Мы в лесу всего лишь гости
методическая разработка по окружающему миру (1, 2, 3 класс)

Хазеева  Татьяна  Ивановна

Экологическая игра - путешествие для учащихся начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_v_lesu_vsego_lish_gosti.docx232.16 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая  игра-путешествие

  “Мы в лесу всего лишь гости»

для  учащихся  1-4  класса

подготовила  учитель начальных классов

МАОУ «СОШ № 3»

г. Верхняя Пышма Свердловской области

Хазеева Т.И.

Цель: пропаганда экологических знаний, привитие интереса к красоте родной природы, расширение знаний учащихся о флоре и фауне леса; показать отрицательное  воздействие  человека  на  природу и  его последствия; рассказать о правилах поведения в лесу, о сборе грибов и ягод.

Задачи:

Познавательные УУД: представление  об  угрозах природе, исходящих от  человека, и  мерах по  её защите; показать, как младшие школьники могут охранять природу.

Личностные  УУД: оценивают  поступки человека по отношению к природе; осознают личное отношение к малой родине; проявляют позитивное отношение к сохранению природы.

Коммуникативные  УУД: умение работать в  группе, формулировать  ответ, уметь выражать  личное восприятие мира и настроение.

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия в соответствии с учебной задачей.

           

Оборудование: мультимедийный  проектор, презентация к занятию, карточки к конкурсам «Бывалые туристы», «Узнай дерево», карточки с изображением экологических знаков; грибов; вырезанные из бумаги лесные цветы; голоса птиц и насекомых в формате МР 3, картинки  на  экологическую  тему.

1.Введение  в  тему.

Учитель:

- Добрый  день, дорогие  ребята! Сегодня  мы  с  вами проводим игру- путешествие. Мы разделились на команды и готовы отправиться в путь. А  куда  мы  пойдём, вы  узнаете, если  отгадаете  загадку.

Богатырь  стоит  богат,

Угощает  всех  ребят:

Ваню – земляникой,

Танечку – черникой,

Машеньку – орешком,

Петю – сыроежкой. (Лес)

Учитель:

-Кто любит гулять в лесу? Что вам нравится в лесу? Что вы там видели? Чем запомнились прогулки в лес?

- Послушайте, какое  приглашение  нам  прислала  хозяйка  лесного  царства.

Учитель:

-Принимаем  приглашение  хозяйки  лесного  царства?

2.Конкурс  «Бывалые  туристы».

Учитель:

- Собираясь  в  поход, брать  надо  только  нужные  вещи. Сейчас  мы  проверим, умеете  ли  вы  это  делать.

Каждая  команда  получает набор  карточек  и  выбирает  лишь  те  предметы, которые  необходимы  в  походе, остальные карточки нужно отложить в сторону.

     Картинки  на  карточках: компас, учебник, кружка, телевизор, консервы, зонтик, ролики, миска, котелок, утюг, магнитофон.

Ученики выбирают только то, что необходимо. Когда команды готовы, проверяем, используя слайд презентации. Представитель каждой команды называет один ненужный предмет. На слайде изображения этих  предметы исчезают.

( Слайд №2)

3.Правила  поведения  в  лесу.

Учитель:

-Прежде, чем  отправиться  в  путь, давайте  вспомним  правила  поведения  в  лесу. Для каждой команды приготовлен определённый экологический знак.

- Объясните значение этого знака.

( Учитель показывает, дети  отвечают.)

- Чтобы вспомнить все правила поведения в лесу, снова посмотрите на экран. (Слайд №3)

4.Конкурс «Цветочная поляна».

Учитель:

- А  теперь  в  путь! Вот  на  пути  нам  встретились  травянистые  растения. Встреча с цветами всегда радует.

Стихотворение читает подготовленный ученик.

 Здравствуй, милый мой цветок,

Леса гость весенний!

Как красиво ты расцвёл

Здесь, в уединенье!

Улыбнётся ветерок

И с тобой играет.

