Технологическая карта по окружающему миру на тему "Где зимуют птицы" 1 класс УМК Школа России
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Аверина Анжелика Николаевна

Цели деятельности учителя: расширение знаний о птицах, зимующих в наших краях, знакомство с перелётными птицами, выяснение где они зимуют.

Планируемые результаты

Предметные:

Уметь:

  • формировать представление о научном поиске, методах работы ученых;
  • находить взаимосвязи в природе и на этой основе объяснять природные явления;

Знать:

  •  о птицах, зимующих в наших краях;
  • каких птиц называют перелетными и зимующими птицами;

 

            Личностные:

  • осознавать учебный материал;
  •  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
  • Устанавливать взаимосвязь;
  • самоанализ и самоконтроль результата;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:         19.02.2019                                                                                        ФИО учителя Ершова Светлана Владимировна

Школа: 152                                                                                                ФИ студента Нагорняк Анжелика

Класс: 1-е                                                                                                ФИО методиста Боева Светлана Захаровна

Кабинет: 110

Технологическая карта урока окружающего мира.

Тема: «Где зимуют птицы?»

Цели деятельности учителя: расширение знаний о птицах, зимующих в наших краях, знакомство с перелётными птицами, выяснение где они зимуют.

Планируемые результаты

Предметные:

Уметь:

  • формировать представление о научном поиске, методах работы ученых;
  • находить взаимосвязи в природе и на этой основе объяснять природные явления;

Знать:

  •  о птицах, зимующих в наших краях;
  • каких птиц называют перелетными и зимующими птицами;

 

        Личностные:

  • осознавать учебный материал;
  •  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
  • Устанавливать взаимосвязь;
  • самоанализ и самоконтроль результата;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: учебник, Окружающий мир 1 класс, Плешаков А.А., часть 2, электронная презентация «Где зимуют птицы?», фишки (синие и красные) на каждого ученика, смайлики, карточки с заданиями.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

1 мин

- Здравствуйте, меня зовут Анжелика Николаевна. Ребята, давайте поприветствуем друг друга улыбкой. Настроение ваше улучшилось, а значит и урок окружающего мира у нас будет радостным, добрым и, надеюсь, очень интересным.

Очень интересно
Все то, что неизвестно!
Мы тайны разгадаем,
И мир большой познаем!

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.

Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Личностные:

эмоционально – положительный настрой на урок

II.Актуализация знаний и мотивация

Практический: выполнение упражнений (устный счет)

5 мин

- Ребята, сегодня на электронную почту я получила удивительное письмо.

- Откуда же пришло наше письмо? Смотрите, вот обратный адрес. Написано – Африка.

- Давайте посмотрим, от кого оно может быть? - Это письмо от Лебедя из сказки Г. Х. Андерсена “Гадкий утенок”. Вы, наверное, читали сказку или смотрели мультфильм “Гадкий утенок”.

- Кому оно адресовано?  

- А что же пишет нам Лебедь?

Здравствуйте, дорогие ребята!

Я -  Лебедь из сказки Г.Х. Андерсена “Гадкий утенок”. Вы, конечно, помните, что вырос я на птичьем дворе вместе с домашними птицами, но сейчас зимую в Африке. Здесь солнечно и зелено. Рядом со мной много птиц из ваших мест. К сожалению, я пока не знаю, как их зовут, и потому я не могу с ними поговорить.

Я знаю, что в Челябинской области, там, где вы живете, стоят страшные морозы, а некоторые птички никуда не улетели.

(школа №152, 1е класс)

Регулятивные: осуществление само- и взаимоконтроля учебной деятельности.

Познавательные:

умение группировать предметы. Опираясь на информацию, полученную на прошлом уроке.

III. Постановка учебной задачи

Словесный: ответы на вопросы.

Практический: решение выражения

3 мин

Ребята, подскажите,

Какие птички улетели на зиму в теплые края и почему?

Какие птички остались зимовать в вашей местности?

Где они укрываются от мороза, чем питаются?

Помогаете ли вы им пережить холода?

Буду с нетерпением ждать ваш ответ.

Ваш друг – Лебедь

- Поиску ответов на эти серьезные вопросы мы и посвятим наш сегодняшний урок.

- Итак, наш урок будет называться «Где зимуют птицы?»

Определяют задачи урока.

Формулируют тему урока.

Регулятивные:

обеспечение учащимся организации их учебной деятельности;

волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

IV. Открытие нового знания

5 мин.

- Ребята, если сейчас выйти на улицу, мы увидим много птичек? А летом? Как вы думаете почему?

- Это потому, что всех птичек можно разделить на 2 большие группы: перелётные и зимующие.

