КТП по предмету "Окружающий мир" УМК "ПНШ" 2 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс)
КТП составлено на основе авторской программы по окружающему миру для начальной школы, в соответствии с содержанием учебников Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., «Окружающий мир».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_ktp_okruzhayushchiy_mir_2_kl.doc | 285.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развернутое календарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий мир»
№ п/п | Дата | Тема урока | Тип урока | Виды деятельности / Элементы содержания | Планируемые результаты | |||||||||||
предметные | метапредметные | личностные | ||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||||||||
Источники информации об окружающем нас мире, или Где и как найти ответы на вопросы (6 часов) | ||||||||||||||||
1 | 03.09 | Мир живой и неживой природы. Письмо экологов школьникам. | Изучение нового материала. | Взаимосвязь живой и неживой природы. Воздействие человека на природу. | Знать различие между наблюдением и опытом как разными способами получения ответов на вопросы об окружающем мире. Уметь: - выделять отличительные признаки живой природы; - распределять объекты в группы по общим признакам. | Выделять и формулировать познавательную цель. | Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации. | |||||||||
2 | 07.09 | Мир живой и неживой природы. Мишины вопросы. | Экскурсия. | Разнообразие природы. Наблюдение тел живой и неживой природы. | Уметь: - находить взаимосвязи живой и неживой природы; - узнавать растения и животных своей местности. | Выделять и формулировать познавательную цель. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала и ситуации. | |||||||||
3 | 10.09 | Мир живой и неживой природы. Советы старших. | Комбинированный урок. | Неживая и живая природа. Воздействие человека на природу. | Уметь: - различать объекты неживой и живой природы; - работать с хрестоматией «Окружающий мир», энциклопедической и справочной литературой; - искать нужную информацию и находить ответы на свои вопросы. | Выделять и формулировать познавательную цель. | Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации. | |||||||||
4 | 14.09 | Осенние работы на пришкольном участке. | Экскурсия. | Наблюдения явлений природы по сезонам года. | Уметь: - устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; - работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать). | Выделять и формулировать познавательную цель. | Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации. | |||||||||
5 | 17.09 | Книги – наши друзья. Ищем ответы на вопросы в учебнике. | Комбинированный урок. | Разные источники информации, необходимой для изучения географических и биологических объектов и явлений. | Знать, что такое оглавление, как ориентироваться по оглавлению в содержании учебника. Уметь: - работать с книгой как с источником информации; - ориентироваться в словарях, словарных статьях; - находить ответы на свои вопросы с помощью словаря. | Выделять и формулировать познавательную цель. | Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации. | |||||||||
6 | 21.09 | Опыт и наблюдение | Комбинированный урок. | Разные источники информации, необходимой для изучения географических и биологических объектов и явлений. | Знать: - понятия «опыт», «наблюдение»; - различие между наблюдением и опытом как разными способами получения ответов на вопросы об окружающем мире. Уметь проводить опыты и наблюдения по плану. | Знать географические и биологические объекты родного края. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | |||||||||
Планеты и звёзды (5 часов) | ||||||||||||||||
7 | 24.09 | Земля. Модель Земли. | Изучение нового материала. | Форма и размеры Земли. Глобус. Северный и Южный полюсы. | Знать: - название нашей планеты; - форму Земли; - глобус – модель Земли; - ось Земли – воображаемая линия. Уметь находить на глобусе Северный и Южный полюсы, экватор. | Знать: Луна – спутник Земли; лунные фазы. | Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации. | |||||||||
8 | 28.09 | Почему на Земле день сменяется ночью? | Комбинированный урок. | Северное и Южное полушария. Суточное вращение Земли. | Знать: - особенности движения Земли вокруг своей оси; - что смена дня и ночи – следствие вращения Земли вокруг своей оси. Уметь демонстрировать с помощью глобуса движение Земли вокруг своей оси. | Работать с компасом. Знать стороны горизонта. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала и ситуации. | |||||||||
9 | 01.10 | Звезды и созвездия. | Комбинированный урок. | Звезды, созвездия. Полярная звезда. Большая и Малая Медведицы. | Знать, что Солнце – ближайшая к Земле звезда. Уметь: - характеризовать звезды и планеты; - находить на небе известные небесные тела. | Уметь ориентироваться по звездам. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | |||||||||
