Методическая разработка воспитательного мероприятия в группе продленного дня "День матери"
методическая разработка (4 класс)

Методическая разработка воспитательного мероприятия в группе продленного дня "День матери"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_lesa_rossii.docx45.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Леса России».

Базовый учебник: УМК «Школа России» ФГОС А. А. Плешаков, Окружающий мир. 4 класс.

Учитель Яцухно Д.А.

Цель урока: сформировать у учащихся представление о лесной зоне.

Задачи:        

Обучающие: ознакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом, с растительным и животным миром.

Развивающие: развивать интерес к предмету окружающий мир, развивать любознательность, творческие способности.

Воспитательные: воспитывать бережное и внимательное отношение к окружающей нас природе; способствовать формированию коммуникативных компетенций, навыков учебного сотрудничества.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: индивидуальная, работа в группах, работа в парах.

Оборудование:

- атлас - определитель;

- энциклопедии «Я познаю мир. Растения», «Я познаю мир. Животные»

- электронное приложение к учебнику;

- гербарий;

- карточки;

- карта природных зон;

- презентация.

Использование технологий: здоровьесберегающие, ИКТ

Тип урока

Изучение нового материала

Педагогические задачи

Сформировать у учащихся представление о лесной зоне.

Создать условия для усвоения знаний о географической зоне лесов,

Ознакомить с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом, с растительным и животным миром.

Развивать интерес к предмету окружающий мир, любознательность, творческие способности.

Воспитывать бережное и внимательное отношение к окружающей нас природе; способствовать формированию коммуникативных компетенций, навыков учебного сотрудничества.

Планируемые предметные 
результаты

Сформировать у учащихся умение определять и показывать положение зоны лесов на карте.

Умение различать наиболее характерных для каждой части лесов представителей флоры и фауны, объяснять взаимосвязи в природе.

Умение находить в учебнике и предоставлять информацию в соответствии с целью.

Метапредметные УУД

Познавательные: умение извлекать информацию, описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты.

Коммуникативные:  задавать вопросы, слушать, отвечать на вопросы других, формулировать собственные высказывания и обосновывать свою точку зрения.

 Регулятивные: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения.

     

Личностные 
результаты

 Умение положительно относиться к учению, к познавательной деятельности.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы 
деятельности

учащегося

1

2

3

4

1.Оргмомент

Проверка домашнего задания

II. Актуализация знаний 

1.Организационный момент.

Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал.

Так что время не теряем,

 И работать начинаем.

Приветствие (1 минута)

2.Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

Тест. (3 мин)

  1. 1. Зона тундры расположена:

а) севернее зоны арктических пустынь;

б) южнее зоны арктических пустынь;

в) вдоль берегов южных морей.

2. В тундре:

а) ярко выражены все четыре времени года, одинаковые по продолжительности;

б) длинная суровая зима и жаркое лето;

в) длинная суровая зима и короткое прохладное лето.

3. Главное занятие коренного населения тундры:

а) рыболовство;

б) оленеводство;

в) земледелие.

4. К тундровым растениям относятся:

а) верблюжья колючка, саксаул, кактус;

б) карликовая ива, мох ягель, черника;

в) кедр, осина, пальма.

5. В тундре обитают:

а) тюлени, моржи, киты;

б) волки, лемминги, песцы;

в) верблюды, лошади, коровы.

6. Верная схема цепи питания:

а) растения – лемминги – полярные совы;

б) комары, мошки – полярные куропатки - песцы;

в) растения - кречеты – волки.

7. Тундровый заповедник расположен на:

а) полуострове Ямал;

б) полуострове Таймыр;

в) Кольском полуострове.

Сообщения учащихся. (5 мин)

- О каком животном или растении тундры вы подготовили сообщение?

Какое сообщение вам понравилось больше и почему?

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

- Какие затруднения были у вас при выполнении домашнего задания?

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.

