Рабочая программа по внеурочной деятельности "Открывая мир"
рабочая программа по окружающему миру (2, 3, 4 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Открывая мир» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учетом требований Федеральных государственных стандартов начального общего образования и основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «СОШ№4 г.Закаменск», на основе программы факультатива Самковой В.А. «Открывая мир»
Содержание программы разработано на основе интеграции различных областей знаний (естественно-научных, гуманитарных, обществоведческих). Изучение данного курса создает условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, ее целостного восприятия, для воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_na_2015-2016.docx | 73.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Открывая мир» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учетом требований Федеральных государственных стандартов начального общего образования и основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «СОШ№4 г.Закаменск», на основе программы факультатива Самковой В.А. «Открывая мир»
Содержание программы разработано на основе интеграции различных областей знаний (естественно-научных, гуманитарных, обществоведческих). Изучение данного курса создает условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, ее целостного восприятия, для воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.
Основные задачи, которые позволяет решать данная программа:
- развитие у младших школьников эколого- эстетического восприятия окружающего мира; формирование представлений об окружающем мире как целостной экологической системе; изучение народных традиций, отражающих отношение человека к природе;
- развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
- развитие представлений о различных способах (формах) познания природы (искусство, религия, наука);
- формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования; вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, опыт, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк, водоем и т.п.).
Место курса «Открывая мир» в учебном плане
Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю продолжительностью 30–35 минут.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела (темы) | Содержание учебного раздела (темы) | Количество часов |
1 | ПЕРВЫЕ ШАГИ ПО ТРОПИНКЕ ОТКРЫТИЙ | О качествах, необходимых каждому исследователю. Ваш помощник – полевой дневник. Заповеди друзей леса. Необычные прогулки. «Лесное» настроение. | 4 |
2 | ПРИРОДА В НАШИХ ОЩУЩЕНИЯХ | Вглядись, и ты увидишь… Праздник цвета. «Тепло» или «холодно»? Мир полон звуков. Вдохните полной грудью! «На вкус и цвет…» «Форма, движение, ритм» + «воображение» Удивительный музей. Секрет хорошего настроения. Путешествие березового листочка и другие удивительные приключения. | 10 |
3 | ГЕОМЕТРИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ | Был ли прав ученый? Живые организмы и симметрия. Спираль жизни. Учимся различать форму: разнообразие крон деревьев и кустарников. Многообразие листьев лесных растений. Разнообразие стеблей растений по форме поперечного сечения. Особенности внешнего строения коры деревьев и кустарников. « А что у вас?» (игра). Конкурс знатоков фольклора. | 8 |
4 | ЛЕС И ЕГО ОБИТАТЕЛИ | Наблюдения за растениями леса. Театр на лесной опушке. Мой первый микроскоп. «Белки, сойки и орехи» (игра). Кое-что из жизни дождевых червей. Как живешь, муравей? Коллекционируем перья. Делаем приборы для определения направления и силы ветра. Проект «Мы ждем вас, птицы!» | 6 |
5 | ЛЕСНЫЕ РЕМЕСЛА | «Русь деревянная». Лес в работах народных умельцев. Лес – источник природных красителей. Лесное меню. Лес – целитель. Подведём итоги. | 6 |
Учебно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема занятий | Кол-во часов | Описание примерного содержания занятий | Вид деятельности |
ПЕРВЫЕ ШАГИ ПО ТРОПИНКЕ ОТКРЫТИЙ (4Ч) | |||||
1 | 1.О качествах, необходимых каждому исследователю. Ваш помощник – полевой дневник | 1 | Знакомство с оборудованием, необходимым для работы в природе: полевой дневник, компас, лупа, определители растений и животных, справочники, карта местности и др. Правила ведения полевого дневника: запись наблюдений и зарисовка наблюдаемых явлений. Четыре основных качества, необходимые каждому во время проведения исследований в лесу: терпение, внимательность, точность, сотрудничество. Наблюдение — основной метод работы в природе. Его цель, планирование. Значение систематичности в проведении наблюдений. Четыре основных вопроса, на которые необходимо ответить, прежде чем приступать к наблюдению: зачем? что? где? и как наблюдать? | Познавательные беседы, наблюдения | |
2 | 2.Заповеди друзей леса. | 1 | Десять заповедей друзей леса, составленных ученым-экологом Франко Тасси. Предложить свой вариант «Заповедей друзей леса». Записать их на альбомном листе и красиво оформить. Познакомить с ними своих сверстников и взрослых. | Познавательные беседы, | |
3 | 3.Необычные прогулки. | 1 | Упражнения для развития наблюдательности: «в гармонии с природой», «ходим, подняв голову вверх», «смотрим под ноги», «ходим задом-наперед», «прогулка вслепую» и др. Сделать рисунки и фотографии, которые позволят вспоминать увиденное во время этих прогулок. | Экскурсия | |
4 | 4.«Лесное» настроение. | 1 | Рассказывать о том, какие чувства испытывают, когда находятся на природе. Передавать «лесные», «морские», «горные» и другие настроения на бумаге с помощью красок. | Творческая | |