10 | 05.10 | Планеты. | Комбинированный урок. | Планеты Солнечной системы. Планеты земной группы. | Иметь представление о планетах Солнечной системы. Знать: - как отличить планеты от звезд; - как можно отыскать планету на звездном небе. | Знать спутники планет. | Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации. | |||||||||
11 | 08.10 | Движение Земли вокруг Солнца. | Обобщение. | Годовое движение Земли. Високосный год. | Знать: - особенности движения Земли вокруг Солнца; - что смена времен года – следствие вращения Земли вокруг Солнца. Уметь: - объяснять причину смены времен года; - демонстрировать с помощью глобуса движение Земли вокруг Солнца. | Работать с теллурием. Солнце – небесное тело. Погода, климат. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы. | |||||||||
Живая природа Земли (39 часов) | ||||||||||||||||
Неживая и живая природа Земли (2 часа) | ||||||||||||||||
12 | 12.10 | Как связаны живая и неживая природа? | Комбинированный урок. | Тела природы. Планета Земля и ее положение в Солнечной системе. | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь: - сравнивать предметы живой и неживой природы; - планировать и проводить несложные опыты. | Знать явления природы, ветер. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | |||||||||
13 | 15.10 | Условия жизни на планете Земля. | Обобщение. | Природа как важнейшее условие жизни человека. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода. | Знать определение понятия «атмосфера», условия, необходимые для жизни на Земле. Уметь объяснить, с помощью чего растения, грибы, животные Земли дышат, растут, размножаются, питаются. | Дифференцировать известное и неизвестное, формулировать цель учебной задачи. | Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации. | |||||||||
Свойства воздуха и воды (4 часа) | ||||||||||||||||
14 | 19.10 | Свойства воздуха. | Урок-проект. | Вещества, смеси. Состав воздуха. Газообразные вещества. | Знать: - основные, легко определяемые свойства воздуха; - значение воздуха в природе. Уметь: - проводить простейшие опыты; - фиксировать результаты и их анализ. | Знать окисление. Медленное окисление. Дыхание. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы. | |||||||||
15 | 22.10 | Кому и для чего нужна вода? | Комбинированный урок. | Состояние веществ: твердое, жидкое и газообразное. | Знать: - основные, легко определяемые свойства воды, как эти свойства человек использует в хозяйстве; - значение воды в природе; - ТБ и соблюдать правила поведения у воды. Уметь: - проводить опыты с водой и фиксировать в таблице результаты своих наблюдений; - сравнивать свойства воды и воздуха. | Знать электрические станции (ТЭЦ, ГЭС, АЭС). | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | |||||||||
16 | 26.10 | Вода и ее свойства. | Комбинированный урок. | Круговорот воды в природе. Три состояния воды. | Знать: - основные, легко определяемые свойства воды, как эти свойства человек использует в хозяйстве. | Знать теплопроводность воды. Вода – хороший растворитель. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | |||||||||
17 | 29.10 | Обобщение по теме «Свойства воздуха и воды». | Обобщение знаний. | Свойства воздуха и воды. | Уметь: - выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде; - работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать). | Выделять и формулировать познавательную цель. | Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации. | |||||||||
Солнце, воздух и… растения (4 часа) | ||||||||||||||||
18 | 9.11 | Условия, необходимые для развития растений. | Изучение нового материала. | Теневыносливые, светолюбивые растения. | Знать условия, необходимые для развития растений. Уметь: - анализировать опыты; - формулировать выводы по результатам и фиксировать выводы в письменном виде. | Уметь проращивать семена овощных и цветковых растений. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы. | |||||||||
19 | 12.11 | Корень, стебель и лист. | Комбинированный урок. | Значение корня, стебля и листьев в жизни растений. | Уметь: - различать части рас-тений; - из своих наблюдений делать выводы о значении корня, стебля, цветка растения. | Исследовать видоизменения частей растений и их функции. | Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации. | |||||||||
20 | 16.11 | Питание растений. | Комбинированный урок. | Фотосинтез; почвенное питание; воздушное питание. | Уметь использовать книгу как источник информации. Иметь представление о питании растений. | Исследовать углеводы (сахар и крахмал). | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | |||||||||
