Р.П и КТП по миру природы и человека
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Рабочая программа по учебному предмету
« Мир природы и человека»
для 3 класса
на 2018 – 2019 учебный год
Название предмета: мир природы и человека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Р.П и КТП по миру природы и человека | 58.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по учебному предмету
« Мир природы и человека»
для 3 класса
на 2018 – 2019 учебный год
Название предмета: мир природы и человека
Учитель: Петрова О.В.
Класс: 3
Количество часов по учебному плану: 2 часа в неделю
Общее количество часов в соответствии с программой: 68 часов в год.
Пояснительная записка
Рабочая программа по миру природы и человека составлена в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
-Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
-В соответствии с АООП образовательной организации;
-Планируемыми результатами освоения, обучающимися с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы;
- Приказом Министерства образования и науки Российской федерации № 629 от 05. 07. 2017 г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»
- Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1 – 4 класс/ Под редакцией В.В. Воронковой – Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 2013 г.
- Учебным планом МБОУ «ДШИ для обучающихся с ОВЗ» на 2018-2019 учебный год;
Цель программы обучения:
- углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы;
- формирование основы для изучения в дельнейшем предметов «Естествознание» и «География», создание преемственной системы знаний между названными предметами.
Задачи программы обучения:
- уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных ее элементах;
- на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
- выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
- сформировать знания учащихся о природе своего края;
- сформировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе;
Реализация программы осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся. Компенсация недостатков психофизического развития достигается путем организации разноуровнего обучения, с учетом возможностей воспитанников, с использованием индивидуального и дифференцированного подхода. Присутствует эмоционально - благоприятный климата в классе, разнообразие форм учебной деятельности, ситуация успеха, различные видов помощи, стимуляция познавательной активности, использование игровых приемов, дидактических игр.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы.
Курс "Живой мир" в специальном образовательном учреждении является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на материале сведений о неживой и живой природе.
Новый проект учебного плана для специальной школы предполагает базовый блок дисциплин: “Живой мир”, “Естествознание”, “География”, “Человек и его среда" призванных обеспечить учащихся знаниями, раскрывающими взаимосвязь и единство всех элементов природы в их непрерывном изменении и развитии. Специфика интеллектуального дефекта учащихся специальной школы (класса) не дает возможности закладывать в программу сведения о сложных явлениях в неорганическом и органическом мире.
С одной стороны, содержание дисциплины “Живой мир” базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира и дает возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.
С другой стороны, курс элементарного природоведения в младших классах (1-4) специальной школы должен заложить основы для изучения в дальнейшем таких базовых предметов как “Естествознание” и “География”, создать преемственную систему знаний между названными предметами.
Содержание учебного предмета
Рабочая программа по миру природы и человека в соответствии с учебным планом МБОУ «ДШИ для обучающихся с ОВЗ» на 2018-2019 учебный год; в 3 классе рассчитана на 34 учебных недели (68 часов, по 2 часа в неделю)
Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по рабочей программе осуществляется следующим образом:
Тема | Количество часов |
Сезонные изменения в природе. Времена года. | 20 ч. |
Неживая природа. | 10ч. |
Живая природа. Растения. | 14ч |
Животные. | 10ч |
Человек. | 14ч |
ИТОГ | 68 ч |
Планируемые личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
На первый план при изучении предмета выносится задача совершенствования познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сферы учащихся.
Личностными результатами изучения курса являются:
- формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, действия;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;
- формирование установки на безопасный образ жизни.
Предметными результатами освоения программы обучения являются:
- ориентирование в способах нормального существования живого организма (человека, животного, растения);
- умение работать с термометром, понимать принцип работы прибора;
- умение различать по характерным признакам времена года и функции живого организма в каждом времени года;
- владение практическими знаниями строения человеческого организма;
- умение распознавать и классифицировать объекты живой и неживой природы;
- выполнение правил безопасной жизнедеятельности и санитарно-гигиенических требований и т.д.)
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- о простейших свойствах воздуха, его значении в жизни растений, животных, человека, растения леса, сада;
- образе жизни и повадках домашних и диких животных, птиц, роли человека в жизни домашних животных;
- о сезонных изменениях в живой и неживой природе;
- о дыхании человека, о профилактике простудных заболеваний.
- направление ветра, названия времен года.
- о правилах приготовления пищи и хранения продуктов питания, профилактике пищевых отравлений.
