Технологическая карта по окружающему миру на тему "Где зимуют птицы" 1 класс УМК Школа России
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Цели деятельности учителя: расширение знаний о птицах, зимующих в наших краях, знакомство с перелётными птицами, выяснение где они зимуют.
Планируемые результаты
Предметные:
Уметь:
- формировать представление о научном поиске, методах работы ученых;
- находить взаимосвязи в природе и на этой основе объяснять природные явления;
Знать:
- о птицах, зимующих в наших краях;
- каких птиц называют перелетными и зимующими птицами;
Личностные:
- осознавать учебный материал;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- Устанавливать взаимосвязь;
- самоанализ и самоконтроль результата;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока "Где зимуют птицы" | 87 КБ |
Презентация на тему "Где зимуют птицы" | 2.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 19.02.2019 ФИО учителя Ершова Светлана Владимировна
Школа: 152 ФИ студента Нагорняк Анжелика
Класс: 1-е ФИО методиста Боева Светлана Захаровна
Кабинет: 110
Технологическая карта урока окружающего мира.
Тема: «Где зимуют птицы?»
Цели деятельности учителя: расширение знаний о птицах, зимующих в наших краях, знакомство с перелётными птицами, выяснение где они зимуют.
Планируемые результаты
Предметные:
Уметь:
- формировать представление о научном поиске, методах работы ученых;
- находить взаимосвязи в природе и на этой основе объяснять природные явления;
Знать:
- о птицах, зимующих в наших краях;
- каких птиц называют перелетными и зимующими птицами;
Личностные:
- осознавать учебный материал;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- Устанавливать взаимосвязь;
- самоанализ и самоконтроль результата;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Оборудование: учебник, Окружающий мир 1 класс, Плешаков А.А., часть 2, электронная презентация «Где зимуют птицы?», фишки (синие и красные) на каждого ученика, смайлики, карточки с заданиями.
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя, формы деятельности учащихся | Деятельность ученика | |||
I.Этап самоопределения к деятельности Словесный: слово учителя | 1 мин | - Здравствуйте, меня зовут Анжелика Николаевна. Ребята, давайте поприветствуем друг друга улыбкой. Настроение ваше улучшилось, а значит и урок окружающего мира у нас будет радостным, добрым и, надеюсь, очень интересным. Очень интересно | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. | Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Личностные: эмоционально – положительный настрой на урок |
II.Актуализация знаний и мотивация Практический: выполнение упражнений (устный счет) | 5 мин | - Ребята, сегодня на электронную почту я получила удивительное письмо. - Откуда же пришло наше письмо? Смотрите, вот обратный адрес. Написано – Африка. - Давайте посмотрим, от кого оно может быть? - Это письмо от Лебедя из сказки Г. Х. Андерсена “Гадкий утенок”. Вы, наверное, читали сказку или смотрели мультфильм “Гадкий утенок”. - Кому оно адресовано? - А что же пишет нам Лебедь? Здравствуйте, дорогие ребята! Я - Лебедь из сказки Г.Х. Андерсена “Гадкий утенок”. Вы, конечно, помните, что вырос я на птичьем дворе вместе с домашними птицами, но сейчас зимую в Африке. Здесь солнечно и зелено. Рядом со мной много птиц из ваших мест. К сожалению, я пока не знаю, как их зовут, и потому я не могу с ними поговорить. Я знаю, что в Челябинской области, там, где вы живете, стоят страшные морозы, а некоторые птички никуда не улетели. | (школа №152, 1е класс) | Регулятивные: осуществление само- и взаимоконтроля учебной деятельности. Познавательные: умение группировать предметы. Опираясь на информацию, полученную на прошлом уроке. |
III. Постановка учебной задачи Словесный: ответы на вопросы. Практический: решение выражения | 3 мин | Ребята, подскажите, Какие птички улетели на зиму в теплые края и почему? Какие птички остались зимовать в вашей местности? Где они укрываются от мороза, чем питаются? Помогаете ли вы им пережить холода? Буду с нетерпением ждать ваш ответ. Ваш друг – Лебедь - Поиску ответов на эти серьезные вопросы мы и посвятим наш сегодняшний урок. - Итак, наш урок будет называться «Где зимуют птицы?» | Определяют задачи урока. Формулируют тему урока. | Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности; волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
