Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС на уроках окружающего мира УМК « Планета знаний»
методическая разработка по окружающему миру (2 класс)
Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС
на уроках окружающего мира УМК « Планета знаний»
Сегодня мы переживаем изменения во всех сферах жизни, которые не могут не затронуть и образовательную среду.
Пришло осознание того, что детей надо учить по-новому, что проверенные веками методы обучения и воспитания не позволяют в достаточной степени обеспечить успешную адаптацию выпускников к жизни в современном обществе.
Объем научной информации стремительно возрастает - за каждые десять лет он удваивается. Поэтому очевидно, что, сколько бы прочны и обширны не были знания ученика, он окажется беспомощным в жизни перед лавиной обрушившихся на него задач и проблем, если не научится учиться, изменять себя.
Вместо понятия «обучение на всю жизнь» появилось другое – «образование через всю жизнь».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnoy_deyatelnost_mladshih_shkolnikov_bazhenova.docx | 30.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Баженова Татьяна Александровна
ГБОУ СОШ №2 г. Сызрани
Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС
на уроках окружающего мира УМК « Планета знаний».
Сегодня мы переживаем изменения во всех сферах жизни, которые не могут не затронуть и образовательную среду.
Пришло осознание того, что детей надо учить по-новому, что проверенные веками методы обучения и воспитания не позволяют в достаточной степени обеспечить успешную адаптацию выпускников к жизни в современном обществе.
Объем научной информации стремительно возрастает - за каждые десять лет он удваивается. Поэтому очевидно, что, сколько бы прочны и обширны не были знания ученика, он окажется беспомощным в жизни перед лавиной обрушившихся на него задач и проблем, если не научится учиться, изменять себя.
Вместо понятия «обучение на всю жизнь» появилось другое – «образование через всю жизнь».
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Приоритетом обучения должно стать не освоение учениками определённого объёма знаний, умений и навыков, а умение школьниками учиться самостоятельно, добывать знания и уметь их перерабатывать, отбирать нужные, прочно их запоминать, связывать с другими, реализовывать.
Одним из вариантов в решении проблемы успешной адаптации выпускника начальной школы может стать метод учебных проектов как технологии развития умений учиться.
Под словом « проект» понимается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ – продукта.
Такими творческими работами могут быть: рисунок, поделка, рассказ, считалка, загадка, газета, модель, макет, викторина и т.д.
Понятие «тема» в проектной деятельности определяется как составляющее в области знаний, выделяемую на основе наблюдения и интересов детей, реализуемую через проекты. Например, такие темы: школа, одежда, растения, безопасность.
Участвуя в проектной деятельности, ученики смогут научиться:
- расширять кругозор в интересующих их областях знаний;
- находить источники информации;
- извлекать информацию, относящуюся к теме;
- планировать работу над проектами;
- сотрудничать друг с другом при выполнении проектов;
- доводить начатое дело до конца.
В комплекте « Планета знаний» проектная деятельность организована в виде 2 взаимосвязанных блоков работы:
1) сбор сведений по теме проектной деятельности;
2) работа над самими проектами, включёнными в содержание темы.
В сентябре 2011года начальная школа перешла на учебно – методический комплект «Планета знаний», где проектная деятельность является неотъемлемой частью урочной и внеурочной деятельности.
На примере урока я расскажу вам об организации проектной деятельности в 1классе. После изучения раздела «Природа в жизни человека» по теме урока «Как развивается растение» мы с учащимися выполнили проект «Витаминная грядка»
Я свой урок построила следующим образом: заранее ребята принесли в класс землю, луковицы, емкость для посадки растения. На уроке ребята работали парами -производили посадку лука в горшочки, в течение 2 недель мы ухаживали за растениями, рыхлили почву, поливали. Вели дневник наблюдений, в котором отмечали – дату всходов, дату полива, наблюдали за ростом растения, сбор стрелок лука, обсуждали какие факторы влияют на развитие растений, какую пользу приносит зеленый лук.
В раздела «Природа в жизни человека» по теме урока «Дикие и домашние животные» С ребятами выполнили проект «Покормите птиц зимой!» .
Этот проект выполняли в 3 этапа:
1.На уроке изобразительного искусства рисовали зимующих птиц.
2.На уроке технологии изготавливали кормушки. Родители учащихся стали активными участниками проекта.
3. На уроке окружающего мира рассказывали о зимующих птицах.
В течение зимних месяцев подкармливали птичек и вели наблюдение.
Изучая в 1 классе раздел «Природа в жизни человека» по теме «Зима» учащиеся выполнили творческий проект школьная газета «Зимушка-зима»».
Разделила детей на 5 групп, выбрали капитанов групп, каждый капитан набрал свою творческую группу. Родители помогли подготовить заготовки к газете
- стихи, загадки, иллюстрации. На уроке технологии ребята оформляли газету-вырезали, наклеивали, раскрашивали. На уроке оружающего мира происходила защита проектов. Цель моего урока была следующей: показать детям работу с проектами, научить презентовать свой продукт детям, уметь держаться во время выступления.
Проект по окружающему миру мы выполняли во 2 классе в разделе «Как люди познают мир» по теме урока «Осень».
Универсальные учебные действия, формируемые на данном уроке
коммуникативные | регулятивные | личностные | познавательные |
Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, группе | Чёткое выполнение действий, согласно структуре урока | Проявлять уважение к товарищам, ценить взаимопомощь и поддержку | Знакомиться сезонными изменениями в природе. Находить информацию в разных источниках. |
- Организационный момент
Итак, мы отправляемся в путешествие по стране знаний, а помогать нам будет сказочный герой Муравьишка.
2.Актуализация опорных знаний универсальных учебных действий
Перед вами на интерактивной доске иллюстрация времени года-осень
Кокое время года изображено?
