Открытый урок "Путешествие к недрам Земли" (закрепление)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Вакулко Татьяна Владимировна

Обобщающий урок (4 класс) по теме «Путешествие по поверхности и недрам России» (по программе "Гармония")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_k_nedram_zemli.docx39.45 КБ

Предварительный просмотр:

БЕЗГРАНИЧНЫ ЛИ ЗАПАСЫ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ 
(обобщающий урок по теме «Путешествие по поверхности
и недрам России»)

Цели:

 а) образовательные: закрепить знания детей о полезных ископаемых, о добыче

и использовании их в хозяйственной деятельности человека.

б) развивающие: развитие познавательного интереса к изучаемому предмету, умение анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений;

в) воспитательные: воспитывать познавательную активность, чувство долга и ответственности перед природными богатствами бережное отношение к ним,  прививать любовь к природе и всему живому на земле.II. Проверка домашнего задания.

                                                          Ход урока

  1. Организационный момент.

  Сегодня на уроке мы с вами закрепим знания о полезных ископаемых, о добыче

и использовании их в хозяйственной деятельности человека, ответим на вопрос, безграничны ли их запасы.

  1. Работа по теме урока.

1. Актуализация знаний.

-Что мы называем полезными ископаемыми?

- Бывают ископаемые бесполезными? (Да, бывают до тех пор, пока человек на знает, как их использовать)

-Какими полезными ископаемыми богата наша Родина?

-На какие группы можно разделить их? (Жидкие, твердые и газообразные;) Примеры.

  (Строительные, горючие, рудные- черных и цветных металлов) Примеры.

2. Проверка домашнего задания

- Какие загадки о полезных ископаемых вы смогли найти дома?

Этот мастер белый-белый,

                В школе не лежит без дела,

                Пробегает по доске,

                Оставляет белый след. (Мел.)

                                                Он очень прочен и упруг,

                Строителям надежный друг:

                Дома, ступени, постаменты

                Красивы станут и заметны. (Гранит.)

 Он и желтый, и сыпучий,

            Во дворе насыпан кучей.

            Если хочешь, можешь брать

            И играть. (Песок.)

                             

                Если встретишь на дороге,

             То увязнут сильно ноги.

              А сделать миску или вазу –

             Она понадобится сразу.  (Глина.)

Он черный, блестящий,

        Людям помощник настоящий.

        Он несет в дома тепло,

        От него в домах светло,

        Помогает плавить сталь,

        Делать краски и эмаль. (Каменный уголь.)

                                

На кухне у мамы помощник отличный,

                Он синим цветком расцветает от спички.

                                                              (Природный газ.)

                                                        

Росли на болоте растения…

                А теперь это топливо и удобрение. (Торф.)        

    Без нее, ребята, повар просто как без рук,

 И становится вся каша несъедобной вдруг!

 А если в ранку попадет – испытываешь боль.

 Вы, конечно, догадались – это…

                                          (каменная соль.)

    Без нее не побежит

 Ни такси, ни мотоцикл,

 Не поднимется ракета.

 Отгадайте, что же это? (Нефть.)

      Она варилась долго

 В доменной печи,

 Чтобы потом нам сделали

 Ножницы, ключи. (Железная руда.)

3.Узнайте полезное ископаемое по описанию. Закрепление знаний о свойствах, добыче и использовании полезных ископаемых.

Слайд 1, 2

Какая горная порода состоит из кварца, слюды и полевого шпата? Она бывает серого или темно-красного цвета.

— кварц;

— гранит;

— глина. 

Слайд 3

Для чего используют гранит?

— для изготовления посуды;

— для строительства;

— для очищения воздуха.

Слайд 4

Где добывают гранит?

— в воде;

— в горах;

— в низменностях.

Что вы еще знаете о нем? Сообщение. Слайд 5

        Гранит - слово не русское (итальянское) и переводится как «зернистый». Он состоит из отдельных зёрен, которые отличаются друг от друга: зёрна дымчатого цвета — кварц, чёрные или белые пластинки, блестящие на солнце,— слюда, а вся остальная масса — полевой шпат.( показ из коллекции) Цвет гранита зависит от цвета полевого шпата. Он бывает серого или красного цвета.