IV. Открытие нового знания | 5 мин. | - Ребята, если сейчас выйти на улицу, мы увидим много птичек? А летом? Как вы думаете почему? - Это потому, что всех птичек можно разделить на 2 большие группы: перелётные и зимующие. -Как вы понимаете слово «перелётные»? Перелётными мы называем птиц, которые живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные места. - Лебедь спрашивает, какие птички улетели в теплые края? Давайте отгадаем загадки: 1. Угадайте, что за птичка - Темненькая невеличка Беленькая с живота, Хвост раздвинут в два хвоста. 2. Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели, Голосистее, нежней? Кто же это? 3. Он прилетает каждый год Туда, где домик его ждёт. Чужие песни петь умеет, А всё же голос свой имеет. Нам в хозяйстве помогает И охотно заселяет Деревянный свой дворец Темно-розовый… 4. Длинногий, длинношеий, Длинноклювый, телом серый, А затылок голый, красный. Бродит по болотам грязным, Ловит в них лягушек, Бестолковых попрыгушек. 5. Гнездо своё он в поле вьёт, Где тянутся растения. Его и песни, и полёт Вошли в стихотворения! Высоко под облаками, Над полями и лугами, Рано выпорхнув спросонок, Кто поет нам? 6. Мокнет птичка под дождём, Не поётся на заказ... Сереньким осенним днём Улетает на Кавказ: - Ну, на что мне лужи, Я же не кораблик! От жестокой стужи Зябнет певчий ... Эта птичка не боится холода и прилетает ранней весной, когда еще на полях лежит снег. Да и улетает поздней осенью в холодное, “зябкое”, как говорят в народе, время. За то, что эта птица улетает и прилетает в зябкое время, и назвали ее ЗЯБЛИКОМ. - Каких ещё перелётных птиц вы знаете? (на слайде) | Анализируют, делят птиц на две группы. Разгадывают загадки (Ласточка) (Соловей) (Скворец) (Журавль) (Жаворонок) (Зяблик) (утка-кряква, цапля, певчий дрозд, иволга, чёрный стриж, лебедь, трясогузка, малиновка, кукушка) | Коммуникативные: участие в учебном диалоге. Регулятивные: осуществление самоконтроля за ходом выполнения работы и полученного результата; контроль, коррекция, оценка; волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Познавательные: добывание новых знаний, ориентирование в своей системе знаний: умение отличать новое от уже известного с помощью учителя. Познавательные: умение отгадывать загадки. Коммуникативные: умение слушать других |
V. Первичное закрепление Практический: выполнение упражнений | 7м | Работа по учебнику. - Наш друг Лебедь хотел бы, наверное, узнать, а хорошо ли вы запомнили его друзей перелетных птиц. Давайте откроем учебник на странице 16. У вас на столах есть конверты с фишками: закройте красными фишками кружки возле перелётных птиц. Проверка: учебник стр.84-85 Поднимите руки те, у кого все совпало. Теперь те, у кого есть одна ошибка, 2 ошибки. Знакомство с зимующими птицами - Итак, мы ответили на первый вопрос Лебедя? - Переходим ко второму вопросу. Какие птички остались зимовать в вашей местности? - Да, многие птички радуют нас своим присутствием, даже в лютую зиму. - А кто знает, как таких птиц называют? - Предлагаю посмотреть видеофрагмент «Как зимуют птицы?» После просмотра: - Каких зимующих птиц вы запомнили? -Давайте на них ещё раз посмотрим: (фото птиц в презентации) - Почему же зимующие птицы не улетели от нас в теплые края, как это сделали перелетные птицы? Практическая работа Работа по учебнику с. 16. Закройте синими фишками кружки возле зимующих птиц. Проверка по учебнику стр.84 | Определяют перелётных птиц, используя фишки. Читают названия птиц. Проверяют работу. (да) (зимующие птицы) (синицы, воробьи, голуби, дятлы, поползни) (потому что у них есть чем питаться и где жить) Определяют зимующих птиц, используя фишки. Читают названия птиц. Проверяют работу. | Регулятивные: осуществление поиска средств для решения учебной задачи. Коммуникативные: умение работать в коллективе, уважение мнения других участников образовательного процесса |
Физминутка | Выполняют физические упражнения | Личностные: снятие мышечного напряжения | ||
VI. Самостоятельная работа с проверкой Практический: выполнение упражнений | 7-9мин | Беседа, работа по учебнику. Работа в парах. - Где же всё-таки зимуют перелётные птицы? Порассуждайте об этом с соседом по парте. Выскажите свои предположения, а он пусть выскажет свои. Объясните, почему вы так считаете? (Работа в парах. Проверка. Учащиеся высказывают вслух свои предположения и доказывают их.) - Узнайте новую информацию об этом из фотографий на стр.17. (Учащиеся сначала объясняют своими словами, затем читают текст на с.85) - Куда улетают ласточки? - Куда улетают журавли? - Как об этом узнали люди? - Что вместо колец в последнее время используют люди? - Верно, молодцы! В последние годы для изучения перелёта птиц используют маленькие радиопередатчики. Такой передатчик укрепляют на теле птицы, а затем по радиосигналу определяют, где