21 | 19.11 | Обобщение по теме «Солнце, воздух, вода и... растения». | Обобщение знаний. | Разнообразие растений. | Знать разнообразие жизненных форм растений (деревья, кустарники, травы) и грибов своей местности. Уметь приводить примеры разнообразных жизненных форм растений. | Определять основную и второстепенную информацию. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы. | |||||||||
Разнообразие растений (4 часа) | ||||||||||||||||
22 | 23.11 | Цветковые и хвойные растения. | Изучение нового материала. | Растения цветковые и нецветковые. Цветок – орган растения. | Знать группы растений по их характерным признакам (цветковые растения, хвойные растения, папоротники, мхи, водо-росли). | Знать хвойные и лиственные растения степи. | Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации. | |||||||||
23 | 26.11 | Папоротники, мхи и водоросли. | Комбинированный урок. | Разнообразие дикорастущих растений, места их обитания. | Уметь: - группировать растения по их признакам и свойствам; - работать с научной литературой; - оформлять свои наблюдения. | Исследовать лечебные и ядовитые растения. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | |||||||||
24 | 30.11 | Красная книга России. Правила поведения на природе. | Комбинированный урок. | Растения, находящиеся под угрозой исчезновения. Влияние деятельности человека на природу. | Знать: - названия растений Красной книги (не менее 2-3); - правила поведения в природе. Уметь: - кратко характеризовать средства сохранения природы; - выполнять простейшие инструкции; - называть растения своего края, внесенные в Красную книгу России (не менее 2-3). | Знать Красную книгу родного края. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | |||||||||
25 | 3.12 | Обобщение по теме «Разнообразие растений». | Обобщение знаний. | Разнообразие растений. Дикорастущие и культурные растения родного края. | Уметь: - группировать растения по их признакам и свойствам; - работать с научной литературой; - оформлять свои наблюдения. | Выделять и формулировать познавательную цель. | Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации. | |||||||||
Культурные растения. Продолжительность жизни растений (8 часов) | ||||||||||||||||
26 | 14.12 | Для чего люди выращивают культурные растения? | Урок-проект. | Группы культурных растений (овощные, плодовые, прядильные и др.). | Знать: - чем отличаются дикорастущие растения от культурных; - группы культурных растений. Уметь: - выделять характерные признаки культурных растений, отличающие их от дикорастущих; - приводить свои примеры культурных растений каждой группы. | Знать историю культурных растений. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы. | |||||||||
27 | 17.12 21.12 | Какие части культурных растений используют люди? Проверочная работа | Комбинированный урок. | Расселение семян растений. Выращивание культурных растений. | Знать: - чем отличаются дикорастущие растения от культурных; - группы культурных растений. Уметь: - выделять характерные признаки культурных растений, отличающие их от дикорастущих; - приводить свои примеры культурных растений каждой группы. | Исследовать культурные растения родного края. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | |||||||||
28 | 24.12 | Можно ли все огородные растения высаживать одновременно? | Комбинированный урок. | Рассада. Растения. Сеянцы. Сроки посадки огородных растений. | Знать: - основные растения огорода; - части растений – листья, плоды, корнеплоды, клубни, семена. Уметь: - ухаживать за огородными растениями; - правильно подбирать рассаду или семена. | Знать озимые и яровые культуры. Зимостойкие и теплолюбивые растения. | Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации. | |||||||||
29 | 3 четверть | От чего зависит урожай зерновых? | Комбинированный урок. | Значение зерновых культур в жизни человека. | Знать: - названия (изображения) зерновых растений; - важность зерновых культур в жизни человека. | Определять виды с/х работы на полях страны. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы. | |||||||||
30 | 18.1 | Растения сада. | Комбинированный урок. | Садовые растения. Труд людей в саду. | Знать основные растения сада. Уметь: - находить и определять садовые растения; - ухаживать за растениями. | Знать с/х машины и оборудование для работы в саду. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | |||||||||
31 | 21.1 | Сколько живут растения? | Комбинированный урок. | Сроки жизни растений; расселение растений на новые места. | Знать признаки однолетних, двулетних и многолетних растений. Уметь: - определять возраст растений; - составлять таблицу однолетних, двулетних и многолетних растений; - характеризовать сходство и различия однолетних, двулетних и многолетних растений. | Знать памятники природы (дубы, сосны и т. д.). | Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации. | |||||||||
