экологический урок
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Гуркина Лариса Васильевна
Цель урока — рассказать школьникам о роли рыболовства в современном мире и необходи-
мости грамотно распоряжаться дарами морей, заботясь о сохранении морских экосистем

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_okr._miru.docx27.65 КБ

Предварительный просмотр:

СЛАЙД 1. ТИТУЛЬНЫЙ

Учитель: Ребята, здравствуйте! Сегодня мы с вами отправимся в водный мир. Вы готовы к исследованиям и открытиям?

СЛАЙД 2

Учитель: Как называется модель земного шара?

Учитель: Да, глобус. Если мы устроим на глобусе небольшую перестановку и соберем вместе все континенты и острова, то легко увидим, что суша занимает одну треть поверхности нашей планеты.

А остальные две трети принадлежат огромному и загадочному миру морей и океанов. И без него жизнь на суше была бы невозможна. Водный мир оберегает земной и помогает ему существовать. Благодаря тому, что он живет и дышит, живем и дышим мы.

 Давайте на минутку закроем глаза и прислушаемся к нашему дыханию.

Ребята закрывают глаза, если это им комфортно, и слушают звуки своего дыхания. Через 7–10 секунд тишины учитель осторожно включает Аудиофайл 1. Звуки океана, постепенно увеличивая громкость от тихой до комфортной.

Учитель: Ну что, услышали океан внутри себя? Какой он?

Ребята отвечают.

Учитель: Здорово! Вот такой наш океан — прекрасный и живой.

СЛАЙД 3

Учитель: Нашей стране повезло: ее оберегают целых 13 морей, которые относятся к Тихому, Атлантическому и Северному Ледовитому океанам. Какие российские моря вы знаете?

Ребята отвечают. Учитель показывает названные моря на карте.

Учитель: Каждое море по-своему особенно. (Учитель показывает называемые моря на карте.) Азовское море — самое маленькое и мелкое. Вместе с Черным — это самые теплые моря в России. При этом Черное море считается самым грязным. Каспийское море-озеро — самое далекое от океана. В водах Балтийского моря растворено больше золота, чем в каком-либо другом море. Белое море — самое чистое, в нем самая прозрачная вода. Баренцево море —самое соленое. Море Лаптевых, а также Карское, Восточно-Сибирское и Чукотское моря 9–10 месяцев в году скованы льдом. Берингово море — самое большое и глубокое. Льды и воды Охотского моря иногда светятся, вероятнее всего, из-за флюоресцирующего планктона. Японское море — самое неспокойное, оно нередко приносит тайфуны и ураганы, и при этом самое богатое разнообразием видов живых существ.

Учитель: Моря и океаны — это не просто много воды. Это дом для огромного количества растений и животных. Разнообразные живые организмы есть и в теплых, и в холодных водах, у поверхности воды и в темных глубинах, близко к берегам и очень далеко от них. Каких морских обитателей вы знаете?

Ребята отвечают.

Учитель: Все водные обитатели нужны и важны. Они живут большой дружной семьей, где у каждого есть свои роли, чтобы служить океану и всей жизни на Земле. Среди морских жителей есть существа, которым досталась особая роль, — их называют «хранителями морей».

Как вы думаете, кто это может быть?

Ребята отвечают.

СЛАЙД 4

Учитель: Это киты. В российских морях обитает несколько десятков видов китов. Давайте с ними познакомимся. Вот так выглядят некоторые из них. Посмотрите, какие они разные.

Как вы думаете, кто из них синий кит?

Ребята называют номер.

Учитель: Синий кит — на картинке номер 2. Это самое большое существо на нашей планете. Он весит 150 тонн. Это сопоставимо с весом 30 слонов или 5000 таких ребят, как вы. А какой кит получил название белуха?

Ребята называют номер.

