В гости к зиме. Невидимые нити в зимнем лесу.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Осипова Инна Александровна

 

Тема: «В гости к зиме. Невидимые нити в зимнем лесу».

 

Цели:1) провести наблюдения за зимними изменениями в природе; систематизировать и обогатить знание детей о природных связях;

2) развивать наблюдательность, память, мышление, речь.

3) воспитывать любовь к живой и неживой природе; осуществлять эстетическое воспитание на уроке природоведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока20.78 КБ
Файл zima.pptx2.14 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «В гости к зиме. Невидимые нити в зимнем лесу».

Цели:1) провести наблюдения за зимними изменениями в природе; систематизировать и обогатить знание детей о природных связях;

2) развивать наблюдательность, память, мышление, речь.

3) воспитывать любовь к живой и неживой природе; осуществлять эстетическое воспитание на уроке природоведения.

Ход урока.

I. Организация класса.

- Здравствуйте! Садитесь. Сегодня урок природоведения у вас проведу я, зовут меня Инна Александровна.

II. Сообщение темы и целей урока.

- О чём сегодня мы будем говорить на уроке, вы узнаете, отгадав загадку:

Наступили холода.

Обернулась в лёд вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

(зимой)

III. Работа над темой урока.

- Да, сегодня мы говорить о зиме, об изменениях в неживой и живой природе с наступлением зимы. А теперь давайте послушаем, какое стихотворение вам подготовили ваши одноклассники и ответим на вопрос: «О каких зимних изменениях идет речь в этом стихотворении?».

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В прозрачное стекло.

Где летом пели зяблики,

Сегодня – посмотри! –

Как розовые яблоки,

На ветках снегири.

Снежок изрезан лыжами,

Как мел скрипуч и сух.

И ловит кошка рыжая

Веселых белых мух.

- О каких же зимних изменениях идет речь в этом стихотворении?

- А теперь давайте разгадаем кроссворд:

1. Замечательный художник у окошка побывал, отгадайте-ка ребята, кто окно разрисовал? (мороз)

2. Не снег, не лед, а серебром деревья уберет. (иней)

3. Завывает за окошком, ледяною сыпет крошкой. Снегом мягкую постель стелет по полям... (метель)

4. Гуляет в поле, да не конь. Летает на воле, да не птица. (Вьюга)

- Скажите, а все отгадки в кроссворде это явления живой или неживой природы?( неживой)

- Зима - самое холодное время года. Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. Замерзают почва и водоемы. Приходят морозы. Земля покрывается снежным покровом. В это время года мы наблюдаем туман, снегопад, лед, иней, гололед, изморозь, вьюгу. Зима - трудный период в жизни зимующих животных.

- Что мы можем сказать о солнце зимой? Какие природные явления мы можем увидеть зимой? Что мы модем сказать о температуре воздуха? Что мы можем сказать о продолжительности дня и ночи зимой?

Физминутка.

Солнце землю греет слабо,

(руки вверх и вниз)

По ночам трещит мороз,

(руки на пояс, наклоны в стороны)

Во дворе у снежной Бабы

(руки на пояс, поворот вокруг себя)

Побелел морковный нос.

(дети показывают нос)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда

(ходьба на месте)

Вьюга злится, снег кружится

(дети кружатся)

Заметает всё кругом

Белоснежным серебром.

(имитируют движения руками)

- А сейчас мы посмотрим, как изменения в неживой природе отразились на жизни растений и животных.

- Как зимуют деревья? (Лиственные сбросили листву, хвойные — стоят зеленые.)

- Как зимуют кустарники и травы? (Кустарники сбрасывают листву, травы желтеют, но не все.)

Есть травянистые растения: земляника, а также озимая рожь и озимая пшеница, которые уходят под снег зелеными. Как вы думаете, почему они не замерзают? (Снег защищает от мороза. Чем больше снега, тем легче растениям перенести зимние морозы.)

Здесь мы можем видеть связь живой природы и неживой.

- А как можно зимой определить дерево, если оно без листвы? (По стволу, по плодам, по семенам.)

Зима - период покоя в жизни растений. Зимой мы не увидим живых листьев, цветков, распускающихся почек. Но и зимой в растительном мире можно увидеть много интересного. В течение многих и многих тысячелетий растения испытывали на себе влияние зимы и холода. И растения так «привыкли» к зиме, что она стала для их развития необходимой. Зимой происходит «дозревание» почек. А можно ли у наших растений зимой наблюдать рост? Оказывается, можно. В конце зимы под снеговым покровом начинают расти молодые ростки некоторых трав. Подснежный рост характерен для растений, цветущих ранней весной.

- А как звери готовятся к зиме?

- Как зимуют белка, волк, еж, заяц?(сообщения детей)

Белка

К зиме белка утепляет свое гнездо, которое ей служит надежной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо свое белка строит в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнезда прячутся. Шар из веток высоко на елках. В нем один или два выхода, а внутри стенки выстланы мхом. К зиме белочка делает съестные припасы. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды.

Грибы летом и осенью белка сушит сама. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков белка насушит за лето.

Заяц.

