Программа для 1-го класса по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение лицей №470 Калининского района
Санкт-Петербурга
СОГЛАСОВАНА на заседании МО учителей Председатель МО: Т.В.Пономарева_____________ «__» августа» 2019 г. протокол № ___ | ПРИНЯТА Педагогическим советом ГБОУ лицей №470 __ августа »2019 г. Протокол № __ | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ лицей № 470 (Винокурова О.Л.) «__» августа »2019 г. Приказ № ___ |
Рабочая программа
по окружающему миру для 1 «Г» класса.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю,
66 часов в год.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС
начального общего образования на основе примерной основной образовательной программы и примерной программы УМК «Школа России», научный руководитель А. А.Плешаков.
Учитель: Беличенко О. Л.
Санкт-Петербург
2019/2020 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009г. № 373, в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.12 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507, от 31.12.2015 № 1576);
Примерной основной образовательной программы начального общего образования, 2015г. (протокол от 08.04.2015г. № 1/15, в редакции от 28.10.2015г. №3/15);
Образовательной программы начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Лицей № 470 г. Санкт-Петербурга.
При составлении рабочей программы использовалась примерная программа УМК «Школа России» научный руководитель А. А.Плешаков, Москва «Просвещение» 2016г.
Основная цель курса:
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки, и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рациональному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Место учебного предмета в учебном плане.
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 270 ч: 1 класс – 66 ч (33 учебные недели), 2,3 и 4 классы – по 68 ч (34 учебные недели).
Содержание курса
Разделы | Содержание | Кол/во час |
Введение | Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). | 1 |
Изучение объектов окружающего мира. Раздел «Что и кто?» | Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие большая медведица. Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк. Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя). Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян. Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением. Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение. Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы. Наша родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России. Флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны. Планета земля, ее форма. Глобус – модель земли. Суша и вода на земле. Изображение нашей страны на глобусе. | 20 |
Разнообразие окружающего мира. Раздел «Как, откуда и куда?» | Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения. Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя). Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед. Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой. Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя). Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать землю чище. | 12 |
Взаимосвязи в мире природы. Целостность общества. Раздел «Где и когда?» | Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года. Холодные и жаркие районы земли. Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом. Представление о далеком прошлом земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров. Одежда людей в прошлом и теперь. История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом. Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя. | 11 |
Установление причинно- следственных связей природных процессов. Раздел «Почему и зачем?» | Солнце – ближайшая к земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие льва. Луна – естественный спутник земли. Почему на луне не живут люди. Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека. Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши. Цвета радуги. Почему радуга разноцветная. Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах. Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек. Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки. Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну. Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего. Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования. Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь. Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле. Зачем летают в космос. Искусственные спутники земли, их назначение. Космические станции. Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – день земли. | 22 |
Итог. | 66 |
Количество проверочных работ по изучаемым разделам окружающего мира.
№ | Разделы, темы | Количество часов | Проектная деятельность | Проверочные работы | Практические работы |
1 | Введение | 1 | |||
2 | Раздел «Что и кто?» | 20 | «Моя малая Родина» | 1 | 7 |
3 | Раздел «Как, откуда и куда?» | 12 | «Моя семья» | 1 | 9 |
4 | Раздел «Где и когда?» | 11 | «Мой класс и моя школа» | 1 | 2 |
5 | Раздел «Почему и зачем?» | 22 | «Мои домашние животные» | 1 | 3 |
ИТОГО | 66 | 4 | 4 | 21 |
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:
У обучающегося будут сформированы:
• первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу;
• умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
• первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины как семьи разных народов, образ Москвы как духовной ценности, важной для разных народов);
• ценностные представления о своей семье и своей малой Родине;
• первичные представления об изменении человека и окружающего мира с течением времени, овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о развитии техники, в том числе электронной;
• представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (быть готовым к уроку, бережно относиться к школьным принадлежностям — учебнику, рабочей тетради и др.);
• положительное отношение к школе и учебной деятельности;
• первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом*;
• эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;
• этические чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость на основе взаимодействия с другими людьми и с природой, доброжелательное отношение к сверстникам, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
• потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;
• первоначальная установка на безопасный, здоровый образ жизни через выявление потенциальной опасности окружающих предметов, знакомство с правилами безопасности в быту, при переходе улицы, в транспорте, осознание важности правильной подготовки ко сну, правильного питания, выполнения гигиенических процедур;
• бережное отношение к материальным и духовным ценностям через знакомство с трудом людей разных профессий.
Метапредметные результаты.
Регулятивные
Обучающийся научится:
• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
• сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
• выделять из темы урока известные знания и умения;
• планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что — потом);
• планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
• сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;
• осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»;
• фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную, предвосхищать результат;
- применять установленные правила в планировании способа решения: наглядный способ определения принадлежности объекта к природе или изделиям.