Учитель: Да, белуха изображена на картинке 4. В отличие от других китов, она белого цвета. Еще белухи очень разговорчивы, и моряки называют их за это «морскими канарейками». Для общения они используют около 50 разных звуковых сигналов. А как выглядит гренландский, или полярный, кит?

Ребята называют номер.

Учитель: Он на пятой картинке. Полярные киты все время проводят на севере, в то время как другие киты путешествуют между теплыми и холодными морями. Теперь найдем косатку.

Ребята называют номер.

Учитель: Конечно, косатка — под номером 3. Это единственный среди китообразных настоящий хищник. Их еще называют «морскими волками». Они могут охотиться на тюленей, акул, черепах и даже маленьких китят.

А сможете узнать кашалота?

Ребята называют номер.

Учитель: Он на первой картинке. Его можно узнать по большой голове. Кто у нас остался? Как вы думаете, как называется этот кит?Ребята отвечают.

Учитель: Это кит-горбач, или горбатый кит. На спине у него плавник, похожий на горбик, и плавает он, выгибая спину, как будто немного сутулится. Горбатые киты очень дружелюбны и любознательны. Они практически не боятся людей и водятся во всех океанах земного шара. Ребята, вам бы хотелось познакомиться с китом и побольше узнать о жизни в океане от его хранителя?

Ребята отвечают.

СЛАЙД 5

Учитель: Тогда знакомьтесь. Это Сева — горбатый китенок. Когда он вырастет, то будет 14 метров длиной (сравните этот размер с размерами вашего помещения или еще чем-то подходящим, чтобы ребята могли его себе представить) и весом в 30 тонн (как 6 слонов). Горбачи проводят вместе с мамой первый год своей жизни, а потом становятся взрослыми и отправляются в самостоятельное  путешествие. Наш китенок  совсем недавно покинул маму, но  успел уже многое  повидать и расскажет нам о своих приключениях. Как вы думаете, есть ли что-то общее у людей и китов?

Ребята отвечают.

Учитель: Между людьми и китами есть кое-что общее. Например, и те, и другие выкармливают своих детенышей молоком. А чем же питаются взрослые киты? Представляете, сколько еды нужно, чтобы накормить такое огромное существо?

Ребята отвечают.

Учитель: Оказывается, самые большие существа питаются одними из самых маленьких. Основной едой для многих видов китов служит планктон — скопления мелких растений и животных, живущих в толще воды. Это основная пища еще для очень большого количества морских обитателей. Чаще всего киты лакомятся крилем — мелкими морскими рачками,

собирающимися в стайки. На втором месте — небольшие стайные рыбы, например, сельдь и сардина. В этом еще одно сходство между людьми и китами, ведь примерно для половины людей на земле рыба является основным продуктом питания.

Учитель: Ребята, а вы любите морскую еду? Какие ваши любимые блюда из моря?

Ребята отвечают.Учитель: Океан всегда обеспечивал людей вкусной и полезной пищей. Чтобы вырастить еду  на суше, людям нужно приложить очень много усилий: обработать землю, посадить семена, удобрять, поливать и пропалывать ростки, оберегать урожай от насекомых-вредителей,

ждать появления плодов. А океан сам готовит еду и щедро делится ей с людьми и огромным количеством других живых существ. В российских холодных морях водится много рыбы, которой можно накормить всех жителей нашей страны.

Хранители морей — киты — берут себе самую простую пищу и не требуют ничего особенного. А вот без них океан не мог бы быть таким щедрым. Дело в том, что киты — большие помощники в выращивании морской еды. Как вы уже знаете, планктон — основная еда для многих морских организмов. Чтобы планктон появлялся и развивался, ему нужны питательные вещества. Киты охотятся на глубине, а отходы выделяют ближе к поверхности, создавая питательную среду для мелких обитателей. А еще киты путешествуют на большие расстояния. Получается, что они переносят питательные вещества из тех мест, где их много, в те места, где их недостает.

