КВН Обобщающий урок по теме 2Природа" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Урок - игра по теме "Природа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvn_obobshchayushchiy_urok_po_razdelu_priroda_3_klass.doc | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий по разделу «Природа»:
Урок – игра КВН
Мероприятие: Внеклассное занятие по предмету «Окружающий мир»
Форма: Урок КВН
Цели:
- Актуализировать знания детей о живой и неживой природе, о животных, растениях.
- Способствовать расширению кругозора учащихся, развитию творческих способностей.
- Создать условия для воспитания любви к природе.
- Формировать чувство ответственности за всё живое, что нас окружает.
Оборудование:
- Музыкальное оформление.
- Портрет Михаила Пришвина.
- Раздаточный материал для конкурсов.
- Эмблемы для игроков команд, таблички-эмблемы на столы команд и жюри.
- Книги и энциклопедии о природе, газета “Розовый кузнечик”.
- Плакат “Планета Земля плачет…”
- Картинки животных и объектов природы для оформления доски.
- Разрезные буквы: К В Н.
Ход урока.
Организационный момент.
Звучит музыка, команды занимают свои игровые столы. Слайд №1
Посмотри, мой милый друг, Слайд №2
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года-
Это все вокруг…(природа)
Сегодня мы собрались, чтобы проверить ваши знания по разделу « Природа». Урок у нас сегодня необычный, урок – КВН. Кто из вас может сказать, что такое КВН?
(Конкурс, соревнование между командами по какой-либо теме.)
На уроке мы повторим пройденный материал, будем отгадывать загадки, вспоминать пословицы, изображать животных и многое другое.
В игре участвуют три команды. Вспомните правила дружной работы. Слайд №3
А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте удачи!
Слайд №4
Задание 1. Приветствие. Каждая команда заранее должна придумать себе название, девиз, нарисовать эмблему. Жюри оценивает этот конкурс.
Команда №1 « Апельсин» Слайд №4
Девиз: « Мы как дольки апельсина. (капитан)
Мы дружны и неделимы»
Команда № 2 « Улыбка»
Девиз: «Жизнь без улыбки ошибка, (капитан)
Да здравствует смех и улыбка»
Команда № 3 « Муравьи »
Девиз: « Кто сильно желает, (капитан)
Тот цели добьётся, (команда)»
Задание 2. ВОПРОС _ ОТВЕТ За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. На обдумывание дается 5 секунд. Если одна команда не смогла ответить, на этот вопрос отвечает другая команда.
1 к. -Вспомните, что такое природа? ( Все, что нас окружает и не создано руками человека )
Слайд №5
2 к. -Какая бывает природа? ( Живая и неживая)
3 к. -Приведите примеры живой и неживой природы.
(Живая природа: Растения, грибы, животные. Неживая природа: Воздух, солнце, вода.)
1 к. -Объясните, как связаны между собой живая и неживая природа?
Слайд №6
( Живым существам необходимы: солнце, воздух, вода.)
2 к. -Что такое явления природы? Приведите примеры. СЛАЙДА НЕТ!(УСТНО)
(В природе постоянно происходят изменения. Дует ветер, идет дождь, падает снег. Многие явления связаны со сменой времен года.
3 к. -Что такое круговорот воды в природе? Слайд №7
Задание 3. Отгадайте загадки. (по 1 шт. каждой команде)
Слайд №8
- Нашумела, нагремела,
Все промыла и ушла.
И сады, и огороды
Всей округи полила. ( Гроза.)
- Бел, как мел,
С неба прилетел.
Зиму пролежал,
В землю убежал. ( Снег.) - Светит, сверкает, всех согревает. (Солнце.)
ВСЕМ! Загадка
Крашеное коромысло над рекой повисло (Радуга.)
ДАЛЬШЕ загадки БЕЗ СЛАЙДА
- Слеп да тупорыл, всю землю изрыл,
Мороз пришёл – в землю ушёл. (крот)
- На четырёх столбах гора,
Скажешь- ляжет, сядешь – встанет,
Пойдёт шагать – на коне не догнать. (верблюд)
- Где сладко, там она кружит,
Как пчела.
Она и жалит, и жужжит,
Как пчела.