        Добывают гранит в горах, иногда и на равнинах, где он выходит на поверхность. (Слайд 6). В нашей стране много гранита. Есть даже горы, которые целиком сложены из гранита (Слайды 7,8)

        Зёрна в граните плотно прилегают друг к другу. Гранит — очень прочная, тяжёлая горная порода. Поэтому его используют в строительстве. (Слайд 9)  Из него строят фундаменты зданий, опоры мостов, ступеньки лестниц, им мостят дороги. Гранит полируют. (Слайд 10)Полированный гранит украшает памятники, станции метро, набережные рек, стены домов.        

Вопросы-почемучки

- Гранит  разрушается  от действия  температуры, воды, ветра и многих других причин. Почему же его считают   твердым   камнем  и   употребляют  в   строительстве?

( Гранит очень твердая горная порода. Он разрушается в природе очень медленно на протяжении сотен лет. В построенных домах, памятниках мы почти не замечаем разрушения гранита.)

               Справка для учителя. Не все граниты разрушаются одинаково: граниты крупнозернистые разрушаются быстрее, мелкозернистые — очень медленно, серые граниты почти не разрушаются. Кроме того, в строительстве гранит шлифуют, полируют, часто ремонтируют, возвращая ему блеск зеркала. Это предохраняет гранит от разрушения.

     - Почему гранит оставляет на стекле царапину? (Так как он тверже стекла)

Слайд 11

Какое полезное ископаемое помогает человеку привести в движение  машины? Оно хорошо горит, легче воды, светло-коричневого, коричневого  или почти черного цвета.

— кислород;

— песок;

— нефть.

        - Расскажите, что вы знаете про нефть.

        Люди издавна находили в земле и на её поверхности тёмную маслянистую жидкость с  резким запахом, которую на Руси называли «земляной дёготь» за сходство с дёгтем, получаемым из берёзовой коры. Эту жидкость использовали для смазки осей телег, обуви, употребляли даже как лекарство. Жидкость эта хорошо горит, поэтому с древнейших времён применялась на войне, где зажигательными стрелами и бомбами поджигались укрепления неприятеля. Это была нефть.

Слайд 12

Что получают из нефти?

— бензин;

— воду;

сметану.

         -Что вы знаете о главном свойстве нефти?

        Главное свойство нефти — горючесть. Это свойство в основном и использует человек. Главным образом нефть идёт на изготовление горючего для машин: бензин, керосин, солярка, а также масел для  смазки деталей. Из нефти также делают спирт, различные пластмассы, удобрения, полиэтиленовые плёнки, краски, ткани, одежду.

-Каким значком на карте обозначено месторождение нефти на карте?

- Как добывают нефть?

        Нефть залегает глубоко в земле. Чтобы её достать, пробуривают узкие скважины, в которые опускают трубы.(Слайд 13) По этим трубам нефть выкачивают огромными насосами и выливают в специальные нефтехранилища. Для транспортировки сооружают нефтепроводы. (Слайд 14)  По ним нефть течет непрерывно  в течение всего года. Нефтепроводы тянутся на сотни километров. Нефть и продукты её переработки перевозятся также в цистернах по железным  и автомобильным дорогам. (Слайд 15) По морям и океанам везут её нефтеналивные танкеры. (Слайд 16)

 Корабль - танкер имеет много отсеков - танков - для устойчивости и безопасности.

Дополнения (по материалу учебника)- название произошло от слова «нафата». В переводе с арабского означает «извергать». При бурении скважин нефть вырывается из недр земли фонтанами черной маслянистой жидкостью.

Вопросы-почемучки

Почему нефть называют черным золотом? (Нефть является ценным сырьем для химической промышленности. Из нее получают  огромное количество продуктов, это-топливо, смазочные масла, керосин, каучук, мыло, пластмассы, духи, лекарства.

За ценные качества, которыми обладает нефть, ее называют черным золотом)

Слайд 17

Это полезное ископаемое имеет черный цвет, блестит на солнце, тонет  в воде. Оно твердое, но хрупкое. Основное свойство — горючесть.

— нефть;

— каменный уголь;

— мел.

Про это ископаемое Пётр I сказал: «Сей минерал, ежели не нам, то нашим потомкам полезен будет».

