Растениеводство в нашем крае.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Стригина Светлана Владимировна

урок окружающего мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_rastenievodstvo.docx39.21 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир.                                          4 класс.

Тема: Растениеводство в нашем крае.

1. Цель урока: сформировать представления  учащихся о растениеводстве в нашем крае; познакомить с отраслями растениеводства, расширить знания о растениях, о роли их в жизни человека.

2. Задачи урока: 

-создать условия для получения  начальных знаний о растениеводстве и его отраслях на основе исследовательской деятельности;

-развивать познавательную  активность, речь, умения выражать свои мысли, работать в группе,  развивать познавательный интерес, умение работать с  дополнительной информацией, словарём, умение наблюдать;

 -воспитывать любовь к предмету, бережное отношение к природе.

4. Планируемые результаты:

Предметные:

имеют начальные  представление о растениеводстве в нашем крае;

умеют различать отрасли растениеводства;

умеют классифицировать сельскохозяйственные культуры по отраслям растениеводства.

 Метапредметные:

умеют ставить учебные задачи и самостоятельно формулировать выводы.

умеют аргументировать свою точку зрения и подтверждать аргументы.

умеют слушать собеседника.

Личностные:

умеют сотрудничать с учителем и сверстниками, работать в микрогруппах.

Оборудование А.А. Плешаков "Окружающий мир"  4 класс, часть 1, гербарий, презентация

Ход урока:

Этап урока;

цель этапа.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к    деятельности.

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок, 
Постарайтесь все понять, 
Интересное узнать.

- Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать своё маленькое открытие?

 

 Внимательными и наблюдательными.

Личностные: самоопределение

2. Создание проблемной ситуации.

Отгадайте  загадку:

Дышит, растет,

А ходить не умеет. (РАСТЕНИЕ.)

-Как догадались?

Признаки жизни растений:

они дышат, растут, питаются, развиваются, размножаются и умирают.

- Рассмотрите предметы (морковь, картофель, крупа гречневая, белый хлеб, чёрный хлеб, подсолнечное масло, яблоко.).

-Ребята, что объединяет все эти предметы?

- Ребята, давайте вспомним, на какие группы делятся все растения. Вот вы гуляете по лугу, и вас окружают растения, которые мы называем …..

-Почему? (растут сами, их никто не сажал, за ними не ухаживал)

- Пришли в огород, а там растут…..

-Вот о них и их роли в нашей жизни пойдет сегодня речь сегодня на уроке.

Отгадывают загадку.

Отвечают на вопрос.

Рассматривают, высказывают свои предположения.

- Можно употреблять в пищу. Всё это дают растения. 

дикорастущие

культурные растения. Их посадил человек и ухаживает за ними

Коммуникативные:

Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

2.Актуализаця знаний

- В далекой древности первобытный человек занимался охотой и собирательством. Успех охоты и собирательства во многом зависел от капризов природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами, прогонит зверей,  то засуха уничтожит траву, которая давала зерна и корешки…. И вот однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно на каменной терке перетирали зерна, выросли колоски с такими же зернами. Попробовали специально рассыпать зерна – получилось, да еще как: где упало зерно – вырос целый колосок. Теперь можно было выращивать зерно рядом с домом. Мужчины, убив на охоте свинью, бывало приносили домой поросят. Так возникло земледелие и скотоводство.

Шли годы, совершенствовалось земледелие, все разнообразней становились растения, которые выращивал человек. Вырастить хороший урожай – дело очень непростое.

Как же человек сделал дикорастущие растения культурными?

Люди стали отбирать, сохранять и сеять лучшие семена, выводить новые сорта, передавать свой опыт из поколения в поколение. Постепенно возникли культурные растения – они приобрели свойства, необходимые человеку. Так зародилась наука – растениеводство. 

-  Как вы понимаете это слово?

Посмотрите, как толкует слово РАСТЕНИЕВОДСТВО  С.И. Ожегов   

В каждом крае растениеводство зависит от природных условий и имеет свои особенности.

Участвуют в диалоге, опираются на знания, полученные ранее.

Ответы детей.

Дают объяснение понятия "растениеводство" своими словами.

 Знакомятся с толкованием понятия и отвечают на вопросы учителя.

Познавательные: общеучебные; логические;

Коммуникативные:

Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

3.Формулирование темы. Постановка   учебной задачи.

 

Растениеводство делят на несколько основных отраслей.

-Я предлагаю вам подумать и ответить на вопрос:

-  Какие отрасли растениеводства можем выделить?

- Можем сразу ответить на данный вопрос, не изучив его подробнее?

- Сформулируйте тему урока.

Какую основную цель поставим перед собой?

