Рабочая программа Окружающий мир 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)

Брындина Наталья Григорьевна

Рабочая программа Окружающий мир 3 класс 2018-2019уч. год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr.mir_.docx87.06 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.        

Рабочая программа составлена на основании следующих документов:        

-Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования, утвержденным приказом МинОбрнауки России 06.10.2009 № 373 (в ред. Приказов МинОбрнауки России от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011№2357, от 18.12.2012 №1060, от 29.12.2014 № 1643.

-Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г №1/15, в ред. протокола № 3/15 от 28.10.2015);

- Учебный план МБОУ Старо-Онохойская ООШ на 2018-2019 год         

Программа рассчитана на обучение окружающему миру учащихся 3 класса МБОУ Старо-Онохойская ООШ на 2 часа в неделю и 68 часов за год.

Национально-региональный компонент реализуется при устных ответах на темы Родины. Внеурочная деятельность составляет 4% от общего числа часов.

Цель обучения:

 формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Задачи обучения:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Планируемые результаты

1) находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;

2) осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;

3) находить на карте страны — соседи России и их столицы;

4) определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;

5) осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;

6) различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;

7) различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;

8) проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;

9) исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;

10) классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам; особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;

  • соблюдать правила безопасного поведения в природе;
  • понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
  • находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
  • осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
  • находить на карте страны — соседи России и их столицы;
  • определять  и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
  • осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
  • различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
  • различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
  • проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
  • исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
  • классифицировать объекты живой природы
  • пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
  • обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
  • приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
  • использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
  • устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
  • использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
  • оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
  • вырабатывать правильную осанку;
  • выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
  • понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
  • правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
  • соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
  • понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
  • соблюдать правила безопасного поведения в природе;
  • понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
  • раскрывать роль экономики в нашей жизни;
  • осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения  к природным богатствам;
  • различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
  • понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
  • объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
  • понимать, как ведётся хозяйство семьи;
  • обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
  • рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
  • приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
  • использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.

  • понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
  • сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
  • планировать свои действия в течение урока;
  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
  • соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
  • контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
  • выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
  • использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
  • анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
  • сравнивать объекты по различным признакам;
  • осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и  пр.;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
  • моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).

 включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;

  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
  • проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); 
  • готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
  • составлять рассказ на заданную тему;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.
  • овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
  • проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
  • формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
  • целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе,  между природой и человеком, между разными странами и народами;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
  • формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
  • внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
  • осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
  • эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;
  • этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
  • способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных  ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
  • мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.

Требования к уровню подготовки учащихся

В ходе изучения раздела  «Человек и природа» ученик научится:

  • узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
  • проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
  • использовать естественнонаучные тексты с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
  • использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
  • использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
  • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
  • определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
  • понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения;
  • использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
  • пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
  • выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

В ходе изучения раздела «Человек и общество» ученик научится:

  • различать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его главный город;
  • различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
  • используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

3класскник получит возможность научиться:

  • осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
  • ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;
  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения с взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
  • определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

В результате изучения раздела «Правил безопасной жизни» ученик научится:

  • осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни; 
  • оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;
  • соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах;
  • соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;
  • объяснять безопасные правила обращения с электричеством, газом, водой;
  • составлять и выполнять режим дня.

3класскник получит возможность научиться:

  • сохранять здоровье своего организма, его внутренних органов и органов чувств;
  • следовать правилам здорового образа жизни;
  • соблюдать правила противопожарной безопасности;
  • оказывать первую помощь при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог).

УМК:

  • Окружающий мир. 3 класс. Учебник в 2-х ч. / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2012.
  • 2. Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь в 2-х ч. / Плеша-ков А.А. – М.: Просвещение, 2012.
  • 3. Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 3 класс (Диск CD-ROM), автор А.А. Плешаков.
  • 4. Окружающий мир. Тесты. 3 класс / Плешаков А.А., Гара Н.И., Назарова З.Д. – М.: Просвещение, 2012.
  • 5. От земли до неба: Атлас-определитель для начальной школы / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2012.

Тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Сроки проведения

уроки

экскурсии

практические

работы

1

Как устроен мир

6

5

1

2

Эта удивительная природа

18

10

2

6

3

Мы и наше здоровье

10

8

2

4

Наша безопасность

7

6

1

5

Чему учит экономика

12

9

3

6

Путешествие по городам и странам

15

15

Итого

68

53

4

11

5

Страницы истории Отечества

20

19

1

6

Современная Россия

9

9

Итого

68

45

4

19

                                              СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Человек и природа

        Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

        Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

        Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли.         Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

        Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.

        Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

        Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

        Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

        Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

        Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

        Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

        Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

        Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

        Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.

        Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

        Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).

        Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

        Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

        Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.

        Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Человек и общество

        Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.

        Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

        Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

        Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.

        Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

        Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.

        Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

        Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.

        Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

        Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.

        Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.

        Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

        Россия на карте, государственная граница России.

        Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

        Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.

        Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

        Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

        История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

        Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.

Правила безопасной жизни

        Ценность здоровья и здорового образа жизни.

        Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена.         Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

        Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.

Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека. 

  Тематическое планирование

Раздел

Тема урока

Кол-во

часов

Кал-ые

сроки

Фак-ие

сроки

1

Как устроен мир

Природа.

1

2

Человек.

Стартовая диагностика.

1

3

Проект «Богатства, отданные людям».

1

4

Общество.

1

5

Что такое экология.

1

6

Природа в опасности!

1

7

Эта удивительная природа

Тела, вещества, частицы. 

Практическая работа № 1 «Тела, вещества, частицы».

1

8

Разнообразие веществ. 

Практическая работа № 2 «Обнаружение крахмала в продуктах питания».

1

9

Воздух и его охрана. 

Практическая работа № 3 «Свойства воздуха».

1

10

Вода.

Практическая работа № 4 «Свойства воды».

1

11

Превращения и круговорот воды.

Практическая работа № 5  «Круговорот воды в природе».

1

12

Берегите воду!

1

13

Как разрушаются камни.

1

14

Что такое почва.

Практическая работа № 6 «Состав почвы».

1

15

Разнообразие растений.

1

16

Солнце, растения и мы с вами.

1

17

Размножение и развитие растений.

Практическая работа № 7 «Размножение и развитие растений».

1

18

Охрана растений.

Проверочная работа.

1

19

Разнообразие животных.

1

20

Кто есть кто? Проект «Разнообразие природы родного края».

1

21

Размножение и развитие животных.

1

22

Охрана животных.

1

23

В царстве грибов.

1

24

Великий круговорот жизни. 

Тест №1.

1

25

Мы и наше здоровье

Организм человека.

1

26

Органы чувств.

1

27

Надёжная защита организма. 

Практическая работа № 8  «Знакомство с внешним строением кожи».

1

28

Опора тела и движение.

1

29

Наше питание. Проект «Школа кулинаров».

1

30

Дыхание и кровообращение.

Практическая работа № 9 «Подсчет ударов пульса».

1

31

Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие.

Промежуточная диагностическая работа.

1

32

Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров».

1

33

Умей предупреждать болезни.

1

34

Здоровый образ жизни.

1

35

Наша безопасность

Огонь,

вода и газ.

1

36

Чтобы путь был счастливым.

Тест № 2.

1

37

Дорожные знаки.

Тест № 3.

1

38

Проект «Кто нас защищает».

1

39

Опасные места.

1

40

Природа и наша безопасность.

Проверочная работа.

1

41

Экологическая безопасность.

Практическая работа № 10 «Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды».

1

42

Чему учит экономика

Для чего нужна экономика.

1

43

Природные богатства и труд людей – основа экономики.

1

44

Полезные ископаемые.

Практическая работа № 11 «Полезные ископаемые».

1

45

Растениеводство

Практическая работа № 12 «Знакомство с культурными растениями».

1

46

Животноводство.

1

47

Какая бывает промышленность.

1

48

Проект «Экономика родного края».

1

49

Что такое деньги.

Практическая работа № 12 «Знакомство с различными монетами».

1

50

Государственный бюджет.

1

51

Семейный бюджет.

1

52

Экономика и экология.

Тест № 4.

1

53

Экономика и экология.

1

54

Путешествие по городам и странам

Золотое кольцо России.

1

55

Золотое кольцо России.

1

56

Золотое кольцо России.

1

57

Проект «Музей путешествий».

1

58

Наши ближайшие соседи.

1

59

На севере Европы.

1

60

Что такое Бенилюкс.

1

61

В центре Европы.