Познавательные
Обучающийся научится:
• понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
• находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
• понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
• понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или предложенных учителем;
• анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
• проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
• устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
• строить высказывания, рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
• проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;
осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, собственного жизненного опыта, из фильмов);
• располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».
Коммуникативные
Обучающийся научится:
• включаться в диалог с учителем и сверстниками;
• формулировать ответы на вопросы;
• слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
• договариваться и приходить к общему решению;
• излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
• интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
• признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
• употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
• понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;
• строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
• готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.
Предметные результаты.
В результате изучения окружающего мира первоклассники научатся:
- распознавать неживую и живую природу; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц;
- рассказывать о событиях и явлениях;
- распознавать основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;
- приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), животных;
- характеризовать изученные группы растений: группировать, анализировать животных, называя их существенные признаки, описывая особенности внешнего вида (по плану, предложенному учителем);
- характеризовать признаки времён года;
- объяснять значение используемых условных знаков (в учебнике, в рабочей тетради, дорожных знаков и др.):
- находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде:
- понимать правила поведения в природе;
- называть свой адрес в мире и в своём населённом пункте;
- называть виды транспорта; наиболее распространённые профессии;
- определять отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка; необходимость выбора профессии, целевых установок на будущее;
- определять, какие народы населяют нашу страну; рассказывать об их национальных праздниках, достопримечательностях.
- выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.
Первоклассники получат возможность научиться:
- различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя ГПД; выполнять правила поведения в природе;
- использовать поиск информации в дополнительной литературе: атлас-определитель;
- использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности, обсуждать
- различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя ГПД;
- выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
- использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах; выполнять режим дня;
- рассказывать о растениях, грибах, животных, объясняя условия их жизни, способы питания, защиты и другие их особенности; по результатам экскурсий рассказывать о достопримечательностях родного города (села);
- объяснять отличия дикорастущих и культурных растений, связи растений и животных, приспособляемость животных к среде обитания, необходимость бережного отношения к редким видам растений и животных, значение Красной книги;
- объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;
- моделировать дерево, цветковое растение, гриб, насекомое и др.;
- выполнять наблюдения;
- анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте;
- рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов; обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью.
- работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний;
- анализировать чужое выступление;
- выдвигать предположения и доказывать их;
- проводить простейшие опыты;
- осознавать необходимость бережного и сознательного отношения к своему здоровью (одежда, движение, здоровое питание, здоровый сон, соблюдение режима дня и др.).
Учебник:
Плешаков А.А. Окружающий мир -1 класс в 2-х частях. Москва, Просвещение , 2017
Поурочно-тематическое планирование по предмету «Окружающий мир» 1 класс
(2часа в неделю-66 часов в год)
№ урока | Тема урока | Планируемые результаты | Формы контроля | Дом задание | |
Освоение предметных знаний | УУД | ||||
Введение. 1ч | |||||
1 | Введение. Задавайте Вопросы! У: с.3-8 | Н: распознавать неживую и живую природу ПВН: различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы Знания: познакомятся с объектами живой и неживой природы. Умения: научатся разделять объекты живой и неживой природы и изделия Навыки: правила поведения в окружающем мире. | Р: принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий. П: общеучебные– осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме новом изучаемом предмете. логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, из фильмов). К: ставить вопросы, используя слова-помощники: что? кто? как? откуда? куда? где? когда? почему? зачем?;обращаться за помощью к учителю. Л: Мотивация учебной деятельности, развитие мотивов учебной деятельности и навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. | ||
Раздел «Кто и что»? 20ч | |||||
2 | Что такое Родина? У: с.9-11 | Н: определять, какие народы населяют нашу страну; рассказывать об их национальных праздниках. ПВН: рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов; обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью | Р: уметь действовать по плану: алгоритм определения признаков разных объектов (природы и изделия). П: распознавать объекты, выделяя существенные признаки. К: уметь работать в парах, обучаться сотрудничеству. Л: Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. | ||
3 | Что мы знаем о народах России? У: с.12-13 | Н: определять, какие народы населяют нашу страну; рассказывать об их национальных праздниках. ПВН: рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов; обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью | Р: удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения; составление и выполнение режима дня школьника, перечень правил безопасного поведения. П: общеучебные– осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о Родине; логическое– осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, собственного жизненного опыта, из фильмов). К: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. Л: Мотивация учебной деятельности. | ||
