«Новое время: встреча Европы и Америки»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Конспект урока 4 класс "Школа России". Тема: "Новое время: встреча Европы и Америки".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

Дресвянникова Ирина Анатольевна

МБОУ «СШ №34» г. Петропавловска-Камчатского

Учитель начальных классов

Разработка урока по окружающему миру «Новое время: встреча Европы и Америки» 4 класс

Тема: Новое время: встреча Европы и Америки»

Тип урока: урок изучения нового

Вид урока: проблемный

Цель:

- ознакомить обучающихся со знаменитыми людьми Нового времени, их изобретениями, географическими открытиями;

- научить отличать эпоху Нового времени от других эпох;

- находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившиеся с эпохи Нового времени.

Формируемые УУД :

познавательные - осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное;

коммуникативные – соблюдать правила работы в группе, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;

личностные – осознавать единство с окружающим миром.

Оборудование: учебник, тетрадь с тестами, презентация, карта полушарий, картинки кораблей, технических изобретений Нового времени (фотоаппарат, паровоз, пароход, эл. лампочка, самолет, телескоп, микроскоп), лист ватмана, клей, ножницы, листочкии с кроссвордами, выставка книг о Великих географических открытиях

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Ребята, повернитесь к нашим гостям и поприветствуйте их.

- Теперь посмотрите на меня

2. Проверка домашнего задания

— «На свете нет ничего лучше путешествий», так воскликнул однажды знаменитый французский писатель Жюль Верн.

Мы продолжаем путешествие по страницам истории человечества.

-О какой исторической эпохе мы говорили на прошлом уроке?

-Как еще называли эпоху Средних веков? (Время рыцарей и замков)

 (Разбиваю класс на 5 групп по 6 чел).

- Мы с вами отправимся в путешествие на 3 кораблях, которые называются «Санта-Мария», «Виктория» и «Мирный». В течение урока вам нужно быть внимательными, чтобы узнать, почему именно на этих кораблях мы отправляемся в плавание.

-Повторим главные правила работы в группе.

3.Постановка проблемы.

Чтоб тему следующего урока узнать,

Кроссворд нам надо разгадать

И ключевое слово прочитать.

( У каждой группы кроссворд)

Вопросы к кроссворду:

1. Одна из крупнейших религий, которая широко распространялась в Средние века? . ХристиаНство

2. Где жили рыцари? ЗамОк.

3. Тысячу лет – с конца V века до конца XV века продолжалась эпоха, которую историки называют... Средние Века

4. Здание для молитв у христиан. ЦеркОвь

5. Как назывались металлические буквы? ЛитЕры

6. Город России, который возник в Средние века? МоскВа

7. Благородный воин на коне, закованный в латы, в шлеме, с мечом и щитом? Рыцарь

8. Одно из важнейших изобретений Средних веков, которое широко используется и в наше время? КнигопЕчатания

9.Вера, созданная ещё в древности в Индии, Китае, Японии и других странах востока? БуддизМ

10. Одна из стран Востока, в которой в Средние века строили буддистские храмы? Япония

Ключевое слово: Новое время.

-Кто догадался, какая тема нашего урока?

-Какую цель урока мы поставим перед собой, исходя из темы.

(1.Узнать чем Новое временя отличалось от других исторических эпох,2. какие новые открытия сделаны, 3.как изменилась жизнь людей в это время.)

-Давайте оценим свои знания по этой теме на листах самооценки на уроке.

-Посмотрите на ленту времени, определите местонахождения этой эпохи.

( Новое время идет после эпохи Средних веков.)

Сколько лет длилась эта эпоха?

(Новое время продолжалось с 1500 года до 1900 года, 16,17,18,19 века, 400 лет)

Постановка проблемы.

Что значит новое?

( 1. Впервые созданное или сделанное, появившееся или возникшее недавно, взамен прежнего, вновь открытое.

2. Недостаточно знакомое, мало известное. )

Тема нашего урока звучит немного иначе  «Новое время: Встреча Европы и Америки», т. е. мы должны узнать не только какие новые изобретения были сделаны, но и узнать, как встретились народы Европы и Америки.

-Покажите на карте Европу и Америку.

-Как же люди этих двух материков могли встретиться друг с другом? (Переплыть через океан)

- Новое время называют эпохой великих географических открытий.

