Олимпиадные задания по окружающему миру 4 класс
олимпиадные задания по окружающему миру (4 класс)
Здесь собраны олимпиадные задания по окружающему миру за 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiadnye_zadaniya_po_okruzhayushchemu_miru_4_klass.docx | 221.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Школьная олимпиада по окружающему миру для учащихся 4-х классов.
2013-2014 учебный год
Ученик __________________________________________________________
1.1 | 1.2 | 1.3 | 2.1 | 2.2 | 2.3 | 3.1 | 3.2 | 3.3 | Итого | |
Максимальный балл | 6 | 5 | 2 | 5 | 6 | 3 | 8 | 1 | 4 | 40 |
Набранный балл |
(Время выполнения работы 45 минут)
1. Земля – наш общий дом.
1.1 Блиц – турнир. Ответь на вопросы одним словом:
- Самая большая планета Солнечной системы?_______________
- Самая длинная параллель на физической карте Земли?_______________
- Самый большой материк на планете Земля?_______________
- Самый большой океан на планете Земля?_______________
- Самые высокие горы в мире?_______________
- Самое глубокое озеро в мире?_______________
1.2. Вставь в текст пропущенные слова.
«Солнечные _____ нагревают поверхность нашей планеты. С поверхности водоёмов и почвы ________ поднимается в виде _______высоко вверх и, охлаждаясь, образует множество капель или крошечных льдинок. Из них образуются _________, которые ветер переносит на большое расстояние. Из них __________ возвращается на землю в виде _________, _________ или _________. И всё это повторяется заново. Это вечное движение называется _______________________________________________.»
1.3 Допиши недостающее слово в формуле и укажи в скобках его главное свойство.
ПЕСОК + ГЛИНА + ВОДА + ВОЗДУХ + ПЕРЕГНОЙ + СОЛИ + МИКРОБЫ =
= _____________(___________________)
2 . Растительный и животный мир.
2.1. Заполни таблицу.
2.2. Соедини взрослое животное с его стадией развития стрелками.
Бабочка
Лягушка
Птица
Ящерица
Рыба
Куколка
Малёк
Яйцо
Личинка
Головастик
2.3. Подумай, о каком животном идет речь? Подчеркни те слова и сочетания слов, которые помогли тебе догадаться.
«Эти существа можно встретить не только в лесу. Свой дом они строят сообща. У них хорошо развита сигнализация, разделение труда, существует определенный распорядок жизни. Место для дома они выбирают сухое и теплое, с южной стороны дерева или в почве. Они приносят большую пользу лесу и полю тем, что уничтожают вредных насекомых. За день одна такая колония уничтожает килограмм вредящих лесу насекомых. Они разносят семена растений, проделывают подземные ходы, способствуя вентиляции почвы. Их надо охранять от разорения.»
Это _____________________________________________________________________
3. Человек, его здоровье, безопасность и экология.
3.1. Сгруппируй слова и дай название каждой группе.
Желудок, сердце, головной мозг, капилляры, кишечник, кровеносные сосуды, нервы, пищевод, спинной мозг.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.2. Определи порядок действий при запахе газа в квартире:
- позвонить в аварийную службу по номеру «04»
- открыть окна и двери для проветривания помещения
- выключить конфорки и перекрыть газовый кран
3.3. Дай ответ на вопрос и обоснуй его.
«Комары сосут кровь человека. В это лето комаров было очень много. Люди не могли нормально работать и отдыхать. Люди борются с комарами, чтобы их стало меньше. Так может быть стоит совсем уничтожить этих насекомых?»
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Порядок оценивания школьной олимпиадной работы
по окружающему миру для учащихся 4 класса.
(2013-2014 учебный год)
Максимальное количество баллов за работу – 40.
Время выполнения работы – 45 мин.
Задания выполняются по выбору.