4 | Что мы знаем о Москве? У: с.14-15 | Н: узнавать достопримечательности столицы. ПВН: рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о Москве; рассказывать по фотографиям о жизни москвичей – своих сверстников | Р: составлять план и последовательность действий при разбор конкретных правил дорожного движения; адекватно использовать речь для регуляции своих действий. П: общеучебные- осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о столице нашей Родины – Москве; логические- осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, собственного жизненного опыта, из фильмов). К: ставить вопросы напарнику с целью проверки усвоения знаний, обращаться за помощью к учителю и напарнику. Л: Мотивация учебной деятельности, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. | ||
5 | Проект «Моя малая Родина». У: с.16-17 | Н: составлять устный рассказ, находить соответствующую информацию и фотоматериал художественно-творческой деятельности. ПВН: использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности, обсуждать коллективные результаты | Р: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем: ориентирование в здании школы. П: ориентироваться в разнообразии способов решения задач: разные пути к одному школьному помещению. К: ставить вопросы, обращаться за помощью к работникам школы, формулировать свои затруднения Л: Внутренняя позиция обучаемого на основе положительного отношения к школе. | ||
6 | Что у нас над головой? У: с.18-19 | Н: наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём, моделировать форму Солнца и форму созвездий; находить на ночном небе ковш Большой Медведицы. ПВН: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; проводить наблюдения за созвездиями, Луной, погодой | Р: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки; навыки сотрудничества в разных ситуациях. П: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о дневном и ночном небе, созвездиях, Солнце; логические - осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, собственного жизненного опыта, из фильмов, стихотворений, рассказов, сказок). К: ставить вопросы членам своей группы, обращаться за помощью к учителю и одноклассникам. Л: Принятие образа «хорошего ученика», мотивация учебной деятельности. | ||
7 | Что у нас под ногами? У: с.20-21 | Н: группировать объекты неживой природы, (камешки) по разным признакам; определять образцы камней по фотографиям и рисункам атласа-определителя; различать гранит, кремний, известняк. ПВН: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний | Р: самостоятельно отвечать за свои поступки; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей. родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок. П: общеучебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о том, как камушки удалось собрать во время прогулки; логические - осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, собственного жизненного опыта, из фильмов, стихотворений, рассказов, сказок). К: ставить вопросы, обращаться за помощью, рефлексировать способы и условия действий; использовать речь для регуляции своего действия. Л: Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки. | ||
8 | Что общего у разных растений? У: с.22-23 | Н: находить у растений их части, показывать и называть их. ПВН: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; различать цветки и соцветия; осуществлять самопроверку | Р: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения жизненных ситуаций (ранее рассмотренных на предыдущих уроках). П: общеучебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о том, из каких частей состоит растение; логические - осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, собственного жизненного опыта, из фильмов, стихотворений, рассказов, сказок). К: задавать вопросы, слушать собеседника, адекватно оценивать собственное поведение, поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь. Л: Самооценка на основе успешности учебной деятельности | ||
9 | Что растёт на подоконнике? У: с.24-25 | Н: наблюдать комнатные растения в школе и узнавать их по рисункам. ПВН: определять комнатные растения с помощью атласа-определителя; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; работать в паре. используя представленную информацию для получения новых знаний о родине комнатных растений | Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную. П: общеучебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о комнатных растениях; логические - осуществление поиска существенной информации (собственного жизненного опыта). К: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач: освоение деятельности моделирования Л: Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. | ||
10 | Что растёт на клумбе? У: с.26-27 | Н: наблюдать за растениями клумбы и дачного участка и узнавать их по рисункам, определять растения цветника с помощью атласа-определителя. ПВН: узнавать по фотографиям растения цветника; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний | Р: соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи. П: общеучебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о том, какие цветы растут на клумбе возле школы; логические - осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, собственного жизненного опыта). К: работать в группах, ставить вопросы участникам группы. Л: Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. | ||
11 | Что это за листья? У: с.28-29 | Н: наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях, сравнивать и группировать листья по различным признакам; определять название деревьев по листьям ПВН: описывать внешний вид листьев; узнавать листья в осеннем букете, в гербарии; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний | Р: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. П:общеучебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о том, какие изменения с листьями деревьев происходят в зависимости от времени года; логические - осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, собственного жизненного опыта, из фильмов, стихотворений, сказок и рассказов). К: формулировать свои затруднения, свою собственную позицию. Л: Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. | ||
12 | Что такое хвоинки? У: с.30-31 | Н: различать лиственные и хвойные деревья, сравнивать ель и сосну ПВН: описывать дерево по плану; определять деревья с помощью атласа-определителя; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний | Р: формулировать и удерживать учебную задачу. П: общеучебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об отличии лиственных деревьев от хвойных; логические - осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, собственного жизненного опыта). К: ставить вопросы учителю, участникам рабочей группы, обращаться за помощью, формулировать собственное мнение и позицию. Л: Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. | ||
