ПК 4.4.
план-конспект урока
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmetnye_olimpiady.doc | 235.54 КБ |
zashchitnoe_slovo.odt | 40.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»
Кафедра
Хафизова Регина Рамилевна
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ ОЛИМПИАД ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Курсовая работа защищена с оценкой____________ « » декабря 2017 года | Специальность: 42.02.02 Учитель начальных классов. Курс 3, группа 36 Научный руководитель: Боева С.З., преподаватель МДК 01.05. Естествознание с методикой преподавания высшей квалификационной категории |
Челябинск, 2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 3 |
ГЛАВА I. ПРЕДМЕТНЫЕ ОЛИМПИАДЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД |
История развития предметных олимпиад Понятие «предметные олимпиады» | 5 7 |
Виды предметных олимпиад Школьные олимпиады по окружающему миру | 8 10 |
Развитие познавательных УУД при проведении предметных олимпиад по окружающему миру Выводы по I главе | 11 15 |
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ ОЛИМПИАД ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД | |
2.1. Особенности курса учебного предмета «Окружающий мир» учебно-методического комплекса «Школа России» | 16 |
2.2. Методика проведения олимпиад | 21 |
2.2.1. Порядок проведения олимпиад школьников | 25 |
2.3. Методика проведения олимпиад по окружающему миру | 30 |
Выводы по II главе | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. Проблема развития познавательной активности учащихся особенно актуальна в настоящее время. Сегодня, в период перехода к информационной культуре, отличающейся такими чертами, как интегрированный характер, гибкость, подвижность мышления, диалогичность, толерантность и теснейшая коммуникация на всех уровнях, перед образованием стоит задача – подготовить человека, соответствующего этой новой культуре.
В Концепции государственного стандарта общего образования сказано: «Развитие личности – смысл и цель современного образования… Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы». [15]. Важной целью образования в этих условиях становится подготовка учеников к решению проблемных ситуаций, к овладению деятельностью, направленной на развитие творческих способностей и познавательных интересов учащихся, учитывая их психологические способности. Поэтому существует необходимость в проведении различных конкурсов для учащихся, предметных олимпиад, конкурсов исследовательских и творческих работ по различным направлениям науки, техники, культуры, фестивали, научные конференции, главными целями которых являются: сохранение и развитие лучших традиций гуманитарного образования учащихся; повышение общей культуры учащихся; расширение культурного пространства; содействие повышению культурного уровня. Использование в работе с детьми интеллектуальных марафонов и предметных олимпиад создаёт атмосферу творческого поиска, повышает уровень знаний и познавательной активности учащихся. Участие в олимпиаде, на сегодняшний день, дает гораздо больше преимуществ, чем 20 лет назад. Если раньше талантливые дети отстаивали честь школы, то сегодня, выиграв олимпиаду, можно облегчить себе поступление в престижный вуз.
Олимпиады в начальной школе — это первая ступень к дальнейшему участию учащегося младшего школьника в конкурсах, предметных марафонах и олимпиадах более высокого уровня. Обучающиеся 1-й ступени образования — всегда самые активные участники учебного процесса, которые с энтузиазмом принимают участие в различных викторинах и конкурсах, публичных выступлениях и марафонах, в том числе и в предметных олимпиадах
На основе актуальности проблемы нами сформулирована тема исследования: «Развитие познавательных УУД у младших школьников через использование предметных олимпиад по окружающему миру в начальной школе».
Цель исследования: изучить методику применения предметных олимпиад по окружающему миру.
Задачи исследования:
На основе анализа теоретических источников уточнить понятие «универсальные учебные действия» и место познавательных учебных действий в курсе «Окружающий мир»
Изучить методы и формы проведения олимпиады по окружающему миру, способствующие формированию познавательных универсальных учебных действий.
Обобщить результаты теоретического исследования.
Разработать задание, демонстрирующий особенности формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на олимпиаде по окружающему миру.
Методы теоретического исследования:
Поиск тематической литературы;
Анализ;
Обобщение;
Систематизация материала.
ГЛАВА I. ГЛАВА I. ПРЕДМЕТНЫЕ ОЛИМПИАДЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД
История развития предметных олимпиад
История проведения предметных Олимпиад насчитывает не один десяток лет. В СССР история предметных олимпиад школьников восходит к 1934 году, когда в Ленинграде состоялась первая в мире математическая олимпиада.
Олимпиады возникли в Древней Греции в 776 году до н.э. Это были большие праздники, включающие в себя не только различные спортивные соревнования, но и конкурсы искусств. Они просуществовали до 394 г. н.э. Конкурсы по решению задач также исторически получили название олимпиада.
Одной из первых предметных олимпиад - прообраза современных массовых соревнований школьников - можно считать Этвешское соревнование в Венгрии в 1896 г., ставшее первой математической олимпиадой. [11].
Затем к олимпиадному движению подключились и такие предметы как физика в 1938 году и химия в 1939 году. Эти олимпиады проводились уже на школьном уровне и были предназначены для выявления одаренных детей.
Олимпиадное движение разрасталось с каждым годом все больше и больше, и в 1960 году была проведена самая большая математическая олимпиада, а в 1964 году был официально подписан приказ об утверждении государственной системы предметных олимпиад школьников. Это давало право любому школьному предмету на участие в олимпиаде, то есть уже после 1965 года стали появляться олимпиады по информатике, географии, биологии и литературе. Все олимпиады проходили в несколько уровней, сначала были городские олимпиады, затем республиканские и самый высокий уровень международные (Всесоюзные).
После распада Советского Союза исчезли Всесоюзные олимпиады, и появилось два основных направления, Всероссийская олимпиада, которую проводят сами школы под патронажем Минобрнауки в 2007 году проводятся по одним и тем же стандартам и требованиям. Всероссийская олимпиада проводиться по определенному перечню предметов, на сегодняшний день их более 20, и в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный. [11].
