открытый урок
презентация к уроку по окружающему миру (2 класс)

Петрова Анастасия Александровна

Тема «Заглянем в кладовые Земли». УМК А.А. Плешакова. Школа России

Цели: познакомить с горными породами и минералами; учить различать составные части гранита.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaglyanem_v_kladovye_zemli.docx21.96 КБ
Файл kladovye_zemli_.pptx1.91 МБ

Предварительный просмотр:

Тема «Заглянем в кладовые Земли». УМК А.А. Плешакова. Школа России

Цели: познакомить с горными породами и минералами; учить различать составные части гранита.

Планируемые результаты: учащиеся осознают значимость горных пород и минералов для жизни человека; научатся различать составные части гранита, а также горные породы и минералы; читать и обсуждать отрывок из книги.

Оборудование: коллекция горных пород и минералов; у учащихся - лупа, кусочки гранита, цветные карандаши.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

- О каких зодиакальных созвездиях вы узнали на прошлом уроке? (Ответы детей.)

- О каких двух ярких звездах в созвездии Орион вы узнали с помощью атласа-определителя? (Ответы детей.)

Валерия Н. и Артем Е.

тест

III. Самоопределение к деятельности

 

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок.)

 

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу. (Глина.)

- Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (Ответы детей.)

- Прочитайте тему урока на с. 44 учебника. (Заглянем в кладовые Земли.)

- Какие вопросы у вас возникают? Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)

- А что говорит нам Муравьишка? Прочитайте в учебнике.

IV. Работа по теме урока

  1. Начальные представления о горных породах.

Итак, сегодня на уроке речь пойдет о полезных ископаемых. Слайд 1.

Полезными ископаемыми называются те богатства, которые добываются из недр земли или с ее поверхности.

Жизнь современных людей невозможна без добычи или переработки полезных ископаемых. Одни используются в строительстве. Слайд 2

Слайд 3

Например, песок, глина, гранит.

Другие, как топливо.  Слайд 4. Например, каменный уголь, торф, нефть, газ.

Слайд 5.

Из третьих рудосодержащих выплавляют металл.

Изучают полезные ископаемые и разыскивают их месторождения геологи.

Слайд 6.

Слайд 7.  Нередко геологи по многу месяцев проводят вдали от дома. В тайге, в горах или в пустыне.

У них сейчас есть сложная аппаратура, вертолеты и вездеходы, радиосвязь и даже фотографии земли, сделанные из космоса.

Полезные ископаемые добывают по-разному. Одни Слайд 8. В открытых котлованах-карьерах, другие Слайд 9. в шахтах, глубоких колодцах.

А для того, чтобы извлечь из земли нефть или газ, люди строят буровые установки и бурят глубокие скважины.

Слайд 10. Чтобы изготовит стекло или сделать стакан, нужен специальный песок. Песок – это полезное ископаемое.

Слайд 11. Чтобы суп был соленым, нужна соль. И это тоже полезное ископаемое.

 Слайд 12. Чтобы сделать тарелку для супа, нужна особая белая глина – каолин. Она тоже полезное ископаемое.

Железная дорога, гвоздь, станок и часы, гигантский лайнер и чайная ложка. Все это сделано из металла. Их выплавляют из руды. А всякая руда – полезное ископаемое.

Всегда ли мы смотрим под ноги. Не для того, чтобы не споткнуться и не упасть, а для того, чтобы поднять с земли и рассмотреть великое чудо природы – камень. Когда мы говорим «камни», мы имеем в виду горные породы и минералы.

Минералы - это природные вещества, а горные породы – это природные соединения минералов. Одни из них используют в строительстве, из других делают украшения.

Слайд 13.  Слюда – это минерал, состоящий из пластин, тонких листочков. Эти листочки легко отделяются друг от друга. Они темные, но прозрачные и блестят. Слюда входит в состав гранита и некоторых других горных пород.

Слайд 14. Полевой шпат – это самый распространенный минерал  земной поверхности. Известно много его разновидностей. Чаще всего они непрозрачные. Некоторые из них используют для изготовления украшений.

Слайд 15. Кварц – минерал, который входит в состав гранита, но встречается и сам по себе. Прозрачный бесцветный кварц называют горным хрусталем.