1.1 | 1.2 | 1.3 | 2.1 | 2.2 | 2.3 | 3.1 | 3.2 | 3.3 | Итого | |
Максимальный балл | 6 | 5 | 2 | 5 | 6 | 3 | 8 | 1 | 4 | 40 |
1. Земля – наш общий дом.
1.1 Блиц – турнир.
Максимальное количество баллов - 6.
Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.
Ответы:
- Юпитер
- экватор
- Евразия
- Тихий океан
- Гималаи
- Байкал
1.2. Вставь в текст пропущенные слова.
Максимальное количество баллов - 5.
Каждый правильный ответ оценивается 0,5 балла, последнее – 1 баллом.
За каждую ошибку снимается 0,5 балла.
Ответ:
«Солнечные лучи нагревают поверхность нашей планеты. С поверхности водоёмов и почвы вода поднимается в виде пара высоко вверх и, охлаждаясь, образует множество капель или крошечных льдинок. Из них образуются облака, которые ветер переносит на большое расстояние. Из них вода возвращается на землю в виде дождя, снега или града. И всё это повторяется заново. Это вечное движение называется круговорот воды в природе.»
1.3. Допиши недостающее слово в формуле и укажи в скобках его главное свойство.
Максимальное количество баллов - 2.
Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.
Ответ:
ПЕСОК + ГЛИНА + ВОДА + ВОЗДУХ + ПЕРЕГНОЙ + СОЛИ + МИКРОБЫ =
= ПОЧВА (плодородие)
2 . Растительный и животный мир.
2.1. Заполни таблицу.
Максимальное количество баллов - 5.
Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.
2.2. Соедини взрослое животное с его стадией развития стрелками.
Максимальное количество баллов - 6.
Каждое правильное соответствие оценивается 1 баллом.
За каждую ошибку снимается 0,5 балла.
Ответ:
Бабочка
Лягушка
Птица
Ящерица
Рыба
Куколка
Малёк
Яйцо
Личинка
Головастик
2.3. Подумай, о каком животном идет речь? Подчеркни те слова и сочетания слов, которые помогли тебе догадаться.
Максимальное количество баллов за правильный ответ с подчёркиванием- 2.
Правильный ответ без подчёркивания – 1балл.
Ответ:
Это МУРАВЬИ.
3. Человек, его здоровье, безопасность и экология.
3.1. Сгруппируй слова и дай название каждой группе.
Максимальное количество баллов - 8.
Каждое правильное название группы и каждое правильно занесённое в группу название органа оцениваются 0,5 балла.
За каждую ошибку снимается 0,5 балла.
Ответ:
Органы пищеварительной системы: желудок, кишечник, пищевод.
Органы кровеносной системы: сердце, капилляры, кровеносные сосуды.
Органы нервной системы: головной мозг, нервы, спинной мозг.
3.2. Определи порядок действий при запахе газа в квартире:
Максимальное количество баллов - 1.
Ответ:
- позвонить в аварийную службу по номеру «04»
- открыть окна и двери для проветривания помещения
- выключить конфорки и перекрыть газовый кран
3.3. Дай ответ на вопрос и обоснуй его.
Максимальное количество баллов - 4.
Правильный ответ с развёрнутым обоснованием оценивается 4 баллами.
За каждое правильно отмеченное суждение дается 1 балл.
Правильный ответ без обоснования оценивается в 1 балл.
Примерный ответ:
«Нет! Уничтожать комаров нельзя! Комары необходимы природе. Взрослыми насекомыми питаются насекомоядные птицы и насекомые-хищники, например, стрекоза. Личинки комаров живут в воде и служат пищей для рыб.»
Шифр | Городской этап олимпиады младших школьников по окружающему миру 2012 – 2013 учебный год |
Теоретическая часть
1. Выполни тест
1.Тестовые задания предполагают выбор правильных ответов.
2.Найди правильный ответ и отметь его.
3.Если требуется исправление, зачеркни неправильный вариант ответа и отметь правильный ответ.