13 | Кто такие насекомые? У: с.32-33 | Н: сравнивать части тела различных насекомых, узнавать насекомых на рисунке, определять по атласу-определителю, приводить примеры насекомых. ПВН: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний | Р: формулировать и удерживать учебную задачу. П: общеучебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о различных насекомых; логические - осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, собственного жизненного опыта). К: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Л: Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир; уважительного отношения к иному мнению; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. | ||
14 | Кто такие рыбы? У: с.34-35 | Н: моделировать строение чешуи с помощью монет или кружочков из фольги; узнавать рыб на рисунке; приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа-определителя. ПВН: понимать учебную задачу урока и стремит. её выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний | Р: формулировать и удерживать учебную задачу. П: общеучебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о морских и речных рыбах; логические - осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, собственного жизненного опыта). К: использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы собеседнику с целью более прочного усвоения материала. Л: Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир; уважительного отношения к иному мнению; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. | ||
15 | Кто такие птицы? У: с.36-37 | Н: узнавать птиц на рисунке; определять их с помощью атласа-определителя, описывать птицу по плану. ПВН: исследовать строение пера птицы; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний | Р: применять установленные правила в планировании способа решения: алгоритм описания дерева с целью определения его породы. П: общеучебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о птицах и их отличительных признаках; логические - осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т.д.). К: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения. Л: Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир; уважительного отношения к иному мнению; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. | ||
16 | Кто такие звери? У: с.38-39 Странички для любознательных «Что такое зоопарк?» У: с.40-41 | Н: исследовать строение шерсти зверей; узнавать зверей на рисунке; определять зверей с помощью атласа-определителя. ПВН: устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний | Р: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона: описание растения. П: общеучебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о различных видах зверей; логические - осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т.д.). К: ставить вопросы, обращаться за помощью, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Л: Мотивация учебной деятельности, этические чувства, прежде всего, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость. Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения, устойчивое следование в поведении социальным нормам. | ||
17 | Что нас окружает дома? У: с.42-43 | Н: группировать предметы домашнего обихода по их назначению; соблюдать правила безопасного обращения с некоторыми предметами; изучить правила безопасного обращения с предметами домашнего обихода ПВН: познакомятся с правилами противопожарной безопасности, с основными правилами обращения с газом, электричеством, водой; - повторят известные правила безопасного поведения дома и в школе | Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную. П: общеучебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о предметах быта; логические - осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, собственного жизненного опыта, рассказов и т.д.). К: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Л: Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. | ||
18 | Что умеет компьютер? У: с.44-45 | Н: изучить правила безопасного обращения с компьютером. ПВН: познакомиться с компьютером, его назначением и ролью в современной жизни, с составными частями компьютера и их функциями; | Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную. П: общеучебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о предметах быта, компьютере; логические - осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, собственного жизненного опыта, рассказов и т.д.). К: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Л: Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. | ||
19 | Что вокруг нас может быть опасным? У: с.46-47 | Н: правильно и осторожно обращаться с домашними вещами; определять сигналы светофора; пользоваться правилами перехода через улицу. ПВН: определять, что является опасным в повседневной жизни; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний | Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. П: общеучебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об опасностях, подстерегающих человека в повседневной жизни; логические - осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, собственного жизненного опыта, рассказов и т.д.) К: определять общую цель и пути её достижения, вести диалог, слушать собеседника. Л: Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. | ||
20 | На что похожа наша планета? У: с.48-49 | Н: использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты, объяснять особенности движения Земли. ПВН: выдвигать предположения и доказывать их; моделировать форму Земли; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний | Р: применять усвоенные правила в планировании способа решения; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. П: общеучебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о форме земного шара; логические - осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, собственного жизненного опыта, рассказов и т.д.). К: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Л: Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. | ||
21 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» Презентация проекта «Моя малая Родина» У: с. 50-54 | Н: публично выражать свои мысли; обсуждать выступления учащихся; раскрывать соответствующую тематике информацию и фотоматериал. ПВН: использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности, обсуждать коллективные результаты; оценивать свои достижения и достижения других учащихся | Р: предвосхищать результат, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; фиксировать группы существенных признаков объектов с елью решения конкретных задач: описание животного по плану, предложенному другой группой. П: общеучебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме; логические - осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, собственного жизненного опыта, рассказов и т.д.). К: ставить и задавать вопросы, обращаться за помощью, предлагать помощь и сотрудничество. Л: Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. | Пр.р. | |
Раздел 2. «Как, откуда и куда?» (12 ч) | |||||
