Растениеводство в нашем крае
план-конспект по окружающему миру

Димитрова Алла Алексеевна

сформировать представления учащихся о растениевод­стве в своем крае; ознакомить с отраслями растениеводства; рас­ширить знания о растениях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_2.doc149.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс

Тема: Растениеводство в нашем крае

Цели: сформировать представления учащихся о растениеводстве в своем крае; ознакомить с отраслями растениеводства; расширить знания о растениях.

Формируемые УУД: познавательные — самостоятельно находить информацию в материалах учебников, делать обобщения, выводы; коммуникативные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные — проводить самооценку своих действий.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, гербарий полевых культур, муляжи овощей и фруктов, зерна полевых культур, раздаточный материал для опроса, кроссворд.

ЭТАП УРОКА

ЦЕЛЬ ЭТАПА

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ

Организационный момент

создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

- приветствие;

- проверка готовности к уроку;

- эмоциональный настрой.

Приветствие учителя, пожелание успеха и удачи своим товарищам

Актуализация опорных знаний

проверка домашнего задания

1. Кроссворд

1

2

3

4

5

6

1. Растение с плавающими на поверхности водоема листьями и желтыми цветами, занесенное в Красную книгу. (Кубышка.) 2. Животное-грызун, хорошо плавает, строит плотины, его хвост похож на лопатку. (Бобр.) 3. Детеныш лягушки. (Головастик.) 4. Растение, имеющее листья-стрелы с большими широкими наконечниками. (Стрелолист.) 5. Грызун, хорошо плавает и ныряет. (Ондатра.) 6. Растение, часто называемое камышом, с мягким коричневым наконечником на стебле. (Рогоз.)

(Ключевое слово в выделенных клетках: болото.)

—  Надо ли охранять болота? (Ответ ученика, дополнения.)

—  Человек всегда должен задумываться о последствиях своей деятельности. В природе нет ничего лишнего. Докажите на примерах, что водоем является природным сообществом. (Ответы детей.)

—  Расскажите о правилах поведения у водоема. (Ответы детей.)

2. Тест

- С какой целью мы будем выполнять этот тест?

1. К искусственным водоемам относятся:

а) реки, моря, океаны

б) водохранилища, пруды, каналы

в) ручьи, реки, озера, моря, океаны

2. Растения водоема — это:

а) тимофеевка, пастушья сумка, нивяник

б) брусника, черника, мох

в) кувшинка, ряска, тростник

3. Санитарами пресных водоемов считают:

а) рака, беззубку

б) прудовика, катушку

в) клопа-водомерку, жука-плавунца

4. Живым фильтром называют:

а)головастиков

б) раков

в) двустворчатых моллюсков

5. Строителями хаток и плотин на пресных водоемах являются:

а) люди                     б) ондатры                в) бобры

6. С водоемами связана жизнь:

а) зябликов, трясогузок, соек

б) цапель, уток

в) лебедей, тетеревов, сов

7. Водоем называют природным сообществом, потому что:

а) в нем богатое разнообразие растений, которые служат пищей животным

б) в нем совместно обитают разнообразные живые существа, которые тесно связаны между собой

в) в нем от поверхности до дна обитают разнообразные живые организмы

8. Болота - это:

а) ненужная и вредная часть природы

б) природное хранилище чистейшей воды

в) место жизни многих растений и животных

9. Хищниками пресных водоемов являются:

а) жуки-плавунцы, щуки, клопы-водомерки

б) караси, мотыли, раки

в) циклопы, прудовики, головастики

10. Вода в пресных водоемах иногда имеет зеленый цвет, потому что:

а) это плавает ряска

б) много микроскопических водорослей

в) на дне много ила

 3. Работа в группах

1. То, что щука — хищник, известно всем. В меню этой пресноводной рыбы входят головастики, лягушки, рыбы, небольшие птицы. Она может закусить и своими неосторожными собратьями. Но почему же щуку называют санитаром пресных вод? (Добычей щуки в первую очередь становятся слабые, больные животные. Так хищница-щука помогает очистить водоем.)

2. Лягушки - хищники. Они ловят насекомых, поедают червей, моллюсков. Головастики питаются подводными растениями, они «грызут» их роговыми зубчиками. Но увидеть, как пьет лягушка, вам никогда не удастся. Почему? («Пьет» лягушка кожей своего тела — впитывает воду сквозь кожу.)