Учащиеся должны уметь:
- сравнивать и различать растения сада и леса, деревья хвойные и лиственные, кустарники, травы, ягоды, грибы, орехи, плоды и семена растений; названия наиболее распространенных деревьев и кустарников своей местности;
- пользоваться календарем, термометром;
- соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни растений, животных, человека
- правильно называть изученные объекты и явления;
- сравнивать и различать растения сада и леса, деревья хвойные и лиственные, кустарники, травы, ягоды, грибы, орехи, плоды и семена растений; названия наиболее распространенных деревьев и кустарников своей местности;
- сравнивать и различать домашних и диких животных и птиц; описывать их повадки и образ жизни, определять их значение в жизни человека;
- соблюдать правила питания; знать о правилах приготовления пищи и хранения продуктов питания, профилактике пищевых отравлений;
- определять по сезонным изменениям времена года, описывать его основные признаки; признаки месяцев, составляющих его; особенности жизни растений, животных, человека;
- определять направления ветра.
- сравнивать и различать растения сада и леса, называть по 2-3 растения, наиболее распространенных в данной местности; рассказывать об их использовании человеком;
- бережно относиться к природе и людям;
- соблюдать правила использования в пище грибов и ягод;
- соблюдать правила предупреждения простудных заболеваний;
- соблюдать требования по профилактике пищевых отравлений
Система оценки достижения планируемых результатов.
В третьем классе используются три вида оценивания - текущее, тематическое и итоговое.
Текущее оценивание- наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессу становления умения и навыка. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся, формируемых на уроках живого мира. Это даёт возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.
Текущий контроль по окружающему миру осуществляется в устной форме. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.
Тематическое оценивание по живому миру проводится в устной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы.
Основанием для выставления итогового оценивания знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих и практических работ.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
Знания и умения, учащихся по живому миру оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса.
Оценка «5» - ставится ученику, если он дает правильный, логически законченный ответ с опорой на непосредственные наблюдения в природе и окружающем мире, раскрывает возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике.
Оценка «4» - ставится, если ответ ученика в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи или испытывает трудности в применении знаний на практике.
Оценка «3» - ставится, если ученик излагает материал с помощью наводящих вопросов учителя, частично использует в ответах наблюдения в природе и окружающем мире, ограничивается фрагментарным изложением фактического материала и не может применять самостоятельно знания на практике.
Оценка «2» - ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Список литературы
- «Программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В. В. Воронковой. 4-е издание – М.: Просвещение, 2013
- Н.Б. Матвеева, М.А. Попова, Т.О. Куртова «Живой мир» 3 класс. Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. – Москва «Просвещение» 2014
- Е.Д. Худенко Е.В. «Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии»//Под редакцией В.В. Воронковой. – М., 2007.
- Энциклопедия в 3-х томах «Что такое. Кто такой». – М.: «Педагогика - Пресс», 2008.
Календарно - тематическое планирование по миру природы и человека в 3 классе
Раздел | Кол-во часов | Тема урока | Планируемые результаты | УУД | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
Сезонные изменения в природе. Времена года. 20 ч. | Знать времена года, их признаки. Знать влияние времён года на растения и животных. Уметь различать времена года по признакам. Уметь подбирать одежду и занятия для определённого времени года. | Личностные: - проявление познавательного интереса к окружающему миру к причинам смены времен года, природных условий, формировать умение устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом. Коммуникативные: - формулировать собственное мнение, задавать вопросы, контролировать действия партнера при определении причин смены времен года - выполнение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с учителем и одноклассниками в группе Познавательные: - поиск необходимой информации для объяснения связи между сменой времен года установление причинно – следственных связей типов небесных тел, причин смены времен года, типов причин смены времен года. | ||||
1 | Осень. | 3.09 | ||||
1 | Растения осенью. | 6.09 | ||||
1 | Животные осенью. | 10.09 | ||||
1 | Занятия людей осенью. | 13.09 | ||||
1 | Обобщение по теме. Осень. | 17.09 | ||||
1 | Зима. | 20.09 | ||||
1 | Растения зимой. | 24.09 | ||||
1 | Животные зимой. | 27.09 | ||||
1 | Занятия людей зимой. | 1.10 | ||||
1 | Обобщение по теме. Зима. | 4.10 | ||||
1 | Весна. | 15.10 | ||||
1 | Растения весной. | 18.10 | ||||
1 | Животные весной. | 22.10 | ||||