Одно из таких открытий совершил человек, о котором пойдёт сейчас речь

 Презентация

-Как зовут этого путешественника? ( Христофор Колумб)

Христофор Колумб решил отправиться в Индию, но доплыл только до Америки, но сам Колумб решил, что это Индия и даже местное население назвал индийцами)

Учитель

Индию европейцы называли «страной сказочных богатств». Оттуда купеческие караваны везли золото и драгоценные камни, тонкие ткани и пряности - гвоздику, черный перец, корицу. Ценили пряности на вес золота – платили за 1 грамм пряностей 1 грамм золота.

До конца жизни Колумб не знал, что он открыл новый Континент. И только после смерти Колумба итальянский путешественник Америго Веспучи догадался, что открытые Колумбом земли - новый материк. Вот его то именем и назвали Америку. А в память о Колумбе названа одна из стран Южной Америк – Колумбия.

 Спустя некоторое время Америка была заселена европейцами. На ее территории были образованы новые государства Канада, Мексика, Бразилия, Аргентина). Вот так и произошла встреча людей живших в Европе и Америке

Учитель. 

-Кроме Колумба были и другие мореплаватели, которые стремились попасть в Индию, а по пути совершали тоже новые открытия. С ними вы познакомитесь сами, работая в группах, и познакомите остальных ребят.

(Раздаю задания группам) три группы путешественников и две корреспонденты

1 группа сообщение о кругосветном путешествии Фернана Магеллана.

2 группа об открытии Антарктиды

3 группа о великих технических открытиях. В этом вам поможет учебник с.25

4 и 5 группа корреспонденты

Учитель. (показывает портрет Ф. Магеллана)

-Вы знаете кто это? Это испанский мореплаватель Фернан Магеллан о его путешествии расскажет экипаж корабля «Виктория».

ГРУППА «ВИКТОРИЯ»

В богатую Индию стремилась и Испания. Ходила молва, что за землей, открытой Колумбом есть море, по которому можно доплыть до Индии. Капитан судна «Виктория» Фернан Магеллан предложил испанскому королю подойти к Индии с запада. Король поддержал план капитана и снарядил в плаванье 5 кораблей во главе с Фернаном Магелланом.

После долгих поисков пролив, наконец, был найден! Это была победа! Но ее сопровождала беда. Самый крупный корабль эскадры, на котором хранилось больше всего запасов продовольствия и воды, взбунтовался и ушел обратно в Испанию. А впереди было не море, а огромный неизвестный океан и много миль пути.

Оставшиеся корабли вышли в неизвестный океан. Магеллан назвал океан Тихим, потому что во время плавания по нему они не попали ни в одну бурю. А пролив между двумя океанами получил позднее имя самого Магеллана.

Почти три года длилось плавание эскадры Магеллана. Из всех кораблей лишь маленькая «Виктория» вернулась в Испанию. Из 265 моряков домой вернулось только 17, сам Магеллан тоже погиб. Так закончилось первое кругосветное путешествие. Магеллан доказал, что Земля – шар. А еще экспедиция выяснила, что океаны занимают большую часть, чем суша.

- С каким путешественником познакомили нас ребята с корабля «Виктория»?

( С Фернаном Магелланом).

- Почему  корабль назван «Виктория»?

- Почему Магеллан назвал океан Тихим? Как был назван пролив между двумя океанами?

- Какое открытие совершила экспедиция Магеллана? (Доказала, что земля имеет форму шара).

Учитель.

Совершались экспедиции и вглубь материков. Русские люди успешно осваивали просторы Сибири. Об этом нам расскажет экипаж корабля «Мирный»

ГРУППА  «МИРНЫЙ»

Еще в давние времена люди считали, что в южной полярной области лежит большая, никем не изведанная земля. Говорили всякое, но чаще всего - о том, что богата она золотом и алмазами.

Российские путешественники Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен и Михаил Петрович Лазарев отправились в путь к Южному полюсу на двух шлюпах «Мирный» и «Восток». Им дали задание: как можно ближе подойти к Южному полюсу и открыть неизвестные земли.

С каждым днём "Восток" и "Мирный" ближе и ближе подходили к таинственной земле. Когда утихал ветер, и небо прояснялось, моряки с интересом наблюдали за китами, акулами и дельфинами. Так же на льдинах стали попадаться тюлени и пингвины. Таких удивительных птиц русские люди до сих пор не видывали. И вот 28-го января 1820-го года моряки увидели стену льда и стаи парящих над ними птиц. Так и произошло открытие Антарктиды российскими мореплавателями.

Днем открытия Антарктиды считается 28 января 1821 года.

За время плавания корабли «Восток» и «Мирный» прошли расстояние, равное 100 000 километров. Это примерно два с половиной оборота вокруг Земного шара. Путешествие заняло 751 день.

