«Как сберечь природу России»
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)
Учащиеся на данном уроке исследуют экологические проблемы, постараются найти способы их решения. У детей формируется ценностное и ответственное отношение к природе, повышается интерес к изучению предмета. Работа в парах развивает навыки коммуникации. Получать информацию и контролировать правильность выполнения поможет видеопроектор. Осуществить самооценку, оценить уровень своих знаний поможет рейтинговая накопительная критериально - ориентированная технология оценивания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_sberech_prirodu_rossii.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов:
Красильникова Марина Николаевна
Учебная дисциплина: «Окружающий мир»
Образовательная система: «Перспектива»
Тема урока:
«Как сберечь природу России»
Целевая аудитория: 4 класс
Тип урока: открытие нового знания
Форма обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая (в парах)
Технологии: ИКТ (презентация, слайд-шоу), РНС, проблемное обучение
Учащиеся на данном уроке исследуют экологические проблемы, постараются найти способы их решения. У детей формируется ценностное и ответственное отношение к природе, повышается интерес к изучению предмета. Работа в парах развивает навыки коммуникации. Получать информацию и контролировать правильность выполнения поможет видеопроектор. Осуществить самооценку, оценить уровень своих знаний поможет рейтинговая накопительная критериально - ориентированная технология оценивания.
Тема урока: «Как сберечь природу России»
Цель урока: формировать исходные представления о природе и человеке как компонентах единого мира
Задачи:
образовательные задачи:
- формировать ответственное отношение к природе
- помочь усвоить новые экологические понятия
воспитательные задачи:
- прививать уважительное отношение друг к другу и к окружающей природе
- формировать экологическое мышление
развивающие задачи:
- развивать навыки коллективной практической работы
- развивать познавательную активность, умение сравнивать, обобщать, делать выводы
- развивать умение работать с учебным текстом
Планируемые результаты:
предметные:
- Познакомить с влиянием человека на природу
- Уметь объяснять зависимость человека от природы
метапредметные:
регулятивные УУД:
- формулировать учебную задачу и предлагать способы ее решения
познавательные УУД:
- осознавать необходимость ответственного отношения к природе, извлекать из текста необходимую информацию
коммуникативные УУД:
- быть готовым изменить свою точку зрения под воздействием контраргументов, вступать в диалог
личностные УУД:
- проявлять интерес к проблемам в природе
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом
Оборудование:
- компьютер, видеопроектор, презентация
- технологическая карта оценивания
- учебник «Окружающий мир», рабочая тетрадь к учебнику
- таблицы с опорными схемами
Основная литература и источники информации:
- Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир.
Учебник. 4 класс. В 2 частях. Москва: Просвещение, 2014
- Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир.
Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 частях. Москва: Просвещение, 2014
- Материалы интернет – ресурсов
Ход урока
1. Организационный момент
-Кто позавтракал сегодня, встаньте ровно! Вдох глубокий, руки - шире! Сядьте прямо! Три, четыре!
2. Мотивация
-Все мы - люди, животные, растения - живем на планете Земля.(1слайд) Это наш общий дом (2 слайд «Красота природы»)
-Подберите слова, выражающие ваше настроение при просмотре слайда.
-Всем нам надо дышать, есть, пить, где-то жить. За миллионы лет все живые обитатели Земли приспособились друг к другу. В природе установилось равновесие. Равновесие сохраняется до тех пор, пока не нарушаются экологические законы.
-Закройте глаза (3 слайд «Загрязнение природы»)
-Подберите слова, выражающие свое отношение к природе.
-Как бы вы сформулировали тему урока (высказывания детей)
-Прочитайте тему урока, проверьте свои предположения
Запись темы: « Природа в опасности и просит о помощи!»
(4 слайд «Природа в опасности!»)
3. Постановка цели и задач урока
1) Определяем проблему урока
Работа с учебником с.110
-Может ли человек жить без природы? (Высказывания детей)
-Какое противоречие вы заметили? (Человек использует природу, берет полезные вещества, чтобы жить, а возвращает вредные вещества (отходы), которые ухудшают среду обитания. Это приводит к экологическим катастрофам. Природа в опасности!)