Когда кит умирает, он дарит свое тело океану. Оно опускается на дно и становится укрытием и пищей для животных, живущих на большой глубине. Вот так киты помогают океану.

 СЛАЙД 6

Учитель: Итак, океан приготовил еду и готов поделиться ей с морскими и сухопутными существами. Как же ее получить? Посмотрите на Севу. Чтобы поесть, он просто с открытой пастью заплывает в стайку рыбы или планктона и заглатывает пищу вместе с водой. В желудок горбатого кита может поместиться 500 кг пищи. А как же люди добывают себе еду из океана?

Ребята отвечают.

Сидит рыбак в шляпе и с удочкой и терпеливо смотрит на поплавок. Добыча людьми еды из океана больше напоминает военные действия.

Учитель: Рыболовные траулеры — это большие корабли с огромными сетями. Например, сеть траулера, площадью в 23 000 м2, могла бы накрыть собой 4 футбольных поля или вместить 13 самолетов. За один раз такая сеть достает из моря 500 тонн рыбы. Этого хватило бы, чтобы накормить 1000 китов. И столько рыбы забирает только один корабль, а таких кораблей очень много — тысячи. Когда Сева был маленьким, он думал, что корабли — это гигантские киты, которые все никак не могут наесться. Потом он узнал, что всю эту рыбу забирают люди, и был очень удивлен тем, что существам размером меньше половины его плавника нужно так много еды. Он стал наблюдать за кораблями и увидел еще несколько странных вещей, которые хотел бы попросить людей не делать.

СЛАЙД 7

Учитель: Во-первых, Сева заметил, что иногда люди охотятся на те виды рыб, которых осталось мало, и забирают даже самых маленьких рыбок, которые еще не успели подрасти и дать потомство. Сева знает, что это совсем не разумно, ведь рыбки должны успеть размножиться, чтобы их не становилось меньше. Сейчас в океане все труднее встретить таких

крупных рыб, как тунец и меч-рыба, потому что люди выловили почти всех.

Во-вторых, Сева видел, как в сети, кроме рыбы, попадаются другие морские обитатели, которых человек не собирается есть, но поднимает на борт судна, а потом просто выбрасывает обратно в море, часто серьезно раненых или мертвых. Севе очень грустно это видеть, и он никак не может понять, почему люди так делают. Он надеется, что мы сможем изобрести такие сети, из которых рыбки-дети и не нужные человеку морские существа смогут выплывать и оставаться в море.

В‑третьих, Сева очень расстроился, когда увидел, как люди тащат огромную сеть по дну, которая, как бульдозер, вспахивает и уничтожает все живое, превращая дно в пустыню. Сева уверен, что совсем не обязательно крушить все вокруг, чтобы добывать рыбу. Ребята, вы согласны с Севой?

Ребята отвечают.

Учитель: Сева не зря переживает. Такое неприличное поведение человека может навредить не только некоторым морским обитателям, но и здоровью всего океана. Это значит, что плохо станет тем, о ком заботится океан, то есть всем обитателям планеты, и нам с вами в том числе.

Сейчас мы сыграем в игру, чтобы понять, что происходит в океане, если забирать из него слишком много морских обитателей.

Учитель проводит игру «Морские соседи»

СЛАЙД 8

Учитель: Ребята, теперь вы можете себе представить, как нелегко становится выживать морским обитателям, если из океана исчезает слишком много их сородичей. Представьте, что каждый из вас живет один на расстоянии не менее 100 километров до другого одинокого жителя. Легко ли было бы вам выжить?

Ребята отвечают.

Учитель: Да, очень трудно. Все живые существа заботятся о своих сородичах и помогают друг другу. Многообразие разных существ делает сеть жизни крепкой, позволяет выживать даже в самых трудных условиях и ситуациях. Поэтому и здоровье океана зависит от благополучия всех его обитателей. Потеря одного вида сказывается на всей сети жизни. Это легко увидеть с помощью пищевой цепочки. Посмотрите, как связаны между собой самые разные существа. Если исчезнет мелкая рыба и криль, остальным связанным с ними животным нечем будет питаться, и они погибнут.