1

62

По Франции и Великобритании (Франция).

1

63

По Франции и Великобритании (Великобритания).

1

64

На юге Европы.

1

65

По знаменитым местам мира.

Тест № 5.

1

66

Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. 

Итоговая диагностическая работа.

1

67

Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий».

1

68

Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий».

1

  1. Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 3 класс / Н.Ю. Васильева.- М.: ВАКО, 2015. – 384 с.
  2. Плешаков А.А., Белянкова Н.М., Соловьева А.Е. Окружающий мир. Методические рекомендации. 3 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А.А. Плешаков, Н.М. Белянкова, А.Е. Соловьева. – М.: Просвещение, 2015. -63 с.

Учебные пособия для обучающихся

Плешаков А.А.  Окружающий мир. Учебник для 3 класса начальной школы. 2 части / А.А.Плешаков. – М.: Просвещение, 2012  -143 с.

  1. Плешаков А.А.  Окружающий мир. Рабочая тетрадь №1, 2  для 3 класса начальной школы / А.А.Плешаков.  –М.: Просвещение, 2013 – 99 с.
  2. Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие для обучающихся образовательных учреждений / А.А. Плешаков.  - М.: Просвещение, 2010
  3. Плешаков А.А. Зелёные страницы.  Книга для обучающихся начальных классов / А.А. Плешаков.  - М.: Просвещение, 2010.
  4. Плешаков А.А, Румянцев А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: пособие для обучающихся образовательных учреждений  / А.А. Плешаков, А.А.Румянцев. - М.: Просвещение, 2010.

Тест №1 по теме

«Как устроен мир?»

Учащийся ………………………………………………………………………………………………

1.Подчеркни названия природных объектов:

Ромашка, линейка, плитка, машина, горы, шкаф, глина, птица, облака,  

     тетрадь, дерево, дом.

2.К неживой природе относятся:

 Человек, животные, растения, грибы, микробы;

 Солнце, Земля, воздух, вода, человек и всё то, что сделано его руками;

 Солнце, небо, облака, Земля, камни, вода, дождь, снег.

3.К живой природе относятся:

 Человек, животные, растения, грибы, микробы;

 Солнце, Земля, воздух, вода, человек и всё то, что сделано его руками;

 Солнце, небо, облака, Земля, камни, вода, дождь, снег.

4.Живые существа отличаются от предметов неживой природы тем, что:

 они дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают;

 они разговаривают, бегают и прыгают, смеются и плачут, растут,

     умирают;

 они передвигаются, растут, изменяют окружающую природу,

    умирают.

5.Животные – это:

 звери, насекомые, змеи, растения, грибы, микробы;

 птицы, звери, рыбы, ящерицы, черепахи, черви;

 птицы, звери, человек, насекомые, растения, грибы.

6.Из-за чего на Земле становится меньше лесов?

 из-за пожаров и стихийных бедствий;

 из-за изменения климата на Земле;

 из-за строительства городов, дорог, возделывания полей.

12.К внутреннему миру человека относятся:

 мечты, рост, возраст, характер, вес;

 знания, настроение, характер, мысли, мечты;

 руки, глаза, причёска, возраст, настроение.

13.Соедини линиями понятия и соответствующие им определения:

способность думать                                                                   воображение                                                                

способность хранить информацию                                             мышление

способность представлять себе то, чего нет                             восприятие

способность получать информацию об окружающем                  память

14.Любое государство имеет:

 свою территорию, государственные границы, государственный язык,

     столицу;

 свою территорию, совместное хозяйство, национальные традиции,

     государственный язык, свою территорию;

 государственные границы, национальные традиции,

     язык, свою территорию.

 15.Подчеркни то, что составляет окружающую среду для сосны:

Воздух, цапля, солнце, почва, кенгуру, лесная мышь, рыбы, чайка, дятел., вода.

7.Какой воздух и какая вода необходимы для жизни растений, животных и человека?

 прозрачные;

 бесцветные;

 чистые.

8.От чего загрязняется вода в реках и озёрах?

 от использования воды в быту;

 от использования воды в производстве;

 от слива сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм.

9.Что люди делают для спасения живой природы?

 создают заповедники, ботанические сады;

 создают бульвары и скверы;

 создают фермы, пасеки и птицефермы.

10.Что такое заповедники?