Солнце целый день тебя

Весело ласкает.

Учитель:

-Отгадайте загадки. Отгадками являются травянистые растения.

Стоят  кругом  сестрички:

Жёлтые  глазки, белые реснички. (Ромашки)

То  фиолетовый, то  голубой

Он  на  опкшке  встречался  с  тобой.

Названье  ему  очень  звонкое  дали,

Но  только  звенеть  он  сумеет  едва  ли. (Колокольчик)

Даже ночью муравьишка
Не пропустит свой домишко:
Путь-дорожку до зари
Освещают фонари.
На больших столбах подряд
Лампы белые висят
.(Ландыши)

(Слайд № 4 )

Учитель:

- Будем  ли  мы  рвать  лесные  цветы  большими  букетами? (ответы  детей)

- Некоторые из этих растений, например ландыши и колокольчики, занесены в Красную книгу нашего края. Их рвать нельзя!

Читает ученик:

Если  я  сорву  цветок,

Если  ты  сорвёшь  цветок,

Если  все: и  я, и  ты, если  мы  сорвём  цветы,

Опустеют  все  поляны, и  не  будет  красоты!

Учитель:

- А сейчас мы сделаем привал и немного отдохнём.

Физминутка «По тропинке в лес пойдём» .

(Учитель по строчкам читает и показывает движение, учащиеся повторяют)

По тропинке в лес пойдем

(дети шагают)

Лужу мимо обойдем

(обходят воображаемую лужу)

Перепрыгнем ручеек,

(перепрыгивают через «ручеек»)

Посмотрели мы налево,

(смотрят налево)

Посмотрели мы направо,

(смотрят направо)

Посмотрели вверх на солнышко

(смотрят вверх, стоя на носочках)

Ах, какая красота!

(удивляются, разводят руки в стороны)

5.Конкурс  «Узнай  дерево»

Учитель:

- Ребята, какой  же  лес  без  деревьев?

- В  следующем  конкурсе  вы  должны  будете узнать  куст  или дерево  по  его листьям, ягодам, семенам.

( Каждая группа снова получает набор карточек. По мере готовности команд  осуществляется проверка. Ученики называют дерево, это название появляется на слайде рядом с соответствующей картинкой.)

( Слайд № 5 )

        http://img-fotki.yandex.ru/get/6619/23869276.80/0_94623_83e10dfc_L.png  http://microstocker.com.ua/upload/image/fotos/big/dd1cbc3de3126d000c2ec1118c7c14c4.jpghttp://microstocker.com.ua/upload/image/fotos/big/efd1d75b091bee3935bd92328886e10b.jpg   C:\Users\Пользователь\Desktop\клён.jpg

6. Конкурс «Съедобные или ядовитые грибы?»

Учитель:

- Мы уже поговорили о травянистых растениях и деревьях.

- Отгадайте, о чём дальше пойдёт речь?

Спрятался за пень,

Шапка набекрень.

Кто подходит близко –

Кланяется низко. (Гриб)

Учитель:

-Отгадайте загадки о грибах, их вам загадают ваши одноклассники.

(Читают  дети, у них  в руках перевёрнутая обратной стороной картинка  с изображением того или иного гриба. После  того, как  загадка отгадана, картинку поворачивают лицевой стороной.)

Мы хитрые грибочки,

Прячемся от вас в листочках.

 Светло-рыжие сестрички…

 Как зовемся мы? … (Лисички)

Масла нет во мне нисколько,

 Я съедобный гриб и только.

 Кто-то так меня назвал,

Чтоб ты сразу угадал. (Маслёнок)


Я крепкий, плотный, очень статный,

В шляпе бурой и нарядной.

 Я гордость русских всех лесов!

Настоящий царь грибов! (Белый гриб)

Не спорю — не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В берёзовой роще. (Подберёзовик)

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту —

Зовусь я — … (Подосиновик)

Есть старуха вредная,

На ней шляпа бледная,

А нога в ботинке,

На чулке пестринки.

