«Как сберечь природу России»
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)

Красильникова Марина Николаевна

          Учащиеся на данном уроке исследуют экологические проблемы, постараются найти способы их решения. У детей формируется ценностное и ответственное отношение  к природе,  повышается интерес к изучению предмета. Работа в парах развивает навыки коммуникации. Получать информацию и контролировать правильность выполнения поможет видеопроектор. Осуществить самооценку, оценить уровень своих знаний поможет рейтинговая накопительная критериально - ориентированная технология оценивания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_sberech_prirodu_rossii.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов:

Красильникова Марина Николаевна

Учебная дисциплина: «Окружающий мир»

Образовательная система: «Перспектива»

Тема урока:

«Как сберечь природу России» 

 Целевая аудитория:  4 класс

 Тип урока:   открытие нового знания

 Форма обучения:  фронтальная,  индивидуальная, групповая (в парах) 

Технологии: ИКТ (презентация, слайд-шоу), РНС, проблемное обучение

          Учащиеся на данном уроке исследуют экологические проблемы, постараются найти способы их решения. У детей формируется ценностное и ответственное отношение  к природе,  повышается интерес к изучению предмета. Работа в парах развивает навыки коммуникации. Получать информацию и контролировать правильность выполнения поможет видеопроектор. Осуществить самооценку, оценить уровень своих знаний поможет рейтинговая накопительная критериально - ориентированная технология оценивания.

 Тема урока: «Как сберечь природу России»

Цель урока:   формировать исходные представления о природе и человеке как компонентах единого мира

Задачи:    

образовательные задачи:

  • формировать ответственное отношение к природе
  • помочь усвоить новые экологические понятия

воспитательные задачи:

  • прививать уважительное отношение друг к другу и к окружающей природе
  • формировать экологическое мышление

развивающие задачи:

  • развивать навыки коллективной практической работы
  • развивать познавательную активность, умение сравнивать, обобщать, делать выводы
  • развивать умение работать с учебным текстом

Планируемые результаты:

предметные:

  • Познакомить с влиянием человека на природу
  • Уметь объяснять зависимость человека от природы

метапредметные:

регулятивные   УУД:

  • формулировать учебную задачу и  предлагать способы ее решения

познавательные   УУД:

  • осознавать необходимость ответственного отношения к природе, извлекать из текста необходимую информацию

коммуникативные    УУД:

  • быть готовым изменить свою точку зрения под воздействием контраргументов, вступать в диалог

личностные   УУД:

  • проявлять интерес к проблемам в природе
  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом

Оборудование:

  • компьютер, видеопроектор, презентация
  • технологическая карта оценивания
  • учебник «Окружающий мир», рабочая тетрадь к учебнику
  • таблицы с опорными схемами

Основная литература и источники информации:

  • Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир.

Учебник. 4 класс. В 2 частях. Москва: Просвещение, 2014

  • Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир.

Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 частях.  Москва: Просвещение, 2014

  • Материалы интернет – ресурсов

                                                        Ход урока

1. Организационный момент

-Кто позавтракал сегодня, встаньте ровно! Вдох глубокий, руки - шире! Сядьте прямо! Три, четыре!

2. Мотивация

 -Все мы - люди, животные, растения  - живем на планете Земля.(1слайд) Это наш общий дом (2 слайд «Красота природы») 

-Подберите слова, выражающие ваше настроение при просмотре слайда.

-Всем нам надо дышать, есть, пить, где-то жить. За миллионы лет все живые обитатели Земли приспособились друг к другу. В природе установилось равновесие. Равновесие сохраняется до тех пор, пока не нарушаются экологические законы.

-Закройте глаза (3 слайд «Загрязнение природы»)

-Подберите слова, выражающие свое отношение к природе.

-Как бы вы сформулировали тему урока (высказывания детей) 

-Прочитайте тему урока, проверьте свои предположения

Запись темы: « Природа в опасности и просит о помощи!»

(4 слайд «Природа в опасности!»)

3. Постановка цели и задач урока

1) Определяем проблему урока

Работа с учебником с.110

-Может ли человек жить без природы? (Высказывания детей)

-Какое противоречие вы заметили? (Человек использует природу, берет полезные вещества, чтобы жить, а возвращает вредные вещества (отходы), которые ухудшают среду обитания. Это приводит к экологическим катастрофам. Природа в опасности!)