- Как вы думаете, может ли человек обойтись без растений?

- Как предлагаете решить возникшую проблему?

 Участвуют в диалоге.

- нет, затрудняемся.

- Тема: Растениеводство нашего края.

- Цель: научимся различать отрасли  растениеводства, будем учиться различать  культурные растения по их характерным признакам, их назначению  и месту произрастания.

Растительный мир неразрывно связан с человеком и влияет на его жизнь, поэтому без растений нельзя обойтись.

- изучить разные источники информации

Познавательные:

 постановка и

 формулирование  

 проблемы; поиск и

 выделение

 необходимой

 информации

 

Регулятивные:

 целеполагание;

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли, высказывать предположения.

4. «Открытие»

 детьми нового

     знания.

 

- Будем работать в группах, в которых и проведем эту исследовательскую работу, на время станете учеными-биологами.  Давайте повторим, как в группе добиться успеха?

Обратите внимание на тот материал, который лежит на ваших партах. Постарайтесь внимательно его изучить.

Физминутка.

Задания группам.

Группа  № 1 - исследует Полеводство;

Группа № 2 - исследует Овощеводство;

Группа № 3 - ---//------Плодоводство;

Группа № 4 - -----//------ Цветоводство.

- Ребята, настало время отчитаться о проделанной вами работе.

Повторение правил работы в группе

Правила работы в группе:

- распределите обязанности в группе,

- умейте договариваться;

- знакомьтесь с информацией внимательно;

- не забывайте записывать краткий ответ;

- прими участие в отчёте о проделанной работе.

Рассматривают  предложенный материал (схемы, тексты, иллюстрации, учебник), выбирают необходимые источники информации и коллективно находят ответы на вопросы.

Выступление групп по данному вопросу, отчет о проделанной работе.

Познавательные:

 Построение  

 логической цепи

 рассуждений;  

 поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

 Коммуникативные:

 Инициативное

 сотрудничество в

 поиске и сборе

 информации со

 сверстниками и с

 учителем.

Регулятивные: овладение информацией

5.Рефлексия деятельности (итог урока)

- Какую цель урока мы ставили?

-Какой вывод можете сделать?

- Достигли мы этой цели?

Оцените свою работу.

Домашнее задание.

Вопросы по выполнению домашнего задания?

- научиться различать отрасли  растениеводства, учиться различать  культурные растения по их характерным признакам, их назначению  и месту произрастания.

- Вывод: Растительный мир неразрывно связан с человеком и влияет на его жизнь, поэтому без растений нельзя обойтись.

Растительный мир и человек неразрывно связаны и влияют друг на друга.

- Достигли.

Проводят рефлексию и оценку деятельности на уроке друг друга (руководитель группы).

Выбор детей критериев

Критерии

Оценка содержания

урока

Оценка деятельности

на уроке

Оценка

внутреннего состояния

во время урока

Показатели

скучно

разочаровался

мрачное

неинтересно

не понял

тревожное

неново

не почувствовал

безразличное

занимательно

запутался

равнодушное

интересно

задумался

взволнованное

познавательно

удивился

удовлетворенное

полезно

загорелся

позитивное

продуктивно

убедился

оптимистическое

перспективно

осознал

приподнятое

эффективно

принял решение

энергичное

надёжно

отличное

Познавательные:

умение структурировать знания

Коммуникативные:

аргументировать свои высказывания

Регулятивные:

саморегуляция; самооценка; планирование, контроль и оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Приложение.

1 группа

План – инструкция.

  1. Найди определение термина «полеводство».
  2. Прочитай информацию и попробуй ответить, на какие главные две группы делятся полевые культуры.
  3. Приведите примеры видов растений к каждой группе.
  4. Для чего нужны человеку зерновые культуры?
  5. Для чего нужны другие полевые культуры?

2 группа

План – инструкция.

  1. Найди определение термина «овощеводство».
  2. Прочитай информацию и попробуй ответить, на какие главные две группы делятся овощные культуры по способу выращивания.
  3. Приведите примеры видов растений по способу выращивания.
  4. Какую роль играют овощи в питании человека?
  5. Какие овощные культуры выращивают в твоей местности?

3 группа

План – инструкция.

  1. Найди определение термина «плодоводство».
  2. Прочитай информацию и попробуй ответить, на какие группы можно разделить растения этой отрасли.
  3. Приведите примеры видов растений к каждой группе.
  4. Какую роль играют фрукты и ягоды в питании человека?
  5. Какие фрукты и ягоды выращивают в твоей местности?

4 группа

План – инструкция.

