Рабочие программы 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)

Кильченбаева Александра Салаватовна

Рабочая программа по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_okruzhayushchiy_mir_2_klass.doc177 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №19»

Рабочая программа учебного предмета

«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

____________2_____________    

КЛАСС

На 2019-2020 учебный год

                                                                                                                                                          Разработчик программы

                                                                                                                                                   Кильченбаева А. С.,

     учитель начальных классов

г. Нижневартовск, 2019 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа по окружающему миру для 2 класса составлена на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ  от 6 октября 2009 г. № 373
  2. Приказ МОиН РФ от 22.09.2011г «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом МОиН РФ от 6 октября 2009г. №373»;
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373" Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40936).
  5. Программы общеобразовательных учреждений. Окружающий мир. 2 класс. В 2 ч. Плешаков А.А. 3-е изд. - М.: 2012
  6. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СШ №19»

Основная цель:

1.формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

2.  духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Предметные задачи:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

           Программа реализуется по учебнику:  

  1. Окружающий мир. 2 класс. В 2 ч. Плешаков А.А. 3-е изд. - М.: 2012

        

Программой на изучение окружающего мира во втором классе определено 68  часов (по 2 часа в неделю).

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате освоения программы курса во 2-ом классе планируется достижение младшими школьниками следующих:

личностных результатов:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

2) метапредметных результатов:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Регулятивные УУД:

  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
  • учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
  • учиться планировать учебную деятельность на уроке;
  • высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);
  • работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
  • делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
  • добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • вступать в беседу на уроке и в жизни;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА

Где мы живём? (4 часа)

          Где мы живём. Наш «адрес» в мире: планета -  Земля, страна - Россия, название нашего посёлка, что мы называем родным краем (район,    область). Флаг, герб, гимн России.

          Что нас окружает. Солнце, воздух. Вода, растения. Животные- всё это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома - это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.

Формы организации учебных занятий: урок открытия новых знаний, урок общеметодологической направленности, урок исследование.

Основные виды учебной деятельности: беседа, экскурсия, путешествие, исследование, блиц-игра, самостоятельная работа.

Природа (20 часов)

          Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце- источник света и тепла для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

          Звёздное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях.

          Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

          Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения.

          Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения.

          Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки, уход за ними. Дикие и домашние животные.

          Сезонные изменения в природе (осенние явления).  

          Кошки и собаки различных пород. Уход  за домашними питомцами. Животные живого уголка.

          Экологические связи между растениями и животными: растения - пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений.  

          Отрицательное влияние людей на растения и животных(сбор букетов, обламывание ветвей. Вырубка лесов, вылов красивых насекомых. Неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнёзд и муравейников.). Охрана растений и животных своего края.

          Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными . Меры их охраны. Правила поведения в природе.

          Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.

          Практическая работа: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; сравнительное исследование деревьев, кустарников и трав, знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений, отработка приёмов ухода за комнатными растениями

Формы организации учебных занятий: урок отработки умений и рефлексии, урок общеметодологической направленности, урок развивающего контроля, урок исследование.

Основные виды учебной деятельности: беседа, путешествие, дискуссия, проект, эврика, блиц-игра, коллективная работа, экскурсия, практическая работа.

Жизнь города и села (10 часов)

          Посёлок, где мы живём: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом: городской, сельский. Соблюдение чистоты, порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

          Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство. Транспорт, торговля - составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги.      Первоначальное представление об отдельных производственных процессах.

          Промышленные предприятия посёлка. Строительство в посёлке.

          Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

          Магазины  посёлка.

          Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники культуры,  их охрана.

          Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, учёного, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования.

          Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

          Экскурсии: наблюдение зимних явлений  природе; знакомство с достопримечательностями посёлка.

Формы организации учебных занятий: урок открытия новых знаний,урок,урок развивающего контроля,урок исследование.

Основные виды учебной деятельности: путешествие, дискуссия, исследование, блиц-игра, работа в парах, коллективная работа, экскурсия.

Здоровье и безопасность (9 часов)

          Строение тела человека. Здоровье человека - его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.

   Наиболее распространённые заболевания, их предупреждение и лечение.

          Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог)

          Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

          Меры безопасности в домашних условиях ( при обращении с бытовой техникой, острыми предметами). Противопожарная безопасность.

          Правила безопасного поведения на воде.

          Съедобные и несъедобные грибы и ягоды. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми.

          Правила экологической безопасности: не купаться в загрязнённых водоёмах, не стоять возле автомобиля с работающем двигателем,  не собирать ягоды и грибы возле шоссе.

