Программа для 4-го класса по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Беличенко Ольга Леонидовна

"Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_.docx79.28 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей № 470 Калининского района

Санкт-Петербурга

СОГЛАСОВАНА

ПРИНЯТА

УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО

учителей

Педагогическим советом

ГБОУ лицей № 470

Директор ГБОУ

лицей № 470

___________________

 (Винокурова О. Л.)

Председатель МО

______________________

(Пономарёва Т.В.)

«___» ________2018г.

«____»________2018г.

«____»_______2018 г.

Протокол №____

Протокол №____

Приказ № ____

Рабочая программа
по окружающему миру

для 4 классов

Программа рассчитана на 2 часа в неделю,

68 часов в год

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования на основе примерной основной образовательной

 программы и авторской программы по курсу «Окружающий мир»

А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С. Раутиана

Учитель:                  Беличенко О.Л.

                               

                           

                             

                                 

Санкт-Петербург

2018-2019 год

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторской предметной программы А. А Вахрушева, Д.Д. Данилова, А. С. Раутиана, С. В. Тырина (М: Баласс, 2012).

Место предмета в учебном плане

Курс «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы; физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный курс в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. В связи с этим именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.

Программа курса «Окружающий мир» рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), в том числе на практическую работу отводится 2 часа, на контрольные уроки – 6 часов.

Цели и задачи курса

Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной) реализуются в процессе обучения всем предметам.

Предмет «Окружающий мир» – это основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.

 Основное содержание, распределение часов по темам

Раздел 1: «Человек и природа» (34 ч)

Человек и его строение (13 ч)

Происхождение человека (2 ч)

Рукотворная природа (10 ч)

Повторение пройденного материала – 9 ч.

Раздел 2: «Человек и человечество» (34 ч)

Человек и его внутренний мир (5 ч)

Человек и общество (4 ч)

Картина всемирной истории человечества (10 ч)

Человек и многоликое человечество (3 ч)

Человек и единое человечество (4 ч)

Обобщающее повторение – 8 ч.

Используемый учебно-методический комплект

  •  «Окружающий мир 4 класс» («Человек и природа») Учебник в 2 частях. Часть 1 (авторы А. А Вахрушев, Д. Д. Данилов, А. С. Раутиана)
  • «Окружающий мир 4 класс» («Человек и человечество») Учебник в 2 частях. Часть 2 (авторы А. А Вахрушев, Д. Д. Данилов, С. С. Кузнецова, Е. В. Сизова, С. В. Тырин).
  • Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Человек и природа»), 4 класс. Часть 1 (авторы А. А Вахрушев, А. С. Раутиана, О. В. Бурский)
  • Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир 4 класс» («Человек и человечество»), 4 класс. Часть 2 (авторы Н. В. Харитонова, Е. В. Сизова, Е. И. Стойка).
  • Окружающий мир. Человек и природа. 4 класс. Методические рекомендации для учителя (авторы А. А Вахрушев, А. С. Раутиан, О. А. Родыгина)
  • Окружающий мир. Человек и человечество. 4 класс. Методические рекомендации для учителя (авторы Д. Д. Данилов, С. С. Кузнецова, Е. В. Сизова).

Наглядные пособия:

1) натуральные живые пособия – цветы

2) гербарии

3) коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых

4) изобразительные наглядные пособия – таблицы, муляжи

5) географические и исторические карты

6) предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.

Измерительные приборы: весы, термометры, сантиметровые линейки.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений:

- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Требования к результатам обучения учащихся к концу 4-го класса:

Часть 1. Человек и природа

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

  • объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
  • применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
  • называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
  • объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
  • объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
  • находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

  • оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
  • доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Часть 2. Человек и человечество

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

  • по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
  • отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
  • объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

  • объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
  • замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.

Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Любая дидактика предполагает контроль над усвоением знаний, предметных умений и универсальных учебных действий.