ПРИРОДА В НАШИХ ОЩУЩЕНИЯХ(10Ч) | |||||
5 | 1.Вглядись, и ты увидишь… | 1 | Восприятие цвета и формы различных природных объектов. | Наблюдения | |
6 | 2.Праздник цвета. | 1 | Цвета леса. Цветовая гамма растений: листьев, цветков, коры деревьев и кустарников. Составление палитры красок одного растения. Составление гаммы оттенков зеленого цвета — основного цвета леса, коричневого — цвет коры и почвы, или голубого — цвет неба | Экскурсия, наблюдения | |
7 | 3.«Тепло» или «холодно»? | 1 | Выделить природные объекты, окрашенные в теплые и холодные цвета | Экскурсия, наблюдения | |
8 | 4.Мир полон звуков. | 1 | Слушать и понимать звуки природы. Различать по голосу несколько видов птиц. Упражнения на расширение опыта сенсорного взаимодействия с использованием слуха | Экскурсия. Конкурс на лучшего знатока птичьих песен или лучшего «подражателя» птичьим голосам. | |
9 | 5.Вдохните полной грудью! | 1 | Составлять коллекцию любимых запахов. Она может быть воображаемой или вполне реальной, хранящейся в особых баночках разных форм, цветов и размеров. | Упражнения на расширение опыта сенсорного взаимодействия с использованием обоняния | |
10 | 6.«На вкус и цвет…» | 1 | Завязав глаза, распознвать различные фрукты, овощи или другие пищевые продукты | Упражнения на расширение опыта сенсорного взаимодействия с использованием вкуса | |
11 | 7.«Форма, движение, ритм» + «воображение» | 1 | Выразительность линий и форм живых организмов. Гармония в природе как «связь», «стройность», «соразмерность». Гармоничное сочетание в организме растений и животных отдельных частей, пропорциональность форм | Знакомство с различными техниками рисования, позволяющими выразить свое впечатление от посещения леса: монотипия, акватипия, рисунок пером, использование трафаретов и пр | |
12 | 8.Удивительный музей. | 1 | Экскурсия в музее, где вместо табличек «РУКАМИ НЕ ТРОГАТЬ!» висят таблички «ДОТРОНЬСЯ И ПОЧУВСТВУЕШЬ!». Нарисовать экспонаты, которые попали в музей из леса. | Упражнения на расширение опыта сенсорного взаимодействия с использованием осязания | |
13 | 9.Секрет хорошего настроения. | 1 | Называть и рисовать ощущения «чувствую- себя- хорошо» на пустых этикетках воображаемых коробочек, баночек, флакончиков, в которых они будут храниться. | Знакомство с различными техниками рисования, позволяющими выразить свое впечатление от посещения леса: монотипия, акватипия, рисунок пером, использование трафаретов и пр. | |
14 | 10.Путешествие березового листочка и другие удивительные приключения. | 1 | Передавать свои впечатления с помощью бумаги, кисточки и красок. | Знакомство с различными техниками рисования, позволяющими выразить свое впечатление от посещения леса: монотипия, акватипия, рисунок пером, использование трафаретов и пр. | |
ГЕОМЕТРИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ(8Ч) | |||||
15 | 1.Был ли прав ученый? | 1 | С помощью лупы, а еще лучше – микроскопа, рассмотреть различные детали строения растений, животных, лишайников или грибов. Какие геометрические узоры наблюдали? Зарисовать увиденное. Поделится своими впечатлениями со своими товарищами. | Наблюдение, рисунок | |
16 | 2.Живые организмы и симметрия | 1 | Живые организмы и симметрия. Двусторонняя и лучевая симметрия в строении различных органов животных и растений. | Рисунок, иллюстрирующий наблюдения по теме «Живые организ- мы и симметрия». | |
17 | 3.Спираль жизни. | 1 | Спираль в движении, росте и развитии растений и животных — способ достижения дополнительной жесткости и устойчивости в пространстве. Описывая спираль, растут побеги; двигаясь по спирали, раскрываются лепестки цветков, развертываются побеги папоротника; спиральное расположение почек и листьев на побеге. | Исследование: зарисовать или сфотографировать растительные и животные организмы, в строении которых обнаружили «принцип спирали». | |
18 | 4.Учимся различать форму: разнообразие крон деревьев и кустарников. | 1 | Разнообразие форм листьев и крон деревьев и кустарников. Различная степень густоты кроны: густая, средняя, сквозистая. | Нарисовать или сфотографировать дерево, которое чем-то понравилось или поразило своей необычностью | |
19 | 5.Многообразие листьев лесных растений. | 1 | Зависимость особенностей внешнего строения растений и животных от условий среды обитания и образа жизни | Нарисовать композицию из листьев любым из известных способов, например, поместив их под лист белой бумаги и «проявив» рельеф грифелем простого карандаша | |
20 | 6.Разнообразие стеблей растений по форме поперечного сечения. | 1 | Зависимость особенностей внешнего строения растений и животных от условий среды обитания и образа жизни | Составление коллекции поперечных срезов стеблей различных травянистых растений. | |
21 | 7.Особенности внешнего строения коры деревьев и кустарников. | 1 | Зависимость особенностей внешнего строения растений и животных от условий среды обитания и образа жизни | Зарисовать небольшой участок коры 2-3 деревьев. | |
22 | 8.Конкурс знатоков фольклора. | 1 | Загадки и поговорки о лесе и лесных обитателях | ||
Лес и его обитатели(6ч) | |||||
23 | 1.Наблюдения за растениями леса. Театр на лесной опушке. | 1 | Наблюдения за растениями и животными (по выбору). Изучение условий обитания, особенностей произрастания (для растений) — одиночные или образуют заросли, угнетен ли рост и т.д. Выявление взаимоотношений между различными видами живых организмов (сотрудничество, конкуренция, хищничество, паразитизм и др.). Особенности поведения. Изучение типов повреждений растений насекомыми и микроорганизмами. Изучение за- висимости состояния растений от условий произрастания | Наблюдение, игровая | |