-Какой у вас возникает вопрос?
Дети формулируют проблему своими словами и сравнивают со словами автора с.110: «Природа в опасности! Как нам жить, чтобы сохранить природу?»
2) Определяем план работы. Запись вопросов на доске
-Чтобы разрешить противоречие, нужно ответить на вопросы
а) Почему природа оказалась в опасности?
б) Что делать, чтобы спасти природу?
4. Актуализация знаний.
Вспоминаем то, что знаем
-Почему в природных экосистемах животные всегда находят достаточные запасы пищи? (В природных экосистемах круговорот веществ замкнут)
-Что делают люди, чтобы обеспечить себя пищей? Какими способами добиваются высоких урожаев? (Организуют искусственные экосистемы)
-Как сказываются на жизни людей достижения науки? Оцени различные достижения: чем они полезны, какие опасности таятся в их использовании? (Жизненный опыт)
5. Открытие и усвоение новых знаний. Решаем проблему, открываем новые знания
а) Почему природа оказалась в опасности? Работа по плану
Самостоятельное выполнение задание в тетради с.62 №1.1
-Узнаем причины, сможем остановить опасность
-Как развивалось хозяйство человека?(Сначала хозяйство было присваивающим. Люди присваивали себе готовые природные богатства. Затем хозяйство стало производящим. Люди стали сами производить себе пищу.)
-Как изменился размер урожая в производящем хозяйстве? (Стали получать больший урожай)
-К чему это привело? (Численность людей стала расти)
(5 слайд «Почему природа в опасности? Причины.»)
1) Первая причина. Численность человечества выросла во много раз. А за последние 50 лет население Земли удвоилось. С ростом населения стали расти и проблемы человечества.
Самостоятельное чтение текста в учебнике с.111-113
-Как изменилась экосистема? (Присваивающее хозяйство было природной экосистемой. Производящее хозяйство стало искусственной экосистемой, в которой главный потребитель – человек)
-В чем особенность круговорота веществ в искусственной экосистеме? (Круговорот незамкнутый. Человек берет из природы полезные вещества, а возвращает вредные вещества.)
2) Вторая причина. Изменилась форма ведения хозяйства, что породило опасные последствия. Остается все меньше веществ, нужных человеку, а накапливается все больше ненужных, вредных, ядовитых
Экологические последствия
-Какую опасность несет нашей планете загрязнение окружающей среды?
(6 слайд « Последствия – экономические бедствия»)
- Стали происходить экологические катастрофы. Огромные территории теперь непригодны для жизни
- Многочисленные заболевания, гибель людей, животных, растений
Вывод: «Человек и природа взаимосвязаны. Если природа в опасности, значит, в опасности и человек»
б) Что делать? Как жить, чтобы сохранить природу?
-Какой тип хозяйства необходим человеку сегодня? (Экологическое хозяйство, при котором круговорот веществ опять станет замкнутым)
-Что необходимо для этого сделать?
(7,8,9 слайды « Как жить, чтобы сохранить природу?»)
- Ограничить изъятие природных богатств (использовать безотходное использование веществ)
- Найти замену невозобновимым ресурсам (использовать силу ветра, воды, солнечную энергию…)
- Сохранять разнообразие обитателей планеты (организовать заповедные зоны)
- Научиться ( повторно) использовать природные богатства (макулатура, металлолом, стекло)
- Остановить загрязнение природной среды (убирать мусор, очищать сточные воды)
Вывод: «В природу возвращать только то, что она в состоянии принять»
Сравниваем свой вывод с авторским.«Сделаем вывод» с.113
Вывод: «Бесконтрольное могущество человека – самая большая угроза в современном мире. Чтобы ее избежать, нужно перейти к экологическому типу хозяйства»
6. Первичное закрепление.
Применяем новые знания
1) Работа с тетрадью с. 62 №1.2, 2(работа в парах)
- Подготовьте свои предложения, как можно помочь природе (выступления детей)
(10,11,12 слайды «Что может сделать каждый из нас?»)