 заповедники – это участки земли, где вся природа находится под

     строгой охраной;

 заповедники – это участки земли, где выращивают редкие растения со

     всего мира;

  заповедники – это участки земли, где обитает большое разнообразие

     зверей, птиц и насекомых.

11.Подчеркни лишнее в каждом столбике:

дуб                              подосиновик                          комар

ёжик                           опята                                        крот

земляника                 олень                                        кит  

берёза                        боровик                                   кедр

16.Соедини линиями действия людей и соответствующие им результаты:

вырубка лесов ради древесины;

загрязнение воздуха;

истребление животных ради меха;

загрязнение водоёмов;

слив сточных вод;

исчезновение некоторых видов животных;

выбросы дыма от заводов

и фабрик.

17. Сведения о редких растениях и животных занесены:

 в Почётную книгу;

 в Красную книгу

     уменьшение количества

     лесов

Тест № 2 по теме

«Эта удивительная природа»

Учащийся ………………………………………………………………………………………………

1.Что называют телом?

 всё то, что сделано руками человека;

 любой предмет, любое живое существо;

 любое растение, насекомое, птицу или животное.

2.В какой строчке указаны только тела?

 кастрюля, сковорода, чайник, кран, вода;

 парта, доска, стол, стул, лампа;

 карандаш, ручка, чернила, пенал, сахар.

3.В какой строчке указаны только вещества?

 алюминий, железо, медь;

 алюминиевая кастрюля, железная кочерга, медный таз;

 кусок сахара, капля росы, кристалл соли.

4.В какой строчке указаны только газообразные вещества?

 вода, крахмал, соль, перец;

 кефир, ряженка, хлор, фтор;

 азот, кислород, углекислый газ.

5.В каких телах промежутки между частицами наибольшие?

 в твёрдых;

 в жидких;

 в газообразных.

6.Какие вещества входят в состав воздуха?

 водород, медь, цинк;

 кислород, азот, углекислый газ;

 хлор, фтор, йод.

7.Какой газ, входящий в состав воздуха, необходим для дыхания?

 азот;

 кислород;                                             углекислый газ.

13. К какой природе можно отнести почву?

 к живой;

 к неживой;                

 неживая и живая природа в почве соединяются.

14. Из чего состоит почва?

 из микробов,  корней растений, различных животных, обитающих в

     почве;

 из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей;

 из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а так же микробов,

     корней растений и различных животных, обитающих в почве.

15. Что растения получают из почвы?

 перегной, песок, глину;

 воздух, воду, соли;

 остатки растений и животных.

16. Что влияет на плодородие почвы?

 наличие в почве перегноя;

 наличие в почве воды;

 наличие в почве песка и глины.

17. Благодаря чему перегной превращается в соли, необходимые для питания растений?

 благодаря животным, обитающим в почве;

 благодаря воде и воздуху, содержащимся в почве;

 благодаря микробам, живущим в почве.

18. Как называется наука о растениях?

 ботаника;

 зоология;

 астрономия.

19. Подчеркните названия хвойных растений одной чертой, цветковых – двумя чертами:

Яблоня, ель, смородина, сосна, одуванчик, можжевельник.

8.Какими свойствами обладает воздух?

 голубого цвета, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет

     запаха;

 прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при

     охлаждении сжимается, плохо проводит тепло;

   с ветром по воздуху проносится пыль, запах зависит от окружающих

       предметов, при резком изменении границы тепла и холода

      образуются ветры.

9. За счёт чего зимой могут лопаться водопроводные трубы?

 вода, превращаясь в лёд, расширяется;

 вода, превращаясь в лёд, сжимается;

 повреждение водопроводных труб с наличием в них воды не связано.

10. Вы вымыли пол в классе. Почему через некоторое время он стал

      сухим?

 вода с поверхности пола испарилась;

 вода впиталась в поверхность пола;

 вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по

    классу.

11. Какие представители живой природы ускоряют разрушение скал?

 животные;

 растения;

 грибы и микробы.

12. За счёт чего в скалах и в камнях образуются трещины?

 за счёт нагревания скал и камней в тёплые солнечные дни;

 за счёт остывания скал и камней по ночам;

 за счёт неравномерного расширения и сжатия скал, камней.

20. Какие условия требуются растению, чтобы образовать сахар и крахмал?

 наличие  воды и углекислого газа;

 наличие почвы и воздуха;

 наличие света, воды и углекислого газа.