-Как вы понимаете слово «перелётные»?

Перелётными мы называем птиц, которые живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные места.

- Лебедь спрашивает, какие птички улетели в теплые края?

Давайте отгадаем загадки:

1. Угадайте, что за птичка -

Темненькая невеличка

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста.

2. Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это?

3. Он прилетает каждый год

Туда, где домик его ждёт.

Чужие песни петь умеет,

А всё же голос свой имеет.

Нам в хозяйстве помогает

И охотно заселяет

Деревянный свой дворец

Темно-розовый…

4. Длинногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный.

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек.

5. Гнездо своё он в поле вьёт,

Где тянутся растения.

Его и песни, и полёт

Вошли в стихотворения!

Высоко под облаками,

Над полями и лугами,

Рано выпорхнув спросонок,

Кто поет нам?  

6. Мокнет птичка под дождём,

Не поётся на заказ...

Сереньким осенним днём

Улетает на Кавказ:

- Ну, на что мне лужи,

Я же не кораблик!

От жестокой стужи

Зябнет певчий ...

Эта птичка не боится холода и прилетает ранней весной, когда еще на полях лежит снег. Да и улетает поздней осенью в холодное, “зябкое”, как говорят в народе, время. За то, что эта птица улетает и прилетает в зябкое время, и назвали ее ЗЯБЛИКОМ.

- Каких ещё перелётных птиц вы знаете? (на слайде)

Анализируют, делят птиц на две группы.

Разгадывают загадки

(Ласточка)

(Соловей)

 (Скворец)

(Журавль)

 (Жаворонок)

 (Зяблик)

(утка-кряква, цапля, певчий дрозд, иволга, чёрный стриж, лебедь, трясогузка, малиновка, кукушка)

Коммуникативные:

участие в учебном диалоге.

Регулятивные: осуществление самоконтроля за ходом выполнения работы и полученного результата;

контроль, коррекция, оценка; волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Познавательные: 

добывание новых знаний,

ориентирование в своей системе знаний: умение отличать

новое от уже известного с помощью учителя.

Познавательные: 

умение отгадывать загадки.

Коммуникативные: умение слушать других

V. Первичное закрепление

Практический: выполнение упражнений

Работа по учебнику.

- Наш друг Лебедь хотел бы, наверное, узнать, а хорошо ли вы запомнили его друзей перелетных птиц.

Давайте откроем учебник на странице 16.  У вас на столах есть конверты с фишками: закройте красными фишками кружки возле перелётных птиц.

Проверка: учебник стр.84-85

Поднимите руки те, у кого все совпало.

Теперь те, у кого есть одна ошибка, 2 ошибки.

Знакомство с зимующими птицами

- Итак, мы ответили на первый вопрос Лебедя?

- Переходим ко второму вопросу. Какие птички остались зимовать в вашей местности?

- Да, многие   птички радуют нас своим присутствием, даже в лютую зиму.

- А кто знает, как таких птиц называют?

- Предлагаю посмотреть видеофрагмент «Как зимуют птицы?»

После просмотра: -  Каких зимующих птиц вы запомнили?

-Давайте на них ещё раз посмотрим:

(фото птиц в презентации)

- Почему же зимующие птицы не улетели от нас в теплые края, как это сделали перелетные птицы?

Практическая работа

Работа по учебнику с. 16. Закройте синими фишками кружки возле зимующих птиц.

Проверка по учебнику стр.84

Определяют перелётных птиц, используя фишки.

Читают названия птиц.

Проверяют работу.

(да)

(зимующие птицы)

(синицы, воробьи, голуби, дятлы, поползни)

(потому что у них есть чем питаться и где жить)

Определяют зимующих птиц, используя фишки.

Читают названия птиц.

Проверяют работу.

Регулятивные: осуществление поиска средств для решения учебной задачи.

Коммуникативные: умение работать в коллективе, уважение мнения других участников образовательного процесса

Физминутка

Выполняют физические упражнения

Личностные:

снятие мышечного напряжения

VI. Самостоятельная работа с проверкой

Практический: выполнение упражнений

7-9мин

Беседа, работа по учебнику.

Работа в парах.

- Где же всё-таки зимуют перелётные птицы? Порассуждайте об этом с соседом по парте. Выскажите свои предположения, а он пусть выскажет свои. Объясните, почему вы так считаете?

 (Работа в парах.  Проверка. Учащиеся высказывают вслух свои предположения и доказывают их.)

-  Узнайте новую информацию об этом из фотографий на стр.17.

(Учащиеся сначала объясняют своими словами, затем читают текст на с.85)

- Куда улетают ласточки?