В честь экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева русские станции на Антарктиде носят названия "Восток" и "Мирный". Эта экспедиция считается одной из самых важных в истории географических открытий, кроме Антарктиды было обнаружено и нанесено на карту 29 новых островов.

- Куда и зачем отправились  Беллинсгаузен и Лазарев?

- Какие открытия они сделали?

- Что было обнаружено экспедицией?

Учитель.

Свою работу нам продемонстрируют ребята - исследователи из технической лаборатории, которые путешествовали на корабле «Санта - Мария».

Почему ваш корабль так называется, кто из мореплавателей совершил путешествие на корабле с таким названием? (Х. Колумб)

Они нам покажут свой мини-проект.

(Защита мини-проекта)

Новое время оставило нам много технических изобретений:

паровоз, пароход, автомобиль, фотоаппарат, самолет, микроскоп, телескоп, электрическую лампочку, телеграф, телефон, компас.

Технические изобретения имели большое значение в развитии общества. Так, при помощи телеграфа люди смогли передавать сообщения в течение нескольких секунд на большие расстояния. Сегодня люди не представляют себе жизни без телефона.

Изобретение электрических ламп, радио, телефона, двигателя и многие другие открытия перевернули человеческую жизнь того времени.

Эту эпоху в жизни человечества назвали новым потому, что мир стал совсем иным по сравнению с миром Средневековья.

-Что изменилось в жизни людей с появлением этих изобретений?

(Если кто-то заболел, можно быстрее об этом сообщить врачу и быстрее доставить человека в больницу. Люди получили больше возможностей общаться, узнавать новое, полезное. Человечество стало сильнее. Жить стало проще и удобнее.)

Подведение итогов.

Эпохи сменяют друг друга: за Первобытным миром следует Древний мир, за ним Средневековье, а потом и наступает Новое время.

Обратимся к цели урока. (слайд)

-Что можно сказать о продолжительности этой эпохи?

-Почему Новое время так назвали?

(Мир стал совсем иным по сравнению с миром Средневековья)

- Назовите знаменитых людей-путешественников Нового времени.

( Х. Колумб, Фернан Магеллан, Фаддей Магеллан, Михаил Лазарев)

- Какое открытие сделал каждый из них?

- Назовите технические изобретения Нового времени.

-Какими достижениями эпохи Нового времени мы пользуемся и в наше время?

(метро, радио, телефон, электрическое освещение, автомобиль)

- А вы хотели бы жить в том времени?

Оцените свои знания по теме «Новое время» и заполните лист самооценки.

Капитаны кораблей оцените работу ребят своих экипажей.

Домашнее задание.

-Читать и знать материал на стр. 22-27, выполнить задание в тетради стр.9-10.

VIII. Итог урока.

Эпохи сменяют друг друга: за Первобытным миром следует Древний мир, за ним – Средневековье, а потом и наступает Новое время.

Какое представление у вас сложилось об эпохе Нового времени? Давайте вспомним все о чем мы говорили на уроке. Проведем игру.

Соедините в одну строку правильно карточки: художник, писатель, мореплаватель, мореплаватель, путешественники, писатель, художник, Христофор Колумб, Фернан Магеллан, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Даниэль Дефо, Антарктида, Америка, форма шара, «Мона Лиза», «Сикстинская Мадонна», Робинзон Крузо», «Таинственный остров».Должно получиться следующее:

Мореплаватель – Х.Колумб- Америка

Мореплаватель – Ф. Магеллан – Земля-шар

Путешественники- Ф. Беллинсгаузен, М. Лазарев – Антарктида


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новое время: встреча Европы и Америки (Окружающий мир, 4 класс)

Конспект урока с мультимедийным приложением по окружающему миру, 4 класс УМК "Школа России"...

Новое время: встреча Европы и Америки.

Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме " Новое время: встреча Европы и Америки". УМК "Школа России" 4 класс....

Новейшее время : встреча Европы и Америки

Презентация к уроку окружающего мира в 4 класе по программе Школа России...

Презентация. Окружающий мир. 4 класс. "Отважные путешественники" к теме " Новое время: встреча Европы и Америки".

Познавательная и иллюстрированная презентация составлена в помощь учителю по теме " Новое время: встреча Европы и Америки". С помощью презентации учитель сможет интересно рассказать учащимся об отважн...

Новое время: встреча Европы и Америки

Презентация по окружающему миру. Раздел "История". 4 класс...