Со временем менялись и подходы к определению содержания образования в школе, а содержание образования, как известно, является социальным заказом общества государству. История олимпиадного движения отражает эволюцию подходов к определению содержания образования в школе, произошедшую в прошлом веке и существующую и в настоящее время:
- от образовательной парадигмы, включающей понимание содержания образования как педагогически адаптированных основ наук, с идеями приобщения школьников к науке и производству, а не к полноценной самостоятельной жизни в обществе: на это время, начиная с середины XX века, пришелся расцвет олимпиад по математике, физике, химии, астрономии. СССР бурно развивался в техническом отношении, покорял космос, и стране нужны были активные и талантливые инженеры, «технари»;
- через признание самоценным совокупности знаний, умений и навыков (ЗУН) (например, в 70-е года), которые должны были быть усвоены учениками, ориентированными на конструктивно-деятельностный подход в обучении. Олимпиады по математике, физике, химии становятся традиционными и удерживают лидирующие позиции. В стране происходит научно-техническая революция, ей нужны ученые в различных областях, и в том числе — естественнонаучной. В этот период к уже ставшим традиционными олимпиадам постепенно присоединяются олимпиады по биологии и географии;
- к современной педагогической парадигме, оценивающей образование через призму задач школы по развитию личности, которое основано на усвоении учащимися педагогически адаптированного социального опыта человечества, культуре во всей ее полноте. Современная школа, призвана дать ученику не только и не столько готовые знания и опыт осуществления деятельности по образцу, а, прежде всего, опыт деятельности творческой, опыт эмоционально-ценностных отношений личностного порядка. Поэтому в конце XX века в числе олимпиад появляется большое количество гуманитарных — олимпиады по литературе, русскому языку, истории, обществоведению, иностранным языкам, праву. [13].
Как ответ на резкое ухудшение состояния окружающей среды, вызванное бурным промышленным ростом прошлых лет, создается и становится популярной олимпиада по экологии.
Высокий уровень информационных технологий современного общества заложил основу создания и развития олимпиады по информатике.
В связи с переходом России на модель рыночной экономики возникают олимпиады по экономике и основам предпринимательской деятельности.
Появляются олимпиада по технологии и политехническая олимпиада школьников.
В 1999-2000 учебном году Министерство образования Российской Федерации впервые включило физическую культуру в перечень учебных предметов, по которым проводится Всероссийская олимпиада школьников. С 2009 года проводится олимпиада по ОБЖ.
Понятие «предметные олимпиады»
Как известно, основной формой обучения в образовательной организации является урок. В настоящее время актуальным стало проведение внеклассных занятий, внеурочных мероприятий, призванных систематизировать и углублять знания, формировать умения, совершенствовать навыки. Одной из форм внеклассной работы, способствующей воспитанию познавательной деятельности, является олимпиада по предметам, помогающая определить уровень подготовки обучающихся.
Олимпиада - конкурс в каком-либо роде деятельности, отрасли знаний.
Предметная олимпиада — состязание учащихся учреждений среднего общего, высшего или профессионального образования, требующее от участников демонстрации знаний и навыков в области одной или нескольких изучаемых дисциплин. [4, с. 218]. Предметная олимпиада – это форма интеллектуального соревнования учащихся учреждений среднего общего, высшего или профессионального образования, в определенной образовательной области, позволяющая выявить не только знания фактического материала, но и умение применять эти знания в новых нестандартных ситуациях, требующих творческого мышления. Предметные олимпиады проводятся для выявления одаренных и талантливых детей, развития познавательных интересов обучающихся.
Олимпиады нередко сопровождаются церемонией открытия (государственные — обязательно) и торжественным закрытием (часто с творческими представлениями) с подведением итогов и награждением лучших.
В России проводится значительное число предметных олимпиад как регионального, так и федерального (в том числе Всероссийская олимпиада школьников) уровня.
Основная цель школьных олимпиад — найти талантливых ребят, выявление и развитие творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности у обучающихся, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, распространение и популяризация научных знаний среди молодежи. [7, с. 73].
Предметные олимпиады школьников проходят практически во всех регионах России. Организаторами, как правило, являются крупные университеты и академии. Но за большинство олимпиад кроме вузов отвечают также общественные организации, средства массовой информации и органы местной власти. Участие в олимпиадах могут бесплатно принять все учащиеся.
Участие в предметных олимпиадах может выступить очень важным стимулом познавательной активности. Вполне возможно, что ребенок с удовольствием будет получать новые знания для того, чтобы занимать призовые места в рамках олимпиады для начальной школы. В таких случаях он станет более усидчивым, сможет во внеурочное время заниматься учебной деятельностью, посещать дополнительные занятия, факультативы.
Кроме того, ребенок станет более активным. Чаще всего дети, которые постоянно участвуют в олимпиадах и конкурсах, проявляют активность и в других сферах жизни. Они занимаются спортом, ведут общественную деятельность, занимают руководящие должности в активе класса.
Виды предметных олимпиад в начальной школе
Предметные олимпиады школьников проходят практически во всех регионах России. Основная цель школьных олимпиад — выявление талантливых ребят, развитие у них творческих способностей, формирование интереса к научно-исследовательской деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, распространение и популяризация научных знаний среди молодежи.
На сегодняшний день в России существует три вида интеллектуальных конкурсов, которые могут открыть серьезные перспективы для школьников. Первый вид олимпиад проводят высшие учебные заведения. Ежегодно больше десятка столичных вузов организуют соревнования, направленные на выявление одаренных школьников. Победители, как правило, имеют возможность обучаться в вузе за счет государственного, регионального или местного бюджетов на специальности, соответствующей выбранному предмету. [2, с. 142].
Второй вид олимпиад проводит Министерство образования и науки РФ – это всероссийская олимпиада школьников по 21 предмету. Данное интеллектуальное соревнование направлено на оценку уровня знаний по различным предметам среди школьников страны. Традиционно всероссийская олимпиада школьников проходит в несколько этапов: школьный, муниципальный, региональный, заключительный. Победа в заключительном этапе поощряется льготами при поступлении в государственные колледжи и вузы. Одним из таких типов являются олимпиады по окружающему миру, математике, информатике, физике, химии и биологии, русскому языку и литературе.
Третий тип интеллектуальных испытаний проводится под эгидой различных благотворительных фондов и организаций, призом за победу в которых является материальное вознаграждение.
Вузовские олимпиады. Многие высшие учебные заведения проводят у себя различные олимпиады школьников. Удачное выступление на олимпиадах некоторых вузов даёт льготы при поступлении.
Имеются массовые олимпиады, которые не организуются ни правительством страны, ни каким-либо конкретным учебным заведением. Примеры наиболее известных таких мероприятий: математический конкурс Кенгуру, Турнир городов, Турнир юных физиков, Международная олимпиада по основам наук и многие другие.
Так же популярное место занимают олимпиады по окружающему миру. Примером являются: «Птицы и насекомые», «Мир вокруг нас», «Я и окружающий мир», «Человек и природа» и т. д.