На зиму лесной заяц беляк белеет. Зимняя белая шуба гуще и теплее, чем бурая, летняя. Такому зайцу хорошо и прятаться от врагов. Белеет беляк не сразу, а постепенно. Сначала он весь немного посветлеет. Потом побелеют задние ноги. Охотники про таких зайцев так и говорят: заяц в штанах.

Еж.

Зимуют ежи в одиночку - залегают в спячку. Во время зимней спячки температура тела у них падает, частота дыхания уменьшается. В это время ежи, конечно, ничего не едят - живут за счет накопленного с осени подкожного жира. Конечно, на таком пайке долго не протянешь, и уже ранней весной истощенные ежи (иголки прямо висят на них) начинают бегать по лесу в поисках пищи. Тут уж не до разносолов - хватают все, что подвернется.

- А теперь скажите как же зимует белка? Как зимует заяц? И как зимует еж?

- Зимой о жизни насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся наступает затишье. Птицы и звери продолжают вести активный образ жизни. Воробьи, сороки, вороны подкармливаются вблизи жилищ человека. Дятел и пищуха питаются личинками насекомых, добывая их из-под коры деревьев. Сойки, щеглы, синицы собирают оставшиеся плоды и семена растений.

Прилетели к нам на зимовку из северных районов снегири и свиристели. Ягоды рябины для них — лучшее лакомство. Белки, мыши, бобры используют запасы или достают корм из-под снега. Лоси, кабаны, зайцы питаются ветками и корой деревьев. Хищные звери — волки, лисы - охотятся на мышей, зайцев. Те звери, которым трудно найти себе привычный корм, перестают питаться и впадают в спячку. Зима - трудное время в жизни животных, поэтому человек подкармливает их.

- Как ты можешь помочь птицам перенести трудное время? (Сделать кормушку, повесить на дереве, приносить туда корм, подвесить у форточки кусочек сала — для синиц.)

- А теперь давайте рассмотрим схему, как животные готовятся к зиме:

- Какое приспособление есть у животных, чтобы легче переносить морозы?

Морозы – теплый мех.  

Чем животные питаются зимой?

Нет корма – впадают в спячку; используют летние запасы; перебираются ближе к жилью человека.

- Что происходит с окраской животных?

Снег – смена окраски.

IV. Закрепление изученного.

- А сейчас мы проверим как вы усвоили сегодняшний материал. (на столе лежат карточки с заданиями, ученик должен взять карточку и ответить на содержащийся там вопрос).

1. Рассказать о том, как зимует белка.

2. Рассказать о том, как зимует еж.

3. Рассказать о том, как зимует заяц.

V. Итог урока.

- Ребята, о каком времени года мы сегодня с вами говорили?

- Какие явления неживой природы мы можем наблюдать зимой?

- Как готовятся к зиме животные?

Учитель: __________________

Методист: _________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

1. 2. 3. 4. м о р о з И н е й М Е Т Е Л Ь в ь ю г а

Слайд 3

Природа неживая живая

Слайд 4

Неживая природа зимой Солнце низко Холодно Почва замерзает Осадки в виде снега Низкая температура воздуха Короткая продолжительность дня и длинная ночи

Слайд 5

живая природа зимой Лиственные деревья сбросили листву Хвойные деревья – зеленые Травянистые растения под снегом Смена окраски меха животных У животных более густой мех, у некоторых – толстый слой жира Некоторые животные впадают в спячку (медведь, барсук, хомяк)

Слайд 6

Белка

Слайд 7

заяц

Слайд 8

еж

Слайд 17

морозы теплый мех Нет корма впадают в спячку; используют летние запасы; перебираются ближе к жилью человека снег смена окраски


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межпредметный урок "Невидимые нити в зимнем лесу"

Этот урок есть в программе 2-го класса. Я предлагаю провести его в интеграции с уроком чтения и истории. В конспекте есть приложение с текстами....

Интегрированный урок окружающего мира в 3 классе. Тема: «В гости к зиме. Невидимые нити в зимнем лесу».

Интегрированный урок окружающего мира в 3  классе.Тема: «В гости к зиме. Невидимые нити в зимнем лесу»....

Невидимые нити в зимнем лесу.

Презентация к уроку окружающего мира во 2 классе по теме "Невидимые нити в зимнем лесу".УМК "Школа России"....

Невидимые нити в зимнем лесу

Презентаия о связях в природе: живая-неживая,растения-животные и т.д....

Интегрированный урок по окружающему миру и литературному чтению по программе «Начальная школа 21 века» Тема: «Жизнь диких животных зимой. Невидимые нити в зимнем лесу. Э. Шим «Всем вам крышка».

Цели данного урока -      1.Обобщение знаний детей о зиме и зимних явлениях. Формирование экологической  культуры школьников, включающей в себя знания о природе, о взаимо...

Учебно-методический комплект по окружающему миру на тему "Невидимые нити в зимнем лесу"

Предмет: окружающий мирКласс: 2Тема урока: невидимые нити в зимнем лесуЦели урока: продолжить формирование знаний о связях в природе; научить выявлять эти связи в зимнем лесу на конкретных примерах.Пл...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Невидимые нити в зимнем лесу" 2 класс "Перспектива"

Тип урока: изучение нового материалаЦели урока: продолжить формирование знаний о связях в природе, учить выявлять эти связи в зимнем лесу на конкретных примерах;  воспитывать интерес к предмету, ...