Р.П и КТП по миру природы и человека
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)

Петрова Ольга Владимировна

Рабочая программа по учебному предмету

« Мир природы и человека»

для 3 класса

на 2018 – 2019 учебный год

Название предмета:  мир природы и человека

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по учебному предмету

« Мир природы и человека»

для 3 класса

на 2018 – 2019 учебный год

Название предмета:  мир природы и человека

Учитель: Петрова О.В.

Класс: 3

Количество часов по учебному плану: 2 часа в неделю

Общее количество часов  в соответствии с программой: 68 часов в год.

Пояснительная записка

Рабочая программа по миру природы и человека составлена в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:

-Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

-В соответствии с АООП образовательной организации;

-Планируемыми результатами освоения, обучающимися с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы;

- Приказом Министерства образования и науки Российской федерации № 629 от 05. 07. 2017 г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»

- Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1 – 4 класс/ Под редакцией В.В. Воронковой – Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 2013 г.

- Учебным планом МБОУ «ДШИ для обучающихся с ОВЗ»  на 2018-2019 учебный год;

Цель программы обучения:

  • углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы;
  • формирование основы для изучения в дельнейшем предметов «Естествознание» и «География», создание преемственной системы знаний между названными предметами.

Задачи программы обучения:

  • уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных ее элементах;
  • на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
  • выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
  • сформировать знания учащихся о природе своего края;
  • сформировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе;

Реализация программы осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся. Компенсация недостатков психофизического развития достигается путем организации разноуровнего обучения, с учетом возможностей воспитанников, с использованием индивидуального и дифференцированного подхода. Присутствует эмоционально - благоприятный климата в классе, разнообразие форм учебной деятельности, ситуация успеха, различные видов помощи, стимуляция познавательной активности, использование игровых приемов, дидактических игр.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы.

Курс "Живой мир" в специальном образовательном учреждении является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на материале сведений о неживой и живой природе.

Новый проект учебного плана для специальной школы предполагает базовый блок дисциплин: “Живой мир”, “Естествознание”, “География”, “Человек и его среда" призванных обеспечить учащихся знаниями, раскрывающими взаимосвязь и единство всех элементов природы в их непрерывном изменении и развитии. Специфика интеллектуального дефекта учащихся специальной школы (класса) не дает возможности закладывать в программу сведения о сложных явлениях в неорганическом и органическом мире.

С одной стороны, содержание дисциплины “Живой мир” базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира и дает возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.

С другой стороны, курс элементарного природоведения в младших классах (1-4) специальной школы должен заложить основы для изучения в дальнейшем таких базовых предметов как “Естествознание” и “География”, создать преемственную систему знаний между названными предметами.

Содержание учебного предмета

Рабочая программа по миру природы и человека в соответствии с учебным планом МБОУ «ДШИ для обучающихся с ОВЗ»  на 2018-2019 учебный год;  в 3 классе рассчитана на 34 учебных недели (68 часов, по 2 часа в неделю)

Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по рабочей программе осуществляется следующим образом:

Тема

Количество часов

Сезонные изменения в природе. Времена года.

20 ч.

Неживая природа.

10ч.

Живая природа. Растения.

14ч

Животные.

10ч

Человек.

14ч

ИТОГ

68 ч

Планируемые личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

На первый план при изучении предмета выносится задача совершенствования познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сферы учащихся.

Личностными результатами изучения курса являются:

  • формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, действия;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;
  • формирование установки на безопасный образ жизни.

Предметными результатами освоения программы обучения  являются:

  • ориентирование в способах нормального существования живого организма (человека, животного, растения);
  • умение работать с термометром, понимать принцип работы прибора;
  • умение различать по характерным признакам времена года и функции живого организма в каждом времени года;
  • владение практическими знаниями строения человеческого организма;
  • умение распознавать и классифицировать объекты живой и неживой природы;
  • выполнение правил безопасной жизнедеятельности и санитарно-гигиенических требований и т.д.)

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

  • о простейших свойствах воздуха, его значении в жизни растений, животных, человека, растения леса, сада;
  • образе жизни и повадках домашних и диких животных, птиц, роли человека в жизни домашних животных;
  • о сезонных изменениях в живой и неживой природе;
  • о дыхании человека, о профилактике простудных заболеваний.
  • направление ветра, названия времен года.
  • о правилах приготовления пищи и хранения    продуктов питания, профилактике пищевых отравлений.