- Куда улетают журавли?

- Как об этом узнали люди?

- Что вместо колец в последнее время используют люди?

- Верно, молодцы!

В последние годы для изучения перелёта птиц используют маленькие радиопередатчики. Такой передатчик укрепляют на теле птицы, а затем по радиосигналу определяют, где она находится.

Обсуждают в парах, высказывают свои предположения. Узнают новую информацию. 

(В Африку)

(В Индию)

(Ученые надевали маленькие кольца на лапки птицам. На каждом кольце был номер и адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то встречал окольцованную птицу, сообщал об этом по данному адресу. Так ученым удалось узнать, где зимуют птицы

(Радиопередатчик)

Коммуникативные: участие в учебном диалоге.

Регулятивные: осуществление взаимоконтроля за ходом выполнения работы и полученного результата;

контроль, коррекция, оценка; волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Познавательные: добывание новых знаний, нахождение ответов на вопросы, используя учебник

VII. Включение в систему знаний

Практический: выполнение упражнений

7мин

Практическая работа

Групповая работа

(вспомнить правила работы в группах)

- Птицы спорят, кому улетать в тёплые края, а кому оставаться у нас. Помогите им разобраться в этом. На одной картине нарисована зима, на другой – море, солнце, тёплые края.

- Я предлагаю вам поработать в группах.

На каждой парте лежит конверт. Внутри вы найдёте картинки с изображением птиц.

1-й и 3-й группе необходимо выбрать карточки только “перелетных птиц”, а 2-й и 4-й группе – карточки “зимующих птиц”. Вспомнить их название. Можно помогать друг другу и пользоваться атласом-определителем.

 Как только вы определите своих птиц, вы поднимаете руки вверх, соединяя их вместе. Затем выходите к доске, прикрепляя птичек к нужному названию.

Проверка.

Вспоминают правила работы в группах.

Определяют птиц в группах (помогают друг другу, договариваются), прикрепляют птиц к нужной картине.

Регулятивные:

Осуществление коррекции, оценку, волевую саморегуляцию при возникновении затруднений.

Коммуникативные:

использование речевых средств в ходе решения учебно-познавательных задач

Личностные:

Осуществление смыслообразования, нравственно – эстетическое оценивания усваиваемого содержания.

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный:

 ответы на вопросы, самоанализ.

2-3мин

- Наш урок подходит к завершению.

-Что нового вы узнали на уроке?

- Каких птиц называем зимующими?

- Каких птиц называем перелётными?

- Где зимуют птицы?

Каждому в начале урока на парту я положила солнышко. Возьмите его в руки, прижмите к груди, закройте глаза и прошепчите: «Пусть теплые лучики согреют меня в зимний холодный день».

Откройте глазки.

Кому понравился урок поднимите красную ягодку, кому было не интересно – зеленую.

-Спасибо за работу! Вы большие молодцы!

Подводят итог урока

Отвечают на вопросы

Оценивают свои достижения

Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Личностные: самооценка.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по окружающему миру, тема "Правила вежливости", 2 класс, УМК Школа России

Технологическая карта по окружающему миру, тема "Правила вежливости", 2 класс, УМК Школа России...

Технологическая карта урока окружающего мира "Великий круговорот жизни", 3 класс (УМК "Школа России", А. А. Плешаков)

Тип урока: «открытие» нового знания;Цель урока: формирование представлений о круговороте жизни в природе и об основных звеньях круговорота.Задачи урокаДидактические:познакомиться с к...

Технологическая карта урока окружающего мира "На севере Европы", 3 класс (УМК «Школа России», А. А. Плешаков)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений о северных европейских государствах.Задачи урокаДидактические:уметь дать краткое описание стр...

Технологическая карта урока окружающего мира "Будь природе другом!" (2 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для продолжения работы по формированию ответственного отношения к природе на основе объяснения тесных взаимосвязей между рас...

Технологическая карта урока окружающего мира "Надежная защита организма", 3 класс, УМК "Школа России"

Тема урока «Надежная защита организма» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирования знаний детей о понятие «кожа» и её...

Технологическая карта урока окружающего мира «Ориентирование на местности» 2 класс УМК «Школа России»

Цель урока: формирование представления обучающихся, что такое ориентирование на местности; умение ориентироваться по компасу, солнцу и местным природным признакам.Задачи урокаДидактические:Познакомить...

Технологическая карта урока окружающего мира «Формы земной поверхности» 2 класс УМК «Школа России»

Цель урока: формирование представления учащихся о формах земной поверхностиЗадачи урокаДидактические:Познакомить учеников с формами земной поверхности;Формировать умение различать и называть на иллюст...