Конспект урока по теме "Чтобы мне здоровым стать, надо очень много знать"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Луценко Людмила Николаевна

Обобщающий урок -  игра по окружающему миру по теме "Чтобы мне здоровым стать, надо очень много знать"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtoby_mne_zdorovym_stat_nado_ochen_mnogo_znat.docx59.83 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕgerb_cv6gerb_cv6

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2

Г. ДЕСНОГОРСКА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Обобщающий урок – игра

по окружающему миру

«Чтобы мне здоровым стать, надо очень много знать»

 

Работу выполнила

учитель начальных классов               МБОУ «Средняя школа №2»                                                          Луценко

Людмила Николаевна

Урок- игра: «Чтобы мне здоровым стать, надо очень много знать»
Тип урока: закрепление полученных знаний.
Вид занятия: занятие-игра
Форма организации учебной деятельности: фронтальная и индивидуальная.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Цель:
Формировать культуру здоровья обучающихся
ЗАДАЧИ:
• Воссоздать правила поведения человека для сохранения своего здоровья и здоровья окружающих.
• Вовлечь учащихся в активную практическую деятельность для укрепления и сохранения собственного здоровья: физического и духовного.
• Создавать объективную основу для воспитания потребности в здоровом образе жизни.

  • Обучать простейшим приёмам самозащиты.
  • Предупреждать утомляемость.

Межпредметные связи:
• Экология
• Физическая культура

Оборудование: белые шапочки для «врачей», детские рисунки о здоровом образе жизни, фотогалерея, ТСО (презентация)

Формирование УУД

Познавательные УУД:  актуализировать имеющиеся знания и представления о здоровье;

содействовать пробуждению познавательного  интереса к изучаемой теме; расширить кругозор, развивать умения извлекать информацию из текстов; на основе обобщения знаний делать выводы.

Коммуникативные УУД: развивать умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание на основе поставленной задачи; оформлять свои мысли в устной речи, используя термины и понятия; развивать умение работать паре.

Личностные результаты: содействовать формированию мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; развивать положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока;

Регулятивные УУД: развивать умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Методы: публичные выступления учащихся, сопоставительный анализ фотографий, беседа, взаимные вопросы, рассказ  и чтение учителя,  групповая дискуссия,  фотогалерея.

Технологии: технология развития критического мышления «Ромашка Блума», интерактивные технологии, коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии; приём ассоциаций.

Формы: словесные,  наглядные, практические, проблемно-поисковые,  самостоятельная  работа,  репродуктивные,  игра на внимание, на развитие памяти

Виды деятельности: индивидуальная работа, работа в паре, коллективное обсуждение.

Технические средства и наглядность: мультимедийная презентация урока, таблицы «Синквейн», карточка-помощница.

Ожидаемые учебные результаты: 

учащиеся вспомнят, что они знают о здоровье, повторят правила его сохранения и укрепления, смогут назвать  несколько характеристик здорового человека, узнают новые рекомендации, поймут и обсудят причины разных болезней, поупражняются в развитии своего внимания и памяти, поиграют, поучаствуют в дискуссии, получат много положительных эмоций сделают выводы о ценности здоровья; смогут высказать собственное мнение о пользе образования;  повторят и закрепят знания о правильном питании;  проведут аутотренинг, проявят интерес к данной теме.

Ход урока.

1.Организационный момент. Аутотренинг. (Дети поднимают руки над собой домиком и повторяют за учителем слова, затем делают движение руками, отправляя эти слова в « себя»).

Мы внимательны!
Мы спокойны!
Мы сосредоточены!
Мы успеем сделать всё!
2.Сообщение темы и целей занятия.

-Как вы думаете, о чём пойдёт разговор на нашем занятии? (Ответы детей)
Слайд 1. Тема нашего занятия  «Чтобы мне здоровым стать, надо очень много знать». (Читают хором)      

Сегодня у нас в гостях будут разные доктора. И мы с вами будем говорить о здоровом образе жизни.

3.Вступительное слово учителя.

Слайд 2. Как вы думаете, о каком человеке можно сказать, что он ведёт здоровый образ жизни?

(Здоровый образ жизни ведут те люди, которые правильно питаются, занимаются физкультурой, закаливаются, без вредных привычек …)

4. Работа по теме урока.

Вспомните, дети, что включает в себя понятие здоровье.

 Слайд 3. Здоровье - это способность управлять своими движениями, своим телом.  (Учитель просит поднять руки вверх, опустить на плечи, руки в стороны, руки на плечи)

Здоровье - это способность управлять своими ощущениями, чувствами, эмоциями (Учитель просит повернуться друг к другу, улыбнуться, дотронуться ладошками друг до друга).                              