Вокруг ворота

Пораспорото.

Кто к ней прикоснётся,

Тот не проснётся. (Бледная поганка)

Шапочка атласная –

Красная-красная,

Белые горошины

По верху брошены,

А на ножке белый бант.

Это что ещё за франт? (Мухомор) 

- Какой гриб ценится грибниками больше всего? (Белый  гриб)

- Как его ещё называют? (Боровик)

 -А кто из вас находил белые грибы – боровики? В каких местах они растут? (Ответы детей)

-Все ли грибы съедобные? Какие грибы нельзя употреблять в пищу?

( Проверка  ответов детей проводится с помощью слайда презентации.

Изображения несъедобных грибов исчезают после того, как ученики их назовут.)

 (Слайд №6)

- А сейчас давайте  прочитаем и запомним правила сбора грибов. (Слайд №7)

7.Конкурс «Лесные  ягоды»

Учитель:

-  Теперь подошла очередь поговорить о лесных ягодах.

Стихотворение читает ученица.

Побегу сегодня в лес

Утром по дорожке,

Наберу я ягод разных

Полное лукошко.

Учитель:

-Перечислите, какие вы  знаете ягоды, растущие в лесу. (Дети называют.)

Голубику и чернику,

И морошку и бруснику-

Всё в корзинку соберу.

Край уральский свой люблю.

Учитель:

- Какие из лесных ягод могут вызвать отравление? (Ответы учеников.)

Проверка правильности ответов.

 (Слайд №8)

- Не забывайте о правильном сборе  ягод. (Слайд № 9)

8. Конкурс «Угадай, чей  голосок»

Учитель:

- Какой же лес без птиц и насекомых?

- Сейчас  мы  проведём  конкурс, в  котором  нужно  определить  насекомое  или  лесного  зверя  по  его  голосу.

(  Звучат  голоса  кукушки, пчелы, сороки. )

После отгадывания на слайде появляются названия насекомых и птиц. (Слайд №10)

9 .Конкурс  «Узнай  зверя  по  описанию».

Учитель:

- Сейчас снова для каждой команды своё задание.

Я читаю описание зверя, вы называете его. (Можно использовать картинки с изображением диких  животных, о которых пойдёт речь.)

А)  Это одна из самых известных обитательниц наших лесов. У  неё острые уши и мордочка, тонкие ноги, пушистый хвост. Она использует хвост, заметая  следы, а еще и в качестве «одеяла», прикрывая им нос и передние лапы во время сна зимой. Грудь  белая, уши с задней стороны черные, а кончик хвоста белый, также есть черные пятна на лапах. Окрас рыжий, иногда с темным крестиком на плечах. (Лисица)

Б) Это хищное млекопитающее. Он является самым крупным наземным хищником в мире. Несмотря на свою принадлежность к хищникам, этот   зверь является большим любителем сладкого меда и вообще всеядным животным. А  ещё  он  является  героем  многих  русских  народных  сказок.   (Медведь)

В) Небольшой пугливый зверек с длинными задними ногами, длинными ушами и коротким хвостом.   (Заяц)

Г) Это  лесное животное, которое очень напоминает собаку, но оно не лает, а воет. Они живут стаями, так им проще выживать и охотиться. У этого зверя  серая шерсть и вытянутая морда. (Волк)

Д) Этот небольшой зверёк имеет длинное тело, пушистый хвост и длинные ушки.  Уши  крупные и вытянутые, иногда с кисточками на конце. Лапки сильные, с крепкими и острыми когтями. Благодаря сильным лапам грызуны  легко лазят по деревьям. (Белка)

Е) Это один из самых крупных грызунов. Селятся в густых лесах по берегам водоемов с медленным течением. Обязательные условия для их проживания – это наличие деревьев и кустарников поблизости, обилие травянистой растительности по берегам и глубокое непромерзающее дно водоема. Он мастер по постройке плотин, трудолюбивый зверь с завидным упорством. Человек восхищается инженерными способностями этих грызунов. Длина тела около метра, длина хвоста 20-30 см. Мех густой, темно-бурого цвета. (Бобёр)

   (Слайд № 11)

10. Выводы:

Учитель:

- Завершая  прогулку  по лесу, обобщим  правила  поведения  на  природе.