          Практическая  работа: Отработка правил перехода улицы.

Формы организации учебных занятий: урок открытия новых знаний, урок общеметодологической направленности,урок развивающего контроля.

Основные виды учебной деятельности:  путешествие, дискуссия, исследование, проект,эврика, блиц-игра, работа в парах, коллективная работа, практическая работа.

Общение (7 часов)

          Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношениями между членами семьи. Имена и отчества родителей.

          Школьные товарищи, друзья, совместная учёба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

          Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора.  Приём гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (в магазине, кинотеатре, транспорте)

          Практическая работа: Отработка основных правил этикета.

Путешествия (18 часов)

          Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

          Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоёмов: река, озеро, море. Части реки (исток, устье, приток).

          Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом

          Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности.

          Знакомство с другими городами нашей страны.

          Карта мира, материки, океаны. Страны и народы мира. Земля – общий дом всех людей.

  1. Тематический план

№ п/п

Содержание программного материала

Количество часов

Раздел 1. Где мы живём?

4

Раздел 2. Природа

20

Раздел 3. Жизнь города и села

10

Раздел 4. Здоровье и безопасность

9

Раздел 5. Общение

7

Раздел 6. Путешествия

18

ИТОГО

68

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Примечание

План

Факт

1

Родная страна.

1

2

Город и село. Проект «Родное село».Р/к «Югра на карте России».

1

3

Природа  и рукотворный мир.

1

4

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём»

1

5

Неживая и живая природа

1

6

Явления природы. Как измеряют температуру? Р/к «Явления природы, характерные для нашего округа»

1

7

Что такое погода? Контрольный тест

1

8

В гости к осени.  Р/к «Особенности осени в Югре»

1

9

Неживая природа осенью. Живая природа осенью. Перелетные птицы.

1

10

Звёздное небо

1

11

Заглянем в кладовые Земли. Р/к «Полезные ископаемые Югры».

1

12

Про воздух и воду.

1

13

Про воздух  и воду. Вода в жизни человека

1

14

Какие бывают растения.

1

15

Какие бывают животные.

Р/к «Растительный и животный мир Югры».

1

16

Невидимые нити в природе: взаимосвязь растительного и животного мира.

1

17

Дикорастущие и культурные растения.

1

18

Дикие и домашние животные.

1

19

Комнатные растения.

1

20

Животные живого уголка.

1

21

Про кошек и собак.

1

22

Красная книга. Р/к «Красная книга Югры»

1

23

Будь природе другом!. Проект «Красная книга»

1

24

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа»

1

25

Что такое экономика.?

1

26

Из чего что сделано.

1

27

Как построить дом. Р/к «Жилище народов севера»

1

28

Какой бывает транспорт.

1

29

Культура и образование.

1

30

Все профессии важны. Проект «Профессии».

1

31

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села».

1

32

В гости к зиме.

1

33

В гости к зиме.

1

34

Презентация проектов: «Родное село», «Красная книга или Возьмём под защиту». Р/к «Основные виды ремесел народов севера»

1

35

Строение тела человека.

1

36

Если хочешь быть здоров.

1

37

Берегись автомобиля!

Р/к «Транспортные нити Югры»

1

38

Школа пешехода.

1

39

Домашние опасности.

1

40

Пожар.

1

41

На воде и в лесу. Р/к «Ядовитые растения и грибы нашего края»

1

42

Опасные незнакомцы. 

1

43

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» Контрольный тест

1

44

Наша дружная семья.

1

45

Проект «Родословная»

1

46

В школе.

1

47

Правила вежливости.

1

48

Ты и твои друзья.

1

49

Мы – зрители и пассажиры.

1

50

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение»

1

51

Посмотри вокруг.

1

52

Ориентирование на местности.

1

53

Ориентирование на местности. Практическая работа.

1

54

Формы земной поверхности. Итоговый контрольный тест.

1

55

Водные богатства.

Р/к «Югра на карте России. Западно - Сибирская равнина. Водоёмы»

1

56

В гости к весне.

1

57

В гости к весне.

1

58

Россия на карте. Р/к «Крупные города Югры»

1

59

Проект «Города России».

Р/к «Достопримечательности города Ханты-Мансийска».

1

60

Путешествие по Москве.

1

61

Московский Кремль.

1

62

Город на Неве.

1

63

Путешествие по планете.

1

64

Путешествие по материкам.

1

65

Итоговый контрольный тест «Страны мира» проект.

1

66

Впереди лето.

1

67

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия».

1

68

Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира».

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"

Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...

Рабочие программы класс Школа России

В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...