Олимпиады по окружающему миру
Задачи общего развития младших школьников решаются не только на уроках, но и во внеклассной работе. Формы организации такой работы различны. Среди них наиболее эффективные – олимпиады, интеллектуальные игры и КВН. Они способствуют решению таких учебно-познавательных задач как развитие у учащихся потребности в познании окружающего мира и его проблем, становление интереса к предметам естественно-научного цикла, формирование эмоционально-ценностного отношения к природе.
Для проведения олимпиады по любому школьному предмету создается оргкомитет и разрабатывается «Положение об олимпиаде»: определяются сроки, время и место проведения, руководство мероприятием, состав участников и судей, программа и условия олимпиады, способ оценки результатов, награждение победителей и пр. Разрабатываются задания, составляется точный график проведения олимпиады, организуется информационная работа в школе.
Олимпиада проходит по нескольким этапам. Классный тур – выявляются лучшие знатоки природы по всем начальным классам. Школьный тур – соревнуются в знаниях младшие школьники из разных школ. Областной тур – в нем участвуют лучшие знатоки из всех школ области. Всероссийский тур – конкурс знатоков со всей страны. Олимпиада может проходить в очной и заочной форме. Тематика олимпиад по окружающему миру может быть самой различной: «Удивительный мир животных», «Ориентирование на местности разными способами», «Природные зоны», «Экологические проблемы края» и пр.
Предпочтительны задания, не требующие объемных записей и рассуждений, так как для учащихся начальных классов будет не просто выполнить за относительно короткий срок такие виды действий, как чтение заданий, поиск путей его выполнения, письменное изложение с учетом требований к каллиграфии, орфографии, стилистике. Исходя из этого можно предложить задания: “Перечисли…”, “Нарисуй схему пути…”, “Определи по описанию…”, “Выбери правильный ответ…”, “Соедини линиями…”, “Зачеркни лишнее…”, “Закончи предложение…”, “Найди и исправь ошибки…” и т.п.
Целесообразно подбирать задания с использованием опытов. Отвечая на такие вопросы дети учатся рассуждать, доказывать, делать выводы.
Задания репродуктивного характера предполагают воспроизведение знаний и умений, полученных учащимися из таких источников как рассказ учителя, учебник, видеофильм, настенная картина и т.п. Подобные задания, используемые на природоведческих олимпиадах, должны быть направлены на выявление основополагающих, не второстепенных знаний учащихся и свидетельствовать о его начитанности, кругозоре, увлеченности, отражать содержание различных разделов курса.
Развитие познавательных УУД при проведении олимпиад по окружающему миру
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. [8, с. 12].
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
1) личностный;
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Познавательные универсальные действия включают:
общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
— поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
— структурирование знаний;
— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
— рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
— смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
— моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта пространственно- графическая или знаково-символическая);
— преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных);
— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
— выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
— подведение под понятие, выведение следствий;
— установление причинно-следственных связей;
— построение логической цепи рассуждений;
— доказательство;
— выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
— формулирование проблемы;
— самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Олимпиады по окружающему миру наиболее эффективны в развитии познавательных универсальных учебных действий.
Цель проведения олимпиады по окружающему миру среди учащихся начальных классов: развитие познавательного интереса к предмету, определение уровня знаний обучающихся и выявление обучающихся с высоким уровнем знаний.
Ожидаемые результаты при проведении олимпиады по окружающему миру:
1. Устойчивая положительная мотивация к изучению окружающего мира.
(Участие в конкурсах, олимпиадах, научной конференции для учащихся, конкурсах эссе и др.).
2. Приобретение познавательных универсальных учебных действий обучающихся на уроках окружающего мира и способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике (Через упражнения для поиска и обработки информации, умения сопоставлять, анализировать полученную информацию, высказывание оценочных суждений).
3. Разработка и использование эффективных методик, способствующих формированию познавательных универсальных учебных действий.
Приобретение познавательных универсальных учебных действий обучающихся на уроках окружающего мира и использование этих умений в ходе участия в олимпиаде является неотъемлемой частью олимпиады. [12].
Познавательные УУД, которые развиваются при проведении олимпиад по окружающему миру:
умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности, например планирование собственной деятельности по разработке приложения, владение технологией решения задач с помощью компьютера, компьютерным моделированием.
умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат - моделирование и формализация, численные методы решения задач, компьютерный эксперимент.
умение работать со справочной литературой, инструкциями.
умение оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне, творческий подход.
создание целостной картины мира на основе собственного опыта.
Выводы по I главе
Мы провели работу по теоретическому изучению предметных олимпиад.
В первом параграфе мы подробно рассмотрели историю возникновения и развития предметных олимпиад. Начиная от истоков их проведения и заканчивая на современном этапе.
Во втором параграфе нами были подробно изучено понятие «предметные олимпиады». Мы выяснили, что предметная олимпиада – это форма интеллектуального соревнования учащихся учреждений среднего общего, высшего или профессионального образования, в определенной образовательной области, позволяющая выявить не только знания фактического материала, но и умение применять эти знания в новых нестандартных ситуациях, требующих творческого мышления. Предметные олимпиады проводятся для выявления одаренных и талантливых детей, развития познавательных интересов обучающихся.
В третьем параграфе мы изучили основные виды предметных олимпиад. Было отмечено, что на сегодняшний день в России существует три вида интеллектуальных конкурсов, которые могут открыть серьезные перспективы для школьников.
В четвертом параграфе мы подробно рассмотрели особенности олимпиад по окружающему миру. И выяснили, что существуют три этапа проведения олимпиады: школьный, областной и всероссийский. Так же были рассмотрены предпочтительны задания, для учащихся начальных классов.
В пятом параграфе мы рассмотрели предметные олимпиады по окружающему миру, с точки зрения формирования и развития познавательных УУД. И выяснили, что главная цель проведения олимпиады по окружающему миру среди учащихся начальных классов: развитие познавательного интереса к предмету, определение уровня знаний обучающихся и выявление обучающихся с высоким уровнем знаний.
Глава II. Методика применения предметных олимпиад по окружающему миру как средство развития познавательных УУД
2.1. Особенности курса учебного предмета «Окружающий мир» учебно-методического комплекса «Школа России»
Программа «Школа России» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Изучение курса «Окружающий мир» в рамках программы в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Общая характеристика курса
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности.
Ценностные ориентиры содержания курса
1) Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
2) Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
3) Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
4) Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
5) Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
6) Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
7) Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
8) Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
9) Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Результаты изучения курса
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире [18].