3.  Водолюбы, водомерки... Почему так называют этих животных? (Водолюбы — жуки, любящие воду. Водомерки скользят по поверхности воды, словно меряют ее.)

4.  Почему ряска занесена в Книгу рекордов Гиннесса? (Это самое маленькое цветковое растение в мире.)

4. Работа в парах

—  Давайте проверим друг у друга выполнение заданий 2,3,5 на с. 82—84 рабочей тетради.

—  Какие возникли вопросы?

5. Сообщения учащихся

—  Какое сообщение о бобрах вы подготовили?

Разгадывание кроссворда.

Определение ключевого слова.

Ответы на вопросы

Выполнение теста.

Взаимопроверка

Класс делится на 4 группы. Каждая группа вытягивает по жребию карточку с вопросом, который обсуждает. Далее перед классом зачитывают вопрос, и группа отвечает на него. Учитель предлагает карточку с правильным ответом. Ученики зачитывают его вслух, делают вывод о правильности своего ответа.

Проверка выполнения заданий в рабочей тетради.

Выступают желающие ученики.

Самоопределение к деятельности

организовать формулировку темы урока детьми.

организовать постановку цели урока детьми.

—  Прочитайте два определения одного и того же понятия. О чем идет речь? (О растениеводстве.)

1) Одна из основных отраслей сельского хозяйства, занимающаяся главным образом возделыванием культурных растений.

2)  Возделывание культурных растений с целью их использования как источника продуктов питания, получения продукции для кормовых целей, а также сырья для промышленности и иных, в том числе декоративных, целей.

—  Так какая тема урока?

-  Какую цель мы можем поставить перед собой на этом уроке?

—  Что вам уже известно по этой теме? (Ответы детей.)

—  Что вам еще хотелось бы узнать? Сформулируйте свои вопросы.

 

Ответы на вопросы.

Определение темы урока.

Постановка целей урока.

Определение знаний по данной теме.

Определение материала для приобретения новых знаний.

Изучение нового материала

организовать формирование новых знаний.

закреплять навык самостоятельной работы со справочной литературой

1. Рассказ учителя

В далекой древности первобытный человек занимался охотой и собирательством. Ведь для того чтобы жить, человеку надо есть. Успех охоты и собирательства во многом зависел от капризов природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву, которая давала людям зерна и корешки... И вот однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно на каменной терке перетирали зерна, выросли колоски с такими же зернами. Они догадались, что это проросли случайно рассыпанные зернышки. Попробовали специально рассыпать зерна — получилось, да еще как: где упало зерно, вырос целый колосок, а то и несколько. Теперь уже можно было выращивать растения рядом с домом, а не бродить в поисках по лесам и лугам. Случалось так, что мужчины, убив на охоте дикую свинью, приносили домой ее поросят. Детенышей помещали в загон, кормили их, растили. Так возникли земледелие и скотоводство. Время шло, развивался человек, совершенствовалось земледелие — все разнообразнее становились растения, которые он выращивал. Вырастить хороший урожай — дело непростое, для этого очень много надо знать. Знать, когда пахать землю, когда сажать, поливать, что необходимо растениям для хорошего роста, когда убирать созревшие плоды. Так образовалась наука — растениеводство.

2. Работа со справочной литературой

—  Посмотрите, как толкуется слово «растениеводство» в словаре С.И. Ожегова? (Растениеводство наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений, а также само такое разведение.)

3. Работа с учебником

—  Узнайте из текста на с. 188 учебника, на какие отрасли делится растениеводство. (Растениеводство делится на несколько основных отраслей: полеводство, овощеводство, плодоводство и цветоводство.)

РАСТЕНИЕВОДСТВО

Полеводство

Цветоводство

Овощеводство

Плодоводство

Рассмотрите схему, предположите, чем занимается каждая отрасль. (Высказывания детей.)

В каждом крае растениеводство зависит от природных условий и имеет свои особенности. Как же человек сделал дикорастущие растения культурными? Он не просто выращивал растения около своего дома, а отбирал лучшие, сохранял и размножал их. Многие семьи имеют садовые участки, где выращивают овощи, ягоды, фрукты.

—  Рассмотрим простой пример. Люди убрали картофель с поля (огорода), а что дальше? (Картофель увозят в погреб, сортируют по размеру, отбирают лучшие клубни на семена для посадки в следующем году.)

