Обухова А.С. Познавательно- развлекательное мероприятие Природа вокруг нас.docx
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс)
Обухова А.С. Познавательно- развлекательное мероприятие Природа вокруг нас.docx
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuhova_a.s._poznavatelno-_razvlekatelnoe_meropriyatie_priroda_vokrug_nas.docx | 835.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Развлекательно-познавательное внеклассное мероприятие по предмету «Развитие речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности»
Природа – вокруг нас
Подготовила
учитель начальных классов
Обухова А.С.
Цели:
- расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру;
- развивать интерес учащихся к изучению природы родного края;
- воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботиться о ней.
Оборудование: мультимедийная презентация, картинки грибов, плакат «Бережное отношение к природе»
Ход мероприятия
Организационный момент
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце,
дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ТЫ
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нём.
ПРИРОДОЮ родной земли
Зовётся этот дом.
(Л.Дайнеко)
Дорогие ребята, сегодня мы с вами побываем в удивительном мире природы: на речке, в поле, в лесу и на полянке. Побываем в гостях у животных, заглянем в царство грибов. Вас ждут интересные вопросы и весёлые игры.
Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд?
Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий.
Викторина «Узнай растение».
– Вы внимательно слушаете вопрос и отвечаете на него:
- Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик).
- Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему?
- Какие деревья с белой корой? (Береза, осина).
- Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина).
- На этом цветке любят гадать влюблённые девушки. (Ромашка).
- Какой газ необходим для дыхания растений? (Кислород).
- Это самый первый цветок, появляющийся из-под снега. (Подснежник).
- Какой цветок называют – царицей цветов? (Роза).
- Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен).
- У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина).
- Листья какого дерева и без ветра трепещут? (Осина).
А теперь отгадайте загадки
- Русская красавица,
Всем нам очень нравится.
Бела она, стройна,
Одежда зелена. (Береза). - Прямо в небо рвутся, ввысь;
Ты внимательно всмотрись:
Не березы, не осинки,
Нет листочков, есть хвоинки. (Ели). - Вот бочонок с шапочкой,
С дерева упал.
Год прошел – и деревцем
Маленьким он стал. (Желудь). - Ветви над рекой склонила,
В реку смотрится уныло. (Ива). - Осень тихая настанет,
Дивным дерево то станет:
Листья – звезды яркие,
Золотые, жаркие. (Клен). - Что за дерево такое
Угощает снегирей?
Снег стоит, трещат морозы,
Ну а ягоды вкусней. (Рябина).
Мы с вами поговорили о растениях ,которые растут на территории Курской области, но некоторые из них занесены в Красную книгу.
- Кто знает, что это такое?
Сообщение
Растительный мир Курской области
Леса занимают небольшую часть Курской области. Сосновые леса встречаются крайне редко и чаще всего они высажены человеком. В этих лесах можно трехцветные фиалки, заячью капусту, множество лишайников. Сосновые леса славятся большим количеством маслят.
Осиновые леса также редки в Курской области. Они сменяют вырубленные виды деревьев. Чаще всего в этих лесах вырастают и дубы, ясени, клены, вязи, которые постепенно превращают осиновый лес в дубраву.Березовые леса состоят из самих берез и большого количества кустарников и злаков. Здесь можно встретить лесной мятлик, овсяницу луговую, полевицу обыкновенную, лютик едкий, лесную землянику и множество других растений.
Одними из самых высоких лесов являются ольховые. В них очень сыро, стволы обвиты лианами. В таких условиях прекрасно растет малина и смородина.
Дубравы Курской области расположены вдоль речных берегов. Чаще всего там встречается дуб черешчатый, а также ясень обыкновенный, клен остролистный и вязь. А под этими высокоствольными деревьями растут лесные яблони, груши и полевые клены.
Второй том Красной Книги Курской области, посвященный редким и исчезающим видам грибов и растений, в него вошли 212 видов области, чья численность снизилась до критического уровня. Среди них – дикорастущие ягоды, обширную группу составляют известные лекарственные растения. Много редких растений среди первоцветов и декоративных растений области. Растения Курской области, занесенные в Красную книгу Адонис, Алтей лекарственный, Башмачок капельный, Клюква обыкновенная.
Физкультминутка
Я на кусте у родника (дети поднимают руки)
Не тронул сети паука,
Я поглядел на муравьёв: (приседают)
У них домище – будь здоров!
Я долго по лесу шагал (шаги на месте)
И никого не напугал, (повороты туловища)
Нигде воды не замутил...
В лесу я просто погостил! (руки в стороны, вниз)
Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу.
Викторина «Лесные загадки».
- Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).
- Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).
- Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).
- Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).
- Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).
- У кого на сучке кладовая? (У белки).
- Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).
- Почему весной запрещена охота? (Весной пушные звери линяют, из-за чего мех обесценивается. Кроме того, у зверей весной детеныши).
- Какую птицу называют «белобока»? (Сорока).
- Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины. (Бобры). - Скачет зверюшка:
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка). - Над рекою он в полёте,
Этот чудо-самолётик.
Над водой парит он гладкой,
На цветке его посадка. (Стрекоза). - Лежит верёвка,
Шипит плутовка,
Брать её опасно –
Укусит. Ясно? (Змея).
-Учитель. Много разных животных населяют лес. Они чувствуют себя в лесу как дома. А хотите узнать, о чем они разговаривают?
(Выступают дети).
Сорока. Медведь, спишь что ли?
Медведь. Уснешь с такой! Что тебе, стрекотуха?
Сорока. Да вот не пойму, почему тебя медведем зовут? Ну, заяц-беляк, ну, птица-глухарь – это понятно. А вот медведь… Что такое медведь?
Медведь.Охо-хо! Бестолковая ты птица! Медведь – значит «мед ведающий». Понятно? Только сладкий сон стал сниться, будто бы в лесу дуплистое дерево, а в дупле соты. И никто про то не ведает, только я, медведь, ведаю.
«А знаете ли вы?»
- Знаете ли вы, что самый сильный из насекомых жук-носорог? Сам весом 14 граммов может тащить груз в 1кг 580г.
- Знаете ли вы, что сова за лето уничтожает до 100 мышей и этим спасает до 1000 кг зерна.
- Знаете ли вы, что 1 гектар леса за день поглощает 250 кг углекислого газа и выделяет 200 кг кислорода.
- Знаете ли вы, что кукушка за 1 час может съесть 100 гусениц.
- Знаете ли вы, что пчеле, чтобы собрать 100 кг меда нужно облететь 1 миллион цветков.
- Знаете ли вы, что летучая мышь съедает за ночь 200 малярийных комаров и этим спасает людей.
Учитель: На нашей планете много животных, но некоторые из них занесены в Красную книгу, т.к. они могут исчезнуть совсем. Поэтому главная задача человека сохранить и приумножить животный мир.
Сообщение
Животный мир Курской области
Природа Курской области хорошо подходит для жизни многих животных. В лесах водится большое количество лосей, косуль, кабанов.
Барсуки также нашли свое пристанище в Курских лесах. Лисицы заняли свое место в лесах, они охотятся на болотах или высматривают добычу за кустарниками. Однако о волках этого сказать нельзя - они практически исчезли с Курских земель.
В лесах и долинах можно встретить различных белок и ежей.
На земном покрове водится большое количество ящериц и змей. В Курской области водятся такие как: прыткая, живородящая ящерица и ящерица веретеница, змеи - гадюки и ужи. Также представителями земноводных Курской области являются жабы обыкновенные.
Прекрасен и богат мир пернатых. В лесах можно встретить зяблика и пеночку-трещотку, пеночку-веничку и пеночку-теньковки.
В высокоствольных лесах Курской области обитают горлинки, кукушки, черные дрозды, пестрые дятлы. На более увлажненных участках слышатся трели соловьев.
Снегири отдают предпочтение хвойным лесам, а иволга - березовым и дубовым.
В степях можно встретить пустельгу обыкновенную, жаворонков, куропаток и даже коростель и каменку обыкновенную. И только дрофу увидеть крайне сложно, она практически исчезла из Курской области.
В деревнях, поселках и городах часто встречаются ласточки, галки и синицы.
Поля и степи являются прекрасной средой обитания для различных грызунов - для крапчатого суслика, степного хорька и зайцеобразных.
Подводный мир Курской области достаточно разнообразен. Помимо различных моллюсков, служащих кормом для многих особей, в водах этих мест обитают окуни, щуки, сомы, язи, лещи, судаки, караси и другие.
Среди даров природы, которыми богата наша область, значительное место занимают грибы – ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы. Это очень полезное и увлекательное занятие.
А сейчас мы отправляемся за грибами.
Вы любите собирать грибы?
«На лесной полянке»
Загадки
- Вот в траве приметные
Шляпки разноцветные.
Вспомни ты их имя,
Но не ешь сырыми! (Сыроежки). - Очень дружные ребята
У пенька живут... (Опята). - Где хвоинок многовато,
Поджидают нас... (Маслята). - Под осиной гриб тот, дети,
В ярком красненьком берете. (Подосиновик). - У берёзок, посмотри:
Здесь один, тут целых три! (Подберёзовик). - Царь грибов живёт в дубраве.