Учащиеся должны уметь:

  • сравнивать и различать растения сада и леса, деревья хвойные  и лиственные, кустарники, травы, ягоды, грибы, орехи, плоды и семена растений; названия наиболее распространенных деревьев и кустарников своей местности;
  • пользоваться календарем, термометром;
  • соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни растений, животных, человека
  • правильно называть изученные объекты и явления;
  • сравнивать и различать растения сада и леса, деревья хвойные и лиственные, кустарники, травы, ягоды, грибы, орехи, плоды и семена растений; названия наиболее распространенных деревьев и кустарников своей местности;
  • сравнивать и различать домашних и диких животных и птиц; описывать их повадки и образ жизни, определять их значение в жизни человека;
  • соблюдать правила питания; знать о правилах приготовления пищи и хранения продуктов питания, профилактике пищевых отравлений;
  • определять по сезонным изменениям времена года, описывать его основные признаки; признаки месяцев, составляющих его; особенности жизни растений, животных, человека;
  • определять направления ветра.
  • сравнивать и различать растения сада и леса, называть по 2-3 растения, наиболее распространенных в данной местности; рассказывать об их использовании человеком;
  • бережно относиться к природе и людям;
  • соблюдать правила использования в пище грибов и ягод;
  • соблюдать правила предупреждения простудных заболеваний;
  • соблюдать требования по профилактике пищевых отравлений

Система оценки достижения планируемых результатов.

В третьем классе используются три вида оценивания - текущее, тематическое и итоговое.

Текущее оценивание- наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессу становления умения и навыка. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся, формируемых на уроках живого мира. Это даёт возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.

Текущий контроль по окружающему миру осуществляется в устной форме. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.

Тематическое оценивание по живому миру проводится в устной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы.

Основанием для выставления итогового оценивания знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих и практических работ.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.

Знания и умения, учащихся по живому миру оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса.

Оценка «5» - ставится ученику, если он дает правильный, логически законченный   ответ с опорой на непосредственные наблюдения в природе и окружающем мире, раскрывает возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике.

Оценка «4» - ставится, если ответ ученика в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи или испытывает трудности в применении знаний на практике.

Оценка «3» - ставится, если ученик излагает материал с помощью наводящих вопросов учителя, частично использует в ответах наблюдения в природе и окружающем мире, ограничивается фрагментарным изложением фактического материала и не может применять самостоятельно знания на практике.

Оценка «2» - ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.

Список литературы

  1. «Программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В. В. Воронковой. 4-е издание – М.: Просвещение, 2013
  2. Н.Б. Матвеева, М.А. Попова, Т.О. Куртова  «Живой  мир» 3 класс. Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида.  – Москва «Просвещение» 2014
  3. Е.Д. Худенко Е.В. «Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии»//Под редакцией В.В. Воронковой.  – М., 2007.
  4. Энциклопедия в 3-х томах «Что такое. Кто такой». – М.: «Педагогика - Пресс», 2008.

Календарно - тематическое планирование по миру природы и человека в 3 классе

Раздел

Кол-во часов

Тема урока

Планируемые результаты

УУД

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

Сезонные изменения в природе. Времена года. 20 ч.

Знать времена года, их признаки.

Знать влияние времён года на растения и животных.

Уметь различать времена года по признакам. Уметь подбирать одежду и занятия для определённого времени года.

Личностные: - проявление познавательного интереса к окружающему миру к причинам смены времен года, природных условий, формировать умение устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

Коммуникативные: - формулировать собственное мнение, задавать вопросы, контролировать действия партнера при определении причин смены  времен года 

- выполнение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с учителем и одноклассниками в группе

Познавательные: - поиск необходимой информации для объяснения связи между сменой времен года

установление причинно – следственных связей типов небесных тел, причин смены времен года,

типов причин смены времен года.

1

Осень.

3.09

1

Растения осенью.

6.09

1

Животные осенью.

10.09

1

Занятия людей осенью.

13.09

1

Обобщение по теме. Осень.

17.09

1

Зима.

20.09

1

Растения зимой.

24.09

1

Животные зимой.

27.09

1

Занятия людей зимой.

1.10

1

Обобщение по теме. Зима.

4.10

1

Весна.

15.10

1

Растения весной.

18.10

1

Животные весной.

22.10

1

Занятия людей весной.

25.10

1

Обобщение по теме. Весна.

29.10

1

Лето.

1.11

1

Растения летом.

8.11

1

Животные летом.

