Урок окружающего мира "Куликовская битва"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Предмет: окружающий мир ( Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков система Занкова)
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель: создать условия для формирования представления о Куликовской битве, подвигах защитников Руси.
Задачи:
- познакомить с условиями, которые вызвали необходимость Куликовской битвы.
- формировать умения определять последовательность исторических событий.
- развивать умение работать с текстом;
- воспитывать у детей интерес к изучению истории.
Планируемые результаты (Формирование универсальных учебных действий):
Личностные результаты:
- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции.
Предметные результаты:
- знать ход Куликовской битвы.
Метапредметные:
Познавательные:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные:
- умение принимать роль в учебном сотрудничестве с одноклассниками и учителем
Регулятивные:
- освоение способа решения проблемы поискового характера.
Оборудование: интерактивная доска SMART Board; мультимедийный проектор; электронное приложение к уроку, разработанное в редакторе Notebook.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока "Куликовская битва" | 30.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата проведения:
Преподаватель:
Класс: 3 класс
Предмет: окружающий мир ( Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков система Занкова)
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель: создать условия для формирования представления о Куликовской битве, подвигах защитников Руси.
Задачи:
- познакомить с условиями, которые вызвали необходимость Куликовской битвы.
- формировать умения определять последовательность исторических событий.
- развивать умение работать с текстом;
- воспитывать у детей интерес к изучению истории.
Планируемые результаты (Формирование универсальных учебных действий):
Личностные результаты:
- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции.
Предметные результаты:
- знать ход Куликовской битвы.
Метапредметные:
Познавательные:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные:
- умение принимать роль в учебном сотрудничестве с одноклассниками и учителем
Регулятивные:
- освоение способа решения проблемы поискового характера.
Оборудование: интерактивная доска SMART Board; мультимедийный проектор; электронное приложение к уроку, разработанное в редакторе Notebook.
Ход урока
I.Организационный момент.
Давайте каждая пара за партой возьмется за руки. Скажем друг другу: “У нас сегодня всё получится!”
Эмоциональный настрой урока.
Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа. В истории нашего Отечества было всё: и взлёты, и падения, и триумф, и поражения. И только история должна и может дать нам спокойный и честный ответ на вопрос: “Что составляет славу и гордость на жизненном пути народа, а что – бесчестие и позор?”
Каждое поколение, как и каждый человек, учится на своём собственном опыте, на своих ошибках. И всё же история былых времён должна учить всех нас. Ведь в этом заключается её главное предназначение. Важно лишь правильно воспринять её уроки. Знать прошлое – это значит, во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее.
Сегодня мы проведем урок – исследование. Что значит - исследовать? Кто такой исследователь? Что нужно делать в конце исследования?
А сейчас обратимся к прошлому и вспомним, главные события, с которыми мы с вами уже познакомились.
II. Актуализация знаний.
Историческая разминка
Расположите данные события по порядку в соответствии с тем, в какой последовательности они происходили.
Крещение Руси
Первое упоминание о Москве
Нашествие Батыя на Русь
Ледовое побоище
У вас есть еще даты. Расставьте их в соответствии с этими событиями (988 г., 1147 г., 1237 г., 1242 г., 1380 г.)
Что вы обнаружили, выполняя эту работу? (Осталась еще одна дата)
III. Постановка проблемы урока и вывод темы и целей урока.
Прочитайте эту дату. 1380 год. Какой это век? (14 век). 1380 год - особый год для Руси.
Сегодня на уроке мы с вами отправимся из 13 века, времён первого нашествия татаро – монгол на Русь (1237 г.) в 14 век. И узнаем, какие же события происходили на Руси в конце 14 века.
Прошло более ста лет после Батыева нашествия. На календаре 1359 год. Внезапно умирает сын Ивана Калиты московский князь Иван Иванович, оставив после себя 9- летнего сына Дмитрия. - Ребята, сколько вам лет? (9 – 10 лет)
Молодой князь Дмитрий Иванович становится московским князем в вашем возрасте.
На экране мы видим схему правления Московских князей. Давайте определим по ней, кем доводится Иван Калита молодому князю, если отец Дмитрия, Иван II, был сыном Ивану (Калите).
Иван I (Калита) … ?... | Иван II отец | Дмитрий Иванович |
(Московский князь Дмитрий-внук Ивана Калиты).
А теперь давайте узнаем, что же ещё происходило на Руси во время правления московского князя Дмитрия.
У вас на партах лежат карточки с текстом. Прочитайте текст и подумайте, что же происходило на Руси во время правления князя Дмитрия?