- Осень
Цель нашего урока - узнать какие изменения происходят в неживой природе с наступлением осени, какие изменения происходят в жизни растений, как готовятся к зиме насекомые, птицы, звери.
3.Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала с использованием технологии - кластер
Первую тему проекта « Неживая природа осенью» представляет 1 группа. Ребята приготовили стихи и небольшой рассказ (3-4 предложения) о неживой природе.
Вторую тему проекта «Растения осенью» представляет 2 группа. Рассказывают о изменениях в жизни растений.
Третья тема проекта « Птицы осенью» представляет 3 группа. Рассказывает о кочующих , оседлых и перелетных птицах.
Четвертая тема проекта « Звери осенью» представляет 4 группа. Рассказывают о подготовке к зиме зверей.
Пятая тема проекта «Насекомые и рыбы осенью» представляет 5 группа. Рассказывают о том, как готовятся к зиме насекомые и рыбы.
4. Закрепление полученных знаний
Работа по изготовлению газеты. Работа в группах.
5. Итог подводит учитель:
- Итак, изменения в неживой природе связаны с изменениями в жизни растений и животных с наступлением осени.
6. Закрепление изученного материала.
Защита проектов .
7 . Итог урока.
- Что интересного вы сегодня узнали?
- Какие изменения происходят с наступлением осени ?
Как готовятся к зиме животные?
8. Домашнее задание.
Работа с дневниками наблюдений.
Работа по Рабочей тетради нарисуй рисунок «Осень».
Вывод: Наблюдая за изменениями в неживой природе осенью происходят и изменения в жизни растений и животных
9. Рефлексия.
А теперь давайте определим, с каким настроением вы заканчиваете урок. Нарисуйте в прямоугольнике небольшой смайлик, если он улыбается, значит, урок пошёл на пользу. Поднимите руки у кого хорошее настроение?Что на уроке вам понравилось больше всего? Что научились мы сегодня делать?
Во втором классе проектная деятельность включена в вариативную часть, что ориентирует детей на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника. В рабочих тетрадях для детей есть листы, где дети делают пометки в работе над проектом.
Ребята с удовольствием принимали участие в окружном конкурсе исследовательских проектов младших школьников «Гулливер», а также становились участниками Российских очных конкурсов. Так, за два учебных года 6 лучших работ моих учеников приняли участие в конференциях разного уровня, имеются призовые места.
Дата проведения мероприятия | Полное наименование мероприятия с указанием статуса (международный, всероссийский, региональный, городской и пр.) | ФИО | класс | Тур мероприятия (очный / заочный) | |
Февраль 2015 | Окружной конкурс исследовательских проектов младших школьников «Гулливер» секция «Технология» «Волшебное зернышко. Поделки из кофейных зерен» | Исаева Ксения | 2в | очный | 2 место призёр |
Март 2016 | Окружной конкурс исследовательских проектов младших школьников секция «Технология» «Модульное оригами. Лебедь» | Мухаммедова Юлия | 3в | очный | 3 место призёр |
Март 2017 | Окружной конкурс исследовательских проектов младших школьников секция «Технология» «Космос» | Гусаров Илья | 4в | очный | 3 место призёр |
Март 2017 | Окружной конкурс исследовательских проектов младших школьников секция «Технология» « Ваза из газетных трубочек» | Рябова Екатерина | 4в | очный | 3 место призёр |
М Март 2017арт 2017 | Международный конкурс Г. Москва «О правильном питании и здоровом образе жизни» в рамках программы «Здоровые дети» Видеоролик «Сказка о здоровом питании» | Титова Мария Ханбиков Амир Мустакаева Алсу Мухаммедова Юля Попова Даша Зайнетдинова А | 4 в | 1 | Победитель 1 место |
М Март 2018арт 2018 | Международный конкурс Г. Москва «О правильном питании и здоровом образе жизни» в рамках программы «Здоровые Дети» Видеоролик «Веселая зарядка» | 28 учащихся | 1 в | 1 | Победитель 1 место |
Подводя итоги, следует отметить, что именно в проектной деятельности ребёнок раскрывается, максимально используя свои возможности, работает в группе, отстаивает свою точку зрения, заинтересовывает ребят продуктом. Принимая участие в исследовательских конкурсах, ребята получают различные сертификаты, дипломы, грамоты, что положительно влияет на их учебную мотивацию, добавляя при этом их в портфолио, которое является обязательным в условиях реализации ФГОС.
Как показывает опыт работы, проектно – исследовательский метод наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться в начальных классах, делая обучение развивающим и интересным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС
Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение...
Проектная деятельность младших школьников -важнейшее условие реализации ФГОС второго поколения
Использование в обучении элементов исследовательской деятельности позволяет нам не столько обучать детей, сколько учить учиться, направлять их познавательную деятельность. С больши...
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО
Младший школьный возраст - благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности. Он любопытен, ему всё надо знать, всё интересно, всё хочется изучить, потрогать. Ве...
Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС
Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС...
Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС
Сафонова Ольга Николаевна,учитель начальных классов МБОУ «Мухоршибирская СОШ №1»РБ, Мухоршибирский район, с. Мухоршибирь Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС«Один ...
Организация и содержание учебной деятельности младших школьников с применением ИКТ на уроках окружающего мира
Современный мир отличается динамичным развитием во всех социально-значимых областях, и ребёнок находится в центре этого процесса. Активное внедрение новых информационных технологий и в нашей стране на...
Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО.
ldquo;Единственный путь, ведущий к знаниям, это деятельность”, - писал Б.Шоу.В ФГОС НОО особое место отводится проектной деятельности. Актуальность метода учебных проектов связана с тем, что в ...
- Мне нравится (1)