По преданию, в 1696 году во время Азовского похода несколько кусков донецкого каменного угля показали Петру I. Один из них царь бросил в костер и, видя, как он горит, произнес эту историческую фразу.

Слайд 18

Каменный уголь твёрдый, но хрупкий, его можно разбить на мелкие кусочки.

    Уголь (с греческого «антракос», отсюда и название сорта угля – антрацит) образовался из отмерших древних растений, накопившихся в торфяных болотах. Под микроскопом в угле можно рассмотреть пыльцу древних растений, споры древних папоротников, остатки тканей древесины. Древние болота высыхали, их засыпало песком или заносило илом. Слои накапливались миллионы лет. Со временем под давлением этих слоев торф превращался сначала в бурый уголь, потом в каменный, а затем в антрацит и графит.

- Где используется уголь?  

Основное свойство его — горючесть.

    Это   свойство  и  использует   человек.   70 % угля сжигается в качестве топлива. Из него производят  пластмассы, смазочные и другие вещества. Древесный уголь хорошо поглощает вредные вещества. Его используют даже для очистки крови. Из каменноугольной   смолы   получают   краски и красители, лекарства (например, аспирин, нашатырный спирт). Бурый уголь – прекрасное удобрение.

- Как добывают?

Каменный уголь залегает в земле пластами. Для его добычи строят шахты. (Слайд 19) Роют глубокие колодцы – стволы шахт. В них устанавливают подъемные машины. От ствола шахты роют подземные коридоры. По ним прокладывают рельсы. Добытый каменный уголь перевозят в особых вагонетках до ствола шахты. Здесь подъемные машины поднимают уголь на поверхность земли, где его грузят в вагоны и отправляют туда, где он нужен.

Есть места, где уголь добывают открытым способом, в карьерах.

По запасам каменного угля наша страна первая в мире.

 Места добычи каменного угля на физической карте обозначают черными  квадратиками

Дополнения (по материалу учебника) Самый ценный вид угля – антрацит, так как он при горении выделяет больше тепла.

Слайд 20

Полезное ископаемое темно-коричневого цвета. Его мелкие кусочки

   притягиваются к магниту.

— железная руда;

— известняк;

— кварц.

Железная руда относится к рудам черных металлов. Это магнитный железняк, красный железняк и бурый. Названы они черными металлами за темный цвет.

Руды черных металлов – плотное, мелкозернистое вещество. Мелкие кусочки  железной руды притягиваются к магниту. Железная руда тяжелая, она тяжелее гранита; очень прочная.

Слайд 21

Из какого полезного ископаемого выплавляют чугун и сталь?

— из алюминия;

— из железной руды;

— из гранита.

Важное свойство железной руды – плавкость. Из неё чаще всего выплавляют железо, чугун и сталь. Плавят железную руду в доменной печи.(Слайд 22) Из готовой стали на заводах делают( Слайд 23) станки, рельсы, поезда, автомобили, части самолётов, тракторы, комбайны, трубы, посуду, орудия труда, оружие и многие другие нужные предметы.

Часть чугуна из доменной печи идёт на отливку  станков, батарей отопления, сковородок. Лестничные решетки, решетки садов, парков делают из чугуна.

Добывают руду в шахтах и карьерах. Черные треугольники на физической карте обозначают места добычи железной руды.

Дополнения (по материалу учебника)- Руды цветных металлов; цветные – алюминий, медь, свинец, цинк, олово, золото, серебро и другие.

(Слайд 24)

Это полезное ископаемое в природе встречается очень часто. Бывает  желтого и белого цвета, состоит из очень мелких частичек.

— песок;

— торф;

— уголь.

(Слайд 25)

 Это полезное ископаемое бывает белого, красного, серого, голубого цвета.  Из него изготавливают кирпичи, чашки, тарелки, вазы, статуэтки и т.д.

— пластилин;

— глина;

— песок.

Вопросы-почемучки (фронтальный опрос)

Почему песок можно легко пересыпать из одного стакана в другой, а глину нельзя пересыпать?

 ( Песок состоит из отдельных крупинок разной величины: одни крупнее, другие помельче. Крупинки между собой не скреплены, поэтому песок можно пересыпать с одного места на другое. Песок – сыпучее вещество.

Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому глину, в отличие от песка, нельзя пересыпать.)