Здоровье – это способность управлять своими мыслями. (Учитель просит всех закрыть глаза на несколько секунд и подумать о маме).

Учитель. Понятие «здоровье» включает в себя тело, душу и разум.

-Покажите, дети, где у вас находиться душа, где – разум.

Слайд 4. Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья.

Культура здоровья – это, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу.

-Кто из вас хочет стать образованным человеком, поднимите руку.                                            

-А вы себя считаете современными людьми? (Да.)

-А где вы получаете своё образование? (В школе, дома.)

- Вы поняли без  чего нельзя считать себя образованными? (Не только без знаний, которые вы получаете в школе, но и без культуры здоровья.)

Слайд 5. Современная наука располагает знаниями, помогающими ориентироваться, что же должен делать человек, чтобы сохранить свое здоровье, счастье и красоту на многие-многие годы.

-Как вы думаете, что важнее счастье или красота?

-Кто хочет быть здоровым, красивым и счастливым на многие –многие годы?

А сейчас назовите врачей, которые  нас лечат?

1) Терапевт 2) Стоматолог 3) Педиатр 4) Дерматолог 6) Хирург                          7) Отоларинголог 8) Окулист

Учитель. Послушаем врача- педиатра. (Ученица выходит к мультимедийной доске, надев белую шапочку).

Врач- педиатр

Я вам загадаю загадку. Мир вокруг нас полон маленьких существ. Они везде: в воздухе, в воде, на земле, на нашем теле. Эти существа так малы, что глазами их не увидишь, только под микроскоп. Их великое множество, и все очень они разные. Есть среди них существа « покрупнее » и совсем мелкие… Кто это? (микробы)

Мы сегодня говорим о вредных микробах. Попав в организм, они начинают быстро  размножаться и выделяют яды. От этих ядов и возникают инфекционные (заразные) болезни. Поэтому, здоровый образ жизни начинается  с чистоты.    

Слайд 6.

  • Содержите в чистоте своё тело, особенно руки, одежду, обувь и жилище.
  • Регулярно убирайте и проветривайте класс, комнату.
  • Содержите в чистоте свой двор, никогда не  бросайте на улице мусор.
  • Соблюдайте правила поведения на природе.

Учитель. Вы знаете, дети, как поддерживать эту чистоту?

(Ответы детей)

 1) Чаще мыть руки с мылом и тёплой водой.

 2) Нельзя есть немытые овощи и фрукты.

 3) Во время чихания надо закрывать рот носовым платком.

 4) Нельзя гладить незнакомую кошку и собаку.

 5) Надо пользоваться только своими личными гигиеническими принадлежностями.

6) Оберегать себя от простуды!

7) Закалять свой организм с помощью воздуха, воды, солнца.

Учитель. Слайд 7. Что вам нравиться на этом слайде, а что нет? Что плохо, а что хорошо? (Мусор, который люди оставляют после себя и бросают везде –это плохо, а чистота вокруг –это хорошо).

- Как бы вы поступили, если некуда выбросить мусор?

Слайд 8. Одному мудрецу задали вопрос:

  «Что для человека важнее – богатство или слава?»

    Он ответил:

  «Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий  счастливее больного короля»

А другой мудрец предупреждал: «Мы замечаем, что самое ценное для нас – это здоровье, только когда его у нас уже нет»

Прислушайтесь к словам мудрецов и твердо запомните, что надёжнее всех о своем здоровье можешь позаботиться только ты сам.

-А вы знаете, почему мы болеем? Как беречься от болезней?

(Многие люди неправильно относятся  к своему здоровью,

нарушают правила здорового образа жизни).

Учитель. Скажем спасибо доктору-педиатру за его рекомендации.

 Встречайте второго доктора. Слово врачу-диетологу

Слайд 9. Какая еда на ваш взгляд полезнее?

Слайд 10. Вспомним правила питания. (Ответы детей)

 Нужно стараться есть разнообразную пищу, чтобы организм получал все необходимые ему питательные вещества. Больше ешьте овощей и фруктов, чаще пейте натуральные соки.

Слайд 11. Посмотрите на этого школьника. Кто из вас делает так же: смотрит телевизор и ест? Это хорошо или плохо?  

 Кому этот мальчик не нравиться?

Как вы думаете, почему он так выглядит? Кто может представить его через несколько лет?

Учитель. Скажите « доктор» есть ли у этого ученика проблемы со здоровьем?