21. Как называется наука о животных?

 ботаника;

 зоология;

 астрономия.

22. Какое важное вещество образуется в листе вместе с питательными веществами?

 азот;

 углекислый газ;

 кислород.

23. Какие из указанных животных относятся к растительноядным?

 коровы, бегемоты, жирафы;

 волки, лисы, кабаны;

 лоси, тюлени, киты.

24. Какое из указанных животных относится к рыбам?

 дельфин;

 бегемот;

 карп.

25. Кто рождает живых детёнышей и выкармливает их молоком?

 звери;

 птицы;

 рыбы.

Тест № 3 по теме

«Мы и наше здоровье»

Учащийся ………………………………………………………………………………………….

   

1.Зачем нужно знать свой организм?

Чтобы сохранять и укреплять здоровье;

Чтобы мыслить, говорить, трудиться;

Чтобы умело использовать свои возможности.

2.Как называется наука, изучающая строение тела человека?

Физиология;

Зоология;

Анатомия.

3.Организм человека состоит из органов. В какой строчке указаны только органы человека?

Глаза, лёгкие, желудок, кожа;

Сердце, головной мозг, почки;

Печень, селезёнка, уши, желчь.

4.Сколько органов чувств вы знаете?

7;

6;

5.

5.Без какого органа невозможно было бы видеть, слышать, ощущать запахи и вкус?

Без кишечника;

Без головного мозга;

Без селезёнки.

6.В какой строчке указаны слова, описывающие здорового человека?

Сутулый, крепкий, неуклюжий, высокий;

Горбатый, бледный, хилый, низкий;

Стройный, сильный, ловкий, статный.

13.Для чего человеку нужна пища?

С пищей человек получает питательные вещества;

С пищей человек получает необходимый для жизни кислород;

С пищей человек получает воду и витамины.

14.Где начинается пищеварение?

Во рту;

В желудке;

В кишечнике.

15.Благодаря чему частицы питательных веществ разносятся по всему телу?

Благодаря крови;

Благодаря нервным волокнам;

Благодаря мышцам.

16.Какое вещество воздуха нужно органам тела для работы?

Кислород;

Углекислый газ;

Азот.

17. В каком органе происходит газообмен между воздухом и кровью?

В носу;

В бронхах;

В лёгких.

18.Через какие органы происходит удаление из организма углекислого газа и вредных веществ?

Через печень, кишечник, мочевой пузырь;

Через кожу, почки, лёгкие;

Через сердце, желудок, желчный пузырь.

7.Соедини линиями органы и их функции:

глаза                                                    орган осязания

уши                                                      орган вкуса

нос                                                       орган зрения

кожа                                                    орган обоняния

язык                                                     орган слуха

8.Какую роль играет жир, который выделяет кожа?

Делает кожу мягкой и упругой;

Делает кожу крепкой и сильной;

Делает кожу ловкой и стройной.

9.Какие предметы ухода за кожей указаны правильно?

Зубная щётка, зубная паста, жевательная резинка;

Мочалка, мыло, полотенце, крем;

Гуталин, обувная щётка, клей.

10.Какова роль скелета человека?

Защищает внутренние органы от повреждений;

Сокращаясь и расслабляясь, приводит в движение мышцы;

Является опорой тела.

11.Какой орган расположен внутри черепа?

Почки;

Головной мозг;

Селезёнка.

12.От чего зависит осанка человека?

От скелета и мышц;

От связок и сухожилий;

От хрящей и костей.

19.Для образования почвы требуется:

Несколько дней;

Несколько лет;

Тысячи лет.

20.Подземная часть гриба называется:

Грибовница;

Грибница;

Грибок.

Тест № 4 по теме

За Ι полугодие

1.Что называют телом?

 Всё то, что сделано руками человека, называется телом.

Любой предмет, любое живое существо называется телом.

2.В какой строчке указаны только тела?

 Кастрюля, вода, сахар, дерево, мышь.

 Парта, рябина, тигр, камень, ручка.

3. В каких телах промежутки между частицами наибольшие?

 в твёрдых.

в жидких.

в газообразных.

4. Какие вещества входят в состав воздуха?

водород, медь, цинк.

кислород, азот, углекислый газ.

хлор, втор, йод.

5.Лёд и снег - это вода…

в твёрдом состоянии.

в жидком состоянии.

в газообразном состоянии.