22 | Как живёт семья? Проект «Моя семья» У: с.55-57, с.58-59 | Н: рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника, об интересных событиях в жизни совей семьи; называть по именам (отчеству и фамилии) членов своей семьи. ПВН: отбирать из семейного архива фотографии членов семьи о время значимых для себя событий; интервьюировать членов семьи; составлять экспозицию выставки. | Р: предвосхищать результат, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. П: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические - сравнивают свои знания с тем, что им предстоит узнать за учебный год; осуществляют поиск существенной информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). К: ставить и задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, осуществлять взаимный контроль. Л: Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир; наличие мотивации к творческому труду, работе на результат; бережное отношение к материальным и духовным ценностям | ||
23 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? У: с.60-61 | Н: прослеживать по рисунку-схеме путь воды; обсуждать необходимость экономии воды; выяснять опасность употребления загрязнённой воды; усвоить, что в наш дом поступает речная или подземная вода, в доме она загрязняется и затем должна попадать в очистные сооружения. ПВН: проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку; выдвигать предположения и доказывать их | Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную; принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своих действий; прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала. П:общеучебные – извлечение необходимой информации из прослушанной сказки; логические – дополнение и расширение имеющихся знаний, представлений об окружающем мире. К: работа в группах: определять цели, функции участников, способы взаимодействия; определять общую цель и пути её достижения. Л: Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. | ||
24 | Откуда в наш дом приходит электричество? У: с.62-63 | Н: отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество; правилам безопасности при обращении с электричеством и электроприборами. ПВН: анализировать схему выработки электричества и способа его доставки потребителям; обсуждать необходимость экономии электроэнергии; собирать простейшую электрическую цепь; выдвигать предположения и доказывать их | Р: формулировать и удерживать учебную задачу, различать способ и результат действия. логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т.д.). Л: Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, навыки сотрудничества в разных ситуациях. | ||
25 | Как путешествует письмо? У: с.64-65 | Н: наблюдать за работой почты и рассказывать о ней; строить из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений. ПВН: различать почтовые отправления (письмо, бандероль, открытки); выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний | Р: предвосхищать результат, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей (разбор конкретных жизненных ситуаций, связанных с темой урока) и условиями её реализации. логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т.д.). Л: Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, эстетических потребностях, ценностях и чувствах. | ||
26 | Куда текут реки? У: с.66-67 | Н: прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море; сравнивать реку и море; различать пресную и морскую воду. ПВН: проводить опыт по «изготовлению» морской воды; выдвигать предположения и доказывать их | Р: ориентируются в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. логические – сравнивают свои знания с тем, что им предстоит узнать за учебный год; осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). Л: Осознание ответственности человека за общее благополучие: ценностное отношение к природному миру; готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения. | ||
27 | Откуда берутся снег и лёд? У: с.68-69 | Н: наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках. ПВН: проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний | Р: составлять план и последовательность действий; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т.д.). Л: Принятие образа «хорошего ученика», мотивация учебной деятельности. | ||
28 | Как живут растения? У: с.70-71 | Н: наблюдать за ростом и развитием растений; рассказывать о своих наблюдениях. ПВН: выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний о комнатных растениях | Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей (уход за комнатными растениями) и условиями её реализации, предвосхищать результат, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. логические - осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т.д.). Л: Осознание ответственности человека за общее благополучие; экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения. | ||
29 | Как живут животные? У: с.72-73 | Н: наблюдать за жизнью животных; рассказывать о своих наблюдениях; правильно называть детёнышей животных; определять среду обитания животного по его внешнему виду. ПВН: ухаживать за домашними животными; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний | Р: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи (уход за домашними животными), вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок. Л: Осознание ответственности человека за общее благополучие, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. | ||
30 | Как зимой помочь птицам? У: с.74-75 | Н: наблюдать за жизнью животных; рассказывать о своих наблюдениях; различать зимующих птиц по рисункам и в природе. ПВН: изготавливать простейшие кормушки и подбирать корм для птиц; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний | Р: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи (помощь птицам), вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок. Л: Осознание ответственности человека за общее благополучие, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. | ||
31 | Откуда берётся и куда девается мусор? У: с.78-79
| Н: определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации; обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в природном окружении; ПВН: сортировать мусор по характеру материала; выдвигать предположения и доказывать их | Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную (очищение воды от загрязнений), составлять план и последовательность действий. логические - сравнивают свои знания с тем, что им предстоит узнать за учебный год; осуществляют поиск существенной информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). Л: Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, навыки сотрудничества в разных ситуациях. | ||