Тест
1. Линия, которая делит Землю на северное и южное полушарии:
а) полюс
б) меридиан
в) параллель
г) экватор
2. Самая северная зона России:
а) Арктика
б) Антарктида
в) Тундра
г) Тайга
3. На каком материке расположена наша страна?
а) Северная Америка
б) Австралия
в) Евразия
г) Антарктида
4. Укажи перечень условий, необходимых для развития растений:
а) дождь, тепло, свет, воздух
б) воздух, свет, тепло, вода
в) вода, свет, воздух, солнце
г) солнце, дождь, тепло, воздух
5. Определи признаки живого организма:
а) питается, размножается, растёт, умирает, дышит
б) движется, питается, размножается, растёт, дышит
в) размножается, дышит, растёт, летает, питается
г) дышит, видит, растёт, умирает, размножается
6. Какой орган помогает крови передвигаться по организму человека?
а) желудок
б) сердце
в) почки
г) мозг
7. Какой орган подвергается наибольшему воздействию табака?
а) сердце в) лёгкие б) желудок г) печень
8. Когда по экологическому календарю празднуется день Земли?
а) 22 марта
б) 22 апреля
в) 3 мая
г) 5 июня
9. Какое место надо выбрать для костра, чтобы не навредить природе?
а) открытую поляну
б) берег реки
в) одиноко стоящее дерево
г) берёзовую рощу
10. Как называется наука о прошлом людей?
а) География
б) История
в) Астрономия
г) Экология
2. Установи соответствие.
а) Соедини название заповедника или парка Челябинской области с их «некоторыми» особенностями:
1. Музей заповедник «Аркаим» | 1. Расположен около города Златоуст. На его территории 11 памятников природы. |
2. Восточно-Уральский заповедник | 2. Основан для сохранения минеральных богатств. Расположен около города Миасс.
|
3. Национальный природный парк «Зюраткуль» | 3. На его территории найдены остатки одной из древнейших цивилизаций (XVII-XVI века до н.э.) |
4. Ильменский государственный заповедник | 4. Расположен на берегу озера, где открыто 8 стоянок человека каменного века. Одна из немногих территорий области с относительно нетронутой природой |
5. Национальный природный парк «Таганай» | 5. Заповедник создан для проведения комплексных исследований по вопросам радиоэкологии и решения проблем восстановления, эксплуатации растительного и животного мира на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на химкомбинате «Маяк» |
б) Соедини стрелками народные приметы:
1. Птицы купаются в пыли 1) к морозу
2. Лошадь зимой ложится на снег 2) к ненастью
3. Кошка лижет хвост и прячет голову 3) к теплу
4. Гуси стоят на одной ноге 4) к дождю
3. Прочти текст и ответь на вопрос.
а) О какой природной зоне идёт речь в данном отрывке:
«Климат умеренный. Многообразие лиственных и хвойных деревьев, кустарников. Изобилие ягод и грибов. Богатый животный мир. В июне месяце нет спасу от комаров …»
Ответ ……………………………………
б) Кому принадлежат высказывания?
«Если я возьму Киев – я схвачу Россию за ноги, если Петербург – за голову, если же я войду в Москву – поражу Россию в самое сердце»
Ответ ……………………………………
«Побеждают не числом, а умением»
Ответ ……………………………………
«Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет! На том стояла и стоять будет земля Русская!»
Ответ ……………………………………
4. Продолжи предложение.
Все звёзды – это огромные пылающие …………………
Ближайшая к Земле звезда - ……………
Звёзды кажутся нам маленькими светящимися точками, потому что ………………………………………..
Все звёзды отличаются по …………….. и по ………………..
Звёзд на небе очень много, и люди объединили их в …………………..