Больной картофель никогда не оставляют на семена. Хороший хозяин, опираясь на свой опыт, заботится о будущем урожае. Над выведением новых сортов работают лаборатории и опытные станции.

Слушание материала о создании науки растениеводства

Работа  со словарем Ожегова

Нахождение ответа на поставленный вопрос  по учебнику

Ответы на вопросы

Закрепление нового материала

закрепить полученные знания; проверить умение работать в группах

—  Поговорим отдельно о каждой отрасли растениеводства. Как удобнее работать? (Удобно поработать в группе, чтобы узнать обо всех отраслях.)

—  Сколько будет групп? (Четыре - по количеству отраслей.)

1. Работа в группах

Полеводство. Дети получают материалы гербария: пшеница, рожь, овес, ячмень, гречиха, лен, их зерна, зерна кукурузы, подсолнечника, картофель; пользуются учебником (с. 189-190).

Овощеводство. Дети получают муляжи овощей. Пользуются учебником (с. 190-191).

Плодоводство. Дети получают муляжи фруктов, иллюстрации ягодных культур. Пользуются учебником (с. 191).

Цветоводство. Дети получают иллюстрации цветов, атлас-определитель. Пользуются учебником (с. 192).

2. Сообщения учащихся

Полеводство. Эти растения выращивают на полях, значит, это полевые культуры. Из пшеницы и ржи получают муку и пекут хлеб. Эти растения отличаются по форме колосков, у ржи - длинные, твердые, разные по высоте усы. Рожь выше пшеницы. Зерна ржи и пшеницы отличаются формой, но похожи по цвету. Зерна овса продолговатые, из них варят кашу. У гречихи зерна коричневого цвета и необычной формы. Из нее получают гречневую крупу.

—  А что получают из проса и ячменя? (Из ячменя получают перловую крупу, а из проса — пшено.)

—  Что получают из подсолнечника? (Подсолнечное масло и семечки.)

—  А из льна? (Льняное масло.)

Из льна еще получают льняное волокно. В старину из этого волокна ткали холсты и шили одежду. И сегодня одежда из льна очень востребована.

—  А картофель? (У него используют в пишу подземные части клубни. Еще из картофеля получают крахмал.)

Овощеводство. Эта отрасль занимается выращиванием овощей. Овощи выращивают не только на полях, но и на огородах, а еще в теплицах. Овощные культуры — это капуста, огурцы, кабачки, морковь, свекла, лук и др. Овощи играют огромную роль в питании человека.

Такие овощи, как лук и чеснок, способны убивать болезнетворные микробы, потому что они содержат фитонциды. Не случайно их рекомендуют употреблять в пищу во время эпидемий гриппа в сыром виде. (Показ муляжей.)

Игра «Узнай меня» 

Плодоводство. Эта отрасль растениеводства занимается выращиванием плодовых культур: яблоня, груша, вишня, слива, малина, смородина. Они полезные и вкусные. (Показ муляжей и рисунков.)

Игра «Узнай меня»

Цветоводство. Одни цветы выращивают в открытом грунте, другие — в теплицах, а третьи — в комнате. В теплицах и комнатах цветы выращивают круглый год. А в открытом грунте выращивают растения, которые успевают отцвести до холодов. Цветы бывают теплолюбивые и не очень. Мир цветов поразительно разнообразен и красив.

Ученики готовятся в группах, выполняют записи на с. 86 рабочей тетради.

Работа с материалами гербария

Работа с муляжами овощей

Работа с муляжами фруктов

Работа с атласом определителем и учебником.

Выступления групп.

Ответы на вопросы

С закрытыми глазами учащиеся должны узнать овощ на ощупь,

фрукт на ощупь и по вкусу.

Показ иллюстраций.

Физкультминутка

отдохнуть и расслабиться

«Массаж»

«Гимнастика для глаз»

Выполняют движения, которые говорит ведущий

Работа по новой теме

узнать отрасли растениеводства родного края.

проверить умение самостоятельной работы по изучаемой теме

закрепить полученные знания в игровой форме

1. Беседа

—  Какие отрасли развиты в нашем крае? (Предположения детей.)

—  Откуда мы можем получить точный ответ на поставленный вопрос? (Из справочной литературы, краеведческой литературы, ресурсов сети Интернет, узнать у взрослых.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

—  Выполним задание 2 на с. 87.

