружающего мира 1 класс "Красная книга",УМК Перспектива
Тема: Красная книгаЦели деятельности учителя: ознакомление с Красной книгой и мерами по сохранению и увеличению численности редких растений и животных; углубление знаний о редких животных ...