12.11

1

Занятия людей летом.

15.11

1

Обобщение по темам: осень, зима, весна, лето.

26.11

Неживая природа. 10ч.

Знать значение солнца, воздуха, ветра для всего живого. Уметь пользоваться термометром. Понимать прогноз погоды.

Личностные: внутренняя позиция школьника;- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации;

Коммуникативные: формирую умения

1

Солнце в разные времена года.

29.11

1

Восход и закат солнца.

1

Календарь.

1

Воздух.

1

Значение воздуха.

объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

2

Термометр.

1

Ветер.

2

Направление ветра.

Живая природа. Растения. 14ч

1

Растения.

Знать строение растений, иметь представления о лесе, саде. Уметь составлять описание по плану.

Личностные: - проявление познавательного интереса к окружающему миру к причинам смены времен года, природных условий, формировать умение устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

Коммуникативные: - формулировать собственное мнение, задавать вопросы, контролировать действия партнера при определении причин смены  времен года 

- выполнение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с учителем и одноклассниками в группе

Познавательные: - поиск необходимой информации для объяснения связи.

1

Части растений. Корни.

1

Части растений. Стебли.

1

Части растений. Листья.

1

Части растений. Цветы.

1

Растения сада.

2

Лес.

1

Плоды и семена.

2

Лесные ягоды.

1

Грибы.

1

Травы.

1

Обобщение знаний по разделу

 « Растения»

Животные 10ч

Знать о разнообразии животного мира, приспособлении животных к различным условиям обитания, их повадках.

Уметь соотносить название животного к картинке.

Личностные: внутренняя позиция школьника;- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации;

Коммуникативные: формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

1

Дикие животные.

1

Домашние животные.

1

Детёныши животных.

1

Птицы.

1

Перелётные птицы.

1

Зимующие птицы.

1

Хищные птицы.

1

Певчие птицы.

1

Обобщение по разделу «Живая природа»

Человек.

14 ч

Знать строение человека, о питании, о пользе и вреде продуктов, правила питания.

Иметь сформированные гигиенические навыки.

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: сравнение, анализ информации, ставить и формулировать проблемы.

Коммуникативные: ставить и отвечать на вопросы, формулировать.

2

Дыхание человека

2

Профилактика простудных заболеваний.

2

Кровь.

2

Сердце.

2

Пульс.

2

Окружающая среда и здоровье человека.

2

Питание человека.

Лист корректировки рабочей программы (календарно-тематического планирования рабочей программы)

Предмет: Мир природы и человека.

Класс: 3

Учитель: Петрова О.В.

№ урока

Даты по КТП

Дата проведения по факту

№ урока

Тема

Количество часов

Причина корректировки

Способ корректировки

По плану

Дано

«Согласовано»

Заместитель директора МБОУ «ДШИ для обучающихся с ОВЗ»

По УВР_____________________________/Голунова Н.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира«Природа и человек», проведенный в соответствии с требованиями ФГОС НОО в 1 классе Л.В.Занкова

Организовать деятельность учащихся, направленную на развитие умения наблюдать за объектами природы и объектами, сделанными человеком из природных материалов;способствовать расширению представлений уча...

Интегрированный открытый урок по чтению и миру природы и человека во 2 классе «Животные в зимнем лесу. В. Сухомлинский «Зайчик и рябинка»

Тема: «Животные в зимнем лесу.  В. Сухомлинский «Заяц и рябинка»Цели: обобщение знаний обучающихся о жизни диких животных  зимой; знакомство с произведением В.Сухомлинского...

презентация к уроку по чтению и миру природы и человека во 2 классе «Животные в зимнем лесу. В. Сухомлинский «Зайчик и рябинка»

Совершая виртуальную экскурсию в зимний лес, дети знакомятся с зимовьем лесных животных, отгадывают загадки, знакомятся с новым автором,читают рассказ о жизни в лесу зайчика....

конспект рока мира природы и человека по теме "Транспорт. Мы-пассажиры".

Конспект урока мира природы и человека по теме "Транспорт. Мы-пассажиры"....

Рабочая программа по миру природы и человека для учащихся 4 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

laquo;Мир природы и человека» базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира. Актуальность заключается в формировании естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развит...

Урок мира природы и человека "Окружающая среда и здоровье человека. Охрана природы"

Урок-конференция разработан для 3-4 класса-комплекта детей с ОВЗ (УО). Соединяет близкие по содержанию темы 3 и 4 года обучения....