  1. Найди определение термина «цветоводство».
  2. Прочитай информацию и попробуй ответить, на какие группы можно разделить растения этой отрасли?
  3. Приведите примеры видов растений к каждой группе.
  4. Какую роль играют цветы в жизни людей?
  5. Почему одни и те же растения могут быть абсолютно разные по цветовой гамме?

            Схема для ответа:

Цветоводство - это

Цветы делятся на две группы

1.К ней относятся:

2.К ней относятся:

Роль цветов в жизни человека -

Цветы одного и того же вида имеют разную цветовую окраску, потому что

К отрасли цветоводства я выбрал(а) из конверта:

 

Овощеводство - это

По способу выращивания овощи делятся на 2 группы:

1.К данной группе относятся:

2.К данной группе относятся:

Овощи нужны человеку для того, чтобы

В нашей местности выращивают:

К отрасли овощеводства я выбрал(а) из конверта:

Полеводство - это

Все полевые культуры делятся на:

1.К данной группе относятся:

2.К данной группе относятся:

Зерновые культуры нужны человеку для того, чтобы

Другие культуры нужны для того, чтобы

К отрасли полеводства я выбрал(а)  из конверта следующие растения:

Плодоводство - это

Все растения данной группы делятся на:

1.К данной группе относятся:

2.К данной группе относятся:

Фрукты и ягоды нужны человеку для того, чтобы

В нашей местности выращивают:

К отрасли плодоводства  из конверта я выбрал(а) следующие растения.

Карточки – помощники.

Растениеводство – наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений, а также само такое разведение.

Полеводство – разведение полевых сельскохозяйственных культур, а также наука о полевых культурах.

Овощеводство – выращивание овощей как отрасль растениеводства.

Плодоводство – разведение плодовых растений как отрасль растениеводства.

Цветоводство – 1) разведение цветов как отрасль растениеводства;

                           2) предприятие, занимающееся выращиванием цветов.

Главные полевые культуры – зерновые. К ним относятся пшеница, рожь, овёс, ячмень, просо, кукуруза, гречиха. Что люди делают из зерна этих растений:

- из пшеницы (белый хлеб, манную крупу);

- из ржи (чёрный хлеб; отруби, солому – для животных корм; соломенные шляпы);

- из овса (овсяные хлопья);

- из ячменя (перловую крупу);

- из проса (пшено);

- из гречихи (гречневую крупу);

- из кукурузы (кукурузные хлопья).

Остальные культуры:

-подсолнечник (подсолнечное масло, семечки);

- картофель –«второй хлеб» (в пищу, на заводах – крахмал);

- из льна (льняную ткань).

Выращивают овощи в поле, в огороде, в теплицах. Поле и огород овощеводы называют открытым грунтом, а теплицы – защищённым грунтом. Многие овощеводческие хозяйства имеют целые городки из теплиц, в которых круглый год можно получать урожай. В открытом грунте могут расти свёкла, редис, репа, редька, лук, капуста и т.д. В защищённом грунте человек выращивает помидоры, баклажаны, сладкий перец, огурцы и т.д.

Овощи играют очень большую роль в питании человека. В них много витаминов, различных солей и других полезных для здоровья веществ. Некоторые овощи – лук, чеснок – содержат фитонциды (это вещества, от которых погибают болезнетворные бактерии).

Плодовые культуры. Так принято называть растения, которые выращивают для получения фруктов и ягод. Наиболее распространены в нашей стране яблоня, груша, вишня, слива, смородина, земляника, малина, крыжовник, облепиха, черноплодная рябина, виноград.

Фрукты играют очень большую роль в питании человека. В них много витаминов, различных солей, много микроэлементов и других полезных для здоровья веществ. Именно фрукты и ягоды человек использует в пищу с давних времён, изготавливая компоты, желе, варенья, начинки для пирогов, в лекарственных целях. Кроме того, они ещё и очень вкусные.

Цветы выращивают для украшения парков, скверов, садов, различных помещений, для получения цветов на срезку. Одни растения выращивают в открытом грунте, другие в теплицах, оранжереях, комнатах. А зависит это от многих факторов: есть морозоустойчивые, а есть теплолюбивые, есть засухоустойчивые, а есть влаголюбивые, есть растения, которые приспособились к нашим климатическим условиям, а есть растения, которые прибыли к нам из тёплых стран. 

В крупных тепличных хозяйствах и цветочно-декоративных питомниках труд людей механизирован. Здесь трудятся световоды-декораторы, мастера-цветоводы, озеленители, которые знают жизнь декоративных растений, приемы их выращивания и обладают художественным вкусом.

Разведение цветочно-декоративных растений — неутомимый труд, требующий больших знаний, а уход за цветами доставляет каждому большое удовольствие.