Важны только те знания учащихся, которыми они могут пользоваться на практике. Поэтому прежде всего разнообразные полученные школьниками знания должны позволять описывать свои наблюдения и объяснять ребятам их собственный опыт, помогать отвечать на возникающие у них вопросы. Фактически нужны навыки использования знаний, а не сами знания.

Календарно-тематический план по предмету «Окружающий мир»

«Человек и природа» 4 класс I часть

(2 часа в неделю-34 часа)

№ урока

Тема урока

Домашнее задание

Вид контроля

Планируемые результаты

Освоение предметных знаний

УУД

1.

Как устроен организм

человека.

С. 8-13

Р/т зад с.2

Понимать, что каждая система органов играет в организме свою особую, необходимую для жизни роль. Иметь представление о работе системы органов. Называть системы органов человека.

Читать вслух и про себя тексты учебников (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

2.

Кожа - «пограничник» организма.

С. 14-17

Р/т зад с.3-5

Понимать, что кожа защищает организм от трения, от проникновения вредных веществ и микробов, от перегрева и переохлаждения, что через кожу выделяются лишние соли и вода; что кожа – орган осязания. Составлять правила ухода за кожей; рассказывать о том, как кожа помогает нам в жаркую погоду, во время купания, при шитье и вязании.

Понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

3.

Как человек двигается.

С. 18-21

Р/т зад с.6-7

П.р. №1

Иметь представление о том, что сокращение мышц изменяет положение костей, подвижно соединённых в суставах, позволяя человеку двигаться. Находить на рисунке названия отдельных костей и частей скелета, выяснять их значение; составлять правила поведения для того, чтобы избежать переломов и вывихов.

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации.        Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных ситуаций.         Планировать учебную деятельность на уроке; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем; сверять свои действия с целью работы. Понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

4.

Путешествие бутерброда.

С. 22-27

Р/т зад с.8 9

П.р. №2

Иметь представление о том, что органы пищеварения переваривают пищу и обеспечивают организм питательными веществами.

Называть органы пищеварения; объяснять, почему надо беречь зубы; рассказывать, как организм борется с отравлениями.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. Умение оформлять свои мыли в устной речи с учетом речевой ситуации. Находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

5.

Как удаляются ненужные вещества.

С. 28-29

Р/т зад с.10

Иметь представление о том, что органы выделения очищают кровь от отходов жизнедеятельности клеток и выводят избыток воды.

Называть органы выделения; объяснять, почему почки – главный орган выделения.

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации.        Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

6.

Для чего и как мы дышим.

С.30-33

Р/т зад с.12-13

П.р. №3

Иметь представление о том, что благодаря органам дыхания из воздуха в кровь непрерывно поступает кислород и удаляется углекислый газ; что кислород необходим для поддержания жизни и деятельности всех клеток тела. Называть органы дыхания; рассказывать, как происходят у человека вдох и выдох; объяснять, почему вредно вдыхать воздух ртом на морозе.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех.

7.

Волшебная восьмёрка.

С.34-37

Р/т зад с.13

Понимать, что органы кровообращения – главный «транспорт» в организме. Называть органы кровообращения; рассказывать о путешествии крови в организме; рассказывать, как работает сердце; объяснять, почему кровь, поступающая от лёгких, не смешивается в сердце с кровью, идущей от других органов.

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации.         Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.        В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

8.

Что такое кровь.

С. 38-39

Р/т зад с. 14

Иметь представление о том, что кровь – это внутренняя среда организма, которая поддерживает благоприятные для жизни клеток условия. Называть условия для жизни и нормальной работы клеток тела; рассказывать, из чего состоит кровь, какую работу выполняют клетки крови.

Вычитывать из текста фактуальную информацию, подтекстовую (неявную); ориентироваться в структуре текста; определять его тематическую принадлежность; перерабатывать полученную информацию: сравнивать факты.        Умение оформлять свои мыли в устной речи с учетом речевой ситуации.        Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех.