-Какой у вас возникает вопрос?

Дети формулируют проблему своими словами и сравнивают со словами автора  с.110: «Природа в опасности! Как нам жить, чтобы сохранить природу

2) Определяем план работы. Запись вопросов на доске

-Чтобы разрешить противоречие, нужно ответить на вопросы

а) Почему природа оказалась в опасности?

б) Что делать, чтобы спасти природу?

4. Актуализация знаний.

Вспоминаем то, что знаем

-Почему в природных экосистемах животные всегда находят достаточные запасы пищи? (В природных экосистемах круговорот веществ замкнут)

-Что делают люди, чтобы обеспечить себя пищей? Какими способами добиваются высоких урожаев?  (Организуют искусственные экосистемы)

-Как сказываются на жизни людей достижения науки? Оцени различные достижения: чем они полезны, какие опасности таятся в их использовании? (Жизненный опыт)

5. Открытие и усвоение новых знаний. Решаем проблему, открываем новые знания

а) Почему природа оказалась в опасности? Работа по плану

 Самостоятельное выполнение задание в тетради с.62 №1.1

-Узнаем причины, сможем остановить опасность

-Как развивалось хозяйство человека?(Сначала хозяйство было присваивающим.  Люди присваивали себе готовые природные богатства. Затем хозяйство стало производящим. Люди стали сами производить себе пищу.)

-Как изменился размер урожая в производящем хозяйстве?  (Стали получать больший урожай)

-К чему это привело? (Численность людей стала расти)

(5 слайд «Почему природа в опасности? Причины.»)

1) Первая причина.  Численность человечества выросла во много раз.  А за последние 50 лет население Земли удвоилось. С ростом населения стали расти и проблемы человечества.

Самостоятельное чтение текста в учебнике с.111-113

-Как изменилась экосистема? (Присваивающее хозяйство было природной экосистемой. Производящее хозяйство стало искусственной экосистемой, в которой главный потребитель – человек)

-В чем особенность круговорота веществ в искусственной экосистеме? (Круговорот незамкнутый. Человек берет из природы полезные вещества, а возвращает вредные вещества.)

2) Вторая причина. Изменилась форма ведения хозяйства, что породило опасные последствия. Остается все меньше веществ, нужных человеку, а накапливается все больше ненужных, вредных, ядовитых

Экологические последствия

-Какую опасность несет нашей планете загрязнение окружающей среды?

(6 слайд « Последствия – экономические бедствия»)

  • Стали происходить экологические катастрофы. Огромные территории теперь непригодны для жизни
  • Многочисленные заболевания, гибель людей, животных, растений

Вывод: «Человек и природа взаимосвязаны. Если природа в опасности, значит, в опасности и человек»

б) Что делать? Как жить, чтобы сохранить природу?

-Какой тип хозяйства необходим человеку сегодня? (Экологическое хозяйство, при котором круговорот веществ опять станет замкнутым)

-Что необходимо для этого сделать?

(7,8,9 слайды « Как жить, чтобы сохранить природу?»)

  • Ограничить изъятие природных богатств (использовать безотходное использование веществ)
  • Найти замену невозобновимым ресурсам (использовать  силу ветра, воды, солнечную энергию…)
  • Сохранять разнообразие обитателей планеты (организовать заповедные зоны)
  • Научиться ( повторно) использовать природные богатства (макулатура, металлолом, стекло)
  • Остановить загрязнение природной среды (убирать мусор, очищать сточные воды)

Вывод: «В природу возвращать только то, что она в состоянии принять»

Сравниваем свой вывод с авторским.«Сделаем вывод» с.113

Вывод: «Бесконтрольное могущество человека – самая большая угроза в современном мире. Чтобы ее избежать, нужно перейти к экологическому типу хозяйства»

6. Первичное закрепление.

 Применяем новые знания

1) Работа  с тетрадью с. 62 №1.2, 2(работа в парах)

- Подготовьте свои предложения, как можно помочь природе (выступления детей)

(10,11,12 слайды  «Что может сделать каждый из нас?»)