24 | 2.Мой первый микроскоп. | 1 | Изготовление простейшего «микроскопа» из пластмассового стаканчика, прозрачной пленки и резинового колечка. | ||
25 | 3.Кое-что из жизни дождевых червей. | 1 | Изучение характера движения дождевых червей и проделанных ими ходов | Наблюдение | |
26 | 4.Как живешь, муравей? | 1 | Выполнение предложенных заданий и совместная обработка результатов исследования. Оформление «Паспорта» рыжего лесного муравья. | Исследование | |
27 | 5.Делаем приборы для определения направления и силы ветра. | 1 | Прибор для измерения скорости ветра анемометр. Прибор для определения направления ветра – флюгер. | Наблюдение | |
28 | 6.Коллекционируем перья. Проект «Мы ждем вас, птицы!» | 1 | 1. Зарисовать и описать свои наблюдения. 2. Предложить план действий по привлечению птиц в свой двор или на пришкольный участок | Наблюдение | |
ЛЕСНЫЕ РЕМЕСЛА(6Ч) | |||||
29 | 1.«Русь деревянная». | 1 | Традиционные народные промыслы, связанные с лесом: резьба по дереву, бересте; плетение из луба, лыка, ивового прута, берестоплетение. | Экскурсия | |
30 | 2.Лес в работах народных умельцев. | 1 | Лесные мотивы в работах вышивальщиц, ткачих, кружевниц, в росписи павловопосадских платков. Игрушки пришли из леса: богородская игрушка, сергиевопосадские матрешки. Элементарные представления об антропоморфизме в народном творчестве. | Разыскать интересные деревянные поделки местных умельцев. Сфотографировать или зарисовать их. | |
31 | 3.Лес – источник природных красителей. | 1 | Лесная палитра: растения - красители. Красильная мастерская в работе — окрашиваем ткани. Рисуем природными красками. | Составить палитру известных природных красителей. Указать названия растений, которые являются их источниками. | |
32 | 4.Лесное меню. | 1 | Лес кормилец и врачеватель. Лесное меню. | Конкурс на лучшее меню в «лесной столовой». | |
33 | 5.Лес – целитель. | 1 | Лекарственные растения леса. | Экскурсия | |
34 | 6.Подведём итоги. | 1 | Оценка достижений |
Использование программы «Открывая мир» для организации занятий во внеурочной деятельности, позволит достичь следующих результатов:
Личностные
- развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать свое отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.);
- воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
- формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметные
- овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
- освоение элементарных приемов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
- формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, понимания информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.;
- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии;
- участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные
- сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
- о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека;
- освоение базовых естественно-научных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук;
- формирование элементарных исследовательских умений;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
- овладение навыками ухода за комнатными растениями и растениями на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;
- умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами литературы и искусства;
- элементарные представления о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния, от факторов окружающей среды.
Рекомендуемая литература:
Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.
Гаев, Л. Наши следы в природе Текст /Л. Гаев, В. Самарина. – М. : Недра, 1991.
Елизарова Е. М. Знакомые незнакомцы Текст /Е. М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2007.
Ердаков, А. Экологическая сказка для первоклассников Текст /А. Ердакова //Начальная школа. – 1992. - № 11-12. – С.19-22.
Кларина, М. М. Экономика и экология для малышей. Текст / М. М. Кларина. – М.: Вита - Пресс, 1995.
Моложавенко, В. С. Тайна красоты Текст / В. С. Моложавенко. – М., 1993.
Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа Текст /А. А. Плешаков// Начальная школа. – 1991. - № 5. – С. 2-8.
Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.
Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008.
Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.
Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 1989.
Энциклопедия. Неизвестное об известном. – М.: РОСМЕН, 1998.
Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2007.
Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
http://www.ecosystema.ru/ — Экологическое образование детей и изучение природы России. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — Биологическое разнообразие России.
http://www.forest.ru/ — Интернет-портал Forest.ru — Все о российских лесах. http://etno.environment.ru/ — Этноэкология. Сайт Лаборатории этноэкологических исследований, поддерживается Интернет-порталом Forest.ru.
http://www.kunzm.ru/ — Кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ. http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — Интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.
http://www.wwf.ru/ — Всемирный фонд дикой пр
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...