9.

Почему наш организм работает слаженно.

С.40-43

Р/т зад с. 15-16

Пр. №4

Называть органы нервной системы; указывать, где расположены органы нервной системы; приводить примеры сознательных и бессознательных действий; определять роль больших полушарий.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных ситуаций. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

10.

Окна в окружающий мир.

С.44-47

Р/т. зад с.17-18

Пр. №5

Понимать, что орган зрения – важнейший орган чувств человека, дающий наиболее полную информацию.

Уметь называть, из каких частей состоит глаз; рассказывать, как глаз защищён от повреждений; составлять правила сохранения зрения.

Вычитывать из текста фактуальную информацию, подтекстовую (неявную); ориентироваться в структуре текста; определять его тематическую принадлежность; перерабатывать полученную информацию: сравнивать факты. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

11.

Многогранный мир чувств.

С.48-51

Р/тс. 19-20

Понимать, что мы воспринимаем мир сразу всеми органами чувств, их сигналы дополняют друг друга; что мозг обрабатывает эти сигналы и составляет единое впечатление о том, что нас окружает. Уметь называть органы чувств; рассказывать, как устроен орган слуха; объяснять, как мозг различает сигналы, идущие от разных органов чувств; составлять правила сохранения органов чувств.

Понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.        Находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

12.

Родители и дети.

С. 52-55

Р/т зад с. 21

П.р. №6

Понимать, что организм женщины приспособлен для вынашивания, рождения и выкармливания ребёнка своим молоком, а организм мужчины – для работы по обеспечению и защиты семьи; что оба родителя и всё человеческое общество в целом заботятся о воспитании детей.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);         Организовывать учебное взаимодействие в группе.        Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

13.

Отчего мы иногда болеем.

С. 56-59

Р/т зад с. 22

Понимать, что болезнь нас поражает, когда микробов вокруг слишком много или, когда организм ослаблен; что знание причин болезней помогает побеждать их или избегать. Рассказывать, как можно бороться с малоподвижным образом жизни; объяснять, как болезнь нарушает порядок в организме; объяснять, для чего люди делают прививки.

Понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.         Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

14.

Наши предки – древесные жители.

С. 60-63

Р/т зад с. 23-24

П.р. №7

Понимать, что люди отличаются от обезьян хождением на двух ногах, развитием мышц ног и опорой на стопу; что люди могут предвидеть события, продумывать свои действия; что общаются люди с помощью речи. Называть особенности строения тела, свойственные только человеку; сравнивать речь людей и звуковые сигналы животных; называть главное отличие человека от животных.

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

15.

На заре человечества.

С.64-67

Р/т зад с.25-26

П.р. №8

Понимать, что с тех пор, как у предков человека появился разум, успешный опыт каждого становился достоянием всего общества; что общественный опыт стал главным условием развития человека.

Уметь объяснять значение слов «орудия труда», «человек разумный»; называть отличия первых людей от своих предков; объяснять, что помогло человеку расселиться на нашей планете.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.         Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

16.

Контрольная работа №1.

-

К.Р. №1

Знать обязательный минимум (требования программы) изученного материала.

Применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта.

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации.        Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

17.

Закрепление изученного материала.

Повт.

Знать изученный материал по теме «Как работает организм человека». Уметь рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи. Применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта.

Понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

18.

Рукотворная жизнь.

С. 69-73

Р/т зад с. 28

Понимать, что человек одомашнивал полезные ему растения и животных; что он ухаживает за ними, выращивает, использует для своих целей, выводит новые сорта и породы. Уметь называть отличия диких растений и животных от своих культурных собратьев; объяснять, почему так много разных сортов растений и пород животных; рассказывать о своём дом. животном

Принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать из текста нужную информацию, иллюстрации, схемы; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, классификации объектов. Организовывать учебное взаимодействие в группе. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

19.

