План-конспект занятия "Раздражимость. Простейшие одноклеточные"
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс)

Долгушина Наталья Викторовна

Группа 1 год обучения по программе «Микромир»

Возраст учащихся 8-10 лет

Цель занятия: изучение реакции простейших на раздражение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_konspekt_zanyatiya.docx50.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Раздражимость. Простейшие одноклеточные.

Характеристика группы

Группа 1 гор обучения по программе «Микромир»

Возраст учащихся 8-10 лет

Цель: изучение реакции простейших на раздражение.

Задачи: Дать учащимся основные знания о таких биологических единицах как тропизмы и таксисы. Представить основные характеристики тропизмов и таксисов, а также рассмотреть простейшие формы раздражителей.

Основные понятия: раздражимость, раздражитель, возбудимость, интенсивность раздражения, тропизмы, таксисы, хемотаксис, фототропизм.

Планируемые результаты:

Предметные: умение определять принадлежность биологических объектов к простейшим; устанавливать черты сходства и различия у представителей простейших; различать объекты в природе, на таблицах; делать зарисовки; объяснять роль в природе и жизни человека.

Личностные: формирование мотивации к изучению царства животные; формирование и развитие умений логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы

Познавательные:

- уметь читать биологический текст и соотносить его с иллюстрациями

Коммуникативные:

- формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы

Регулятивные:

- изучать материал через включения в новые виды деятельности и формы сотрудничества

План занятия:

1.Организационный момент.

2. Повторение изученного материала

3. Изучение нового материала.

4. Закрепление пройденного материала

1.Орг. момент

Приветствует учеников

Улыбнитесь друг другу, мысленно пожелайте успеха себе и своим товарищам. Эпиграфом сегодняшнего урока я взяла слова немецкого поэта Гёте «Всё познайте: небо, земли, воды, за слогом слог – до самых недр природы».

Смотрит подготовку к занятию.

Приветствуют учителя, проверяют подготовку рабочего места к занятию.

2.Мотивация к изучению нового материала

Мотивирует учащихся к определению темы и постановке познавательной цели урока.

Мы с вами познакомились с некоторыми одноклеточными животными, определили особенности их строения и жизнедеятельности. Сегодня мы посмотрим каким образом эти мельчайшие организмы реагируют на разные раздражители.

3.Повторение изученного материала

На Земле насчитывается около 2 млн видов животных. Царство можно разделить на 2 подцарства: одноклеточные и многоклеточные.

  1. Дайте характеристику одноклеточным организмам.

Примерные ответы:

Одноклеточные состоят из одной клетки, имеют микроскопические размеры, но способны двигаться, питаться. Для них характерны все свойства живого. Несмотря на простое строение, тело одноклеточных представляет собой целостный самостоятельный организм со всеми характерными для него признаками жизни: пищеварение, дыхание, обмен веществ, движение, размножение, раздражимость. Простейшие расселены по всей Земле. Их можно найти и на дне морей и океанов, в песках пустынь. Но особенно много простейших в почве, а также в лужах, прудах, болотах и других пресных водоемах.

  1. Амеба. Почему она так названа?

Широко распространённая в загрязнённых пресноводных водоёмах

Амёба – одно из наиболее просто устроенных животных, обитает в иле на дне пресных водоёмов (канав, прудов).

Форма тела амёбы не постоянная, часто меняется (амёба означает изменчивая).

У амёбы в разных частях тела появляются выпячивания, которые вытягиваясь, удлиняются и переходят в дугообразные выросты. Эти выросты непостоянны, появившись в одном месте, они вскоре исчезают и образуются в другом месте. В выросты тела – ложноножки перетекает цитоплазма, и амёба таким образом передвигается и захватывает добычу.

  1. В чем особенность дизентерийной амебы

Кроме обыкновенной амёбы, известно несколько других видов амёб. Дизентерийная амёба внешне похожа на обыкновенную, но отличается от неё очень короткими ложноножками. При питье грязной воды дизентерийные амёбы попадают в кишечник человека. Быстро размножаются, проникают в стенки кишок и образуют там язвы. Эти амёбы питаются разрушенными участками кишки и кровью, вызывая серьёзное заболевание – амёбную дизентерию.

  1. Охарактеризуйте эвглену зеленую

Тело эвглены вытянутое, длиной около 0,05 мм, на его переднем конце имеется нитевидный жгутик. Жгутик эвглены очень тонкий, но снаружи он покрыт очень прочной оболочкой – мембраной. Колеблется он волнообразно. При этом эвглена вращает жгутиком, как бы ввинчиваясь в воду, и может плыть в разных направлениях.

 Между ботаниками и зоологами издавна ведётся спор относительно принадлежности эвглены зелёной к растениям или животным. Ботаники основываются на том, что эвглена зелёная имеет хлорофилл и способна к самостоятельному синтезу органических веществ на свету. Зоологи руководствуются тем, что эвглена зелёная в темноте питается гетеротрофно, не имеет целлюлозной оболочки, активно передвигается и схожа по строению с другими жгутиковыми. Разные способы питания свидетельствуют о единстве растительного и животного мира и в то же время являют пример своеобразной специализации, возникшей в ходе эволюции простейших.

В цитоплазме эвглены и вольвокса содержится хлорофилл, отчего на свету они имеют зеленый цвет и питаются как растения, а в темноте могут утратить зеленую окраску и питаться как животные.

С – Игра «Закончи фразу». (хором отвечают)

В пруду родилась клеточка,

В пруду она росла.

И как простая веточка

Зеленою была.

(эвглена зеленая).


Ранним солнечным утречком

На воде все круги.

Я увидел животное

С отпечаток ноги.

