Проектная работа по предмету "Окружающий мир" - "Лен"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)
Тема проектной работы была сформулирована после проведения урока окружающего мира по теме <Рукотворная жизнь> по учебнику окружающий мир А. А. Вахрушева,
Д. Д. Данилова <Человек и природа> 4 класс. При выполнении задания на установление соответствия между иллюстрациями и назначением предметов, учащиеся встретились с затруднением. Методом исключения выяснилось, что из растения должны изготавливать одежду и обувь. Определить по иллюстрации лен смогли далеко не все, а знаний о том каким образом изо льна получается одежда, оказалось совсем мало. У детей возник интерес к этому растению, и появилось желание узнать о том, как изо льна получается одежда.
Выбранная тема актуальна, так как современные дети, проживающие в больших городах, имеют возможности для интеллектуального, духовного и творческого развития личности. Для них доступны музеи, театры, библиотеки, выставки, спортплощадки, залы и стадионы. Они хорошо владеют информацией о современной технике, иногда лучше взрослых разбираются в электронных новинках, привыкли к стремительному темпу жизни своих родителей и оказались очень далеки от природы, которую многие видят из окон автомобилей или во время коротких выездов на пикник. Даже те, кто проводит время на даче, часто не имеет возможности наблюдать за сельскохозяйственными работами, не знают какой путь проходит изделие, прежде чем попасть к ним в руки. Дети пользуются различными продуктами и изделиями, не задумываясь, сколько труда в них вложено. Как следствие – пробелы в знаниях, небрежное отношение к природе и к вещам, которыми дети пользуются. Так же нарушается связь поколений, ведь раньше необходимые знания дети получали от своих родителей, наблюдая за их работой и оказывая посильную помощь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_rabota_len.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №634
с углубленным изучением английского языка
Приморского района Санкт-Петербурга
Малая Конференция проектных и исследовательских работ
учащихся начальной школы Приморского района
<<Юный исследователь>>
Тема работы: Превращение льняного семени
Выполнили: Москадынова Варя Смирнова Аня
Шелленберг Алина Бартова Соня
Буркина Вика 4в класс
Руководитель: Никулина Татьяна Евгеньевна
Учитель начальных классов ГБОУ средняя школа №634
Санкт-Петербург
2013 г.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………….3
Основная часть………………………………………………………………4-6
- Планирование…………………………………………………………….4
- Сбор информации………………………………………………………...5
- Представление проекта…………………………………………………..5
- Практическая работа……………………………………………………..6
Заключение……………………………………………………………………6
Приложение…………………………………………………………………...7
Анкета и результаты…………………………………………………………..7
Фотографии………………………………………………………………..8-14
Список используемой литературы:
- Андерсен Х.К. «Сказки», издательство ЦК КП Узбекистана, Ташкент, 1983, 350 стр.
- «Большая книга загадок» составители О. Узорова, Е. Нефедова, «Планета детства» 2008, 832 стр.
- «Волшебный короб» (старинные русские пословицы, поговорки, загадки) Москва, «Детская литература» 2009, 187 стр.
- Дайн Галина и Мария, «Русская тряпичная кукла», «Культура и традиции», 2008, 120 стр.
-«Занимательная этнография», «Белый город», Москва, 2010, 47 стр.
- Константиновский М., «Как ткани ткут и нити прядут», «Малыш», Москва, 1990, 24 стр.
- «Прекрасное своими руками», «Детская литература», 1979, 157 стр.
- Проснякова Т.Н. «Уроки мастерства», «Учебная литература», 2007, 117 стр.
- Проснякова Т.Н. «Творческая мастерская», «Учебная литература», 2008, 117 стр.
-«Русский фольклор» Москва, АСТ 1999, 566 стр.
- Ушинский К.Д.
- «Что такое, кто такой», «Педагогика-Пресс», Москва, 1999, 415 стр.
Введение.
Тема проектной работы была сформулирована после проведения урока окружающего мира по теме <Рукотворная жизнь> по учебнику окружающий мир А. А. Вахрушева,
Д. Д. Данилова <Человек и природа> 4 класс. При выполнении задания на установление соответствия между иллюстрациями и назначением предметов, учащиеся встретились с затруднением. Методом исключения выяснилось, что из растения должны изготавливать одежду и обувь. Определить по иллюстрации лен смогли далеко не все, а знаний о том каким образом изо льна получается одежда, оказалось совсем мало. У детей возник интерес к этому растению, и появилось желание узнать о том, как изо льна получается одежда.