На службе у человека.

С.74-78

Р/т зад с. 29-30

Понимать, что выращиванием культурных растений и домашних животных занимается сельское хозяйство. Рассказывать, как и почему менялось хозяйство человека; называть отрасли сельского хозяйства; описывать развитие сельского хозяйства в будущем; объяснять, какими способами можно добиться увеличения урожая и увеличения продукции животноводства.

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации.        Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.        Находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; организовывать учебное взаимодействие в группе; принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать из текста нужную информацию, иллюстрации, схемы.

20.

Покорение силы.

С.79 -81

Р/т зад с.31-32

П.р. №9

Понимать, что разум позволил человеку изобрести механизмы, увеличивающие силу и ловкость. Объяснять, как можно увеличить свою силу и ловкость; рассказывать, как можно вытащить тяжёлую лодку на берег, как поднять бревно на стену строящегося дома. Иметь представление об изобретении первых часов с маятником.

Принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать из текста нужную информацию, иллюстрации, схемы; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, классификации объектов.        Организовывать учебное взаимодействие в группе.        Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

21.

Как человек использует свойства воды.

С. 83-88 знать свойства воды,

Р/т зад с. 33

Понимать, что люди изучили свойства воды, привыкли учитывать их в повседневной жизни и изобрели машины, использующие эти свойства. Называть свойства воды (выталкивающая сила, текучесть, способность растворять; вода не имеет вкуса, цвета, запаха); объяснять, как очистить воду от примесей и растворённых в ней веществ; рассказывать, как можно использовать силу водопада.

Понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.        Организовывать учебное взаимодействие в группе.        Находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

22.

Как человек использует свойства воды.

Р/т зад с. 33

П.р. №10

Понимать, что люди изучили свойства воды, привыкли учитывать их в повседневной жизни и изобрели машины, использующие эти свойства. Называть свойства воды (выталкивающая сила, текучесть, способность растворять; вода не имеет вкуса, цвета, запаха); объяснять, как очистить воду от примесей и растворённых в ней веществ; рассказывать, как можно использовать силу водопада.

Понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.        Организовывать учебное взаимодействие в группе.        Находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

23.

Как человек использует свойства воздуха.

С. 89-91

Р/т зад с. 34-35

П.р. №11

Иметь представление о том, как люди научились использовать воздушное пространство, силу ветра, свойства воздуха и его составных частей. Называть свойства воздуха (расширяется при нагревании, плохо проводит тепло, малая плотность, упругость); перечислять состав воздуха (азот, кислород, углекислый газ). Иметь представление об использовании водорода, углекислого газа, азота и кислорода.

Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;         Полно и точно выражать свои мысли. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.        В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

24.

Горные породы и минералы.

С.92-97

Р/т зад с. 36-37

П.р. №12

Называть свойства горных пород и минералов (постоянная форма, прочность, твёрдость); рассказывать о способах изготовления предметов нужной формы из горных пород и минералов; перечислять свойства горных пород; называть различия горных пород и минералов. Иметь представление о драг. и поделочных камнях.

Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Организовывать учебное взаимодействие в группе. Находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

25.

Металлы.

С.98-103

Р/т зад с. 38

П.р. №13

Понимать, что использование металлов позволило производить изделия любой формы и прочные материалы со специально заданными свойствами. Перечислять, какими свойствами металлов не обладают камни; объяснять, почему металлы холодные на ощупь; называть свойства металлов (твёрдость, пластичность, расширяются при нагревании, проводят тепло и электричество).

Принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать из текста нужную информацию, иллюстрации, схемы; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов. Организовывать учебное взаимодействие в группе. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

26.

Приручение огня.