Пишут тест

Выделять существенную информацию 
из текста. Осуществлять актуализацию личного

жизненного

опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой

установкой. Принимать и сохранять

учебную цель

и задачу.

 

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Звучит запись «Голоса птиц».

ЛЕТО

«Шагай!» - поманила

Лесная дорожка.

И вот зашагал

По дорожке

Алешка!

Ведь летом в лесу

Интересно, как в сказке:

Кусты и деревья,

Цветы и лягушки,

И травка зеленая

Мягче подушки!...

Б.Заходер

О чем будем говорить на уроке?

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.

Принимать

и сохранять

учебную цель 
и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы

- Прочитайте тему урока.

-  Определите цели урока, используя опорные слова:

- Мы познакомимся с…

- Мы узнаем…

- Мы вспомним…

-Мы будем уметь…

- Мы сможем поразмышлять…

 Сегодня на уроке мы узнаем о природе лесных зон, о том, какие бывают леса. Будем учиться сравнивать природу различных лесных зон.

Я предлагаю вам спрогнозировать, что будет характерно для лесной зоны.

(Записать на доске предположения детей)

И мы проверим ваши предположения во время урока. (2 мин)

Работа над новым материалом:

а) вступительное слово учителя.

Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь. Также в зоне лесов живут: благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, рыси, зайцы, белки, глухари, бурундуки, полёвки. Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.

- О животном мире леса можно говорить бесконечно. Вот птицы, живущие в лесной полосе. Как много разных видов животных! А как прекрасен травяной покров, и какое разнообразие кустарников, сколько насекомых – жуков, бабочек! Тысячи жителей нашли здесь дом. И все они и есть лес! 

б)  Работа в паре  по карте природных зон.

Откройте карту природных зон на стр. 72-73 учебника.   Посмотрите и  найдите на карте зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов. 
- Кто сможет показать эти зоны на нашей карте?
-Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту?

 (Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зелёным цветом. Зона лесов большей частью расположена на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона самая большая. В данной природной зоне три части: самая большая часть -  тайга, она обозначена тёмно-зелёным цветом, ещё есть смешанные леса - тоже зелёным, но светлее, и ещё одна часть -  широколиственные леса – светло-зелёным.)

- Вы, наверное, заметили, что между зоной тундры и зоной  лесов есть промежуток закрашенный более тёмным цветом. Что это? (Лесотундра)

- А какую роль она играет? (Это плавный переход к другой природной зоне.) (7 мин)

в) Работа в группах «Юные исследователи»

- Откройте учебник на  с. 95- 96.  Вам  предложены три задания. Познакомьтесь с ними, выберите то задание, которое будите выполнять. 1 ряд – первая группа, 2 ряд - вторая группа, 3 ряд – третья группа.

План работы для первой группы.

1.Что называют тайгой?

2. Природные условия тайги.

3. Что общего у всех растений тайги?

4. Какие растения растут в тайге?

План работы для второй группы.

1. Расположение смешанных и широколиственных лесов.

  1. Природные условия в этих лесах.
  2. Что объединяет растения этих лесов?
  3. Какие растения растут в этих лесах?

План работы для третьей группы.

1.Животный мир тайги.

2. Краткие рассказы о животных и птицах.

3.Цепи питания, характерная для тайги.

(10 мин)

Физкультминутка

IV.

Обобщение и систематизация знаний

Перед  работой нам надо немного отдохнуть. (1мин)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Руки подняли и покачали -

это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
В стороны руки,

Плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем
Крылья сложили назад.

Организует работу по теме урока,  отвечает на вопросы учеников.

Какие природные условия лесных зон благоприятны для роста деревьев? Особенности тайги, смешанных и широколиственных лесов.

Запишем это в схеме:

ЛЕСА

Тайга

Смешанный лес

Широколиственный лес

Запишите две-три цепи питания, характерные для леса.

Растения   заяц-беляк   рысь;

Растения   мышь-полёвка  соболь.           (2 мин)

Выполняют  движения, повторяя за учителем

Выводят закономерности, лежащие в основе изучаемого материала

Анализируют понятия, данные в учебнике. Проводят наблюдения на материале, предложенном учителем.

