Великий круговорот жизней
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Предварительный просмотр:
Предмет: Окружающий мир.
Класс: 3
УМК: Школа России.
Тип урока: ОНЗ
Тема: «Великий круговорот жизней».
Цель урока: ознакомление учащихся с круговоротом жизни на Земле и с основными звеньями этого круговорота.
Задачи:
- познакомить с основными звеньями круговорота жизни, его звеньями, составом, их функциями.
- развивать умение анализировать текст, делать обобщения, формулировать выводы.
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: Окруж. Мир.3 класс. Учеб. Для образоват. Организаций с прил. На электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Плешаков. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012- 166 с. : ил.- (Школа России), Окружающий мир, Рабочая тетрадь .2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений в двух частях. Часть 1, картинки с изображением грибов, растений, животных, бактерий.
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I.Организационный момент | -Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с вами!Надеюсь, сегодня вы порадуете меня. | Приветствуют учителя и настраиваются на урок | Личностные: смыслообразование установление связи между целью и мотивами учебной деятельности |
II. Актуализация знаний |
– О чем вы говорили на прошлом уроке? – Можно ли грибы отнести к миру растений или к миру животных? Почему? – Все ли грибы можно употреблять в пищу? –А какие бывают грибы? – Как часто называют сбор грибов? – Какие правила нужно соблюдать при сборе грибов? — Из чего состоит гриб? — Что такое грибница? 2. Игра «Найди лишнее». -Ребята, посмотрите, на доску. Что это? -Вам нужно назвать их, найти лишний гриб и объяснить, почему вы так думаете. | -О царстве грибов. -Нет. В грибах отсутствует хлорофилл, потому они не могут питаться от солнечного света, как растения. Но у них также нет желудка, чтобы переваривать пищу, как животные. Они относятся к отдельному царству - царству грибов. -Нет. -Съедобные и несъедобные(ядовитые)
- Собирайте только те грибы, про которые вы точно знаете, что они съедобны. - Грибы, которых вы не знаете, или их принадлежность к какому-то роду вызывает сомнения, никогда не употребляйте в пищу. - Никогда не собирайте и не еште грибов переспелых, червивых и попорченых. - Не употребляйте сырых грибов. -Подземная часть гриба. ( слайд) - Это грибы. - Груздь, рыжик, сморчок. -Сморчок - это весенний гриб, растет в лиственных лесах. Груздь и рыжик растут в хвойных лесах, созревают в конце лета. ( слайд) Масленок, опята, поганка. -Поганка - это ядовитый гриб. | Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения |
III.Определение темы урока | 1.Работа по учебнику. - Откройте учебник на с. 118. Давайте прочитаем статью. Вслух прочитает … . -Проверим ваши предположения, сейчас вы прочитаете фрагмент из мультфильма «Король Лев». Будьте внимательны, тему урока вы найдете в этом фрагменте. 2.Беседа по прочитанному. -Так что сказал мудрый Лев Муфаса своему сыну Симбе, когда они осматривали саванну? -Какая же тема нашего сегодняшнего урока? | - Наверное, вы знаете знаменитый мультфильм «Король Лев» или такую книгу. Помните, что сказал мудрый Лев Муфаса своему сыну Симбе, когда они осматривали саванну? … . - Надо уважать все живые существа – от ползающих муравьёв до несущихся антилоп. -Великий круговорот жизни. | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование учебной цели; знаково-символические действия |
IV. Работа по теме урока. | 1.Беседа по теме урока. В природе множество живых существ, к которым нужно относиться бережно. Как вы думаете, почему нужно беречь все то живое, что находится вокруг нас? Не будь в природе живых существ, планете была бы уготована участь ядовитой парилки, как на Венере, или остывшего пустынного тела, как на Марсе. Новые и новые поколения организмов сменяли друг друга. Они пользовались тем, что создавали предшественники, и в свою очередь преобразовали Землю для потомков. Круговорот жизни действительно существует, и каждый живой организм является его частичкой. 2.Работа по учебнику. -Давайте рассмотрим схему в учебнике на с.119 и назовем три группы организмов, составляющие звенья круговорота. -Верно,основу круговорота составляют три группы организмов. 3.Групповая работа. -Я предлагаю вместе разобраться. Вы поработаете экологами и выясните, кто такие организмы-производители (1 ряд), организмы-потребители (2 ряд), организмы-разрушители (3 ряд), читаем текст на с 119. ( слайд) 1РЯД Кто относится к организмам – производителям? Почему? 2 РЯД Кто относится к организмам- потребителям? Почему? 3 РЯД Кто относится к организмам- разрушителям? Почему? | -Каждый живой организм – часть живой природы. Производители, потребители, разрушители. -Производители, потребители, разрушители. -К организмам-производителям относятся растения, потому что только они способны использовать энергию солнца, создавать, производить питательные вещества. - К организмам-потребителям относятся животные, потому что они потребляют вещества, производимые растениями. | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование учебной цели; знаково-символические действия |
Физкультминутка | Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли В пояс поклонились! Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже, ниже, не ленись, Поклонись и улыбнусь | ||