32 | Откуда в снежках грязь? У: с.80-81 | Н: определять с помощью рисунков учебника источники возникновения грязи в снеге; исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений. ПВН: определять источники появления загрязнений в снеге; выдвигать предположения и доказывать их | Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную (очищение воды от загрязнений), составлять план и последовательность действий. логические - сравнивают свои знания с тем, что им предстоит узнать за учебный год; осуществляют поиск существенной информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). Л: Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, навыки сотрудничества в разных ситуациях. | ||
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья» У: с. 82-87 | Н: публично выражать свои мысли; обсуждать выступления учащихся; раскрывать соответствующую тематике информацию и фотоматериал. ПВН: использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности, обсуждать коллективные результаты; оценивать свои достижения и достижения других учащихся | Р: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок. логические – дополнение и расширение имеющихся знаний и представлений об окружающем мире. Л: Формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, целостного, социально ориентированного взгляда на мир, уважительного отношения к другому мнению. | Пр.р. | |
КНИГА 2. Раздел 3. «Где и когда?» (11 ч) | |||||
34 | Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа». У: с.3-7 | Н: обсуждать условия интересной и успешной учёбы; рассказывать о случаях взаимопомощи в классе; рассказывать о своём учителе. ПВН: определять наиболее значимые события в классе; коллективно составлять рассказ о жизни в классе, школе; оформлять фотовыставку; использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности, обсуждать коллективные результаты | Р: различать способ и результат действия: формирование условий, необходимых для организации успешной и интересной учёбы. логические - осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т.д.). Л: Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе, мотивация учебной деятельности (учебно-познавательная). | ||
35 | Когда придёт суббота? У: с.8-9 | Н: различать прошлое, нестоящее и будущее, называть дни недели в правильной последовательности; называть любимый день недели и объяснять, почему он любимый. ПВН: сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; отвечать на вопросы и оценивать свои достижения; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний | Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. логические - осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т.д.). Л: Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика». | ||
36 | Когда наступит лето? У: с.10-11 | Н: анализировать схему смены времён года и месяцы; характеризовать природные явления в разные времена года. ПВН: называть любимое время года и объяснять, почему оно является любимым; находить несоответствие природных явлений на иллюстрациях учебника; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу и стремиться её выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний | Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную, предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. логические - осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т.д.). Л: Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им, осознание ответственности человека за общее благополучие, устойчивое следование в поведении социальным нормам. | ||
37 | Где живут белые медведи? У: с.12-13 | Н: находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их, осуществлять самоконтроль; приводить примеры животных холодных районов. ПВН: рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире; определять источники появления загрязнений в снеге; выдвигать предположения и доказывать их | Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (способы помощи редким животным);использовать речь для регуляции своего действия. П: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические - осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). Л: Осознание ответственности человека за общее благополучие, принятие образа «хорошего» ученика. | ||
38 | Где живут слоны? У: с.14-15 | Н: находить на глобусе экватор; приводить примеры животных жарких районов Земли. ПВН: рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире; выдвигать предположения и доказывать их | Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей условиями её реализации (способы помощи редким животным); использовать речь для регуляции своего действия. П: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические - осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). Л: Осознание ответственности человека за общее благополучие, принятие образа «хорошего» ученика. | ||
39 | Где зимуют птицы? У: с.16-17 | Н: различать зимующих и перелётных птиц; группировать птиц по определённым признакам; объяснять причины отлёта птиц в тёплые края; приводить примеры зимующих и перелётных птиц. ПВН: выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний | Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную, предвосхищать результат. логические - осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т.д.). Л: Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. | ||
40 | Когда жили динозавры? Странички для любознательных У: с.18-19 | Н: определять виды динозавров ПВН: выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний | Р: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (безопасное поведение человека в природе), составлять план и последовательность действий; использовать установленные правила при контроле способа решения. логические - осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т.д.). Л: Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного здоровьесберегающего поведения. | ||
41 | Когда появилась одежда? У: с.20-21 | Н: описывать одежду людей по рисунку, отличать национальную одежду своего народа, различать типы одежды в зависимости от её назначения. ПВН: подбирать одежду для разных случаев; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний | Р: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, выполнять учебные действия в материализованной форме. логические - осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т.д.). Л: Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. | ||
42 | Когда изобрели велосипед? У: с.22-23 | Н: сравнивать старинные и современные велосипеды; обсуждать роль велосипеда в нашей жизни. ПВН: соблюдать правила безопасной езды на велосипеде; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний | Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. логические - осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т.д.). Л: Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, навыки сотрудничества в разных ситуациях; уважительное отношение к иному мнению. | ||