Доктор- диетолог. На фото видно, что у этого школьника есть склонность к полноте, у него лишний вес. Значит, он мало двигается и много просиживает за телевизором.

Учитель. Какой вывод вы сделаете?

 Доктор- диетолог. Здоровье человека - это результат его собственной деятельности.

Физкультминутка. (Проводит дежурный, он показывает 3-4 упражнения)

Учитель. Вспомним полезные и вредные продукты и напитки. Кто больше назовёт полезных продуктов? Кто знает полезные напитки?

Слайд 12. Полезные продукты и напитки.

  • Рыба                                       хлеб из ржаной   муки
  •  Яблоки                                  черная смородина
  • тыква                                      шиповник
  • мед                                          апельсины      
  • чеснок                                    помидоры
  • овсяные каши                       сухофрукты
  • Чистая вода                          натуральный чай    
  • Отвары трав                         свежие соки

Слайд 13. А сейчас узнаем о самых вредных продуктах и напитках, которые стоит есть как можно реже или отказаться от них совсем

  •  Рафинированный сахар       Соль                      Майонез
  •   Маргарин                             Колбаса                              
  • Бульонные кубики, лапша и супы быстрого приготовления
  •  Фаст-фуд (гамбургеры, чизбургеры, картофель фри, чипсы и т. п.)
  • газированные напитки:
  • кола                         пепси           лимонад
  • вода из крана          квас             алкоголь

5.Упражнения на развитие памяти, внимания. Работа в паре.

Учитель. У вас на столе листочки. Запишите название продуктов только одной первой буквой. Например, лимонад – л,  х. и т.д. Кто больше вспомнит продуктов за  1 минуту? Проверка. (Аплодисменты дарим победителям).

6.Упражнения на развитие памяти, внимания.

Учитель. Снова у нас упражнение на внимание. У меня на столе карточки-слова. Помогите мне разложить их в 2 конверта. В 1-ый кладём полезные продукты, во 2-ой вредные.

(лимонад, картофель фри, яблоки, сахар, мёд, кола, майонез, рыба, овсяная каша).

Доктор- диетолог. Отгадайте мою загадку.

Слайд 14. Я люблю покушать сытно,

Много, вкусно, аппетитно.

Ем я всё и без разбора,

потому что я …(обжора)

Учитель. Знаете дети сколько надо выполнить физических упражнений, чтобы потратить эти лишние каллории? Как вы думаете, почему люди становятся обжорами? (Дискуссия)

Учитель. Ваши советы, доктор.

Доктор- диетолог. Эти советы мы можем прочитать вместе. (Читаем хором)

Слайд 15. Стой, дружок, остановись!
От жирной пищи воздержись.
Ты запомни навсегда - это вредная еда.
Пищей сладкою, шоколадною не увлекайся.
Очень острого и солёного остерегайся!

Учитель. Слово доктору- стоматологу.

Доктор- стоматолог. Я хочу услышать, как вы бережёте свои зубы.

Что вы уже знаете? (Ответы детей)

Учитель. А сейчас мы прочитаем замечательные стихи. Мне помогут хорошо читающие дети.(Читают 4 ученика)

Слайд 16.Чтобы зубы не болели

            Вместо пряников, конфет

            Ешьте яблоки, морковку

            Вот вам, дети, наш совет

Чтобы зубки не болели

Знают дети, знают звери:

Каждый должен дважды в год

Показать врачу свой рот

Чистить зубы нам не лень

Чистим их два раза в день.

Чистим зубки дважды в сутки

Чистим долго – две минутки

Щеткой чистой, не мохнатой,

Пастой вкусной, ароматной

Чистим щеткой вверх и вниз –

Ну, микробы, берегись!!!

Учитель. Ещё раз выделим самое главное. Правильно ли я поняла, что чистим …раза в день, …минут, чистим …(вверх и вниз), вредно есть…(сладкое), посещать стоматолога мы должны…в год.

Слайд 17. Сейчас мы немножко отдохнём. Поиграем. Если слово подходит для характеристики здорового человека, то мы поднимаем обе руки вверх, если слово не подходит, делаем повороты головы- «нет»

красивый сутулый сильный

ловкий бледный румяный высокий статный страшный стройный

толстый крепкий неуклюжий подтянутый горбатый хилый низкий

Речевая разминка. Составьте свой портрет из двух- трёх слов. Например, «Я белокурый, худой, люблю лакомиться шоколадом», «Я похож на папу. У меня такие же волосы и ямочка на щеке»

Учитель. Слово врачу-нервопотологу.

Слайд 18. Умение сохранить здоровье в огромной мере зависит от каждого из вас.