Осуществлять

 анализ

объектов с

опорой на

визуализацию

V. Первичное закрепление знаний. 

Работа

по учебнику,

раздел «Проверь себя»

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы.

  1. Первичное закрепление.

Выступления групп «Юные исследователи»

Рассказ первой, второй, третьей группы.

Презентация «Леса России» (8мин)

Отгадываем загадки:

Зверька узнаем мы с тобой

По двум простым приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке - летом.

(Белка)

         Лесом катится клубок

У него колючий бок.

Он охотится ночами

За жуками и мышами.

(Еж)

Плотник острым долотом

строит Дом с одним окном.

(Дятел)

Летом ходит без дороги

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза пряча нос.

(Медведь)

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги

А от голода – кора.

(Заяц)

Что же это за девица: 
Не швея,  не мастерица, 
Ничего сама не шьет, 
А в иголках круглый год.

(Елка)

Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки.

  (Лиственница)

Все знают, что у елки
Не листья, а иголки,
И так же, как она
С иголками ...

(Сосна)

Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет -
Желуди на нем!

(Дуб)

(2 мин)

Выполняют дидактические упражнения, отвечают 
на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме. Отгадывают загадки.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое

  1. Работа по новой теме.

а) выполнение задания в рабочей тетради.

- Поработаем в парах и выполним задание 1 на с. 46

( Ученики подбирают нужный цвет карандаша и раскрашивают лесные зоны на контурной карте.)

б)Выполним задание 2 на с. 47, работая в группах.

в) Выполним задание 3 на с. 48.

(5 мин)

Согласовывать усилия по решению

учебной задачи. Договариваться

 и приходить

к общему

мнению при

работе в паре

VI. Закрепление и обобщение приобретенных знаний и умений.

Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.

  1. Подведение итога урока.

- Какие леса образуют лесную зону?        (Тайга, смешанный лес, широколиственный лес.)

- Проверим предположения, которые вы высказали в начале урока.

( Обратить внимание детей на доску.)

- Чьи предположения оказались верными?

(2мин)

Обобщают способы

Понимать 
на слух ответы учащихся. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному.

Формулиро-вать свое мнение

и позицию

VII. Итог урока. Рефлексия

Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя на листе самооценки.

9. Рефлексия.

- Дополните предложение:

«Теперь я знаю, что……»

- Где могут пригодится новые знания?

- Что на уроке у вас хорошо получалось?

- Над чем ещё надо поработать?

 (Самооценка. Комментарий учителя.)

Выставление оценок. (2 мин)

Проводят самооценку, рефлексию.

Продолжают высказывания:

-  У меня получилось…

-  Я научился…

-  Сегодня на уроке я смог…

-  Урок дал мне для жизни…

- За урок я…

Строить

. Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Домашнее

задание

10. Домашнее задание.

Прочитать текст с. 95 - 102. (1мин)

Подготовьте сообщение об одном из растений или животных зоны тайги, зоны смешанных или широколиственных лесов.

Желающие могут взять на дом дополнительные задания разного уровня сложности.

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи

1 Организационный момент.

Сообщение темы и целей урока.

Презентация «Леса России» №4

Организует класс.

Читает стихотворение.

Ведёт беседу.

Слушают, отвечают на вопросы.

Рассматривают картинку.

2 Проверка знаний и умений.

Слайд №2 «Тайга»

Задаёт вопросы.

Раздаёт индивидуальные карточки.

Отвечают на вопросы.

Работа по индивидуальным карточкам. Рассматривают слайд

3 Работа над новой темой.

Слайд №1 «Виды леса»

Задаёт вопросы.

Рассказывает новый материал.

Отвечают на вопросы.

Слушают рассказ учителя. Рассматривают слайд.

4 Физкультминутка.

Показывает и выполняет упражнения.

Выполняют упражнения.

5 Продолжение новой темы.

