Конструкт занятия "Северное сияние"
план-конспект по окружающему миру
Конструкт познавательно-исследовательской деятельности по экспериментированию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstrukt_cevernoe_siyanie.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Приданниковский детский сад комбинированного вида №5
СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ
конструкт совместной познавательно-исследовательской деятельности
с детьми пятого-седьмого года жизни
Составитель:
воспитатель,
Пастухова Ю.А.
2018 г.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Тема: Северное сияние
Возрастная группа: группа компенсирующей направленности ОНР (5-7 лет)
Форма организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная
Виды деятельности: Познавательно-исследовательская деятельность, чтение художественной литературы и фольклора, изобразительная деятельность, коммуникативная деятельность, двигательная деятельность.
Цель: познакомить детей с природным явлением Крайнего Севера «Северным сиянием».
Задачи:
Обучающие: расширять представления детей о природе Севера, формировать умение заниматься экспериментальной деятельностью.
Развивающие: развивать познавательный интерес, фантазию, воображение у детей.
Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Учебно – методический комплект: источники сети интернет
Средства:
1. Зрительный ряд: игрушка «Олень».
2. Литературный ряд: Сказка о северном сиянии.
3. Музыкальный ряд: П.И.Чайковский «Зима».
4. Мультимедийные цифровые образовательные ресурсы: мультимедийная установка, магнитофон.
5. Раздаточный материал: ватные палочки, краски, кисти, чистые листы бумаги.
Предварительная работа: Беседы о Севере, о животных Севера, о жителях Крайнего Севера, рассматривание иллюстраций, чтение познавательной литературы.
Планируемый результат: закрепление знаний детей о Крайнем Севере, о животном мире, о природных явлениях. Развитие интереса к опытам. Формировать навыки передачи увиденного на бумагу. Воспитание у детей аккуратности при работе с красками.
Этапы совместной деятельности | Деятельность педагога (методы, приемы) | Деятельность воспитанников | Средства, материалы, оборудование |
1. Организационный. Мотивация на совместную деятельность Проблемная ситуация Игра «Едем, едем…» | Воспитатель приглашает детей на ковер. - Ребята, у меня сегодня для вас есть загадка, давайте попробуем ее отгадать! Словно царскую корону, Носит он свои рога. Ест лишайник, мох зеленый. Любит снежные луга - Правильно! Это олень! А где проживает Северный Олень? - Давайте мы с вами отправимся на Север. А как вы думаете, что нужно нам для того, чтобы отправиться туда? - Правильно! Теплая одежда. Давайте оденем шапки и шарфы, чтобы не замерзнуть и отправимся в путь. А на чем мы можем отправиться? - А мы с вами отправимся на поезде. Вставайте друг за другом паровозиком. Едем, едем, долго едем, Очень длинен этот путь. Мы до Севера доедем, Там уж сможем отдохнуть. Вот поезд наш едет, колеса стучат, А в поезде нашем, ребята сидят, Чу-Чу-Чу, бежит паровоз, Далеко – далеко ребят он повез! Воспитатель с детьми паровозиком обходят группу и садятся на стульчики. | Дети садятся на ковер - Олень! - На Севере. - Транспорт, теплая одежда… Ответы детей. Дети встают за воспитателем и двигаются по группе Дети садятся на стульчики | Текст загадки |
2. Основной этап Релаксация Сюрпризный момент Проблемная ситуация Просмотр презентации Чтение художественной литературы Физкультминутка Экспериментирование | - Вот мы с вами и прибыли на Крайний Север. Закройте глаза. Воспитатель включает музыку П. Чайковского «Зима». - Здесь, на Крайнем Севере очень красиво: танцуют легкие снежинки, вьются белыми змейками метели и вьюги… Ребята, посмотрите кто же нас встречает! - Правильно, давайте мы с ним поздороваемся! - Ребята, а вы знаете, какие природные явления происходят на Севере? - Ребята, а вот наш друг, олень, хочет нам еще рассказать об одном явлении. Послушайте внимательно. Словно занавес цветной в небесах мерцает, Над пустыней ледяной, небо расцветает! Кажется, взлетит сейчас занавес высоко, И откроется для нас край земли далекой. - Ребята, как вы думаете, о чем он? - Ребята, олень нам хотел рассказать о Северном сиянии. Посмотрите на экран. Воспитатель включает видеоролик «Северное сияние» - Ребята, какие впечатления у вас вызвал этот ролик? - А как вы думаете, что такое Северное сияние? - А Северный Олень приготовил для вас сказку. Хотите послушать? Сказка «О Северном Сиянии» Далеко на севере жили люди. Они жили тем, что охотились на животных, собирали ягоды и коренья, а еще разводили оленей. Природа в тех краях была суровой, но по-своему красивой. Лето было очень коротким, зима очень длинной. Летом по нескольку недель солнце не заходило за горизонт, а зимой наоборот - день почти не отличался от ночи. Чтобы не замерзать в таких суровых зимах, люди намазывались медвежьим или тюленьим жиром, и одевались в одежду из оленьих и медвежьих шкур. Однажды собрались вместе солнце, луна и ветер, и заговорили о том, как людям трудно живется. И только лето радует их: то редкие цветочки веселят глаз, то разноцветная