32 | 25.1 | Размножение растений своими частями. | Комбинированный урок. | Вегетативное размножение растений. | Знать понятия «черенок», «отросток», «семя», «плод». Иметь представление о возможности вегетативного размножения растений. | Исследовать размножение водорослей и грибов. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | |||||||||
33 | 28.1 | Обобщение по теме «Культурные растения. Продолжительность жизни растений». | Обобщение знаний. Викторина. | Культурные растения. Продолжительность жизни растений. | Знать: - дикорастущие и культурные растения своей местности; - сельскохозяйственные растения своей местности. Уметь: - раскрывать особенности внешнего вида и жизни растений; - называть растения своего края, внесенные в Красную книгу России (не менее 2-3). | Выделять и формулировать познавательную цель. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы. | |||||||||
Грибы (3 часа) | ||||||||||||||||
34 | 1февраля | Грибы. Можно вырастить грибы на кусочке хлеба? | Урок-проект. | Грибы одноклеточные и многоклеточные. Питание грибов. Значение грибов. | Знать: - свойства и признаки грибов; - взаимосвязь живой и неживой природы; - чем питаются грибы. | Знать значение грибов в природе и жизни человека. | Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации. | |||||||||
35 | 4.2 | Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов.Проверочная работа | Комбинированный урок. | Съедобные и ядовитые грибы. | Знать: - отличительные признаки съедобных грибов; - съедобные грибы, растущие в родном крае; - несъедобные (ядовитые) двойники шляпочных съедобных грибов. | Определять пищевое отравление. Первая помощь при пищевом отравлении. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы. | |||||||||
36 | 8.2 | Как правильно собирать грибы? | Обобщение. | Правила сбора грибов. | Знать правила сбора грибов. Уметь приводить примеры грибов своей местности. | Выделять и формулировать познавательную цель. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | |||||||||
Животные (8 часов) | ||||||||||||||||
37 | 11.2 | Разнообразие животных. | Урок-проект. | Многообразие животных по способу питания. Дикие и домашние животные. | Знать группы животных и их признаки. Уметь: - приводить примеры животных (насекомые, рыбы, птицы, звери), не менее 2-3 представителей каждой группы; - раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных. | Знать отличительные признаки животных разных групп. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы. | |||||||||
38 | 15.2 | Насекомые. | Комбинированный урок. | Растительноядные, хищные и всеядные насекомые. | Знать: - отличительные признаки насекомых и деление их на группы; - названия насекомых родного края. | Знать редких насекомых нашей страны. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | |||||||||
39 | 18.2 | Рыбы. | Комбинированный урок. | Приспособления рыб для жизни в воде. | Знать: - отличительные признаки рыб; - приспособления рыб к жизни в воде; - группы рыб по признаку питания (хищники, растительноядные, всеядные). | Знать двоякодышащих и кистеперых рыб. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | |||||||||
40 | 22.2 | Земноводные. | Комбинированный урок. | Жизнь лягушек, жаб, тритонов. Амфибии и их признаки. | Уметь: - высказывать суждения по результатам сравнения и выделения существенных признаков организма; - называть земноводных родного края. | Исследовать размножение и развитие амфибии. | Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации. | |||||||||
41 | 1.3 | Пресмыкающиеся. | Комбинированный урок. | Отличительные признаки пресмыкающихся. Правила поведения при встрече со змеями. | Знать: - черты сходства и различия крокодилов, ящериц, черепах, змей; - сходства и различия пресмыкающихся и земноводных; - опасных для человека пресмыкающихся и правила безопасности при встрече с ними. | Знать отличительные признаки гадюки и ужа. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы. | |||||||||
42 | 4.3 | Птицы. | Комбинированный урок. | Признаки птиц. Значение перьевого покрова. Способы добычи пищи птенцам. | Знать: - отличительные признаки птиц; - группы птиц по признаку питания – зерноядные, насекомоядные, хищные, всеядные. Уметь определять птиц среди других животных. | Знать птиц из Красной книги. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | |||||||||
43 | 11.3 | Звери. | Комбинированный урок. | Отличительные признаки млекопитающих. Группы млекопитающих. | Знать: - значение понятий «звери», «млекопитающие»; - млекопитающих родного края. Уметь: - определять млекопитающих среди других животных; - описывать млекопитающих (по выбору). | Исследовать ехидну и утконоса. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | |||||||||
44 | 15.3 | Как животные защищаются. | Обобщение. | Различные группы животных. | Знать: - группы животных по их характерным признакам (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие); - способы защиты животных от врагов. | Определять то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. | Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации. | |||||||||