Учитель: И наоборот, если исчезнут киты, некому будет удобрять океан, еды станет меньше для всех остальных видов, и многие тоже исчезнут. Поэтому важно заботиться о том, чтобы не причинять вреда морской жизни. Хранители морей это очень хорошо понимают, а теперь это понимаем и мы с вами.

СЛАЙД 9

Учитель: Наш Сева так переживал за своих соседей, что чуть не забыл рассказать нам о тех трудностях, с которыми он сам встречается, путешествуя по океану. Есть такое выражение «нем как рыба». Если бы мы могли больше времени проводить под водой, то знали бы, что на самом деле рыбы умеют издавать различные звуки, как и другие морские обитатели, даже креветки. Киты и дельфины считаются самыми разговорчивыми.

Звук в воде распространяется в пять раз быстрее, чем в воздухе, поэтому под водой узнать, что происходит на расстоянии, легче с помощью слуха, чем с помощью зрения. С помощью звуков морские обитатели общаются между собой, ориентируются в пространстве, находят еду, обучают детенышей и предупреждают стаю об опасности. Хотите послушать, как общаются киты?

Учитель включает Аудиофайл 2. Прерванный разговор китов и выключает, как только ребятам станет некомфортно.

Учитель: Что это за шум? Что за чудище прервало разговор китов?

Ребята отвечают.

Учитель: Так звучат для морских обитателей моторы кораблей. Оказавшись рядом с таким шумным судном, киты и рыбы могут потерять ориентацию в пространстве, отбиться от своей стаи и сильно испугаться. Представьте, что вы спите, делаете уроки или разговариваете с родными, и вдруг появляется оглушительный звук дрели или включается очень громкая музыка, как на рок-концерте. Звук настолько громкий, что вы не слышите сами себя и тем

более окружающих. А теперь представьте, что вы их еще и не видите. А теперь представьте, что эти звуки могут возникнуть в любой неожиданный момент и вы никогда не знаете, когда это закончится. Как бы вы себя чувствовали? Смогли бы продолжить заниматься своими делами?

Ребята отвечают.

Учитель: Значит, вы можете представить, каково морским обитателям. Конечно, не все суда настолько шумные. Но людям стоит уделить время изобретению более тихих моторов и не шуметь там, где это может серьезно навредить животным, например, когда они выводят потомство.

Другая серьезная опасность, с которой встретился Сева, — это сети без рыбаков. Рыболовные корабли и лодки часто теряют снасти, и сети, которые никто не вытащит, плавают в океане, пока не опустятся на дно или не будут выброшены прибоем на берег. В них случайно попадаются самые разные морские обитатели — от мелких рыбок до огромных китов. Часто

животные не могут самостоятельно освободиться из ловушки — и получают серьезные раны или гибнут.

Океан так щедро делится с нами пищей и заботится о жизни на земле, а мы, люди, так сильно вредим ему — разоряем, шумим, мусорим, загрязняем. Человек стал самым страшным хищником в океане, угрожающим жизни всех его обитателей. Ребята, что же нам делать? Как позаботиться об океане и как вести себя прилично в водном мире?

Ребята отвечают.

СЛАЙД 10

Учитель: Очень трудно представить себе мир без рыбы. Если не брать пищу из океана, половина людей на Земле останется без вкусной и полезной еды, а многие будут голодать. Сева говорит, что в океане еды хватит на всех, — просто нужно бережно относиться ко всему живому и брать не больше, чем нужно. Есть у Севы и еще одна хорошая для нас новость. Он видел много судов, которые ведут себя очень прилично и охотятся почти как киты, никому не причиняя вреда. Такое рыболовство называется устойчивым. И вот в чем секрет заботливых рыболовов.