Таким образом, в процессе обучения учитель знакомит ребенка с понятиями, научными объектами, но не создает условий для осмысления закономерностей их связывающих. Осмысление текстов, заданий; умение выделять главное, сравнивать, различать и обобщать, классифицировать, моделировать, проводить элементарный анализ, синтез, интерпретацию текста и др. – относится к познавательным УУД. Логические познавательные УУД формируются, когда учитель говорит: «Подумайте»; «Выполните задание»; «Проанализируйте»; «Сделайте вывод…».
2.2. Методика проведения олимпиад
Прикaз Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 4 апреля 2014 г. N 267 г. Москва "Об утверждении Порядка проведения олимпиад школьников"
Зарегистрирован в Минюсте РФ 17 июня 2014 г.
1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения олимпиад школьников.
2. Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:
от 22 октября 2007 г. N 285 "Об утверждении Порядка проведения олимпиад школьников" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 ноября 2007 г., регистрационный N 10496);
от 6 октября 2009 г. N 372 "Об утверждении критериев отнесения олимпиад к соответствующим уровням олимпиад школьников" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 октября 2009 г., регистрационный N 15133);
от 4 сентября 2008 г. N 255 "О внесении изменений в Порядок проведения олимпиад школьников, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 октября 2007 г. N 285" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 октября 2008 г., регистрационный N 12381);
от 20 марта 2009 г. N 92 "О внесении изменений в Порядок проведения олимпиад школьников, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 октября 2007 г. N 285" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 апреля 2009 г., регистрационный N 13837);
от 6 октября 2009 г. N 371 "О внесении изменений в Порядок проведения олимпиад школьников, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 октября 2007 г. N 285" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 ноября 2009 г., регистрационный N 15301);
от 30 апреля 2010 г. N 457 "Об утверждении образцов дипломов победителей и призеров Олимпиады школьников" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 мая 2010 г., регистрационный N 17247);
от 11 октября 2010 г. N 1006 "О внесении изменений в Порядок проведения олимпиад школьников, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 октября 2007 г. N 285" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 октября 2010 г., регистрационный N 18789). [1]
Министр Д. Ливанов
2.2.1. Порядок проведения олимпиад школьников
Главная цель проведения олимпиады - выявление талантливых и одаренных детей, создание условий для интеллектуального развития младших школьников.
Особенности проведения олимпиады
Олимпиада проводится по следующим общеобразовательным предметам: математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир.
Олимпиада проводятся по заданиям, составленным на основе примерных основных общеобразовательных программ начального общего образования (далее - олимпиадные задания).
Олимпиада включает школьный, муниципальный и региональный этапы.
Школьный этап олимпиады по окружающему миру и литературному чтению проводится по единым заданиям, разработанным муниципальными предметно-методическими комиссиями олимпиады. В школьном туре олимпиады имеет право принимать участие каждый обучающихся, вне зависимости от его успеваемости по предмету. Квоты на участие в школьном этапе олимпиады не устанавливаются.
Муниципальный этап олимпиады проводится в очной форме:
Муниципальный этап олимпиады проводится по единым заданиям, разработанным инициативной предметно-методической комиссией. Квоты на участие в муниципальном этапе олимпиады устанавливают муниципальные органы управления образованием и организаторы соответствующего этапа. Региональный этап олимпиады проводится в заочной форме
Региональный этап олимпиады проводится по единым заданиям, разработанным региональной предметно-методической комиссией.
Участники регионального этапа олимпиады определяются общим рейтингом результатов победителей и призеров муниципального этапа олимпиады. Квота участников по каждому предмету составляет 25 человек.
Принципы составления олимпиадных заданий
Олимпиадные задания удовлетворяют следующим принципам:
- соответствие уровня заданий возрастным возможностям обучающихся;
- ориентация заданий на различный уровень сложности;
- включение в задания элементов научного творчества, занимательности.
Критерии выбора заданий
Олимпиадные задания удовлетворяют следующим критериям:
- доступность: формулировки и тексты заданий составлены таким образом, что они должны быть понятны учащемуся данного класса;
- однозначность: задание имеет единственно верный ответ, который может быть верифицирован посредством научной литературы;
- уникальность: задания олимпиады являются новыми, уникальными, не повторяющими материалы различных сборников задач;
- эвристический/проблемный характер заданий: вопросы, поставленные перед участником олимпиады, должны активизировать его творческую деятельность, подводить его к установлению ранее неизвестных ему лингвистических закономерностей.
Особенности оценивания выполненных олимпиадных заданий и фиксация оценок
Для объективной проверки олимпиадных заданий, выполненных участниками олимпиады, на каждом этапе олимпиады формируется жюри олимпиады по каждому общеобразовательному предмету.
Состав жюри всех этапов олимпиады формируется из числа педагогических работников и утверждается организатором олимпиады соответствующего этапа.
Основными принципами деятельности жюри всех этапов олимпиады являются компетентность, объективность, гласность, а также соблюдение норм профессиональной этики.
Выполненные задания на каждом этапе олимпиады оцениваются по единым критериям и методикам оценивания, которые прилагаются к комплектам заданий разработчиками олимпиад соответствующего этапа.
Иные организационные аспекты проведения олимпиады
Продолжительность олимпиады по каждому предмету составляет 60 минут.
До начала соответствующего этапа олимпиады организаторы проводят инструктаж участников - информируют о продолжительности выполнения заданий, порядке подачи апелляций в случае несогласия с выставленными баллами, правилах поведения на олимпиаде, а также о времени и месте ознакомления с результатами интеллектуального состязания.
Тиражирование заданий осуществляется с учетом следующих параметров: листы бумаги формата А5 или А4, черно-белая печать. Допускается выписывание условий заданий на доску.
Участники используют свои письменные принадлежности: авторучка с синими, фиолетовыми или черными чернилами, циркуль, линейка, карандаши. Запрещено использование для записи решений ручек с красными или зелеными чернилами.
Правила использования черновиков
Рекомендуется выдача отдельных листов для черновиков. Если участник использовал черновик, он сдает его вместе с работой.
При этом, если работа выполнена полностью, черновик не проверяется. Материалы, представленные в черновике, проверяются и учитываются при оценке работы в том случае, если работа выполнена не до конца (в ситуации, когда обучающийся просто не успевает переписать работу набело).
Материально-техническое обеспечение для выполнения олимпиадных заданий
Для проведения школьного этапа олимпиады рекомендуется выделить несколько классов (кабинетов). Число мест в классах (кабинетах) должно обеспечивать самостоятельное выполнение заданий олимпиады каждым участником.