6.Что происходит с водой при нагревании?

вода сжимается при нагревании.

вода расширяется при нагревании.

7. За счёт чего зимой могут лопаться водопроводные трубы?

 вода, превращаясь в лёд, расширяется.

 вода, превращаясь в лёд, сжимается.

8.Что растения получают из почвы?

 перегной, песок, глину.

 воздух, воду, соли.

остатки растений и животных. 

16. Где выращивают редкие растения, привезённые со всего мира?

 в парках.

 в скверах.

 в ботанических садах

17. Какие животные занесены в Красную книгу?

 тигр, морж, фламинго, орёл-беркут.

корова, лошадь, гусь, петух

18.Какие из животных уже спасены?

 белка, заяц, кабан.

бобр, соболь, куница.

 лось, лиса, волк.

19. Из каких частей состоит гриб.

 ножка, шляпка, грибница.

стебель, шляпка, корешок.

20. Редкие растения запрещено собирать. Под особой защитой они находятся…

 в заповедниках

 на приусадебных участках.

 в парках и скверах.

9. Как называется наука о растениях?

 ботаника.

 зоология.

 астрономия.

10. Какие условия требуются растению, чтобы образовать сахар и крахмал?

наличие воды и углекислого газа.

 наличие почвы и воздуха.

 наличие света, воды и углекислого газа.

11. Какая из цепей питания указана правильно?

 сосна – дятел – жук-короед.

 слизни – капуста – жаба.

 рожь – мышь – змеи – орлы.

12. Какое животное не относится к рыбам?

 щука

 окунь

дельфин

13. Какое слово пропущено; икринка - …. -   взрослая рыба?

 личинка

 малёк

 головастик

14. В какое время года охота и рыбная ловля бывают запрещены?

весной.

 осенью.

зимой.

15. Какое слово пропущено: яйцо – личинка - …- бабочка?

 куколка.

 птенец.

икринка.

Тест № 5 по теме

«Наша безопасность»

Учащийся ………………………………………………………………………………………..

1.Соедини стрелочками номера телефонов и названия срочных служб.

01                                         газовая служба

03                                         пожарная охрана

04                                         скорая помощь

2.Что необходимо сделать, прежде всего, если в доме неожиданно начался пожар, который вы не можете потушить самостоятельно?

Убежать;

Закричать, позвать на помощь;

Вызвать пожарников по телефону 01.

3.Если в подъезде дым, что нужно сделать?

Выйти и посмотреть, где и что горит;

Закрыть дверь и заткнуть щели мокрыми тряпками;

Не обращать внимания – ведь горит не в твоей квартире.

4.В квартире прорвало трубу. Что нужно сделать, прежде всего?

Оставить всё как есть до прихода родителей – это дело взрослых;

Завернуть специальный вентиль и позвонить родителям;

Выйти из квартиры.

5.Что нужно сразу сделать, если почувствуешь в квартире запах газа?

Открыть окно;

Сразу из квартиры позвонить в газовую службу по телефону 04;

Зажечь спичку.

6.Переходя улицу, необходимо быть:

Сильным, смелым, стройным;

Собранным, внимательным, осторожным;

Умным, красивым, радостным.

13.Если застрял в лифте, нужно:

Нажать кнопку «Вызов»;

Плакать и кричать;

Попытаться выбраться из кабины самостоятельно.

14.Небезопасно гулять в одиночку с наступлением темноты, потому что:

Будет скучно;

Не будет видно дороги;

Может подстерегать преступник.

15.Чтобы уберечься от ударов молний, нельзя:

Прятаться под высокие деревья, особенно отдельно стоящие;

Прятаться в зарослях кустарника;

Покидать открытое место.

16.Ядовитый гриб:

Белена;

Бледная поганка;

Дурман.

17.Чтобы защитить себя от загрязнённого воздуха:

Не стойте возле автомобиля с работающим двигателем;

Стойте возле людей, которые курят;

Ходите по главным улицам города с большим движением транспорта.

7.С какого возраста детям можно ездить на велосипеде по автомобильным дорогам?

С 14 лет;

С 10 лет;

С 18 лет.

8.Как выглядят запрещающие знаки?

Знак в виде красного треугольника;

Знак в виде красного круга;

Знак в виде синего круга.

9.Какое из утверждений верное?

