Урок окружающего мира во 2 классе на тему: "Растения"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Урок окружающего мира во 2 классе
Программа «Начальная школа XXI века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой
Учебник «Окружающий мир», авторы Н. Ф. Виноградова, Г.С Калинова
Учитель: Балашова В. В.
Тема: Растения - живые существа (организмы)
Тип урока: комбинированный.
Цель: формировать представление о жизни растений и о роли каждого его органа.
Задачи:
1) Ознакомить учащихся со способом питания зеленых растений, способностью менять места обитания, показать взаимосвязь солнечной энергии, зеленых растений
и живых организмов Земли.
2) Развивать познавательную активность детей, речь, логическое мышление
учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
3) Воспитывать доброе и бережное отношение к природе, воспитание
позитивного эмоционально – ценностного отношения к окружающему
миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по окружающему миру | 32.9 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ№2
Урок окружающего мира во 2 классе
Программа «Начальная школа XXI века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой
Учебник «Окружающий мир», авторы Н. Ф. Виноградова, Г.С Калинова
Учитель: Балашова В. В.
Тема: Растения - живые существа (организмы)
Тип урока: комбинированный.
Цель: формировать представление о жизни растений и о роли каждого его органа.
Задачи:
1) Ознакомить учащихся со способом питания зеленых растений, способностью менять места обитания, показать взаимосвязь солнечной энергии, зеленых растений
и живых организмов Земли.
2) Развивать познавательную активность детей, речь, логическое мышление
учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
3) Воспитывать доброе и бережное отношение к природе, воспитание
позитивного эмоционально – ценностного отношения к окружающему
миру.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД.
Познавательные УУД: формировать умения самостоятельно
формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.
Коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать, формировать умение договариваться,
находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта.
Личностные УУД: развивать нравственную отзывчивость.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Формируемые УУД |
Организационный Момент. Цель – настроить учащихся на работу. Целе- полагание и мотивация Цель – мотивировать учащихся к учебной деятельности. | - Доброе утро, ребята! Я очень рада встрече с вами. Надеюсь, что наш урок принесет нам радость общения друг с другом. Нам радостно, нам весело! Смеемся мы с утра! Но вот пришло мгновение, серьезным быть пора.
- Мы начинаем урок окружающего мира. Слайд №1. - Я желаю вам хорошо потрудиться на уроке. Рано утром солнышко поднимает вас, вы бежите в школу, где ждет вас дружный класс. Над вами уж осенняя шелестит листва. Поведать мне о растениях Вам пришла пора. | Эмоциональный настрой. Работа с маской настроения. Дети внимательно слушают стихотворение. | Регулятивные УУД Ком- муникативные УУД Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Создание ситуации успеха, доверия. |
Проверка домашнего задания. Цель – проверить знания учащихся по теме «Разнообразие растений». Актуализация опорных знаний. Цель – актуализировать знания о видах растений. «Открытие» новых знаний детьми. Цель – организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется роль и значение всех органов растения. Практическая работа. Опыт. Проблемный вопрос.
Цель – выявить необходимость растений для людей и живо тных. | - Дома, ребята, вы читали рассказ о разнообразии растений. - Угадайте группы растений. * Это – жители воды.. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только в микроскоп. Слайд №2. -А я узнал, что водоросли – это группа низших растений, содержащих хлорофилл. Они не имеют корней, стеблей, листьев, цветков. Водоросли обитают в воде. Они поглощают из воды углекислый газ и выделяют кислород, которым дышат живые организмы. Морские водоросли имеют бурый и красный цвет. Из них добывают йод, уголь, смолу, ацетон. Морскую капусту и морской салат употребляют в пищу. Морские водоросли прикрепляются ко дну водоёма корнеобразными выростами – ризоидами и тянутся на десятки километров, образуя подводные луга и леса. *Они растут во влажных местах. Они имеют стебель и ллиллистья, но у них не бывает корней, цветков листья и не имеют плодов с семенами. Слайд №3 -А я узнал, что мхи - самые маленькие растения нашей планеты. Многие из них не выше нескольких миллиметров. Мхи в лесу обычно сразу не заметишь, трава для них, как для нас деревья. Живут они не в одиночку, а скучено, образуя коврики, подушечки. Так легче переносить холод и жару, легче сопротивляться вытаптыванию: и звери, и люди ходят по мхам, а мхи не исчезают. Устроены они несложно: у них нет корней, не бывает цветков и плодов. Есть стебли и листья. Мхи очень выносливы. Часто селятся во влажных местах. Не имея корней, они всем своим телом поглощают дождевые капли, снег, росу. Если присмотреться к мхам, то можно заметить, что над зелёными веточками поднимаются тонкие коричневые стебельки, на верхушках которых сидят маленькие коробочки. В них созревают споры, которые заменяют мхам семена. Существует несколько видов мхов. Мох сфагнум в переводе с греческого обозначает губка. Он может впитывать в себя много воды, больше, чем вата. Поэтому во время войны его использовали при перевязке ран. Кроме того им конопатили избы, а особенно бани. Слайд №4. * Их можно узнать по красивым листьям, похожим на большие перья. У них есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает. -А я узнал, что папоротник в переводе означает «трава, перистая как птичье крыло». Когда-то в давние времена папоротники были основными растениями нашей планеты. Это были могучие деревья. Они росли на болотах. Целых 65 млн. лет продолжалось царствование папоротников. Но климат изменился, стало суше – папоротники стали вымирать. Многие виды папоротников исчезли, но некоторые выжили и стали скрываться от жарких солнечных лучей в тени деревьев. Отвары из его листьев заживляют раны, уменьшают боль. Слайд №5 * Эти растения наиболее разнообразны. У них есть цветки и плоды. Они имеют все другие части: корни, стебли и листья. Слайд №6 * У этой группы растений не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых созревают семена. Слайд №7.