Для жаркого нужен маме. (Боровик, белый).
Любопытные факты о грибах.
Белка заготавливает до 600 г. сухих грибов.
Шляпочные грибы вырастают за 3-6 дней, погибают через 10-14 дней. Быстрее всех вырастает подберезовик.
Во время Великой отечественной войны в полевых госпиталях использовали гриб-трутовик вместо ваты.
Игра «Собери грибы»
Назвать правила сбора грибов.
А теперь поговорим о Правилах Друзей Природы. У каждого из вас лежат на столе памятки “Правила поведения в природе”. Прочитайте одно из правил и объясните его.
Не ломайте ветки деревьев и кустарников. Листья выделяют кислород, задерживают пыль. Не надо обламывать ветки цветущей черемухи. Без цветов не будет и плодов.
Не рвите на лугу и в лесу цветы. Сорванные цветы быстро вянут, а оставленные в природе будут радовать своей красотой и дадут семена, из которых вырастут новые растения. А букеты можно составлять из тех цветов, которые люди сами выращивают.
Не сбивайте грибы, даже несъедобные. Они приносят пользу деревьям, нужны животным леса.
Не ловите бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых. Они украшают природу, многие из них опыляют растения, значит, у растений появятся семена. Муравьи – санитары леса, они спасают его от вредных насекомых. Стрекозы спасают нас от комаров и мошек.
Берегите лягушек, жаб и их головастиков. За лето каждая лягушка и жаба съедает больше тысячи комаров, мух, жуков.
Не лови диких животных и не уноси их домой. Условия неволи не могут заменить им лес, луг, водоём. Их родители рядом, хотя и не показываются тебе на глаза. Они сами позаботятся о своём потомстве.
Не подходи близко к гнёздам птиц. Если окажешься рядом с гнездом птицы, не прикасайся к нему, не бери в руки яйца или птенцов. Сразу же уходи. Иначе птицы-родители могут насовсем покинуть гнездо.
В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытоптать траву.
Не шуми в лесу, в парке. Шумом ты отпугнёшь животных, помешаешь им. А сам увидишь и услышишь гораздо меньше.
Не оставляй в лесу, у дорог, в парке, у водоёма мусор. Мусор обезображивает природу. Люди и животные могут получить травму, наступив на стекло. А всего-то нужно не бросать мусор, можно взять перчатки, пакет, собрать мусор, донести его до мусорного контейнера, и станет чище.
– Вот и подошло к завершению наше путешествие в удивительный мир ПРИРОДЫ.
Рефлексия
Продолжите предложение
Природа для меня это-…
Литература
- А. А. Плешаков “Природа”. Учебное пособие для начальной школы. Ульяновск., “Вентана-Граф”, 1995.
- Н. Т. Брыкина, О. Е. Жиренко, Л. П. Барылкина. “Нестандартные и интегрированные уроки по курсу ''Окружающий мир''”. Москва, “ВАКО”, 2004.
- Архарова Л.И. Гребёнкина Л.К., Демидова С.Б. Сценарии праздников, классных часов, игр, развлечений для начальной школы./М: Центр «педагогический поиск», 2004 – 160 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-развлекательное мероприятие, посвященное Дню села "Конкурс крестьянского подворья"
Познавательно-развлекательное мероприятие, посвященное Дню села "Конкурс крестьянского подворья"формирует духовные ценности и культурные традиции у молодого поколения; развивает интерес к русской куль...
Познавательно-развлекательное мероприятие "Банные сражения"
Формирование культурно-гигиенических навыков через игровую деятельность; воспитание смекалки, ловкости, быстроты; расширения кругозора...
Познавательно - развлекательное мероприятие "Осенние посиделки"
(Осенние посиделки)Утренник для обучающихся начальной школы Цель: содействовать эстетическому воспитанию обучающихся...
Познавательно-развлекательное мероприятие "Просинец"
Поможет не только весело провести время, но и узнать много нового....
Познавательно-развлекательное мероприятие по ОБЖ "Наша безопасность"
Цель: Повторить полученные ранее знания об ОБЖ. Создать положительно эмоциональную атмосферу. Воспитывать чувство ответственности за жизнь свою и других людей. Создать эмоционально положительную обста...
«Азбука безопасности» Познавательно - развлекательное мероприятие здоровьесберегающее направление 3 класс
пропаганда правил дорожного движения среди обучающихся, предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма...
Познавательно-развлекательное мероприятие для младших школьников "Литературный ринг"
Сценарий познавательно-развлекательного мероприятия для младших школьников "Литературный ринг". Данное мероприятие направлено на развитие познавательных интересов, творческого потенциала юных чи...