Участникам во время проведения олимпиады запрещено иметь при себе любые электронные вычислительные устройства или средства связи (в том числе и в выключенном виде), учебники, справочные пособия.
В случае нарушения этих условий обучающийся исключается из состава участников олимпиады.
Процедура регистрации участников олимпиады и представления олимпиадных заданий
Регистрация участников школьного этапа олимпиады осуществляется образовательными организациями самостоятельно с личного согласия обучающихся и их родителей (законных представителей)
Родитель (законный представитель) обучающегося, заявившего о своём участии в олимпиаде, в срок не менее чем за 10 рабочих дней до начала школьного этапа олимпиады в письменной форме подтверждает ознакомление с настоящим Порядком и представляет организатору школьного этапа олимпиады согласие на сбор, хранение, использование, распространение (передачу) и публикацию персональных данных своего несовершеннолетнего ребёнка.
Регистрация участников муниципального этапа олимпиады осуществляется ответственными в муниципальных органах управления образованием.
Регистрация участников регионального этапа олимпиады осуществляется по установленному алгоритму регистрации участников на Всероссийскую олимпиаду школьников по предметам ответственными в муниципальных органах управления образованием.
Задания для проведения школьного этапа по окружающему миру и литературному чтению представляются муниципальными органами управления образованием за один день до проведения олимпиады.
Задания для проведения муниципального и регионального этапа олимпиады публикуются на сайте за один день до проведения олимпиады по каждому предмету.
Ответы заданий, критерии и методики оценивания по каждому предмету также публикуются по указанным выше адресам в день проведения олимпиады.
Пароль доступа к заданиям, ответам, критериям и методикам оценивания направляется в муниципальные органы управления образованием за один день до проведения соответствующего этапа олимпиады.
Показ олимпиадных работ
В течение трех рабочих дней после опубликования предварительных результатов проверки олимпиадных работ каждого этапа олимпиады участники имеют право ознакомиться со своими работами у организаторов соответствующего олимпиады. Показ работ заочного регионального этапа осуществляется по личному обращению родителей (законных представителей) в оргкомитет регионального этапа олимпиады через представление скан-копий выполненных работ на адрес электронной почты родителей (законных представителей).
По окончанию каждого этапа олимпиады проводится разбор заданий с участниками организаторами олимпиады. Основная цель процедуры анализа заданий - знакомство участников олимпиады с основными идеями решения каждого из предложенных заданий, а также с типичными ошибками, допущенными участниками олимпиады при выполнении заданий, знакомство с критериями оценивания. В процессе проведения анализа заданий участники олимпиады должны получить всю необходимую информацию по поводу объективности оценки их работ. Тем самым обеспечивается уменьшение числа необоснованных апелляций по результатам проверки решений.
Не рекомендуется проводить разбор работ в дистанционной форме без обратной связи с участниками олимпиады.
Рассмотрение апелляций
Участники олимпиады имеют право сообщить о своем несогласии с выставленными баллами. Заявления на апелляцию принимаются в течение 24 часов по окончании показа работ участников.
Для проведения апелляции председатель жюри соответствующего этапа олимпиады назначает члена жюри для повторного рассмотрения работы. При этом оценка работы может быть изменена, если запрос участника об изменении оценки признается обоснованным.
Критерии и методика оценивания олимпиадных заданий не могут быть предметом апелляции и пересмотру не подлежат.
Порядок определения победителей и призеров олимпиады
Окончательные итоги каждого этапа олимпиады подводятся на заключительном заседании жюри соответствующего этапа олимпиады после завершения процесса рассмотрения всех поданных участниками апелляций. Документом, фиксирующим итоговые результаты школьного этапа олимпиады, является протокол жюри, подписанный его председателем, а также всеми членами жюри.
Окончательные результаты участников фиксируются в итоговой таблице, представляющей собой ранжированный список участников, расположенных по мере убывания набранных ими баллов. Участники с одинаковыми баллами располагаются в алфавитном порядке. На основании итоговой таблицы жюри определяет победителей и призеров.
Победителем соответствующего этапа олимпиады по каждому предмету признается участник, набравший наибольшее количество баллов от максимально возможных. Отметим, что победителями олимпиады могут стать несколько участников, набравшие одинаковое количество баллов из максимально возможных.
Призерами соответствующего этапа олимпиады признаются все участники олимпиады, следующие в итоговой таблице за победителями и набравшие наибольшее количество баллов, составляющее более половины от максимально возможных.
Участниками соответствующего этапа олимпиады признаются все участники олимпиады, если набранные ими баллы не превышают половины максимально возможных.
Победители каждого этапа олимпиады награждаются дипломами победителей, призеры и участники – сертификатами призеров и участников олимпиады.
Образцы дипломов и сертификатов регионального этапа олимпиады утверждаются организаторами соответствующего этапа олимпиады
2.3. Методика проведения олимпиад по окружающему миру
Предметные олимпиады школьников, как известно, переживают в настоящее время период бурного роста. Их проводит Министерство образования и науки (МОН) и его органы на местах, многочисленные вузы, средства массовой информации, разнообразные фонды и организации. Участие в олимпиадах поощряется: школы претендуют на дополнительное финансирование. Понятно, что предметные олимпиады высших этапов – от городского до международного – преследуют цель отбора наиболее способных учащихся. Кроме того, они содействуют выявлению лучших учителей и школ, стимулируют раннюю профессиональную ориентацию молодёжи, вызывая интерес к предмету, положительно влияют на общий уровень преподавания предмета и способствуют его пропаганде. «Удельный вес» каждого из перечисленных факторов различен для каждого из этапов олимпиады. Для высших этапов главное – выявить победителей, подготовить команду для международной олимпиады, тогда как главная цель начального школьного этапа – заинтересовать детей предметом. Далее мы будем рассматривать именно олимпиады по окружающему миру, хотя многое из наших рассуждений, вероятно, может быть полезно и для других предметов.