Человек и животные (6 часов) | ||||||||||||||||
45 | 18.3 | Домашние животные. | Урок-проект. | Домашние животные. | Знать: - признаки домашних животных; - об особенностях диких и домашних животных. Уметь раскрывать особенности домашних животных. | Определять то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | |||||||||
46 | 22.3 | Живой уголок. | Комбинированный урок. | Обитатели живого уголка. | Уметь ухаживать за обитателями живого уголка (питание, безопасность). | Знать рассказы-загадки о животных. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы. | |||||||||
47 | 25.3 | Урок-экскурсия в Зоосад | Экскурсия. | Знакомство с жизнью животных на станции юннатов. | Знать правила поведения и обращения с животными. Уметь: - наблюдать за обитанием, питанием, особенностями образа жизни питомцев станции юннатов; - обобщать результаты наблюдений по экскурсии. | Ухаживать за животными. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | |||||||||
48 | 5.4 | Значение диких животных. | Комбинированный урок. | Расширить знания о диких животных. | Знать диких животных родного края. Уметь определять значение диких животных в жизни человека. | Знать животных, приносящих ущерб человеку. | Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации. | |||||||||
49 | 8.4 | Человек в ответе не только за тех, кого приручил. | Комбинированный урок. | Забота человека о дикой природе. Охранная деятельность человека. | Знать: - правила поведения в природе; - правила обращения с дикими и домашними животными; - животных, занесенных в Красную книгу России, родного края. | Исследовать заказники; заповедники родного края. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | |||||||||
50 | 12.4 | Заповедники или заказники родного края. Обобщение по теме «Человек и животные». | Обобщение знаний. | Охранная деятельность человека на территории родного края. Экологические правила поведения человека в природе. | Знать: - названия животных Красной книги России (не менее 2-3); - правила поведения в походах. Иметь представление о природоохранной работе, проводимой в родном крае. | Знать животных и растения, охраняемые человеком; рыбопитомники. | Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации. | |||||||||
Человек разумный – часть природы (10 часов) | ||||||||||||||||
51 | 15.4 | Про тебя. | Изучение нового материала. | Живое существо. Живые организмы. Основные расы человека. | Знать: - о значении природы для здоровья и жизни человека; - об отдельных видах труда, связанных с природой; - о значении данного труда; - сходство и различие людей друг от друга. | Исследовать органы чувств человека, их значение. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы. | |||||||||
52 | 19.4 | Что умеет человек? | Комбинированный урок. | Человек – существо социальное, член общества. | Уметь формировать выводы на основе своих наблюдений. | Знать различные профессии человека. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | |||||||||
53 | 22.4 | Расти здоровым. | Комбинированный урок. | Условия, необходимые для жизни на Земле. Здоровье человека. Общее представление о строении и основных функциях организма человека. | Знать: - понятие «здоровье»; - причины простудных заболеваний и меры их предупреждения; - компоненты, от которых зависит здоровье человека; - какие изделия могут нанести вред здоровью человека, как и почему. | Исследовать причины простудных заболеваний и меры их предупреждения. | Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации. | |||||||||
54 | 26.4 | Питание и здоровье. | Комбинированный урок. | Режим питания. | Знать понятия «полезная пища», «разнообразная пища». Уметь работать с дополнительными источниками знаний. | Составлять калорийность пищи, меню. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | |||||||||
55 | 29.4 | От кого зависит твой режим дня? | Комбинированный урок. | Режим дня школьника. Условия жизни, влияющие на здоровье человека. | Знать условия хорошего самочувствия. Уметь: - соблюдать режим дня; - составлять режим своего рабочего и выходного дня. | Определять то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала, опираясь на нравственные нормы. | |||||||||
56 | 3.5 | Чистота – залог здоровья. | Урок-проект. | Личная гигиена. Правила организации домашней учебной работы. | Знать: - значение понятия «микробы»; - где человека подстерегают микробы; - основные правила личной гигиены. Уметь: - выполнять правила личной гигиены; - рассказывать об обязанностях дежурного по классу, выполнять их добросовестно с целью борьбы с микробами; - оказывать первую медицинскую помощь при порезах и царапинах. | Исследовать микробы, пути попадания болезнетворных микробов в организм человека. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | |||||||||