1 | Занятия людей весной. | 25.10 | ||||
1 | Обобщение по теме. Весна. | 29.10 | ||||
1 | Лето. | 1.11 | ||||
1 | Растения летом. | 8.11 | ||||
1 | Животные летом. | 12.11 | ||||
1 | Занятия людей летом. | 15.11 | ||||
1 | Обобщение по темам: осень, зима, весна, лето. | 26.11 | ||||
Неживая природа. 10ч. | Знать значение солнца, воздуха, ветра для всего живого. Уметь пользоваться термометром. Понимать прогноз погоды. | Личностные: внутренняя позиция школьника;- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; Коммуникативные: формирую умения | ||||
1 | Солнце в разные времена года. | 29.11 | ||||
1 | Восход и закат солнца. | |||||
1 | Календарь. | |||||
1 | Воздух. | |||||
1 | Значение воздуха. | объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. | ||||
2 | Термометр. | |||||
1 | Ветер. | |||||
2 | Направление ветра. | |||||
Живая природа. Растения. 14ч | ||||||
1 | Растения. | Знать строение растений, иметь представления о лесе, саде. Уметь составлять описание по плану. | Личностные: - проявление познавательного интереса к окружающему миру к причинам смены времен года, природных условий, формировать умение устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом. Коммуникативные: - формулировать собственное мнение, задавать вопросы, контролировать действия партнера при определении причин смены времен года - выполнение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с учителем и одноклассниками в группе Познавательные: - поиск необходимой информации для объяснения связи. | |||
1 | Части растений. Корни. | |||||
1 | Части растений. Стебли. | |||||
1 | Части растений. Листья. | |||||
1 | Части растений. Цветы. | |||||
1 | Растения сада. | |||||
2 | Лес. | |||||
1 | Плоды и семена. | |||||
2 | Лесные ягоды. | |||||
1 | Грибы. | |||||
1 | Травы. | |||||
1 | Обобщение знаний по разделу « Растения» | |||||
Животные 10ч | Знать о разнообразии животного мира, приспособлении животных к различным условиям обитания, их повадках. Уметь соотносить название животного к картинке. | Личностные: внутренняя позиция школьника;- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; Коммуникативные: формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. | ||||
1 | Дикие животные. | |||||
1 | Домашние животные. | |||||
1 | Детёныши животных. | |||||
1 | Птицы. | |||||
1 | Перелётные птицы. | |||||
1 | Зимующие птицы. | |||||
1 | Хищные птицы. | |||||
1 | Певчие птицы. | |||||
1 | Обобщение по разделу «Живая природа» | |||||
Человек. 14 ч | Знать строение человека, о питании, о пользе и вреде продуктов, правила питания. Иметь сформированные гигиенические навыки. | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: сравнение, анализ информации, ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные: ставить и отвечать на вопросы, формулировать. | ||||
2 | Дыхание человека | |||||
2 | Профилактика простудных заболеваний. | |||||
2 | Кровь. | |||||
2 | Сердце. | |||||
2 | Пульс. | |||||
2 | Окружающая среда и здоровье человека. | |||||
2 | Питание человека. |
Лист корректировки рабочей программы (календарно-тематического планирования рабочей программы)
Предмет: Мир природы и человека.
Класс: 3
Учитель: Петрова О.В.
№ урока | Даты по КТП | Дата проведения по факту |
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки | |
По плану | Дано | ||||
«Согласовано»
Заместитель директора МБОУ «ДШИ для обучающихся с ОВЗ»
По УВР_____________________________/Голунова Н.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира«Природа и человек», проведенный в соответствии с требованиями ФГОС НОО в 1 классе Л.В.Занкова
Организовать деятельность учащихся, направленную на развитие умения наблюдать за объектами природы и объектами, сделанными человеком из природных материалов;способствовать расширению представлений уча...
Интегрированный открытый урок по чтению и миру природы и человека во 2 классе «Животные в зимнем лесу. В. Сухомлинский «Зайчик и рябинка»
Тема: «Животные в зимнем лесу. В. Сухомлинский «Заяц и рябинка»Цели: обобщение знаний обучающихся о жизни диких животных зимой; знакомство с произведением В.Сухомлинского...
презентация к уроку по чтению и миру природы и человека во 2 классе «Животные в зимнем лесу. В. Сухомлинский «Зайчик и рябинка»
Совершая виртуальную экскурсию в зимний лес, дети знакомятся с зимовьем лесных животных, отгадывают загадки, знакомятся с новым автором,читают рассказ о жизни в лесу зайчика....
Рабочие программы 1 класс по миру природы и человеку
Аннотации к рабочим программам...
конспект рока мира природы и человека по теме "Транспорт. Мы-пассажиры".
Конспект урока мира природы и человека по теме "Транспорт. Мы-пассажиры"....
Рабочая программа по миру природы и человека для учащихся 4 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
laquo;Мир природы и человека» базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира. Актуальность заключается в формировании естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развит...
Урок мира природы и человека "Окружающая среда и здоровье человека. Охрана природы"
Урок-конференция разработан для 3-4 класса-комплекта детей с ОВЗ (УО). Соединяет близкие по содержанию темы 3 и 4 года обучения....