она находится. | Обсуждают в парах, высказывают свои предположения. Узнают новую информацию. (В Африку) (В Индию) (Ученые надевали маленькие кольца на лапки птицам. На каждом кольце был номер и адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то встречал окольцованную птицу, сообщал об этом по данному адресу. Так ученым удалось узнать, где зимуют птицы (Радиопередатчик) | Коммуникативные: участие в учебном диалоге. Регулятивные: осуществление взаимоконтроля за ходом выполнения работы и полученного результата; контроль, коррекция, оценка; волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Познавательные: добывание новых знаний, нахождение ответов на вопросы, используя учебник |
VII. Включение в систему знаний Практический: выполнение упражнений | 7мин | Практическая работа Групповая работа (вспомнить правила работы в группах) - Птицы спорят, кому улетать в тёплые края, а кому оставаться у нас. Помогите им разобраться в этом. На одной картине нарисована зима, на другой – море, солнце, тёплые края. - Я предлагаю вам поработать в группах. На каждой парте лежит конверт. Внутри вы найдёте картинки с изображением птиц. 1-й и 3-й группе необходимо выбрать карточки только “перелетных птиц”, а 2-й и 4-й группе – карточки “зимующих птиц”. Вспомнить их название. Можно помогать друг другу и пользоваться атласом-определителем. Как только вы определите своих птиц, вы поднимаете руки вверх, соединяя их вместе. Затем выходите к доске, прикрепляя птичек к нужному названию. Проверка. | Вспоминают правила работы в группах. Определяют птиц в группах (помогают друг другу, договариваются), прикрепляют птиц к нужной картине. | Регулятивные: Осуществление коррекции, оценку, волевую саморегуляцию при возникновении затруднений. Коммуникативные: использование речевых средств в ходе решения учебно-познавательных задач Личностные: Осуществление смыслообразования, нравственно – эстетическое оценивания усваиваемого содержания. |
VIII. Рефлексия деятельности Словесный: ответы на вопросы, самоанализ. | 2-3мин | - Наш урок подходит к завершению. -Что нового вы узнали на уроке? - Каких птиц называем зимующими? - Каких птиц называем перелётными? - Где зимуют птицы? Каждому в начале урока на парту я положила солнышко. Возьмите его в руки, прижмите к груди, закройте глаза и прошепчите: «Пусть теплые лучики согреют меня в зимний холодный день». Откройте глазки. Кому понравился урок поднимите красную ягодку, кому было не интересно – зеленую. -Спасибо за работу! Вы большие молодцы! | Подводят итог урока Отвечают на вопросы Оценивают свои достижения | Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. Личностные: самооценка. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта по окружающему миру, тема "Правила вежливости", 2 класс, УМК Школа России
Технологическая карта по окружающему миру, тема "Правила вежливости", 2 класс, УМК Школа России...
Технологическая карта урока окружающего мира "Великий круговорот жизни", 3 класс (УМК "Школа России", А. А. Плешаков)
Тип урока: «открытие» нового знания;Цель урока: формирование представлений о круговороте жизни в природе и об основных звеньях круговорота.Задачи урокаДидактические:познакомиться с к...
Технологическая карта урока окружающего мира "На севере Европы", 3 класс (УМК «Школа России», А. А. Плешаков)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений о северных европейских государствах.Задачи урокаДидактические:уметь дать краткое описание стр...
Технологическая карта урока окружающего мира "Будь природе другом!" (2 класс), УМК "Школа России"
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для продолжения работы по формированию ответственного отношения к природе на основе объяснения тесных взаимосвязей между рас...
Технологическая карта урока окружающего мира "Надежная защита организма", 3 класс, УМК "Школа России"
Тема урока «Надежная защита организма» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирования знаний детей о понятие «кожа» и её...
Технологическая карта урока окружающего мира «Ориентирование на местности» 2 класс УМК «Школа России»
Цель урока: формирование представления обучающихся, что такое ориентирование на местности; умение ориентироваться по компасу, солнцу и местным природным признакам.Задачи урокаДидактические:Познакомить...
Технологическая карта урока окружающего мира «Формы земной поверхности» 2 класс УМК «Школа России»
Цель урока: формирование представления учащихся о формах земной поверхностиЗадачи урокаДидактические:Познакомить учеников с формами земной поверхности;Формировать умение различать и называть на иллюст...