—  Какие культуры относятся к полевым? (Овес, подсолнечник.) 

—  Какие культуры относятся к плодовым? (Яблоня, малина.)

—  Какие культуры относятся к овощным? (Чеснок, свекла.)

—  Какие культуры относятся к цветочным? (Калла, ромашка.)

—  Выполните задание 3 на с. 87. Объясните свой выбор. (Ответ. В первой строчке лишнее слово «морковь». Это овощная культура среди полевых культур. Во второй строчке лишнее слово «слива». Это плодовая культура среди овощных культур. В третьей строчке лишнее слово «кукуруза». Это полевая культура среди плодовых культур. В четвертой строчке лишнее слово «огурец». Это овощная культура среди цветочных культур.)

Игра «Узнай растение»

—  Угадайте растение и назовите отрасль растениеводства, которая занимается его выращиванием.

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь очень гладкая,

На вкус, как сахар, сладкая. (Морковь, овощеводство.)

На сучках висят шары,

Посинели от жары. (Слива, плодоводство.)

Удивительное солнце,

В этом солнце сто оконцев.

Из оконцев тех глядят

Сотни маленьких галчат. (Подсолнечник, полеводство.)

Солнце жжет мою макушку,

Хочет сделать погремушку. (Мак, цветоводство.)

В поле — метелкой,

В мешке — жемчугом. (Рожь, полеводство.)

Расселась барыня на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка. (Капуста, овощеводство.)

Низок да колюч,

Сладок да не пахуч.

Ягоды сорвешь —

Всю руку обдерешь. (Крыжовник, плодоводство.)

Ученики узнают, какие отрасли растениеводства развиты в их крае.

Работа в рабочей тетради.

Проверка выполнения заданий

Определение отраслей растениеводства

Работа с CD

закрепить изученный материал

 Просмотр презентации.

Просмотр презентации

Подведение итогов урока

подвести итоги урока

—  Перечислите отрасли растениеводства. (Полеводство, овощеводство, плодоводство и цветоводство.)

—  Какова была цель урока?

—  Какие знания мы открыли?

Высказывания детей. Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 192 учебника.

Рефлексия

зафиксировать новое содержание урока;

организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

—  Смогла ли ваша группа справиться с заданием?

—  Что помогло?

—  Что помешало?

—  Кого из ребят вашей группы вы могли бы сегодня назвать лучшими исследователями?

—  Кто из ребят работал сегодня недостаточно активно или мешал работе группы?

—  Как вы оцениваете свою работу в группе?

Оценивание работы группы.

Домашнее задание

Закрепить дома изученный материал

1. Прочитать текст на с. 187— 194 учебника.

2.  Выполнить задание 4 на с. 88 рабочей тетради.

3. Подготовить сообщение на тему «Культурные растения моего края».

запись домашнего задания

Технологическая карта урока по православной культуре в 4классе   ( ОРКСЭ )  

Тема: Проверь себя

Цели: Проверить изученный материал; развивать понимание значения нравственности в жизни человека и общества; учить анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственнее формы поведения, сопоставляя их с нормами православной религии

Формируемые УУД: п - овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; р - умение корректировать, т.е. вносить изменения в способ действия, в случае расхождения с эталоном, прогнозирование результата; к- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества; л - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

ЭТАП УРОКА

ЦЕЛЬ ЭТАПА

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ

Организационный момент

Создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

- приветствие;

- проверка готовности к уроку;

- эмоциональный настрой.

Приветствие учителя, пожелание успеха и удачи своим товарищам

Проверка домашнего задания

Проверить выполнение домашнего задания

Слушание рассказа о событии Воскресения Христова            (4 группы)

Делают сообщения в группе.

Рассказывают о доли участия каждого в подготовке сообщения

Самоопределение к деятельности

Организовать формулировку темы урока детьми. Организовать постановку цели урока детьми.

- У нас сегодня последний урок в этой четверти. Как вы думаете , какая будет тема нашего урока?

- Какие цели мы можем поставить к нашему уроку?

Отвечают на вопросы

Проверка изученного материала

Проверить знания учащихся

1. Тест

- С какой целью мы будем выполнять данную работу?

1.С какими событиями связаны основные религиозные праздники христиан?