1.У хвойных растений нет листьев, а есть хвоинки. 2.У лиственницы листья всю зиму зеленые. 3.Ранней весной можно увидеть, как цветут хвойные растения.
- Проверим ответы. Слайд №8. 1. У хвойных растений нет листьев, а есть хвоинки. 2. У лиственницы листья опадают осенью. 3. Ранней весной нельзя увидеть, как цветут хвойные растения. - Молодцы! Хорошо справились с работой! Слайд №9. - Ребята, внимательно Посмотрите на эту запись и отгадайте тему урока РжАиСвТыЕеНсИуЯщества. -Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?
- Сегодня на уроке мы поговорим о том, почему растения относят к живым организмам и попробуем понять какое значение имеет каждый его орган. Так почему же растения относят к живым организмам? Ведь на первый взгляд они неподвижны, не издают звуков и не общаются с нами. Мы не видим как онидышат, питаются. И хотя растения очень разнообразны, у них есть много общего. Рубрика «Обсудим вместе» с. 68 - Продолжим урок после небольшой разминки. (физминутка) Слайд №10. - Мы немного отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Звучит фонозапись леса. - Дети под музыку выполняют упражнения - (вращение Солнца, движение лучей). Слайд №11 Рассмотрим схему «Части растений». Групповая работа. Задания для каждой группы. 1 группа готовит рассказ о корне с.68 1.Что такое корень? 2.Роль корня. 3.Значение корня для растения. 4.Растения – корнеплоды. 2 группа- о листьях с.70 1.Что такое лист? 2.Части листьев. 3.Виды листьев. 4.Роль листьев для растений. 3 группа- о стебле. С.73 1.Что такое стебель? 2.Роль стебля для растений. 3.Различие стеблей деревьев и травянистых растений. (Рисунок) 4 группа 1.Что такое цветок? 2.Проанализируйте информацию с.75.Назовите виды опыления. 3.Работа с гербарием. Назовите соцветия. -Пока вы готовились к отчёту, я поместила лист комнатного растения в стеклянную колбу. Горлышко колбы закрыла ватой. А теперь давайте посмотрим на стенки колбы. -Что вы там увидели? -Догадались, откуда там взялась вода? Вода, которая находилась в листе , испарилась и осела на стенках колбы крошечными капельками. Именно поэтому в жаркий день под кроной большого дерева всегда прохладно и приятно. - А как растения питаются? Поможет нам найти ответ на этот вопрос схема на интерактивной доске. Слайд №12 -Своими корнями растения всасывают из почвы воду с растворенными в ней минеральными солями. - Но как растения получают главные питательные вещества- сахар, крахмал? Ведь их в природе нет, а в растениях есть? В чем тайна? - Выяснилось, что листья растений - это удивительные «повара», которые из частиц воды и углекислого газа «готовят» пищу – сахар, крахмал. Но запомните: работает эта чудесная «кухня» только на свету. Дело в том, что солнечный свет несет энергию, без которой чудесная «кухня» остановилась бы. - Когда люди разгадали тайну питания растений, они поняли, что без растений не могут жить люди и животные. Как это доказать? Приведите примеры.
- Растения – живые существа, значит, они дышат и питаются. - Посмотрите на экран и сформулируйте правило. Слайд №13 Дышат растения так: из воздуха они поглощают (что?)…., при этом выделяют в воздух (что?)….
- Ученые сделали и другое открытие: в «зеленой» кухне вместе с питательными веществами образуется и кислород! Растения выделяют его в воздух.
- Продолжим предложение и сделаем вывод: - Если бы не было растений, то в воздухе не было бы …
| Учащиеся показывают карточку с верным ответом. Водоросли. Рассказ ученика. Мхи. Мхи. Рассказ ученика. Папоротники. Рассказывает ученик. Цветковые Хвойные растения. На интерактивной доске ученик исправляет ошибки.