57 | 10.5 | Берегись простуды! | Комбинированный урок. | Охрана и укрепление здоровья. | Знать: - значение понятия «микробы»; - где человека подстерегают микробы; - основные правила личной гигиены. Уметь: - выполнять правила личной гигиены; - рассказывать об обязанностях дежурного по классу, выполнять их добросовестно с целью борьбы с микробами. | Уметь оказывать первую помощь при простудных заболеваниях. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы. | |||||||||
58 | 13.5 | Твоя безопасность на улице. | Комбинированный урок. | Дорога от дома до школы. Правила дорожного движения. Опасности, подстерегающие ребенка при общении с незнакомыми людьми. | Знать: - знаки дорожного движения, сигналы регулировщика и светофора; - правила поведения в природе; - что такое опасная ситуация. Уметь: - составить правила безопасного поведения на улице и правила действий в опасных ситуациях. | Составлять схему пути «Мой маршрут из дома в школу». Опасные участки пути. | Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации. | |||||||||
59 | Твоя безопасность дома. | Комбинированный урок. | Правила безопасного обращения с электроприборами, газовыми установками, лекарствами. | Знать правила безопасного поведения дома. Уметь: - вызвать помощь; - вести себя в нестандартных ситуациях. | Знать службы спасения: МЧС, милиция, скорая помощь. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | ||||||||||
60 | 17.5 | Обобщение по теме «Человек разумный – часть природы». | Обобщение знаний. | Живое существо. Живые организмы. Основные расы человека. | Знать средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура). | Определять то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | |||||||||
В родном краю (8 часов) | ||||||||||||||||
61 | 20.5 | Имя города, села, поселка. | Комбинированный урок. | Россия – наша Родина. | Знать название родной страны, ее столицы, региона, где живут учащиеся, родного города (села). Уметь работать с различными источниками информации. | Исследовать народные промыслы России, особенности труда людей родного края. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы. | |||||||||
62 | 24.5 | Семья и родословная. | Комбинированный урок. | Семья ребенка. Родословная семьи. | Знать родословную своей семьи. Рассказывать о старших членах своей семьи. Уметь работать с различными источниками информации. | Выделять и формулировать познавательную цель. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы. | |||||||||
63 | История Московского Кремля. | Комбинированный урок. | Москва – столица России. История Отечества: отдельные исторические картины быта, труда в истории Московского Кремля. | Рассказывать о возникновении Москвы, называть достопримечательности Московского Кремля. Уметь: - описывать изученные события из истории Отечества (история Московского Кремля, Великая Отечественная война); - самостоятельно работать с книгой. | Знать достопримечательности Москвы. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | ||||||||||
64 | 27.5 | Экскурсия в город. | Экскурсия. | Предприятия, обслуживающие жителей города. | Уметь: - работать с оглавлением и справочниками учебника; - анализировать полученную информацию; - соблюдать правила во время экскурсии в город. | Выделять и формулировать познавательную цель. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | |||||||||
65 | Общий дедушка. | Комбинированный урок. | Младший школьник и семья. Правила взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. | Знать: - фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая старшее поколение; - основные права ребенка (право на жилье, обучение, лечение, защиту от насилия старших); - способы обмена информацией. Уметь пользоваться средствами связи. | Собирать информацию о своей родословной. Труд, отдых в семье. | Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации. | ||||||||||
66 | День Победы. | Комбинированный урок. | Государственные праздники. История Отечества во время Великой Отечественной войны. | Знать: - названия государственных праздников, дни памятных дат (День Конституции, День Победы, День защитника Отечества); - название родной страны, ее столицы; региона, где живут учащиеся, родного города (села); - государственную символику России. Уметь приводить примеры основных государственных праздников. | Выделять и формулировать познавательную цель. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | ||||||||||
67 | День Конституции. | Комбинированный урок. | Государственные праздники. | Знать: - названия государственных праздников, дни памятных дат (День Конституции, День Победы, День защитника Отечества); | Изучать Конституцию – основной Закон России. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | ||||||||||