Ни один врач не может сделать для человека того, что он должен и может сделать для себя сам.

Слайд 19. Почему так говорят? «Сон – это лучшее лекарство».

Спите 10 часов в сутки. Если дети регулярно недосыпают полтора часа,

 то это приводит  к ухудшению деятельности сердечно-сосудистой системы,

развивается утомление, снижается работоспособность и сопротивляемость организма.

 Перед сном:

  • Не играйте в шумные и азартные игры
  • Не занимайтесь спортом
  • Не смотрите «страшные» фильмы
  • Обязательно проветривайте комнату

Слайд 20.

Что вы скажите об этом ученике на фото?

Хорошо ли он будет работать на уроках? Почему? Что с ним случилось?

Слайд 21. Современного школьника подстерегает большое количество соблазнов. Они мешают вести правильный образ жизни, ухудшают хорошее здоровье и успеваемость на уроках.

Чрезмерное увлечение компьютерными играми и телепередачами,                                                                  все это постепенно разрушает здоровье.

Слайд 22.

  • Чередование труда и отдыха улучшают работоспособность,
  •  приучают к аккуратности,
  • дисциплинируют человека,    
  •  укрепляют его здоровье.
  • Каждый день бывай на свежем воздухе.

Учитель. Ваши рекомендации, доктор.

Врач-нервопотолог.

Помни твёрдо, что режим

В жизни нам- необходим!

Если будешь ты стремиться

Распорядок выполнять,

Будешь лучше ты учиться,

Будешь лучше отдыхать.

Учитель. Знаете ли вы, какие, привычки являются самыми вредными и, какой вред они наносят организму?

Слайд 23.

  • НЕ начинайте КУРИТЬ!!!
  • НЕ пробуйте СПИТРНОГО!!!
  • Никогда НЕ употребляйте НАРКОТИКИ!!!

7. Доскажи словечко.

Слайд 24.

  • Разгрызёшь стальные трубы,
    Если часто чистишь … (зубы)                        

Я беру гантели смело -
Тренирую  мыщцы ...

  • Подружилась с физкультурой -
    И горжусь теперь …(фигурой)
  • Стать сильнее захотели?
    Поднимайте все …(гантели)
  • Не везёт сегодня Светке -
    Врач дал горькие ...(таблетки)
  • С детства людям всем твердят:
    Никотин - смертельный ...(яд)
  • Мне поставила вчера
    Два укола…(доктора)

8. Физкультминутка. Дети делают повороты направо, налево

Я хочу, друзья признаться.

Что люблю я по утрам

Физзарядкой заниматься,

Что советую и вам.

Всем зарядку делать надо,

Много пользы от неё.

А здоровье – вот награда

За усердие твоё!

9. Продолжение темы урока.

Слайд 25. Что вы  уже можете:

  • Вы должны уже знать, что табачный  дым вреден. Вы должны уметь избегать ситуации  пассивного курения.
  • Знать, что такое алкоголь и чем опасно его употребление.
  • Понимать, что алкоголизм и наркомания –это трудноизлечимые заболевания.
  • Уметь правильно себя вести, когда рядом находится человек в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. (Обсуждение)

Учитель. И в заключение послушайте и запомните

несколько  советов для тех, кто хочет вести здоровый образ жизни  и настроен прожить долгую счастливую жизнь.

Слайды  26 -28. Постараемся запомнить эти советы. (Приём ассоциаций).

1.Берегите здоровье с юных лет, существует много болезней, которые выявляются с возрастом. (Покажите, какие вы были маленькие. Дети присели.)

2. Не полнейте,  чтобы  не затруднять работу всего  организма, убыстряя процесс старения. (Дети руками показывают полноту человека).

3. Не держите зла, чаще улыбайтесь, улыбка помогает снять напряжение.

Улыбка  наполняет нас положительной эмоцией, энергией добра, силой духа.

(Улыбнитесь друг другу).

4. Любите близких, они ваша главная ценность в жизни. (Обнимитесь).

5. Не причиняете людям, окружающим вас, боль, обиду. (Какое у вас лицо, когда вы обидели кого-нибудь? Погрозите пальчиком).

6. Старайтесь жить так, чтобы людям было легче, когда вы рядом. (Возьмите друг друга под руку).

7. Мало уметь чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу.

Надо, чтобы с раннего детства, мы учились любви к себе, к людям, к жизни.

Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. (Покажите гармонию в себе и любовь. Обнимите себя руками).

11. Аутотренинг.

Слайд 29. Я самый счастливый человек на свете!

У меня хорошее настроение!

Я оптимист!

Я умею дружить.

Я внимательный и заботливый.