Вот некоторые из них (3 названия): ……………………………………….. …………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………
Практическая часть
1. Вычеркни лишнее слово в каждой из данных групп:
Арктическая пустыня | Тундра | Степь | Пустыня | Тайга |
лишайники | лебедь | тюлень | верблюд | белка |
чайки | белая куропатка | ковыль | ушастый ёж | бурый медведь |
тюлень | белый медведь | степной орёл | песчаный удавчик | глухарь |
брусника | северный олень | дрофа | верблюжья колючка | кедровка |
морж | песец | суслик | морошка | карликовая ива |
2. Составь из букв как можно больше названий животных. Каждую букву в слове можно использовать только один раз.
ИВРЕОЫНЛСКЬТА
Ответ: ………………………………………………………………………………
3. Реши экологическую задачу.
«Ёж и крот относятся к одному отряду насекомоядных. Но ёж впадает в зимнюю спячку, а крот нет. Чем объясняются различия в жизнедеятельности животных?»
Ответ: …………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………
4. Определи название систем органов изображенных на рисунках 1-4
Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3 Рис. 4
Ответ: 1 - …………………………………………………..
2 - …………………………………………………..
3 - …………………………………………………….
4 - ……………………………………………… Олимпиадные задания
по предмету «Окружающий мир»
(4 класс)
З а д а н и е 1. Прочитай. Из данных названий выпиши только те, которые обозначают планеты.
Луна, Венера, Марс, Солнце, Большая Медведица, Земля, Весы, Юпитер.
З а д а н и е 2. Прочитай. Из данных названий выпиши только те, которые обозначают материки.
Европа, Австралия, Евразия, Антарктида, Северная Америка, Азия, Россия, Америка, Африка, Южная Америка.
З а д а н и е 3. Укажи, какие из перечисленных названий относятся к растениям, а какие к животным.
Мхи, папоротники, насекомые, хвойные, млекопитающие, земноводные, водоросли, птицы, пресмыкающиеся.
З а д а н и е 4. Распредели полезные ископаемые по группам. Назови группы.
Торф, известняк, гранит, нефть, природный газ, железная руда, бокситы, глина, каменный уголь, мрамор, песчаник, медная руда.
З а д а н и е 5. Распредели представителей живой природы на группы. Назови их.
Олень, овсянка, москит, пескарь, славка, жужелица, дикобраз, сойка, мотылек, навага, як.
З а д а н и е 6. Подчеркни (или выпиши) правильный ответ на вопрос: почему происходит смена времен года?
а) Солнце вращается вокруг Земли.
б) Земля вращается вокруг Солнца.
в) Ось Земли наклонена.
З а д а н и е 7. Рядом с веком напиши годы, с которых начинается и заканчивается данный век.
I век – _________________________
ХХI век – _______________________
З а д а н и е 8. Какие объекты живой природы надо включить в эти пищевые цепи?
а) морошка ® лемминг ® _____________________
б) осина ® гусеница ® __________ ® ___________
в) травянистые растения ® хомяк ® ___________
г) водоросли ® дафнии ® плотва ® _____________
д) береза ® заяц ® __________________
З а д а н и е 9. Почему у старых людей кости чаще ломаются, чем у молодых? Выбери нужный ответ и поясни.
Много органических веществ в костях.
Много минеральных веществ.
З а д а н и е 10. Почему ты утром на 2 см выше ростом, чем вечером?
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
З а д а н и е 11. Как ты можешь проверить свое здоровье?
_______________________________________________________
_______________________________________________________
З а д а н и е 12. Какие звери лучше приспосабливаются к жизни в природе?
а) хищник; б) всеядные, в) травоядные.
З а д а н и е 13. Когда растения растут быстрее?
а) при размножении семенами;
б) при размножении частями растений;
в) при любом способе.
З а д а н и е 14. Выпишите, какие полезные вещества для организма человека содержатся в фруктах и овощах?
Железо, алюминий, йод, кальций, сера, фосфор, фарфор, натрий, нитраты.