На песчаных дорожках после дождя не образуется луж, а на глинистых скапливается много воды. Почему?

(Песок водопроницаем, а глина – нет, Вода быстро проходит между крупными частичками песка, так как они находятся друг от друга на большом расстоянии – расположены рыхло. Через промежутки между маленькими плоскими крупинками глины вода просачивается очень медленно: у глины слабая водопроницаемость Сырая глина обладает связывающим свойством. Она удерживает воду).

- Где используется песок и глина?

Песок и глину человек издавна использует в строительном деле. Из глины с добавлением песка изготовляют кирпич и разнообразную посуду. Песок необходим для строительства дорог, добавляют его в цемент, полученным раствором скрепляют кирпичи и камни при постройке зданий. Песок используют при производстве стекла.(белый кварцевый)

Почему песок и глину можно образно назвать «детьми гранита»?

В результате разрушения гранита (под воздействием солнца, ветра, мороза, воды) образуются песок и глина.

(Слайд 26)

Какое полезное ископаемое образуется на болотах из отмерших растений?

— каменная соль;

— нефть;

— торф.

Торф темно-коричневого цвета, состоит из остатков отмерших растений, которые легко можно отделить друг от друга. Торф легкий, он легче воды и глины. Сухой торф хорошо впитывает влагу, так как пористый. Он хорошо горит.

Торф образовался в тех местах, где высокая влажность и недостаток кислорода. В таких условиях растительные остатки полностью не разлагаются и накапливаются на дне болот (по 1 мм в год).

Торф используется как удобрение на полях, а также как подстилка для животных. Из торфа изготавливают и много ценных материалов: воск, парафин, красители, уксусную кислоту, смазочные масла, активированный уголь. Торф используют и как топливо. На нем работают некоторые электростанции.

(Слайд 27)

Во что прессуют торф?

— в веники;

— в квадратики;

— в брикеты.

- А вы знаете зачем делают из торфа брикеты? Торф содержит много влаги. Чтобы избавиться от неё, торф сушат, прессуют и превращают в брикеты, которые хорошо горят.

Вопросы-почемучки

- Торф называют «младшим братом» каменного угля. Почему?

(Торф образовался так же как каменный уголь)

- Плоды, какого растения растут на торфяных болотах, человек употребляет их в пищу? ( клюква) 

Учитель: Для археологов торфяные болота тоже представляют интерес – в них хорошо сохранились старинные одежды, оружие, предметы быта, жилища. Близ Ярославля в болотах была найдена стоянка жилища древнего человека.

(Слайд 28) 

Какое полезное ископаемое идет на побелку стен и потолков?

— торф;

— известняк;

— чугун.

(Слайд 29)

Во многих местах по обрывистым берегам рек можно увидеть беловато-серый камень – известняк.

Известняк состоит из мелких частичек, скрепленных между собой, плотный, тяжелее воды. Известняк под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности появляются пузырьки и слышится шипение. Этим он отличается от других горных пород.

Известняк используют как строительный материал, для покрытия дорог и улиц.(Слайд 30)

Из известняка получают известь, которую используют для скрепления строительных материалов, побелки помещений, приготовления строительных растворов.

Много извести вносится в почву, чтобы повысить ее плодородие .

Покажите из коллекции  известняк-ракушечник. Какое полезное ископаемое его близкий родственник?

(фронтально) Мрамор, как известняк, тоже когда-то плавал в океане. Но он гораздо тверже ракушечника и мела. На дне морских глубин и в толще земной коры с ним происходили особые изменения. Мрамор бывает разноцветный: серый, зеленый, синий, розовый, с красивым узором.  (Слайд 31)   

 Используется для  отделки зданий, станций метро.

Мел  тоже известняк. (Слайд 32)

Широко он используется в строительстве, а еще мы пишем им на доске в школе.

- А знаете, ребята, в старину из известняка нарезали даже камни, из которых делали стены домов и крепостей. В Москве было много таких зданий, за что Москву и прозвали белокаменной.

- А не  знаете ли вы, какой драгоценный камень является известняком?  (жемчуг)

(Слайд 33)

 Какое полезное ископаемое необходимо нам на кухне, горит голубым   пламенем, является ценным топливом?

— природный газ;

— нефть;

— уголь.

