Вода в природе. Свойства воды.
учебно-методический материал по окружающему миру (3 класс)
Цели урока:
– закрепить знания о свойствах полезных ископаемых;
– познакомить с тремя состояниями воды и её свойствами;
– развивать бережное отношение к водным богатствам нашей планеты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voda_v_prirode._svoystva_vody.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе.
Учитель: Полякова Н.В.
ГБОУ «СОШ №691» г. Санкт-Петербург
Тема: "Вода в природе. Свойства воды."
Цели урока:
– закрепить знания о свойствах полезных ископаемых;
– познакомить с тремя состояниями воды и её свойствами;
– развивать бережное отношение к водным богатствам нашей планеты.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
1.1. Фронтальный опрос.
– Какую тему изучали на предыдущих занятиях?
– Что называем полезными ископаемыми?
– Из ряда перечисленных на доске предметов назвать только полезные ископаемые.
– На какие группы можно разделить все полезные ископаемые? (твердые, жидкие, газообразные). Приведите примеры.
1.2. Индивидуальная работа по карточкам – тестам. Учитель читает каждое задание, а ученики дописывают ответ или обводят верный из данных.
1. Допишите предложение. Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности и используют в хозяйстве, называют _____________________________. | |||
2. Какое полезное ископаемое имеет такие свойства: прочный, тяжелый, состоит из отдельных зерен серого и темного цвета? Обведи правильный ответ. | |||
А) уголь | Б) торф | В) гранит | Г) мрамор |
3. Каким общим свойством обладают торф, нефть, каменный уголь, газ? Обведи верный ответ. | |||
А) цвет | Б) прочность | В) горючесть | Г) блеск |
4. Какое полезное ископаемое имеет свойства: плотный, тяжелее воды, белого или серого цвета, под действием кислоты вскипает? Обведи правильный ответ. | |||
А) гранит | Б) глина | В) известняк | Г) железная руда |
5. Какое полезное ископаемое имеет свойства: твердый, хрупкий, черный, блестит на солнце, тяжелее воды? Обведи правильный ответ. | |||
А) мрамор | Б) торф | В) каменный уголь | Г) гранит |
По окончании работы физкультминутка.
2. Постановка цели урока.
Без многих полезных ископаемых нам трудно обойтись. Но есть одно богатство, без которого вообще невозможно обойтись. Что это за богатство, мы узнаем из загадки.
- “Что в гору не выкатить,
В решете не унести
И в руках не удержать?” (Вода). - Почему в “гору не выкатить”? (Течет сверху вниз)
- Почему в “решете не унести”? (Сквозь дырочки вытечет)
- А в “руках не удержать” почему же? (Выльется)
Сегодня на уроке мы поговорим о воде. Тема нашего занятия – “Вода в природе”. (Тему учитель записывает на доске, а дети в тетрадях).
3. Объяснение нового материала.
3.1. Роль воды в жизни человека, растений и животных.
Ребята, какую роль вода играет в жизни человека? Зачем и почему она необходима? Как человек использует воду? (Умывается, пьёт, готовит еду, моет посуду, полы, стирает, купается, в отопительных системах и т.д.).
Кровь человека состоит на 98% из воды, мышцы человека – на 70% из воды и вообще организм человека, мозг, ткани тела больше, чем наполовину состоят из воды. Недостаток воды для человека опаснее, чем голодание: без пищи человек может прожить больше одного месяца, а без воды – всего лишь несколько дней. Человек в сутки потребляет от 3 до 6 литров воды (в зависимости от климата).
Вода необходима и животным, и растениям. Все растения “пьют” воду и получают необходимые вещества для роста и развития. Вода содержится в корне, листьях, стволе, коре дерева.
Например, чтобы вырастить 1 кг картофеля, необходимо 300 л воды.
Без воды растения увядают и могут погибнуть. И животным для жизни так же необходима вода. Например, упитанная собака без пищи может прожить 100 дней, а без воды – менее 10 дней.
Какой же вывод мы можем сделать?
Вывод: Вода нужна для питания и охлаждения всем растениям, животным, людям. Без воды не будет жизни.
3.2. Сколько воды на планете Земля?
Как вы думаете, можно ли воду назвать полезным ископаемым? Докажите? (Находится под землей, на земле, используется в хозяйстве).
Вода – это жидкое полезное ископаемое, минерал.
Перед вами глобус – модель Земли. На нем такие же условные обозначения, как и на карте. Вспомните, что обозначает синий и голубой цвета? (Воду). Зеленый и коричневый? (Равнины и горы).
На глобусе – это материки или суша. Раскручиваю глобус вокруг оси. Какой цвет преобладает? (синий). Что из этого следует?
На Земле большую часть занимают водные пространства (океаны).
На доске плакат с диаграммой.
Три четверти Земного шара занято водой.
3.3. Бережное отношение к воде.
Воды на Земле много, но вот чистой воды становится все меньше. Это не потому, что запасы воды истощаются. А почему? Над водой нависла угроза загрязнения. Кто её загрязняет?
Заводы, фабрики, ГЭС потребляют большое количество воды и одновременно загрязняют её различными продуктами отходов. Со сточными (использованными) водами предприятий в реки и озера попадают различные ядовитые вещества. В воде гибнет жизнь, рыбы, растения, животные. Загнивающие воды отравляют воздух, становятся источником тяжелых заболеваний. Река “болеет”, ее воды не могут быть использованы человеком.
Воду надо беречь! Заботясь о чистоте вод, мы заботимся о своем здоровье, красоте окружающей природы. В нашей стране принят ряд законов, направленных на защиту вод. За их исполнением следят органы государственной власти, экологи.