С. 104-106

Р/т зад с. 39-40

П.р. №14

Понимать, что человечество прошло путь техн. прогресса от костра до пламени ракеты, используя всё новые виды топлива и способы его сжатия. Рассказывать, какие преимущества получили древние люди, когда стали использовать огонь; объяснять, чем горючее напоминает джинна в бутылке; рассказывать, как тепло попадает в квартиру.

Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;         Полно и точно выражать свои мысли. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.        Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

27.

Невидимая сила. Чудо-волны. Человек проникает в тайны природы.

Доп. материал в учебнике,

Р/т зад с. 41-45

Понимать, что электричество – универсальный вид энергии; что для получения электричества пригодны любые виды топлива или силы природы; что электричество позволило создать современную технику в быту и на производстве. Иметь представление о создании ракетного двигателя.

Понимать, что волнообразные колебания частиц широко распространены в природе; что их изучение помогло создать невиданные приборы, о которых ещё сто лет назад люди и не мечтали.

Иметь представление о том, что такое звук; почему свет распространяется не так, как звук.

Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения.        Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.        Находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

28.

Как нам жить?

С. 122-126

Р/т зад с. 46

Понимать, что бесконтрольное могущество человека – самая большая угроза в современном мире; чтобы избежать этой угрозы, необходимо перейти к экологическому типу хозяйства. Иметь представление о трёх типах хозяйства (присваивающем, производящем, экологическом); рассказывать, как можно сохранить диких животных и растения.

Понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. Организовывать учебное взаимодействие в группе. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; организовывать учебное взаимодействие в группе.

29.

Повторение по разделу.

С. 107

П.р. №15

Знать изученный материал по теме «Рукотворная природа».

Уметь рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи. Знать изученный материал по курсу «Окружающий мир. Человек и природа».

Понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; организовывать учебное взаимодействие в группе.

30.

Контрольная работа №2

-

К.Р. №2

Знать обязательный минимум (требования программы) изученного материала. Применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта.

Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, выбирать основания для сравнения, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.        Организовывать учебное взаимодействие в группе.        В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев,  пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

31.

Повторение и закрепление.

С.108-111

Знать изученный материал по теме «Окружающий мир. Человек и природа». Применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта.

Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, выбирать основания для сравнения, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.        Полно и точно выражать свои мысли. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.        Находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; организовывать учебное взаимодействие в группе.

32.

Повторение и закрепление.

С.112-117

Знать изученный материал по теме «Окружающий мир. Человек и природа». Применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта.

Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, выбирать основания для сравнения, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Полно и точно выражать свои мысли. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; организовывать учебное взаимодействие в группе.

33.

Повторение и обобщение изученного материала.

С.118-121

Знать изученный материал по теме «Окружающий мир. Человек и природа». Применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта.

Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, выбирать основания для сравнения, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Полно и точно выражать свои мысли. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; организовывать учебное взаимодействие в группе.

34.

Итоговая контрольная работа.

-

Ит.К.Р.

Знать обязательный минимум (требования программы) изученного материала. Применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта.

Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Полно и точно выражать свои мысли. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев,  пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

Поурочно-тематическое планирование по предмету «Окружающий мир»

«Человек и человечество» 4 класс II часть

(2 часа в неделю - 34 часа в год)

№ урока

Тема урока

Домашнее задание

Виды контроля

Планируемые результаты

Освоение предметных

знаний

УУД

1.

Кого можно назвать человеком?

С.8-11

Р/т зад с. 2-3

Понимать, что человек отличается от всех живых существ тем, что в нём соединяются признаки врождённые и признаки, приобретаемые в обществе; что только в обществе ребёнок может вырасти человеком, научиться думать, разговаривать, понимать других людей. Называть отличия между врождёнными и приобретёнными признаками человека; рассказывать.

Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, выбирать основания для сравнения, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.        Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

2.

Посмотри в своё «зеркало».

С.12-15

Р/т зад с. 4

Понимать, что каждый человек, живущий в обществе, становится личностью с неповторимыми особенностями внутреннего мира. Объяснять, как сознание может помочь человеку стать личностью; указывать, зачем человеку сила воли.

Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, выбирать основания для сравнения, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; организовывать уч. взаимодействие в группе.

3.

Как понять, что творится у друга на душе?

С.16-19

Р/т зад с. 5-8

Понимать, что внутренний мир каждого человека наполнен эмоциями – переживаниями того, что происходит в данный момент с человеком и в окружающем его мире. Сравнивать положительные и отрицательные эмоции; называть правила проявления эмоций; определять положительные и отрицательные эмоции; рассказывать, как эмоции помогают человеку в жизни.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Выполнять универсальные логические действия. Организовывать учебное взаимодействие в группе. Находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

4.

Переживания, испытанные временем.

С.20-23

Р/т зад с.8-10

Понимать, что кроме кратковременных эмоций человек испытывает устойчивые чувства; что чувства – это не зависящие от места и времени отношения человека к конкретным людям или предметам окружающего мира. Называть отличия чувства от эмоций; рассказывать, как можно улучшить настроение и избавиться от тревоги.

Принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать из текста нужную информацию, иллюстрации, схемы.         Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

5.

Как узнать человека?

С. 24-27

Р/т зад с. 10-14

Понимать, что нельзя оценивать человека по внешности; что только в общении мы можем узнать внутренний мир другого человека, познакомиться с чертами его характера. Уметь перечислять положительные и отрицательные черты характера; рассказывать, как узнать личность, характер другого человека.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.         Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Самостоятельно формулировать тему и цель урока

6.

Что такое общество?

С.28-31

Р/т зад с. 15-17

П.р.№1

Понимать, что обществом можно назвать людей, у которых есть общие интересы. Объяснять, что такое общество; рассказывать, почему возникают конфликты; называть способы решения конфликтов.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

7.

Как жить в мире людей.

С. 32-35

Р/т зад с. 17-20

Понимать, что для того, чтобы оценивать свои поступки, у человека есть совесть, а общество создаёт свои правила поведения. Рассказывать, с помощью каких «инструментов» общество и человек могут оценивать свои поступки; объяснять, что такое совесть; сравнивать право и мораль.

Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Самостоятельно формулировать тему и цель урока

8.

Моё общество.

С.36-39

Р/т зад с. 20-22

Понимать, что для каждого человека общество состоит из многих общественных групп и круга его общения.

Объяснять, что называют общественной группой; называть общественные группы, в которых ты знаком с каждым человеком; называть общественные группы, в которых ты знаешь не всех, но можешь объяснить, что тебя объединяет с этими людьми.

Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения. Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

9.

Права человека.

С. 40-43

Р/т зад с. 22-26

Понимать, что в современном обществе каждому человеку принадлежат равные права.

Объяснять выражение «права человеческой личности»; перечислять известные права человека в современном обществе; называть свои обязанности перед близкими людьми.

Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Организовывать учебное взаимодействие в группе. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

10.

Повторение.

Р/т зад с. 27-29

Знать обязательный минимум (требования программы) изученного материала. Применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта.

Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради, из собственных наблюдений объектов культуры, личного опыта общения с людьми; применять для решения учебных задач логические действия анализа, сравнения, обобщения.         Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

11.

Контрольная работа №1

-

К.Р. №1

Знать обязательный минимум (требования программы) изученного материала. Применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

12.

Первобытный мир.

С. 46-51

Р/т зад с. 30-32

Иметь представление о том, что всемирная история началась с эпохи Первобытного мира; что это было время (более 2 млн. лет назад – 5 тысяч лет назад) появления людей, которые постепенно овладевали самыми главными человеческими умениями.

Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради, из собственных наблюдений объектов культуры, личного опыта общения с людьми; применять для решения учебных задач логические действия анализа, сравнения, обобщения. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Самостоятельно формулировать тему и цель урока

13.

Первобытный мир.