  • Сберегая продукты, мы бережем плодородие земли и труд людей
  • Починив подтекающий кран, мы бережем чистую воду
  • Выключая свет, мы экономим горючее и оберегаем воздух от загрязнения
  • Покупая товары со знаком вторичной переработки, мы сохраняем природные богатства
  • Оберегая растения, мы сохраняем чистый воздух
  • Замечая ошибки в природопользовании, мы сможем исправить их в будущем
  • Изучая природу, мы будем знать, как ее беречь

2) Работа в тетради по рейтинговой накопительной системе (работа в парах)

а) Знакомство с технологией оценивания по технологической карте

б)  Три уровня сложности заданий. Самостоятельный выбор задания. Общее задание для пары

в) Выполнение задания. Проверка

г) Оценивание. Запись результатов в технологической карте. Подсчет баллов

1 уровень -10 баллов

2 уровень -20 баллов

3 уровень -30 баллов

д) Перевод баллов в оценку

30 – 40 баллов – «3»

50 – 70 баллов – «4»

80 – 90 баллов – «5»

7. Домашнее задание. Инструктаж учителя

Дети самостоятельно выбирают задание

1 уровень – 10 баллов  №3

2 уровень – 20 баллов  №4

3 уровень – 30 баллов   «Синквейн»(1имя существительное – природа,2имени прилагательных по выбору,3глагола, отношение к теме, повтор сути понятия)

Образец: 

1. Природа                                                                                                                                      2. Живая и неживая                                                                                                                3. Разрушают, спасти, беречь

 4.Основа жизни всего человечества

 5. Земля – матушка

8. Рефлексия

 «Ладошка»

Большой палец (мне важно, интересно…)

Указательный палец (я получил конкретные рекомендации…)

Средний палец (трудно, не понравилось…)

Безымянный палец (настроение у меня…)

Мизинец (для меня недостаточно…)

9.Домашнее задание

Учебник с.110-113

Тетрадь с.63 №1.3                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                           Приложение

     Технологическая карта по рейтинговой накопительной системе оценивания

Задания

Балл

Отметка о выполне-нии

1.1

Каких звеньев не хватает в искусственных экосистемах, созданных человеком? Впиши слова: производители, растительноядные потребители, хищные потребители, разрушители.

Поле - …………………………………………………………...

Ферма - ………………………………………………………….

Рыбное хозяйство - …………………………………………….

10

1.2

Подчеркни, какая из ролей в искусственных экосистемах, по-твоему, будет важнее в будущем: производитель, разрушитель, потребитель.

10

2.1

Как ты думаешь, будет ли число людей на Земле расти?

………………………………………………………………….

………………………………………………………………….

20

2.2

Как изменилась природа за время существования человека?

Стало меньше - …………………………………………………

Стало больше - …………………………………………………

20

3.1

Почему во многих крупных городах мира в безветренную погоду людям не хватает кислорода?

………………………………………………………………….

………………………………………………………………….

30

3.2

Предложи свой способ помочь природе.

…………………………………………………………………..

………………………………………………………………….

30

Итого

Опорные схемы

           

          Причина

1) Рост численности населения

2) Производящее хозяйство – незамкнутая экосистема

                                      Следствие

Загрязнение природы

Природа в опасности!

Экологические катастрофы

Многочисленные заболевания

Живая природа на грани исчезновения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Природа России" (окружающий мир, 4класс, "Школа России")

Тест по теме "Природа России" не только проверит знания  по изученной  теме, но и познакомит детей с красивым уголком России-Горным Алтаем.Из пазлов складывается картинка с видами природы Ре...

Презентация по окружающему миру "Как сберечь природу России" (4 класс)

Презентация к уроку по окружающему миру 4 класс...

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе. ТЕМА: «Как сберечь природу России»

Конспект урока по  окружающему миру в 4 классе.  ТЕМА: «Как сберечь природу России»....

Как сберечь природу России

Заботиться об охране окружающей среды на уровне общественных институтов. Контролировать работу атомных станций, не допускать разлива нефти в моря и океаны, строить мусороперерабатывающие зав...

Презентация "Как сберечь природу России"

Презентация к урокам окружающего мира 4 класс....