И попадается в компот,
Как пчела.
Вот только мёду не даёт,
Как пчела. (оса)
Слайд №9
- Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. ( Береза.) - Не мышь, не птица,
В лесу резвится,
На деревьях живет
И орешки грызет. ( Белка.) - Кто растет в лесу
У дорожки?
Есть у них шляпки
И ножки. ( Гриб.)
ВСЕМ! загадка
- Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым –
Клё! Клё! Клё! Поёт со свистом. ( Клест.)
Задание 3. – «Почтовый ящик”
(Письма на листах заготовить, а когда будут проверять ответы, использовать Слайд №11 и 12)
Ребята, на наш адрес пришло три письма. Угадайте, кто их писал.
Капитаны разбирают письма. Посовещавшись, они зачитывают письмо-описание и называют отгаданное животное.
Описание первое
"У меня на голове чёрная шапочка, спинка, крылья и хвост тёмные, а грудка ярко-жёлтая, будто в жёлтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ем всё: и разные зёрнышки, и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно я люблю несолёное сало. Догадались, кто я?” (Синица)
Описание второе
"Меня называют "смотритель леса”. Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто будить всех ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда-сюда, вверх-вниз по дереву, мне и крылья-то нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клёна. Осенью прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я?” (Поползень)
Описание третье
“Я зверь небольшой, и каждый меня знает, но при этом я типичный хищник, охотящийся из засады. Молчаливый, скрытный, бесшумно передвигающийся зверь. Могу часами караулить добычу, которую выслеживаю главным образом с помощью слуха. Из засады бросаюсь молча, делаю несколько стремительных прыжков, но если добыча ускользает, то я её не преследую. Чтобы схватить и удержать добычу использую острые когти. С их помощью лазаю по деревьям. (Кошка)
Жюри оценивает конкурс.
Ⅶ. Физкультминутка Слайд №13 под музыку
Стали мы учениками,
Соблюдаем режим сами:
Утром мы, когда проснулись,
Улыбнулись, потянулись,
Для здоровья, настроенья
Делаем мы упражненья:
Руки вверх и руки вниз,
На носочки поднялись.
То присели, то нагнулись
И опять же улыбнулись.
А потом мы умывались,
Аккуратно одевались.
Завтракали не торопясь,
В школу, к знаниям, стремясь
Задание 4. – «Загадочные животные»
Расшифруйте названия животных, записанные на доске, распределите их по группам.
Задание для 1-й команды:
з о к а л ь д о ш а к а б е л
коза лошадь белка
Задание для 2-й команды:
д е в ь д е м б а о б ч а к ш а у г к я л
медведь бабочка лягушка
Задание для 3-й команды:
б а к о с а с о л ь | в а й уем р | ||
Собака лось | муравей |
Жюри оценивает конкурс
Задание 5. “Филворды” напечатать каждой команде
Командам предложены филворды. Дети должны отгадывать загадки, найти отгадки в филвордах. Слова в филвордах могут читаться вверх, вниз, вправо, влево и даже под углом, но не пересекаться!
1-я команда
На болотце там и тут
Капли красные растут.
(Клюква)
Горят красные кисти,
Хотя давно нету листьев.
(Рябина)
Было зелёное платье атласное,
Нет, не понравилось, выбрала красное,
Но надоело также и это –
Платье надела синего цвета.
(Слива)
Горьку ягоду в мороз
Сладкой-сладкой в дом принёс.
(Калина)
Низок, да колюч,
Сладок, да не пахуч.
Пока сорвёшь –
Всю руку обдерёшь.
(Крыжовник)
Красненька матрёшка,
Беленько сердечко,
На кустах растёт
И сладка, как мёд.
(Малина)
Две сестры – цветом разны.
На вкус обе прекрасны.
(Смородина)
Сидит рядом с нами,
Смотрит чёрными глазами.
Черна, сладка, мала
И ребятам мила.
(Черника)
Он зелен, полосат,
И всё же
Большая ягода он тоже.
(Арбуз)
Землянике я родня.
На грядках ты найдёшь меня.
(Клубника)
2-я команда
Кто зимой, забыв тревоги,
Крепко спит в своей берлоге?