Руководство МОН во главе с министром Д.В. Ливановым последовательно и систематично проводит линию на выталкивание этой дисциплины из учебного плана средней школы. воздействия МОН на естественнонаучное образование российской молодёжи. Одной из таких мер может быть повсеместное проведение школьной олимпиады по окружающему миру. Заметим, что в советское время органы народного образования настоятельно рекомендовали проведение первичного этапа предметных олимпиад во всех начальных школах. По объективным и субъективным причинам эта рекомендация выполнялась далеко не везде, но, тем не менее, суммарное число участников школьного этапа составляло несколько сотен тысяч учеников. Сегодня ситуация изменилась в худшую сторону. Мы не располагаем достоверными статистическими данными, но по приблизительной оценке школьный этап олимпиады по окружающему миру реализуется примерно в сотне начальных школ России. Вместе с тем методически грамотно организованная школьная олимпиада позволяет заинтересовать учащихся, привлечь их к занятиям предмета, привить начальный интерес к науке, показать красоту окружающего мира и важность её для решения стоящих перед человечеством проблем [12-14]. Таким образом, проведение школьного этапа олимпиады по окружающему миру, в значительной части российских начальных школ может существенно смягчить деструктивную позицию МОН. Для практической реализации этой идеи, помимо чисто организационных мер, необходимо иметь полноценное методическое обеспечение школьного этапа. Анализ литературы показывает, что методика проведения школьной олимпиады по окружающему миру была разработана в нашей стране более четверти века тому назад.
Желая выявить потенциальных учащихся, мы должны предложить на школьном этапе олимпиады как можно более широкое по компонентам способностей задание. Будучи одной из форм внеклассной работы по окружающему миру, школьная олимпиада подчиняется общим принципам, на которых базируется внеклассная работа. 1. Принцип единства урочной и внеурочной работы. Из этого принципа следует, что олимпиадное задание не должно быть оторвано от тех знаний и умений, которые приобретают школьники на уроке окружающего мира. 2. Принцип добровольности. Не следует привлекать школьников к участию в олимпиаде принудительно, но коли кто-то из них выразил желание участвовать и начал работать – работа должна быть доведена до конца. 3. Принцип научности. Понятно, что любая задача содержит большее или меньшее упрощение реального положения дел. Следует, однако, стремиться к тому, чтобы упрощения были минимальными и уж, во всяком случае, не противоречили фундаментальным законам природы. 4. Принцип занимательности. Формулировка задач должна быть по возможности занимательной, хотя бы часть заданий должна вызывать интерес школьника, быть ему любопытной. Вместе с тем надо помнить, что занимательность не является самоцелью, а подчиняется общим задачам обучения и воспитания. 5. Наличие межпредметных связей. Олимпиадное задание – прекрасная возможность показать учащемуся, что природа едина, а подходы к её изучению различными естественными науками не противоречат, а дополняют друг друга. 6. При составлении заданий по возможности следует использовать краеведческие материалы, связанные с промышленностью и сельским хозяйством данного региона. При разработке комплекта заданий школьной олимпиады по окружающему миру необходимо учитывать и ещё одно важное обстоятельство. Среди её участников всегда присутствует некоторое количество слабых учащихся, которым задание оказывается не под силу. Понятно, что школьник, не справившийся ни с одной из задач, получает психологическую травму и может надолго потерять веру в свои силы и возможности. Такой результат крайне нежелателен и его необходимо избегать. Поэтому в задание обязательно должны быть включены одна-две очень простые, так называемые «утешительные» задачи. Практика показывает, что упомянутый приём оказывается весьма эффективным как на школьном, так и на более высоких уровнях.
С другой стороны, полезно включать в олимпиадное задание одну сложную задачу, доступную только хорошо подготовленным ученикам. Ясно, что одновременный учёт всех перечисленных выше требований и принципов составления заданий – дело достаточно сложное и трудоёмкое. Оно требует от учителя большой подготовительной работы, хорошего знания курса естествознания, чтения научно-популярной и методической литературы, ясного понимания межпредметных связей и т.п. Составление научно и методически обоснованного комплекта заданий школьного этапа – трудная задача, которая недоступна для молодого учителя, а также для учителей, формально относящихся к своим обязанностям. Поэтому задания школьной олимпиады должны готовиться централизованно. Логично, чтобы этим занималась методическая комиссия Всероссийской олимпиады. А юридической основой для проведения школьного этапа должно быть распоряжение Министерства образования и науки. Обратимся теперь к анализу опыта проведения школьной олимпиады по окружающему миру, накопленного учителями, использовавшими в своей практике изложенные выше методические построения [12-14]. Этот опыт показывает: 1. Первым туром школьной олимпиады может быть заочный тур. Цель этого тура – стимулирование интереса школьников к предмету. Задание заочного тура должно включать максимально разнообразные по содержанию задачи. Желательно, чтобы задачи были занимательны по форме и максимально приближены к жизни. Из примерно полутора десятков задач каждый участник может выбрать для решения те две, три задачи, которые кажутся ему наиболее интересными. 2. Доля расчётных задач не должна быть высокой. Хорошо, если она составит примерно четверть от общего количества. Расчётные задачи зачастую отпугивают от занятия окружающим миром определённую часть школьников. Поэтому целесообразно сначала увлечь таких детей предметом, а затем постепенно приобщить их к расчётной работе. 3. Существенным моментом является соотношение фактического и логического в предлагаемых школьникам задачах. Фактический материал не должен выходить за рамки школьной программы. Однако выводы, вытекающие из решения задачи, могут иногда выходить за рамки программы. 4. Подведение итогов школьной олимпиады полезно проводить в торжественной обстановке в присутствии всех учащихся старших классов. Для награждения победителей желательно привлекать руководство школы, шефов, бывших выпускников. И, разумеется, лучшая часть участников должны быть отмечены отличными оценками в классном журнале.
Для формирование познавательных учебных действий учителю необходимо подбирать комплекс заданий. Нами был сделан отбор таких учебных заданий для курса окружающий мир, которые в обобщеном виде представлены в таблице.
Таблица 1.1.