Выбранная тема актуальна, так как современные дети, проживающие в больших городах, имеют возможности для интеллектуального, духовного и творческого развития личности. Для них доступны музеи, театры, библиотеки, выставки, спортплощадки, залы и стадионы. Они хорошо владеют информацией о современной технике, иногда лучше взрослых разбираются в электронных новинках, привыкли к стремительному темпу жизни своих родителей и оказались очень далеки от природы, которую многие видят из окон автомобилей или во время коротких выездов на пикник. Даже те, кто проводит время на даче, часто не имеет возможности наблюдать за сельскохозяйственными работами, не знают какой путь проходит изделие, прежде чем попасть к ним в руки. Дети пользуются различными продуктами и изделиями, не задумываясь, сколько труда в них вложено. Как следствие – пробелы в знаниях, небрежное отношение к природе и к вещам, которыми дети пользуются. Так же нарушается связь поколений, ведь раньше необходимые знания дети получали от своих родителей, наблюдая за их работой и оказывая посильную помощь.
Цель работы: узнать о произрастании обработке и использовании льна. Проследить путь от семян до готового изделия.
Задачи:
- Знакомство с историческими и культурными традициями народа и их отражение в устном народном творчестве и литературе.
- Обучение поиску и работе с различными источниками информации для получения нужных сведений по теме.
- Развитие коммуникативных способностей, расширение кругозора, пополнение словарного запаса.
- Развитие познавательных и творческих способностей детей.
- Приобретение навыков работы с льняными нитками через практическую работу.
- Приобретение необходимых знаний, умений и навыков в оформлении и представлении своих работ.
Объект исследования: культурное растение лен, изделия, выполненные изо льна.
Гипотеза: возможно лен обладает уникальными свойствами, которые позволили ему на протяжении многих лет быть востребованным даже при наличии современных материалов и технологий.
Методы:
- сбор информации из различных источников (книг, журналов, публикаций и интернета)
- анкетирование
- опрос
- наблюдение
- сравнение
- анализ
- обобщение
- практическая деятельность
Среди используемой литературы были энциклопедии, в которых есть соответствующие статьи, дающие научные сведения об объекте исследования, художественные произведения, сборники произведений устного народного творчества и книги по декоративно-прикладному искусству. Для практической деятельности были выбраны наиболее интересные и удобные в исполнении изделия, вызывающие у детей интерес, исходя из собственного опыта работы.
Основная часть:
- Планирование.
В работе над проектом участвовала группа заинтересованных учеников. (Приложение стр. 8 №1) Свою работу они начали с планирования. В результате были выделены следующие этапы:
- Постановка цели
- Определение области исследования (что мы хотели бы узнать)
- Сбор информации
- Обработка информации
- Организация выставки
- Собственная практическая деятельность
- Презентация и выступление
- Обучение других
- Подведение итогов
В процессе обсуждения выяснили, что хотели бы узнать:
- Исторические сведения
- Разновидности
- Как произрастает и обрабатывается
- Как использовался раньше
- Используется ли сейчас
- Упоминается ли в литературе и в устном народном творчестве
- Знают ли о льне другие ученики
- Что можно сделать своими руками из льняных ниток.
- Сбор информации.
Работа с литературными источниками началась с посещения школьной библиотеки и подбора необходимых произведений. (Приложение стр.8 №2) Работая с энциклопедиями, ребята смогли познакомиться с описанием растения, его разновидностями, условиями произрастания, а также получить интересные исторические сведения. Некоторые факты вызвали удивление. Например, первая льняная ткань была изготовлена в Индии 9000 лет назад. В античном мире лен был символом света, чистоты и верности. А русские мастерицы умели прясть такую тонкую нить, что работать с ней, возможно было только в сыром и холодном помещении, иначе она рвалась, зато кружева, сплетенные из такой нити вызывали восхищение.
Из сказок К.Д. Ушинского и Х.К. Андерсена « Как рубашка в поле выросла » и « Лен » узнали о том, как лен обрабатывают, чтобы получить хорошее полотно и сколько времени на это уходит. В сборниках русского фольклора смогли найти пословицы и поговорки про лен и понять их смысл: «Кто посеет лен – пожнет золото», «Кто в лен одет – доживет до ста лет», «Если лен хорош - хвалить надо руки». В сборниках загадок смогли найти загадки не только про лен, но и про льняные изделия. Так же удалось найти народные сказки, песни, частушки про лен. В них часто ко льну обращаются, как к собеседнику, чтобы разделить свою грусть или используют для сравнения (например, с девичьей косой). Из книг по декоративно-прикладному искусству смогли узнать о том, какие наряды шили из льняной ткани, как пряли нити, ткали полотно, какие игрушки изготавливали.