КАРТОЧКА 1.
Постепенно Золотая Орда приходила в упадок. Видя ее слабость, московский князь Дмитрий Иванович перестал считаться с волей хана и посылал ему все меньше и меньше дани. Разгневанный правитель Орды решил проучить непокорного князя и снарядил против него большое войско. Но Русь была уже не та, что при Батые. Воины Мамая встретили жестокий отпор и обратились в бегство.
Мамай пришел в ярость. Стал он собирать огромную силу и грозился вновь разорить всю Русскую землю.
Но и на Руси не сидели сложа руки. Князь Дмитрий разослал гонцов во все стороны, призывая других князей всем вместе, дружно выступить против Орды. Из разных земель и княжеств приходили к Москве войска. Русь готовилась к великой битве.
Так что происходило на Руси в это время?
О чём же пойдёт сегодня речь?
Правильно о великой битве, которую историки назвали Куликовская битва. Задайте вопросы: что бы вы хотели узнать об этом событии.
На доске появляется вопросный план:
Итак, в ходе нашего урока мы должны найти ответы на ряд вопросов:
1) Почему произошла эта битва?
2) С кем сражались русские войска?
3 )Кто возглавлял русское войско?
4) Когда и Где происходила эта битва?
5) Как произошло это событие?
6) Какое значение имело это событие для Руси?
IV. Работа по теме урока.
Итак, чтобы ответить на первый вопрос, прочитайте части предложений из первого столбика и найдите их продолжение во втором. (Работа в парах)
1.В первые десятилетия после похода хана Батыя на Русь…
| …русские уже сами собирали дань со своих земель. |
2.Со времён Ивана Калиты… | …стали собирать меньше дани и задерживать её отправку в Золотую Орду. |
3.Во время княжения внука Калиты Дмитрия Ивановича… | …отказались выплачивать дань . |
Так почему же произошла эта битва, назовите причину. (князь Дмитрий отказался выплачивать дань Золотой Орде)
Ответ на второй вопрос узнаем из текста в учебнике (на стр. 63 3-й абзац). С кем же сражались русские войска? (С ордынским войском во главе с Мамаем). Кто возглавлял русское войско? (князь Дмитрий)
С чего началось сражение? Как об этом сказано в учебнике? Зачитайте на стр. 64.(2-й абзац)
Как звали русского богатыря? (Пересвет) Посмотрите видеофрагмент (Поединок 1.57 мин.) и скажите, чем же закончился поединок воинов?
V. Физкультминутка.
Дружно встали. Раз! Два! Три! Руки в стороны.
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Поворачиваясь вправо, Поворот вправо
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже Поворот влево
Поглядеть из-за ладошек.
И направо, и ещё Поворот вправо
Через левое плечо. Поворот влево
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце — руки в боки.
Наклонились влево, вправо. Наклоны
Получается на славу!
V. Продолжение работы по теме урока.
А сейчас посмотрите, как проходило само сражение. Отметьте, какой момент боя стал решающим? Кто его осуществил? (Фильм Куликовская битва 2.21 мин.)
Летом 1380 года, собрав почти все силы Орды, хан Мамай подошел к южным границам Рязанского княжества. В направлении Дона выступила и объединенная русская рать, которую возглавлял князь Дмитрий Иванович московский. Численность русского войска достигала 100 – 150 тысяч человек. Столько же было и у Мамая. Как отмечает летописец: «От начала миру, такова небывалая сила русских князей и воевод местных».
В ночь с 7 на 8 сентября русские полки переправились через Дон и заняли боевые позиции на обширном поле, в излучине при впадении реки Непрядвы в Дон. В стороне от основных русских сил, в примыкавшей к Куликову полю дубраве, расположился усиленный засадный полк, во главе которого были поставлены опытные полководцы – воевода Дмитрий Боброк – Волынский и серпуховской князь Владимир Андреевич.
8 сентября битва началась. Татарам удалось почти полностью уничтожить русский передовой полк и вклиниться в ряды большого полка, который, однако, устоял. Тогда Мамай направил свою конницу на полк левой руки и оттеснил его к Непрядве. Однако, в тот момент, когда татарская конница атаковала правый фланг большого полка, смяв его порядком к тылу, стремительно ударил засадный полк русских. Натиск был так силен, что внес панику в ряды татар. Они обратились в беспорядочное бегство, смяв при этом свою пехоту. В наступление перешли другие русские полки, довершившие полный разгром победой. С жалкими остатками своих воинов Мамай бежал на юг.
- Чем закончилась битва?