Природный газ – ценное топливо. Из газа получают многие вещества, такие как пластмассы, искусственное волокно, искусственный каучук, из которого изготовляют резину и многие другие ценные вещества. Природный газ бесцветный, с еле ощутимым запахом, легче воздуха, быстро воспламеняется. Чтобы люди при утечке газа его чувствовали, в него добавляют особое пахучее вещество. При горении выделяют много тепла.

От месторождений газа проводят многокилометровые газопроводы,(Слайд 34) по которым он поступает в крупные города и небольшие поселки нашей страны. Природный газ- самое дешевое топливо. Он используется в быту, на заводах, электростанциях и газовых котельных.

- Как на карте обозначено месторождение газа? (Треугольник, как нефтяная вышка, только белая).

4.Работа в тетради.  Самостоятельное разгадывание кроссворда «Полезные ископаемые». (Рабочая тетрадь с. 38 )

Проверка (слайды35-43)

5. Безграничны ли запасы полезных ископаемых.

Полезные ископаемые нужны человеку. Почему же мы постоянно слышим, что необходимо ограничивать добычу полезных ископаемых? (Многие из них не возобновляются. Их будет становиться все меньше и меньше . Постепенно совсем исчезнут).

Ещё не так давно месторождения полезных ископаемых казались людям неисчерпаемыми. Однако темпы извлечения и использования их так резко возросли в двадцатом веке, что человечество серьёзно озабочено проблемой: хватит ли полезных ископаемых на Земле грядущим поколениям?

Слайд 44 Вот какие прогнозы дают учёные: запасы золота иссякнут к 2020 году, нефти - к 2025 году, природного газа - к 2050 году, каменного угля -к 2200 году, железной руды - к 2400 году.

Как же человечество предполагает решать эти проблемы (нехватки полезных ископаемых)? (чтение статьи учебника с. 103-104)

Воду  можно поставить на первое место среди полезных ископаемых. Как вы думаете, почему? Ведь растения, животные и люди не могут жить без воды. Уже сейчас для многих районов Земли острой проблемой стала нехватка чистой питьевой воды.

 Как охраняют воду? Слайд 45

 Пресной воды не так много на Земле, да и то в основном она находится в ледниках и айсбергах. Ледники содержат столько воды, сколько ее приносят все реки мира за 650–700 лет. Поэтому изучаются возможности освоения запасов воды из айсбергов и ледников Антарктиды.

III.Итог.

- Чему нужно научиться всем жителям Земли? (Слайд 46)

Домашнее задание: рабочая тетрадь, задание № 22 на с. 39; учебник (с. 103–104). Повторить материал раздела «Чем богаты недра России». Подготовиться к проверочной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт: Урок - игра по предмету «окружающий мир» в 4-м классе. Образовательная программа «Гармония» Тип: урок-обобщение. Тема: «Путешествие по поверхности и недрам России». Составитель: Крохалева Наталия Михайловна, учитель нач. классов МКОУ СОШ № 23

Конструкт: Урок - игра по предмету  «окружающий мир» в 4-м классе.Образовательная программа «Гармония»Тип: урок-обобщение.Тема: «Путешествие по поверхности и недрам России».Составитель:...

Урок окружающего мира в 4 классе Богатство недр

Урок окружающего мира для 4 класса УМК "Планета знаний", на котором дети получают представление о полезных ископаемых, знакомятся с их свойствами и способами добычи, показывают значение...

Тест "Тайны недр Земли"

Тест "Тайны недр Земли" предназначен для проверки знаний обучающихся по одноименной теме на уроке окружающего мира....

План-конспект урока окружающего мира "Богатства недр"

Тема: Богатства недрЦель урока: учить описывать на основе предложенного плана богатства недр, выделять их основные существенные свойства и применение (на примере горючих и рудных полезных ископаемых)....

тест "Чем богаты недра России"

тест "Чем богаты недра России" окружающий мир...

Путешествие по поверхности и недрам России

Презентация позволяет обобщить и закрепить знания учащихся по теме. Урок подготовлен для учащихся 4 класса, УМК "Гармония"...

Проверочная работа по окружающему миру "Тайны недр Земли" 3 класс ПНШ

Проверочная работа по окружающему миру "Тайны недр Земли" 3 класс ПНШ...