  (Стихи читают дети.)

Если  в  лес  пришёл  гулять, свежим  воздухом  дышать,

Бегай, прыгай и  играй, только, чур, не  забывай,

Что  в  лесу нельзя  шуметь,  очень  громко песни петь.

Испугаются  зверюшки,  убегут  с  лесной  опушки.

Ветки  дуба  не  ломай  и  почаще  вспоминай:

Мусор  с  травки  убирать! Зря  цветы  не  надо  рвать!

Из  рогатки  не  стрелять! Ты  пришёл не убивать!

Бабочки  пускай летают, ну  кому  они  мешают?

Здесь  не  нужно  всех  ловить,

Топать, хлопать, палкой  бить!

Ты  в  лесу  всего  лишь  гость,

Здесь  хозяин – дуб и  лось.

Их  покой  побереги,

Ведь  они  нам  не  враги.

 

11.Далее предлагается  послушать весёлую песенку о лесе и подумать, от лица каких животных она исполняется .(Слайд №12)

12.Заключение.

Учитель:

Мой друг, когда приходишь в лес,
Ты - гость, не забывай.
В лесу свои законы есть,
Ты их не нарушай.
И первым правилом, считай,
Должна быть тишина,
Ещё - порядок, чистота,
Она во всём нужна.
Шум страшно напугать порой
Зверей и птичек может.
И хлам, оставленный тобой
Зверьё в пакет не сложит.
Свой мусор уноси с собой,
И затуши костёр,
Запомни, что пожар лесной -
Смертельный приговор
Даже для выживших зверят -
Без дома, без еды…
Пусть совесть не позволит стать
Виновником беды!
Растенье с корнем незачем,
Срывать – погубишь сорт,
А редкое не тронь совсем,
Пускай себе растёт.
Ведь лес - большой зелёный дом,
Его не разрушай,
Свои законы в доме том,
И ты их уважай!

11.Рефлексия.

Учитель:

- Если путешествие по лесу было интересным, познавательным, если вам понравилась игра, украсьте  лесную  поляну  яркими  цветами.

(Учащиеся прикрепляют на заранее подготовленный макет поляны цветы).

- Наша игра – путешествие подошла к концу.

-До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок окружающего мира в 3 классе. Тема: «В гости к зиме. Невидимые нити в зимнем лесу».

Интегрированный урок окружающего мира в 3  классе.Тема: «В гости к зиме. Невидимые нити в зимнем лесу»....

Экологическая викторина " В гостях у леса"

Внеклассное мероприятие на экологическую тему направлено на формирование у учащихся понятия необходимости беречь и охранять природу....

В гости к зиме. Невидимые нити в зимнем лесу.

Тема: «В гости к зиме. Невидимые нити в зимнем лесу». Цели:1) провести наблюдения за зимними изменениями в природе; систематизировать и обогатить знание детей о природных связях;2) развиват...

Экологический праздник «В гостях у Хозяйки леса»

Мероприятие для проведения на летней оздоровительной площадке с учащимися начальной школы. В праздник включены загадки, стихи, песни о лесе, о деревьях....

"В гостях у сказки. Зимой в лесу" (для первоклассников)

Сценарий праздника "В гостях у сказки"  увлекает первоклассников в  удивительный волшебный мир  посредством стихов, песен, сказки о зверюшках, которые тоже хотят учиться. С данным сцена...

Проектная работа "Гости со всего света"

Проектная работа "Гости со всего света"...

урок технологии в 1 классе "Гость из леса" (работа с бумагой и картоном)

Урок направлен на формирование общего представления детей о ежике, бережного отношения к природе. На уроке происходит отработка навыка работы с шаблоном, умения вырезать одинаковые детали способом скл...