Окружающий мир. 4 класс. Тема "Великая война. Великая Победа"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)
Методическая разработка по окружающему миру. 4 класс. Программа "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
velikaya_voyna_1.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру. УМК «Школа России» Плешаков. 4 класс.
Тема: Великая война и Великая Победа
Автор работы: Смирнова Ю.В.
ГБОУ СОШ № 277 Кировского района Санкт- Петербурга
Цель: создать образ Великой Отечественной войны как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю всех жителей нашей страны; образ войны, в которой народ сплотился ради спасения Отечества и спас не только свою Родину, но и весь мир от ужаса фашизма.
Познавательные задачи: сформировать у учащихся представление об основных сражениях Великой Отечественной войны и историческом значении коренного перелома в ходе этой войны; раскрыть важнейшие особенности истоков победы советского народа в этих кровопролитных сражениях;
Развивающие задачи: развивать познавательный интерес, внимание, память, мышление; расширять кругозор.
Воспитательные задачи: показать войну, как символ горя, мужества и победы, доставшейся нашему народу ценой огромных потерь и бедствий; воспитывать чувство уважения к старшему поколению, к Родине; воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование: компьютер, проектор, карта войны
Термины:
- Вторая мировая война;
- Великая Отечественная война;
- Блокада Ленинграда;
- Битва за Москву;
- Сталинградская битва;
- Фашисты.
Ход урока:
Этапы урока (время) | Учитель | Ученики | Доска и оборудование |
I. II. Создание проблем ной ситуации | Организационный момент. Учитель: Посмотрите клип на песню и подумайте о чём пойдёт речь на уроке. | -войне -Великая Отечественная война и великая Победа. | Клип «О героях былых времён» Слайд № 1 |
III. Формули рование проблемы | Учитель: - Что означает слово “война”? Давайте найдём значение этого слова в толковом словаре. Война – вооружённая борьба между государствами или народами, между классами внутри государства. | Ученики высказывают свои мнения: - Война – это вооружённая борьба - Война – это гибель миллионов невинных людей. | |
IV.Актуа-лизация имеющихся знаний Планиро- вание деятель-ности | - В каких войнах, известных вам, принимала участие Россия? - Почему войну назвали Отечественной? - Какая страна напала на Россию? - Какая цель была у Наполеона?
| -1812г. -В войне участвует весь народ. Отечествен- ная война – это война за освобожде- ние своего Отечества. -Франция. -Захватить Россию. | |
V.Поиск решения (открытие нового знания) VI Целеполагание | - В каком году началась первая Мировая война? - Какая страна начала войну? Учитель: В 1939 году началась Вторая мировая война, которую снова начала Германия. Страной в то время руководили фашисты. К власти пришел Гитлер, который так же, как в свое время Наполеон, мечтал о мировом господстве. Вскоре почти вся Европа была захвачена фашистами. Армия Гитлера считалась непобедимой. 22 июня 1941 года без объявления войны фашистские войска напали на нашу страну. Так началась Великая Отечественная война Советского Союза против немецко-фашистских захватчиков. Она длилась 1418 дней и ночей. Как вы думаете, почему сегодня на уроке мы вновь говорим о войне? Учитель: Нацистское руководство подчеркивало, что действия германской армии должны носить особо жестокий характер, требовало беспощадного уничтожения не только воинов Советской Армии, но и гражданского населения СССР. Солдатам и офицерам вермахта вручили памяти, в которых говорилось: «...убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик– убивай, этим ты спасешь от гибели себя, обеспечишь будущее своей семьи и прославишься на века». Сегодня мы совершим виртуальное путешествие по городам-героям, вспомним их героическое прошлое, сделаем зарубки в своей памяти. Для начала, надо определить, что такое город – герой. Для этого воспользуемся Большим Энциклопедическим словарём: город-герой, высшая степень отличия, присваемая за массовый героизм и мужество, проявленные в Вов. Сегодня мы вспомним некоторые города – герои. Начало нашего маршрута - белорусский город Брест. Потом поездом мы доберемся до Ленинграда. Оттуда самолетом перелетим в Москву, затем в Волгоград. Время путешествия 20 минут. В каждом городе нас будут встречать экскурсоводы. Они и помогут нам восстановить героические страницы прошлого. Итак, в путь! Экскурсовода, будете выбирать вы, из членов своей команды. Для того, чтобы успешно провести экскурсию по городу вы получите открытку, с информацией о нём, в вашем пользовании будет учебник, рабочая тетрадь и атлас. Выбрав всю необходимую информацию вы представите её классу. Для того, чтобы как то структурировать изложение материала я предлагаю воспользоваться алгоритмом:
Итак, наша первая остановка Брестская крепость. Рассказ учителя: Город Брест сегодня находится в Белоруссии, на самой границе. Но в 1941 году это была территория Советского Союза. На берегу реки Буг стояла старая крепость, внутри которой в казармах жили солдаты и командиры с семьями. В 4 часа утра немецкие пушки стали расстреливать крепость, а самолеты — засыпать бомбами. В Брестской крепости царила неразбериха: кто-то схватил оружие, пытаясь дать отпор, кто-то пытался укрыться внутри крепости. Именно в эти страшные часы командир восточного форта Петр Гаврилов смог объединить бойцов и постепенно взять в свои руки командование крепостью. Сразу же прибежав в штаб, он собрал около себя порядка 30 бойцов и попытался вырваться из крепости через центральные ворота, чтобы пробиться к основным частям за ее пределами… Тогда никто еще не знал, что крепость окружена. Попытка не удалась. Когда стало ясно, что крепость в кольце, Петр Гаврилов принял единственно верное решение - собрать уцелевших солдат и организовать защиту крепости. 29 июня на общем собрании было принято решение - стоять насмерть. Последний бой Петр Гаврилов принял 23 июля, через месяц и один день после начала войны. Ему удалось укрыться в конюшне и некоторое время прятаться там, но позже его обнаружили и открыли стрельбу. Последними выстрелами Гаврилов убил троих врагов и раненный, в бессознательном состоянии попал в плен.
Разбитая крепость над Бугом стоит, Брестская крепость продержалась больше месяца. Основные силы противника не стали ждать, когда крепость будет взята, и ушли далеко вперед. Учитель: вторая остановка — Ленинград. Рассказ учителя (просмотр видеохроники) Следующая остановка – Москва. Битва под Москвой. В первые месяцы войны советская армия несла огромные потери, отступала. В ноябре-декабре фронт проходил всего в 25—З0 километрах от столицы. Немецкие генералы уже мечтали пройти победным маршем по Красной площади. Предвкушая скорый захват Москвы Гитлер вынашивал планы ее полного уничтожения. Лучшим способом уничтожения города с лица земли фашистское командование признало затопление. Для этого надо было построить несколько плотин вокруг города. На месте Москвы должно было появиться огромное озеро. Но на помощь защитникам Москвы шли войска из Сибири, с Урала, из Казахстана, Средней Азии, с Дальнего Востока. Осенью 1941 года враг подошел к окраинам Москвы. В эти дни совершили подвиг 28 героев -панфиловцев. Они сражались под командованием генерал-майора И.В. Панфилова. Целый день длился бой: из 30 танков — 18 горящих. Всю страну облетели слова Василия Клочкова: «Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва!» Вместе с военными сражались народные ополченцы. Грудью встали москвичи на защиту города. 600 тысяч москвичей под дождем и снегом самоотверженно возводили оборонительные сооружения. 