Профессия археолог
план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс)
Предварительный просмотр:
Внеклассное занятие в 1 классе
Учитель: Провоторова О.А.
Тема занятия: «Искатели древностей».
Цель занятия: познакомить детей с профессией археолога.
Задачи:
- расширить знания детей о профессии археолога;
- развитие познавательного интереса;
- развитие коммуникативных способностей;
- воспитание трудолюбия, настойчивости, умения работать в группе.
1. -Чтобы узнать, о чём пойдёт речь на нашем занятии, надо по первой букве картинки составить слово и прочитать его. (ПРОФЕССИЯ)
- Да, речь пойдёт о профессиях. Вы знаете уже много профессий. О некоторых мы говорили на занятиях, с некоторыми вы познакомились в городе Мастеров, где мастерами были ваши родители. Знаете, какими качествами должны обладать люди разных профессий. А сможете ли вы угадать, представителю какой профессии необходимы вот эти предметы? (на слайдах изображения инструментов, дети называют профессию).
- парикмахер
- повар
- маляр
- программист
- Представителю какой профессии нужны для работы эти предметы? (кисть, совок, лопата, фотоаппарат, кирка, блокнот с карандашом)
- Может быть нам поможет загадка?
Под землей хранятся тайны,
Всех эпох и всех веков.
Но, конечно, кто-то смелый,
Их раскрыть всегда готов.
Чей этот меч, а чей этот клык?
Кто ответить сможет вмиг?
Ни биолог, ни зоолог,
А, конечно, … (АРХЕОЛОГ) (вывешивается табличка)
2. Определение темы и целей занятия.
- Итак, о ком сегодня пойдет речь? (Об археологах)
Тему занятия мы определили.
Какие цели поставим перед собой? (Узнать, кто такой археолог, чем он занимается, его орудия труда, какими качествами обладает)
Может быть, кто-то из вас знает, кто такой археолог? (ответы детей)
3. Рассказ учителя об археологе.
Люди на земле живут очень давно. А как они жили в прошлом: триста, пятьсот, тысячу лет тому назад? Интересно, правда? Прошлое всегда интересовало человечество. Благодаря работе археологов мы и узнаём, как жили люди в древние времена, потому что археологи - это учёные, которые занимаются изучением прошлого человечества по найденным вещам, предметам.
- А где археологи находят старинные предметы? (В земле)
Большинство старинных предметов и вещей находятся под землей. За тысячи лет толстый слой земли, песка и пыли надёжно спрятал вещи древних людей и их жилища и найти их очень непросто.
- Как вы думаете, с чего археолог начинает поиск?
Сначала учёные-археологи изучают исторические материалы (документы, книги о том времени, которое его интересует),
затем определяют места, где в далёкие времена жили люди, и лишь потом производят раскопки в земле.
- А что такое раскопки?
Работа археолога очень трудна и кропотлива. Сначала с помощью лопаты раскапывают слои земли, затем используют скребки, ножи, щётки, чтобы удалить землю вокруг предмета. А потом кисточкой обметают найденный предмет. Им приходится работать очень медленно и осторожно.
- Почему медленно и осторожно?
Старинные предметы стали хрупкими и любое неосторожное движение может их разрушить.
Прежде, чем прикоснуться к находке, археологи фотографируют её или зарисовывают, точно определяют и описывают её положение и решают, как сохранить найденное.
- Теперь понятно, зачем археологу фотоаппарат и блокнот?
Закончив раскопки, археолог продолжает исследования в лаборатории. Он изучает форму каждой найденной вещи, устанавливает ее назначение, определяет материал, из которого она сделана. Но иногда археологи находят только осколки предметов.
И тогда им приходится собирать их по частям.
Благодаря находкам археологов мы знаем:
- из какой посуды ели наши далёкие предки;
- чем украшали свои дома;
- какие были орудия труда и оружие у охотников;
- какие украшения носили женщины;
- как выглядели древние города.
4. Практическая часть («Раскопки»)
- Правда, интересная профессия – археолог? Я предлагаю всем на некоторое время стать археологами – искателями древностей и прямо сейчас отправиться на раскопки.
- Но сначала вспомним, какие инструменты нужны археологу для раскопок.
Мы будем производить раскопки вот здесь. (Ящики с песком) Осторожно при помощи совочков и кисточек попробуем найти предметы старины. А вдруг нам повезёт? Свои находки складывайте на подносы.
5. Беседа о находках (что это за предмет, для чего был нужен, кому).
- Нам повезло, что многие предметы сохранились целыми и невредимыми.
6. Групповая работа
Осколков на подносах тоже много. Давайте попробуем сложить их. Интересно, что получится? (Дети складывают пазлы за столами и группы ребят на доске магнитные пазлы лубочной картинки и горшка)
- Для чего эти предметы были нужны древним людям?
- Это панно, наверное, украшало чей-то дом. А это горшок. В нём варили кашу для всей семьи. Он так и назывался – кашник.
7. Выступление директора музея Аврамиди Ирины Николаевны.
А где же хранятся найденные древние предметы? (В археологических музеях)
Если археологов называют искателями древностей, то музейных работников называют хранителями древностей. Почему?
Сегодня у нас в гостях хранитель древностей, директор краеведческого музея Ирина Николаевна. Давайте послушаем и посмотрим, что же хранят в нашем музее.
8. Расшифровка текста.
- Много сведений о нашем прошлом археологи узнают из древних рукописей. Текст рукописей написан на языке, на котором давно уже никто не говорит. Поэтому археологам приходится заниматься расшифровкой этих текстов. Представьте, что сохранился лишь обрывок старинного письма, написанного на давно исчезнувшем языке. Алфавит этого древнего языка учёные частично восстановили. Но и этого вам вполне хватит, чтобы расшифровать текст письма. Что же там написано? (Дети в группах расшифровывают записи)
Люби дело – мастером будешь.
Труд умелые руки любит.
- Что это за записи? (Пословицы о труде)
- Труд ценили во все времена.
- К представителям какой профессии подходят пословицы?
-Как понимаете смысл пословиц?
Итог. - Вы сегодня тоже хорошо потрудились и узнали много нового. С какой профессией познакомились?
- Чем занимается археолог?
- Какими качествами должен обладать археолог? (выбирают из предложенных только нужные таблички и вывешивают на доску).
2. Аккуратность.
3. Выдержка.
4. Терпение.
5. Ответственность.
6. Пунктуальность.
7. Целеустремленность.
8. Увлечённость.
9. Любовь к истории.
10. Хорошая память на даты, имена и события.
11. Выносливость.
- Возможно, кто-то из вас в будущем захочет стать археологом, ведь ещё очень много тайн и загадок древних народов не открыто, и эти тайны ждут вас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории. Археология. 3 класс
Что такое археология? ...
Утренник "Я пошёл в археологи. чтобы стать поэтом."
Цель утренника: 1. Познакомить детей с творчеством В.Берестова 2. развивать творчес...
Профессия - археолог
Рассказ о профессии археолога. Для 2 класса УМК "Гармония"...
"Археология - наука лопаты" (презентация)
Презентация по истории для 3 класса....
Презентация "Памятники археологии Байкальского региона"
Презентация рассказывает о археологических памятниках Байкальского региона....
Введение в Археологию. Часть 1. Археология - "наука лопаты".
Курс археологии для начальной школы....
Технологическая карта урока по окружающему миру "Путешествуем с археологами. Профессия археолог" (4 класс, УМК "Перспектива")
Тип урока: "открытия" нового знанияЦель урока: формирование умения обучающихся об археологии как наука и профессииЗадачи урока Дидактические1. Познакомить обучающихся с понятием врхеоло...