(Медведь)
Какая коняшка ходит в тельняшке?
(Зебра)
С длинной шеей своей стал он выше всех зверей.
(Жираф)
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку.
(Заяц)
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
(Белка)
Что за чудо! Вот так чудо!
Сверху блюдо, снизу блюдо!
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит да ноги.
(Черепаха)
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А ниток – ни одной.
(Ёж)
Живёт в норке, грызёт корки.
Короткие ножки, боится кошки.
(Мышь)
Он огромен, полосат,
А вообще-то, кошке брат.
(Тигр)
Меня по хоботу, ушам
Легко узнать и малышам.
(Слон)
3-я команда
А | Ю | Ж | К | О | К | О | Р | Т |
О | С | Ё | К | Ш | Я | Ч | О | М |
Л | О | Л | Р | К | А | С | В | Б |
К | Ш | В | О | Л | И | О | А | А |
О | А | Е | Р | Б | К | Б | А | Р |
З | Д | С | В | Л | Ю | Д | К | А |
А | Ь | А | И | Н | Ь | Я | А | Н |
У порога плачет, коготки прячет.
Тихо в комнату войдёт – замурлычет, запоёт.
(Кошка)
Он шерстью своей одевает людей.
(Баран)
Пятачком в земле копаюсь,
В грязной луже искупаюсь.
(Свинья)
Я – лучший сторож дома
И с детства всем знакома.
(Собака)
Меня оседлают, и я побегу,
Но также и грузы возить я могу.
(Лошадь)
“Ме” да “ме” - а себе на уме.
(Коза)
На мне люди ездят и возят поклажу.
В пустыне безводной могу идти даже.
(Верблюд)
Назовёте вы легко,
Кто даёт нам молоко.
(Корова)
Длинноухий и серый,
Пусть упрям – какое дело?
(Осёл)
Я похож на зайца очень,
Но не заяц, между прочим.
(Кролик)
Жюри оценивает конкурс.
Задание 6 « Продолжить пословицу» Командам раздаются карточки с пословицами или поговорками, надо их закончить: ИЛИ УСТНО!
- Волков бояться - в лес…… не ходить
- Без труда ……не вынешь и рыбку из пруда
- Слово не воробей,….. вылетит – не поймаешь
- Не за то волка бьют, что сер, а за то … (что овцу съел.)
- Два медведя в одной берлоге … (не уживутся.)
- Не та собака пугает, что лает, а та … (что молчит да хвостом виляет.)
- Волка ноги … (кормят.)
- Не учи орла летать, а соловья - …(петь.)
- Здоровое дерево дятел … (не долбит.)
Жюри оценивает конкурс.
Задание 7 «Что наносит вред природе? » Слайд №14 выбрать командам и записать номера ответов
Команды по очереди комментируют, что изображено на картинках, объясняя при этом, что вредит природе.
Задание 8 КРОССВОРД .
Побеждает команда первой отгадавшая ключевое слово. Дать на листах можно и ВАЖНО! Клетку с номером в ответ не считать)
Пока разгадывают кроссворд, проверить филворд
1. Только у них есть перья. ( Птицы.) Слайд №13
2 Они зеленые, имеют листочки ,.иногда цветут, их называют легкими планеты. (Растения)
3. Растения, грибы, животные - это …. природа. ( Живая.)
4. Летом бежит, зимой стоит (Река)
5.Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но, когда хочу,
Даже камень источу. ( Вода.)
6.Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем. ( Воздух.)
7.Воздух, солнце, вода - это … природа. (неживая)
Ⅻ Правила об охране природы (каждая команда рисует мини-плакат и составляет одно правило на доске по 1 чел, пока разгадывают кроссворд или решают филворд)
Команды выходят с плакатами, зачитывают правила.
1 команда: Не рвите цветов, не разрушайте птичьи гнезда и муравейники!
2 команда: Будьте осторожны с кострами! Помните – лес наше богатство!
3 команда:…
( Читает заранее подготовленная ученица)
Берегите, ребята, природу,
И цветы, и деревья, и луг,
И животных, и почву, и воду,
Ведь природа – надежный наш друг!
Хором: Охранять природу – значит, охранять Родину.