Красивые поделочные камни Слайд 16 агат и сапфир – это тоже минералы.

Слайд 17. Минералом является и обычная соль, которую мы употребляем в пищу.

Слайд 18. Геологи называют ее галит.

 Природные ископаемые – это клад нашей земли, поэтому, как любые сокровища, их надо беречь и охранять.

Давайте рассмотрим полезное ископаемое – гранит. Слайд 19.

Гранит – очень крепкий и красивый камень. Залегает гранит глубоко в земле. И на поверхности, где он встречается в виде целых гор. Он бывает серого, розового и красного цвета.

Гранит – это горная порода, которая состоит из зерен нескольких минералов. В основном это полевой шпат, полупрозрачные сверкающие вкрапления – это кварц, черные – это слюда.

Зерно по латыни «гранум». От этого слова и появилось название – гранит.

Если внимательно рассмотреть камень, можно заметить, что он разноцветный: в полосочку, в крапинку, в разводах. Это происходит потому, что камешек состоит из минералов. Из минералов, как из кирпичиков, состоит мир неживой природы.

Гранит очень прочный камень, поэтому его используют в строительстве. Из него строят фундаменты домов, набережные, постаменты памятников. Гранит хорошо шлифуется и полируется, его используют для облицовки стен зданий, станций метро.


3. Практическая работа.

- Перед вами на столах лежат кусочки гранита. Рассмотрите их с помощью лупы.

- Найдите цветные зёрна. Это минерал полевой шпат.

- Найдите полупрозрачные зёрна. Это минерал кварц.

- Найдите чёрные блестящие зёрна. Это минерал слюда.

Минералы полевой шпат, кварц и слюда, соединяясь вместе, образуют горную породу – гранит.

- Давайте откроем рабочие тетради на с. 32  и заполним схему 1. Что же мы здесь запишем в табличках?

- Прочитайте задание №2 на с. 33. Приготовьте два карандаша: зелёный и желтый.

- Что будем закрашивать зелёным цветом? Что раскрасили жёлтым?

- Оценка выполненной работы (достигнута ли цель). Прочитайте цель нашей работы. Как вы считаете, научились ли вы различать составные части гранита? Давайте запишем вывод нашей работы: я научился различать составные части гранита.

V. Домашнее задание.

-  Прочитайте задание №3 в рабочих тетрадях. Отметьте. Его вы выполните дома .


VI. Рефлексия учебной деятельности.

- Что мы увидели, заглянув в кладовые Земли?

- Что нового и интересного узнали?

- А как вы думаете, горные породы и минералы к какой природе будут относиться: живой или неживой? Почему так думаете?

- Из чего состоит гранит?

- Чем отличаются горные породы от минералов?

- Сравните свои выводы с выводами мудрой Черепахи на с. 47 в учебниках.

- Кто запомнил название профессии людей, изучающих горные породы и минералы?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

2 класс Природные ископаемые Составила учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 422 Кронштадтского района Санкт-Петербурга Петрова Анастасия Александровна

Слайд 3

песок глина гранит

Слайд 4

Каменный уголь нефть торф газ

Слайд 6

Месторождения – это места, где в глубинах земли и на ее поверхности залегают полезные ископаемые.

Слайд 7

геологи

Слайд 8

Добыча железной руды

Слайд 9

Угольная шахта

Слайд 10

Добыча песка

Слайд 11

Добыча соли

Слайд 12

Добыча каолина

Слайд 13

слюда

Слайд 14

Полевой шпат

Слайд 15

Кварц

Слайд 16

агат сапфир

Слайд 17

соль

Слайд 18

галит

Слайд 19

гранит


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.

Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы  по режиму дня)Цели:       - развитие коммуникативных умений   в говорении,   чтении,  ау...

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"

Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...

5 раздел. Мероприятия. Дни открытых дверей (открытые уроки). Урок математики в 1 классе по теме:"Обобщение изученного". Султанова С.В.

5 раздел. Мероприятия. Дни открытых дверей (открытые уроки).Урок математики в 1 классе  по теме: "Обобщение изученного". Султанова С.В....

3.3.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков на МО муниципального уровня (экспертный лист , протокол посещения первого открытого урока).

3.3.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков на МО муниципального уровня (экспертный лист , протокол посещения первого открытого урока )....