Во-первых, брать не больше, чем нужно. Это значит помнить, что рыба не может размножиться за одну ночь. Чтобы ее не становилось меньше, нужно оставлять в море достаточное количество, а не забирать все до последней рыбки, как это произошло с меч-рыбой и голубым тунцом, которых осталось очень мало и уже никогда не станет так же много, как было. А еще — отпускать или не ловить редкие виды рыб и тех рыбок, которые еще не повзрослели и не дали потомства. Так в океане будет всегда много рыбы.

Во-вторых, заботиться о морских обитателях. Это значит, выбирать подходящее время и место, не разрушать дно, изобретать и использовать безопасные орудия и способы лова рыбы. Часто это можно сделать довольно просто. Например, над рыболовецкими судами часто собираются стаи птиц. Очень много птиц гибнет, случайно попадаясь на крючки. Оказалось,

если повесить на снасти красные ленточки, то, развеваясь на ветру, они будут отпугивать птиц. Птицы держатся подальше от опасности и сохраняют свою жизнь. Конструкция сетей может быть такой, чтобы в нее не попадались те обитатели, которых человек не собирался ловить.

В‑третьих, проводить исследования. Люди считают себя самыми разумными существами. Зная, как важен океан для жизни на Земле, мы можем тщательнее изучать водный мир и использовать технологии, которые помогут его защитить и сохранить. Например, исследуя пути миграции китов, мы можем отправлять корабли в обход этих мест, чтобы не причинять

хранителям морей вреда шумом и избегать столкновений китов с кораблями. Еще мы можем узнать, где обитает рыба и в каком количестве, чтобы точно рассчитать, сколько можно взять, чтобы не разорить моря.

Эти принципы помогут человеку быть не самым страшным хищником в океане, а его хранителем.

СЛАЙД 11

Учитель: Чтобы ничего не забыть, сейчас мы соберем книжечки-памятки,

с помощью которых вы сможете поделиться тем, что узнали сегодня, с семьей и друзьями. А еще из них вы узнаете, что может сделать каждый из вас лично, чтобы позаботиться об океане.

Учитель раздает макеты. Ребята собирают книжечку с помощью схемы на слайде.

Если останется время, обсудите с ребятами содержимое книжечки или спросите о том, что нового ребята узнали, что им больше всего понравилось в ходе занятия, о чем хотелось бы узнать больше.

СЛАЙД 12

Учитель: Ребята, спасибо вам за внимание, а Севе — за интересный рассказ о водном мире.

Сегодня мы выяснили, что океан — это не просто огромное количество воды. Это и все его обитатели, благодаря которым он заботится о жизни в воде и на суше. Океан щедро делится с нами своими богатствами, но мы не должны злоупотреблять этой щедростью. Люди обладают достаточным количеством знаний, чтобы грамотно распоряжаться дарами морей и заботиться о здоровье океана ради своего же блага.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический урок-игра в 4-м классе "Берегите природу"

Цели: через эмоциональное восприятие создать условия для воспитания бережного отношения к природе, необходимости охранять птиц и зверей. Оборудование: слайды картин художников-пейзажистов, ...

Экологический урок - проект "Природа в опасности!"

Материал для проектной деятельности по окружающему миру...

Экологический урок. Природа в опасности. Охрана природы.

Познакомить  учащихся  с  понятием  «экология»;                      помочь...

Экологический урок:По страницам Красной книги.

Познакомить учащихся с историей появления Красной книги как государственного документа.Раскрыть основные причины сокращения видов животных....

экологический урок-передача "Берегите Землю"

пояснительная записка к экологическому уроку-передаче "Берегите Землю"...

Экологический урок-игра "Путешествие на лесную поляну"

Экологический урок-игра "Путешествие на лесную поляну" ориентирован на учащихся 2-3 классов. Архив содержит подробную разработку урока и презентацию к нему. Этот материал можно использовать педагогам ...