Все дорожные знаки важны – без них невозможно безопасное

    движение на дорогах;

Самые важные знаки – знаки сервиса, ведь всегда необходимо знать,

    где находится автозаправочная станция или больница;

Самые важные дорожные знаки – предупреждающие, так как они

    всегда предупредят водителя о любой опасности.

10.Чтобы уберечься от дыма, нужно:

Дышать через мокрое полотенце;

Спрятаться в шкаф;

Спрятаться под кровать.

11.Какие правила должен соблюдать пешеход?

Ходить только по тротуарам, переходить дорогу в положенном месте;

Ходить по тротуарам и быстро перебегать дорогу;

Ждать транспорт на остановке близко от проезжей части.

12.Какие правила должен соблюдать пассажир?

Садиться в автомобиль со стороны проезжей части;

Разговаривать с водителем только во время движения;

Не высовывать в окно руку и тем более голову.

Тест № 6 по теме

«Чему учит экономика?»

Учащийся ………………………………………………………………………………………….

1.Люди, какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

Врачи;

Геологи;

Строители.

2.Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

Песок, глина;

Гранит, торф;

Каменный уголь, поваренная соль.

3.Какие из полезных ископаемых служат топливом?

Оловянная и медные руды;

Каменный уголь, природный газ;

Графит, сера.

4.Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

Мрамор, гранит;

Природный газ, нефть;

Золото.

5.Зачем мы собираем металлолом?

Сохраняем запасы руды;

Очищаем территорию от мусора;

Участвуем в соревновании между классами.

6.Укажите строчку, в которой правильно указаны основные отрасли растениеводства:

Полеводство, овцеводство, кактусоводство;

Полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство;

Полеводство, овощеводство, оленеводство.

13.Для корма домашним животным заготавливают:

Картофель, зерно, тимофеевку;

Арбузы, дыни, тыкву;

Василёк, подснежник, гиацинт.

14.Что такое бартер?

Процесс купли-продажи товара;

Прямой обмен одних товаров на другие;

Один из видов дохода.

15.Что использовалось раньше в качестве денег?

Телевизоры и чайники;

Морские раковины, шкурки пушных зверей;

Рисунки на бумаге.

16.Из чего складывается бюджет?

Из зарплаты и стипендии;

Из денег;

Из доходов и расходов.

17.Из чего складываются доходы государственного бюджета?

Из заработной платы граждан;

Из доходов предприятий и фирм;

Из налогов граждан и предприятий.

18.Что такое гонорар?

Бюджет;

Доход;

Расход

19.Выигрыш по лотерейному билету – это:

Доход;

Расход;

Не доход и не расход, так как не может быть запланирован.

7.Укажите строчку, в которой правильно указаны главные зерновые культуры:

Картофель, подсолнечник, лён, земляника;

Кабачок, патиссон, огурец, капуста;

Овёс, рожь, ячмень, пшеница.

8.Укажи строчку, в которой правильно указаны плодовые культуры:

Капуста, картофель, лён, овёс;

Лук, чеснок, перец, апельсин;

Яблоня, груша, черешня, малина.

9.Какие вы знаете сельскохозяйственные профессии?

Ткач, газосварщик, геолог;

Комбайнёр, овощевод, хлопкороб;

Инженер, механик, докер.

10.Что даёт животноводство людям?

Мясо, шерсть, пух, кожу;

Фрукты, овощи, злаковые культуры;

Хлопок, лён, кормовые травы.

11.Домашние сельскохозяйственные животные – это:

Млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые;

Звери, птицы, земноводные, рыбы;

Птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы.

12.Домашние птицы – это:

Фазаны, куропатки, страусы;

Павлины, орлы, беркуты;

Индейки, куры, гуси.

20.Вещи и предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности, называются:

Услуги;

Товары;

Экономика.

21.Всё, что сделано руками человека, называется:

Труд;

Природные богатства;

Капитал.

22.Отрасль промышленности металлургия обеспечивает экономику:

Машинами и механизмами;

Электроэнергией;

Выплавкой стали.

23.Авторское вознаграждение – это:

Зарплата;

Налог;

Гонорар.

24.Наука экология помогает:

Делать экономику более безопасной для людей и природы;

Подсчитать экологический ущерб.

Тест № 7 по теме « Путешествие по странам».

Учащийся ………………………………………………………………………………………….

1.Отметь Скандинавские страны.