Чтение исправленного текста. Оценивание ответа.
Высказывания детей. Вспоминают правила работы в группе. Отчёт групп. Капельки воды. Высказывания детей.
Дети рассматривают схему.
Углекислый газ кислород кислорода Индивидуальный рассказ ученика. - Ни одно животное, ни один человек не могут из воды и углекислого газа получить сахар и другие питательные вещества. Это делают только растения. А животные и человек едят растения и таким образом «добывают» для себя питательные вещества. Я понял, какое значение для людей и животных имеют растения.
| Регулятивные УУД. Познавательные УУД Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Самостоятельное формулирование познавательной цели.
Познавательные УУД Личностные УУД.
Познавательные УУД Анализ объектов с целью выделения признаков. Личностные УУД.
Сотрудничество с учителем. Высказывание своего мнения, обсуждение.
Познавательные УУД. Извлечение необходимой информации. Познавательные УУД Логические УУД Личностные УУД. Познавательные УУД |
Первичное закрепление. Цель – зафиксировать знания по теме «Дыхание растений» и «Питание растений». Включение в систему знаний и повторения.
Цель – закрепить знания по данной теме. Рефлексия.
Цель – оценить результаты собственной деятельности. Задание на дом.
Цель – выявить значимость и интерес по данной теме.
Подведение итогов. Цель – зафиксировать знания, полученные на уроке. | Наши полученные знания помогут нам в дальнейшей работе.
Слайд №14 - Сравним две схемы: «Дыхание растений» и «Питание растений». - Чем они отличаются?
Спасибо за правильные ответы! Они помогут вам выполнить следующее задание. Групповая работа. 1 группа . Наклеить в схему названия газов, которое растение поглощает и выделяет при дыхании. - 2 группа Подчеркнуть, какой описан процесс. - Растение поглощает воду, углекислый газ и получает из них сахар и крахмал. При этом в воздух выделяется кислород. -3 группа Соедини стрелками. Берёза Мак ветер Черёмуха насекомые Клён Яблоня -4 группа Приведите примеры растений, которые распространяются: животными__________ ветром______________ - Какой вывод о значении растений для планеты вы можете сделать? Слайд №.15 - Как приятно, когда ребята знают и берегут природу. Каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок – маленькая рана, нанесенная природе. А ведь природе сейчас очень трудно залечивать даже самые маленькие раны. - Давайте, ребята, будем настоящими друзьями природы! - Ребята, с каким настроением вы уходите с урока? - А кто с удовольствием продолжил бы урок? - Продолжите фразу: « Я теперь знаю, что…»
- А теперь нас ждет «Древо творчества»: по своему усмотрению прикрепите радостное или грустное солнышко. О плодах вы прочитаете самостоятельно с.74-78 и задание по выбору 1. Придумать фантастический рассказ о том, что случилось бы на Земле, если бы исчезли растения. 2. Составить схему, которая показывает, что дают растения животным и человеку. 3. Придумать загадки про растения. 4. Написать мини – сочинение на тему «Солнце и растения». -Я благодарю вас, ребята, за работу на уроке. Выставление отметок с комментированием.
- На память я хочу подарить вам открытку с изображением солнышка, которое вам улыбается. Пусть оно согревает и сопутствует вам всегда. - Урок окончен! - Спасибо всем! | - При дыхании растения поглощают кислород, а выделяют углекислый газ.
- При питании растения поглощают углекислый газ, а выделяют кислород.
Ответы детей.
- Необходимо бережно относиться ко всем растениям. - Все в природе взаимосвязано.
Чтение плаката. Выслушивание мнений об уроке.
Учащиеся прикрепляют к доске 2 вида солнышка (веселое, грустное).
Веселое -мне было весело и интересно на уроке. Грустное –мне было немного грустно на уроке. Дети выбирают интересное для него задание по желанию. Дети получают поздравительные открытки- солнышки и читают поздравление. | Познавательные УУД Общеучебные УУД Регулятивные УУД
Регулятивные УУД Личностные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Коммуникативные УУД Познавательные УУД Выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.
Личностные УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД Личностные УУД |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".
Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...
Урок окружающего мира 2 класс УМК ПНШ «Разнообразие животного мира»
Паспорт урока Тип урока – Урок изучения нового материалаФорма урока – групповая, индивидуальнаяВремя реализации занятия – 45 минутУчебно-методическое обеспечениеЧуракова Р.Г. УМК “Перспективная н...
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»
Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...
Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"
Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...
Урок окружающего мира (4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» Учебник Вахрушев А.А.
Урок помогает овладению картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть», «мораль»...
Технологическая карта урока ОМ в 3 классе по теме: "Растения весной. Раннецветущие растения".
Тип урока: первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний. Цель: дать представление о том, как изменяется жизнь растений с приходом весны....