Вся покрыта ресничками

Я таких не видал.

6 «а» рассмотрел ее

И тихонько сказал:

(Инфузория – туфелька)

Она на туфельку похожа,

Обитает в грязных … (лужах)

4.Изучение нового материала

 Животные, в противоположность растениям, способны активно изменять свои связи со средой путем передвижения и реагируют на благоприятные и неблагоприятные раздражители, приближаясь к первым, уклоняясь от последних.

В процессе эволюции живых организмов (растений и животных) раздражимость развивалась в неразрывном единстве организмов с условиями их существования, вследствие приспособления организма к изменяющейся и воздействующей на него среде. Но только у животных в процессе прогрессивной эволюции в связи с подвижным образом жизни и усложнением их строения возникли более высокие формы отражения в виде нервной деятельности, связанной с ощущением, восприятием и мышлением.

Элементарную раздражимость мы обнаруживаем уже у простейших, одноклеточных живых существ, у которых она выражается в способности отвечать той или иной реакцией на внешние воздействия.

Простейшие организмы, воспринимая воздействия среды (света, тепла), реагируют на них движением, наступающим вследствие раздражения, изменяющего свойства протоплазмы организмов. Каждое раздражение непосредственно переходит, преобразуется в движение. Между раздражением и движением нет границы. Если животное испытывает влияние раздражения, это значит, что оно двигается.

Двигательные реакции простейших — таксисы — вызываются различными внешними раздражителями, например, световыми (фототаксисы), тепловыми (термотаксисы), химическими (хемотаксисы), механическими (топотаксисы) и в условиях эксперимента — электрическими раздражителями (гальванотаксисы).

У простейших разных классов (корненожек, инфузорий, жгутиковых) эти реакции имеют различные внешние формы в соответствии с различием строения тела организмов, способами их передвижения (с помощью ложноножек, движения ресничек, жгутов) и биологической значимостью для них тех или иных раздражителей.

Если под покровное стекло (А) в воду, где находятся инфузории-туфельки, прибавить капельку жидкости ½ %-ного раствора соляной кислоты (НСl), действующей хемотактически отрицательно, то туфельки отплывут в стороны, — и внутри капли образуется пустота; если же под стекло подбавить 1/50 %- ной уксусной кислоты, действующей положительно, то инфузории соберутся густой кучкой в этой капле (Б); усиление концентрации введенной уксусной кислотой вызывает движение инфузорий от центра и распределение по периферии этой капли, где для них концентрация раствора оптимальная (В). Если тем же инфузориям в воду опустить пузырек углекислоты и пузырек воздуха (Г), то они сконцентрируются близ углекислоты, а не близ воздуха, к которому относятся нейтрально. Увеличение концентрации углекислоты приводит к перемещению туфелек в зону оптимальной концентрации углекислоты (Д).

Раздражимость — способность определённым образом реагировать на изменения окружающей среды.

 

Таксисы — двигательные реакции в ответ на стимул (раздражитель) по направлению к нему либо от него.

 

4.jpg

 

Таксис в противоположную сторону от раздражителя (например, от кристаллика поваренной соли) — отрицательный (слева); по направлению к раздражителю (например, к группе бактерий, которыми питаются одноклеточные) — положительный (справа).

 

4.Физминутка

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Вниз опустили, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят,

Как они сядут, тоже покажем – крылья сложили назад.

Выполняют упражнения.

5.Практическая работа

1. Сделать препарат из живых культур одноклеточных организмов

2. Рассмотреть под микроскопом простейших.

3. Добавить кристаллы соли и наблюдать реакцию простейших

4. сделать выводы

5. Сделать зарисовки.

Закрепление пройденного материала

- какой организм изображен на рис.

- чем отличается амеба на двух рис.

-предположите, что может вызвать такие изменения у амебы.

-можно ли сказать, что амеба обладает раздражимостью.

6.Рефлексия

Подведем итоги нашей работы.

Оцените свою деятельность на уроке.

Продолжите фразы:

- на сегодняшнем уроке мне больше всего понравилось …

- на сегодняшнем уроке мне больше всего запомнилось …

- я никогда не думал, что …

- теперь я буду знать, что …

- наиболее трудным на уроке было …

7.Дом.задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект учебного занятия Урок русского языка по теме "Работа по картине А.Рылова "Полевая рябинка"

Учитель: Вавшко Галина Михайловна Предмет: Русский язык Класс: 2 Тема: «Работа с картиной» Цели урока: Содержательная: познакомить с понятием «тема» и «главное переживание» картины;  учить д...

План- конспект внеурочного занятия в 1 классе. Тема: "Знаки и символы"

Тема урока: Знаки и символы     Тип урока: Урок - игра     Формы: смотр знаний, игра, работа в группах.     Цель: закрепить представления де...

План-конспект внеурочного занятия

Предмет: Развитие речевой креативности детей младшего школьного возраста. Класс: 1Тема урока:  «Синонимы»Цель урока: Путём наблюдения, сравнения, анализа  познакомить детей с сино...

Игровые технологии в обучении дошкольников математике. План - конспект игрового занятия «О многих шестиногих…»

Настоящая методическая разработка предназначена педагогам дополнительного образования и педагогам – дошкольникам  для организации и проведения занятия по математике  с детьми от 4 до 5 лет в...

План-конспект интегрированного занятия по технике безопасности на занятиях аппликацией.

Памятка по технике безопасности для занятий в кружке аппликации. Правила безопасной работы с ножницами Соблюдай порядок на своём рабочем месте. Перед работой проверь исправность инструм...

План-конспект учебного занятия "Простейший планер"

План-конспект учебного занятий "Простейший планер"...