а) с разными событиями в жизни верующих

б) со всеми событиями, которые объединили людей в эту веру

в) с жизнью Иисуса Христа

2.Как называется праздник Воскресение Христово?

а) Рождество

б) Пасха

в) Новый год

3.Как называется праздник — день рождение Иисуса?

а) Новый год

б) Пасха

в) Рождество

4.Как называется пост перед Рождеством.

а) Новый

б) Рождественский

в) Великий

5.Как называется ритуал, в который верующие отказываются от некоторой пищи и ведут духовный образ жизни, воздерживаются от развлечений?_____________________

6.Какова основная цель воздержания от некоторой пищи и развлечений при подготовке к главным религиозным праздникам?

а) сесть на диету и похудеть

б) оздоровить свой организм

в) стать лучше, обогатиться духовно, провести работу над собой и своими поступками

7.Как называется неделя перед  Пасхой?________________________________________

8.В какой день недели всегда происходит Пасха?

а) на пятницу

б) на воскресенье

в) на субботу

  1. В какое время суток совершается богослужение в Пасху?

а) днем

б) ночью

в) утром

9.Как называется вся последующая неделя после прихода Пасхи?

а) пасхальная

б) светлая

в) великая

10.Каким ритуалом открывается богослужение в Пасхе?

а) утреней

б) литургией

в) торжественным крестным ходом

11.Вознесение празднуется на

а) 40 день после Пасхи

б) 40 день после Рождества

в) сразу после окончание Пасхи

12.Что произошло по православному толкованию с Иисусом Христом после Вознесения?

а) не знаю

б) взошёл на небо и сел по правую сторону Богу Отца

в) его похоронили

13. В какой день христиане празднуют Рождество Христово?

а) 1 января

б) 31 декабря

в) 7 января

  Проверка

- Поменяйтесь  работами, и проверти красной ручкой правильность выполнения работы ( учитель читает правильные ответы)

- Кто написал без ошибок?

- Допустил 1, 2 , 3 и более ошибок?

- Достигли ли мы поставленной цели?

2. Повторение заповедей

- Мы с вами сейчас говорили о Иисусе Христе. Чему Христос учил детей?

- Какие правила (заповеди) жизни человека он оставил людям?

- Верующие люди соблюдают эти заповеди. А как вы думаете, нужно ли соблюдать эти заповеди неверующим?

Выполняют тест

Проверка теста

Самооценка

Называют заповеди

Ответы на вопросы

Физкультминутка

Отдохнуть и расслабиться

«Массаж»

«Гимнастика для глаз»

Выполняют движения, которые говорит ведущий

Творческая работа

Изготовить поздравительную открытку. Развивать умение работы в паре.

- Какой религиозный праздник  мы скоро будем отмечать?

- Какого числа?

- Что принято делать в этот день?

- Давайте и мы с вами приготовим поздравительную открытку для своих  близких. Открытку будем изготавливать  в парах.

- Как вы думаете, для чего нам надо выполнить эту работу?

- У вас на портах лежат шаблоны деталей открытки. Составьте из них свою, какую вы хотите. Текст для поздравления составьте сами, на ваше усмотрение. Можно написать в прозе, а можно в стихотворной форме.

-Договоритесь между собой, для кого  вы будете писать поздравления

Проверка

- Покажите и зачитайте свое поздравление. (каждая пара)

- Для кого вы его приготовили?

- Расскажите о том, что делал каждый из вас.

- Достигли ли мы поставленной цели.

Отвечают на вопросы.

Делают открытку.

Составляют поздравления.

Записывают поздравления.

Показывают свою открытку.

Зачитывают поздравления. Рассказывают о доли участия каждого в изготовлении открытки.

Подведение итогов урока

Подвести итоги урока

- Какова была цель урока?

- Как достигли мы поставленной цели?

- Чему вы научились сегодня на уроке?

Высказывания детей.

Рефлексия

Зафиксировать новое содержание урока. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

-  Смогли ли вы справиться с поставленными задачами к уроку?

-  Что помогло?

-  Что помешало?

- Кого из ребят вы могли бы сегодня назвать лучшими?

- Кто из ребят работал сегодня недостаточно активно или мешал работе?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Оценивание работы

Технологическая карта урока по русскому языку  в 4 классе                  

Тема: Винительный падеж одушевленных имен существительных множественного числа.