А как вы, ребята, можете позаботиться о чистоте водоемов? (Не бросать банки, бутылки, другой мусор. Экономно расходовать воду).
Можно показать плакаты, рисунки, призывающие экономить воду.
“Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан”.
“Экономно воду лей, дорожить водой умей”.
3.4. Вода в природе.
Ребята, где в природе вы встречали воду? (Реки, озера, моря, родники, колодцы, лужи, роса, дождь, туман, облака, лед, снег, град, иней).
Верно. Все это холодная вода в природе. А вот интересно, существует ли такая горячая вода в природе, чтобы она нагревалась сама, без помощи человека? (рассказ детей о гейзерах, фотография гейзера).
Гейзеры – уникальное явление природы.
3.5. Три состояния воды.
Вот вы сказали, что облако (туман), роса, снег – это вода. Но чем – то она непохожа в росе, снеге, тумане. Чем непохожа? (Облако, туман – это пар (вода в виде пара), роса – вода в жидком виде, снег – вода в твердом виде, кристаллы).
Какое же вещество вода: жидкость, твердая или пар?
Вывод. Вода – особый минерал, т. к. она одновременно может находиться в трех состояниях.
На доске и в тетрадях рисуется схема.
Приведите примеры, где в домашних условиях можно увидеть воду в виде жидкости (из крана), в виде пара (варим еду – пар), в твердом виде (в холодильнике)?
Интересно, может ли вода перейти из жидкого состояния в парообразное? (Да).
При каких условиях это произойдет быстрее? (Ее надо нагреть).
А из жидкого в твердое? (Охладить).
А наоборот из твердого в жидкое? (Надо нагреть, ведь лед и снег тают в тепле).
А из твердого состояния перейти в пар? (Да)
Приведите примеры. (Зимой сушит мама бельё на балконе. Оно сразу замерзает, т. е. жидкая вода становится льдом, но все – таки оно высыхает (почти), следовательно, твердая вода может переходить в пар.)
Может ли пар снова стать жидкостью или перейти в твердое состояние? (Да, если охладить. Облака, капли в ванной на потолке, град).
Вывод: Вода – чудесный минерал. Он может быть сразу в трех состояниях и переходить из одного в два другие. Другого такого полезного ископаемого нет!
3.6. Свойства воды.
Рассмотрим свойства воды и определим, какими свойствами она обладает.
Проведем опыты.
Опыт № 1. Что произойдет с водой, если я капну ее на стекло? (Растечется)
Вода не держит форму. Перелью воду из банки в стакан. Какую форму приняла вода? (Форму стакана).
Вывод: Вода не имеет формы и приобретает форму того сосуда, в который она наливается.
Какое свойство воды позволяло нам переливать ее из банки в стакан? (Текучесть).
Опыт № 2. Два стакана – с молоком, с водой, ложка. Что можно сказать о цвете молока? (Белое) А воды? (бесцветная) Ложку погружаем в стакан с водой. Ложку видим со всех сторон.
Вывод: Следовательно, вода прозрачная.
Опыт № 3. Беру сахар, соль. Что из них является полезным ископаемым? (Соль) Почему не сахар? (Изготавливается людьми). Сахар и соль по ложке кладу в стаканы с водой, перемешиваю. Что произошло с солью и сахаром? (Растаяли) Почему? (Вода их растворила)
Вывод: Вода – универсальный растворитель. Она растворила полностью соль и сахар и осталась прозрачной.
Опыт № 4. Если мы понюхаем простую воду, то какой у нее запах? А вкус?
Вывод: Вода без запаха и без вкуса.
Какая вода покажется вкуснее дождевая, водопроводная или родниковая? Почему? Вы же сказали, что вода не имеет вкуса.
Дождевая вода не имеет нужных организму солей, поэтому кажется невкусной. Водопроводная вода плохо очищена, нужны фильтры – средства для очистки воды. Родниковая – растворяет минералы под землей, проходит сквозь песок (природный фильтр), но перед употреблением лучше кипятить.
От чего же зависит вкус воды?
Рассказ ученика о вкусе воды.
Чем отличается минеральная вода от обычной?
Рассказ ученика о минеральной воде.
В сказках часто говорится о живой и мертвой воде. Скорее всего эти сказки родились из жизни. Неужели на самом деле есть вода, обладающая живительной, лечебной силой?
Рассказ о лечебных водах.
Можно ли воду назвать чудом природы?
4. Подведение итогов урока.
Где в природе встречается вода?
О каких свойствах воды вы узнали?
Какое свойство воды вы используете, когда стираете белье?
Когда пьете воду?
Когда умываетесь? Когда поливаете цветы?
5. Домашнее задание.
Выполнить задания по этой теме в тетради «Проверь себя».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 3 классе "Вода и её свойства. Вода в природе".
Урок окружающего мира с творческим названием « Вода и её свойства. Вода в природе» (экспериментальная лаборатория) создан в качестве урока новой темы при прохождении программного материа...
Конспект урока окружающего мира «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды»
Конспект урока окружающего мира 3 класс УМК "Перспектива"...
Урок окружающего мира "Вода в природе. Свойства воды".
Урок окружающего мира по учебнику А.А.Плешакова с описанием опытов, проведённых для объяснения свойств воды....
Круговорот воды в природе. Значение воды в жизни человека.
Цель урока:формирование у детей представления о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе,формировать бережное отношение к ресурсам водынаблюдение за учащимися с помощью методики критического ...
Конспект урока «Вода в природе. Круговорот воды в природе».
Конспект разработан в сооответствии с требованиями ФГОС...
Презентация «Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря». Круговорот воды в природе»
Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира...
Проект на тему Вода - удивительное вещество. Свойства воды
Проект на тему Вода - удивительное вещество. Свойства воды...