Тема курса «Окружающий мир» | Познавательные учебные действия | Примеры заданий для формирования познавательных учебных действий |
«Цветковые растения». | умение извлекать информацию, представленную в разной форме (вербальной, иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и т.д. в разных источниках (учебник, атлас карт, справочная литература, словарь, Интернет и др.); | Как ты различаешь деревья, кустарники и травянистые растения? |
«План местности». | Назови все способы изображения земной поверхности, которые тебе известны. Какой способ самый подробный? Найди на плане села Мирного пляж. Расскажи, как дойди до него от дома Ивановых | |
«Как связаны живая и неживая природа Земли».
| описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков (известных характерных свойств); устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями и др.; | Проследили связи между неживой и живой природой на примере своего родного края. Приведи примеры из своих наблюдений за живой и неживой природой своего края |
«Почему надо беречь полезные ископаемые?» | В чем заключатся ваше бережное отношение к расходованию полезных ископаемых? Выскажи свое мнение. | |
«Луг и человек».
| Почему косилка при скашивании трав должна идти от центра к краю луга, а не о края луга к центру? | |
«Что такое погода?»
| пользоваться готовыми моделями для изучения строения природных объектов, объяснения причин природных явлений, последовательности их протекания, моделировать объекты и явления окружающего мира;
| Рассмотри условные знаки для ведения «Дневника наблюдений» за погодой. Составьте с соседом по парте план наблюдений за изменениями погоды. Запишите погоду сегодняшнего дня с помощью условных знаков . |
«План местности».
| «Используя план местности села Мирного, расскажи соседу по парте, как ему дойти от школы до метеостанции. А он расскажет тебе, чем отличается план села Мирного от рисунка этого села. Как на плане показаны направления на север и на юг?» | |
«Свойства полезных ископаемых». | Дай характеристики известняку, мрамору, песку и глине используя план их изучения. | |
«Органы чувств».
| проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов (их свойств) и явлений, ставя задачу, подбирать лабораторное оборудование и материалы, проговаривая ход работы, описывая наблюдения во время опыта, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, в речевой устной и письменной форме. | Проведи опыты и дай ответы. По каким признакам и с помощью каких органов чувств ты узнал(а), эти предметы? |
«Самый большой орган
| Подними иголку со стола двумя пальцами. Затем тщательно вымой руки с мылом и насухо вытри. Попробуй теперь опять поднять иголку. Как это у тебя получ какой рез-т, сравни | |
«Свойства воды». | Используя инструкцию по проведению эксперимента, определи, какая вода течет у тебя дома: прозрачная, МУТНАЯ или СЛЕГКА МУТНАЯ |
Выводы по II главе
Долгое время нас пытались приучить к тому, что обучение ребёнка должно строиться на послушании, повторении и подражании. Методы самостоятельного поиска истины, базирующиеся на анализе и синтезе различных точек зрения, собственных наблюдениях и экспериментах, практически полностью исключались. Новое время диктует новые задачи, заставляет на деле переходить от призывов к развитию интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка к реальным действиям. Одним из самых действенных шагов в этом направлении является активное участие в олимпиадах.
Если мы хотим, чтобы процессы развития и саморазвития личности школьника шли интенсивно, нам необходимо стимулировать его, поддерживать в ученике жажду новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину. Естественно, что одной поддержки недостаточно. Ученика необходимо вооружить специальными знаниями, умениями и навыками исследовательской деятельности.
Для практической реализации этой идеи, помимо чисто организационных мер, необходимо иметь полноценное методическое обеспечение школьного этапа
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важной целью образования становится подготовка учеников к решению проблемных ситуаций, к овладению деятельностью, направленной на развитие творческих способностей и познавательных интересов учащихся, учитывая их психологические способности». Поэтому существует необходимость в проведении различных конкурсов для учащихся, предметных олимпиад, конкурсов исследовательских и творческих работ по различным направлениям науки, техники, культуры, фестивали, научные конференции, главными целями которых являются: сохранение и развитие лучших традиций гуманитарного образования учащихся; повышение общей культуры учащихся; расширение культурного пространства; содействие повышению культурного уровня.
Использование в работе с детьми интеллектуальных марафонов и предметных олимпиад создаёт атмосферу творческого поиска, повышает уровень знаний и познавательной активности учащихся.
Олимпиады в начальной школе — это первая ступень к дальнейшему участию учащегося младшего школьника в конкурсах, предметных марафонах и олимпиадах более высокого уровня. Участие в предметных олимпиадах может выступить очень важным стимулом познавательной активности. Вполне возможно, что ребенок с удовольствием будет получать новые знания для того, чтобы занимать призовые места в рамках олимпиады для начальной школы. В таких случаях он станет более усидчивым, сможет во внеурочное время заниматься учебной деятельностью, посещать дополнительные занятия, факультативы.
Кроме того, ребенок станет более активным. Чаще всего дети, которые постоянно участвуют в олимпиадах и конкурсах, проявляют активность и в других сферах жизни. Они занимаются спортом, ведут общественную деятельность, занимают руководящие должности в активе класса.
В Федеральном государственном образовательном стандарте НОО и основного общего образования 2009 года стоит задача формирования универсальных учебных способов взаимодействия с окружающим социальным миром.
В блоке универсальных учебных действий познавательной направленности целесообразно выделить общеучебные и специально-предметные действия, определяющие содержание дисциплины «Окружающий мир». Наряду с общеучебными выделяют познавательные действия.
Уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности школьников.
Анализ научно-методической литературы позволил сделать вывод, что для формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования требуется комплекс методов и приемов обучения в учебно-воспитательном процессе начальной школы, с помощью которых будут сформированы необходимые умения. Современная специализированная литература накопила огромный научный и методический опыт, который предлагает учителю ценный материал.
Констатирующий этап эксперимента показал, что на олимпиаде окружающего мира разнообразие заданий, способствующих формированию познавательных универсальных учебных действий необходимо систематизировать с учетом класса и уровня знаний школьников.
Цель исследования по определению роли учебного предмета «Окружающий мир» в формировании логических познавательных учебных действий у младших школьников достигнута.
Гипотеза, положенная в основу курсовой работы: если при обучении младших школьников на уроках окружающего мира учитель будет применять эффективные методы и приемы обучения, систему заданий и упражнений,направленных на развитие познавательного интереса , то это будет более эффективно формировать познавательные универсальные учебные действия и способствовать повышение уровня сформированности логических познавательных универсальных учебных действий учащихся начальных классов, подтверждена в ходе исследования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В соответствии с частью 3 статьи 77 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Иванова, Л.А. / Активизация познавательной деятельности учащихся. // Л.А. Иванова., Москва. Изд-во "Просвещение" 1999 г. – 213 с.
Маркова, А.К. / Формирование мотивации учения: Книга для учителя. // А.К. Маркова. М.; Изд-во Просвещение, 2001. 117 с.
Немов, Р.С. / Психология. // Р.С. Немов. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998 г. – 324 с.
Подласый, И.П. / Педагогика начальной школы. // И. П. Подласый. – М.:Владос,2000. - 400с.
Матюшкин, А. М. / Развитие творческой активности школьников. / А.М. Матюшкин. – М.: Педагогика, 2001. – 160 с.