 Норвегия            

 Франция              

 Швеция              

 Дания

2.Какое название пропущено в одной из пар?

Финляндия — Хельсинки                          Осло

Швеция - ...........................                          Рейкьявик

Дания — Копенгаген                                    Стокгольм

3.В какой стране установлен памятник Г.Х. Андерсену?

в Швеции                

в Финляндии        

в Дании

4.Какие из этих стран составляют Бенилюкс?

 Люксембург            

Германия              

Италия                

Нидерланды

 Бельгия                  

Франция

5.Как называется столица Бельгии?

 Амстердам  

Стокгольм              

 Брюссель                

Люксембург

6.Символом какой страны стали тюльпаны?

Бельгии                Нидерланды                Люксембург    

 Финляндия

13.Символом какой страны стал Тадж-Махал?

Египта                      

Индии                        

США                      

Австралии

14.Из чего построен Тадж-Махал?

из дерева              

 из бетона              

 из мрамора

7.Какой город является столицей Германии?

Кёльн            

 Берлин              

 Берн                   

 Бремен

8.В какой стране установлен памятник И. Штраусу?

В Германии                    

 в Австрии      

в Швейцарии 

9.Отметь только то, что имеет отношение к Франции.

Париж          

 Лондон              

Сена          

Темза                    

 Лувр

10.Что НЕ является достопримечательностью Лондона?

Биг-Бен                        

Эйфелева башня                        

Тауэрский мост        

Букингемский дворец

11.Отметь только то, что имеет отношение к Греции?

Афины        

Рим            

Парфенон              

Колизей                

Корфу

12.В каком ряду названы только города Италии?

Рим, Афины, Венеция                    

 Рим, Родос, Крит

Рим, Венеция, Пиза

15.В какой стране построен театр крыша которого в виде парусов?

 в Бельгии            

 в Италии          

 в Великобритании          

 в Австралии

16.Египетские пирамиды — это гробницы:

 богатых людей              

 королей              

фараонов

17.Символом какой страны стала статуя Свободы?

 Франции              

 Германии                    

 США                  

 Дании

  

Тест № 8 по теме

«Что мы узнали и чему научились за год?»

Учащийся …………………………………………………………………………………………………..

1.Если в квартире возник пожар, необходимо:

Звонить по телефону 01;

Звонить по телефону 04;

Ждать, когда он сам погаснет.

2.Дорожные знаки в виде круга с красной каймой:

Предупреждающие;

Предписывающие;

Запрещающие.

3.Какой газ необходим для дыхания?

Азот;

Кислород;

Углекислый газ.

4.Сведения о редких растениях и животных занесены:

В Почётную книгу;

В Красную книгу.

5.Какая из цепей питания указана правильно?

Дерево  🡪  дятел  🡪  жук-короед;

Гусеница   🡪    растение 🡪     птица;

Рожь  🡪     мышь   🡪   змея   🡪    орёл.

6.Шахты строят для добычи:

Каменного угля;

Нефти;

Глины.

7.Для разведения рыб служит:

Ферма;

Прудовое хозяйство;

Пасека.

8.Тепловая электростанция сокращённо называется:

АЭС;

ГЭС;

ТЭС.

9.Деньги, которые выплачивают рабочим на предприятиях, - это:

Стипендия;

Зарплата;

Пенсия.

10.Ярослав Мудрый основал город:

Ярославль;

Кострому;

Сергиев Посад.

11.Морскую границу с нашей страной имеют:

Норвегия и Исландия;

Монголия и Северная Корея;

США и Япония.

12.Эйфеливая башня, Версаль, собор Парижской Богоматери находятся:

 В Италии;

 Во Франции;

 В Великобритании. 




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" Окружающий мир Кавылина Надежда Васильевна

Степень обучения: начальная школа 2 класс.Количество часов: 68 часов в год по 2 часа в неделю.Уровень базовый. Срок реализации 2013-2014 учебный год.Учитель: Кавылина Надежда ВасильевнаПрограмма ...

Рабочая программа окружающий мир1 класс УМК Школа 21 века

Рабочая программа окружающий мир1 класс УМК Школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Окружающий мир» А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая Окружающий мир 3 класс. Учебник в 2 частях. М. Просвещение,2018

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации ...

Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)

Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...

Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа Окружающий мир 2 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 2 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа Окружающий мир 3 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 3 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....