- Какой момент боя стал решающим?
Решающий момент наступил тогда, когда в самый разгар сражения неожиданно для Мамая появились новые свежие силы русских. Это был засадный полк, скрывавшийся по приказу князя Дмитрия в зеленой дубраве и терпеливо дожидавшийся своего часа. Внезапный удар русского полка поверг монголов в смятение и они, объятые ужасом, обратились в бегство.
Как называлось поле, на котором произошла битва? (Куликово)
Оказывается, поле называлось Куликовым по названию птиц, которые там водились. Назовите этих птиц? (Кулики)
- Мы услышали с вами как происходила Куликовская битва. А как вы думаете, почему князь Дмитрий избрал именно Куликово поле для сражения с Мамаем?(мнения детей)
(Работа в парах) - Ответить на этот вопрос нам помогут карточки, лежащие у вас на партах.
На карточках написаны три предложения. Перед каждым предложением имеется пустой квадратик. В нём вы должны поставить номер предложения, чтобы получился правильный ответ на вопрос.
КАРТОЧКА 2
«Почему князь Дмитрий избрал именно Куликово поле для сражения с Мамаем?»
Конница не пригодна для сражения на территории, покрытой кустарником.
Поэтому Дмитрий избрал для сражения с татарами Куликово поле.
Военная мощь татар – конница.
(1. Военная мощь татар – конница. 2. Конница не пригодна для сражения на территории, покрытой кустарником. 3. Поэтому Дмитрий избрал для сражения Куликово поле).
Что же происходило на Руси после победы в Куликовской битве? Об этом мы узнаем из текста в учебнике на стр. 65-66. Прочитайте, начиная с 3 абзаца.
А как вы думаете, почему князя Дмитрия народ стал называть Донским? (в память победы на Дону)
- Какими качествами должны были обладать воины в ту пору? (Воины должны были быть смелыми, отважными, должны были любить свою Родину.)
VII. Подведение итогов урока.
«Найдите ошибки в историческом тексте»
В середине 14 века Русь постепенно начала собираться силами. Московский князь Александр бросил Орде вызов – перестал платить дань. Хан Батый с огромным войском двинулся на Русь.
8 сентября 1382 года на Донском поле произошла битва между ордынским войском и русским войском.
Русские войска одержали поражение. Это сражение вошло в историю как «Куликовский бой».
В середине 14 века Русь постепенно начала собираться силами. Московский князь Дмитрий бросил Орде вызов – перестал платить дань. Хан Мамай с огромным войском двинулся на Русь.
8 сентября 1380 года на Куликовском поле произошла битва между ордынским войском и русским войском.
Русские войска одержали победу. Это сражение вошло в историю как «Куликовская битва».
VIII. Рефлексия.
А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы поделились своими впечатлениями об уроке
- Поднимите руку, если для вас все понятно и у вас не осталось не решенных вопросов
- Поднимите руку, если у вас остались какие-то вопросы.
- Поднимите руку, если вам многое осталось непонятным.
IX . Домашнее задание
-Подготовить пересказ о Куликовской битве;
-Реферат о Дмитрии Донском.
Выставление отметок за урок.
На этом наш урок окончен. Всем спасибо за хорошую работу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку окружающего мира: Куликовская битва"
Презентация к уроку окружающего мира создана к учебнику Дмитриевой, Казакова "Окружающий мир" (система Занкова)...
Презентация к уроку окружающего мира: Куликовская битва"
Презентация к уроку окружающего мира создана к учебнику Дмитриевой, Казакова "Окружающий мир" (система Занкова)...
Урок окружающего мира в 4 классе "Война 1812 года.Бородинская битва""
Цель урока- сфомировать представление учащихся о войне1812 года, о Бородинском сражении, о героях войны.Урок способствует развитию познавательных интересов, творческой активности, умению сравнив...
Конспект урока окружающий мир 4 класс "Куликовская битва"
Конспект урока окружающий мир 4 класс "Куликовская битва"...
Урок окружающего мира "Куликовская битва"
Урок предполагает введение и закрепление нового материала.Цели урока: сформировать представления учащихся о подвигах защитников Руси, развивать интерес к истории, познакомить учащихся с положением Рус...
План-конспект урока окружающего мира. 3 класс. Тема: Куликовская битва
Урок составлен по учебнику "Окружающий мир. 3 класс" Дмитриевой Н.Я., Казаковой А.Н., форма работы - работа в группе, ссылка в плане - на презентацию....
Урок окружающего мира "Куликовская битва"
Урок окружающего мира "Куликовская битва"...