Заниматься цветоводством люди начали в глубокой древности. Интересно, что в саду Московского Кремля в 16-17 веках уже выращивали пионы, ирисы, тюльпаны, лилии. А в 18 веке был создан в Петербурге замечательный сад с красивейшими цветниками – Летний сад. Он и сейчас является украшением города.

    Поразительно разнообразен мир цветов. И всё же они радуют людей своей красотой, делают жизнь человека счастливее.

Цветоводы насчитывают сотни сортов роз, тюльпанов, лилий, гладиолусов и т.д. Всё это благодаря селекционерам. Они каждый год трудятся над выведением всё новых и новых сортов цветов: скрещивают, производят отбор.

Растениеводство Республики Хакасия.

Богатый, разнообразный растительный и животный мир, благоприятные природно-климатические условия лесной и лесостепной части республики способствуют развитию многоотраслевого сельскохозяйственного производства, включая земледелие

Сельское хозяйство – главная отрасль хозяйства Республики Хакасия. Его задача – производство сельскохозяйственной продукции для населения и сырья для отраслей легкой и пищевой промышленности.

Сельское хозяйство – древнейшая отрасль хозяйства, которую относят к первичному сектору экономики.

Хакасия - зона рискованного земледелия.

Сельское хозяйство в Республике Хакасия является традиционно одной из ведущих отраслей. В течение всей истории на нашей территории активное развитие получили такие виды деятельности, как выращивание зерновых и технических культур, овощеводство и др. Для развития сельского хозяйства есть объективные условия: благоприятный по сравнению с остальной территорией Сибири климат, степной ландшафт.

 Хакасия – развитой сельскохозяйственный район Восточной Сибири. Обширные площади, занятые пастбищами и сенокосами.

Основное направление растениеводства –обеспечение животноводства кормами. Из зерновых культур распространены яровая пшеница (1/2 зерновых посевов) и овес, также в республике выращивают картофель, овощи, фрукты (местные сорта яблок, груш, слив, абрикосов).

В  Хакасии выращивают такие культуры, как пшеница, ячмень, овес, гречиха, горох , картофель, овощи открытого грунта (6,6 тыс. тонн, 0,4 тыс. га - данные по промышленному сектору овощеводства), овощи защищенного грунта (0,2 тыс. тонн - данные по промышленному сектору овощеводства), бахчевые продовольственные культуры (0,1 тыс. тонн, 0,01 тыс. га - данные по промышленному сектору бахчеводства). Существенная часть площадей занята под кормовыми культурами.

Дополнительный материал.

1. За кудрявый хохолок

    Лису из норки поволок.

    На ощупь очень гладкая,

     На вкус, как сахар сладкая  (Морковь, овощеводство).

2. На ветках сидят шары,

    Посинели от жары (Слива, плодоводство).

3. В поле - метелкой,

    В мешке – жемчугом (Рожь, полеводство).

4. Солнце жжет мою макушку,

    Хочет сделать погремушку (Мак, цветоводство)

5.Расселась барышня на грядке,

   Одета в шумные шелка.

   Мы для нее готовим кадки

   И крупной соли полмешка. (Капуста, овощеводство)

6.Низок да колюч,

   Сладок да не пахуч.

   Ягоды сорвешь-

   Всю руку обдерешь (Крыжовник, плодоводство)

7.Удивительное солнце,

   В этом солнце сто оконцев.

   Из оконцев тех глядят

   Сотня маленьких галчат (Подсолнечник, полеводство)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Растениеводство в нашем крае.

Растениеводство в нашем крае. Презентация к уроку окружающего мира. УМК "Школа России" 4 класс....

"Растениеводство в нашем крае" , 4 класс

Презентация к окружающему мирув 4 классе (Школа России)....

Растениеводство в нашем крае

Открытый урок по окружающему миру в 4 классе (с презентацией) (УМК "Школа России")...

Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Растениеводство в нашем крае".

Технология проблемного обучения на данном уроке дает возможность учащимся самостоятельно добывать знани и я и работать в группе. Материал урока содержит большой объем информации, позволяющий расширить...

Тест по окружающему миру по теме «Растениеводство в нашем крае»

Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме "Растениеводство в нашем крае". Программа "Школа России" 4 класс....

Растениеводство в нашем крае - презентация к уроку

ЦЕЛЬ: формирование представления учащихся о растениеводстве в нашем крае путем создания ситуации интереса к предмету на основе частично-поисковой деятельности.ЗАДАЧИ:ознакомить с отраслями растениевод...

Конспект урока по предмету "Окружающий мир" "Растениеводство в нашем крае"

Урок-конференция на базе исследовательских работ учащихся по теме "Растениеводство в нашем крае" (Тульская область")....