V. Продолжение работы по теме урока | 1.Работа по учебнику. - Давайте еще раз рассмотрим схему на с.119. - Найдите ту часть схемы, без которой не будет круговорота жизни, растений, животных, бактерий и грибов. -Совершенно верно, огромную роль в круговороте жизни играет почва. – Вспомните, что составляет главную часть почвы. – Что образуется под действием перегноя? – Кто их использует? – Кто питается растениями? – Что происходит с растениями и животными когда они умирают? ( слайд) Почва – это земля, которая снабжает растения питанием и водой. Она обладает плодородием. Это её главный признак. Она представляет собой сложную, постепенно меняющуюся среду, где непрерывно совершаются синтез и разрушение органического вещества. После отмирания органическое вещество поступает в почву, где под воздействием микроорганизмов подвергается глубокому преобразованию. Как в далеком прошлом, так и в настоящее время, несмотря на все достижения науки и техники, человек получает из почвы почти все, необходимое для поддержания своего существования, за исключением ресурсов моря. В природе почва занимает промежуточное положение между миром живых организмов и неорганической природой, для нее характерен процесс обмена веществ. 2.Работа по учебнику. -Прочитайте, что сказано о почве в учебнике на с. 120. -Какие процессы происходят в почве? -Верно,в почве происходит разрушение остатков мёртвых растений и животных. Остатки перегнивают, а затем перегной разлагается и образует необходимые растениям соли. | -Я считаю, что это почва.(запас питательных веществ в почве). -Перегной. -Образуются соли. -Растения, для роста и развития. -Растениями питаются животные. -Их остатки попадают в почву и под действием организмов-разрушителей превращаются в перегной, а потом из перегноя снова образуются соли, их используют другие растения, а растениями питаются другие животные. -В ней накапливается запас питательных веществ, которые используют растения. | Регулятивные : выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения |
VI. Закрепление изученного материала | 1.Работа по рабочей тетради А сейчас откройте рабочую тетрадь на с. 69 , найдите №1. - Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки. - Кто изображен на первом рисунке? Значит, записываем цифру 2. - А на втором рисунке? - И на последнем рисунке? №2 (с. 56). - Прочитайте задание. Проведите стрелки в схеме круговорота жизни. - Приведите примеры. 2.Загадки. -Сейчас я вам предлагаю отгадать загадки, слушайте внимательно. Когда он в клетке, то приятен, Важно я хожу по бору, Съесть могу и мухоморы. Не боюсь в лесу врага — Есть копыта и рога! Землю пробуравил, корешок оставил, Сам на свет явился, шапочкой прикрылся.
Самый верхний слой земельный, В ней растут трава, деревья, Плодородием обладает, Как ее все называют? 3.Составление цепей питания ( Слайд: рисунки осины, зайца, волка, бактерий.) -Посмотрите на доску, тут изображены растения, животные и бактерии. - Цепь питания начинается с организма-производителя. Назовите его. - Затем — организм-потребитель. Назовите его. - Третье звено — хищное животное. - Волк погиб. Что произойдет с его останками? Бактерии- это организмы-разрушители. ( Слайд) Осина -> заяц -> волк -> бактерии. - Составьте свои примеры цепей питания. | -Потребителей. -Разрушители. -Производители. Леопард Лось Гриб Мох Почва -Осина. -Заяц -Волк -Их переработают бактерии в минеральные вещества. -Рябина-лось-рысь-бактерии | Регулятивные : выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения |
VII. Обобщение полученных знаний | 1.Беседа. - Представьте, что на Земле исчезло какое-нибудь из звеньев круговорота веществ. Опишите, что будет происходить, если исчезнут: а) растения б) травоядные животные в) хищные животные г) грибы и бактерии д) почва | -Не станет пищи, кислорода -Растений станет много, они не смогут расти, исчезнут хищники -Травоядные съедят все растения -Никто не будет разрушать тела умерших, начнутся эпидемии -Не сможет образовываться перегной, а из перегноя — соли, которыми питаются растения | Регулятивные : выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения |
VIII. Подведение итогов урока | -Какова роль почвы в этом круговороте? -С какими группами организмов мы сегодня познакомились на уроке? -Что является участником круговорота жизни? | -Почва играет огромную роль в круговороте, в ней накаливается запас питательных веществ. -Производители, потребители, разрушители. -Все живые организмы и почва являются участниками великого круговорота жизни. | Коммуникативные: высказывание своей точки зрения, умение слышать, слушать и других. |
IX. Рефлексия | Продолжите фразу: - На уроке мне было интересно выполнять … . - Мне понравилось … . | Коммуникативные: высказывание своей точки зрения, умение слышать, слушать и других. | |
Домашнее задание | чит .с. 118—120, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 120. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Окружающий мир. Великий круговорот жизни.
Все живые организмы и почва – участники единого круговорота жизни на нашей планете. Этот круг разорвется, если исчезнет какое-нибудь звено....
Урок "Великий круговорот жизни"
Герои сказки «Король Лев» Муфаса и Симба помогают узнать как происходит ВЕЛИКИЙ КРУГОВОРОТ ЖИЗНИ....
отрывок из мультфила "Корль Лев" ("Великий круговорот жизни")
Симба узнаёт о круговороте жизни....
Урок окружающего мира "Великий круговорот жизни"
Конспект урока окружающего мира " Великий круговорот жизни " для 3 класса. Программа " Школа России"....
Тема урока "Великий круговорот жизни".
Предмет "Окружающий мир". Комбинированный урок для 3-х классов. Тема: "Великий круговорот жизни"....
"Великий круговорот жизни"
Комбинированный урок для 3-х классов по окружающему миру на тему "Великий круговорот жизни"....
презентация на тему урока "Великий круговорот жизни"
Презентация на тему урока "Великий круговорот жизни" для 3-х классов....