Р/т зад с. 32-35

Иметь представление о том, что всемирная история началась с эпохи Первобытного мира; что это было время (более 2 млн. лет назад – 5 тысяч лет назад) появления людей, которые постепенно овладевали самыми главными человеческими умениями.

Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради, из собственных наблюдений объектов культуры, личного опыта общения с людьми; применять для решения учебных задач логические действия анализа, сравнения, обобщения. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Самостоятельно формулировать тему и цель урока

14.

Древний  мир.

С.52-59

Р/т зад. с.36-37

Иметь представление о том, что Древний мир (5 тысяч назад - V век новой эры) – время возникновения первых городов и государств, которые передали нам достижения своей культуры.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Организовывать учебное взаимодействие в группе. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

15.

Древний мир.

Р/т зад. с.38-41

Иметь представление о том, что Древний мир (5 тысяч назад - V век новой эры) – время возникновения первых городов и государств, которые передали нам достижения своей культуры.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.        Организовывать учебное взаимодействие в группе. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

16.

Средние века

С.60-67

Р/т зад. с. 41-43

Иметь представление о том, что Средние века (V – XV века) – время между древностью и Новым временем, когда одни цивилизации сменялись другими. Отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества.

Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника. Организовывать учебное взаимодействие в группе. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

17.

Средние века.

Р/т зад. с.44-46

Иметь представление о том, что Средние века (V – XV века) – время между древностью и Новым временем, когда одни цивилизации сменялись другими. Отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества.

Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника. Организовывать учебное взаимодействие в группе. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

18.

Новое время.

С.68-73

Р/т зад. с. 46-47

Иметь представление о том, что Новое время (XV – начало XX века) – эпоха стремительного развития европейских стран, множества открытий и изобретений.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.        Организовывать учебное взаимодействие в группе. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

19.

Новое время.

Р/т зад с. 48-50

Иметь представление о том, что Новое время (XV – начало XX века) – эпоха стремительного развития европейских стран, множества открытий и изобретений.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Организовывать учебное взаимодействие в группе. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

20.

Новейшее время.

С. 74-79

Р/т зад с. 50-52

Иметь представление о том, что Новейшее время (XX – XXI века) – эпоха многих научных открытий, несущих пользу всему человечеству, и одновременно эпоха мировых войн и тяжёлых испытаний.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Самостоятельно формулировать тему и цель урока

21.

Новейшее время.

Р/т зад с. 53-54

Иметь представление о том, что Новейшее время (XX – XXI века) – эпоха многих научных открытий, несущих пользу всему человечеству, и одновременно эпоха мировых войн и тяжёлых испытаний.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Самостоятельно формулировать тему и цель урока

22.

Обобщение и закрепление пройденного.

Р/т с.52

П.р. №2

Знать изученный материал по теме «Человек и прошлое человечества». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи.

Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, классификации объектов. Организовывать учебное взаимодействие в группе. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

23.

Короли, президенты и граждане.

С. 80-85

Р/т зад с. 54-58

Объяснять слова «я – гражданин России»; сравнивать монархические государства и республики; приводить примеры, как может быть нарушено право человека на участие в управлении своим государством; рассказывать, как организована власть в России.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Организовывать учебное взаимодействие в группе. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Самостоятельно формулировать тему и цель урока

24.

Расы и народы.

С.86-89

Р/т зад с. 59-61

Понимать, что человечество состоит из разных рас и разных народов Земли.

Объяснять, что такое «раса», называть большие расы, которые выделяют в современном обществе.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую. Организовывать учебное взаимодействие в группе. Самостоятельно формулировать тему и цель урока

25.

Кто во что верит.

С.90-97

Р/т зад с. 62-66

Понимать, что человечество многолико и складывается из разных рас, народов, граждан отдельных государств, верующих разных религий и атеистов. Уметь объяснять, что называют религиозными обрядами; называть отличия между верующими людьми и атеистами.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Составлять план решения уч.  проблемы совместно с учителем.