Слайд №15
Задание 9 Блиц турнир
- Что делает ёж зимой? (Спит.)
- Кто был летом рыжий, а зимой становится серым? (Белка.)
- Какой зверь похож на ежа? (Дикобраз.)
- Какая перелётная птица не строит гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка.)
- Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие.)
- Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст.)
- Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листву? (Лиственница.)
- Какое дерево, как и берёза, даёт сладкий сок? (Клён.)
- Из какого дерева делают спички? (Из осины.)
- Какое дерево применяют для изготовления лыж? (Берёзу.)
- Какое дерево цветёт первым, а какое – последним? (Ольха и липа.)
- У каких деревьев осенью листья красные? (У клёна и рябины.)
- Из какого дерева делают пианино? (Из ели.)
- Кто собирает яблоки спиной? : ёж,
- Пингвин птица или нет? птица
- Разноцветные грибы. сыроежки
- Самое сладкое дерево наших лесов. , липа
- Какая ягода бывает чёрной, красной, белой? , смородина
- Кто спит вниз головой? летучая мышь
- Чем стрекочет кузнечик? , ногой
-Что случается с пчелой после того, как она ужалит? , погибает
- Можно ли сказать, что птица – животное? да
- Растёт ли дерево зимой? да
- Кто над нами вверх ногами? муха
- Как называется плод сосны? шишка
- Какое гнездо у кукушки? нет
- В золотой клубочек спрятался дубочек. Что это? , жёлудь
- Какие животные спят с открытыми глазами? змеи и рыбы
- Какая рыба носит имя человека? Карп,
- Куда «лицом» обращена головка подсолнечника в полдень? на юг
- Весной или летом цветёт сирень? весной,
- Сколько глаз у паука? 8 глаз
- Какое животное безболезненно расстаётся со своим хвостом? , ящерица
-Из чего получают гречневую крупу? , из гречихи.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
- Конкурс «узнай природную зону по описанию». Требуется быстрый ответ.
А) В этой зоне хранятся огромные богатства. Главное из них, конечно, деревья. Другое богатство – пушнина. Нигде в мире не водится столько белок, куниц, соболей. (лесная полоса)
Б) Здесь произрастают удивительные растения – карликовая берёза, ягель, который с удовольствием поедают коренные жители этих мест – олени. А люди ведут кочевой образ жизни и живут в ярангах – домах, покрытых шкурами оленей. (тундра)
В) Жара, зной. К середине дня всё замирает. По-разному спасаются от палящих лучей солнца обитатели. Многие из них ведут ночной образ жизни. (пустыня)
Г) Куда ни посмотришь – всюду трава, трава, трава. Деревья здесь не растут из-за недостатка влаги. Травы по-разному приспосабливаются к засушливому климату. Почвы очень плодородны. (степи)
3. Командам предлагается карточка с вопросами для обсуждения. При оценивании этого конкурса учитывается правильность ответов и быстрота выполнения.
1) В какое время суток больше перелётных птиц?
днём ночью утром
2) Какой из органов чувств развит у совы лучше других?
слух зрение обоняние
3) Могут ли птицы опылять растения?
нет есть птицы – опылители могут, если заденут крылом
4) Кому хвост служит опорой?
ястребу ворону дятлу
5) Есть ли у птиц зубы?
есть нет есть только у птенцов
6)Как совы заглатывают свою добычу?
целиком разрывают на куски ощипывают от шерсти и перьев
7) Какая птица умеет летать вперёд и назад, не разворачиваясь?
королёк колибри сокол
- Конкурс капитанов.
А) Из данных названий выберите только формы земной поверхности: гора, впадина, холм, плотина, равнина, поле, болото, река.
Б) Из данных названий выберите только названия планет: луна, венера, марс, солнце, большая медведица, земля, весы, юпитер, водолей.
В) Из данных названий выберите только названия материков: Европа, Австралия, Евразия, Антарктида, Северная Америка, Азия, Россия, Америка, Африка, Аргентина, Южная Америка.
Г) Из данных названий выберите только названия частей света: Европа, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Африка, Аргентина, Южная Америка.