 Меня ценят и уважают мои друзья, близкие.

 Со мной интересно и спокойно.

Я постоянно над собой работаю.

Я доказываю это своим делом.                                                                                    

Я благодарю своих родителей за жизнь и радость общения!

12. Обобщение знаний учащихся о здоровом образе жизни людей:
 - Какие правила здорового образа жизни вы знаете?
-Кто догадался, почему на этом слайде много пчёлок?

-Кто всю жизнь будет трудится как пчёлка над своей красотой и здоровьем?

 Слайд 30. Спасибо за внимание. Скажем хором «Я выбираю здоровый образ жизни».
13.Итог занятия.
Делаем вывод, что здоровье-это главная ценность человека. 
Каждый человек
обязан заботиться о своём здоровье с юных лет, обладать знаниями в области гигиены, медицинской помощи, духовного благополучия, а самое главное - не вредить своему организму!!!

14. Домашнее задание. Заполните с родителями анкеты. Заполните анкету с помощью родителей и сделайте  вывод: какое у вас здоровье и как вы к нему относитесь?

Литература.

  1. Рабочая программа по внеурочной деятельности (ФГОС) кружок «Азбука здорового питания».
  2. Рабочая тетрадь для школьников «Разговор о правильном питании» ООО «Нестле Россия», 2008 г. М.М.Безруких. Т.А.Филиппова
  3. Сайты ИНТЕРНЕТА на тему «Здоровый образ жизни».

Приложение

1.Анкета «Отношение обучающихся к здоровью и здоровому образу жизни»

Заполни анкету, и сделай вывод: какое у тебя здоровье и как ты к нему относишься?

Как помочь сохранить себе здоровье?

ФИ______________________________________________Класс_______________Год__________

Болел ли ты в последние полгода? Если болел, перечисли заболевания ______________________________________________________________

Сколько дней ты болел? _________________________________________

Что было причиной твоих болезней? ______________________________

У тебя есть постоянный режим дня? _______________________________

Ты ежедневно выполняешь утреннюю зарядку? ______________________

Ты ежедневно 1,5 – 2 часа проводишь на свежем воздухе? _____________

Ты 2-3 раза в день употребляешь фрукты и овощи? ____________________

Ты уважаешь окружающих тебя людей и не споришь по пустякам? _______

Ты регулярно закаляешься? ________________________________________

Ты всегда одеваешься по погоде? ___________________________________

Ты занимаешься в спортивной секции, бальными танцами или другими видами двигательной активности не менее 1 часа в день (помимо уроков физкультуры)? ____________________________________________

У тебя дома есть книги о здоровье и здоровом образе жизни? __________

2.Выбери  и отметь ответы, которые больше всего соответствуют вопросу  «Как ты заботишься о здоровье своих родных и близких» 

Стараюсь их не огорчать.

Даю советы, как себя вести.

Помогаю по дому.

Привлекаю к совместным оздоровительным занятиям.

Никак не забочусь.

Пожалуй, иногда наношу вред их здоровью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Здоровья "Почему надо есть много овощей и фруктов?"

Урок Здоровья проводится о предмету окружающий мир в 1 классе на тему "Почему надо есть много овощей и фруктов?"...

Конспект урока окружающего мира по теме: "Почему нужно есть много овощей и фруктов?"

Урок окружающего мира с использованием технологии развития критического мышления....

Презентация внеклассного мероприятия "Чтоб пожара избежать, надо детям много знать"

Презентация рассказывает об истории пожарного дела в России и Саратовской области. Материал презентации позволит в игровой форме закрепить правила безопасного обращения с огнём....

Туристическая игра по станциям: «В том краю, где я живу, очень много знать хочу»

Краеведение — один из интересных и познавательных разделов, который в различных формах может использоваться при проведении слетов и соревнований. Краеведение может стать одним из этапов туристич...

Конспект урока по окружающему миру "Здоровый образ жизни - здоровое питание"

Цель урока:1. Создать условия для продуктивного общения учащихся в рамках изучаемой  темы.2. Содействовать развитию коммуникативных способностей и навыков учащихся.3. Способствовать формированию ...

Конспект урока окружающего мира (3 класс). Тема: «Надо ли охранять болота?». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование знаний детей о болотах, об их значении для человека и природы.Планируемые результатыПредметные: знать, что такое болото, что растет на нем, какую пользу оно при...

Конспект урока Окружающий мир 1 класс Почему нужно есть много овощей и фруктов? Плешаков

УМК «Перспективная начальная школа», учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир» 2 классТема: «Почему нужно есть много овощей и фруктов?»...