Слайд №3 «Виды леса»,

Презентация «Леса России» №4

Рассказывает материал.

Слушают рассказ учителя. Рассматривают слайд, презентацию.

6 Закрепление.

Слайд №1 «Виды леса»

Задаёт вопросы.

Отвечают на вопросы.

Работают по схеме. Рассматривают слайд.

7 Подведение итогов урока.

Подводит итоги урока. Выставляет оценки. Объясняет домашнее задание.

Записывают домашнее задание.

Приложение к плану-конспекту урока

«Леса России»

(тема урока)

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1 Слайд «Виды леса»

ЕКЦОР

 

 

 

 

ЛЕСА


Тайга

Смешанный лес

Широколиственный лес


Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность

ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Организаци

онный момент.

Сообщение темы и целей урока.

Презентация «Леса России» №4

Организует класс.

Читает стихотворение.

Ведёт беседу.

Слушают, отвечают на вопросы.

Рассматривают картинку.

2

Проверка знаний и умений.

Слайд №2 «Тайга»

Задаёт вопросы.

Раздаёт индивидуальные карточки.

Отвечают на вопросы.

Работа по индивидуальным карточкам. Рассматривают слайд.

3

Работа над новой темой.

Слайд №1 «Виды леса»

Задаёт вопросы.

Рассказывает новый материал.

Отвечают на вопросы.

Слушают рассказ учителя. Рассматривают слайд.

4

Физкульт

минутка.

Показывает и выполняет упражнения.

Выполняют упражнения.

5

Продолжение новой темы.

Слайд №3 «Виды леса»,

Презентация «Леса России» №4

Рассказывает материал.

Слушают рассказ учителя. Рассматривают слайд, презентацию.

6

Закрепление.

Слайд №1 «Виды леса»

Задаёт вопросы.

Отвечают на вопросы.

Работают по схеме. Рассматривают слайд.

7

Подведение итогов урока.

Подводит итоги урока. Выставляет оценки. Объясняет домашнее задание.

Записывают домашнее

задание.

Приложение к плану-конспекту урока

«Леса России»

(тема урока)

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации(иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Слайд «Виды леса»

ЕКЦОР

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a22b03cb-b947-4c6d-80cd-2b9fa011d9ae/sh_les2.swf

2

Фото елового леса.

ЕКЦОР

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bf95c548-5096-450d-abe5-6e692174fe16/%5BBIO9_09-56%5D_%5BPF_04%5D.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработки воспитательной работы в группе продленного дня по здоровьесберегающим технологиям

Работая длительное время учителем начальных классов я поняла, что нужно организовывать образовательный процесс с учетом всех норм и правил,способствующих сохранению и укреплению здоровья учащихся.Посл...

Разработки воспитательной работы в группе продленного дня по здоровьесберегающим технологиям

Работая длительное время учителем начальных классов я поняла, что нужно организовывать образовательный процесс с учетом всех норм и правил,способствующих сохранению и укреплению здоровья учащихся.Посл...

Методическая разработка внеклассного занятия в группе продленного дня по теме "Осень". Автор: воспитатель группы продленного дня ГБОУ СОШ №394 Титова Е.В.

Викторина предназначена для детей младшего школьного возраста.Главная задача занятия - повторение признаков осени, осенних явлений в природе....

Сценарий внеклассного воспитательного мероприятия в группе продленного дня для 3 класса

Интерактивное мероприятие "Мама - хранительница тепла, семейного очага, продолжательница человеческого рода"....

Методическая разработка воспитательного мероприятия "День Матери"

Представленное мероприятие прошло апробацию в нашей школе среди учащихся 2- 4 классов. Вызвало массу положительных эмоций у участников. Особо понравилась форма проведения праздника – кругосветка...

Методическая разработка воспитательного мероприятия в группе продленного дня "Великие женщины Санкт-Петербурга"

Методическая разработка воспитательного мероприятия в группе продленного дня "Великие женщины Санкт-Петербурга"...