открытый урок
презентация к уроку по окружающему миру (2 класс)
Тема «Заглянем в кладовые Земли». УМК А.А. Плешакова. Школа России
Цели: познакомить с горными породами и минералами; учить различать составные части гранита.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zaglyanem_v_kladovye_zemli.docx | 21.96 КБ |
kladovye_zemli_.pptx | 1.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Заглянем в кладовые Земли». УМК А.А. Плешакова. Школа России
Цели: познакомить с горными породами и минералами; учить различать составные части гранита.
Планируемые результаты: учащиеся осознают значимость горных пород и минералов для жизни человека; научатся различать составные части гранита, а также горные породы и минералы; читать и обсуждать отрывок из книги.
Оборудование: коллекция горных пород и минералов; у учащихся - лупа, кусочки гранита, цветные карандаши.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
- О каких зодиакальных созвездиях вы узнали на прошлом уроке? (Ответы детей.)
- О каких двух ярких звездах в созвездии Орион вы узнали с помощью атласа-определителя? (Ответы детей.)
Валерия Н. и Артем Е.
тест
III. Самоопределение к деятельности
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок.)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина.)
- Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (Ответы детей.)
- Прочитайте тему урока на с. 44 учебника. (Заглянем в кладовые Земли.)
- Какие вопросы у вас возникают? Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)
- А что говорит нам Муравьишка? Прочитайте в учебнике.
IV. Работа по теме урока
- Начальные представления о горных породах.
Итак, сегодня на уроке речь пойдет о полезных ископаемых. Слайд 1.
Полезными ископаемыми называются те богатства, которые добываются из недр земли или с ее поверхности.
Жизнь современных людей невозможна без добычи или переработки полезных ископаемых. Одни используются в строительстве. Слайд 2
Слайд 3
Например, песок, глина, гранит.
Другие, как топливо. Слайд 4. Например, каменный уголь, торф, нефть, газ.
Слайд 5.
Из третьих рудосодержащих выплавляют металл.
Изучают полезные ископаемые и разыскивают их месторождения геологи.
Слайд 6.
Слайд 7. Нередко геологи по многу месяцев проводят вдали от дома. В тайге, в горах или в пустыне.
У них сейчас есть сложная аппаратура, вертолеты и вездеходы, радиосвязь и даже фотографии земли, сделанные из космоса.
Полезные ископаемые добывают по-разному. Одни Слайд 8. В открытых котлованах-карьерах, другие Слайд 9. в шахтах, глубоких колодцах.
А для того, чтобы извлечь из земли нефть или газ, люди строят буровые установки и бурят глубокие скважины.
Слайд 10. Чтобы изготовит стекло или сделать стакан, нужен специальный песок. Песок – это полезное ископаемое.
Слайд 11. Чтобы суп был соленым, нужна соль. И это тоже полезное ископаемое.
Слайд 12. Чтобы сделать тарелку для супа, нужна особая белая глина – каолин. Она тоже полезное ископаемое.
Железная дорога, гвоздь, станок и часы, гигантский лайнер и чайная ложка. Все это сделано из металла. Их выплавляют из руды. А всякая руда – полезное ископаемое.
Всегда ли мы смотрим под ноги. Не для того, чтобы не споткнуться и не упасть, а для того, чтобы поднять с земли и рассмотреть великое чудо природы – камень. Когда мы говорим «камни», мы имеем в виду горные породы и минералы.
Минералы - это природные вещества, а горные породы – это природные соединения минералов. Одни из них используют в строительстве, из других делают украшения.
Слайд 13. Слюда – это минерал, состоящий из пластин, тонких листочков. Эти листочки легко отделяются друг от друга. Они темные, но прозрачные и блестят. Слюда входит в состав гранита и некоторых других горных пород.
Слайд 14. Полевой шпат – это самый распространенный минерал земной поверхности. Известно много его разновидностей. Чаще всего они непрозрачные. Некоторые из них используют для изготовления украшений.
Слайд 15. Кварц – минерал, который входит в состав гранита, но встречается и сам по себе. Прозрачный бесцветный кварц называют горным хрусталем.