Цели: ознакомить с падежными окончаниями имен существительных в винительном падеже множественного числа развивать умения образовывать и правильно употреблять в речи форму родительного падежа имён существительных множественного числа; учить различать одушевлённые имена существительные множественного числа в форме родительного и винительного падежей.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; построение логической цепи рассуждений; доказательство; к. - инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

ЭТАП УРОКА

ЦЕЛЬ ЭТАПА

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ

Организационный момент

Создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

- приветствие;

- проверка готовности к уроку;

- эмоциональный настрой.

Приветствие учителя, пожелание успеха и удачи своим товарищам

Проверка домашнего задания

Проверить выполнение домашнего задания

Упр. 261 (с. 136).

Учащиеся по цепочке называют форму множественного числа имён существительных

Актуализация знаний

Проверить написание словарных слов и умение изменять форму числа

1.Осложнённый словарный диктант

- С какой целью мы будем писать словарный диктант?

 (Учитель читает определение)

1) Обозначение, название места жительства. (Адрес — адреса.)

2) Специалист, знающий законы земледелия. (Агроном — агрономы.)

3) Тот, кто руководит школой. (Директор — директора.)

4) Специалист с высшим техническим образованием. (Инженер — инженеры.)

5) Единица массы, равная 1000 граммов. (Килограмм — килограммы.)

6) Горящая куча дров, сучьев. (Костёр — костры.)

7) Крупное морское судно. (Корабль — корабли.)

8) Картина, изображающая природу. (Пейзаж — пейзажи.)

9) Изображение человека на картине или фотографии. (Портрет — портреты.)

10) Поездка по дальним странам, местностям. (Путешествие — путешествия.)

11) Крестьянин, земледелец. (Хлебороб — хлеборобы.)

2. Проверка

- Кто написал без ошибок?

- Допустил 1, 2 , 3 и более ошибок?

- Достигли ли мы поставленной цели?

Определяют цель выполнения задания

Учащиеся записывают слово в форме множественного числа.

 Один ученик читает слова вслух. Взаимопроверка правильности написания слов по орфографическому словарю, самооценка

Самоопределение к деятельности

Организовать формулировку темы урока детьми. Организовать постановку цели урока детьми.

-Отгадайте грамматические загадки. Продолжите фразы.

• Этот падеж не дружит с предлогами, а подлежащее всегда стоит в этом падеже. ____________

• У этого падежа нет своих вопросов. Один он попросил у именительного, а другой у родительного падежа. Это - _________ падеж.

Расскажите о винительном падеже.

-Какова тема нашего урока?

Сегодня у нас новые лингвистические задачи.

- Для начала поработаем со словами, записанными на доске.

Человек, трава, цветы, медведи, земля, слоны, ромашки, деревья, чашка, снеговик, кошка, повар. Как можно классифицировать эти слова?

-Давайте возьмём категорию одушевлённости-неодушевлённости. Какие слова относятся к одушевлённым именам существительным? К неодушевлённым?

- Запишите слова в 2 столбика: в 1-одушевлённые, во 2 – неодушевлённые имена существительные.

- Давайте проведём самопроверку выполненной работы. Сравните свои записи с образцом на доске.

- Кто написал без ошибок?

- Кто допустил ошибки?

- У вас были затруднения при выполнении работы? (снеговик)

- Давайте подумаем, в какую группу нужно отнести это слово.

Категория одушевлённости не всегда совпадает с делением всего существуюшего в природе на живое и неживое. Слова, обозначающие названия игрушек, механизмов, изображающих человека, относятся к одушевлённым именам существительным. Поэтому слово снеговик относится к одушевлённым именам существительным.

- Продолжаем работать дальше с одушевлёнными именами существительными.

- На доске:

Слонов, о слонах, слонам, слонами, слоны.

- Что записано?

- Да, верните, пожалуйста, рассыпанные слова в таблицу на свои места. Спишите слова, определите и укажите падеж каждого слова.

- Есть затруднения?

- Это изменения слова слоны по падежам.

- Мы не смогли определить падеж у слова слонов. (на доске) Р.п.? В.п.? Слонов

- Почему не смогли определить падеж?

Р.п. нет кого? слонов

В.п. вижу кого? слонов

-  Чему ещё мы будем учиться сегодня на уроке? (Различать родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных множественного числа.)

