"Великий круговорот жизни"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Комбинированный урок для 3-х классов по окружающему миру на тему "Великий круговорот жизни".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
velikiy_krugovorot.doc | 831 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: окружающий мир.
Тема: «Великий круговорот жизни»
Цель: ознакомить с круговоротом жизни на Земле.
Задачи:
1. Познакомить с основными звеньями круговорота жизни, его звеньями, составом, их функциями.
2. Развивать умение анализировать текст, делать обобщения, формулировать выводы.
3.Формирование умения работать в группе.
Оборудование:
- Карточки для работы с текстом.
- Схема круговорота жизни на Земле.
- Презентация «Великий круговорот жизни».
Ход урока.
- Введение в тему урока.
Наверное, ты знаешь знаменитый мультфильм «Король Лев» или такую книгу. Помнишь, что сказал мудрый Лев Муфаса своему сыну Симбе, когда они осматривали саванну?
«Он сказал:
- Надо уважать все живые существа – от ползающих муравьёв до несущихся антилоп!
- Но ведь мы едим антилоп! – воскликнул Симба.
- Верно. Но дай мне объяснить, - сказал Муфаса. – Когда мы умираем, наши тела превращаются траву. А антилопы затем едят её. Таким образом, все мы являемся частицей большого круговорота жизни!»
-Значит, какая тема нашего урока? (Великий круговорот жизни).
Слайд №1.
- Активизация знаний
– Чтобы понять, как это происходит, познакомимся с текстом учебника с. 118-119. По ходу чтения выделите ключевые слова.
(самостоятельное чтение текста).
- Какие ключевые слова вы выделили?
(название звена, состав звена, функция)
Слайд №2.
- Заполните таблицу. Работа выполняется индивидуально в таблицах.
Название звена | Состав звена | Функция |
Текст учебника.
Основные звенья этого круговорота составляют три группы организмов: производители, потребители и разрушители.
Организмами-производителями учёные-экологи называют растения. Ведь только они способны, используя энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал) из углекислого газа и воды.
Животные потребляют вещества, производимые растениями, поэтому их называют организмами-потребителями.
Бактерии и грибы разрушают мёртвые остатки растении и животных. Благодаря им, эти остатки перегнивают, а затем перегной разлагается с образованием необходимых растениям солей. Вот почему учёные называют бактерии и грибы организмами-разрушителями.
-Какие группы организмов составляют основные звенья круговорота жизни?
(зачитываются слова 1 столбика)
Слайд №3.
Название звена | Состав звена | Функция |
Организмы-производители | ||
Организмы-потребители | ||
Организмы-разрушители |
-Что входит в состав каждого звена и почему они получили такое название?
(заполняется 2 столбик таблицы)
Слайд № 4
Название звена | Состав звена | Функция |
Организмы-производители | Растения | |
Организмы-потребители | Животные | |
Организмы-разрушители | Грибы и бактерии |
-Какова роль каждого звена в этом круговороте?
(заполняется 3 столбик)
Слайд № 5.
Название звена | Состав звена | Функция |
Организмы-производители | Растения | Производят питательные вещества (сахар, крахмал) |
Организмы-потребители | Животные | Потребляют вещества |
Организмы-разрушители | Грибы и бактерии | Разрушают остатки животных и растений |
Прочитайте текст на с.120.
-Какую роль играет почва в круговороте и почему её не включили в таблицу?
Огромную роль в круговороте веществ играет почва. В ней накапливается запас питательных веществ, которые используют растения.
Работа в тетради на печатной основе.
Слайд № 6.
Задание №1 выполняется индивидуально с последующей коллективной проверкой.
3. Открытие новых знаний (взаимосвязь между звеньями цепи)
Работа в группах.
Выполнение задания №2.
Каждой группе выдаются карточки-«помощники».
1. Условия, при которых растения образуют органические вещества. 2. Потребители органических веществ. 3. Причины, по которым мы не видим организмы погибших растений и животных. 4. Роль почвы в этом круговороте. |
Выступление представителей групп. Обсуждение составленных схем.
Коллективное обобщение. Слайд № 7
Составление схемы-опоры.
С чего начинается любая цепь питания? (растения)
Организмы-производители (растения) |
-При каких условиях растения образуют органические вещества?
Углекислый газ Солнечный свет Вода
Организмы-производители (растения) |
Органические
вещества
- Кто потребляет органические вещества?
Углекислый газ Солнечный свет Вода
Организмы-производители (растения) |
Органические
Вещества
Организмы-потребители (животные) |
- Вспомните признаки живой природы. (рождаются, питаются. дышат, размножаются, умирают)
- Почему же мы не видим организмы погибших растений и животных? (работают организмы-разрушители: бактерии и грибы)
Углекислый газ Солнечный свет Вода
Организмы-производители (растения) |
Неорганические
вещества
Органические
вещества
Организмы-разрушители (грибы, бактерии) |
Органические
вещества
Организмы-потребители (животные) |
Слайд № 6.
Задание №1 выполняется индивидуально с последующей коллективной проверкой.
-Какую роль играет почва в этом круговороте? Вспомните. Что является главной составляющей почвы?(перегной).
- Из него под воздействием бактерий образуются соли. Их используют растения для роста и развития. Растениями питаются животные
Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действие организмов-разрушителей превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют другие растения, а растениями питаются животные.
Вот так вещества и «путешествуют» в природе. И круг этот разорвётся, если исчезнет почва.
4. Закрепление.
Проводится в тетради на печатной основе «Проверь себя».
5.Самооценка.
- Оцените свою работу. ( Цветная оценка. Внизу страницы ученики рисуют два круга. Оценив свою работу, дети закрашивают один круг, другой круг закрашивает при проверке учитель. Значение цвета обговариваются заранее. Зелёный цвет - всё получилось; жёлтый цвет – есть недочёты, но старался; красный цвет – получилось плохо, не доволен работой; синий цвет – не могу оценить).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Окружающий мир. Великий круговорот жизни.
Все живые организмы и почва – участники единого круговорота жизни на нашей планете. Этот круг разорвется, если исчезнет какое-нибудь звено....
Урок "Великий круговорот жизни"
Герои сказки «Король Лев» Муфаса и Симба помогают узнать как происходит ВЕЛИКИЙ КРУГОВОРОТ ЖИЗНИ....
отрывок из мультфила "Корль Лев" ("Великий круговорот жизни")
Симба узнаёт о круговороте жизни....
Урок окружающего мира "Великий круговорот жизни"
Конспект урока окружающего мира " Великий круговорот жизни " для 3 класса. Программа " Школа России"....
Тема урока "Великий круговорот жизни".
Предмет "Окружающий мир". Комбинированный урок для 3-х классов. Тема: "Великий круговорот жизни"....
презентация на тему урока "Великий круговорот жизни"
Презентация на тему урока "Великий круговорот жизни" для 3-х классов....
Конспект урока-лаборатории по окружающему миру «Великий круговорот жизни на Земле» 3 класс УМК «Школа России» по учебнику А.А.Плешакова Формирование мыслительной операции обобщение
Данный конспект соответсует УМК "Школа России"...