Анкетирование проводилось с целью выяснить, какими знаниями обладают ученики из параллельного класса. Вопросы для анкеты были составлены самостоятельно и направлены на умение отличать растение и выявление знаний о его свойствах и применении. В результате анализа и обобщения был сделан вывод, что многие не могут определить лен по семенам и изображению. Со свойствами льняного полотна и с использованием льна знакомы менее половины, и то частично, что говорит о том, что в этой области нужна серьезная работа. (Приложение стр.8 №3-4)
Методом опроса участники проекта пользовались, чтобы получить ответы на вопросы: «Что вам известно про лен?», «Есть ли у вас дома изделия изо льна?». Выяснилось, что взрослые знают про лен гораздо больше, а льняные изделия есть практически в каждом доме, но их мало. В учреждении дополнительного образования «Петербургская усадьба» педагог кружка декоративно-прикладного творчества не только рассказала, но и смогла показать, как выглядит лен, какими инструментами пользовались на Руси, чтобы прясть нить и ткать полотно, показала интересные изделия изо льна, объяснила, как ими пользовались. (Приложение стр.9)
- Представление работы
Когда материал был собран и обработан, ребята смогли подготовить выступление для своих одноклассников. Совместными усилиями детей и учителей была организована выставка изделий изо льна, на которой можно было увидеть от старинной прялки до современной одежды и игрушек. Удалось заинтересовать учеников параллельного класса, которые помогли в организации выставки. (Приложение сир.10) Во время представления работы было использовано много наглядных материалов. Ребята смогли увидеть изображение поля, засеянного льном, фотографии процесса обработки льна и различных инструментов (прялки, ткацкий станок и т.д.). В классе каждый смог подержать в руках семена льна, рассмотреть их и даже попробовать на вкус, попробовать сломать засушенный стебель льна, посмотреть, какие волокна получаются после обработки. Большой интерес вызвало веретено, хотелось подержать его в руках и проверить, можно ли им уколоться, как в сказке «Спящая красавица». Посмотрели, какая на ощупь льняная ткань и смогли сами назвать некоторые ее свойства: плотность, прочность, упругость. (Приложение стр.11)
- Практическая работа
- Освоение техники плетения шнура с помощью шаблона (Приложение стр.13)
- Использование техники макраме для плетения браслетов с использованием бусин (Приложение стр. 12)
- Работа с ручным ткацким станком и его аналогом из картона (Приложение стр. 14)
Изделия выполнялись нитками из натурального льна. В результате работы ребята получили полезные навыки, проявили терпение, аккуратность и получили удовольствие от полученных изделий, которым сразу нашли практическое применение. Когда научились сами, захотелось поделиться своими знаниями с другими.
Заключение.
В результате данной проектной работы ребята смогли получить новые знания, умения, навыки. Узнали, как из маленького льняного семени получаются красивые, нужные и полезные изделия, познакомились с культурными традициями русского народа, учились работать с различными источниками информации, развивали свои коммуникативные способности, научились работать с льняной нитью и получать красивые изделия, проявили свои творческие способности. После обсуждения ребята пришли к выводу, что гипотеза, которую выдвинули в начале работы, подтвердилась, цели и задачи достигнуты. Успешность проекта заключается еще и в том, что удалось не только получить новые знания, но и заинтересовать других ребят. Появилось желание продолжить работу по этой теме по следующим направлениям:
-Выступить перед другими классами, чтобы сообщить им нужные и полезные знания
-Научиться изготавливать другие изделия из льняных ниток и тканей, научит всех желающих
Приложение.
Анкета:
1.Перед вами лежат семена растения. Можете ли вы узнать их?
2.Топили, сушили, колотили, рвали,
Крутили, ткали, на стол клали.
Отгадай, что это?
3.Узнайте цветок по фотографии
4. Знаете ли вы, какое растение называют северным золотом и русским шелком?
5.Как обрабатывали лен?
6.Как используется лен?
7.Какие свойства есть у льняной ткани?
8.Знаете ли вы пословицы и поговорки про лен?
Результат:
Писали 26 человек.
Из них:
- смогли определить лен по семенам - 4 человека
- отгадали загадку - 8 человек
- узнал по изображению - 1 человек
- знают об обработке льна - 11 человек (частично)
- знают об использовании льна - 9 человек
- знакомы со свойствами льняной ткани - 10 человек
- могут назвать пословицы и поговорки – нет
Работы, в которых нет ни одного правильного ответа – 1человек
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа, 2 класс, начало работы.
Проектная работа, 2 класс, начало работы....
Методы коллективной работы на уроке в начальной школе. Проектная работа на уроке окружающий мир тема "Осенние листья"
Фотоматериал .....
Проектная работа в урочной и внеурочной работе младших школьников
Поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения и ...
Проектная работа по методической теме «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
В своей публикации я поделилась опытом работы по проектной деятельности в 1-4 классах....
"Технологии коррекционно-развивающей работы по формированию моторных функций у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи". Проектная работа.
В данном проекте представлена технология, состоящая из комплексов упражнений по формированию и развитию моторных функций. Она включает в себя традиционные и нетрадиционные приёмы коррекционного воздей...
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе» Классификационные параметры технологии. Цели и задачи,типология,этапы работы над пр...
Проектная работа «Формирование умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в процессе решения проектных задач»
Конкурсная проектная работа«Формирование умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в процессе решения проектных задач»....