- Сберегая продукты, мы бережем плодородие земли и труд людей
- Починив подтекающий кран, мы бережем чистую воду
- Выключая свет, мы экономим горючее и оберегаем воздух от загрязнения
- Покупая товары со знаком вторичной переработки, мы сохраняем природные богатства
- Оберегая растения, мы сохраняем чистый воздух
- Замечая ошибки в природопользовании, мы сможем исправить их в будущем
- Изучая природу, мы будем знать, как ее беречь
2) Работа в тетради по рейтинговой накопительной системе (работа в парах)
а) Знакомство с технологией оценивания по технологической карте
б) Три уровня сложности заданий. Самостоятельный выбор задания. Общее задание для пары
в) Выполнение задания. Проверка
г) Оценивание. Запись результатов в технологической карте. Подсчет баллов
1 уровень -10 баллов
2 уровень -20 баллов
3 уровень -30 баллов
д) Перевод баллов в оценку
30 – 40 баллов – «3»
50 – 70 баллов – «4»
80 – 90 баллов – «5»
7. Домашнее задание. Инструктаж учителя
Дети самостоятельно выбирают задание
1 уровень – 10 баллов №3
2 уровень – 20 баллов №4
3 уровень – 30 баллов «Синквейн»(1имя существительное – природа,2имени прилагательных по выбору,3глагола, отношение к теме, повтор сути понятия)
Образец:
1. Природа 2. Живая и неживая 3. Разрушают, спасти, беречь
4.Основа жизни всего человечества
5. Земля – матушка
8. Рефлексия
«Ладошка»
Большой палец (мне важно, интересно…)
Указательный палец (я получил конкретные рекомендации…)
Средний палец (трудно, не понравилось…)
Безымянный палец (настроение у меня…)
Мизинец (для меня недостаточно…)
9.Домашнее задание
Учебник с.110-113
Тетрадь с.63 №1.3
Приложение
Технологическая карта по рейтинговой накопительной системе оценивания
№ | Задания | Балл | Отметка о выполне-нии |
1.1 | Каких звеньев не хватает в искусственных экосистемах, созданных человеком? Впиши слова: производители, растительноядные потребители, хищные потребители, разрушители. Поле - …………………………………………………………... Ферма - …………………………………………………………. Рыбное хозяйство - ……………………………………………. | 10 | |
1.2 | Подчеркни, какая из ролей в искусственных экосистемах, по-твоему, будет важнее в будущем: производитель, разрушитель, потребитель. | 10 | |
2.1 | Как ты думаешь, будет ли число людей на Земле расти? …………………………………………………………………. …………………………………………………………………. | 20 | |
2.2 | Как изменилась природа за время существования человека? Стало меньше - ………………………………………………… Стало больше - ………………………………………………… | 20 | |
3.1 | Почему во многих крупных городах мира в безветренную погоду людям не хватает кислорода? …………………………………………………………………. …………………………………………………………………. | 30 | |
3.2 | Предложи свой способ помочь природе. ………………………………………………………………….. …………………………………………………………………. | 30 | |
Итого |
Опорные схемы
Причина 1) Рост численности населения 2) Производящее хозяйство – незамкнутая экосистема | Следствие Загрязнение природы Природа в опасности! |
Экологические катастрофы | Многочисленные заболевания | Живая природа на грани исчезновения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по теме "Природа России" (окружающий мир, 4класс, "Школа России")
Тест по теме "Природа России" не только проверит знания по изученной теме, но и познакомит детей с красивым уголком России-Горным Алтаем.Из пазлов складывается картинка с видами природы Ре...
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме: «Как сберечь природу России».
Конспект урока...
Презентация по окружающему миру "Как сберечь природу России" (4 класс)
Презентация к уроку по окружающему миру 4 класс...
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе. ТЕМА: «Как сберечь природу России»
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе. ТЕМА: «Как сберечь природу России»....
Как сберечь природу России
Заботиться об охране окружающей среды на уровне общественных институтов. Контролировать работу атомных станций, не допускать разлива нефти в моря и океаны, строить мусороперерабатывающие зав...
Презентация "Как сберечь природу России"
Презентация к урокам окружающего мира 4 класс....