43 | Когда мы станем взрослыми? У: с.24-25 | Н: определять отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка; необходимость выбора профессии, целевых установок на будущее. ПВН: выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу и стремиться её выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний | Р: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; формулировать и удерживать учебную задачу. логические - осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). Л: Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, осознание ответственности человека за общее благополучие. | ||
44 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа» У: с.26-30 | Н: публично выражать свои мысли; обсуждать выступления учащихся; раскрывать соответствующую тематике информацию и фотоматериал. ПВН: использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности, обсуждать коллективные результаты; оценивать свои достижения и достижения других учащихся | Р: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок. Л: Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе, принятие образа «хорошего» ученика. | Пр.р. | |
Раздел 4. «Почему и зачем? (22 ч) | |||||
45 | Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? У: с.31-33 | Н: моделировать форму, цвет и сравнительные размеры некоторых звёзд (Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус). ПВН: работать с атласом-определителем; наблюдать картину звёздного неба; выстраивать рассуждения на заданную тему | Р: вносить необходимые изменения и дополнения в план и способ действия (моделирование звёздных тел)в случае расхождения эталона, реального действия и его результата в соответствии с темой урока. логические – осуществляют поиск существенной информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). Л: Самооценка на основе успешной учебной деятельности, мотивация учебной деятельности (учебно-познавательная). | ||
46 | Почему Луна бывает разной? У: с.34-35 | Н: анализировать схемы движения Луны вокруг Земли; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида. ПВН: наблюдать за изменениями внешнего вида Луны, фиксировать результаты наблюдений; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять | Р: использовать установленные правила при контроле способа решения. логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т.д.). К: строить монологическое высказывание, слушать собеседника. Л: Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, социально ориентированный взгляд на мир. | ||
47 | Почему идёт дождь и дует ветер? У: с.36-37 | Н: объяснять причины возникновения дождя и ветра; рассказывать по рисунку учебника и видах дождя (ливень, косохлёст, ситничек). ПВН: наблюдать за дождём и ветром; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу и стремиться её выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний | Р: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия. логические - осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т.д.). Л: Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, уважительное отношение к иному мнению. | ||
48 | Почему звенит звонок? У: с.38-39 | Н: исследовать возникновение и распространение звука; высказывать предположения о причине возникновения эха. ПВН: передавать голосом звуки окружающего мира; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу и стремиться её выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний | Р: использовать установленные правила при контроле способа решения, составлять план и последовательность действий. логические - осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т.д.). Л:Самооценка на основе успешной учебной деятельности, мотивация учебной деятельности (учебно-познавательная). | ||
49 | Почему радуга разноцветная? У: с.40-41 | Н: называть цвета радуги; отображать последовательность цветов радуги. ПВН: высказывать предположения о причинах возникновения радуги; понимать учебную задачу и стремиться её выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку | Р: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (отображение последовательности цветов радуги), составлять план и последовательность действий. логические - осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т.д.). Л: Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. | ||
50 | Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы».
У: с.42-43, с.44-45 | Н: описывать своего домашнего питомца по плану; рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой. ПВН: обсуждать своё отношение к домашним питомцам; наблюдать за домашними питомцами и фиксировать результаты наблюдений; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу и стремиться её выполнять; работать в паре, используя представленную информ. для получения новых знаний | Р: предвосхищать результат, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта сделанных ошибок (уход за домашними питомцами). логические - осуществляют поиск существенной информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти. К: прогнозировать возникновение конфликта при наличии разных точек зрения, строить понятные для партнёра высказывания, слушать собеседника. Л: Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, уважительное отношение к иному мнению. | ||
51 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? У: с.46-47 | Н: узнавать изученные природные объекты; уметь объяснять, почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек (от этого страдают безззащитные живые существа и исчезает красота природы). ПВН: формулировать правила поведения в природе; оценивать своё поведение в лесу; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу и стремиться её выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний | Р: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем: последствия деятельности людей в природе, место и роль человека в биосфере логические - осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т.д.). Л: Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного здоровьесберегающего поведения, осознание ответственности человека за общее благополучие. | ||
52 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? У: с.48-49, с.50-51 | Н: определять лесных жителей по звукам, которые они издают, передавать голосом звуки леса; объяснять, почему в лесу нужно соблюдать тишину. ПВН: оценивать своё поведение в лесу; формулировать правила поведения в природе; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний | Р: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (безопасное поведение человека в природе), составлять план и последовательность действий; использовать установленные правила при контроле способа решения. логические - осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т.д.). Л: Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного здоровьесберегающего поведения. | ||
53 | Зачем мы спим ночью? У: с.52-53 | Н: оценивать правильно своей подготовки ко сну; делать выводы о значении сна в жизни человека. ПВН: на основе наблюдений рассказывать о сне животных; определять по рисункам профессии людей и рассказывать об их работе; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять | Р: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи (поиск решения поставленной проблемы) логические – дополнение и расширение имеющихся знаний, представлений об окружающем мире. Л: Здоровьесберегающее поведение, установка на здоровый образ жизни. | ||