Ведущий:
Наш КВН подошел к концу. Слайд №16
Природа даёт человеку воду и пищу, зелёные растения. Растения выделяют кислород, так необходимый для дыхания человека и животных.
Но природа часто страдает оттого, что люди не бережно относятся к ней. Загрязняются реки, воздух, вырубаются леса, гибнут животные, высыхают реки.
Наша планета Земля обращается к вам, ребята, с такими словами:
Обучающийся зачитывает обращение.
“Прислушайтесь ко мне. Я – Земля! Я в беде! Я не в силах исправить всё зло, которое творит человек. Я не в силах спасти гибнущих зверей и птиц, очистить от дыма и гари воздух… Я не могу уничтожить столько мусора, сколько разбросал на Земле человек.
Только вы, дети, можете спасти меня”.
Ребята, скажите, а как вы можете помочь природе?
Самостоятельные ответы детей.
(Не рвать цветы, не ломать ветки деревьев, не топтать травы, не разорять птичьих гнёзд, не ловить насекомых и т.п.)
Ребята, известный писатель-натуралист Михаил Пришвин сказал такие слова: “Мы с вами – хозяева нашей природы. Рыбе нужна чистая вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину!”
Ребята, давайте беречь нашу планету, оберегать братьев наших меньших. И пусть в “Жалобной книге природы” будет как можно меньше тревожных сигналов.
Пусть над нашей планетой всегда светит яркое солнышко.
XIII. Подведение итогов. Рефлексия. Попросим жюри огласить результаты конкурсов.
Благодарим всех, кто принимал участие в игре. Призываем всех любить, беречь и охранять нашу родную природу! Человек может многое, но и он часть природы. Погубив природу, он и сам не сможет выжить.
Список используемой литературы:
1.Сборник рабочих программ « Школа России» Издательство «Просвещение»,2011.
2.Мир вокруг нас. Часть 1.Плешаков А.А. Издательство «Просвещение», 2010.
3.Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас» .К учебному комплекту: А. А.Плешакова .М., Изд-во « ВАКО»,2008.
4.Иду на урок в начальную школу: Природоведение. Книга для учителя:- М., Издательство «Первое сентября:,2000.
5. Большой иллюстрированный энциклопедический словарь.М., ООО «Издательство Астрель» 2007.
6.Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию.
О. Е. Жиренко, Е. В. Лапина, Т. В. Киселева. М., «ВАКО»,2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - игра. 4 класс.Обобщающий урок по теме "Природные зоны России"
Урок- игра по теме "Природные зоны России" 4 класс , предмет- окружающий мир. Урок -игра составлен на основе методического пособия "Поурочные разработки по курсу окружающий мир" Т.Н. Максимовой....
Урок - игра. 4 класс.Обобщающий урок по теме "Природные зоны России"
Урок- игра по теме "Природные зоны России" 4 класс , предмет- окружающий мир. Урок -игра составлен на основе методического пособия "Поурочные разработки по курсу окружающий мир" Т.Н. Максимовой....
Урок - игра. 4 класс.Обобщающий урок по теме "Природные зоны России"
Урок- игра по теме "Природные зоны России" 4 класс , предмет- окружающий мир. Урок -игра составлен на основе методического пособия "Поурочные разработки по курсу окружающий мир" Т.Н. Максимовой....
Урок - игра. 4 класс.Обобщающий урок по теме "Природные зоны России"
Урок- игра по теме "Природные зоны России" 4 класс , предмет- окружающий мир. Урок -игра составлен на основе методического пособия "Поурочные разработки по курсу окружающий мир" Т.Н. Максимовой....
Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "Обобщающий урок по теме "Люби живое""
Обобщающий урок по теме "Люби живое", 3 класс...
Конспект урока по литературному чтению на тему: «Обобщающий урок по теме «Люби живое». Самостоятельная работа».
Тип урока: проверка и контроль знанийЦель: Планируемые результаты:Предметные:• повторить и изученный материал;•...
Урок литературного чтения в 4-ом классе по теме «Обобщающий урок по теме « Природа и мы».
Тема: «Обобщающий урок по теме « Природа и мы».Форма проведея: урок – игра.Тип урока: закрепление и обобщение знаний, умений и навыков.Программа: УМК «Школа России»...