75 % из них составляли женщины. В короткий срок москвичи построили внешний оборонительный пояс и возвели укрепления внутри города. Учитель: 5-6 декабря 1941 года советские войска перешли в контрнаступление под Москвой и разгромили врага. Враг был отброшен от столицы на 100-250 км. Это было первое поражение фашистской Германии за всю Вторую мировую войну. План «молниеносной» войны был сорван. Следующий этап — Сталинградская битва. Выступление учеников. Учитель: Летом 1942 года фашистские войска начали новое наступление в направлении Кавказа и Сталинграда. В трудных боях в горах Красная Армия сумела отстоять Кавказ и не пустила врага к запасам нефти. В августе 1942 года началась гигантская более чем шестимесячная Сталинградская битва. Были окружены и взяты в плен свыше 330 тысяч гитлеровцев. Противник потерял под Сталинградом с июля по ноябрь 1942 года до 700 тыс. человек, св. 1000 танков, 2000 орудий, 1400 самолетов. Сталинградская битва переломила ход всей войны. Советские войска прогнали врага с родной земли. . В ходе полугода боев под Сталинградом город был почти полностью разрушен. Учитель: К 1945 году территория Советского Союза была полностью освобождена от захватчиков. Освободив Родину, советские воины пришли на помощь народам Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии, Польши, Чехословакии и другим захваченным оккупантами странам. В начале 1945 года советские войска с востока вступили на территорию Германии. | - 1914 г. - Германия. Вступают в диалог (пассивных можно вытаскивать фразами «объясни, как ты понял, что сказал Миша..» Мы говорим и вспоминаем войну для того, чтобы люди помнили все её ужасы и не разжигали новых войн. Дети выбирают путём жребия открытку с названием города. Им даётся время для подготовки ответа. Выступление «экскурсовода» 1 команды. Выступление «экскурсовода» 2 группы Выступление 3 группы Выступление 4 группы | Слайд2 Слайд3 Слайд 6 Переход к карте по гиперссылке. Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 Слайд 15 Слайд 16 Слайд 17 |
VI Закрепле-ние знаний | - Когда началась Великая Отечественная война?
- Всем нам хочется жить под светлым и мирным небом. Безгранична наша скорбь о погибших в войну. Но силу, а не слабость рождает она. Силу, восхищённую подвигом людей. Благодарность людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей родины! | - Обобщают, делают вывод по проблеме. - Москва, Санкт – Петербург, Севастополь, Киев, Волгоград (Сталинград), Одесса, Тула, Керчь, Мурманск, Смоленск Звание «Город-Герой» присваивается городам Советского Союза, трудящиеся которых проявили массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.). Мнения детей. | |
VII. Домашнее задание | - Напишите сочинение на тему «Моя семья в ВОв». |
Интернет ресурсы:
moltat.ru › Архив "МТ"
militera.lib.ru/bio/gareev/02.
www.world-war.ru/dnevnik-tani-savichevoj/
uz.colomna.ru/rubric/theme/40.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку окружающего мира 4 класс по теме "Великая война-Великая победа"
Презентация может пригодиться учителю во время подготовки к внеклассным занятиям и урокам по теме "ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА"...
Урок окружающего мира "Великая Война - Великая Победа"
Урок по окружающему миру по теме "ВЕЛИКАЯ ВОЙНА -ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА".Может быть полезен учителю для подготовки к уроку или внеклассному занятию по теме "ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА"....
Урок окружающего мира в 4 классе "Великая война, великая Победа"
Урок по программе А.Плешакова "Школа России". Используется группова работа, ИКТ и другие современные технологии....
Презентация к уроку окружающий мир "Великая война. Великая победа"
Презентация к уроку окружающий мир "Великая война. Великая победа"...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ 75-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ «ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ ПОСВЯЩАЕТСЯ»
Данное мероприятие способствует развитию личностных качеств патриота и гражданина нашего Отечества, воспитанию уважения к славным страницам прошлого. любьви и уважению к матерям, которые провожа...
Презентация по окружающему миру "Великая война.Великая победа" 4 класс
Набор интерактивных заданий по теме:"Великая война.Великая победа" УМК: "Перспективная начальная школа"...