54 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? У: с.54-55 | Н: различать овощи и фрукты, группировать их; выполнять правила гигиены при употреблении овощей и фруктов. | Р: предвосхищать результат; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. логические - осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т.д.). Л: Уважительное отношение к иному мнению, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. | ||
55 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? У: с.56-57 | Н: формулировать основные правила гигиены; обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук. | Р: формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную (правила гигиены). логические - дополнение и расширение имеющихся знаний, представлений об окружающем мире. Л: Эстетические потребности и ценности и чувства; осознание ответственности человека за общее благополучие. | ||
56 | Зачем нам телефон и телевизор? У: с.58-59 | Н: различать средства связи и средства массовой информации; объяснять назначение радиоприёмника, телевизора, газет и журналов. | Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную. осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о современных средствах связи; логические - осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т.д.). Л: Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, мотивация учебной деятельности (учебно-познавательная). | ||
57 | Зачем нужны автомобили? У: с.60-61 | Н: классифицировать автомобили и объяснять их назначение | Р: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. логические - осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т.д.). Л: Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного здоровье- сберегающего поведения, осознание ответственности человека за общее благополучие. | ||
58 | Зачем нужны поезда? У: с.62-63 | Н: классифицировать поезда в зависимости от их назначения; рассказывать об устройстве железной дороги. | Р: ориентирование в учебнике и в рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. логические - осуществляют поиск существенной информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти. Л: Осознание ответственности человека за общее благополучие, этические чувства, прежде всего, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость. | ||
59 | Зачем строят корабли? У: с.64-65 | Н: классифицировать корабли в зависимости от их назначения. | Р: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. К: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнёра по коммуникации и учителя. Л: Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. | ||
60 | Зачем строят самолёты? У: с.66-67 | Н: классифицировать самолёты в зависимости от их назначения. | Р: ориентируются в учебнике и в рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Л: Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. | ||
61 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? У: с.68-69 | Н: обобщать сведения о транспорте, обсуждать необходимость соблюдения правил безопасности в транспорте; рассказывать о правилах безопасного поведения в автобусе, троллейбусе, трамвае. | Р: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа. логические - осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т.д.). Л: Здоровьесберегающее поведение, установка на здоровый образ жизни. | ||
62 | Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? У: с.70-71 | Н: правилам безопасности и спасательным средствам на корабле и в самолёте. | Р: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа. логические - осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т.д.). Л: Здоровьесберегающее поведение, установка на здоровый образ жизни. | ||
63 | Зачем люди осваивают космос? У: с.72-73 | Н: рассказывать об освоении космоса человеком; моделировать экипировку космонавта ПВН: высказывать предположения по вопросам учебника, проводить самопроверку; отвечать на итоговые вопросы; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний | Р: ориентируются в учебнике и в рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. логические - осуществляют поиск существенной информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, родителей, по воспроизведению в памяти). Л: Целостный, социально ориентированный взгляд на мир, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. | ||
64 | Почему мы часто слышим слово «экология»? У: с.74-75 | Н: приводить примеры взаимосвязи между человеком и природой. | Р: ориентируются в учебнике и в рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Л: Осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями и трудолюбием. | ||
65 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» У: с.76-83 | Н: публично выражать свои мысли; обсуждать выступления учащихся; раскрывать соответствующую тематике информацию и фотоматериал. | Р: ориентируются в учебнике и в рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. логические - осуществляют поиск существенной информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, родителей, по воспроизведению в памяти). К: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнёра по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнёром; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания. Л: Осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями и трудолюбием. | Пр.р. | |
66 | Презентация проекта «Мои домашние питомцы». У: с.44-45 | Н: выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. | Р: ориентируются в учебнике и в рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Л: Осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями и трудолюбием. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.
Данные рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовског...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс. Программа Л.В. Занкова.
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для 3 класса общеобразовательных школ по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....
рабочая программа 1-4 класс по окружающему миру, программа ПЕРСПЕКТИВА
Программа по окружающему миру для 1-4 классов разработана в соответствии:- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Рабочая программа для 1-4 класса по окружающему миру по системе Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова
Рабочая программа предмета "Окружающий мир" для 1-4 классов по системе Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова (учебник Чудиновой, Букваревой). Рабочая программа составлена в соотвествии с требованиями ФГОС ...
Рабочая программа для 1-4 классов по окружающему миру
Рабочая программа для 1-4 классов по окружающему миру...
Программа для 4-го класса по окружающему миру
quot;Школа 2100"...