26.

Мировое хозяйство.

С.98-101

Р/т зад с.66-70

П.р. №3

Понимать, что мировое хозяйство, в котором все страны обмениваются между собой природными богатствами, продуктами, вещами, объединяет человечество.

Уметь объяснять, для чего были придуманы деньги.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Организовывать учебное взаимодействие в группе. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Самостоятельно формулировать тему и цель урока

27.

Мировое сообщество государств.

С.102-105

Р/т зад с. 70-72

Иметь представление о том, что Организация Объединённых наций, в которую входят почти все государства планеты, объединяет под своим флагом всё человечество.

Уметь рассказывать, для чего была создана ООН.

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать. Самостоятельно формулировать тему и цель урока

28.

Что человечество ценит больше всего?

С.106-109

Р/т зад с. 72-75

Понимать, что общечеловеческие ценности одинаково важны для всех людей, живущих на Земле, что они объединяют человечество.

Уметь называть памятники культуры родного края; называть общечеловеческие ценности.

Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, классификации объектов. Организовывать учебное взаимодействие в группе. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

29.

Как нам жить?

С.110-115

Р/т зад с. 75-77

Понимать, что существованию современного человечества угрожают глобальные проблемы. Уметь перечислять известные глобальные проблемы человечества; объяснять, с какими проблемами человечества связана народная пословица « Сытый голодного не разумеет».

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Самостоятельно формулировать тему и цель урока

30.

Повторение.

повт.,

Р/т с. 78-79

Знать изученный материал по теме «Человек и единое человечество».

Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи"

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники), обсуждать полученные сведения. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать. Самостоятельно формулировать тему и цель урока

31.

Контрольная работа №2

-

К.Р. №2

Знать обязательный минимум (требования программы) изученного материала.

Применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта"

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Умение понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать своё знание и незнание, умение и неумение; предлагать собственные способы решения учебной задачи.

32.

Повторение.

Р/т  с.80-81

Иметь первичное представление о понятиях: «личность», «характер», «общество», «мораль», право». Осознавать проявление тех или иных черт характера; отличать черты характера от эмоций; ориентироваться в основных проблемах современного мира.

Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, классификации объектов. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Умение понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать своё знание и незнание, умение и неумение; предлагать собственные способы решения учебной задачи.

33.

Повторение.

-

Иметь первичное представление о понятиях: «личность», «характер», «общество», «мораль», право». Осознавать проявление тех или иных черт характера; отличать черты характера от эмоций; ориентироваться в основных проблемах современного мира.

Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, классификации объектов.  Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Умение понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать своё знание и незнание, умение и неумение; предлагать собственные способы решения учебной задачи.

34.

Повторение и обобщение изученного материала.

-

Иметь первичное представление о понятиях: «личность», «характер», «общество», «мораль», право». Осознавать проявление тех или иных черт характера; отличать черты характера от эмоций; ориентироваться в основных проблемах современного мира.

Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, классификации объектов.  Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Умение понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать своё знание и незнание, умение и неумение; предлагать собственные способы решения учебной задачи.

Лист корректировки рабочей программы

урока

Тема урока

Способ корректировки

Дата проведения по факту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.

Данные рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа"  учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовског...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс. Программа Л.В. Занкова.

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для 3 класса общеобразовательных школ по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....

рабочая программа 1-4 класс по окружающему миру, программа ПЕРСПЕКТИВА

Программа по окружающему миру  для  1-4 классов разработана в соответствии:- с требованиями  Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования...

Рабочая программа для 1-4 класса по окружающему миру по системе Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова

Рабочая программа предмета "Окружающий мир" для 1-4 классов по системе Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова (учебник Чудиновой, Букваревой). Рабочая программа составлена в соотвествии с требованиями ФГОС ...

Рабочая программа для 1-4 классов по окружающему миру

Рабочая программа для 1-4 классов по окружающему миру...