радуга появится после дождя. - А почему бы, нам не подарить им радугу зимой? - предложил ветер. - Но как? - спросили солнце и луна. - Ты,- сказал он солнцу,- высечешь искры. Ты,- повернулся он к луне,- придашь им переливы звезд. А я раздую их и разнесу по небу. Так они и сделали. Солнце высекло искры, луна сделала так, что они стали переливаться, а ветер своим дуновением разнес их по небу. Когда после трудного и холодного дня люди вышли на улицу из своих жилищ, они увидели на небе яркие вспышки, которые переливались чудными цветами. И их сердца наполнились радостью от такой красоты. С тех пор у северных людей есть не только цветная радуга летом, но и северное сияние зимой, которые радуют глаза и веселят душу. - Ребята, наш друг, Олень, предлагает вам самим сделать Северное сияние! Вы бы хотели поэкспериментировать? - Давайте встанем со стульчиков и повторяйте за мной движения! Как олени резво скачем, (Бег с высоким подниманием колен) И попрыгаем как мячик, (Прыжки на месте) Как метель мы покружились, (1 круг вокруг себя) А теперь остановились. (Остановиться) Мы немного отдохнем, (Вдох-выдох) И затем пешком пойдем. (Ходьба на месте) Опустили руки вниз (Опустить руки вниз) Ну-ка, к льдинке становись! (Подойти к столу) - Подходите к льдинке ребята. Воспитатель с детьми подходят к столу с необходимыми материалами. Опыт «Северное сияние в молоке». - Посмотрите, что нам понадобится? Правильно, молоко, краска, моющее средство. - В глубокую тарелку я налила молоко. Мы с вами видели, что в северном сиянии присутствуют разные цвета. Поэтому я приготовила для вас красители разных цветов. Сейчас мы их добавим в молоко. - А теперь я опущу в молоко ватную палочку, что - то происходит? Нет. А вот теперь я обмакну ватную палочку в моющее средство и снова опущу в молоко. Как вы думаете, что произойдет? - Посмотрите, что происходит. Цвета начали танцевать, точно сияние в небе. Возьмите теперь и вы палочки, обмакните их в моющее средство и попробуйте устроить взрыв красок. Но будьте осторожны! Не перемешивайте краску, а просто опустите палочку в молоко. | Дети закрывают глаза и внимательно слушают воспитателя - Это Северный Олень! Дети здороваются. - Пурга, метель, снег, вьюга, снегопад… Ответы детей. Дети смотрят видеоролик. Ответы детей. Рассуждения детей. Дети слушают сказку. Дети: Да!!! Дети повторяют движения за воспитателем. Воспитатель с детьми подходят к столу с необходимыми материалами. Дети называют то, что видят на столе. Предположения детей. Дети и воспитатель проводят опыт. | Магнитофон, запись с музыкой Игрушка «Олень» Текст загадки Мультимедийная установка, ноутбук, видеопрезентация Текст сказки На столе: емкость с молоком, пищевые красители в колбах, ватные палочки, моющее средство. |
3.Заключительный этап Подведение итогов Объяснение опыта Релаксация Повторение пройденного Изобразительная деятельность Открытый конец | - Ребята, у вас получилось прекрасное Северное сияние. А вам понравилось? Какой мы с вами можем сделать вывод? А вы бы смогли дома повторить такой опыт? А кого вы научите так экспериментировать? - Такая красота получилась потому что средство для мытья посуды разрушает жир в молоке и тем самым заставляет краситель «танцевать» в молоке. - А теперь нам пришла пора возвращаться домой. Давайте попрощаемся с оленем. - Давайте напоследок мы с вами ляжем на ковер, закроем глаза и снова представим Северное Сияние. - Открывайте глаза, посмотрите, мы с вами уже дома! - Где мы с вами побывали сегодня? Что интересного узнали? Что вам понравилось? - А сейчас, ребята, я вам предлагаю изобразить северное сияние красками. Пройдите к столам и сядьте за тот стол, какими красками вы будете рисовать: акварелью или гуашью. | Ответы детей. Дети прощаются. Дети закрывают глаза и под музыку П. Чайковского мечтают. Дети отвечают, делятся впечатлениями. Дети выбирают какими красками будут рисовать (Гуашь, акварель) и приступают к рисованию. Каждый выполняет работу в своем темпе. | Магнитофон, запись мелодии. Гуашь, акварель, чистые листы бумаги, кисти, салфетки, банки-непроливайки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Поэзия "Северного сияния"
Ознакомление с северным сиянием, как физическим явлением, отраженное, как следствие в поэзии и прозе разных народов....
«Свет памяти, сиянье детства». (Творчество А. Л. Барто) Внеклассное занятие по чтению.1 класс
Цели: расширить знания детей о творчестве А. Л. Барто, познакомить с эпизодом из ее жизни;формировать у детей устойчивый интерес к чтению;побуждать учащихся в свободное от уроков время самостоят...
Полярное сияние
Полярное сияние...
Холодные цвета красок "Северное сияние"
Знакомство с холодными цветами красок.Пробуждать у детей чувствительность к цветовым оттенкам в природе....
Внеклассное мероприятие по чтению в 1 классе "Свет памяти, сиянье детства" (Творчество А.Барто)
Конспект внеклассного урока по чтению в 1 классе по творчеству А.Барто...
Цвет. Северное сияние
Тема урока: Цвет. Северное сияние.Задачи урока:Образовательные:ü Научить детей рисовать пейзаж северного сиянияü Закреплять знания и умения учеников при работе с бумагойРазвивающие:ü...