З а д а н и е 15. Распредели названия по группам. Дай названия группам.
Кедр, вереск, лебеда, тимофеевка, барбарис, кипарис, клевер, жимолость, туя.
З а д а н и е 16. Из списка выдающихся людей выпиши правителей нашей страны.
Ломоносов, княгиня Ольга, Минин, Петр I, Екатерина II, Суворов, Владимир Мономах, Иван Грозный, Александр Пушкин, Наполеон, Карл IV, Илья Муромец.
З а д а н и е 17. Ответь на вопросы.
Моря какого из океанов не омывают берега России?
_______________________________________________________
В какое озеро впадает 336 рек, а вытекает всего одна?
_______________________________________________________
Банан относится к группе деревьев, кустарников или трав?
_______________________________________________________
Кто может пить ногой?
_______________________________________________________
Самое сладкое дерево наших лесов?
_______________________________________________________
Какой снег быстрее тает: грязный или чистый?
_______________________________________________________
Какая птица не вьет гнезда?
_______________________________________________________
З а д а н и е 18. В каждой группе объектов зачеркни «лишнее» слово. Напиши название группы.
а) луна, щука, дуб, стол, воробей _________________________
б) дом, книга, солнце, автомобиль ________________________
в) гора, водопад, звезда, паук ____________________________
З а д а н и е 19. Отметь знаком «+» группу, в которой перечислены условия, необходимые для роста и развития растений.
а) тепло, песок, кислород, вода;
б) свет, тепло, вода, воздух, питательные вещества;
в) воздух, питательные вещества, холод, вода, темнота.
З а д а н и е 20. Подчеркни главные признаки объектов живой природы.
Свистит, дышит, питается, гремит, размножается, поет, двигается, льется, умирает.
З а д а н и е 21. Укажи линией свойства, которые относятся к воде или к воздуху.
бесцветная(ый)
текучий (ая)
Вода прозрачный (ая)
Воздух упругий (ая)
без запаха
сжимаемый(ая)
кипит при t + 100
З а д а н и е 22. Что такое глобус? Отметь знаком «+» правильный ответ:
а) земной шар;
б) модель Земли;
в) шар с рисунками.
З а д а н и е 23. Вставь пропущенные слова:
Солнце – это ___________________________
Земля – это ___________________________
З а д а н и е 24.
Какое значение имеет природа в жизни человека?
_______________________________________________________
_______________________________________________________
…….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская разработка олимпиадных заданий по окружающему миру для 2-4 классов по теме "Космос"
Предлагаю олимпиадные задания по окружающему миру для 2-4 классов на тему "Космос"....
Работа с учащимися с повышенной мотивацией к обучению. Готовимся к Всероссийской олимпиаде школьников. Олимпиадные задания по окружающему миру в 4 классе начальной школы - 2016
Материал включает задания по окружающему миру за полный курс начальной школы. Готовые бланки заполняются самими учащимися в самом начале олимпиады....
Олимпиадные задания по окружающему миру. 3 класс.
Материал для проведения школьной олимпиады....
Олимпиадные задания по окружающему миру 2 класс
Олимпиадные задания по окружающему миру (природоведение и ОБЖ) 2 класс (школьный тур)...
Олимпиадные задания по окружающему миру для 2-4 классов
Работа содержит задания, охватывающие основные вопросы курса, и ответы. Задания расположены в порядке возрастания по трудности. Оцениваются в 2, 3, 5 и 8 баллов. Работа занимает 25-30 минут. Проверка ...
Олимпиадные задания по окружающему миру в 1 классе
Данное занятие рассчитано на 30 минут. Дети самостоятельно читают вопросы и выбирают правильный вариант ответа. За каждый верный ответ - 1 балл....
Сборник олимпиадных заданий по окружающему миру для 2 класса
олимпиадные задания поогут учителю подготовить детей к олимпиаде по окружающему миру...