68 | 27.5 | Обобщение по теме «В родном краю». | Обобщение знаний. | Россия – наша Родина. | Знать название родной страны, ее столицы, региона, где живут учащиеся, родного города (села). Уметь работать с различными источниками информации. | Выделять и формулировать познавательную цель. | Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации. |
Материально-техническое обеспечение программы
Печатные и другие пособия
Для организации работы с разными источниками информации желательно иметь в классе научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с изучаемым материалом), энциклопедии, справочники, словари естественно-научного, обществоведческого, исторического содержания, видеофильмы, звукозаписи. В соответствии с содержанием программы, в классе желательно иметь:
– таблицы («Строение растения», «Организм человека», «Стадии развития животных» и др.);
– плакаты (природные сообщества болота, озера, леса, луга; ландшафтные картины Арктики, тундры, степи, пустыни; растения и животные материков, репродукции картин художников, отражающих общественные явления, исторические события и др.);
- портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, царей, писателей, художников, поэтов, композиторов, изобретателей и др.);
– географические (физическую карту полушарий, карту России, природных зон) и исторические настенные карты, атлас географических и исторических карт; адаптированную карту звёздного неба (по возможности); иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток);
– рельефные модели равнины, холма, оврага;
– модели дорожных знаков, транспортных средств, часов;
– модель торса человека с внутренними органами;
– муляжи грибов, фруктов и овощей;
– макеты исторических памятников, старинных жилищ, оборонительных сооружений (по возможности);
– разрезные плоскостные модели строения цветкового растения, цветка, реки; плоскостные или объёмные модели молекул;
– коллекции минералов, горных пород, полезных ископаемых, почв;
– гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов;
– предметы старинного быта, одежды, элементы национальных узоров (народов родного края);
– живые объекты (комнатные растения, животные живого уголка).
Оборудование для уголка живой природы:
– аквариум;
– клетка для птиц;
– предметы ухода за растениями и животными.
Оборудование для экскурсий в природу:
– фотографии, открытки растений, животных, минералов и др.;
– лупы, бинокли, компасы, рулетки, садовые совки, пакеты для сбора природного материала, пакеты для мусора и приспособления для его сбора;
– фотоаппарат и видеокамера (по возможности).
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
– демонстрационный экземпляр микроскопа;
– демонстрационный экземпляр глобуса;
– комплект луп для работы в группах по 5-6 человек;
– комплект компасов для работы в группах по 5-6 человек;
– демонстрационный экземпляр флюгера;
– демонстрационный экземпляр барометра;
– демонстрационный экземпляр бинокля;
– демонстрационный экземпляр весов с набором разновесов;
– демонстрационные экземпляры термометров разных видов (спиртового, биметаллического, медицинского) для измерения температуры воздуха, воды и тела.
Большинство уроков окружающего мира являются предметными. На них учащиеся действуют с различными предметами – рассматривают, определяют признаки и свойства, сравнивают и группируют их. Для организации такой работы желательно иметь раздаточный материал на пару или группу учащихся. Наряду с предметами различных коллекций, гербарными листами, можно использовать природный материал, собранный на экскурсиях.
Для выполнения заданий по моделированию природных объектов надо иметь пластилин (гипс), глину, песок, цветную бумагу, клей и ножницы с тупыми концами.
Лабораторное оборудование и материалы для проведения опытов и демонстраций:
– посуда (стаканы, колбы, пробирки, чашки и др.);
– измерительные и осветительные приборы (свеча, фонарик), фильтры, магниты;
– песок, глина, почва, известняк, каменный уголь, нефть, семена растений (подсолнечника, пшеницы, гороха, огурца и др.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
родительское собрание в 5 классе или в конце 4 класса по адаптации
Конспект родительского собрания в конце 4 класса или в начале пятого учебного года с презентацией для родителей...
Урок в классе-комплекте (1 - 3 классы) - обучение грамоте - литературное чтение: "Ь - показатель мягкости согласных звуков", "Великие русские писатели"
Урок проводится в двух классах....
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"Изобразительное искусство: 1 класс: • Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинска
Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование....
Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами
Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...