Отгадывание грамматических загадок

Чтение слов

Классификация слов

Запись слов

Сравнивают с образцом

Ответы на вопросы

Работа с одушевленными существительными

Постановка задач к уроку

Работа по теме урока

Организовать формирование новых знаний.

- Как вы думаете, у неодушевлённых имён существительных формы родительного и винительного падежа тоже совпадают или это характерно только для одушевлённых имён существительных?

- У нас возникли разные мнения. Как определить, кто прав?

-Давайте проведём исследование.

Запишите данные имена существительные в именительном, родительном, винительном падежах, выделите окончания. Работу выполняем по вариантам: 1 вариант – дома,

2 вариант – белки.

-Поработайте в парах. Сравните записи и сделайте вывод.

-С какой целью мы выполняли это задание?

Ответы на вопросы

Запись слов

Взаимопроверка

Физкультминутка

Отдохнуть и расслабиться

«Массаж»

«Гимнастика для глаз»

Выполняют движения, которые говорит ведущий

Продолжение работы по теме урока

Формировать навыка определения отличий  существительных  в разных падежах

Организовать выполнение учащимися самостоятельной работы.

Работа по учебнику

Упр. 265 (с. 138). 

- С какой целью будем выполнять данное упражнение?

-  Сравните формы трёх падежей. В каких падежах окончания одинаковы?

-  Как отличить существительные в именительном и винительном падежах? (Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим, а в винительном падеже — второстепенным членом.)

- Как отличить существительные в родительном и винительном падежах? (Можно подставить существительное 1-го склонения в единственном числе. Если окончание будет -у или -ю, то это винительный падеж:, а если -ы или -и — это родительный падеж:.)

-  Вспомните, какие предлоги употребляются с родительным падежом, а какие - с винительным. (В, на, через — предлоги винительного падежа; у, без, от — предлоги родительного падежа.)

_ Справились ли мы с поставленной целью

Упр. 266 (с. 138)..

- Прочитайте задание.

- Для чего мы будем выполнять это упражнение?

 Проверка. 

-  Как вы разобрали третье предложение?

- Назовите части слова трескучий.

Упр. 267(с.138) Самостоятельная работа

Коллективная проверка

- Какова цель выполнения этого упражнения?

- Оцените свою  работу при выполнении упражнения

- Достигли ли мы поставленной цели?

Комментированное письмо. 

Самостоятельное выполнение

 Один ученик называет слова, указывает падеж, остальные проверяют. Самооценка.

Выполнение упражнения

Подведение итогов урока

Подвести итоги урока

- Чему вы научились сегодня на уроке?

- Какие окончания могут быть у имён существительных множественного числа в родительном падеже?

Высказывания детей.

Рефлексия

Зафиксировать новое содержание урока. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

-  Смогли ли вы справиться с поставленными задачами к уроку?

-  Что помогло?

-  Что помешало?

- Кого из ребят вы могли бы сегодня назвать лучшими?

- Кто из ребят работал сегодня недостаточно активно или мешал работе?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Оценивание работы

Домашнее задание

Закрепить дома изученный материал

РТ с.76 упр. 179-181

запись домашнего задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Растениеводство в нашем крае.

Растениеводство в нашем крае. Презентация к уроку окружающего мира. УМК "Школа России" 4 класс....

"Растениеводство в нашем крае" , 4 класс

Презентация к окружающему мирув 4 классе (Школа России)....

Растениеводство в нашем крае

Открытый урок по окружающему миру в 4 классе (с презентацией) (УМК "Школа России")...

Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Растениеводство в нашем крае".

Технология проблемного обучения на данном уроке дает возможность учащимся самостоятельно добывать знани и я и работать в группе. Материал урока содержит большой объем информации, позволяющий расширить...

Тест по окружающему миру по теме «Растениеводство в нашем крае»

Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме "Растениеводство в нашем крае". Программа "Школа России" 4 класс....

Растениеводство в нашем крае - презентация к уроку

ЦЕЛЬ: формирование представления учащихся о растениеводстве в нашем крае путем создания ситуации интереса к предмету на основе частично-поисковой деятельности.ЗАДАЧИ:ознакомить с отраслями растениевод...

Конспект урока по предмету "Окружающий мир" "Растениеводство в нашем крае"

Урок-конференция на базе исследовательских работ учащихся по теме "Растениеводство в нашем крае" (Тульская область")....