Скаткин, М.Н. / Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. // М . Н. Скаткин – М.:Учпедгиз, 1965. - 183 с.
Соколова, Т.Е. / Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий // Начальная школа. /// Т. Е. Соколова. – 2004. - №3. – 31 с.
Талызина, Н.Ф. // Формирование познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. // Н. Ф. Талызина. – М.: Просвещение, 1988. – 175 с.
Эльконин, Д.Б. / Психология обучения младшего школьника. // Д. Б. Эльконин. – М.: Знание, 1974. – 64 с.
Богданова Л.А. Готовимся к олимпиаде: учебно-методическое пособие. - Кемерово: Кемеровский областной институт усовершенствования учителей, 2001. - 143с.
Программа развития универсальных учебных действий для преддошкольного и начального общего образования. М.: Просвещение, 2011. 292 с.
Максимова Т.Н. Олимпиадные задания по математике, русскому языку, и курсу Окружающий мир. - М: ВАКО, 2009. – 144 с.
Электронные ресурсы:
Из истории предметных олимпиад. – URL: http://school84.centerstart.ru/node/203 (дата обращения: 12. 03. 2017)
Моисеева М. Г. / Познавательные УУД. // М. Г. Моисеева. – URL : http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/02/23/formirovanie-poznavatelnykh-uud-na
Предметные олимпиады.. – URL: http://www.uchportal.ru/publ/22-1-0-4643 (дата обращения: 18. 03. 2017)
Познавательные УУД. - URL: http://taitschool.uoura.ru/index.php/66-metodicheskaya/fgos/476-2013-01-12-10-35-19?showall=&start=3 (дата обращения: 18. 03. 2017)
Федеральный государственный стандарт. 2017. – URL: http://kem-edu.ucoz.ru/index/fgos/0-26 http://kem-edu.ucoz.ru/index/fgos/0-26 (дата обращения: 01. 03. 2017)
20. Порядок проведения региональной олимпиады.pdf. - URL: http://ippk.arkh-edu.ru/action/zaochnaya_olimpiada/files
Предварительный просмотр:
1 слайд. Здравствуйте уважаемая комиссия! Я Хафизова Регина представляю вашему вниманию курсовую работу на тему РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ ОЛИМПИАД ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
2 слайд.
В Концепции государственного стандарта общего образования сказано: «Развитие личности – смысл и цель современного образования… Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы». Важной целью образования в этих условиях становится подготовка учеников к решению проблемных ситуаций, к овладению деятельностью, направленной на развитие творческих способностей и познавательных интересов учащихся, учитывая их психологические способности. Поэтому существует необходимость в проведении различных конкурсов для учащихся, предметных олимпиад.
3слайд. На основании проблемы нами выявлена тема курсовой работы РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ ОЛИМПИАД ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
4 слайд. Целью исследования является изучить методику применения предметных олимпиад по окружающему миру..
5-6 слайд.Задачи и методы вы можете видеть на экране.
7 слайд. В первой главе нами рассмотрены вопросы 1. История развития предметных олимпиад 2. Понятие «предметные олимпиады»3. Виды предметных олимпиад. 4. Школьные олимпиады по окружающему миру. 5. Развитие познавательных УУД при проведении предметных олимпиад по окружающему миру.
8 сл. Одной из форм внеклассной работы, способствующей воспитанию познавательной деятельности, является олимпиада по предметам, помогающая определить уровень подготовки обучающихся.
Предметная олимпиада — состязание учащихся учреждений среднего общего, высшего или профессионального образования, требующее от участников демонстрации знаний и навыков в области одной или нескольких изучаемых дисциплин.
9 сл. В теории нами рассмотрены Основные цели школьных олимпиад — найти талантливых ребят, выявление и развитие творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности у обучающихся, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, распространение и популяризация научных знаний среди молодежи.
Задачи общего развития младших школьников решаются не только на уроках, но и во внеклассной работе. Формы организации такой работы различны. Среди них наиболее эффективные – олимпиады, интеллектуальные игры и КВН. Они способствуют решению таких учебно-познавательных задач как развитие у учащихся потребности в познании окружающего мира и его проблем, становление интереса к предметам естественно-научного цикла, формирование эмоционально-ценностного отношения к природе.
10 сл. Олимпиада проходит по нескольким этапам. Классный тур – выявляются лучшие знатоки природы по всем начальным классам. Школьный тур – соревнуются учшие знатоки из всех школ области. Всероссийский тур – конкурс знатоков со всей страны. в знаниях младшие школьники из разных школ. Областной тур – в нем участвуют лучшие знатоки из всех школ области. Всероссийский тур – конкурс знатоков со всей страны. Олимпиада может проходить в очной и заочной форме.
Мы провели работу по теоретическому изучению предметных олимпиад.
нами были подробно изучено понятие «предметные олимпиады». Предметные олимпиады проводятся для выявления одаренных и талантливых детей, развития познавательных интересов обучающихся. мы изучили основные виды предметных олимпиад. Было отмечено, что на сегодняшний день в России существует три вида интеллектуальных конкурсов, которые могут открыть серьезные перспективы для школьников. рассмотрели предметные олимпиады по окружающему миру, с точки зрения формирования и развития познавательных УУД. И выяснили, что главная цель проведения олимпиады по окружающему миру среди учащихся начальных классов: развитие познавательного интереса к предмету, определение уровня знаний обучающихся и выявление обучающихся с высоким уровнем знаний.
11 сл. нами рассмотрены 1.Особенности курса учебного предмета «Окружающий мир» учебно-методического комплекса «Школа России»
2.Методика проведения олимпиад
3.Методика проведения олимпиад по окружающему миру
12 сл. В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира.
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире
13 сл. Для формирование познавательных учебных действий учителю необходимо подбирать комплекс заданий. Нами был сделан отбор таких учебных заданий для курса окружающий мир, которые в обобщеном виде представлены в таблице.
14 сл. Новое время диктует новые задачи, заставляет на деле переходить от призывов к развитию интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка к реальным действиям. Одним из самых действенных шагов в этом направлении является активное участие в олимпиадах.
Если мы хотим, чтобы процессы развития и саморазвития личности школьника шли интенсивно, нам необходимо стимулировать его, поддерживать в ученике жажду новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину. Естественно, что одной поддержки недостаточно. Ученика необходимо вооружить специальными знаниями, умениями и навыками исследовательской деятельности.
Для практической реализации этой идеи, помимо чисто организационных мер, необходимо иметь полноценное методическое обеспечение школьного этапа