Красивые поделочные камни Слайд 16 агат и сапфир – это тоже минералы.
Слайд 17. Минералом является и обычная соль, которую мы употребляем в пищу.
Слайд 18. Геологи называют ее галит.
Природные ископаемые – это клад нашей земли, поэтому, как любые сокровища, их надо беречь и охранять.
Давайте рассмотрим полезное ископаемое – гранит. Слайд 19.
Гранит – очень крепкий и красивый камень. Залегает гранит глубоко в земле. И на поверхности, где он встречается в виде целых гор. Он бывает серого, розового и красного цвета.
Гранит – это горная порода, которая состоит из зерен нескольких минералов. В основном это полевой шпат, полупрозрачные сверкающие вкрапления – это кварц, черные – это слюда.
Зерно по латыни «гранум». От этого слова и появилось название – гранит.
Если внимательно рассмотреть камень, можно заметить, что он разноцветный: в полосочку, в крапинку, в разводах. Это происходит потому, что камешек состоит из минералов. Из минералов, как из кирпичиков, состоит мир неживой природы.
Гранит очень прочный камень, поэтому его используют в строительстве. Из него строят фундаменты домов, набережные, постаменты памятников. Гранит хорошо шлифуется и полируется, его используют для облицовки стен зданий, станций метро.
3. Практическая работа.
- Перед вами на столах лежат кусочки гранита. Рассмотрите их с помощью лупы.
- Найдите цветные зёрна. Это минерал полевой шпат.
- Найдите полупрозрачные зёрна. Это минерал кварц.
- Найдите чёрные блестящие зёрна. Это минерал слюда.
- Минералы полевой шпат, кварц и слюда, соединяясь вместе, образуют горную породу – гранит.
- Давайте откроем рабочие тетради на с. 32 и заполним схему 1. Что же мы здесь запишем в табличках?
- Прочитайте задание №2 на с. 33. Приготовьте два карандаша: зелёный и желтый.
- Что будем закрашивать зелёным цветом? Что раскрасили жёлтым?
- Оценка выполненной работы (достигнута ли цель). Прочитайте цель нашей работы. Как вы считаете, научились ли вы различать составные части гранита? Давайте запишем вывод нашей работы: я научился различать составные части гранита.
V. Домашнее задание.
- Прочитайте задание №3 в рабочих тетрадях. Отметьте. Его вы выполните дома .
VI. Рефлексия учебной деятельности.
- Что мы увидели, заглянув в кладовые Земли?
- Что нового и интересного узнали?
- А как вы думаете, горные породы и минералы к какой природе будут относиться: живой или неживой? Почему так думаете?
- Из чего состоит гранит?
- Чем отличаются горные породы от минералов?
- Сравните свои выводы с выводами мудрой Черепахи на с. 47 в учебниках.
- Кто запомнил название профессии людей, изучающих горные породы и минералы?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
песок глина гранит
Каменный уголь нефть торф газ
Месторождения – это места, где в глубинах земли и на ее поверхности залегают полезные ископаемые.
геологи
Добыча железной руды
Угольная шахта
Добыча песка
Добыча соли
Добыча каолина
слюда
Полевой шпат
Кварц
агат сапфир
соль
галит
гранит
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.
Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы по режиму дня)Цели: - развитие коммуникативных умений в говорении, чтении, ау...
Открытый урок по математике по учебнику Л.Г.Петерсон (4 класс, 2 часть, урок № 3) по теме: «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями». Урок открытия новых знаний. в 4 классе
Урок построен в соответствии с технологией деятельностного метода....
Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».
Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....
Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"
Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...
Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.
Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...
5 раздел. Мероприятия. Дни открытых дверей (открытые уроки). Урок математики в 1 классе по теме:"Обобщение изученного". Султанова С.В.
5 раздел. Мероприятия. Дни открытых дверей (открытые уроки).Урок математики в 1 классе по теме: "Обобщение изученного". Султанова С.В....
3.3.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков на МО муниципального уровня (экспертный лист , протокол посещения первого открытого урока).
3.3.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков на МО муниципального уровня (экспертный лист , протокол посещения первого открытого урока )....